DOI: 10.251983/1814-6457-221-15 УДК 378.091
Бероева Е.А.
Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия E-mail: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Социально-экономические реалии современного общества закономерно выдвигают необходимость обновления системы образования. Востребован педагог способный находить новые способы совершенствования обучения и воспитания, целеустремленно достигать продуктивных результатов в профессии. Реализация современных педагогических технологий в системе повышения квалификации предусматривает конструирование индивидуальной образовательной траектории профессионального саморазвития преподавателя.
Целью исследования было определение образовательной эффективности реализации современных педагогических технологий в развитии профессиональной компетентности преподавателя. В результате теоретического изучения научно-педагогической литературы выявлено, что в системе повышения квалификации недостаточно раскрыт педагогический потенциал современных технологий. Профессиональная компетентность преподавателя мною понимается как интегративное, непрерывно совершенствующееся профессионально-личностное качество, обеспечивающее продуктивное осуществление трудовой активности, выражаемое в постоянном стремлении к овладению личностно-значимыми профессиональными знаниями и умениями, качественному освоению нового в профессиональной сфере образовательного труда. Характерной чертой современных педагогических технологий является активная познавательная деятельность, стимулирующая развитие мотивации к самосовершенствованию. Они имеют особенности: направленность на развитие тех знаний, умений и навыков, которые соответствуют образовательным потребностям и профессиональным дефицитам слушателя; обеспечение активной познавательной деятельности субъектов обучения; мотивация к саморазвитию.
В результате педагогического эксперимента мною установлена положительная динамика уровня развития профессиональной компетентности слушателей, проходивших обучение по программе повышения квалификации с применением современных педагогических технологий. Реализация современных педагогических технологий способствует развитию профессиональной компетентности преподавателя в системе повышения квалификации.
Ключевые слова: современные педагогические технологии, профессиональная компетентность преподавателей, система повышения квалификации.
Для цитирования: Бероева Е.А. Реализация современных педагогических технологий в развитии профессиональной компетентности преподавателя в системе повышения квалификации/ Е.А. Бероева // Вестник Оренбургского государтсвенного университета. - 2019. - №3(221). -С. 15-20. DOI: 10.25198/1814-6457-221-15.
Barneva E.A.
Orenburg state university, Orenburg, Russia E-mail: [email protected]
MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IMPLEMENTATION IN THE TEACHER PROFESSIONAL COMPETENCE DEVELOPMENT IN THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT SYSTEM
The socio-economic realities of modern society naturally put forward the need to update the education system. A teacher is required to be able to find new ways to improve training and education, purposefully achieve productive results in the profession. The implementation of modern pedagogical technologies in the system of advanced training provides for the construction of an individual educational trajectory of the teacher's professional self-development.
The aim of the study was to determine the educational effectiveness of the implementation of modern pedagogical technologies in the development of professional competence of a teacher. As a result of a theoretical study of scientific and pedagogical literature, it was revealed that the pedagogical potential of modern technologies is not sufficiently disclosed in the continuing education system. I understand the professional competence of the teacher as an integrative, continuously improving professional and personal quality, ensuring the productive implementation of labor activity, expressed in the constant desire to master personal-significant professional knowledge and skills, and to master the new educational work in the professional sphere. A characteristic feature of modern pedagogical technologies is the active cognitive activity that stimulates the development of motivation for self-improvement. They have features: focus on the development of those knowledge, skills that correspond to the educational needs and professional deficiencies of the student; ensuring active cognitive activity of subjects of education; motivation for self-development.
As a result of the pedagogical experiment, I established a positive dynamics in the level of development of professional competence of students who were trained under the continuing education program using modern pedagogical technologies. The implementation of modern pedagogical technologies contributes to the development of professional competence of a teacher in a continuing education system.
Key words: modern pedagogical technologies, professional competence of teachers, advanced training system.
For citation: Bеrоeva E.A. Modern pedagogical technologies implementaton in the teacher professional competence development in the professional development system. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 2019, no. 3(221), pp. 15-20. DOI: 10.25198/1814-6457-221-15.
Современная система образования характеризуется тенденцией постоянного изменения, которые обусловлены стремительным развитием технологий и науки. В инновационном развитии Российской Федерации одной из главных задач является модернизация системы образования, создание условий повышения качества образования граждан и реализации возможностей непрерывного образования. Такие общественные явления актуализируют проблему повышения требований к уровню развития профессиональной компетентности преподавателя, способного адаптироваться к изменениям, происходящим в образовательной сфере, прогнозировать перспективы своего профессионального развития.
На современном этапе в педагогической науке накоплен опыт развития профессиональной компетентности преподавателя. О.И. Мезенцева рассматривает общие вопросы развития профессиональной компетентности современного педагога в системе повышения квалификации. Л.Н. Макарова и Н.Е. Копытова изучают специфику организации саморазвития преподавателя вуза в рамках системы повышения квалификации. Н.И. Иванова и Л.А. Филимонюк выявили сущность вариативного модуля в образовательной программе повышения квалификации и его роль в развитии профессиональных компетенций педагогов.
Наряду с этим, выявлены возможности системы повышения квалификации в формировании профессиональной компетентности преподавателей в работах Л.Д. Галеня, М.А. Досова. В исследованиях А.В. Захарова и К.В. Циллера раскрыта сущность прогностических умений в структуре профессиональной компетентности современного преподавателя. М.И. Плугина рассмотрела пути совершенствования системы повышения квалификации как условие оптимизации профессионально-педагогической компетентности преподавателей высшей школы. Е.В. Лопанова выявила условия развития профессиональной компетентности преподавателей вуза в системе повышения квалификации.
Обзор научно-педагогической литературы позволяет констатировать о таких проблемах в данной области науки:
- недостаточная методическая поддержка развития профессиональной компетентности преподавателя в системе повышения квалификации;
- слабо выявлен педагогический потенциал современных педагогических технологий, а также особенностей использования в системе повышения квалификации.
Целью статьи является определение педагогического потенциала современных педагогических технологий в развитии профессиональной компетентности преподавателя в системе повышения квалификации. Поставленная цель определила следующие задачи: уточнить понятие «профессиональная компетентность преподавателя», охарактеризовать сущность педагогической технологии в развития изучаемого феномена, описать пути использования данных технологий.
Для решения первой задачи проанализированы современные педагогические исследования в данной области науки.
В.А. Сластенин под профессионально-педагогической компетентностью понимает «совокупность профессиональных компетенций, включающих наличие знаний, профессионального и жизненного опыта, способностей преподавателя действовать в конкретной ситуации, решать профессиональные задачи разного уровня сложности и неопределенности, его готовности к достижению высокого качества результатов» [9, с. 132].
О.И. Мезенцева определяет профессиональную компетентность, как «характеристику, синтезирующую профессиональные и личностные качества педагога, отражающие опыт, уровень профессиональных умений, необходимых для реализации профессиональных задач, выполнения должностных обязанностей в соответствии с принятыми на данный момент в социуме стандартами и нормами» [7, с. 28-29].
Л.Н. Макарова и Н.Е. Копытова, исследуя модель развития компетентности преподавателя вуза, под данным термином понимают «субъектный опыт, собственный почерк специалиста, как саморазвивающуюся форму образованности, что проявляется в стремлении к саморазвитию в своей профессиональной области, в развитии мотивации и способности к решению типичных и проблемных профессионально-значимых задач, возникающих в реальных ситуациях научно-педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и личностного опыта, потенциала своей индивидуальности» [6, с. 173].
Согласно точки зрения Н.И. Ивановой и Л.А. Филимонюк профессиональную компетентность преподавателя следует рассматривать как «многофакторное явление, определенную составляющую профессионализма, включающую в себя теоретические знания и способы их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также показатели его культуры: речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности и др.» [4, с. 280].
Исходя из приведенных определений профессиональная компетентность преподавателя понимается как интегративное, непрерывно совершенствующееся профессионально-личностное качество, обеспечивающее продуктивное осуществление трудовой активности, выражаемое в постоянном стремлении к овладению личностно-значимыми профессиональными знаниями и умениями, качественному освоению нового в профессиональной сфере образовательного труда.
Компетентностная парадигма образования предполагает модель обучения в системе повышения квалификации, связанную с постановкой слушателем собственных образовательных задач, к достижению слушателем образовательного результата, имеющего практическое применение в профессиональной сфере.
Несмотря на терминологическое разнообразие структур, были установлены универсальные составляющие профессиональной компетентности преподавателя - гносеологический, аксиологический и праксиологический компоненты, определены критерии и соответствующие им показатели: познавательный (профессиональные (предметные) знания; знание нормативных документов, регулирующих педагогическую деятельность; представления о современных информационных технологиях); мотивационный (направленность на саморазвитие и самосовершенствование; устремленность к проявлению личной инициативы и дальнейшему профессиональному росту; ориентация на профессиональные ценности); операциональный (сформированность предметных умений; владение навыками поиска, анализа
и использования информации; степень продуктивной активности и рациональной организации самостоятельной деятельности).
Развитие профессиональной компетентности преподавателя в системе повышения квалификации может быть обеспечено применением современных педагогических технологий в образовательном процессе. Согласно статье 13 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» при реализации образовательных программ «используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение»1. Владение образовательными технологиями - требование профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного профессионального образования»2.
Под термином технология понимается «упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающие достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса» (В.А. Сластенин). М.Э. Вайнер, Н.А. Баранникова, Д.А. Махотин интерпретируют суть современных технологий таким образом: «самостоятельное обучение под руководством педагога в процессе активной познавательной деятельности» [1, с. 101]. Под педагогической технологией в системе повышения квалификации будем понимать специально организованную учебно-познавательную деятельность образовательных субъектов, обеспечивающую достижение дидактической цели обучения при создании организационных условий образовательным процесса повышения квалификации.
Реализация данных условий в практико-ориентированных региональных доминантах повышения эффективности обучения в системе повышения квалификации предполагает, что у слушателей должна быть готовность к самостоятельному решению профессиональных проблем и задач, к освоению новых технологий, новых систем знаний, к самостоятельному проектированию и внедрению новшеств, к работе во временных проектных группах, к
1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 г. с изменениями 2018 г.
2 Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессиональ-
ного обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 N 38993).
профессиональному обсуждению и решению нестандартных проблем и задач.
Так определяются важные характеристики современных педагогических технологий: направленность на развитие тех знаний, умений и навыков, которые соответствуют образовательным потребностям и профессиональным дефицитам слушателя; обеспечение активной познавательной деятельности субъектов обучения, мотивация к саморазвитию. Такими технология являются проект-технология, электронное порт-фолио, кейс-стади, кластер, компетентностно-ориентированные задания.
Проект представляет собой професиональ-но - значимую задачу, связанную с трудовой деятельностью слушателя, предполагающую достаточно длительный период решения и объем работы, которая ведется самостоятельно, но с консультативным руководством преподавателя, с обязательной отчетом.
Основными особенностями данной технологии являются следующее:
- личностно-ориентированный подход;
- направленность на формирование таких личностных качеств обучающихся, как самостоятельность, инициативность;
- развитие способности к творчеству;
- совершенствование универсальных учебных действий, требуемых федеральным государственным образовательным стандартом.
Электронное портфолио представляет собой собрание работ слушателя, демонстрирующее не только его образовательные результаты, но также динамику в знаниях и умениях в сравнении с предыдущими результатами.
Кластер представляет собой технологию представления учебного материала, графически демонстрирующую различные связи между понятиями, направленную на систематизацию и структуризацию большого количества информации.
Технология кейс-стади нацелена на развитие способности слушателей анализировать информацию, выявлять ключевые вопросы, выбирать альтернативные пути решения проблемы, оценивать их, находить оптимальный вариант и формулировать программы действий. Достигнуть прогнозируемые результаты можно организуя занятия в виде ситуативного упражнения через взаимодействие с другими слушате-
лями, выполняя комплексные взаимосвязанные действия, выслушивая разные точки зрения и аргументируя собственную позицию.
Сущность компетентностно-ориентирован-ных заданий заключается в формировании практических профессиональных навыков. К компетентностно-ориентированным заданиям выдвигаются следующие требования: актуализация теоретического материала, деятельность, универсальность, стандартизация. Содержание компетентностно - ориентированных заданий может включать в себя различные профессиональные задачи, кейсы, ситуативные задачи, дидактический иллюстративный материал.
Экспериментальная работа по использованию современных педагогических технологий в развитии профессиональной компетентности преподавателя в системе повышения квалификации проводилась на факультете повышения квалификации преподавателей Оренбургского государственного университета. Программы повышения квалификации ОГУ, ориентированные на новые образовательные технологии: «Реализация проектно-ориентированного обучения в современном университете», «Современные образовательные технологии в учебном процессе в условиях реализации ФГОС 3++», «Использование ресурсов электронной информационно-образовательной среды ОГУ при реализации образовательных программ ФГОС ВО», «Массовые открытые онлайн-курсы: проектирование и создание», «Технология разработки электронного контента для онлайн-образования», «Использование ресурсов электронной информационно-образовательной среды ОГУ при реализации образовательных программ ФГОС ВО», «Массовые открытые онлайн-курсы: проектирование и создание», «Технология разработки электронного контента для онлайн-образования».
Рассмотрим использование современных педагогических технологий при реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Использование ресурсов электронной информационно-образовательной среды ОГУ при реализации образовательных программ ФГОС ВО». Срок реализации эксперимента 2017-2018 учебный год. В эксперименте приняло участие 48 человек.
Таблица 1- Соответствие современных педагогических технологий дисциплинам учебно-тематического плана программы повышения квалификации «Использование ресурсов электронной информационно-образовательной среды ОГУ при реализации образовательных программ ФГОС ВО»
Дисциплины Технология
ЭИОС вуза (обзор руководящих и нормативных документов, основные составляющие ЭИОС и требования к ним, перспективы развития в условиях реализации ФГОС ВО) Кластер
Роль ИАС в обеспечении учебной деятельности университета (обзор функциональных подсистем) Проект
Обеспечение доступа к информационным ресурсам (сайт ОГУ): единое окно доступа к образовательным ресурсам; личный кабинет преподавателя, личный кабинет обучающегося Кейс-стади
Автоматизированная библиотечно-информационная система. Доступ к электронным библиотечным системам Компетентностно-ориентированные задания
Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в образовательных программах высшего образования (Moodle, АИССТ) Электронное портфолио
Испытуемые были разделены на две группы. Первая группа (24 человека) обучалась с применение традиционных образовательных технологий. Вторая экспериментальная группа (24 человека) проходила обучение по программе повышения квалификации с использованием современных педагогических технологий (Таблица 1).
С целью исследования развития профессиональной компетентности преподавателя в системе повышения квалификации нами был разработан критериально-диагностический инструментарий: по познавательному критерию (тестирование); по мотивационному критерию (Методика «Ценностные ориентации» (М. Ро-кич); по операциональному критерию (модификация методики «Теппинг-тест» для оценки возможностей саморегуляции действий).
Результаты первой экспериментальной группы определились следующим образом: высокий уровень показателей показали 19% слушателей, средний - 38,8%, низкий - 42,2%. Видно, что у большинства обучающихся отмечен средний и низкий уровень показателей развития профессиональной компетентности. Результаты первой экспериментальной группы показали, что высокий уровень показате-лейпредставили 39,4% слушателей, средний -31,1%, низкий - 29,5%.
Как видно из сравнительных результатов распределения обучающихся по уровням развития профессиональной компетентности по итогам эксперимента, в экспериментальной группе в результате внедрения и апробации
современных педагогических технологий в системе повышения квалификации преподавателей произошли изменения в распределении респондентов по уровням: за весь период обучения процент слушателей высокого уровня показателей развития профессиональной компетентности увеличился до 39,4%. В то же время число слушателей с низким уровнем показателей развития профессиональной компетентности в экспериментальной группе уменьшилось до 29,5%.
Результаты экспериментальной работы свидетельствуют о действенности реализации современных педагогических технологий в развитии профессиональной компетентности преподавателей в системе повышения квалификации, что подтверждается положительной динамикой исследуемого феномена.
Таким образом, реализация педагогических технологий в системе повышения квалификации направлена на предельную индивидуализацию и персонализацию процесса развития личности преподавателя и непосредственно соотносится с конструированием индивидуальной траектории обучения, которая характеризуется как путь достижения образовательной цели, выбранный и смоделированный слушателем в ориентации на собственные интеллектуальные и профессиональные потребности, желания, возможности, что позволяет улучшить показатели положительного отношения слушателей к обучению в системе повышения квалификации, повысить мотивацию к самообразованию, уровень самоорганизации и самоконтроля.
21.01.2019
Список литературы:
1. Вайнер, М.Э. Современные образовательные технологии в повышении квалификации педагогических работников / М.Э. Вай-нер, Н.А. Баранникова, Д.А. Махотин // Вестник РМАТ. - 2013. - №2(8). - С. 101-103.
2. Галеня, Л.Д. Возможности системы повышения квалификации в формировании профессиональной компетентности преподавателей технического и профессионального обучения / Л.Д. Галеня, М.А. Досов // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2012. - №4. - С. 144-147.
3. Захаров, А.В. Прогностические умения в структуре профессиональной компетентности современного преподавателя системы повышения квалификации / А.В. Захаров, К.В. Циллер // Гуманитарные науки в XXI веке. - 2014. - №18. - С. 178-181.
4. Иванова, Н.И. Развитие профессиональных компетенций педагогов системы среднего профессионального образования в современном образовательном пространстве / Н.И. Иванова, Л.А. Филимонюк // Мир науки, культуры, образования. - 2019. -№1. - С. 280-281.
5. Лопанова, Е.В. Условия развития профессиональной компетентности преподавателей вуза в систем повышения квалификации / Е.В. Лопанова // Инновационные процессы в современном педагогическом образовании и риски сборник научных трудов. - Саратов, 2012. - С. 167-171.
6. Макарова, Л.Н. Компетентность и саморазвитие преподавателя вуза в системе повышения квалификации / Л.Н. Макарова, Н.Е. Копытова // Вестник Воронежского государственного университета: Проблемы высшего образования. - 2012. - №1. -С. 172-177.
7. Мезенцева, О.И. Развитие профессиональной компетентности современного педагога в системе повышения квалификации: монография / О.И. Мезенцева. - Новосибирск: ООО «Немо Пресс», 2018. - 226 с.
8. Плугина, М.И. Совершенствование системы повышения квалификации как условие оптимизации профессионально-педагогической компетентности преподавателей высшей школы / М.И. Плугина // Прикладная психология и психоанализ. -2011. - №1. - С. 10.
9. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
References:
1. Vajner M.E., Barannikova N.A., Mahotin D.A. Modern educational technologies in advanced training of teachers. Vestnik RMAT [Vestnik RMAT], 2013, no. 2(8), pp. 101-103.
2. Galenya L.D., Dosov M.A. Possibilities of the system of professional development in the formation of professional competence of teachers of technical and vocational training. Sovremennaya vysshaya shkola: innovacionnyj aspekt [Modern higher school: innovative aspect], 2012, no. 4, pp. 144-147.
3. Zaharov A.V., Ciller K.V. Prognostic skills in the structure of professional competence of a modern teacher of the system of advanced training. Gumanitarnye nauki vXXI veke [Humanities in the XXI century], 2014, no. 18, pp. 178-181.
4. Ivanova N.I., Filimonyuk L.A. Development of professional competencies of teachers of secondary vocational education in the modern educational space. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of science, culture, education], 2019, no. 1, pp. 280-281.
5. Lopanova E.V. Conditions of development of professional competence of University teachers in the system of advanced training. Innovacionnye processy v sovremennom pedagogicheskom obrazovanii i riski sbornik nauchnyh trudov [Innovative processes in modern pedagogical education and risks collection of scientific papers]. Saratov, 2012, pp. 167-171.
6. Makarova L.N., Kopytova N.E. Competence and self-development of a University teacher in the system of advanced training. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta: Problemy vysshego obrazovaniya [Bulletin of the Voronezh state University: Problems of higher education], 2012, no. 1, pp. 172-177.
7. Mezenceva O.I. Razvitieprofessional'noj kompetentnosti sovremennogopedagoga v sistemepovysheniya kvalifikacii: monografiya [Development of professional competence of the modern teacher in the system of professional development: monograph]. Novosibirsk: OOO «Nemo Press», 2018, 226 p.
8. Plugina M.I. Improvement of the system of professional development as a condition of optimization of professional and pedagogical competence of teachers of higher school. Prikladnaya psihologiya i psihoanaliz [Applied psychology and psychoanalysis], 2011, no. 1, p. 10.
9. Slastenin V. A., Isaev I.F., SHiyanov E.N. Pedagogika: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij [Pedagogy: studies. manual for students]. M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2002, 576 p.
Сведения об авторе:
Бероева Елена Александровна, ведущий специалист по учебно-методической работе факультета повышения квалификации и переподготовки государственных и муниципальных служащих
Оренбургского государственного университета E-mail: [email protected]
460018, г. Оренбург, пр-т Победы 13, 20.2.14 аудитория, тел. (3532) 912-111