Развитие профессиональной успешности преподавателя в вузе в современной педагогической науке
Парамонов Иван Федорович,
заведующий кафедрой теологии, кандидат педагогических наук, доцент, Негосударственное частное учреждение -образовательная организация высшего образования «Миссионерский институт» E-mail: [email protected]
Статья посвящена проблеме профессиональной успешности преподавателя в ВУЗе в современной педагогической науке. Раскрыты соотношения понятий успешность, успех, профессиональная успешность и профессиональный успех. Показано, что профессиональный успех является объективным фактом профессиональных результатов, а профессиональная успешность - результат внутренней оценки достигнутого успеха. Выдвинуто положение о приоритетности внутренних критериев успешности профессиональной деятельности преподавателя. Обозначена проблема перехода профессиональной деятельности преподавателя ВУЗов от нормативно-исполнительской к проектировочной, инновационной и исследовательской деятельности. Показано, что в условиях компетентностно-ориентированного обучения профессиональная успешность преподавателя ВУЗов определяется его профессиональной компетентностью. Раскрыто содержание понятия профессиональная компетентность, его связь с профессиональной успешностью преподавателя ВУЗа. Показано, что критерием профессиональной успешности преподавателя выступает удовлетворенность самореализацией на основе результативности личностных и профессиональных достижений. Показано, что профессиональная успешность преподавателей ВУЗов определяется готовностью и способностью к реализации творческого потенциала в профессиональной деятельности. Раскрыты факторы и личностные детерминанты профессиональной успешности преподавателей ВУЗов, в качестве которых выступают сформированность их профессиональных компетенций, ответственность, эффективность саморегуляционных процессов, определяющих готовность к инновационной деятельности и умение преодолевать напряженность инновационной образовательной среды ВУЗа.
Ключевые слова: успешность, профессиональная успешность, профессиональный успех, компетентностный подход, инновационная деятельность.
В современных условиях развития высшей школы, характеризующейся широким внедрением инновационных процессов, связанных с модернизацией высшего образования, к профессиональной деятельности преподавателя ВУЗа предъявляются новые требования. По-новому осмысливается понимание профессиональной успешности преподавателя в ВУЗе, что связано как с пониманием условий и специфики профессиональной деятельности, так и с пониманием тех личностных свойств и качеств преподавателя ВУЗа, которые обеспечивают высокую профессиональную успешность его деятельности.
Осмысление понятия профессиональной успешности опирается на понимание социально-психологических факторов успешности личности, которые в первую очередь, связаны с личностными качествами, соответствующие с большей вероятностью успешному человеку. Успешность, как пишет Н.С. Головчанова, это «процесс воплощения жизненного смысла, значимого для личности и культуры... субъективно-личностные детерминанты успешности имеют больший потенциал для осознанного достижения состояния успешности» [3, с. 7]. С этих позиций профессиональную успешность педагога можно рассматривать как процесс воплощения личностно значимого культурно обусловленного жизненного смысла в профессиональной деятельности. А критерием профессиональной успешности становится удовлетворенность личности педагога «профессиональной самореализацией на основе результативности личностных и профессиональных достижений на пути к профессионализму и их признания в профессионально-значимой для субъекта среде» [3, с. 10].
Рассмотрим соотношение понятий «профессиональная успешность» и «профессиональный успех», которые имеют ряд отличий по критериям внешних и внутренних достижений педагогов в профессиональной деятельности. В понятии «профессиональный успех» отражаются объективные достижения личности в профессиональной деятельности, которые проявляются в результативности деятельности, в карьерном продвижении, должностном статусе и др. Профессиональная успешность выступает результатом субъективной, внутренней оценки, которая, согласно В.В. Левченко, «обусловлена переживанием успехов и неудач в профессиональной деятельности, переживанием личностью своего профессионального статуса» [6, с. 13].
Таким образом, профессиональный успех - это объективный факт достижения профессиональ-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
о с
и
сэ см о см
ных результатов, а профессиональная успешность - результат внутренней оценки достигнутого успеха. Н.С. Головчанова пишет, что «успех -объективное событие, успешность - субъективная оценка его значимости» [3, с. 10]. Интегрируя данные взгляды, И.В. Арендачук формулирует положение, согласно которому профессиональная успешность является «оценочным критерием, как со стороны субъекта деятельности, так и со стороны окружающих и коллег; непосредственно связана с эффективностью и конечными результатами деятельности; выражается в удовлетворенности субъекта своим трудом; является условием профессиональной самореализации» [1, с. 10].
В современных условиях отечественной высшей школы актуализируется проблема перехода деятельности преподавателя от нормативно-исполнительской к проектировочной, инновационной и исследовательской деятельности. Педагогическая деятельность преподавателя ВУЗа нацелена на использование методов компетентностно-ориентированного обучения, отличающегося практической и профессиональной направленностью посредством расширения арсенала активных и интерактивных методов и форм обучения в условиях инновационной образовательной среды. В связи с этим личностные детерминанты и факторы профессиональной успешности педагогов ВУЗов приобретают новую специфику и могут рассматриваться в руле компетентностно-ориентированной модели преподавателя ВУЗа.
Развитие профессиональной успешности преподавателя в ВУЗе предполагает, прежде всего, развитие его профессиональных компетенций. Профессиональная компетентность преподавателя может быть описана как интегративное качество личности, опосредующее деятельность и направленное на повышение ее эффективности, что в большей степени отражает субъективные критерии успешности профессиональной педагогической деятельности. Например, А.К. Маркова определяет компетентность «как сочетание психических качеств, как психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции» [7, с. 31]. И.А. Зимняя говорит, что компетентность есть «актуальное, формируемое личностное качество как основывающаяся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленная социально-профессиональная характеристика человека» [5, с. 23].
В содержание понятия компетентность ряд авторов вводят понятие успешность. Так, например, В.Е. Медведев, Ю.Г. Татур определяют компетентность специалиста как «проявленные им на практике стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой деятельности в профессиональной и социальной сферах, а компетенцию - как подтвержденную готовность специалиста использовать весь свой по-
тенциал (знания, умения, опыт и личностные качества) для успешной деятельности в определенной области» [8, с. 46-47]. Таким образом, профессиональная успешность преподавателей ВУЗов определяется готовностью и способностью к реализации творческого потенциала в профессиональной деятельности.
Т.Н. Банщиковой, Л.А. Лазаренко обосновано, что профессиональная успешность преподавателя определяется уровнем сформированности его профессиональных компетенций. В ходе исследования авторами был представлен портрет профессионально-успешного педагога, в структуре профессиональной компетентности которого ключевую роль играли когнитивные и коммуникативные компетенции [2]. В качестве личностной детерминанты успешности Н.С. Головчано-вой рассматривается ответственность личности, которую автор рассматривает как социально-психологическую и экзистенциальную категорию, отражающую социальную и зрелую личность педагога. При этом автор подчеркивает, что личность педагогов с «оптимальным типом ответственности в большей степени склонны связывать достижение успеха с внутренними ресурсами личности (умением принимать на себя ответственность, реализацией своих способностей и возможностей в процессе достижения поставленных целей, несмотря на наличие трудностей, и нахождением средств их преодоления)» [3, с. 14]. В качестве фактора профессиональной успешности преподавателей М.А. Титовой рассматривается эффективность саморегуляционных процессов личности. Автором выделены прогностические и результирующие критерии оценки профессиональной успешности объективного и субъективного типа, адекватные напряженным условиям труда преподавателей, в качестве которых выступают «успешность карьерного продвижения (результирующий объективный критерий), инновационная готовность и удовлетворенность работой (прогностический и результирующий субъективные критерии адаптации к напряженным инновационным условиям)» [9, с. 164]. Данное выводы позволили выдвинуть положение, согласно которому «способность к эффективной саморегуляции функционального состояния выступает как дифференцирующая компетенция», позволяющая разделять высокоуспешных и среднеуспешных педагогов» [9, с. 164].
Профессиональную компетентность с позиции акмеологического подхода рассматривают в качестве готовности преподавателя преодолевать внутренние противоречия и, мобилизуя свои акмеоло-гические ресурсы, эффективно решать профессиональные задачи в типовых и нестандартных ситуациях [4]. Поэтому не менее важной характеристикой успешного педагога ВУЗа является готовность к инновационной деятельности, что, прежде всего, связано с умением педагога преодолевать напряженность инновационной образовательной среды ВУЗа. В исследовании М.А. Титовой показано, что
педагоги с высокой удовлетворенностью трудом, ориентированные на принятие инноваций «чаще активизируют адекватные инновационной среде социально-приемлемые модели копинг-поведения и внутренние приемы саморегуляции состояния» [9, с. 165].
Таким образом, в условиях системных нововведений в современной высшей школе на основе компетентностного подхода успешность профессиональной деятельности преподавателей ВУЗов определяется комплексом профессионально обусловленных личностных качеств и свойств, которые детерминированы не нормативно заданным уровнем профессиональной деятельности, а уровнем инновационной деятельности преподавателя. Данный уровень педагогической деятельности, с одной стороны, актуализирует творческий потенциал личности преподавателя, с другой - предъявляет высокие требования к социальной и психологической зрелости, к уровню профессиональной ответственности, к саморегуляционным способностям и свойствам личности, позволяющим достигать успешность деятельности в напряженной инновационной образовательной среде современного ВУЗа.
Литература
1. Арендачук И.В. Структурно-функциональная организация профессионализма личности в научно-педагогической деятельности: автореферат дис. ... кандидата психологических наук. - Саратов, 2008.- 29 с.
2. Банщикова Т.Н. Профессиональная компетентность как фактор профессиональной успешности педагога / Т.Н. Банщикова, Л.А. Лазарен-ко // Известия Южного Федерального Университета. Технические науки - 2006.- № 14. -С. 3-8.
3. Головчанова Н.С. Социально-психологические характеристики успешности региональной элиты: автореферат дис. ... кандидата психологических наук. - Ярославль, 2010.- 26 с.
4. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2004.- 752 с.
5. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (Теоретико-методологический аспект) / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня.- 2006.- № 8. -С. 20-26.
6. Левченко В.В. Секреты успеха и успешности современного человека: монография. - М.: ФЛИНТА, 2014.- 259 с.
7. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Знание, 1996.- 308с.
8. Медведев В.Е. Подготовка преподавателя высшей школы: компетентностный подход / В.Е. Медведев, Ю.Г. Татур // Высш. образование в России. 2007.- № 11. - С. 46-56.
9. Титова М.А. Эффективность психологической саморегуляции функционального состояния как фактор профессиональной успешности: автореферат дис. ... кандидата психологических наук. - Москва, 2016.- 241 с.
DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL SUCCESS OF A TEACHER AT A UNIVERSITY IN MODERN PEDAGOGICAL SCIENCE
Paramonov I.F.
Non-governmental private institution-educational organization of higher education "Missionary Institute»
The article is devoted to the problem of professional success of a University teacher in modern pedagogical science. The relations between the concepts of success, success, professional success and professional success are revealed. It is shown that professional success is an objective fact of professional results, and professional success is the result of an internal assessment of the achieved success. The position on the priority of internal criteria for the success of professional activity of a teacher is put forward. The problem of transition of professional activity of a University teacher from normative and Executive to design, innovation and research activities is outlined. It is shown that in the conditions of competence-oriented training, the professional success of a University teacher is determined by his professional competence. The article reveals the content of the concept of professional competence, its connection with the professional success of a University teacher. It is shown that the criterion of professional success of a teacher is satisfaction with self-realization based on the effectiveness of personal and professional achievements. It is shown that the professional success of University teachers is determined by their readiness and ability to realize their creative potential in their professional activities. The author reveals the factors and personal determinants of professional success of University teachers, which are the formation of their professional competencies, responsibility, and effectiveness of self-regulatory processes that determine readiness for innovation and the ability to overcome the tension of the innovative educational environment of the University.
Keywords: success, professional success, professional success, competence approach, innovative activity.
References
1. Arendachuk I.V. Structural and functional organization of personal professionalism in scientific and pedagogical activity: author's abstract of dis. ... candidate of psychological Sciences. -Saratov, 2008.- 29 p.
2. Banshchikova T. N. professional competence as a factor of professional success of a teacher / T.N. Banshchikova, L. A. Laza-renko // Proceedings Of The Southern Federal University. Technical Sciences - 2006. - No. 14. - P. 3-8.
3. Golovchanova N.S. Socio-psychological characteristics of the success of the regional elite: abstract of dis. . candidate of psychological Sciences. - Yaroslavl, 2010.- 26 p.
4. Derkach A.A. Akmeologicheskie osnovy razvitiya professional -M.: Moscow psychological and social Institute, 2004.- 752 p.
5. Zimnaya I.A. Competence approach. What is its place in the system of modern approaches to the problems of education? (Theoretical and methodological aspect) / I.A. Zimnaya // Higher education today.- 2006. - No8. - P. 20-26.
6. Levchenko V. V. secrets of success and success of modern man: monograph. - Moscow: FLINT, 2014.- 259 p.
7. Markova A.K. Psychology of professionalism. - M.: Knowledge, 1996.- 308 p.
8. Medvedev V. E. training of a higher school teacher: a competence approach / V.E. Medvedev, Yu.G. Tatur // Higher education in Russia. 2007. - No. 11. - P. 46-56.
9. Titova M.A. Effectiveness of psychological self-regulation of functional state as a factor of professional success: abstract of the candidate of psychological Sciences. - Moscow, 2016.- 241 p.
C3
о
CO
-a
I=i А
—I
о
C3 t; о m О от
З
ы о со