Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ДЕТСКИЕ САДЫ / ЧАСТНЫЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СОБСТВЕННОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новожилов В.А.

В статье рассматривается вопрос развития детских садов в городе. Анализируется обстановка по поддержке этих организаций как представителей малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF SUPPORT OF SMALL BUSINESS AT THE MUNICIPAL LEVEL

In article the question of development of kindergartens in the city is considered. The situation on support of these organizations as representatives of small business is analyzed.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

Новожилов В.Л., аспирант, ГОУ ВПО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет»

В статье рассматривается вопрос развития детских садов в городе. Анализируется обстановка по поддерж ке этих организаций как представителей малого бизнеса.

Ключевые слова: Экономика, предпринимательство, детские сады, частные, образование, государственная поддержка, собственность, организация.

IMPROVEMENT OF THE ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF SUPPORT OF SMALL

BUSINESS AT THE MUNICIPAL LEVEL

Novozhilov V., ihe post-gradualc student, SEIHPE KhMAD-Yugra «Surgut State Pedagogical University»

In article the question of development ojkindergartens in the city is considered. The situation on support of these organizations as representatives of small business is analyzed.

Keywords: Economy, business, kindergartens, private, education, state support, property, organization.

Актуальность темы связана с оценкой эффективности поддержки малого предпринимательства. "Предпринимательство является основным движителем, развития общества любого государства, причем независимо, независимо от форм собственности".1 Наиболее актуальна для города поддержка частных детских садов. Данному сектору предпринимательства уделяют совсем мало внимания. "В условиях реформирования экономики России на протяжении более двух десятков лет, государственное регулирование предпринимательской деятельности приобретает все большую актуализацию".1 На сегодняшний день в Сургуте 31 частный детский сад, и всего I из них лицензию на образовательную деятельность. Уже закрыты 9 частных садов по причине несоответствия нормам и санитарным требованиям. Государственная поддержка оказывается предпринимателям, оказывающим социальные услуги населению, на равных и это принципиально. Но образовательные уелугн по дошкольному образованию связаны с безопасностью жизни и деятельности детей и проверяются разными ведомствами. Организация работы в приспособленных помещениях требует больших вложений, чем в типовых зданиях. Существующая организация государственной поддержки не ориентирована на конечные эффекты. Сама по себе поддержка предпринимательства предполагает экономическую, социальную эффективность, но в программах государственной поддержки данные эффекты не отражаются. "Процессы глобализации обостряют проблему экономической безопасности страны".'

В своем исследовании мы проанализировали влияние выделяемой поддержки па эффективность работы частных детских садов. На финансовую поддержку приходится 91% средств выделяемых из бюджета по программе развитие предпринимательства. Она предоставляется в форме субсидии и грантов. Получение субсидии носит заявительный характер, приоритетом для получения поддержки является скорость подачи документов, их полнота и правильность, а не особая нуждаемость или гарантия повышения эффективности оказания услуги. Получение грантов, также носит заявительный характер, но тут предпринимателю необходимо предоставить бизнес-план. который будет оценивать комиссия на конкурсной основе. Этот конкурс выдерживают немногие, т.к. открывают частные сады в основном педагоги, не имеющие опыта в бизнесе. В Сургуте на развитие предпринимательства в целом выделено около 14 млн. рублей в 2014 году, и в 2015 планируется 20 млн. рублей. Из общей суммы финансовой поддержки малого предпринимательства на частные детские сады приходится 8%. От выделенной суммы.

Мы выделили ряд противоречий и два блока проблем, первый блок проблем связан с проведением оценки, второй блок с состоянием муниципальной поддержки развития малого предпринимательства.

1. Анализ показателей эффективности не отражает реальной оценки ситуации в сфере развития МП. в дошкольном образовании и деятельности органов местного самоуправления. Показатели используются общие, и они не оцениваю ситуацию;

2. Необъективность некоторых используемых показателей (изменения в большей степени зависят от внешних факторов), показатели характеризующие развитие предпринимательской деятель-

ности не используются;

3. Отсутствие практического опыта проведения оценки эффективности муниципальной поддержки развития МП;

4. Проблемы в получении объективных данных (по закону сбор статистических данных не включен в перечень вопросов местного значения).

5. Слабая ориентация на конечный результат у работников органов местного самоуправления, и руководителей частных детских садов;

6. Слабая ориентация на удовлетворенность граждан и других организаций деятельности органов местного самоуправления по развитию частных детских садов;

7. Отсутствие четких механизмов по разграничению полномочий (кто отвечает за результаты поддержки, региональные или муниципальные власти);

8. Отсутствие квалифицированных кадров оценки эффективности вложенных средств;

9. Отсутствие должного контроля за расходованием средств:

Данный анализ позволил выделить две группы проблем, первая

связана с проведением оценки, вторая группа проблем связанна с состоянием оказания муниципальной поддержки развития МП. Организации таких предприятий необходимо уделять особое внимание. "Среди экономических проблем, как составляющих экономики, предприятие занимает особое место"4

Анализ практики оценивания эффективности поддержки органами местного самоуправления развития частных детских садов в Сургуте позволил сделать вывод о том. что реализуется система мер и разнообразных форм поддержки зафиксированных в муниципальной программе развития. Оказание поддержки обоснованно нормативно, обеспеченно описание процедуры оказания поддержки, созданы финансовые, нормативные условия. В связи с этим можно заключить, что существует система реализации программ государственной поддержки, но в тоже время нет материалов по описанию оценки эффективности расходования выделяемых средств, и влиянию данной программы на развитие дошкольного образования в городе. Это позволяет говорить о неких противоречиях между требованиями стратегических документов (административной реформы бюджетирования ориентированного на результат) по оценке эффективности результатов поддержки МП и практикой проведения оценки, где объектом оценки являются мероприятия, но эффекты социальные, экономические, образовательные не планируются и не рассчитываются. Это требует совершенствования оценки эффективности

В среднем, на частный детский сад приходится 175-375 тыс. рублей. Анализ требований к отчетности об использовании поддержки показал, что требуются общие количественные показатели развития базы, отражен экономический, социальный эффект, наличие рабочих мест, количество детей, но нет требований к отчетности об эффектах образовательных, которые невозможны без лицензии на этот вид деятельности. И пока услуги касаются присмотра и ухода.

На примере детского сада «Наш малыш», который находится в процессе лицензирования уже 2 года, и не может получить за-

ключение в виду отсутствия пищеблока, было посчитано, сколько необходимо потратить для организации работы пищеблока - 405 тыс. рублей. Итоговая сумма соответствует сумме государственной поддержки, выделяемой в среднем иа один детский сад в год.

После проведенных расчётов мы пришли к выводу о необходимости оказывать адресную поддержку на реализацию какого-то процесса. в частности лицензирования. В этом случае и эффективность будет выше, и качество услуг будет расти, и реальные результаты можно будет проследить. И чтобы повысить эффективность поддержки частных детских садов, мы предлагаем изменить подход к оцениваю эффективности поддержки и связать это с бизнес-планами предпринимателей, заявляющихся на поддержку конкретного процесса. Эффективность деятельности частных детских садов зависит от реализации целен, которые они ставят по выполнению закона «Об образовании РФ». Мы считаем, что оценка эффективности должна быть связана с теми результатами, которые они реализуют по выполнению нормативно-правовой базы их деятельности, и в соответствии с этим оценивать эффективность муниципальной поддержки, необходимо с учетом реализации целей программ городского развития и решением муниципальных проблем.

В связи с этим возникает необходимость совершенствовать порядок формирования муниципальной программы развития МП. на наш взгляд при формировании отношений с субъектами малого предпринимательства необходимо учитывать их включенность в решение не только государственных задач, но и вопросов местного значения. В нашем случае частные детские сады, как субъекты предпринимательства позволяют решать такую актуальную для города проблему как обеспечение мест дошкольного образования. Вместе с тем решая государственные задачи по качеству образования, они обязаны выполнять закон «Об образовании РФ». И эффективность их деятельности должна соотноситься с направлением развития дошкольного образования в городе.

Одним из направлений программ развития дошкольного образования является обеспечение доступности качественного образования. это гарантирует им включенность в схемы государственного н муниципального финансирования.

Исходя из этого, при разработке программ развития и поддержке МП необходимо учитывать те результаты, в которые вкладываются ресурсы окружного и муниципального бюджетов из других программ развития.

Первое предложение изменение технологии формирования программ развития и поддержки МП. необходимо усовершенствовать порядок формирования программы развития. Мы предлагаем порядок действий при формировании программы поддержки развития:

1. Выявить актуальные городские проблемы, которые можно решить средствами муниципальной поддержки МП;

2. Провести ранжирование по запросу населения города и показателям эффективности муниципальной поддержки развития МП:

3. Определить запросы субъектов малого предпринимательства для развития города:

4. Соотнести запрос с нормативно-правовой базой и программами развития города;

5. Описать условия и порядок предоставления муниципальной поддержки МП;

6. Определить виды и формы муниципальной поддержки;

7.0пнсать результаты эффективности поддержки, социальная.

образовательная, экономическая эффективность;

8. Соотнести показатели с программами социально-экономического развития территории;

9.Разработать систему оценивания эффективности муниципальной поддержки;

10. Прописать процедуру проведения оценки эффективности;

Данные предложения будут способствовать совершенствованию

программы поддержки, в которых будут заложены конкретные результаты, уровня развития каждого субъекта деятельности. Конкретные измеримые результаты позволят разработать действенную оценку эффективности поддержки: соотнести вложения и результаты развития будет проще.

Эффективность деятельности по развитию частных детских садов определяется достижением запланированных ими результатов, по изменению ситуации в городе и по оказанию образовательных услуг (услуг дошкольного образования), предлагается планировать виды поддержки в соответствии с реализуемым этапом развития каждой организации, так как каждый этап заканчивается каким то промежуточным результатом, требующим своих ресурсов и опреде-

ленной финансовой поддержки для конкретного результата. Методика должна учитывать, как оценивать выполнения реализуемого этапа развития организации, гак и промежуточного результата.

Предполагаемые результаты реализации Программы развития организации должны быть четко очерчены при помощи целевых индикаторов и показателей, учитывая промежуточные мелкие результаты на конкретном этапе развития. Перечень целевых индикаторов и показателей должен быть достаточным для контроля за выполнением задач и мероприятий Программы развития.

При выборе показателей для проведения мониторинга и оценки Программы, приоритет отдается показателям эффекта (конечных результатов) деятельности, при обосновании невозможности их использования - показателям выхода (непосредственных результатов) на каждом этапе, конкретные результаты на каждом этапе. В случае невозможности определения достоверных показателей непосредственных результатов или в случае невозможности получения данных по ним в сроки, установленные для предоставления отчетности о мониторинге, и при приведении соответствующих обоснований для характеристики процесса реализации 11рограммы допускается использование:

- показателей процесса, описывающих суть проводимых мероприятий и их существенные количественные и качественные характеристики;

- показателей ресурсов, описывающих количество и качество материальных и нематериальных активов, используемых для реализации программ.

По каждому показателю желательно привести:

- фактические значения за предыдущий период работы частного детского сада в течение трех лет (величина рассматриваемого периода зависит от специфики проблемы, доступности данных и т.п.);

- целевые (планируемые) значения по окончании реализации Программы и отдельных ее этапов.

Включаемые в систему мониторинга и оценки результатов реализации 11рограммы развития, показатели должны в максимально возможной степени соответствовать следующим требованиям:

- адекватность: отчетные данные должны отражать требования государственной политики в сфере образования, быть достаточно точными, погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах деятельности;

- достоверность: способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки программы;

- прозрачность: следует избегать излишне сложных показателей, определение показателя должно обеспечивать однозначность его интерпретации, так и конечными потребителями услуг;

- сопоставимость: выбор показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения нх сопоставимости за отдельные периоды с показателями Муниципальной программы развития МП и видом поддержки.

Суть предложения заключается в иной методике распределения поддержки. Такой подход требует изменений методики распределения поддержки. 11е поровну распределять и отчитываться в передаче бизнесу денег, выполнении мероприятий информационной, методической. финансовой поддержки, а распределять под предполагаемые результаты развития, поэтапно описанные в программах развития частных детских садов или в их бизнес-планах.

Эффективность как соотношение затраченных ресурсов и полученных результатов можно оценивать при ограниченных ресурсах по промежуточным результатам или части процесса, также предполагаемого результат. В этом случае можно воспользоваться данной шкалой оценивания «Вложение/результат», смотрите рисунок 1. в ней две оси, вложений и результатов процесса. 11а данной шкале можно проследить процент выполнения этапа, н промежуточного результата и процент использованных средств на каждом этапе.

При таком подходе можно соотнести результат и ресурсы. Поскольку ресурсы ограничены, то считаем необходимым ограничивать во времени и результаты. Составленная нами шкала отражает эффективность выделенных средств, на ней можно проследить эффективность каждого этана и промежуточного результата.

Тогда будет адресная поддержка конкретного процесса и будет виден результат, а соответственно и оценить можно будет эффективность поддержки.

Мы обсудили с управляющими частных детских садов, они считают, что для них приемлемо, поскольку можно формировать

18 1ЫЫОУАТ1УЕ ЕСОМОМУ | №4-6 2015 |

Вложения, %

100*Й

75%

35%

20%

! I 1 I

I I

25%

50% 75% 90%

Результат, %

Рисунок I. Шкала «Вложенне/'рсзультат»

свои запрос на поддержку на конкретный результат, и конкретно определить виды поддержки.

Мы убедились, что это рабочее предложение, эффекты можно будет оценить в срок, планировать поддержку, ресурсы под конкретные процессы, прозрачность программы конкретность целей позволит оценить эффективность, и с легкостью определить показатели, критерии и индикаторы оценивания. Тогда формироваться адресная поддержка эффективности муниципального управления, распределение бюджета ориентированного на конечный результат, что будет способствовать повышению эффективности деятельности муниципального управления, развитию данного сектора социально-экономического развития территории, и эффективности государственной поддержки.

Это будет основанием для следующих управленческих решений по формированию видов и форм поддержки для следующего этапа развития, субъекта малого предпринимательства, поможет эффективнее реализовать государственные направления. "Главная цель в предпринимательской деятельности - это удовлетворение интересов собственников, направленное на максимизацию прибыли и потребителей'", хотелось бы добавить и социальных аспектов.

Изменение подходов к распределению поддержки, выделение объекта оценивания и предложенная шкала оценивания эффек-

тивности продвигает нас к формированию системы оценивания эффективности мер муниципальной поддержки развития малого предпринимательства.

Лнгсрагура:

I .A.M.Chernopyatov. The main directions and mechanisms lo improve (he institutional environment of Russian entrcpreneurship. Kalcign. North Carolina. USA: Lulu Press. 20l5.79p.

2.Чернопятов A.M. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений.- М.: Издательство ООО ""Вннчера". 2013.-е.95.

З.Чернопятов A.M. Экономическая безопасность страны в свете глобализации экономнки"//Транспортное дело России.-2015,-3(118).-с. 18-19.

4. Чернопятов A.M. Место предприятия в институционализанни производственно-хозяйственного сектора.// Транспортное дело России.-2011.- №6(91 ).-С.50-52.

5.Черноиятов A.M. Механизмы совершенствования институциональной среды российского предпринимательства в сфере налогообложения.// Международный научно-исследовательский журнал.-2015,- №7<38).Часть З-С.109-111.

' A.M.Chernopyatov. The main directions and mechanisms to improve the institutional environment of Russian entrepreneurship. Raleign. North Carolina. USA: Lulu Press. 2015.79р.

: Чернопятов A.M. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений,- М.: Издательство ООО ""Вннчера", 2013.-c.95.

' Чернопятов A.M. Экономическая безопасность страны в свете глобализации >кономнки"//Транспортиое дело России.-2015.-3( 118).-с.18-19.

4 Чернопятов A.M. Место предприятия в институционализации производственно-хозяйственного сектора.// Транспортное дело России -2011.- №6(9 |).-С.50-52.

' Чернопятов A.M. Механизмы совершенствования институциональной среды российского предпринимательства в сфере налогообложения.// Международный научно-исследовательский журнал.-2015.- №7(38).Часть З-С.109-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.