Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическое мастерство / профессиональные компетенции / педагогическое сопровождение / наставничество / личностное профессиональное самосовершенствование / pedagogical skills / professional competencies / pedagogical support / mentoring / personal professional self-improvement

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.А. Танцура

В статье представлено исследование проблемных вопросов совершенствования профессионального мастерства преподавателей высшей школы. Особое внимание уделяется направлениям профессиональной деятельности преподавателя, успешное осуществление которых требует постоянного развития профессиональных компетенций. Реформирование системы образования является следствием динамичных технологических изменений в мире, что обусловливает изменение личностных смыслов и ценностей современных преподавателей в отношении профессиональной деятельности, результатом которой является формирование личности студента, способного к самореализации в будущей профессиональной среде. Автором выделяются направления (педагогическое сопровождение, наставничество) позволяющие поменять личностные взгляды и понимание профессиональной деятельности преподавателя, сформировать способность и готовность к развитию профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т.А. Танцура

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING TEACHING SKILLS: PROBLEMS AND SOLUTIONS

The article presents a study of problematic issues of improving professional skills of higher education teachers. Particular attention is paid to areas of professional activity of the teacher, the successful implementation of which requires constant development of professional competencies. Reforming the education system is a consequence of dynamic technological changes in the world, which causes a change in the personal meanings and values of modern teachers in relation to professional activities, the result of which is the formation of the student’s personality capable to self-realize in a future professional environment. The author notes that professional competencies develop gradually in the process of teaching practice and their improving depends on a number of personal characteristics and external factors. The author identifies ways (pedagogical support, mentoring) that make it possible to change personal views and understanding of a teacher’s professional activity, and to form the ability and readiness to develop professional competencies.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»

УДК 378

Tantsura T.A., senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: ttancyra@yandex.ru

IMPROVING TEACHING SKILLS: PROBLEMS AND SOLUTIONS. The article presents a study of problematic issues of improving professional skills of higher education teachers. Particular attention is paid to areas of professional activity of the teacher, the successful implementation of which requires constant development of professional competencies. Reforming the education system is a consequence of dynamic technological changes in the world, which causes a change in the personal meanings and values of modern teachers in relation to professional activities, the result of which is the formation of the student's personality capable to self-realize in a future professional environment. The author notes that professional competencies develop gradually in the process of teaching practice and their improving depends on a number of personal characteristics and external factors. The author identifies ways (pedagogical support, mentoring) that make it possible to change personal views and understanding of a teacher's professional activity, and to form the ability and readiness to develop professional competencies.

Key words: pedagogical skills, professional competencies, pedagogical support, mentoring, personal professional self-improvement

Т.А. Танцура, доц., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: ttancyra@yandex.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

В статье представлено исследование проблемных вопросов совершенствования профессионального мастерства преподавателей высшей школы. Особое внимание уделяется направлениям профессиональной деятельности преподавателя, успешное осуществление которых требует постоянного развития профессиональных компетенций. Реформирование системы образования является следствием динамичных технологических изменений в мире, что обусловливает изменение личностных смыслов и ценностей современных преподавателей в отношении профессиональной деятельности, результатом которой является формирование личности студента, способного к самореализации в будущей профессиональной среде. Автором выделяются направления (педагогическое сопровождение, наставничество) позволяющие поменять личностные взгляды и понимание профессиональной деятельности преподавателя, сформировать способность и готовность к развитию профессиональных компетенций.

Ключевые слова: педагогическое мастерство, профессиональные компетенции, педагогическое сопровождение, наставничество, личностное профессиональное самосовершенствование

Настоящее время существенное влияние на все сферы жизнедеятельности человека оказывают процессы глобализации и цифровизации. Как следствие, меняются критерии требований, которые выдвигаются на рынке труда к современным специалистам, что, в свою очередь, приводит к трансформации системы подготовки профессиональных кадров. Такая ситуация требует преобразования педагогических и методических способов обучения с учетом охватившей мир цифровизации, что непосредственно требует изменения профессиональных ориентиров каждого преподавателя вуза. Отсюда актуальность работы связана с преобразованиями системы высшего образования с учетом изменений в современном мире, что обусловливает исследования путей совершенствования педагогического мастерства преподавателей вуза. Реалии сегодняшнего дня побуждают преподавателя к непрерывному профессиональному саморазвитию, к рассмотрению педагогической деятельности как возможности реализации личностного и профессионального потенциала.

Целью работы является выявление составляющих деятельности преподавателя и определение путей эффективного совершенствования опыта педагогической деятельности. Для достижения этой цели определяются следующие задачи: 1) анализ трудностей развития и совершенствования профессиональных компетенций преподавателя вуза, которые препятствуют качественному преобразованию педагогического опыта; 2) определение наиболее целесообразных способов, представляющих возможность осуществления позитивной трудовой деятельности преподавателей.

Новизна работы заключается в изучении существующего опыта развития профессиональных компетенций преподавателей вуза и определении наиболее эффективных способов совершенствования педагогического мастерства.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что осуществлено уточнение проблемных аспектов повышения уровня педагогического мастерства, представлено определение ключевых видов профессиональной деятельности преподавателя, реализация которых связана с уровнем сформированных умений, владения знаниями, которые выступают критериями оценки профессиональных компетенций преподавателя.

Практическая значимость работы заключается в обобщении идей и позиций по проблеме, определении условий и факторов, влияющих на возможность эффективного повышения уровня профессиональной компетентности преподавателя.

Различные способы совершенствования профессиональной деятельности преподавателя затрагиваются в ряде работ А.П. Жигадло и Н.Н. Брежнев рассматривают возможность использования инновационного педагогического потенциала преподавателей в рамках педагогического сообщества учебного учреждения [1, с. 47]. Авторами предлагается модель преобразования преподавательской деятельности на основе взаимодействия в преподавателями-новаторами и восприятия их опыта инновационной педагогической деятельности с целью повышения эффективности работы педагогического коллектива вуза в целом. Чжан Янь и Лю Хуэй анализируют возможности совершенствования профессиональной компетентности преподавателя. Проблема, по мнению авторов, коренится в устаревшей стратегии подготовки педагогических кадров, поэтому в современных условиях требуется реформа образования в области подготовки преподавателей, компетенции которых будут соответствовать требованиям

настоящего времени, и, с другой стороны, авторы отмечает необходимость постоянного повышения профессиональных компетенций преподавателя с позиции личностного профессионального самосовершенствования. Подчёркивая междисциплинарную связь в процессе преподавания иностранного языка в вузе, авторами предлагается способ повышения педагогической компетентности посредством создание преподавательской команды, которая реализует механизм междисциплинарного и межведомственного взаимодействия различных кафедр, факультетов и, в том числе, иных университетов [2, с. 107].

Характеризуя деятельность преподавателя вуза, отмечается такая особенность работы преподавателя вуза, как многомерность, которая определяется как выполнение одновременно различных взаимосвязанных видов деятельности, направленных на достижение высокого уровня профессионального мастерства и высоких результатов обучаемых, которые являются теми объектами, в отношении которых деятельность преподавателя в целом осуществляется [3, с. 104]. Специфика деятельности преподавателя, многообразие видов взаимоотношений, в которые вступает преподаватель, необходимость постоянной самореализации в научной среде - весь многомерный и многообразный функционал преподавателя можно разделить на три основных блока: образовательно-педагогический, научно-исследовательский и общественно-организационная. Несмотря на то, что наиболее характерной для работы преподавателя является его реализация в педагогической и научной деятельности, немаловажной является его активность в организации деятельности кафедры, которая в большей степени характерна для заведующего кафедрой, его заместителей, но в связи с увеличением объема работы кафедры в настоящее время все чаще привлекаются к участию в организационной деятельности кафедры и преподаватели, имеющие длительный опыт работы в конкретной организации (например, преподаватели в роли ответственных за определенные направления подготовки на кафедре английского языка и профессиональной подготовки Финансового университета при Правительстве РФ, которые осуществляют организационно-методическую деятельность в рамках того направления подготовки, где они задействованы в учебном процессе).

Образовательно-педагогическая функция преподавателя проявляется в деятельности преподавателя, направленной на обучение студентов, оказании помощи в овладении знаниями и умениями, развитие которых определено рабочей программой конкретной дисциплины. Для достижения этого преподавателем осуществляется отбор материалов учебно-методического комплекса дисциплины, определяются стратегии организации учебного процесса с целью глубокого и всестороннего усвоения предлагаемой системы знаний. Эффективность профессиональной деятельности напрямую связана с педагогическими технологиями и методическими приемами, которые преподаватель использует для решения учебных задач. Целью преподавателя является применение таких педагогических и методических приемов и способов, которые способствуют развитию готовности студента к самообучению и постоянному саморазвитию.

Однако следует отметить, что и преподаватель должен быть готовым к применению педагогических и методических приемов и способов, использование которых приведет к росту результатов учебной деятельности студентов. Сложности определения наиболее эффективных приемов и средств связаны с мотивацией преподавателя к процессу развития личности студента, желания профессиональной самореализации посредством профессионального самосовершенствования.

Обычно с проблемами методического планирования и организации учебной деятельности сталкиваются преподаватели, которые сравнительно недавно начали карьеру преподавателя вуза. Следует подчеркнуть, что ссылка на молодой возраст преподавателя не всегда является обоснованной. Смысл профессиональной деятельности преподавателя базируется на внутренних личностных ценностных ориентирах, профессиональном самосознании, желании самореализации и самоактуализации в профессии. В настоящее время можно наблюдать практику обмена «лайфхаками» преподавателей молодого поколения с преподавателями старших поколений в аспекте применения цифровых технологий в учебном процессе. В английском языке life hacking означает «хитрости жизни», данный термин перешел во многие области жизнедеятельности в значении «полезного совета», который помогает выполнить определенные задачи более простым способом. Кроме того, в результате мобильности на трудовом рынке в вуз приходят преподаватели-практики, и им необходима помощь и поддержка более опытных преподавателей для определения наиболее эффективных методов и форм обучения.

Рассматривая практическую деятельность преподавателя в отношении совершенствования педагогического мастерства, С.П Усманова отмечает в качестве важных факторов профессиональную адаптацию и эмоционально-личностную вовлеченность преподавателя в профессиональную деятельность [4, с. 37]. Профессиональный опыт преподавателя, основой которого являются психолого-педагогические и методические знания и умения, проявляется в профессиональном поведении, которое позволяет преподавателю быть независимым в различных учебных ситуациях и в то же время проявлять гибкость с целью раскрытия потенциальных возможностей студентов. Стремление преподавателя к самостоятельности и самореализации в профессии определяет его готовность к профессиональному росту.

Отбор способов и методов обучения преподавателем ориентирован на развитие познавательного интереса студентов, а также на формирование профессиональных компетенций посредством преподаваемой дисциплины. Постоянно меняющиеся информационная и техническая сферы в значительной степени оказали и продолжают оказывать влияние на учебный процесс высшей школы. Современный преподаватель должен обладать знаниями информационной культуры, поскольку при выборе надлежащего информационного материала ему важно не только использовать определенный информационный материал, размещенный в интернет-среде, но и создать условия максимально комфортного восприятия студентами материала. Понятие цифровой грамотности стало неотъемлемой характеристикой преподавателя высшей школы. Под цифровой грамотностью понимается способность преподавателя использовать различные цифровые ресурсы с целью извлечения информации, оценки ее пригодности для учебных задач, обработки ее с учетом наиболее эффективного внедрения в учебный процесс и либо обмена с участниками учебного взаимодействия, либо демонстрации конкретной информации уже в виде учебного материала с использованием цифровых устройств и сетевых технологий.

В настоящее время практически все учебные заведения имеют свой цифровой контент, который позволяет ориентироваться в многообразной деятельности вуза. Любой преподаватель вуза может использовать любые методические и дидактические материалы, размещенные на информационно-образовательном портале университета, которые будут способствовать успешной реализации учебных целей, намеченных преподавателем. Более того, преподаватель, обладающий высоким уровнем цифровой грамотности, имеет возможность самостоятельно разрабатывать и после этапа рецензирования методическим советом размещать свои материалы и использовать их в любое время для работы со студентами на занятии в аудитории.

Научно-исследовательская работа представляет собой одно из наиболее приоритетных направлений образовательного пространства высшего учебного заведения. Научно-исследовательская деятельность является обязательной составной частью профессиональной деятельности преподавателя высшей школы. Осуществляя научно-исследовательскую работу, преподаватель обогащает личностные знания, продолжает процесс саморазвития, развивает личностный творческий потенциал. Научно-исследовательская деятельность преподавателя

Библиографический список

определяется общеуниверситетской темой научно-исследовательской работы и осуществляется в виде подготовки и опубликования научных статей, участия в «круглых столах», во всероссийских и международных конференциях.

Преподаватель, который нацелен на самообразование, совершенствование педагогического мастерства, обладает высоким уровнем мотивации к осуществлению научного исследования, объектом которого могут быть любые элементы образовательного процесса, способы обогащения учебно-познавательной деятельности, развитие личности студента. Осуществление исследования непосредственно связано с умениями и навыками анализа и систематизации информации, обобщения, структурирования исследуемого материала, совершенствования этих умений и навыков и содействует повышению уровня и качества профессиональных компетенций преподавателя.

Важным аспектом научно-исследовательской деятельности преподавателя является работа со студентами для участия в научных проектах, научных студенческих конференциях, оказание помощи и консультирования в процессе подготовки студентом научной статьи. Научно-исследовательское взаимодействие преподавателя со студентами способствует росту познавательного интереса последних, реализует основы индивидуального подхода к каждому студенту в образовательном пространстве вуза, позволяет раскрыть личностный творческий потенциал обучающихся. Преподаватель должен создавать психолого-педагогические условия для вовлечения студентов в научно-исследовательскую деятельность. Именно от преподавателя зависит успешность данного взаимодействия. Только преподаватель может заинтересовать студентов и побудить их к исследовательскому поиску, развить способности осуществления исследования. И в данном аспекте наиболее важным является мотивация самого преподавателя в научном исследовании совместно со студентами, которая основывается на ценностно-смысловых ориентирах профессиональной деятельности преподавателя.

Поскольку преподаватель находится в постоянном взаимодействии с коллегами, сотрудниками и руководством кафедры, немаловажное значение имеет общественно-организационная деятельность преподавателя. Взаимодействие с коллегами - посещение их занятий для того, чтобы получить опыт применения определенных методов и способов и применить их при работе со студентами своих групп; приглашение коллег и заведующего кафедрой на свои занятия для того, чтобы получить критические замечания, совет, рекомендации по проблемным элементам учебного процесса. Такое взаимодействие побуждает к пересмотру организации личностной профессиональной деятельности, а также использованию успешных методических разработок коллег в учебном процессе в своих группах.

Продуктивное взаимодействие с коллегами и руководством кафедры позволяет преподавателям избежать проблемных психолого-педагогических ситуаций. Педагогическое сопровождение представляет собой комплекс мер, направленных на организацию сопровождения, оказание информационной и методической помощи, осуществление мониторинга и своевременной коррекции профессиональной деятельности преподавателя. Организацию педагогического сопровождения осуществляют преподаватели методического совета кафедры. Целью такого сопровождения является стимулирование развития профессиональных компетенций преподавателя.

В последние годы все большее внимание уделяется наставничеству Особенностью наставничества является взаимодействие более опытного преподавателя-наставника с наставляемым преподавателем, целью которого является адаптация новых преподавателей кафедры к профессиональной среде вуза, передача знаний и умений по использованию различных образовательных ресурсов вуза [5].

Исходя из вышеизложенного, необходимо отметить, что профессиональные компетенции развиваются постепенно в процессе преподавательской деятельности. Совершенствование профессионального мастерства зависит от ряда внутриличностных характеристик и внешних факторов. Однако целенаправленная организация деятельности преподавателя с учетом образовательно-педагогической, научно-исследовательской и общественно-организационной составляющих позволяет избежать кризиса профессиональной компетентности и повысить уровень педагогического мастерства.

1. Жигадло А.П., Брежнев Н.Н. Профессиональное сообщество как среда и средство развития субъекта инновационной педагогической деятельности. Мир науки, культуры, образования. 2024; № 1(104): 47-49.

2. Чжан Я., Лю Х. Педагогическая компетентность преподавателей иностранных языков в вузе. Мир науки, культуры, образования. 2024; № 1 (104): 105-107.

3. Копытова Н.Е. Многомерная профессиональная деятельность преподавателя вуза: от функций к компетенциям. Вестник ТГУ. 2012; № 10 (114): 103-111.

4. Усманова С.Г Саморазвитие преподавателя вуза - основа его профессиональной деятельности. Поволжский педагогический вестник. 2014; № 4 (5). 37-39.

5. Атласова С.С. О наставничестве в системе высшего образования. Общество: социология, психология, педагогика. 2022; № 12: 248-251.

References

1. Zhigadlo A.P., Brezhnev N.N. Professional'noe soobschestvo kak sreda i sredstvo razvitiya sub'ekta innovacionnoj pedagogicheskoj deyatel'nosti. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2024; № 1(104): 47-49.

2. Chzhan Ya., Lyu H. Pedagogicheskaya kompetentnost' prepodavatelej inostrannyh yazykov v vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2024; № 1 (104): 105-107.

3. Kopytova N.E. Mnogomernaya professional'naya deyatel'nost' prepodavatelya vuza: ot funkcij k kompetenciyam. Vestnik TGU. 2012; № 10 (114): 103-111.

4. Usmanova S.G. Samorazvitie prepodavatelya vuza - osnova ego professional'noj deyatel'nosti. Povolzhskijpedagogicheskij vestnik. 2014; № 4 (5). 37-39.

5. Atlasova S.S. O nastavnichestve v sisteme vysshego obrazovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2022; № 12: 248-251.

Статья поступила в редакцию 31.03.24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.