Научная статья на тему 'Агрессивное поведение студентов как фактор, влияющий на эффективность профессиональной деятельности преподавателя вуза'

Агрессивное поведение студентов как фактор, влияющий на эффективность профессиональной деятельности преподавателя вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
919
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОР / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНТОВ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / STUDENTS' AGGRESSIVE BEHAVIOR / FACTOR / EFFICIENCY / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE OF THE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова Разият Магомедовна, Ярош Елена Викторовна

На основе анализа результатов проведенного пилотного исследования выявлен в среде вузов такой феномен, как агрессивное поведение студентов; рассматриваются его причины и показано влияние на эффективность профессиональной деятельности преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедова Разият Магомедовна, Ярош Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aggressive behavior of students as a factor affecting the effectiveness of a higher school teacher professional activity

On the basis of the results of a pilot study conducted among high schools the phenomenon of aggressive behavior of students has been identified; its causes and effect on the efficiency of professional activity of educators have been considered.

Текст научной работы на тему «Агрессивное поведение студентов как фактор, влияющий на эффективность профессиональной деятельности преподавателя вуза»

УДК 37 ББК 74.00 М 12

Магомедова Разият Магомедовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Дагестанского государственного педагогического университета, т.: 8(928)5325152;

Ярош Елена Викторовна, аспирант кафедры профессионального образования Невинномысского государственного гуманитарно-технического института, т.: 8(918)7511583.

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

(рецензирована)

На основе анализа результатов проведенного пилотного исследования выявлен в среде вузов такой феномен, как агрессивное поведение студентов; рассматриваются его причины и показано влияние на эффективность профессиональной деятельности преподавателей.

Ключевые слова: фактор, эффективность, агрессивное поведение студентов, психолого-педагогическая компетентность педагога.

Maghomedova Raziyat Maghomedovna, Candidate of Pedagogy, associate professor of the Department of Correctional Pedagogy and Special Psychology of Dagestan State Pedagogical University, tel: 8 (928) 5325152;

Yarosh Elena Victorovna, postgraduate student of the Department of Professional Education of Nevinnomyssk State Humanitarian-Technical Institute, tel.: 8 (918) 7511583.

AGGRESSIVE BEHAVIOR OF STUDENTS AS A FACTOR AFFECTING THE EFFECTIVENESS OF A HIGHER SCHOOL TEACHER PROFESSIONAL

ACTIVITY

(reviewed)

On the basis of the results of a pilot study conducted among high schools the phenomenon of aggressive behavior of students has been identified; its causes and effect on the efficiency ofprofessional activity of educators have been considered.

Keywords: factor, efficiency, students’ aggressive behavior, psychological and pedagogical competence of the teacher.

Факторы, влияющие на эффективность профессиональной деятельности преподавателя современного вуза, в связи со спецификой этой деятельности, многочисленны и сложно поддаются учету.

Определимся с основными понятиями. Фактор (от лат. factor - делающий, производящий) - «причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты» [1, с. 727].

«Эффективный», согласно «Современному словарю иностранных слов», -приводящий к необходимым результатам, действенный [1, с. 842]. «Эффект» происходит от лат. effectus - действие, результат какого-либо действия (там же).

Существуют различные подходы к классификации факторов. Остановимся на двух классификациях, которые характеризуют и влияют на деятельность преподавателя вуза. Факторы, оказывающие влияние на социальное развитие человека, согласно подходу А.В. Мудрика [2], можно разделить на микрофакторы (семья, ближайшая микросреда), мезофакторы (этнокультурные и региональлые условия, СМИ), макрофакторы (специфика общества, страны, глобальные явления).

Удовлетворенность результатами труда, продуктивностью собственной профессиональной деятельности является одним из важнейших факторов педагогической эффективности. Например, Ф. Герцберг рассматривает два основных фактора удовлетворенности трудом - мотивационный и гигиенический. Достижения в работе, общественное признание, работа «сама по себе» (содержание труда), продвижение являются факторами, которые побуждают человека к труду. К гигиеническим факторам относятся условия труда, оплата, межличностные отношения, линия поведения администрации [цит. по 3]. На сегодняшний день существует значительное количество теоретических и прикладных исследований, посвященных эффективности трудовой деятельности, в рамках таких наук, как общая психология (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач и др.), психология труда (Е.А.

Климов, В.Д. Шадриков и др.), акмеология (А.А. Реан и др.). Однако авторы придерживаются разных подходов к определению эффективности и близких ей понятий. В данной статье, мы принимаем следующее компилятивное определением эффективности: эффективность - это основная характеристика функционирования системы образования, которая выявляет степень реализации цели и достижения намеченных результатов (более строго - степень близости к проектируемому результату при учете затрат, пошедших на некоторую деятельность, направленную на достижение результата).

Факторы (чаще объективны) успешности педагогического процесса - это экспериментально выявленные причины, влияющие на функционирование педагогической системы и относящиеся к какому-либо ее структурному компоненту (целям, содержанию, формам, методам, субъектам и их взаимоотношениям, результатам), а условия (в основном субъективны) успешности педагогического процесса - это экспериментально выявленные причины, влияющие на функционирование системы и относящиеся к окружающей ее среде [4].

Осуществленный анализ теоретических и некоторых практических аспектов исследуемой нами проблемы выявил, что такое явление, как агрессивное поведение студентов, является распространенным в среде вузов и данное явление может рассматриваться в качестве одного из факторов, влияющих на эффективность труда преподавателя вуза.

Например, по результатам исследований М.С Калистратовой, наблюдается тенденция роста агрессивности учащихся гимназий, лицеев и студентов вузов до 1,5 раз [5]. С.В. Михейкина определила высокий уровень готовности к агрессии студентов ставропольских вузов: к физической - 54,2%, к вербальной - 67,2% [7], что коррелирует с результатами проведенного нами исследования, в котором принимали участие студенты экономического, технологического и педагогического факультетов Невинномысского государственного гуманитарно-технического института (НГГТИ). Исследование, проведенное по методике А. Басса и А. Дарки, выявило следующие показатели уровня агрессии студентов (рисунок 1):

□ высокий уровень

□ средний уровень

□ низкий уровень

Рис. 1. Уровень агрессии студентов Необходимо также отметить, что агрессивное поведение студентов является частью такой сложной социальной проблемы, как агрессивное поведение молодежи в целом. Так, по статистике лица юношеского возраста, составляя 7% населения страны, совершают 17% преступлений, сопровождающихся какой-либо из форм насилия [7].

По результатам наших исследований, практически все опрошенные преподаватели вуза, на базе которого проводилось исследование, а также преподаватели других высших и средних учебных заведений Северо-Кавказского федерального округа, в частности г. Невинномысска и Ставропольского края, повышавших квалификацию на базе отдела дополнительного образования НГГТИ, отметили, что в той или иной мере сталкиваются с агрессивным поведением студентов. При этом педагоги отметили, что испытывают трудности во взаимодействии с такими студентами (рисунки 2, 3).

□ очень часто - 22%

□ довольно часто - 36%

□ достаточно часто - 32%

□ нечасто - 10%

□ вообще не наблюдают - 0%

Рис. 2. Частота наблюдаемого преподавателями агрессивного поведения

□ испытывают значительные трудности - 22%

□ испытывают трудности - 39%

□ иногда испытывают затруднения - 25%

□ не испытывают значительных трудностей - 11%

□ не испытывают трудностей - 3%

Рис. 3. Распределение преподавателей по степени затруднений при взаимодействии

со студентами, проявляющими агрессию

Данные исследований указывают на то, что 90% преподавателей сообщает о том, что периодически сталкивается с проявлениями агрессии студентов, и при этом большинство преподавателей испытывает трудности во взаимодействии с такими студентами.

Предотвращение и педагогическая коррекция агрессивного поведения студентов вуза требует глубокого понимания причин агрессии, свойственной этому возрасту, поэтому в теоретико-методологическую, коррекционно-практическую и технологическую составляющие предлагаемой нами модели формирования готовности педагога к работе со студентами, демонстрирующими агрессивное поведение, были включены элементы, посвященные проблеме агрессии в юношеском возрасте.

Говоря об агрессивном поведении студентов в частности и молодежи в целом, нельзя не отметить еще один аспект данной проблемы, особенно актуальный для многонационального Северо-Кавказского региона и, в частности Ставропольского края: этническую агрессию. Население Ставропольского края имеет

многонациональный состав. Вместе с этим в настоящий момент на территории края, согласно статистике, находится большое количество вынужденных переселенцев разных национальностей (более 60 тыс. человек) [7,8], которым пришлось менять место проживания из-за обострившихся в последние десятилетия на территории Северного Кавказа конфликтов. По данным социологических исследований, более 20% коренного населения негативно относится к вынужденным переселенцам, и в целом более половины населения относится к переселенцам другой национальности неприязненно или осторожно [7,8]. С другой стороны, большое количество беженцев и вынужденных переселенцев страдает от посттравматического шока после военных

40%

30%

20%

10%

0%

при взаимодействии со студентами, проявляющими агрессию

действий, свидетелями или жертвами которых они являлись, гибели близких, потери социального статуса, работы, имущества. В этой ситуации у беженцев наблюдается эмоциональная нестабильность, психосоматические расстройства и ярко выраженные агрессивные тенденции. В конфессиональном плане на территории Ставропольского края присутствуют как православно-христианская, так и исламская культуры.

Несмотря на то, что сейчас на территории Ставропольского края нет организованных националистических или религиозных движений, общая этническая напряженность остается на достаточно высоком уровне. Особенно тревожит омоложение состава радикальных религиозных группировок и возросший интерес некоторых слоев молодежи как к неоваххабизму, так и к неонацизму. Т.Н. Банщикова сообщает о том, что существует большое количество проблем, связанных с трудностями адаптации детей-мигрантов и вынужденных переселенцев, которые обусловлены непринятием этих детей и подростков другими субъектами образовательного процесса, включая учителей и администрацию образовательных учреждений [8]. По результатам того же исследования, что, хотя подавляющее большинство респондентов (77%) не участвовали в конфликтах на национальной почве. 8,8% представителей русской национальности отмечают, что были сами инициаторами конфликта или инициаторами выступала их группа. Вместе с тем, 14,7% респондентов русской национальности отмечают, что инициатором выступала другая сторона. Т.Н. Банщикова констатирует факт политизации этнических групп, национально-культурных объединений, отдельных молодежных организаций и славянских и мусульманских движений, когда любой конфликт интерпретируется в молодежной среде как межнациональный и используется как предлог для насилия против «чужих» [7,8].

В сложившейся этнополитической ситуации предотвращение агрессивного поведения в среде студенческой молодежи, особенно агрессивного поведения, имеющего этническую окраску, является важной социальной целью педагогической деятельности.

Предотвращение агрессивного поведения и агрессивных состояний - это также одна из целей воспитания. В настоящее время одной из важных функций педагога является психологическое сопровождение учебного процесса. Н.Н. Павлова [9] в диссертационном исследовании рассматривает психотерапевтический подход в

педагогике. По ее мнению, речь идет не о том, чтобы объединить в одном лице педагога, психолога и психотерапевта, но о том, чтобы в педагогике использовался психотерапевтический подход. Н.Е. Шуркова [цит. по 10] отмечает необходимость психотерапевтической деятельности педагога, которая, по ее мнению, состоит в том, чтобы уметь снять психологическую напряженность, снизить психический накал (гиперактивность или безразличие). Автор подчеркивает, что педагог-психотерапевт должен уметь посмотреть на ситуацию со стороны, отличить собственные проблемы от проблем воспитанника и не «заразиться» его неблагоприятным состоянием (злости, раздражения, гнева)

Реализация учебных задач в среде студентов, проявляющих агрессивное поведение, также представляет значительные трудности в случае, если педагогу нечего противопоставить этому фактору. Проявления агрессии препятствуют реализации коммуникативных функций, затрудняют обмен информацией, тормозят понимание собеседниками друг друга, делают невозможным педагогическое взаимодействие. Если педагог не готов к адекватной реакции на агрессию студентов, направленную как на него, так и на товарищей по группе либо на другие объекты, велика вероятность возникновения ответной агрессии, которая может иметь негативную форму. В этом случае зачастую имеет место возникновение враждебности, эскалация агрессии как студента, так и педагога, деструктивная форма педагогического конфликта. Непроявленная агрессия может усугубить этот конфликт, так как в этом случае не выявлен предмет конфликта и стороны не имеют возможность этот конфликт разрешить.

Говоря об эмоциональном состоянии лица, проявляющего агрессивное поведение, либо переживающего агрессивное состояние, скрытую, непроявленую агрессию, исследователи, которые придерживаются теории эмоций, отмечают, что человек переживает озлобленность, гнев, отвращение, презрение к объекту агрессии. В таком эмоциональном состоянии студент не способен усваивать учебный материал, выполнять учебные задачи, а преподаватель - эффективно работать. Сторонники фрустрационной теории говорят о том, что агрессивное поведение становится результатом состояния фрустрации, а в этом состоянии «...ситуация кажется ему (человеку - прим. автора) непреодолимой и безысходной». В частности, А. Налчаджян отмечает, что фрустрация тесно связана со стрессом, т.е. состоянием психической

напряженности, а глубокая фрустрация может вызвать в организме и психике сверхнапряженное психофизиологическое состояние [10, с. 28]. Больше половины педагогов, которые участвовали в нашем анкетировании и опросе, отвечая на вопрос: «Что вы чувствуете, когда являетесь свидетелем или объектом агрессивного поведения студентов?» отметили гнев, страх, злость, разочарование (в людях вообще, в своей профессии), растерянность, необходимость уединиться, чтобы «прийти в себя», подавленность, шок, головную боль, повышение артериального давления, боль в сердце, ощущение «комка в горле», тремор.

Нет необходимости доказывать важность предотвращения подобных состояний. По статистическим данным, 30% педагогов имеют признаки вегетососудистой дистонии; 53% - склонность к невротическим нарушениям; до 79% работников образования имеют хронические заболевания, в основном психосоматической природы. Для учителей со стажем работы 15-20 лет характерны «педагогические кризисы», «истощение», «эмоциональное выгорание», профессиональные деформации и деструкции. У трети учителей показатель степени социальной адаптации равен или ниже, чем у больных неврозами. Иначе говоря, показатели профессионального здоровья учителей нельзя назвать даже удовлетворительными [10].

Е.Е. Ефимова в своем диссертационном исследовании отмечает [11], что современный педагог не готов к восприятию конфликтов. Он не видит различий в типах конфликтных ситуаций, расценивает конфликты как нежелательные явления школьной жизни и не умеет их разрешать. Обследование учителей-практиков показало, что многие учителя (около 79%) боятся конфликтов и стремятся их избегать. Некоторые (21%) не умеют предвидеть конфликтную ситуацию, а постоянная угроза возникновения конфликтов в педагогическом процессе приводит к состоянию постоянного напряжения.

В таких условиях особенно возрастает роль психолого-педагогической компетентности педагога, так как, имея низкий уровень профессионального здоровья, низкую готовность к решению неизбежно возникающих педагогических конфликтов, которые, как правило, сопровождаются агрессивными проявлениями, педагог не способен вести эффективную профессиональную деятельность, которая предполагает значительную психоэмоциональную нагрузку и наличие стрессогенных факторов.

Необходимо также отметить, что агрессивность является распространенной профессиональной деформацией педагога [7,8,10 и др.].

На настоящий момент в научной психолого-педагогической литературе отсутствуют данные о готовности преподавателей вуза к профессиональной деятельности в среде студентов, проявляющих агрессивное поведение. Однако на основе анализа существующей системы подготовки педагогических кадров в вузах, на основе анализа результатов исследования готовности студентов - будущих педагогов и педагогов общеобразовательных учреждений и на основе собственного педагогического опыта мы можем сделать вывод о том, что, во-первых, агрессивное поведение среди студентов вузов является объективно наблюдаемой реальностью. Несмотря на то, что в психолого-педагогической науке юношеский возраст считается относительно благоприятным в отношении агрессии, последние исследования показывают, что агрессия в этом возрастном периоде достаточно высока и может иметь опасные формы выражения; во-вторых, педагоги вуза имеют низкий, реже -средний, еще реже - высокий уровень готовности к работе в среде студентов с агрессивным поведением или агрессивным состоянием.

Однако упомянутые негативные проявления, возникающие под воздействием демонстрации студентами агрессивного поведения, не являются неизбежными. Как упоминалось выше, эффективность педагогического процесса в этой среде может быть высокой, если фактору агрессивного поведения студентов противопоставить фактор готовности педагога к работе в этой среде.

Литература:

1. Булыко, А.Н. Современный словарь иностранных слов : более 25 тысяч слов и словосочетаний. М.: «Мартин», 2004. 848 с.

2. Мудрик, А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М., 1986. 160 с.

3. Преподаватель современного вуза: компетентностная модель /

Харченко Л.Н. [и др.]. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2012. 180 с.

4. Галкина, О.В. Роль и место понятия «организационно-педагогические условия» в терминологическом аппарате педагогической науки : дис. . канд. пед. наук. : 13.00.11. / Галкина Ольга Владимировна. Самара, 2009. 187 с.

5. Калистратова, М.С. Взаимосвязь открытого агрессивного поведения, особенностей самовосприятия и ценностных ориентаций в юношеском возрасте // Психология и психофизиология активности и саморегуляции поведения и деятельности человека : сб. научных трудов. Екатеринбург: СГПИ, 2000. 101 с.

6. Михейкина, С.В. Психологические особенности агрессивного поведения и его коррекция в юношеском возрасте : дис. ... канд. психол. наук. Ставрополь, 2004. 158 с.

7. Банщикова, Т.Н. Профессионально-личностная готовность воспитателя к предупреждению агрессивности у дошкольников : автореф. дис. . канд. психол. наук. М., 2001. 22 с.

8. Банщикова, Т.Н. Девиации детей и молодежи, обусловленные влиянием социокультурных особенностей и спецификой межэтнических отношений региона // !нтегративний характер цшнюних вимiрiв освгги в стандартах Болоньского процессу : материалы междунар. науч.-практ. конф. ЦКЬ: http://bdpu.org/scientific published/conf 2008Мс^^еС:юп 3/ Banschikova.doc.

9. Павлова, Н.Н. Педагогические условия коррекции агрессивного поведения детей : дис. ... канд. пед. наук. Якутск, 2001. 164 с.

10. Налчаджян, А. Агрессивность человека. СПб.: Питер, 2007. 736 с.

11. Ефимова, Е.Е. Формирование конфликтной компетентности будущего

учителя : автореф. дис. ...канд. пед. наук. Волгоград, 2001. 28 с.

References:

1. Bulyko A.N. Modern dictionary offoreign words: over 25,000 words and phrases. M.: Martin, 2004. 848 p.

2.Mudrik A.V. Teacher: the skill and inspiration. M., 1986. 160 p.

3. The teacher of the modern university: competence model/ Kharchenko L.N.[and oth.]. Stavropol: Stavropolserviceschool, 2012. 180 p.

4. Galkina O.V. The role and place of the concept "organizational and pedagogical conditions" in the terminological apparatus of pedagogical science: Dis. Candidate Ped. Sciences: 13.00.01/Galkina O.V. Samara, 2009. 187p.

5. Kalistratova M.S. Open Relationship of aggressive behavior, characteristics and values of self-perception in adolescence // Psychology and Psychophysiology of self-activity and behavior and human activity: Coll. scientific papers. Ekaterinburg: SSPI, 2000. 101 p.

6. Mikheykina S.V. Psychological characteristics of aggressive behavior and its correction in adolescence: Diss. ... Cand. Psych. Sciences. Stavropol, 2004. 158p.

7. Banshchikova T.N. Professional and personal commitment of the educator to the prevention of aggression in preschoolers: Abstract Diss. ... Cand. Psych. Sciences. M., 2001. 22 p.

8. Banshchikova T.N. Deviation of children and young people, due to the influence of socio-cultural characteristics and specificity of inter-ethnic relations in the region / / Integrative character of values within the standards of Bologna process: proceedings of International Scientific-practical conference. URL:

http://bdpu.org/scientific_published/conf_2008/ rticles/Section_3/Banschikova.doc

9. Pavlova N.N. Pedagogical conditions of aggressive behavior correction in children: Diss. ... Cand. Ped. Sciences. Yakutsk, 2001. 164p.

10. Nalchadjyan A. Aggressiveness of a person. St. Ptb.: Peter, 2007. 736p.

11. Efimova E.E. Formation of a conflict competence offuture teachers: abstract of Diss. Cand. Ped. Sciences. Volgograd, 2001. 28p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.