Оценка современной системы повышения квалификации в контексте развития профессиональной успешности преподавателя вуза
Харченко Денис Владимирович,
военнослужащий, в/ч 2567 E-mail: [email protected]
В статье освещены проблемы современной системы повышения квалификации в контексте развития профессиональной успешности преподавателя вуза. Показано, что в настоящее время происходят изменения научно-методических, организационно-педагогических и психолого-педагогических условий и средств повышения профессиональной подготовки преподавателей вузов. Профессиональная успешность преподавателя вуза опосредована спецификой научно-педагогической деятельности и профессиональными компетенциями преподавателя. Успешность преподавателей высшей школы связана с уровнем профессионально-личностных, научно-исследовательских, мировоззренческих, социально-поведенческих, информационно-коммуникативных компетенций. Важную роль играют творческая активность личности преподавателя и способность к саморазвитию. Их формирование в системе повышения квалификации обеспечивает профессиональную успешность и профессиональную самореализацию преподавателей вуза. Это предполагает изменение содержания информационной базы, маркетинга и рекламной деятельности, расширение спектра образовательных программ, применение активно-деятельностных технологий обучения, информационных технологий в системе повышения квалификации преподавателей вуза.
Ключевые слова: профессиональная успешность, система повышения квалификации, научно-педагогическая деятельность.
Современные тенденции развитая отечественной системы высшего образования и связанные с ними инновационные процессы, информатизация и гуманизация его содержания, предъявляют новые требования к личностно-профессиональному развитию преподавателя вуза, в частности к переосмыслению содержания его профессиональной успешности как субъекта образовательной деятельности. Информатизация общественной жизни, производственных отношений, системы образования в целом, а также переход высшего образования в условия удаленного формата обучения студентов, что связанно с ограничительными мерами в период пандемии, меняют приоритеты образования в сторону электронно-цифровых средств обучения. Эти обстоятельства повышают требования к информационно-коммуникативной компетентности современного преподавателя высшей школы, что ведет к изменениям в содержании программ повышения квалификации преподавателей высшей школы, требующей пересмотра научно-методических, организационно-педагогических и психолого-педагогических условий и средств повышения профессиональной подготовки преподавателей вузов. В этой связи проблема оценки современной системы повышение квалификации в контексте развития профессиональной успешности преподавателя вуза приобретает особую актуальность.
Система повышения квалификации специалистов относится к одной из важнейших составляющих общей системы отечественного образования. Она играет важную роль «в развитии теоретических основ содержания и технологий предметной подготовки специалистов, в ознакомлении и усвоении ими государственной и региональной кадровой политики, формировании профессиональной компетентности» [5, с. 127]. В отличие от высшего профессионального образования, система повышения квалификации специалистов более мобильна, что проявляется в более активном реагировании на меняющиеся социально-экономические и технологические условия жизни, связана с практической профессиональной деятельностью [5, с. 131]. В связи с этим именно система повышения квалификации преподавателей вузов способна в больше степени реагировать на изменения общественной ситуации в целом и образовательной системы высшей школы, в частности. С позиции меняющихся приоритетов высшего отечественного образования, связанного с переходом на компетентностно-ориентированную модель, в основе которой лежат системно-деятельностный
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
и личностно-ориентированные подходы, актуальность приобретает персонифицированная модель повышения квалификации педагогов, обеспечивающая вариативность форм и содержания обучения на основе информатизации образовательного процесса (Рис. 1).
см см
Рис. 1. Персонифицированная модель повышения квалификации преподавателей вузов
В рамках персонифицированной модели повышения квалификации актуальность приобретают условия и средства формирования профессиональной успешности преподавателей вузов. Проблема оценки современной системы повышение квалификации с позиции развития профессиональной успешности преподавателя вуза требует выявления сущности данного понятия с точки зрения учета специфики научно-педагогической деятельности. Успешность профессиональной деятельности преподавателя вуза опосредована спецификой научно-педагогической деятельности. Профессиональная успешность определяется, с одной стороны удовлетворенностью преподавателя вуза собственной самореализацией в научно-педагогической деятельности, с другой - признанием профессионально-личностных достижений в профессионально-значимом окружении. Успешность преподавателей высшей школы связана с определенным уровнем профессиональных компетенций, которые определяют функциональную направленность научно-педагогической деятельности на проявление научно-исследовательской и мировоззренческой активности [2].
Современная система повышения квалификации преподавателей вуза, прежде всего, должна
строиться на грамотной системе рекламы и маркетинга, которая должна опираться на образовательные потребности преподавателей [4]. Приоритетной целью системы повышения квалификации педагогов, согласно А.А. Симоновой, является «качественное изменение педагогической деятельности, которое выступает существенным показателем результативности их подготовки в системе дополнительного профессионального образования» [7, с. 23]. Цели системы повышения квалификации опосредуются основными целевыми ориентирами отечественного высшего образования. Современная компетентностно-ориентированная парадигма отечественного высшего образования, ее гуманистический, личностно-ориентированный характер, по мнению В.И. Андреева, предъявляют особые требования к таким профессиональным компетенциям преподавателей вуза, как способность «актуализировать внимание и раскрывать всеми доступными педагогическими приемами и методами значимость самоспособностей и самопроцессов для творческого саморазвития и творческой самореализации» студентов [1, с. 209]. Особую важность приобретает методологическая компетентность преподавателей вуза, формирование которой поднимает научно-педагогическую деятельность на новую ступень [5]. Поэтому и современная система повышения квалификации преподавателей вуза для формирования профессионально успешного специалиста высшей школы должна ориентироваться на компетентностно-ориентированную модель успешного преподавателя вуза. Компетентностно-ориентированная модель преподавателя вуза предполагает формирование педагога интегративного типа, отражающего «комплекс профессиональных качеств личности, имеющей творческие научно-практические ориентиры, установки, мотивы, интересы, смыслы, ценности, которые регулируют социальное сознание, профессиональное самоопределение, личностно-деятельностную нацеленность, нравственно-ориентированное состояние духа, результативные авторские проявления» [5, с. 119].
С другой стороны, в условиях информатизации общества особое значение приобретает развитие профессиональной компетентности преподавателей вузов в области электронно-цифровых технологий. Как отмечает Д.С. Дмитриев, профессионально успешный преподаватель вуза должен иметь «умения применять инновационные методы, технологии и средства электронного обучения, оценивать результаты обучения в формате электронных контентов, проводить анализ электронных образовательных ресурсов» [3, с. 106]. Внедрение в образовательный процесс современной высшей школы средств электронного обучения предъявляет новые требования к научно-методической деятельности преподавателя вуза, предполагающей новый уровень его информационно-коммуникативных компетенций.
В развитии информационно-коммуникативных компетенций преподавателя вуза, решающую роль должна сыграть система повышения квалификации. Проектирование учебного процесса на курсах повышения квалификации преподавателей вузов средствами дистанционных технологий способно обеспечить на практике развитие информационно-коммуникативных компетенций преподавателей вузов, что создает условия для развития их профессиональной успешности и активизирует их профессиональную самореализацию в условиях удаленного формата обучения в период изоляции.
Совершенствование системы повышения квалификации преподавателей высшей школы, ориентированной на формирование успешного преподавателя вуза, предполагает выявление механизмов финансирования системы повышения квалификации с учетом индивидуального запроса и общественного заказа образовательных учреждений (Рис. 2).
Рис. 2. Механизмы повышения квалификации преподавателей вузов
Это требует реализацию таких мер, как «изменение содержания информационной базы системы повышения квалификации преподавателей вуза, маркетинг и рекламную деятельность повышения качества предлагаемых услуг, расширение спектра образовательных программ в соответствии с запросом слушателей курсов повышения квалификации» [4, с. 8]. Педагогические технологии, реализуемые на курсах повышения квалификации, должны ориентироваться на формирование успешного преподавателя высшей школы, носить развивающую и обучающую функцию и активно-деятельностный характер с широким использованием электронно-цифровых средств обучения [6].
Итак, современная система повышения квалификации преподавателей вуза в аспекте решения задач формированиях их профессиональной успешности ориентируется на реализацию гуманистической парадигмы компетентностно-ориентированной модели образования, на расширение спектра предлагаемых образовательных программ, на применение активных деятельност-ных технологий обучения, на широкое использование информационных технологий в проектировании образовательного процесса.
Литература
1. Андреев В.И. Концепция, законы и идеология гарантированного качества образования на основе творческого саморазвития человека (акмеоквалитология образования). - Казань: Центр инновационных технологий, 2013. - 296 с.
2. Арендачук И.В. Структурно-функциональная организация профессионализма личности в научно-педагогической деятельности: ав-тореф. дис. ... канд. психол. наук. - Саратов, 2008. - 29 с.
3. Дмитриев Д.С. Формирование готовности преподавателя вуза к применению средств электронного обучения в профессиональной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2017. -213 с.
4. Назарова Т.В. Социальное управление системой повышения квалификации преподавателей высшей школы: автореф. дис. ... канд. социолог. наук. - Чита, 2007. - 26 с.
5. Резинкина Л.В. Сопровождение непрерывного образования взрослых в муниципальной территории: дис. ... доктора пед. наук. - М., 2017. - 410 с.
6. Садеков Р.Р., Сенаторова О.Ю. Психолого-педагогические аспекты подготовки кадрового резерва в современных условиях [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Науковедение». - 2014. - № 5 (24). - Режим доступа: http://naukovedenie.ru
7. Симонова А.А. Инновационная ориентированная подготовка к педагогическому менеджменту в непрерывном профессиональном образовании: дис. ... доктора пед. наук. - Уфа, 2012. -414 с.
EVALUATION OF THE MODERN SYSTEM OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL SUCCESS OF A UNIVERSITY TEACHER
Harchenko D.V.
Military unit 2567
The article highlights the problems of the modern system of professional development in the context of the development of professional success of a university teacher. It is shown that at present there are changes in the scientific-methodological, organizational-pedagogical and psychological-pedagogical conditions and means of improving the professional training of university teachers. The professional success of a university teacher is mediated by the specifics of scientific and pedagogical activity and the professional competencies of the teacher. The success of higher school teachers is associated with the level of professional and personal, research, worldview, social and behavioral, information and communication competencies. An important role is played by the creative activity of the teacher's personality and the ability to self-development. Their formation in the system of advanced training ensures professional success and professional self-realization of university teachers. This involves changing the content of the information base, marketing and advertising activities, expanding the range of educational programs, the use of active learning technologies, information technologies in the system of advanced training of university teachers.
Keywords: professional success, professional development system, scientific and pedagogical activity.
C3
о
CO
-a
I=i А
—i о
C3 t; о
m О
от
З
ы о со
References
1. Andreev V.I. The concept, laws and ideology of guaranteed quality of education on the basis of creative self-development of a person (akmeokvalitologiya obrazovaniya). - Kazan: Center of Innovative Technologies, 2013. - 296 p.
2. Arendachuk I.V. Structural and functional organization of the professionalism of the individual in scientific and pedagogical activity: abstract of the dis. ... cand. psychological. - Saratov, 2008. - 29 p.
3. Dmitriev D.S. Formation of the readiness of a university teacher to use e-learning tools in professional activity: dis. ... cand. ped. sciences. - M., 2017. - 213 p.
4. Nazarova T.V. Social management of the system of professional development of higher school teachers: autoref. dis. ... cand. social sciences. - Chita, 2007. - 26 p.
5. Rezinkina L.V. Support of continuous adult education in the municipal territory: dis. ... doctor of pedagogical sciences. - M., 2017. - 410 p.
6. Sadekov R. R., Senatorova O. Yu. Psychological and pedagogical aspects of training the personnel reserve in modern conditions [Electronic resource] // Internet-journal «Naukovedenie». -2014. - № 5 (24). - Access mode: http://naukovedenie.ru
7. Simonova A.A. Innovative oriented training for pedagogical management in continuous professional education: dis. . doctor of ped. sciences. - Ufa, 2012. - 414 p.
o d
u
CM CM