Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНОЧНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каргаполова С.А., Евсеева О.А.

Показана значимость оценочной компетентности педагога при оценивании образовательных результатов обучающихся. Рассмотрены возможности региональной информационной системы с позиции ее применения для получения объективных данных об учебных достижениях, текущих и итоговых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы. Обращено внимание на необходимость совершенствования оценочной компетентности педагога с целью повышения качества образования как на институциональном, так и на муниципальном и региональном уровне

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каргаполова С.А., Евсеева О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ»

УДК 371.14

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

С.А. Каргаполова, О.А. Евсеева

Показана значимость оценочной компетентности педагога при оценивании образовательных результатов обучающихся. Рассмотрены возможности региональной информационной системы с позиции ее применения для получения объективных данных об учебных достижениях, текущих и итоговых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы. Обращено внимание на необходимость совершенствования оценочной компетентности педагога с целью повышения качества образования как на институциональном, так и на муниципальном и региональном уровне.

Ключевые слова: оценочная компетентность педагога, качество образования, образовательные результаты обучающихся, информационная система.

Одной из важнейших управленческих задач, решаемой в системе образования на региональном и муниципальном уровнях, является обеспечение объективности оценки качества образования, в том числе, объективность оценивания образовательных результатов обучающихся [3]. В свою очередь интеграция единой, региональной и муниципальной систем оценки качества образования является основой для обновления содержания внутренней системы оценки качества образования [2,

4].

На этапе совершенствования внутренней системы оценки качества образования в части управления качеством образовательных результатов обучающихся важную роль играет оценочная компетентность педагога. Именно результаты оценочной деятельности педагога становятся объектом анализа и основой принятия управленческих решений руководством образовательной организации. Повышение эффективности управленческих

решений на основе анализа данных, во многом, будет зависеть от качества и объективности этих данных, следовательно, компетентность педагога в оценивании образовательных результатов обучающихся становится важным условием развития качества образования как в самой образовательной организации, так и в региональной системе образования. Поэтому, организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися и объективная оценка знаний обучающихся включены в перечень обязательных трудовых действий педагога [6].

В рамках данной статьи не ставится задача осветить эволюцию представлений о сущности, целях и функциях оценочной деятельности педагога, отмечается лишь, что в современных условиях оценочная деятельность рассматривается не только как механизм контроля успеваемости обучающихся, но и как источник информации о состоянии образовательного процесса, механизм установления соответствия достигнутых образовательных результатов с планируемыми, инструмент содействия развитию регулятивных навыков обучающихся, ориентир при проектировании индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, и, наконец, как основа педагогического самоанализа. Как следствие, становится актуальным вопрос об уровне компетентности педагога при осуществлении им оценочной деятельности.

Оценочная компетентность проявляется в двух аспектах: профессиональная компетентность (что я оцениваю?) и квалиметрическая компетентность (как я оцениваю?).

Первый аспект, в целом, понятен педагогам и в большинстве случаев не вызывает существенных затруднений, поскольку основан на знании нормативных требований к планируе-

мым результатам образования, закрепленным в федеральных государственных образовательных стандартах.

Второй аспект оценочной компетентности педагога предполагает наличие широкого спектра умений: определять цели измерения и оценки качества образовательного процесса, строить критериальную базу измерения, определять оценочные показатели, отбирать квалиметрические методики, разрабатывать контрольно-измерительные материалы,

обосновывать и объективно осуществлять оценочные процедуры, анализировать полученные результаты, выявлять и объяснять динамику результатов, и, при необходимости, вносить корректировки в оценочный инструментарий. Этот аспект более сложен для педагогов, поскольку предполагает понимание методологии оценивания, выбор и осознанное применение методик, а также представление о технологии проведения оценочных процедур, включая требования к обеспечению объективности, и использования разнообразного инструментария оценивания. Так же для анализа важны релевантные данные, следовательно, необходимо, чтобы педагоги при проведении самых значимых оценочных процедур (контрольные и диагностические работы) использовали стандартизированные контрольно-измерительные материалы,

унифицированные критерии оценивания, придерживались единых в образовательной организации методов и форм оценивания.

Исходя из вышесказанного очевидным является тот факт, что формирование и развитие оценочной компетентности педагогов - очень сложная задача. Одним из путей решения этой задачи на уровне образовательной организации может стать использование педагогами федеральных и региональных информационных систем, в частности, государственной информационной системы «Образование в Челябинской области». Модуль «Многоуровневая система оценки качества образования» (далее - МСОКО) один из модулей этой информационной системы, который представляет собой автоматизированный комплекс оценки качества образования,

разработанный на основе авторской методики Н.Б. Фоминой [1].

Модуль МСОКО позволяет: осуществлять расчет показателей качества образования (степень обученности, качество обученности, ожидаемый результат и др.);

оценивать учебные достижения каждого обучающегося и класса;

автоматизировать анализ контрольных и диагностических работ по протоколам, разработанным в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

выявлять проблемные компоненты, влияющие на качество образования, учет динамики их проявления;

прогнозировать результаты ОГЭ и ЕГЭ каждого учащегося;

формировать отчеты о качестве образования не только в виде таблиц, но и в виде текста с рекомендациями действий по повышению качества образования.

Работая с модулем МСОКО, педагог учится разрабатывать контрольно-измерительные материалы с опорой на контрольные элементы содержания (КЭС) образования; отслеживает типологию и уровень сложности заданий; использует унифицированную шкалу перевода баллов за контрольные и диагностические работы в отметки.

На основе информации, полученной из отчетов, формируемых в модуле МСОКО педагог может:

соотнести результаты контрольных и диагностических работ с текущим контролем успеваемости и, при наличии существенных расхождений, скорректировать оценочную деятельность;

отследить динамику образовательных результатов в разрезе целого класса или отдельного обучающегося;

развить аналитические навыки, используя критериальную базу отчетов модуля как ориентир для осуществления анализа результатов любых оценочных процедур;

получить объективную основу для выстраивания индивидуальной работы с обучающимися над неосвоенными темами или недостаточ-

С.А. Каргаполова, О.А. Евсеева

но сформированными умениями;

осуществить дифференцированную подготовку к экзаменам, соотнося выделенные модулем группы учащихся по уровню подготовки с методическими рекомендациями Федерального института педагогических измерений.

Таким образом, внедрение модуля МСОКО в педагогическую практику формирует и развивает у педагога те профессиональные и квалиметрические знания и умения, которые являются основой их оценочной компетентности. Еще одним преимуществом использования модуля является снижение трудоемкости при проведении анализа оценочных процедур.

Порядок работы с модулем МСОКО разных категорий пользователей должен быть закреплен локальными актами образовательной организации. Например, в Положении о внутренней системе оценки качества образования (ВСОКО) [5] и плане внутришкольного контроля отчеты модуля могут фигурировать как формы представления результатов оценочных процедур; в Положении о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации следует отобразить перечень форм контроля, сопровождаемых обязательным заполнением протоколов в электронном журнале; в Положении о работе с электронным журналом и дневниками необходимо указать регламентные сроки, ответственных лиц и порядок внесения данных в протоколы контрольных и диагностических работ.

Руководителю образовательной организации модуль МСОКО позволяет осуществлять персональный контроль над результатами деятельности педагогов. На основе этих данных руководитель планирует адресную работу с педагогами, выбирает такие формы помощи, которые подойдут конкретному педагогу (курсы повышения квалификации, наставничество, консультации руководителя методического объединения). В дальнейшем можно будет проследить динамику результатов оценочной деятельности педагога и понять, оказались ли принятые меры эффективными.

В Челябинском городском округе (муниципальный уровень) в течение нескольких лет модуль МСОКО используется для получения информации и комплексного анализа состояния качества образования, оценки эффективности работы образовательных организаций и принятия результативных управленческих решений, а также распределения оборудования, кадровых и материальных ресурсов [3]. Реализуемый в МБОУ «СОШ .№116 г. Челябинска» инновационный проект позволяет совершенствовать ВСОКО на основе интеграции региональной и муниципальной систем оценки качества образования и использования модуля МСОКО.

Таким образом, при формировании и развитии оценочной компетентности педагогов и повышении качества образования на институциональном уровне существенную роль играет региональная информационная система как источник объективной информации.

Список литературы

1. АИС «Консоль отчетов». Модуль «МСОКО» : Руководство пользователя / Инновационные решения для сферы образования - Самара : ИРТЕКС, 2017. - 23 с. - URL: https://rcokio.ru/novosti/obnovlenie-interfejsa-modulja-msoko/ (дата обращения : 13.10.2022).

2. Актуальные вопросы совершенствования внутренних систем оценки качества образования на основе региональной модели оценки качества общего образования : методические рекомендации для руководителей образовательных организаций Челябинской области / А. А. Барабас, Ю. Ю. Баранова, И. В. Латыпова и др. ; ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования». -Челябинск : РЦОКИО, 2017. - 130 с. - ISBN 978-5-906934-16-1.

3. Запорожан, О. А. Практика эффективного управления образовательной системой: из опыта работы Центра развития образования города Челябинска / О. А. Запорожан // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2020. - №> 3(11). - С.104-108.

4. Муниципальная система оценки качества

общего образования: технология совершенствования в контексте внедрения региональной модели оценки качества общего образования: методические рекомендации для органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по совершенствованию муниципальных систем оценки качества общего образования на основе региональной модели оценки качества общего образования / под редакцией Е.А. Тюриной -Челябинск: РЦОКИО, 2017. - 163 с.

5. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 N° 273-ФЗ. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 13.10.2022).

6. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» : приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н - URL: https://base. garant.ru/70535556/ (дата обращения 13.10.2022).

References

1. AIS «Konsol' otchetov». Modul' «MSOKO» : Rukovodstvo pol'zovatelya / Innovatsionnye resheniya dlya sfery obrazovaniya - Samara : IRTEKS, 2017. - 23 s. - URL: https:// rcokio.ru/novosti/obnovlenie-interfejsa-modulja-msoko/ (data obrashcheniya: 13.10.2022).

2. Aktual'nye voprosy sovershenstvovaniya vnutrennikh sistem otsenki kachestva obrazovaniya na osnove regional'noy modeli otsenki kachestva obshchego obrazovaniya : metodicheskie rekomendatsii dlya rukovoditeley obrazovatel'nykh organizatsiy Chelyabinskoy oblasti / A. A. Barabas, Yu. Yu. Baranova, I. V. Latypova i dr. ; GBU DPO «Regional'nyy tsentr otsenki kachestva i informatizatsii obrazovaniya». - Chelyabinsk : RTsOKIO, 2017. -130 s. - ISBN 978-5-906934-16-1.

3. Zaporozhan, O. A. Praktika effektivnogo upravleniya obrazovatel'noy sistemoy: iz opyta raboty Tsentra razvitiya obrazovaniya goroda Chelyabinska / O. A. Zaporozhan // Nauchno-

metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. - 2020. - № 3(11). - S.104-108.

4. Munitsipal'naya sistema otsenki kachestva obshchego obrazovaniya: tekhnologiya sovershenstvovaniya v kontekste vnedreniya regional'noy modeli otsenki kachestva obshchego obrazovaniya: metodicheskie rekomendatsii dlya organov mestnogo samoupravleniya, osushchestvlyayushchikh upravlenie v sfere obrazovaniya, po sovershenstvovaniyu munitsipal'nykh sistem otsenki kachestva obshchego obrazovaniya na osnove regional'noy modeli otsenki kachestva obshchego obrazovaniya / pod redaktsiey E.A. Tyurinoy -Chelyabinsk: RTsOKIO, 2017. - 163 s.

5. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii : Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons _doc_LAW_140174/ (data obrashcheniya 13.10.2022).

6. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')» : prikaz Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity RF ot 18.10.2013 № 544n - URL: https://base. garant.ru/70535556/ (data obrashcheniya 13.10.2022).

Сведения об авторе

Каргаполова Светлана Алексеевна -

заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «СОШ № 116 г. Челябинска», г. Челябинск

Евсеева Ольга Александровна - заместитель директора по информатизации МБОУ «СОШ № 116 г. Челябинска», г. Челябинск

Infor mation abou t a u th ors

Kargapolova S.A. - Deputy Director for Teaching and Educational Work of Municipal Budget Education Institution «Secondary School № 116 in Chelyabinsk», Chelyabinsk

Evseeva O.A. - Deputy Director for Informatization of Municipal Budget Education Institution «Secondary School № 116 in Chelyabinsk», Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.