УДК: 378.091.398
Проектирование и реализация технологии коучинга в повышении квалификации преподавателей
В. В. Котенко
https://orcid.org/0000-0001 -5227-4781 [email protected]
Е. Н. Котенко
https://orcid.org/0000-0003-0662-5469 [email protected]
Н. А. Гетман
https://orcid.org/0000-0003-0051-3829 [email protected]
Design and implementation of coaching technology in skills development of teachers
V. V. Kotenko E. N. Kotenko N. A. Getman
Аннотация
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье актуализируются современные формы обучения преподавателей вузов в системе повышения квалификации. В соответствии с требованиями профессионального стандарта преподавателя вузом создаются условия использования востребованных форм подготовки преподавателей к профессионально-педагогической деятельности.
Цель исследования заключается в обосновании результативности коучинг-модуля при обучении преподавателей в системе повышения квалификации.
Методология (материалы и методы). Наше исследование базируется на системном и компетентностном подходах. Используются теоретические методы: анализ научно-педагогической литературы, систематизация, обобщение; эмпирические методы: диагностические (анкетирование, наблюдение, тестирование, опрос); прогностические (экспертная оценка); статистические (методы математической статистики).
Результаты. Обосновывается идея необходимости внедрения коучинг-тренинга в курсы повышения квалификации (как способа их организации). Авторы выделяют этапы проведения коучинг-модуля. Акцентируется внимание на том, что использование коучинг-модуля актуально в рамках организации методической работы в формате компетентностного подхода, позволяет получить новый по своей сути результат профессиональной педагогической деятельности слушателей курсов повышения квалификации. Теоретическая и практическая значимость данного исследования состоит в изучении состояния проблемы повышения квалификации преподавателей вузов; определении возможностей повышения квалификации преподавателей в профессиональном развитии; выделении критериев профессионально-педагогической компетентности преподавателей. В статье представлена авторская модульная программа повышения квалификации преподавателей вузов; описаны процессы применения актуальных форм обучения в системы повышения квалификации; разработаны и апробированы диагно-
В. В. Котенко, Е. Н. Котенко, Н. А. Гетман Проектирование и реализация технологии коучинга.
стические материалы, позволяющие определить уровень удовлетворенности преподавателей современными формами проведения курсов повышения квалификации. Проанализированы итоги анкетирования слушателей курсов, авторами сделаны выводы: коучинг является одним из способов оптимизации организации повышения квалификации и позволяет рассмотреть личность преподавателя как субъекта деятельности, активно участвующего в процессе собственного профессионального развития.
Abstract
The research problem and the rationale for its relevance. The article actualizes modern forms of training for university teachers in the continuing education system. In accordance with the requirements of the professional standard, the university creates conditions for the use of popular forms of training teachers for professional teaching activities.
The goal of the research. The purpose of the study is to justify the effectiveness of the coaching module in teaching teachers in the continuing education system.
Methodology (materials and methods). Our study is based on a systems and competency-based approach. Theoretical methods are used: analysis of scientific and pedagogical literature, systemati-zation, generalization; empirical methods: diagnostic (questioning, observation, testing, interviewing); prognostic (expert assessment); statistical (methods of mathematical statistics).
Results. The idea of the need for the introduction of coaching training in continuing education courses (as a way of organizing them) is substantiated. The authors identify the stages of the coaching module. Attention is focused on the fact that the use of a coaching module is relevant in the framework of organizing methodological work in the format of a competency-based approach, which allows obtaining a new, inherently, result of professional pedagogical activity of students of continuing education courses. The theoretical and practical significance of this study is to study the state of the problem of advanced training of university teachers; identifying opportunities for continuing education of teachers in professional development; highlighting the criteria of professional and pedagogical competence of teachers. The article presents the author's modular program of advanced training for university teachers; describes the processes of applying relevant forms of train-
ing in continuing education systems; diagnostic materials have been developed and tested to determine the level of satisfaction of teachers with modern forms of continuing education courses. The results of the questionnaire survey of the course participants are analyzed, the authors draw conclusions that coaching is one of the ways to optimize the organization of advanced training and allows you to consider the personality of the teacher as a subject of activity, actively participating in the process of his own professional development.
Ключевые слова: преподаватель вуза, формы обучения, инновационная деятельность, модульная программа, повышение квалификации, профессионально-педагогическая компетентность, коучинг-модуль.
Keywords: teacher of higher education, forms of training, innovation activity, modular program, advanced training, professional-pedagogical competence, coaching module.
Введение
Сложившаяся на сегодняшний день система повышения квалификации преподавателей вузов значительно отличается от существовавшей ранее. Для удовлетворения профессионально-педагогических потребностей преподавателя ему предлагается целый спектр программ повышения квалификации. В Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года указано, что «...непрерывное образование взрослых осуществляется через: освоение образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность («формальное образование»); обучение (подготовка), в том числе по месту работы (в форме наставничества, стажировки, инструктажа, тренинга, через реализацию различных программ подготовки, обмена опытом и т. д.), а также просвещение в рамках деятельности общественных и иных социально ориентированных некоммерческих организаций («неформальное образование»); индивидуальная познавательная деятельность («самообразование» или «инфор-мальное/спонтанное образование»)»1.
1 Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://www.dpo-edu.ru/?page_id=13095 (дата обращения: 18.01.2020).
Сейчас в высшем образовании сложилась ситуация, когда в вузе работает большое количество специалистов, у которых высокий уровень специальных знаний, но как преподаватели (педагоги) эти специалисты не владеют современным педагогическим инструментарием в полной мере. В силу этого актуализируется проблема подготовки преподавателей в системе повышения квалификации посредством специально созданных модульных программ по педагогике и психологии.
Обзор литературы. В научной литературе отмечается, что «...универсализация содержания всех видов образования, демократизация системы образования и ее доступность, преемственность уровней образования» - современная реальность образовательного пространства [1]. Проблеме подготовки преподавателей вузов к педагогической деятельности посвящено большое количество исследований. Теоретическому осмыслению проблем непрерывного образования посвящен ряд фундаментальных исследований авторов: С. Г. Вершловского [2], Б. С. Гершунского [3] и других.
Педагогические концепции образования ориентируют современного преподавателя на смену его профессиональной позиции: от ментора, осуществляющего обезличенное взаимодействие с обучающимися, к тьютору, коучеру, оказывающему поддержку по индивидуальному запросу, сопровождающего обучающихся на всех этапах образовательного процесса [4].
Актуальность нашего исследования определяется потребностью высшей школы в нахождении современных форм повышения квалификации, обеспечивающих подготовку высокопрофессиональных педагогических кадров.
Исследовательская задача состоит в обосновании эффективности включения коучинг-технологии в освоение курса повышения квалификации, состоящего из четырех модулей по 16 часов. Один из модулей - «Социально-этические основы профессиональной деятельности преподавателя» - осваивался в формате технологии коучинга, что способствовало развитию педагогической компетентности преподавателей вуза. Потребность в разрешении данной проблемы определила актуальность и объект нашего исследования: повышение квалификации преподавателей вузов с помощью новых технологий.
Была сформулирована цель исследования, которая заключается в обосновании эффективности коучинг-модуля при обучении преподавателей в системе повышения квалификации.
Методология, материалы и методы исследования: была применена совокупность принципов и способов построения теоретической и практической деятельности в системе повышения квалификации, которая базируется на системном и компетентностном подходах. Использованы теоретические методы: анализ научно-педагогической литературы, систематизация, обобщение; эмпирические методы: диагностические (анкетирование, наблюдение, тестирование, опрос); прогностические (экспертная оценка); статистические (методы математической статистики).
Проблема повышения квалификации преподавателей постоянно является предметом изучения и обсуждения как ученых, так и педагогов-практиков.
Прежде чем рассматривать сущность процесса повышения квалификации педагогов, необходимо обратиться к понятию «квалификация».
Значение слова «квалификация» рассматривается как «...степень профессиональной подготовленности работника к выполнению конкретного вида работы и соответствия нормам Профессионального стандарта преподавателя»2.
Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт, включает уровень квалификации. В прямой зависимости от уровня квалификации находится педагогическая компетентность преподавателя вузов. Рассматривая 7 и 8 уровни квалификации преподавателей, было отмечено, что для осуществления таких трудовых функций, как «.руководство научно -исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельностью.»2, необходимо развитие педагогической компетентности преподавателей вузов средствами актуальных технологий обучения, например коучинга.
Был сформулирован вопрос о том, какие именно составляющие педагогической компе-
2 Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования. URL: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/profstandart/01.004.pdf (дата обращения: 09.01.2020).
В. В. Котенко, Е. Н. Котенко, Н. А. Гетман Проектирование и реализация технологии коучинга..
Л- %
А
ЧИППКРО
тентности возможно развивать с помощью данной технологии.
По мнению Л. М. Митиной, в структуру компетентности входят такие элементы, как: деятельностный, коммуникативный и личностный [5].
Результаты и их описание. Изучение научно-педагогических источников помогло охарактеризовать повышение квалификации как образовательный процесс, ориентированный на формирование потребности преподавателя в саморазвитии, знаниях, умениях, навыках самосовершенствования, а также доведение имеющейся квалификации до уровня современных требований с учетом профессиональных потребностей и возможностей преподавателя посредством активных форм работы.
Роль системы повышении квалификации на современном этапе развития системы высшего образования возрастает, при этом изменятся ее функционал, который базируется на функциях фасилитации (фасилитация - «...это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей. Процесс фа-силитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала» [6]), супервизии (по мнению Е. В. Яковлева, «супервизия» в образовательной области - «..это процесс педагогического сопровождения, направленный на субъектов, уже имеющих опыт практической деятельности, но нуждающихся в профессиональной по-
мощи и поддержке» [7]) и коучинга (коучинг -«.процесс, ведущий к повышению профессиональной компетентности или росту личностных качеств коучируемого» [8]).
Основные пути совершенствования системы повышения квалификации определяются вышеназванным функционалом и могут быть описаны следующим образом: развитие мобильности системы повышения квалификации с использованием возможностей дистанционного образования, которое обеспечивает вариативность образовательной деятельности в соответствии с запросами реальных субъектов образовательной системы; приведение к общим требованиям, указанным в профессиональном стандарте, технологий организации образовательной деятельности; выявление запросов потенциальных потребителей образовательных услуг и обеспечение их интеграции с деятельностью образовательной организации.
Качество повышения квалификации преподавателя зависит прежде всего от используемых форм обучения взрослых, что позволяет включить их в самостоятельный творческий процесс познания.
В условиях востребованных форм обучения преподаватели имеют возможность раскрыть свой профессионально-творческий потенциал, реализовать свои личностные внутренние ресурсы, вступить в тематическую коммуникацию. С этой точки зрения осуществим сравнительный анализ традиционного инновационного подходов к повышению квалификации [9] (табл. 1).
Компоненты Традиционный подход Инновационный подход
Ценностный Направлен на потребности общества и государства Самореализация преподавателя профессии -основная цель подхода
Мотивы Выполнение является обязательным, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к преподавателю Личная заинтересованность преподавателя в обучении: удовлетворение выполнением профессиональных обязанностей, достижение оптимальных результатов; заинтересованность в развитии личности обучающегося
Нормативные требования Регулярное прохождение курсовой подготовки, ответственность за это несет методическая служба образовательной организации Преподаватель несет ответственность за регулярное повышение квалификации
Таблица 1
Сравнительный анализ традиционного и инновационного подходов к повышению квалификации
Компоненты Традиционный подход Инновационный подход
Цели Получение академических знаний Развитие профессиональных компетенций преподавателя в соответствии с требованиями профессиональных стандартов
Позиция участников Обучающийся получает готовые знания, лектор передает знания Обучающийся находится в активной позиции, участвует в конструировании новых знаний, совместно с коучером (сопровождающим повышение квалификации)
Формы и методы Форма организации образовательного процесса - инвариантная структура учебных курсов; методы обучения: репродуктивные Формы организации образовательного процесса; вариативная структура учебных курсов, модульные формы организации учебного процесса; методы обучения:проблемные, поисковые, исследовательские
Средства Приоритетными средствами являются печатные издания Приоритетными средствами являются электронные учебники, сайты, интернет-лаборатории, интернет-ресурсы
Контроль и оценка Мониторинг профессиональной деятельности преподавателя, аттестация Акцент делается на самоконтроль, взаимоконтроль и самооценку обучающимися
Исходя из современных требований к организации повышения квалификации, определим основные параметры используемых технологий.
1. Основываясь на компетентностном подходе, проектирование технологий обучения направлено на саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, в данном случае преподавателей.
2. Реализуя принцип «обучение через всю жизнь», в системе повышения квалификации возникает необходимость планомерного и многократного использования актуальных технологий (например, коучинга), которые мгновенно «встраиваются» в систему методической работы вуза.
3. Используемые технологии «работают» на развитие профессиональных компетенций и создание ситуации успеха.
4. Работа в технологии коучинга увеличивает вероятность получения результата «нового качества», непосредственно влияющего на изменение всей системы работы преподавателя.
5. Прямое взаимодействие слушателей с реальной практикой организации образовательного процесса со студентами позволяет моментально использовать полученные профессиональные компетенции [10].
Эффективность использования названных технологий обеспечивается соответствием следующим критериям:
- каждому учебному элементу курсов повышения квалификации должна соответство-
вать наиболее аутентичная технология организации образовательного процесса;
- уровень инициативы преподавателя и обучающегося при организации образовательного процесса;
- обеспечение обратной связи;
- обучение с использованием собственного профессионального опыта;
- уровень самостоятельности обучающегося при взаимодействии с учебной информацией;
- уровень мотивации обучающегося к саморазвитию.
Проведенный анализ позволил выделить как наиболее перспективные в системе повышения квалификации такие технологии обучения, как: фасилитация, супервизия, коучинг. Наибольший интерес представляла технология коучинга.
Основной особенностью коучинга является оказания помощи личности в поиске своего собственного решения, а не готового решения его проблемы. Задачей коуча (специалиста, проводящего коучинг профессионально) является помощь личности в раскрытии своей стратегии преодоления возникающих профессиональных трудностей посредствам актуализации его личностных ресурсов.
Целью коучинга является помощь личности прояснить собственные цели, выявить свои ошибки и заблуждения, выстроить план достижения поставленной цели и способы ее достижения. В процессе коучинга при непосред-
В. В. Котенко, Е. Н. Котенко, Н. А. Гетман Проектирование и реализация технологии коучинга.
ственной профессиональной поддержке коуча адресат должен самостоятельно сформулировать цели, наработать стратегии их достижения и реализовать более удачную.
Процесс организации коучинга включает несколько стадий. За основу взято описание реализации профессионального коучинга, над которым работали Г. И. Коноплёва и А. С. Борщенко [11], выделившие стадии его реализации.
На первой стадии анализируется педагогическая ситуация, которая актуальна для обучающихся преподавателей, описываются факты и собирается необходимая информация, позволяющая разрешить данную проблемную ситуацию. Обучающиеся совместно с коучером формируют стандарты решения ситуации и описывают необходимые для этого действия профессиональные компетенции. На второй стадии обучающиеся совместно с коучером разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут, позволяющий определить перспективы и план достижения цели обучения. Третий этап -рефлексивный, обучающийся совместно с ко-учером или самостоятельно определяет уровень достижения результата. Был разработан алгоритм действия коучера [11].
Технология коучинга рассматривается как алгоритм достижения результата путем прохождения следующих этапов: 1 этап - анализ собственного взгляда на проблему; 2 этап - выявление перспектив решения данной проблемы; 3 этап - понимание данных перспектив; 4 этап -выбор оптимального решения; 5 этап - разработка плана решения конкретной задачи; 6 этап -распределение ответственных за решение микрозадач; 7 этап - непосредственное решение конкретной ситуации.
Была предложена программа повышения квалификации, которая включала 4 модуля по 16 часов. Рассмотрим (как пример) один из модулей, который реализовывался с помощью технологии коучинга.
Модуль «Социально-этические основы профессиональной деятельности преподавателя» направлен на развитие следующих компетенций: психолого-педагогическая; организационно-педагогическая и включает такие темы, как: тема 1 «Профессиональная педагогическая этика»; тема 2 «Этика отношений в системе „преподаватель - студент"»; тема 3 «Этические основы деятельности преподавателя в системе
высшего образования». В основе программы модуля лежат этапы реализации технологии коучинга.
1. Вводная сессия коучинга (цели, задачи и мотивация слушателей на освоение темы - реализация 1 этапа).
2. Демонстрация сформированных на данный момент компетенций слушателей курсов (личные и групповые коуч-сессии - реализация 2-4 этапов).
3. Завершающая сессия коучинга содержит в себе реализацию 5-7 этапов.
Обсуждение. По итогам прохождения курсов повышения квалификации по 4 модулям (1 модуль был реализован с использованием технологии коучинга, а 3 других - в формате традиционного лекционно-семинарского обучения) проведена диагностика удовлетворенности 108 преподавателей, проходивших курсовую подготовку, результатами ее организации, содержанием и технологиями, используемыми в образовательном процессе.
Предложена анкета, состоящая из 5 вопросов.
1. Что Вы понимаете под коучинг-технологией (открытый вопрос).
2. На какие «вызовы» помог ответить ко-учинг:
- ориентация на решение проблем и создание возможностей;
- действия в «неопределенности» с личной ответственностью;
- проявление творческого подхода;
- умение сотрудничать;
- проявление эмпатии;
- проявление гибкости, адаптивности;
- настрой на развитие: способность переучиваться в течение всей жизни;
- направленность на мультидисциплинар-ность;
- что еще_?
1. Для развития каких профессиональных компетенций, на Ваш взгляд, подходит больше всего коучинг:
- умение решать сложные профессиональные задачи;
- применение современных образовательных технологий, в том числе дистанционных технологий, технологии развития критического мышления и т. д.;
- установление педагогически целесообразных взаимоотношений с обучающимися;
- создание проблемно ориентированной образовательной среды;
- использование принципов эргономики в организации образовательного процесса и т. д.
2. Развитию каких профессиональных компетенций способствовало Ваше участие в ко-учинг-модуле (укажите 3-4 ПК).
3. Оцените свое участие в коучинг-модуле по 4-балльной шкале:
удовлетворен полностью - 3;
удовлетворен - 2;
удовлетворен частично - 1;
не удовлетворен - 0.
Из 108 участников анкетирования большинство (45%) на первый вопрос ответили, что ко-учинг - это «.возможность по-новому открыть свою профессию»; 20% ответили: «.возможность научиться работе с людьми, узнать их проблемы и понять, как их разрешить»; 18% - «.проанализировать свои ошибки и не только в профессиональной сфере» и др. Анализ полученных данных позволил сделать вывод о том, что коучинг-технология помогла участникам курсов развивать рефлексию. При ответе на второй вопрос был получен веер ответов, приоритетными из которых были: «проявление творческого подхода» - 25%; «умение сотрудничать» - 34%; «проявление эмпатии» - 15% и т. д. Ответы на третий вопрос охарактеризовали значимость коучинг-модуля в развитии профессиональных компетенций преподавателей. 80% преподавателей отметили все предложенные варианты ответов.
На четвертый вопрос в 85% был получен следующий ответ: «.применение современных образовательных технологий, в том числе дистанционных технологий, технологии развития критического мышления».
При оценке своего участия в коучинг-модуле ответы слушателей распределились следующим образом: 39% были удовлетворены полностью участие в коучинг-модуле; 52% были удовлетворены участием и 9% удовлетворены частично. Не удовлетворенных слушателей курсов 0%.
Заключение. В ходе исследования установлено, что в современных условиях одним из способов оптимизации организации повышения квалификации является использование технологии обучения, такой как коучинг, которая позволяет рассмотреть личность преподавателя
как субъекта деятельности, активно участвующего в процессе собственного профессионального развития. На основании ответов слушателей был сделан вывод, что удовлетворенность результатом участия в коучинг-модуле является одним из критериев результативности коучинг-технологии в целом.
Ответив на поставленный вопрос «какие именно составляющие педагогической компетентности возможно развивать с помощью технологии коучинга?», доказано, что выделенные три компонента педагогической компетентности (деятельностный, коммуникативный и личностный) в ходе реализации коучинг-тренинга развиваются в равной степени, что подтверждается проведенным исследованием.
Библиографический список:
1. Астратова, Г. В. Современные тенденции развития рынка услуг высшего образования / Г. В. Астратова. - Текст : электронный // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - 2016. - Том 8. -№ 4. - С. 16. - URL: http://naukovedenie.ru/PDF/ 95EVN416.pdf (дата обращения: 28.01.2020).
2. Вершловский, С. Образование взрослых в России: вопросы теории / С. Вершловский. -Текст : электронный. - URL: http://www.znanie.org/ docs/Vershl.html (дата обращения: 11.02.2020).
3. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершунский. -Москва : Совершенство, 1998. - 608 с. - Текст : непосредственный.
4. Гульчевская, В. Г. Субъективные факторы эффективности освоения педагогами образовательных технологий в процессе повышения квалификации : монография / В. Г. Гульчев-ская, Е. Е. Алимова. - Ростов-на-Дону : Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2012. - 132 с. -Текст : непосредственный.
5. Митина, Л. М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования / Л. М. Митина. - Москва ; Санкт-Петербург : Нестор-История, 2014. - 376 с. -Текст : непосредственный.
6. Профессиональная фасилитация в организациях (фасилитация для бизнеса). - URL: https://personalimage.ru/facilitation (дата обращения: 18.01.2020). - Текст : электронный.
7. Житвай, С. А. Супервизия как метод сопровождения деятельности педагогов / C. А. Жит-вай. - Текст : непосредственный // Личность,
В. В. ^тенко, Е. H. ^тенко, H. А. Гетман Проектирование и реализация технологии коучинга.
семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. ст. по матер. LXV междунар. науч.-практ. конф. № 6 (63). - Новосибирск : СибАК, 2016. - С. 52-58).
8. Нечаева, О. А. Коучинг в управлении образованием / О. А. Нечаева. - Текст : электронный // Молодой ученый. - 2017. - № 17. - С. 273-276. -URL: https://moluch.ru/archive/151/42854/ (дата обращения: 20.01.2020).
9. Власенко, С. В. Использование инновационных форм организации обучения в современном процессе системы повышения квалификации педагогов / С. В. Власенко, Г. И. Чемоданова. -Текст : непосредственный // Балтийский гуманитарный журнал. - 2015. - № 2 (11). - С. 37-41.
10. Шорникова, Н. Ю. Повышение квалификации преподавателей высшей школы : монография / Н. Ю. Шорникова. - Москва : ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2012. - 193 с. - URL: https://rucont. ru/efd/189507/ (дата обращения: 20.01.2020). -Текст : электронный.
11. Коноплёва, Г. И. Коучинг как основа развития персонала в условиях инновационной среды / Г. И. Коноплёва, А. С. Борщенко. - Текст : электронный // Современные наукоемкие технологии. - 2013. - № 10-2. - С. 190-191. - URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=3 3407 (дата обращения: 23.01.2020).
References:
1. Astratova G. V. Modern trends in the development of the market of higher education services [Sovremennye tendencii razvitiya rynka uslug vysshego obrazovaniya], Internet Jornal "SCIENCE", Vol. 8, No. 4, 2016, Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/95EVN416.pdf (accessed date: 01/28/2020).
2. Vershlovsky S. Adult education in russia: theory questions [Obrazovanie vzroslyh v Rossii: voprosy teorii], Available at: http.//www.znanie.org/docs/ Vershl.html (accessed date: 02/11/2020).
3. Gershunsky B. S. The philosophy of education for the XXI century [Filosofiya obrazovaniya dlya XXI veka], 1998. 608 p.
4. Gulchevskaya V. G., Alimov E. E. Subjective factors of teachers' efficiency in mastering educational technologies in the process of professional development: Monograph [Subjective factors of
teachers' efficiency in mastering educational technologies in the process of professional development : Monograph], Rostov on Don, 2012. 132 p.
5. Mitina L. M. Psychology of personal and professional development of educational subjects [Psihologiya lichnostno-professional'nogo razvitiya sub"ektov obrazovaniya], Saint Petersburg, 2014.376 p.
6. Professional services in organizations (business support) [Professional'naya fasilitaciya v or-ganizaciyah (fasilitaciya dlya biznesa)], Available at: https://personalimage.ru/facilitation/ (accessed: 01/18/2020).
7. Zhitvaj S. A. Supervision as a method of the teachers' activity support [Superviziya kak metod soprovozhdeniya deyatel'nosti pedagogov], Person, family and society: issues of pedagogy and psychology: proceedings of articles on mathematics. LXV International Scientific and Practical Conf. No. 6 (63), Novosibirsk, 2016, pp. 52-58.
8. Nechaeva O. A. Coaching in education management [Kouching v upravlenii obrazovaniem], Young scientist, 2017, No. 17, pp. 273-276. Available at: https://moluch.ru/archive/151/42854/ (accessed date: 01/20/2020).
9. Vlasenko S. V., Chemodanova G. I. Application of the innovative forms of training organization in the modern process of the system of the teachers' professional development [Ispol'zovanie innovacionnyh form organizacii obucheniya v sov-remennom processe sistemy povysheniya kvalif-ikacii pedagogov], Baltic Humanitarian Journal, 2015, No. 2 (11), pp. 37-41.
10. Shornikova N. Yu. Professional development of teachers of higher education: a monograph [Povyshenie kvalifikacii prepodavatelej vysshej shkoly: monografiya], Moscow: UNITI-DANA, 2012. 193 p. Available at: https://rucont.ru/efd/189507/ (accessed date: 01/20/2020).
11. Konopleva G. I., Borschenko A. S. Koching as a basis for personnel development in the conditions of innovation environment [Kouching kak osnova razvitiya personala v usloviyah innovacionnoj sredy], Modern high technologies, 2013, No. 10-2, pp. 190-191. Available at: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=33407 (accessed date: 01/23/2020).