Научная статья на тему 'Содержание понятия "успешность школьника в процессе спортивной подготовки"'

Содержание понятия "успешность школьника в процессе спортивной подготовки" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SUCCESS / PROFESSIONAL SUCCESS / STUDENT SUCCESS / SPORTSMAN / COMPONENTS OF STUDENT'S SUCCESS / SPORTS TRAINING PROCESS / APPROACHES TO SUCCESS / УСПЕШНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / УСПЕШНОСТЬ ШКОЛЬНИКА / ШКОЛЬНИК-СПОРТСМЕН / КОМПОНЕНТЫ УСПЕШНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ / ПРОЦЕСС СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ / ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ УСПЕШНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронин Александр Дмитриевич

Проанализированы понятия «успешность», «профессиональная успешность», «успешность спортивной деятельности», «успешность школьника», которые исследованы в рамках различных подходов: с точки зрения психологии, философии, теории деятельности, педагогики. Помимо этого, автор выделил основополагающие подходы организации учебно-тренировочного процесса школьника во время его спортивной подготовки для формирования его успешности: личностно-ориентированный, личностно-деятельностный, антропологический, а также произвел их анализ, представил описание каждого подхода в отдельности. Исходя из исследований понятия «успешность» с точки зрения различных теорий автором выдвигается предположение о многоаспектности данного понятия. Также в данной работе высказывается мнение о том, что достижение успешности школьников в процессе спортивной подготовки и поиск путей ее формирования являются важной социальной и психолого-педагогической задачей в области любительского и в дальнейшем профессионального спорта. Выделены основные компоненты, раскрывающие понятие «успешность школьника в процессе спортивной подготовки» с целью последующего построения модели формирования успешности школьников в спортивной деятельности: физиологический, психологический, нравственный, технико-тактическая, когнитивный. Первым необходимым условием при этом является концептуальное уточнение содержания понятия «успешность школьника в процессе спортивной подготовки», которое автор статьи предлагает, опираясь на анализ вышеперечисленных теорий и эмпирическтй опыт, полученный в ходе тренерской и соревновательской деятельности. Благодаря конкретизации понятия «успешность школьника в процессе спортивной подготовки», в дальнейшем, базируясь на этом понятии, автор планирует разработать ряд педагогических средств формирования успешности школьника в процессе спортивной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронин Александр Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of the notion “pupil’s success in the process of sports training”

The article analyzes the concepts of “success” and “professional success”, “success of sports activities”, “student’s success” which are studied in the framework of various theories: psychology, philosophy, theory of activity, pedagogy. In addition, the authors identified the fundamental approaches of organization of the training process of the student during his sports preparation for the formation of his success: self-centered, self-activity, anthropological, and also made their analysis and provided a description of each approach separately. In addition, based on studies of the concept of "success" from the point of view of various theories, the authors put forward the assumption that this concept is multifaceted. Furthermore, in this paper suggests that the problem of student’s success and ways of its formation in the sport training process is a very important social and psycho-pedagogical task in the field of amateur and professional sports. In addition, this article highlights the main components, revealing the concept of "success of the student in the process of sports training" in order to further build the model of formation of the success of students in sports activities: physiological, psychological, moral, technical and tactical, cognitive. At first the necessary condition here is the conceptual refinement of the concept of “success of the student in the process of sports training", which the author of the article suggests, based on an analysis of the above theories and empirical experience obtained during coaching and competitive activities. Due to the specification of the concept of "student’s success in the process of sports training", later on, based on this concept, the author plans to develop a number of pedagogical means of shaping the success of a student in the process of sport’s training.

Текст научной работы на тему «Содержание понятия "успешность школьника в процессе спортивной подготовки"»

УДК 796.01+37.032

DOI: 10.17673/vsgtu-pps.2019.2.1

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «УСПЕШНОСТЬ ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ»

А.Д. Воронин1

Самарский государственный технический университет 443100, Россия, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: sasha-voronin-1994@mail.ru

Аннотация

Проанализированы понятия «успешность», «профессиональная успешность», «успешность спортивной деятельности», «успешность школьника», которые исследованы в рамках различных подходов: с точки зрения психологии, философии, теории деятельности, педагогики. Помимо этого, автор выделил основополагающие подходы организации учебно-тренировочного процесса школьника во время его спортивной подготовки для формирования его успешности: личностно-ориентированный, лич-ностно-деятельностный, антропологический, а также произвел их анализ, представил описание каждого подхода в отдельности. Исходя из исследований понятия «успешность» с точки зрения различных теорий автором выдвигается предположение о многоаспектности данного понятия. Также в данной работе высказывается мнение о том, что достижение успешности школьников в процессе спортивной подготовки и поиск путей ее формирования являются важной социальной и психолого-педагогической задачей в области любительского и в дальнейшем профессионального спорта. Выделены основные компоненты, раскрывающие понятие «успешность школьника в процессе спортивной подготовки» с целью последующего построения модели формирования успешности школьников в спортивной деятельности: физиологический, психологический, нравственный, технико-тактическая, когнитивный. Первым необходимым условием при этом является концептуальное уточнение содержания понятия «успешность школьника в процессе спортивной подготовки», которое автор статьи предлагает, опираясь на анализ вышеперечисленных теорий и эмпирическтй опыт, полученный в ходе тренерской и соревновательской деятельности. Благодаря конкретизации понятия «успешность школьника в процессе спортивной подготовки», в дальнейшем, базируясь на этом понятии, автор планирует разработать ряд педагогических средств формирования успешности школьника в процессе спортивной подготовки.

Ключевые слова: успешность, профессиональная успешность, успешность школьника, школьник-спортсмен, компоненты успешности школьников, процесс спортивной подготовки, подходы к формированию успешности.

1 Воронин Александр Дмитриевич, аспирант кафедры «Психология и педагогика».

Введение

В нашей стране одной из наиболее важных задач в области физической культуры и спорта является оздоровление и воспитание подрастающего поколения школьников. В виду сложившихся условий модернизации и гуманизации образования все больше педагогов-ученых говорят о необходимости новых подходов к осознанию сущности воздействия занятий физической культурой и спортом на жизненный образ и поведение подростков. На данный момент спорт представляется самым действенным средством формирования здорового образа жизни и залогом успешной социализации у людей всех возрастных категорий, а разнообразные спортивные дисциплины выступают в роли воспитательного пространства, дающего возможность проявить волевые качества и характер, показать миру свои спортивные достижения и уровень мастерства. Кроме того, спорт - это не только один из заурядных видов человеческой деятельности, но еще и общественное явление, с помощью которого становится возможным повысить престиж как отдельных личностей, так и целых социальных групп, таких как класс, школа, команда и государство в целом. Со стремительным ростом популярности спорта, постоянным совершенствованием системы, средств и условий спортивной подготовки возрастают требования к мастерству основных персон спорта, а также усиливается востребованность тренера-преподавателя как ключевой личности в воспитании и обучении успешных спортсменов.

1. Обзор литературы

Помимо педагогов-ученых представители различных научных областей в своих исследованиях также уделяют большое внимание вопросу успешности и выносят его на первый план. Проведя мониторинг понятия «успешность», нужно сказать, что данное понятие трактуется разными учеными и авторами по-разному. В связи с этим следует отметить, что, исследуя вопрос успешности школьников в процессе спортивной подготовки, невозможно ограничиться освещением этого понятия только с точки зрения педагогики.

В длинном ряде наук, прежде всего таких как философия, социология, педагогика, психология и др., предметом исследования является изучение успешности как основополагающего фактора социального становления личности. Во всех этих научных областях определены специфические границы понимания данного вопроса.

С точки зрения А.Р. Тугушевой (2007), Н.С. Головчановой (2009) и Н.В. Маркеловой (2005), основной причиной современных исследований вопроса успешности стали наблюдения и высказывания древних философов (Гесиод, Платон, Сократ, Эпикур и др.). Уже со времен античности эти мыслители старались соотнести путь к счастью с личностными достижениями. В данный момент в философии выделяют несколько уровней успешности че-

ловека: первый - внешний, социокультурный - «ориентация деятельности человека на достижение конкретного результата»; второй - внутренний, психологический - «субъективная удовлетворенность личности достигнутым результатом»; третий - аксиологический - «взаимосвязь внешних результатов деятельности и внутренней удовлетворенности личности в соответствии с общезначимыми ценностями» [1].

Начиная с середины ХХ века зарубежные психологи начали развивать феноменологию успешности в русле гуманистического и когнитивного подходов индивидуальной психологии в виде необходимой составляющей проблемы человека, ее основной надобности. В научно-психологической литературе рассматривают два основополагающих направления [2]. Первое направление заключено в исследовании ситуаций достижения успешности в процессе самореализации и самоактуализации личности (А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс, К.Г. Юнг и др.). Второе связано со стараниями исследователей, направленными на психологическое содержание и сущность индивидуальной успешности. Особое внимание сконцентрировано на исследовании мотивации достижения, самоэффективности, рефлексии, уровня притязаний, самооценки, целеполагания, интеллекта (Т. Роттер, А.Бандура, Т. Дембо, Р. Берне, У. Джемс, Л. Фестингер, А. Комба, Д. Райнис, В. Фридрих, Ф. Хоппе, А. Хофман, К. Левин и др.).

Одни из последних работ зарубежных психологов определяются практи-ко-ориентированным направлением, различаются по рекомендательным и мотивирующим характеристикам изложения сведений (Н. Хилл, А. Джексон, Пинтосевич, Дж. Максвелл, С. Кови, И. Б. Трейси, Р. Энтони и др.). Образ индивидуальной успешности в культурах Европы и Америки выступает одной из провозглашаемых ценностей общества. Чаще всего эту успешность соотносят с прагматизмом и эгоцентризмом, устремленностью к победе, значительной целенаправленной активностью, распределением приоритетов, финансовым благополучием и карьерой, готовностью одолевать трудности, положительным мышлением, физической готовностью. В основном зарубежные ученые отдают предпочтение определению списка навыков и конкретных способов, которые в сумме своей характеризуют достижение успешности. В первую очередь они уделяют внимание осознанию индивидом личной успешности в различных сферах жизнедеятельности.

Изучение феномена успешности отечественными психологами во многом базируется на основополагающих соображениях западных исследователей. Не нарушая логики их учений, они приспосабливают зарубежный материал к российским реалиям.

В разнообразных видах деятельности понятие «успешность» исследовалось в работах А.Г. Харчева, В.Д. Шадрикова, Ю.М. Орлова, С.В. Ковалева, С.И. Голода и других психологов. Чаще всего феномен успешности исследуется в рамках адаптации человека в процессе его индивидуальной и совмест-

ной деятельности. Необходимо выделить, что в характеристике успешности деятельности между понятиями «успешность» и «успех» существуют различия. Понятие «успех» определяется с точки зрения личностно-значимого достижения и характеризуется присутствием действенных способов деятельности в процессе достижения цели, а «успешность» рассматривается как социально оцениваемое достижение [3].

Понятие «профессиональная успешность» в некотором роде выступает в роли оценки и самооценки эффективности жизни и деятельности. Вопрос успешности заключает в себе следующие аспекты: внутренние ресурсы и внешние условия достижения успешности, социализация личности, социально-экономический статус личности, вовлеченность в профессиональную деятельность и результат этой деятельности, удовлетворенность от жизни (Железняк, Кашкаров, Кравцевич, 2005; Ивашкин, 2007; Романова, 2012). Факторы, оказывающие воздействие на успешность профессиональной деятельности, изучались такими авторами, как Б.Г. Ананьев, Е.А. Климов, Б.М. Теплов, С.А. Дружилов и другие, однако эту проблематику до сих пор нельзя считать разработанной [4].

С точки зрения Е.А. Климова профессиональная успешность определяется как характеристика профессиональной деятельности, которая содержит внешнюю оценку наиболее значимыми людьми результата, достигнутого в процессе профессиональной деятельности, и внутреннюю оценку, характеризующуюся анализом личной успешности и предполагающую удовлетворенность процессом и последствиями профессиональной деятельности [5].

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что исследование вопроса успешности находится на стыке разных наук, именно поэтому следует говорить о различиях в содержании понятий и специфике подходов к изучению этого вопроса.

2. Материалы и методы

Материалом исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых в таких областях, как педагогика спорта, психология спорта, акмеоло-гия, аксиология и т. д.

Основным методом исследования является теоретический (анализ научной литературы по формированию успешности школьников в процессе спортивной деятельности).

3. Результаты исследования

Как следует из названия статьи, изучение успешности школьников в процессе спортивной подготовки реализовывается с педагогической точки зрения. При этом необходимо уточнить, что для глубокого и разностороннего освещения этого вопроса нельзя ограничиваться только результатами педагогических исследований.

Процесс формирования успешности школьников-спортсменов «...представляет собой сложное многоуровневое образование, включающее в себя изменения мотивационной сферы - формирование мотивации достижения, ценностей, связанных с самоутверждением и самореализацией в деятельности и общении, повышение рейтинга ценности здоровья, интересной работы и нравственных качеств; изменение самооценки - повышение ее адекватности; развитие волевой регуляции - самостоятельности и выдержки; изменения коммуникативных свойств - возрастание общительности, интереса к людям, уверенности в общении, понимания собеседника, умения не доводить разногласия до конфликтов, склонности к сотрудничеству, снижение вербальной агрессии, а также увеличение физической и косвенной агрессии, открытой жестокости, принятие "борьбы", подозрительности и чувства вины» [6].

Основополагающими подходами организации учебно-тренировочного процесса школьника во время его спортивной подготовки могут стать личностно-ориентированный, личностно-деятельностный и антропологический. В личностной ориентации рассматривается индивидуализация развития школьников-спортсменов с учетом их возрастных, интеллектуальных, психофизиологических особенностей, многообразие по сложности и объему образовательных, спортивных и остальных программных материалов, которые доступны ребенку; дифференциация групп занимающихся школьников по физическим качествам, спортивным возможностям и образовательным способностям; отношение тренера-преподавателя к каждому ребенку как к уникальной личности. Индивидуализация учебно-тренировочного процесса школьников также подразумевает формирование у них личностных понятий об образовательной и спортивной деятельности. У них появляются ориентиры жизненного самоопределения, они устанавливают направленность личности.

Личностно-ориентированный подход имеет плотную взаимосвязь с лич-ностно-деятельностным подходом. В данном подходе рассматривается специальная работа по развитию способов деятельности, по переводу школьника-спортсмена в роль субъекта постижения знаний, труда и коммуникации. В свою очередь, из-за этого возникает ряд требований к тренерам-преподавателям и спортивным психологам: видеть отдаленные и ближние перспективы и цели, уметь формулировать их, проектировать свою деятельность, формировать и регулировать ее, производить мониторинг и оценку результатов своей деятельности, в том числе учебной и спортивной.

Антропологический подход в педагогике - это система теоретических положений, ориентированных на человека как предмет познания. Эта система выполняет гносеологическую, прогностическую и нормативно-праксеологическую функции в педагогическом знании [7]. На сегодняшний день педагогическая антропология отождествляет воспитание с процессом, сберегающим гуманную природу в социуме, создающим условия для разви-

тия общества, плодотворного существования человека [8]. Педагогическая сущность антропологизма подразумевает коллективную деятельность всех субъектов воспитательного процесса по созданию, поддержанию и воспроизводству условий, которые содействуют саморазвитию, самореализации, самовоспитанию. При этом самовоспитание сравнивается с субъектностью в воспитании и осознается как контролируемое самим индивидом саморазвитие, когда он с помощью собственных усилий, базируясь на природных предпосылках, индивидуальном опыте жизни, поддержке воспитателя и остальных субъектах процесса воспитания личности, в максимально возможной мере реализует себя в быту.

Очень близкое по сути к рассматриваемому понятию «успешность школьников в процессе спортивной подготовки» раскрывает в своей диссертационной работе Е.А. Ширяев. В ней он дает определение понятию «успешность школьников в процессе обучения», которое базируется на личностно-ориентированном подходе, позволяющем учесть как результативную, так и личностную стороны успешности школьников, их способности, склонности, увлечения, ценностные ориентиры, социальное окружение. Все перечисленное было отражено в авторском раскрытии содержания понятия «успешность школьников в процессе обучения», которое, с точки зрения Е.А. Ширяева, характеризуется «положительным образовательным результатом обучаемого, подкрепленным позитивно-адекватной самооценкой, сопровождаемым позитивным эмоциональным состоянием и положительным отношением окружения учащегося к его результату» [9].

Кроме того, в своей научно-исследовательской работе Е.А. Ширяев выявил, что успешность школьника содержит в себе не только результаты учебной деятельности, но еще и отношение школьника и его окружения к данным результатам. С точки зрения теории спорта успешность в спортивной деятельности сравнивают с понятием результативности. Результатом в различных видах спорта является как количественный, так и качественный уровень показателей в зависимости от особенностей этих видов и выражается победами в соревнованиях, единицами измерения времени, пространства и массы, количеством набранных спортсменом баллов при оценке судей, числом набранных очков и другими видами оценок, являющихся судейскими мерилами. Однако данный подход не позволяет в достаточно широкой степени оценивать деятельность спортсмена-школьника и определять его успешность. Учеными установлено, что, с одной стороны, спортивный результат есть не что иное, как основной итог тренировки спортсмена-школьника, а с другой -он далеко не всегда показывает реальное качество и эффективность учебно-тренировочного процесса спортивной подготовки школьника. Результат может выступать в виде критерия успешности при сопоставлении разрядных коэффициентов между результатами разных спортсменов, при изучении ди-

намики выступлений спортсмена за конкретный промежуток времени. Другими словами, сам по себе результат еще не в полной мере определяет успешность в спортивной деятельности, из-за чего важно изучить его в совокупности с прочими критериями.

В настоящий момент в спортивной среде можно увидеть старания ученых разработать диагностические коэффициенты, или зависимость успешности спортивной деятельности от других показателей: занятого места, рейтинга и др. Так, например, в единоборствах среднее значение результатов можно определить через отношение их суммы к количеству проведенных спортсменом боев. Успешность спортивной деятельности выражается через математическую зависимость, в которой необходимыми условиями выступают: занятое место на определенных соревнованиях; количество спортсменов, количество соревнований и занятых мест на этих соревнованиях за конкретный промежуток времени; возраст и спортивный стаж. Кроме того, также берутся в расчет результативность в конкретном соревновании, рейтинг спортсмена, модельные характеристики результативности, устойчивость во время выступления на соревнованиях.

В данных концепциях спортивная деятельность рассматривается в виде очередности сменяющих друг друга операций или действий, исследование которых дает возможность наиболее объективно отобразить технику и тактику вида спорта. Однако здесь не учитывается целый ряд показателей психологической подготовленности спортсменов: активность, психомоторные показатели, особенности специальных свойств личности, отношение к деятельности и др.

Все вышеописанные значения характеризуют успешность спортивной деятельности, а также психологическую подготовленность школьников-спортсменов только по внешним критериями. Но, с другой стороны «любое внешнее действие опосредуется процессами, протекающими внутри субъекта, а внутренний процесс так или иначе проявляется вовне; вместе с тем под влиянием внешнего изменяется и внутреннее; изучая «внешнюю сторону» деятельности, можно раскрыть «внутреннюю сторону», а точнее, понять реальную роль психики в деятельности» [10]. Это, в свою очередь, говорит о важности учета внешней и внутренней сторон деятельности, неразрывно связанных друг с другом.

Помимо прочего, особую роль для спортсмена играют особенности, влияющие на спортивную деятельность, от которых зависят результаты соревнований и которые являются фундаментом индивидуализации. В психологии спорта успешность деятельности отождествляется со следующими понятиями: способности, индивидуальный стиль деятельности, готовность, надежность и др. В условиях большой напряженности понятие «успешность» имеет тесную связь с понятием «надежность», которое характеризуется как комплексное внутреннее свойство, благодаря которому спортсмен может ста-

бильно и эффективно выступать на соревнованиях высокого уровня в течение определенного промежутка времени. То есть успешность должна гарантировать спортсмену-школьнику результативную устойчивость. Для представителей различных видов спорта свойственны сочетания психических качеств, которые играют наиболее важную роль в обеспечении надежности и устойчивости деятельности спортсменов.

При сравнении спортивной деятельности с учебной следует сказать, что здесь оценки успешности по результативности в определенном виде спорта (набранным очкам, баллам, секундам и т. д.) и оценки по показателям успеваемости, т. е. учебной успешности (отметкам за устные ответы и контрольные работы, оценкам при тестировании и т. д.) равны между собой. Психологические показатели, влияющие на развитие гармоничной личности ребенка, при таком подходе нивелируются, то есть подводятся под один ранжир. Отсюда можно сделать вывод, что успешность школьников в процессе спортивной подготовки, так же как и в процессе обучения, следует рассматривать как интегральное, многоаспектное явление, что, в свою очередь, приводит нас к необходимости выделения компонентов успешности школьников в процессе спортивной подготовки.

Многоаспектность понятия «успешность школьников в процессе спортивной подготовки» необходимо учитывать тренерам-преподавателям уже при планировании этой самой подготовки, причем как новичка, так и опытного спортсмена. Если тренер-преподаватель устремлен только к итоговому результату деятельности в учебно-тренировочном процессе спортивной подготовки и не ставит цель занимающимся школьникам овладеть всеми элементами спортивного мастерства, а также не учитывает их социальное окружение, не мотивирует на определенные успехи, то спортсмены-школьники не будут обладать успешностью в спортивной деятельности [11].

Обсуждение и заключение

Оценка успешности человека обществом происходит «по объективному результату» [1]. В контексте формирования успешности школьников в процессе спортивной подготовки этим результатом будет являться формирование спортивного мастерства, полученного в ходе учебно-тренировочного процесса спортивной деятельности. Но, овладев спортивным мастерством, школьник-спортсмен еще не становится окончательно успешным в спортивной деятельности. На успешность в спортивной деятельности также влияют уровень мотивации школьника, его социальное окружение и способность к рефлексии. Ну а для овладения спортивным мастерством необходимо иметь теоретические познания в области спорта, как общие, так

и специализированные, овладеть техническими приемами и элементами и уметь грамотно их выполнять, овладеть тактическими навыками ведения соревновательной борьбы, развить в себе необходимые физические способности и воспитать в себе нравственные ценности. Только обладая всеми этими компонентами в совокупности, школьник может стать весьма успешным.

Итак, исходя из всех вышеперечисленных положений необходимо конкретизировать понятие «успешность школьника в процессе спортивной подготовки». Под успешностью школьника в процессе спортивной подготовки мы будем понимать успешно сформированное и непрерывно совершенствующееся спортивное мастерство учащегося в процессе спортивной подготовки, подкрепленное позитивно-адекватной самооценкой, сопровождаемое достаточным уровнем мотивации и положительным эмоциональным состоянием, а также адекватным социальным окружением школьника, что в совокупности предполагает достижение положительного спортивного результата обучаемого.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Курицкая Ю.В. Социокультурные предпосылки становления феномена успеха // Известия Самарского научного центра РАН. - 2012. - № 2-5. - С. 1322-1324.

2. Лейфрид Н.В. Ответственность как личностная детерминанта представлений об успешном человеке: автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Н.В. Лейфрид. - Краснодар, 2006. - 21 с.

3. Мартене Р. Социальная психология и спорт. - М.: Физкультура и спорт, 1997. -176 с.

4. Сагова З.А., Каптурова В.М. Профессиональная рефлексия как фактор успешности тренера в спорте // Национальный психологический журнал. - 2017. - № 2(26). - С. 26-34.

5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие. -М.: Феникс, 2004. - 304 с.

6. Ротенберг А.Р. Управление личностным ростом спортсменов-единоборцев: монография. - СПб.: ВИФК, 2006. - 290 с.

7. Фирсова А.Е. Положение антропологического подхода в современном методологическом знании // Молодой ученый. - 2013. - № 3. - С. 504-508.

8. Воробьева К.Н. Антропологический подход к воспитанию [Электронный ресурс] // Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme .php?subaction=showfull&id= 11949596 78&агсЫуе=1195938639&start_from=&ucat=& (свободный доступ).

9. Ширяев Е.А. Педагогические средства формирования успешности школьников в процессе обучения: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.А. Ширяев. - Самара, 2018. - 180 с.

10. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Директ-Медиа, 1984. - 1174 с.

11. Юсупова О.В., Воронин А. Д. Спортивное мастерство в единоборствах: к уточнению педагогического содержания понятия // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2018. - № 3. - С. 150-159.

Поступила в редакцию 15.02.2019 В окончательном варианте 25.03.2019

UDC 796.01+37.032

THE CONCEPT OF THE NOTION "PUPIL'S SUCCESS IN THE PROCESS OF SPORTS TRAINING"

A.D. Voronin1

Samara State Technical University

244, Molodogvardejskaya Str., Samara, Russia, 443100

E-mail: sasha-voronin-1994@mail.ru

Abstract

The article analyzes the concepts of "success " and "professional success ", "success of sports activities ", "student's success " which are studied in the framework of various theories: psychology, philosophy, theory of activity, pedagogy. In addition, the authors identified the fundamental approaches of organization of the training process of the student during his sports preparation for the formation of his success: self-centered, self-activity, anthropological, and also made their analysis and provided a description of each approach separately. In addition, based on studies of the concept of "success "from the point of view of various theories, the authors put forward the assumption that this concept is multifaceted. Furthermore, in this paper suggests that the problem of student's success and ways of its formation in the sport training process is a very important social and psycho-pedagogical task in the field of amateur and professional sports. In addition, this article highlights the main components, revealing the concept of "success of the student in the process of sports training" in order to further build the model offormation of the success of students in sports activities: physiological, psychological, moral, technical and tactical, cognitive. At first the necessary condition here is the conceptual refinement of the concept of "success of the student in the process of sports training", which the author of the article suggests, based on an analysis of the above theories and empirical experience obtained during coaching and competitive activities. Due to the specification of the concept of "student's success in the process of sports training", later on, based on this concept, the author plans to develop a number ofpedagogical means of shaping the success of a student in the process of sport's training.

Key words: success, professional success, student success, sportsman, components of student's success, sports training process, approaches to success.

1 Alexander D. Voronin, Postgraduate Student of Psychology and Pedagogy Department.

REFERENCES

1. Kurickaya U.V. Sociokul'turnyie predposyilki stanovleniya fenomena uspeha [Socio-cultural background of the phenomenon of success] // Izvestiya Samarskogo nauch-nogo centra RAN. 2012, № 2-5, Pp. 1322-1324.

2. Leyfrid N.V. Otvetstvennost' kak lichnostnaya determinant predstavleniy ob uspesh-nom cheloveke: avtoref. diss. ... kand. psikhol. nauk: 19.00.01 / N.V. Leyfrid. Krasnodar, 2006. 21 p.

3. Martens R. Sotsial'naya psikhologiyai sport [Social psychology and sport]. Moscow: Publ. Fizkul'tura i sport, 1997. 176 p.

4. Sagova Z.A., Kapturova V.M. Professional'naya refleksiya kak factor uspeshnosti v sporte [Professional Reflection as the factor of coach's success in the sport] // Nacionaonal'niy psihologicheskiy jurnal. 2016, № 2, pp. 26-34.

5. Klimov E.A. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya: uchebnoe posobie [Psychology of professional self-determination: a tutorial] / E.A. Klimov. Moskva.: Feniks, 2004. 304 p.

6. Rotenberg A.R. Upravleniya lichnostnyim rostom sportsmenov-edinoborcev: mono-grafiya [Management of personal growth of martial arts athletes: a monograph] / A.R. Rotenberg. Saint-Petersburg: VIFK, 2006. 290 p.

7. Firsova A.E. Polozhenie antropologicheskogo podhoda v sovremennom metodo-logicheskom znanii [Position of the anthropological approach in modern methodological knowledge] // Molodoy uchenyiy. 2013, № 3, pp. 504-508.

8. Vorob'eva K.N. Antropologicheskiy podhod k vospitaniu [Anthropological approach to education] [Elektronnyiy resurs] // Nauchnaya cifrovaya biblioteka POR-TALUS.RU // Rezhim dostupa: https://portalus.ru

9. Shiryaev E.A. Pedagogicheskie sredstva formirovaniya uspeshnosti shkol'nikov v processe obucheniya [Pedagogical means of formation of successful students in the learning process] / dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01 Samara, 2018, 180 p.

10. Lomov B.F. Metodologicheskie I teoreticheskie problemyi psihologii [Methodological and theoretical problems of psychology]. - M.; Direkt-Media, 1984. - 1174 p.

11. Yusupova O.V., Voronin A.D. Sportivnoe masterstvo v edinoborstvah: k utochneniyu pedagogicheskogo soderzhaniya ponyatiya [Sports skills in martial arts: to clarify the pedagogical content of the concept] // Vestnik SamGTU: Seriya "Psihologo-pedagogicheskie nauki", 2018, № 3, pp. 150-159.

Original article submitted 15.02.2019 Revision submitted 25.03.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.