Научная статья на тему 'КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ'

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ДЕТСКИЕ ШКОЛЫ ИСКУССТВ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / COMPETENCY-BASED APPROACH / CHILDREN'S ART SCHOOLS / ART EDUCATION / ADVANCED TRAINING / ADDITIONAL PROFESSIONAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коробейникова Елена Юрьевна

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье определены организационные и содержательные основы построения компетентностно ориентированной технологии организации курсов повышения квалификации для преподавателей детских школ искусств. Современные требования к профессиональной компетентности преподавателей сферы художественного образования в контексте мероприятий государственной политики в сфере культуры, содержания профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых, обуславливают необходимость обновления подходов к разработке программ дополнительного профессионального образования. В соответствии с этим особую актуальность приобретает способность и готовность преподавателя детской школы искусств демонстрировать высокие результаты профессиональной деятельности. Цель исследования. Описание технологии реализации курсов повышения квалификации для преподавателей детских школ искусств на основе компетентностного подхода. Апробация дополнительных профессиональных программ в процессе проведения курсов повышения квалификации, разработанных на основе компетентностного подхода. Методология (материалы и методы). В исследовании были использованы комплексные методы, включающие анализ нормативных документов, регламентирующих профессиональную деятельность педагогов дополнительного образования; статистический анализ данных по педагогическим работникам детских школ искусств; анкетные опросы слушателей курсов повышения квалификации; мониторинг качества образовательного процесса. Результаты. В статье описывается опыт апробации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, разработанных региональным ресурсным центром в сфере культуры и художественного образования для педагогов Свердловской области. Анализируются показатели по уровню удовлетворенности слушателей образовательными результатами, содержанием программ повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коробейникова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCY-BASED APPROACH TO ORGANIZING CONTINUING EDUCATION COURSES FOR TEACHERS OF CHILDREN'S ART SCHOOLS

The research problem and the rationale for its relevance. The article defines the organizational and substantive foundations of building a competence-based technology for organizing continuing education courses for teachers of children's art schools. Modern requirements for the professional competence of teachers in the field of art education in the context of state policy in the field of culture, the content of the professional standard of a teacher of additional education for children and adults, necessitate the updating of approaches to the development of programs of additional professional education. In accordance with this, the ability and willingness of a teacher of a children's art school to demonstrate high results in professional activity is of particular relevance. The goal of research.Testing of additional professional programs in the course of continuing education courses developed on the basis of the competency-based approach. Methodology. The study used complex methods, including the analysis of regulatory documents governing the professional activities of continuing education teachers; statistical analysis of data on pedagogical workers of children's art schools; questionnaires of students of continuing education courses; monitoring the quality of the educational process. Results. The article describes the experience of testing additional professional continuing education programs developed by the regional resource center in the field of culture and art education for teachers of the Sverdlovsk region. The indicators on the level of students' satisfaction with educational results, the content of continuing education programs are analyzed.

Текст научной работы на тему «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ»

Гипотезы, дискуссии, размышления

УДК 378.091.398

Компетентностный подход в организации

курсов повышения квалификации

для преподавателей детских школ искусств

Е. Ю. Коробейникова

https://orcid.org/0000-0002-3900-6595 metod@rrc-ural.ru

Competency-based approach to organizing continuing education courses for teachers of children's art schools

E. Y. Korobeynikova

Аннотация

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье определены организационные и содержательные основы построения компетентностно ориентированной технологии организации курсов повышения квалификации для преподавателей детских школ искусств. Современные требования к профессиональной компетентности преподавателей сферы художественного образования в контексте мероприятий государственной политики в сфере культуры, содержания профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых, обуславливают необходимость обновления подходов к разработке программ дополнительного профессионального образования. В соответствии с этим особую актуальность приобретает способность и готовность преподавателя детской школы искусств демонстрировать высокие результаты профессиональной деятельности. Цель исследования. Описание технологии реализации курсов повышения квалификации для преподавателей детских школ искусств на основе компе-тентностного подхода.

Апробация дополнительных профессиональных программ в процессе проведения курсов

повышения квалификации, разработанных на основе компетентностного подхода. Методология (материалы и методы). В исследовании были использованы комплексные методы, включающие анализ нормативных документов, регламентирующих профессиональную деятельность педагогов дополнительного образования; статистический анализ данных по педагогическим работникам детских школ искусств; анкетные опросы слушателей курсов повышения квалификации; мониторинг качества образовательного процесса. Результаты. В статье описывается опыт апробации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, разработанных региональным ресурсным центром в сфере культуры и художественного образования для педагогов Свердловской области. Анализируются показатели по уровню удовлетворенности слушателей образовательными результатами, содержанием программ повышения квалификации.

Abstract

The research problem and the rationale for its relevance. The article defines the organizational and substantive foundations of building a competence-based technology for organizing continuing education courses for teachers of children's art

schools. Modern requirements for the professional competence of teachers in the field of art education in the context of state policy in the field of culture, the content of the professional standard of a teacher of additional education for children and adults, necessitate the updating of approaches to the development of programs of additional professional education. In accordance with this, the ability and willingness of a teacher of a children's art school to demonstrate high results in professional activity is of particular relevance. The goal of re-search.Testing of additional professional programs in the course of continuing education courses developed on the basis of the competency-based approach. Methodology. The study used complex methods, including the analysis of regulatory documents governing the professional activities of continuing education teachers; statistical analysis of data on pedagogical workers of children's art schools; questionnaires of students of continuing education courses; monitoring the quality of the educational process. Results. The article describes the experience of testing additional professional continuing education programs developed by the regional resource center in the field of culture and art education for teachers of the Sverdlovsk region. The indicators on the level of students' satisfaction with educational results, the content of continuing education programs are analyzed.

Ключевые слова: компетентностный подход, детские школы искусств, художественное образование, повышение квалификации, дополнительные профессиональные программы.

Key-words: competency-based approach, children's art schools, art education, advanced training, additional professional programs.

Введение

На современном этапе процессу непрерывного образования педагогов сферы культуры и художественного образования в период, следующий за получением базового образования, придается большое значение на уровне государственной культурной политики. Обеспечение детских школ искусств (далее - ДШИ) высокопрофессиональными кадрами является сегодня одним из важнейших направлений национального проекта «Культура». Эта тенденция находит отражение в федеральной части проекта - «Творческие люди» В процессе его реализации планируется к 2021 году на

базе творческих вузов в субъектах Российской Федерации создать пятнадцать центров непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры.

Следует отметить, что показатели результативности основных видов деятельности ДШИ, обозначенные в плане мероприятий («дорожная карта»), диктуют новые требования к уровню профессиональной компетентности педагогических работников. Достижение высоких показателей по количеству детей, обучающихся по предпрофессиональным программам; количеству учащихся, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях различного уровня; количеству выпускников ДШИ, поступивших в профессиональные образовательные учреждения, напрямую зависит от способности и готовности педагога демонстрировать высокие результаты профессиональной деятельности.

В соответствии с этим повышение качества профессиональной подготовки руководителей и педагогических работников является важнейшей задачей, поскольку ее решение направлено в первую очередь на сохранение и развитие уникальной системы отечественного художественного образования. Однако зачастую процесс повышения квалификации преподавателей в этой сфере носит формальный, а потому малоэффективный характер. Это связано с тем, что содержание программ дополнительного профессионального образования направлено на освоение теоретического материала, не всегда применимого на практике.

Вопросы теоретического характера, различные организационные аспекты повышения квалификации педагогических работников на протяжении всего периода профессиональной деятельности, нашли отражение в современных исследованиях. Одним из важнейших ориентиров в отечественном образовании как основы обновления его содержания, в том числе и в повышении квалификации педагогических кадров, явился компетентностный подход. Если модель традиционного образования предполагает усвоение определенного массива знаний в соответствии с содержанием образования, то при переходе к информационному обществу важным этапом в развитии профессиональной компетентности педагогических кадров становится возможность управления полученными

знаниями и способами поиска этих знаний, то есть усиление практической ориентации образования, выходящей за пределы «ЗУНовского» образовательного пространства. При компе-тентностном подходе в качестве результата образования рассматривают не только усвоение определенной информации, но и готовность личности действовать самостоятельно, мобилизуя при этом имеющиеся знания, опыт и способности [1]. Процесс повышения квалификации педагогических работников на основе ком-петентностного подхода, осуществляющих деятельность в системе основного общего и среднего общего образования, достаточно широко освещается в различных исследованиях, однако применительно к преподавателям ДШИ (работающим в сфере дополнительного образования) изучен недостаточно.

Цель настоящей статьи состоит в описании технологии реализации курсов повышения квалификации для преподавателей ДШИ на основе компетентностного подхода.

Обзор литературы. Проблемы совершенствования профессиональной компетентности педагогов-музыкантов рассмотрены в трудах И. В. Жгенти [2], Т. А. Затяминой [3], М. В. Ха-рионовской [4]. Ряд исследований, направленных на изучение процесса повышения квалификации педагогов ДШИ, взаимосвязаны с положениями компетентностного подхода. Так, например, О. В. Резикова отмечает, что организаторы курсов повышения квалификации, «имеют основную задачу не только дать знания, которые, возможно, через достаточно короткое время станут неактуальны, а направить его на современные актуальные способы освоения различных видов профессиональной деятельности, включая самообразование» [5, с. 130]. В исследовании Н. И. Тормозовой подчеркивается, что «использование компетентностного подхода в повышении квалификации преподавателей ДШИ позволяет выйти на новую образовательную модель, основывающуюся на личностной готовности слушателей к восприятию нового, формированию и развитию качеств, необходимых современному педагогу [6, с. 182].

Методология (материалы и методы). Процесс разработки технологии повышения квалификации педагогических работников ДШИ, позволяющей эффективно, в русле современных требований обучать преподавателей, осу-

ществлялся в опоре на компетентностный подход как методологическую основу для проектирования содержание программ дополнительного профессионального образования. В ходе исследования при отборе содержания программ повышения квалификации были проанализированы актуальные нормативные документы, отображающие современные требования к преподавателю системы художественного образования. Помимо этого, был проведен статистический анализ целевой аудитории, выявивший стаж работы, уровень образования и возраст преподавателей ДШИ. Для оценки качества освоения учебного материала слушателями были использованы такие методы, как тестирование, анализ творческих работ. Посредством анкетного опроса обучающихся осуществлялся внутренний мониторинг качества образовательного процесса.

Результаты и их описание

В современной системе повышения квалификации руководителей и преподавателей ДШИ к настоящему времени сложились устойчивые традиции по организации курсов повышения квалификации преподавателей на базе творческих вузов, учреждений среднего профессионального образования. Помимо этого, в ряде областей России созданы региональные методические службы, реализующие курсы повышения квалификации для преподавателей и руководителей ДШИ (например, в Курганской, Свердловской, Челябинской областях). Обратимся к опыту государственного автономного учреждения культуры Свердловской области «Региональный ресурсный центр в сфере культуры и художественного образования» (далее -РРЦ) - организации, одним из направлений деятельности которой является осуществление обучения по дополнительным профессиональным программам (повышения квалификации). Среди регионов России область занимает третье место по количеству ДШИ - на ее территории действует 161 ДШИ, деятельность которых координирует РРЦ.

По данным мониторинга, проведенного в конце 2017/18 учебного года, общая численность педагогических работников составила 3719 человек. Из них число штатных преподавателей, чей стаж работы превышает десять лет, - 2316 человек, что составляет 74% от общего числа [7, с. 9-10]. Это означает, что боль-

шая часть педагогов имеют достаточный опыт педагогической деятельности, но образование было получено ими более десяти лет назад. В этой связи важнейшая функция РРЦ состоит во всестороннем организационно-методическом сопровождении ДШИ в решении задач профессионального развития преподавателей, в содействии сохранению и транслированию лучшего педагогического опыта [8, с. 148].

Сегодняшние реалии требуют от преподавателей умения мобильно и эффективно реагировать на изменения в системе ДШИ. Организацию образовательного процесса в РРЦ осуществляет учебный отдел. Основной его целью является обеспечение непрерывного развития профессиональных компетенций педагогических работников в сфере культуры путем организации различных видов методических мероприятий, в том числе разработки и реализации курсов повышения квалификации. При разработке содержания дополнительных профессиональных программ специалисты РРЦ ориентируются на актуальные потребности слушателей в сфере художественного образования, традиционные и инновационные формы и методы обучения.

По категориям слушателей дополнительные профессиональные программы, реализуемые РРЦ, подразделяется на следующие виды: для административного состава ДШИ; для преподавателей различных специальностей; для преподавателей, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья. По тематическому признаку программы можно классифицировать по следующим направлениям: музыкальное искусство и образование; изобразительное искусство; хореографическое искусство, художественное образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья; менеджмент в художественном образовании.

Подобная систематизация позволяет специалистам РРЦ обеспечивать образовательные потребности преподавателей всех специальностей, работающих в ДШИ, поскольку в этом случае приняты во внимание профессиональные интересы всех групп педагогических и руководящих работников. Образовательная деятельность слушателей в рамках курсов повышения квалификации предусматривает следующие формы учебной деятельности: лекции, практические занятия, круглые столы, посеще-

ние конкурсных прослушиваний всероссийских и межрегиональных конкурсов исполнительского мастерства, проводимых РРЦ, мастер-классы и иные формы, определенные учебным планом.

Одной из задач региональной методической службы при реализации курсов повышения квалификации является ориентирование преподавателей ДШИ на успешные педагогические практики и эффективный опыт коллег, работающих в сфере художественного образования. Для решения этой задачи специалисты РРЦ приглашают к сотрудничеству известные образовательные организации, что позволяет обеспечивать высокий уровень обучения слушателей. В их числе: Российская академия музыки им. Гнесиных, Центральная музыкальная школа при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей имени Б. В. Иогансона при Российской академии художеств, Санкт-Петербургская консерватория имени Н. А. Рим-ского-Корсакова, детская школа искусств «Охтинский центр эстетического воспитания» (Санкт-Петербург); компания Yamaha Music (Россия)и другие.

В качестве лекторов курсов приглашаются специалисты и педагоги, имеющие успешный опыт работы в сфере художественного образования. Так, например, ежегодно курсы повышения квалификации для пианистов проводят преподаватели отделения специального фортепиано Центральной музыкальной школы (колледжа) при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского: Мира Алексеевна Марченко (заведующая отделением специального фортепиано), Наталья Викторовна Богданова (солистка «Москонцерта», преподаватель отделения специального фортепиано). Обучение руководителей ДШИ по дополнительной профессиональной программе «Эффективные стратегии управления ДШИ в современных условиях» в рамках образовательного проекта «Школа директора», по сложившейся в РРЦ традиции проводит Ирина Ефимовна Домогацкая, генеральный директор Московской городской объединенной ДШИ «Кусково».

Наряду с этим при разработке содержания реализуемых дополнительных профессиональных программ учитываются требования к трудо-

вым знаниям и умениям, закрепленным в стандарте педагога дополнительного образования детей и взрослых. Согласно стандарту, педагогу дополнительного образования необходимо знать современные концепции и модели, образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых в избранной области; особенности построения компетентностно ориентированного образовательного процесса; особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ для одарённых обучающихся и детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, преподаватель должен уметь создавать условия для развития обучающихся, мотивировать их к активному освоению ресурсов и развивающих возможностей образовательной среды, освоению выбранного вида деятельности (выбранной образовательной программы); уметь анализировать, разрабатывать содержание, оформлять и представлять педагогическому сообществу результаты собственной профессиональной деятельности.

Основываясь на требованиях профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых, специалистами РРЦ была разработана дополнительная профессиональная программа (повышения квалификации) для преподавателей музыкальных отделений ДШИ всех специальностей - «Педагогика и методика художественного образования». Объем программы составляет 36 часов. При ее освоении слушатели знакомятся с теоретическими и практическими аспектами художественного образования - в содержание программы входит изучение психолого-педагогических основ творческой деятельности, современных образовательных технологий и особенностей их применения в учебном про-

Объекты оценки качества

цессе. Практические занятия направлены на овладение алгоритмами разработки программно-методического обеспечения образовательного процесса, разработку индивидуальной траектории подготовки педагога к процедуре аттестации.

При разработке содержания названной программы специалисты РРЦ основывались на том, что в силу своей краткосрочности, в отличие от программ профессиональной подготовки, обучение слушателей на курсах повышения квалификации достаточно ограничено по времени, поэтому призвано обеспечить опережающее знакомство с новыми технологиями и методиками в сфере музыкального образования. Например, с возможностями применения мультимедиатехно-логий в работе педагога-музыканта (работа в музыкально-компьютерных аудиоредакторах, применение мультимедийных средств обучения), эффективными авторскими программами, методами и приемами обучения юных музыкантов т. п.

Для оценки качества образовательного процесса специалисты РРЦ проводят внутренний мониторинг. Оценка осуществляется посредством анализа результатов промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Помимо этого, слушатели, завершившие обучение, заполняют анкету, выявляющую удовлетворенность слушателей:

1) условиями организации образовательного процесса;

2) содержанием дополнительных профессиональных программ и качеством учебного процесса;

3) компетентностью преподавателей.

Объекты оценки качества образовательного

процесса в РРЦ и критерии оценивания представлены в таблице 1.

Таблица 1

бразовательного процесса

Объекты оценки Критерии оценивания

Образовательные результаты Результаты промежуточной и итоговой аттестации (самостоятельная работа, тесты, творческие работы и т. п.)

Условия организации образовательного процесса Комфортность пребывания в помещениях учреждения (гардероб, лекционный зал и т. п.). Транспортная доступность

Содержание дополнительных профессиональных программ и качество учебного процесса Актуальность представленной информации. Практико-ориентированная направленность учебного материала. Использование элементов наглядности и современных средств обучения

Компетентность преподавателей Последовательность, полнота и доступность изложения материала. Способность поддерживать интерес аудитории

Целью внутренней оценки качества образовательного процесса является получение объективной информации о состоянии качества образования, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень. Основные функции внутренней системы оценки: обеспечение качества образовательного процесса для всех субъектов учебной деятельности; аналитическое сопровождение процесса обучения; оценка и прогноз развития образовательной деятельности, осуществляемой учебным отделом. По итогам мониторинга разрабатываются рекомендации для лекторов, осуществляется планирование образовательной деятельности в РРЦ. Анализ анкет слушателей позволяет выявлять наиболее значимые профессиональные потребности слушателей, совершенствовать качество образовательного процесса, корректировать содержательные компоненты дополнительных профессиональных программ.

Определив компетентностный подход в качестве основного ориентира при планировании курсов повышения квалификации, в 2018 году в РРЦ было реализовано 14 дополнительных профессиональных программ, обучение прошли 559 человек, что на 61% больше, чем в 2017 году. Выборочно было проанализировано 140 анкет слушателей, завершивших обучение по различным дополнительным профессиональным программам, что составляет 25% от общего числа обученных. Анализ анкет показал, что 98% слушателей удовлетворены качеством учебного процесса и содержанием дополнительных профессиональных программ; 2% удовлетворены частично.

Помимо этого, 93% слушателей отметили высокий уровень профессиональной компетентности преподавателей, 7% опрошенных отметили средний уровень. Низкий уровень зафиксирован не был. Полученные результаты свидетельствуют о наличии продуктивной системы повышения квалификации в сфере художественного образования, выстроенной специалистами РРЦ.

Обсуждение

Представленная технология повышения квалификации учитывает требования к профессиональным компетенциям педагогов; нацелена на опережающее знакомство как с традиционными, так и инновационными формами и методами обучения в ДШИ; обращена на ознакомле-

ние слушателей курсов с опытом известных специалистов в сфере культуры и художественного образования. Перспективы дальнейшего исследования видятся в детальной разработке компетентностно ориентированной модели системы повышения квалификации.

Эффективная система повышения квалификации, по нашему мнению, строится в опоре на компетентностный подход, обуславливающий, с одной стороны, содержание дополнительных профессиональных программ, с другой стороны, - особенности организации образовательного процесса.

Для совершенствования системы повышения квалификации преподавателей ДТТТИ Свердловской области разработаны дополнительные профессиональные программы, в содержании которых учитываются требования профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых, показатели «дорожной карты», требования к аттестации педагогических работников ДТТТИ

Заключение

Таким образом, повышение квалификации преподавателей ДШИ призвано обеспечить в дальнейшем достижение высоких результатов в профессиональной деятельности, является сегодня важнейшей составляющей государственной культурной политики и способствует сохранению и развитию уникальной отечественной системы художественного образования.

Методологическим основанием для создания эффективной системы повышения квалификации педагогических работников в этой сфере является компетентностный подход как ориентир для разработки программ дополнительного профессионального образования.

При отборе содержания дополнительных профессиональных программ необходимо ориентироваться на профессиональные потребности преподавателей ДШИ различных специальностей, в том числе и работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, необходимо также учитывать требования профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых.

Особенностью программ повышения квалификации является их краткосрочность, в отличие от программ профессиональной переподготовки. В этой связи организаторам курсов повышения квалификации для преподавателей

ДШИ целесообразно обеспечить опережающее знакомство с новыми технологиями и методиками в сфере культуры и художественного образования. Применение компетентностного подхода при реализации программ дополнительного профессионального образования позволяет мотивировать слушателей курсов повышения квалификации к дальнейшему практическому применению полученных знаний и умений. Выстраивание механизма обратной связи, взаимодействие с образовательными организациями высшего образования и высокопрофессиональными преподавателями курсов, построение содержания обучения на основе актуальных документов в совокупности - все это позволяет формировать эффективную гибкую систему повышения квалификации преподавателей ДШИ.

Библиографический список:

1. Зеер, Э. Ф. Компетентностный подход как методологическая позиция обновления профессионального образования / Э. Ф. Зеер. - Текст : непосредственный // Вестник учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. - 2005. - № 1 (37). -С. 5-12.

2. Жгенти, И. В. К проблеме дополнительного профессионального образования педагогов искусства / И. В. Жгенти. - Текст : электронный // Педагогика искусства. - 2018. - № 1. -URL: http://www.art-education.ru/electronic-j ournal/k-probleme -dopolnitelnogo -professional nogo-obrazovaniya-pedagogov-iskusstva (дата обращения: 12.01.2019).

3. Затямина, Т. А. Оценка качества образования в системе повышения квалификации с позиции его потребителя / Т. А. Затямина. -Текст : непосредственный // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 4 (16). - С. 176-180.

4. Харионовская, М. В. Формы и методы совершенствования уровня профессиональной подготовки преподавателей-музыкантов в учреждениях повышения квалификации / М. В. Харионовская. - Текст : непосредственный // Интеграция образования. - 2007. -№ 3/4 (48-49). - С. 139-147.

5. Резикова, О. В. Профессионально-личностное развитие педагогов-музыкантов в процессе повышения квалификации / О. В. Ре-зикова. - Текст : электронный // Человек и об-

разование. - 2013. - № 2 (35). - URL: http://obrazovanie21.narod.ru/Files/2013-2_127-131.pdf (дата обращения: 04.12.2019).

6. Тормозова, Н. И. Реализация компетент-ностного подхода в повышении квалификации преподавателей детских школ искусств в период реформирования художественного образования / Н. И. Тормозова. - Текст : непосредственный // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. - № 2 (24). -С.180-183.

7. Художественное образование в цифрах : сборник аналитических материалов, вып. 6. -Екатеринбург : ГАУК СО РРЦ, 2018. - 12 с. -Текст : непосредственный.

8. Коробейникова, Е. Ю. Организационно-методическое сопровождение детских школ искусств: из опыта региональной методической службы / Е. Ю. Коробейникова. - Текст : электронный // Художественное образование и наука : научный журнал. - 2019. - № 1 (18). -С. 147-153. - URL: http://hudozhestvennoe-obrazovanie-i-nauka.ru/images/mag.pdf (дата обращения: 04.12.2019).

References:

1. Seer E. F. Competence approach as a methodological position for updating vocational education [Kompetentnostnyj podhod kak metodo-logicheskaya poziciya obnovleniya profession-al'nogo obrazovaniya], Bulletin of the teaching and methodical association for professional and pedagogical education, 2005, No. 1 (37), pp. 5-12.

2. Zhgenti I. V. About the problem of additional professional education of teachers of art [K probleme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya pedagogov iskusstva] Pedagogy of art, 2018, No. 1. Availble at: http://www.art-education.ru/electronic-journal/k-probleme-dopol nitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-pedago gov-iskusstva (accessed date: 01/12/2020).

3. Zatyamina T. A. Assessment of the quality of education in the continuing education system from the perspective of its consumer [Evaluation of the quality of education in the system of professional development from the point of view of its consumer], World of Science, Culture, Education, 2009, No. 4 (16), pp. 176-180.

4. Kharionovskaya M. V. Forms and methods for improving the level of professional training of music teachers in continuing education insti-

tutions [Formy i metody sovershenstvovaniya urovnya professional'noj podgotovki prepo-davatelej-muzykantov v uchrezhdeniyah pov-ysheniya kvalifikacii], Integration of Education, 2007, No. 3/4 (48-49), pp. 139-147.

5. Rezikova O. V. Professional and personal development of teachers-musicians in the process of continuing education [Professional'no-lichnostnoe razvitie pedagogov-muzykantov v processe povysheniya kvalifikacii], Man and education, 2013, No. 2 (35), Availble at: http:// obrazovanie21.narod.ru/Files/2013-2_127-131.pdf (accessed date: 01/12/2019).

6. Tormozova N. I. Implementation of the competency-based approach to advanced training of teachers of children's art schools during the reform of artistic education [Realizaciya kompetent-nostnogo podhoda v povyshenii kvalifikacii prepo-

davatelej detskih shkol iskusstv v period reformi-rovaniya hudozhestvennogo obrazovaniya], Historical and socio-educational idea, 2014, No. 2 (24), pp.180-183.

7. Art education in numbers: a collection of analytical materials [Hudozhestvennoe obrazovanie v cifrah: sbornik analiticheskih materialov], Vol. 6, Yekaterinburg, 2018. 12 p.

8. Korobeynikova E. Yu. Organizational and methodological support of children's art schools: from the experience of the regional methodological service [Organizacionno-metodicheskoe so-provozhdenie detskih shkol iskusstv: iz opyta re-gional'noj metodicheskoj sluzhby], Scientific journal "Art Education and Science", 2019, No. 1 (18), pp. 147-153. Availble at: http://hudozhestvennoe-obrazovanie-i-nauka.ru/images/mag.pdf (accessed date: 12/04/2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.