Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПЕРСОНАЛ / ОБРАЗОВАНИЕ / СОБСТВЕННОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новожилов В.А.

Автор рассматривает вопрос в части развития детских садов в городе Сургут. Анализируется обстановка по поддержке этих организаций как представителей малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF SMALL BUSINESS SUPPORT AT THE MUNICIPAL LEVEL

The author considers the question in terms of the development of kindergartens in the city of Surgut. Analyzes the environment to support these organizations as small businesses.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ»

12. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб: Питер. 2007. - С. 27-28.

13. Гамезо М. В. и др. Общая психология : [учебно-методическое пособие / Гамезо М. В.. Герасимова В. С.. Машурцева Д. А.. Орлова Л. М]. - М. : Ось-89. 2007.

14. Р. Корсини и А. Ауэрбаха. Психологическая энциклопедия. Ч. 2. Электронный ресурс. - [Режим доступа] : http://psihologia.bi7/

15. Стернберг Роберт. Интеллект успеха / Роберт Стернберг " М.: Попурри. 2015. 400 с.

16. Сергненко Е.А. Развитие идей A.B. Ьрушлинского с -отношение категорий субъекта и личности / Е.А. Сергиенкс Материалы Международной научной конференции, посвященн • 80-летию A.B. Ьрушлинского 10-11 октября 2013 г. Москва. 2013.-С. 41-44.

УДК 358

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА НА

МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

Новожилов В. А., аспирант. ГОУ ВПО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет»

Автор рассматривает вопрос в части развития детских садов в городе Сургут. Анализируется обстановка по поддержке j/ru: организаций как представителей чалого бизнеса.

Ключевые слова: предпринимательство, персонал, образование, собственность, организация.

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF SMALL BUSINESS SUPPORT AT THE

MUNICIPAL LEVEL

Novozhilov V., the post-graduate student, SEI HPE KhMAD-Yugra «Surgut Stale Pedagogical University»

The author considers the question in terms of the development of kindergartens in the city of Surgut. Analyzes the environment to support tin organizations as small businesses.

Keywords: entrepreneurship. personnel, education, property, organization.

Тема исследования является актуальной в свете реформ в области экономики и поддержки малого и среднего предпринимательства. "Предпринимательство является основным движителем, развития общества любого государства, причем независимо, независимо от форм собственности'^ 1]. Наиболее актуальна для города поддержка частных детских садов. Данному сектору предпринимательства уделяют совсем мало внимания. "В условиях реформирования экономики России на протяжении более двух десятков лет. государственное регулирование предпринимательской деятельности приобретает все большую актуализацию"[2]. На сегодняшний день в Сургуте 31 частный детский сад, и всего I из них лицензию на образовательную деятельность. Уже закрыты 9 частных садов по причине несоответствия нормам и санитарным требованиям. Государственная поддержка оказывается предпринимателям. оказывающим социальные услуги населению, на равных и по принципиально. Но образовательные услуги по дошкольному образованию связаны с безопасностью жизни и деятельности детей и проверяются разными ведомствами. Организация работы в приспособленных помещениях требует больших вложений, чем в типовых зданиях. Существующая организация государственной поддержки не ориентирована на конечные эффекты. Сама по себе поддержка предпринимательства предполагает экономическую, социальную эффективность, но в программах государственной поддержки данные эффекты не отражаются. "Процессы глобализации обостряют проблему экономической безопасности страны"[3].

В своем исследовании мы проанализировали влияние выделяемой поддержки на эффективность работы частных детских садов. На финансовую поддержку приходится 91% средств выделяемых из бюджета по программе развитие предпринимательства. Она предоставляется в форме субсидии и грантов. Получение субсидии носит заявительный характер, приоритетом для получения поддержки является скорость подачи документов, их полнота и правильность, а не особая нуждаемость или гарантия повышения эффективности оказания услуги. Получение грантов, также носит заявительный характер, но тут предпринимателю необходимо предоставить бизнес-план. который будет оценивать комиссия на конкурсной основе. Этот конкурс выдерживают немногие, т.к. открывают частные сады в основном педагоги, не имеющие опыта в бизнесе. В Сургуте на развитие предпринимательства в целом выделено около 14 млн. рублей в 2014 году, и в 2015 планируется 20 млн. рублей. Из обшей суммы финансовой поддержки малого предпринимательства на частные детские сады приходится 8%. От выделенной суммы.

Данный анализ позволил выделить две группы проблем, первая связана с проведением оценки, вторая группа проблем связанна с

состоянием оказания муниципальной поддержки развития МП.1 ганизации таких предприятий необходимо уделять особое внимание "Среди экономических проблем, как составляющих экономику предприятие занимает особое место"[4].

Анализ практики оценивания эффективности поддержи органами местного самоуправления развития частных детскшщ садов в Сургуте позволил сделать вывод о том. что реализуете система мер и разнообразных форм поддержки зафиксирован«» в муниципальной программе развития. Оказание поддержки -снованно нормативно, обеспеченно описание процедуры оказан I поддержки, созданы финансовые, нормативные условия. В свя ш с этим можно заключить, что существует система реализации пр> -грамм государственной поддержки, но в тоже время нет материале» по описанию оценки эффективности расходования выделяема-, средств, и влиянию данной программы на развитие дошкольного. «'-разовання в городе. Это позволяет говорить о неких противоречии между требованиями стратегических документов (административной реформы бюджетирования ориентированного на результат I оценке эффективности результатов поддержки МП и практикой проведения оценки, где объектом оценки являются меропрняти но эффекты социальные, экономические, образовательные не г.:.-ннруются и не рассчитываются. Это требует совершенствован! • оценки эффективности

В среднем, на частный детский сад приходится 175-375 тыс рублей. Анализ требований к отчетности об использовании поддерж. • показал, что требуются общие количественные показатели развит 1 базы, отражен экономический, социальный эффект, наличие рабочя мест, количество детей, но нет требований к отчетности об эф«;..-, -тах образовательных, которые невозможны без лицензии на этот ь*д деятельности. И пока услуги касаются присмотра и ухода.

На примере детского сада «Наш малыш», который находите« в процессе лицензирования уже 2 года, и не может получить ключение в виду отсутствия пищеблока, было посчитано, скольш необходимо потратить для организации работы пищеблока - - -тыс. рублей. Итоговая сумма соответствует сумме государственно* поддержки, выделяемой в среднем на один детский сад в год.

После проведенных расчетов мы пришли к выводу о необХ1>.-в-мости оказывать адресную поддержку на реализацию какого-то процесса. в частности лицензирования. В этом случае и эффективность будет выше, и качество услуг будет расти, и реальные результа-» можно будет проследить. 11 чтобы повысит!, эффективность и -держки частных детских садов, мы предлагаем изменить подхол I оцениваю эффективности поддержки и связать это с бизнес-планач предпринимателей, заявляющихся на поддержку конкретного пр. -

60 INNOVATIVE ECONOMY | №1 2016 |

цесса. Эффективность деятельности частных детских садов зависит от реализации целей, которые они ставят по выполнению закона «Об образовании РФ». Мы считаем, что оценка эффективности должна быть связана с теми результатами, которые они реализуют по выполнению нормативно-правовой базы их деятельности, и в соответствии с этим оценивать эффективность муниципальной поддержки, необходимо с учетом реализации целей программ городского развития н решением муниципальных проблем.

В связи с этим возникает необходимость совершенствовать порядок формирования муниципальной программы развития МГ1, на наш взгляд при формировании отношений с субъектами малого предпринимательства необходимо учитывать их включенность в решение не только государственных задач, но и вопросов местного значения. В нашем случае частные детские сады, как субъекты предпринимательства позволяют решать такую актуальную для города проблему как обеспечение мест дошкольного образования. Вместе с гем решая государственные задачи по качеству образования, они обязаны выполнять закон «Об образовании РФ». И эффективность их деятельности должна соотноситься с направлением развития дошкольного образования в городе.

Одним из направлений программ развития дошкольного образования является обеспечение доступности качественного образования. это гарантирует им включенность в схемы государственного н муниципального финансирования.

Исходя из этого, при разработке программ развития и поддержке М11 необходимо учитывать те результаты, в которые вкладываются ресурсы окружного и муниципального бюджетов из других программ развития.

Эффективность деятельности по развитию частных детских садов определяется достижением запланированных ими результатов, по изменению ситуации в городе и по оказанию образовательных услуг (услуг дошкольного образования), предлагается планировать виды поддержки в соответствии с реализуемым этапом развития каждой организации, так как каждый этап заканчивается каким то промежуточным результатом, требующим своих ресурсов и определенной финансовой поддержки для конкретного результата. Методика должна учитывать, как оценивать выполнения реализуемого этапа развития организации, так и промежуточного результата.

Предполагаемые результаты реализации Программы развития организации должны быть четко очерчены при помощи целевых индикаторов и показателей, учитывая промежуточные мелкие результаты на конкретном этапе развития. Перечень целевых индикаторов и показателей должен быть достаточным для контроля за выполнением задач и мероприятий Программы развития.

При выборе показателей для проведения мониторинга и оценки Программы, приоритет отдается показателям эффекта (конечных результатов) деятельности, при обосновании невозможности их использования - показателям выхода (непосредственных результатов) на каждом этапе, конкретные результаты на каждом этапе. В случае невозможности определения достоверных показателей непосредственных результатов или в случае невозможности получения данных по ним в сроки, установленные для предоставления отчетности о мониторинге, и при приведении соответствующих обоснований для характеристики процесса реализации 11рограммы допускается использование:

- показателей процесса, описывающих суть проводимых мероприятий и их существенные количественные и качественные характеристики;

- показателен ресурсов, описывающих количество и качество материальных и нематериальных активов, используемых для реализации программ.

По каждому показателю желательно привести:

- фактические значения за предыдущий период работы частного детского сада в течение трех лет (величина рассматриваемого периода зависит от специфики проблемы, доступности данных и т.п.);

- целевые (планируемые) значения по окончании реализации 11рограммы и отдельных ее этапов.

Включаемые в систему мониторинга и оценки результатов реализации Программы развития, показатели должны в максимально возможной степени соответствовать следующим требованиям:

- адекватность: отчетные данные должны отражать требования государственной политики в сфере образования, быть достаточно точными, погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах деятельности:

- достоверность: способ сбора и обработки исходной инфор-

мации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки программы;

- прозрачность: следует избегать излишне сложных показателей, определение показателя должно обеспечивать однозначность его интерпретации, так и конечными потребителями услуг:

- сопоставимость: выбор показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды с показателями Муниципальной программы развития МП и видом поддержки.

Суть предложения заключается в иной методике распределения поддержки. Такой подход требует изменений методики распределения поддержки. 11с поровну распределять и отчитываться в передаче бизнесу денег, выполнении мероприятий информационной, методической, финансовой поддержки, а распределять под предполагаемые результаты развития, поэтапно описанные в программах развития частных детских садов или в их бизнес-планах.

Мы убедились, что это рабочее предложение, эффекты можно будет оценить в срок, планировать поддержку, ресурсы под конкретные процессы, прозрачность программы конкретность целей позволит оценить эффективность, и с легкостью определить показатели, критерии и индикаторы оценивания. Тогда формироваться адресная поддержка эффективности муниципального управления, распределение бюджета ориентированного на конечный результат, что будет способствовать повышению эффективности деятельности муниципального управления, развитию данного сектора социально-экономического развития территории, и эффективности государственной поддержки.

Это будет основанием для следующих управленческих решений по формированию видов и форм поддержки для следующего этапа развития, субъекта малого предпринимательства, поможет эффективнее реализовать государственные направления. "Главная цель в предпринимательской деятельности - это удовлетворение интересов собственников, направленное на максимизацию прибыли и потрсбитслей"[5], хотелось бы добавить и социальных аспектов.

Изменение подходов к распределению поддержки, выделение объекта оценивания и предложенная шкала оценивания эффективности продвигает нас к формированию системы оценивания эффективности мер муниципальной поддержки развития малого предпринимательства.

Литература:

I .A.M.Chemopyatov. The main directions and mechanisms to improve the institutional environment of Russian entrepreneurship. Raleign. North Carolina. USA: Lulu Press. 20l5.79p.

2.Чернопятов A.M. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений.- М.: Издательство ООО ""Вннчера". 20l3.-c.95.

З.Чернопятов A.M. Экономическая безопасность страны в свете глобализации экономики'У/Транспортное дело России.-2015,-3(118).-с. 18-19.

4. Чернопятов A.M. Место предприятия в ннституционалиэацнн производственно-хозяйственного сектора.// Транспортное дело России.-2011.- №6(91 ).-С. 50-52.

5.Чернопятов A.M. Механизмы совершенствования институциональной среды российского предпринимательства в сфере налогообложения.// Международный научно-исследовательский журнал.-2015,- №7(38).Часть 3-С. 109-1II.

INNOVATIVE ECONOMY j №1 2016 | 61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.