Научная статья на тему 'ПОЛЕ СУБЪЕКТНОГО РАЗВИТИЯ КАК ЭНЕРГО-СМЫСЛОВАЯ, ИНФОРМАЦИОННАЯ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА'

ПОЛЕ СУБЪЕКТНОГО РАЗВИТИЯ КАК ЭНЕРГО-СМЫСЛОВАЯ, ИНФОРМАЦИОННАЯ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВО / УРОВЕНЬ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ / ФИЗИЧЕСКИЙ / МАТЕРИАЛЬНЫЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальцева Т.Е.

Предметом данной статьи является образовательное пространство в формировании социально-функциональной субъектности у лиц с социально-функциональными отличиями, к которым относятся заключенные, пенсионеры и инвалиды, объектом - поле субъектного развития как его энергетически-смысловая, информационная и интеллектуальная единица. Поскольку в научном тезаурусе понятие поля субъектного развития отсутствует, автор делит его на смысловые единицы и рассматривает с точки зрения разных направлений научной мысли. По мнению автора, конгруэнтность и гармоничность развития студентов в этом поле зависит от его позитивности, комфортности на физическом и эмоционально - энергетическом уровне его восприятия всеми, кто в нем находится.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIELD OF SUBJECT FOR THE DEVELOPMENT OF AN ENERGETICALLY-SEMANTIC, INFORMATIONAL AND INTELLECTUAL UNIT OF EDUCATIONAL SPACE

The subject of this article is an educational space information of the social-functional subjectivity in individuals with socio-functional differences, including prisoners, pensioners and the disabled, the object-field of the subject development as it energy and meaning, information and intelligent unit. Because in the scientific thesaurus the concept of the field development there is no subject, the author divides it into units of meaning and considering from the point of view of different scientific ideas. According to the author, congruence and harmonious development of students in this field depends on its positivity, comfort physical, emotional and energetic level of its perception by all who were present.

Текст научной работы на тему «ПОЛЕ СУБЪЕКТНОГО РАЗВИТИЯ КАК ЭНЕРГО-СМЫСЛОВАЯ, ИНФОРМАЦИОННАЯ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА»

УДК 37.013+159.937+316.329

ПОЛЕ СУБЪЕКТНОГО РАЗВИТИЯ КАК ЭИЕРГО-СМЫСЛОВАЯ, ИНФОРМАЦИОННАЯ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Мальцева Т.Е.. к.п.н.. доцент кафедры 11сихологии. социальной работы и реабилитации, докторант Луганского государственного

университета имена Владимира Даля

Предметом данной статьи яв ляется образовательное пространство в формировании социально-функциональной субъектности у лиц с социально-функциональными отличиями, к которым относятся заключенные, пенсионеры и инвалиды, объектом - поле субъектного развития как его энергетически-смысловая, информационная и интел.лектуалышя единица. Поскольку в научном тезаурусе понятие поля субъектного развития отсутствует, актор делит его на смысловые единицы и рассматривает с точки зрения разных направлений научной мысли. По мнению автора, конгруэнтность и гармоничность развития студентов в этом поле зависит от его позитивности, комфортности на физическом и эмоционально-энергетическом уровне его восприятия всеми, кто в нем находится.

Ключевые слова: пространство, уровень, энергетический, физический, материальный.

FIELD OF SUBJECT FOR THE DEVELOPMENT OF AN ENERGETICALLY-

SEMANTIC, INFORMATIONAL AND INTELLECTUAL UNIT OF EDUCATIONAL

SPACE

Maltseva Т.. Ph.D.. assistant professor. Psychology, social work and rehabilitation chair, doctoral candidate of the Vladimir Dahl Lugansk State

University

The subject of this article is an educational space information of the social-functional subjectivity in individuals with socio-functional differences, including prisoners, pensioners and the disabled, the object - field of the subject development as it energy and meaning, information and intelligent unit. Because in the scientific thesaurus the concept of the field development there is no subject, the author divides it into units of meaning and considering from the point of view of different scientific ideas. According to the author, congruence and harmonious development of students in this field depends on its positivity. comfort physical, emotional and energetic level of its perception by all who wen' present.

Keywords: space, level, energy, physical, material.

Поле субъектного развития понятие, не существующее в тезаурусе официальной науки, поэтому необходимо разъяснения его сущности и роли, поскольку оно является одним из ключевых в формировании социально-профессиональной субъектности улиц с социально-функциональными отличиями.

Разделив данное понятие на смысловые единицы, обратим внимание, что оно состоит из двух опорно-смысловых единиц: поле н субъектное развитие.

11онятие поля с физической точки зрения это трехмерное, ограниченное временем, энергией или какой-либо еще физической единицей измерения, пространство. Любое поле - это энергетическая субстанция, все, что в него попадает, подвергается воздействию и взаимодействует с ним. Человек в этом поле - это информационный. интеллектуальный биоэнергетический элемент, взаимодействующий с этим полем в пространстве, времени, энергетически и информационно. Взаимодействует, потому что человек сам имеет энергетическое поле как физическое и материальное существо. Это взаимодействие может быть гармоничным или нарушать гармонию человеческого существования, но это определяется по самочувствию людей, в нем находящихся, и ощущается физически, эмоционально, когнитивно.

Задача создания поля субъектного развития с целью формирования социально-профессиональной субъектности у будущих специалистов с социально-функциональными отличиями лежит в плоскости понимания степени его влияние на человека с социально-функциональными отличиями. Это важно, поскольку от того, насколько удобным, гармоничным и позитивным будет это поле, настолько комфортно и конгруэнтно (в согласии с самим собой) будет чувствовать себя в нем каждый участник взаимодействия, настолько эффективнее будет результат формирования социально-профессиональной субъектности каждой личности.

В поле субъектного развития образовательного учреждения не может быть мелочей. Для инвалидов-колясочников, к примеру, необходима доступная архитектура, удобное место, перемещение по зданию ВУЗа не должно быть затруднено какими-либо препятствиями: узкий коридор, неприспособленный туалет, дверн. проходы между столами в аудитории и т.п. Вели это инвалид по зрению, для него должны быть специальные учебники, указки, компьютерные программы, электронные проводники и другие современные приборы. приспособления. Глухие или слабослышащие студенты тоже не

должны чувствовать себя в чужеродном поле, среди преподавателей должны быть владеющие сурдотсхникой, имеющие специальную подготовку в общении с такими людьми, не говоря уже о специальном техническом и информационном оснащении учебных занятий и внеаудиторных мероприятий.

Осужденные в местах лишения свободы тоже должны почувствовать себя в новых комфортных условиях, те, кто имеет срок-отбывания наказания не за особо гяжкие преступления, может обучаться в образовательном учреждении, .составляясь туда под конвоем. Такая практика существует во многих других странах и довольно хорошо себя зарекомендовала.

11енсионеры тоже требуют создания особых условий, где учтено все: комфортное перемещение (занятия желательно проводить на одном и том же этаже, без переходов с четвертого - на первый и наоборот), удобные рабочие места, помощь или обучение пользованием ПК, наличие методического и учебного материала.

Если говорить об энергетическом свойстве поля субъектного развития, то следует вспомнить о том. что обмен энергиями между живыми и неживыми субстанциями происходит независимо от нашего желания, создавая резонанс в человеческом восприятии этого поля, как благоприятного или нет. Кроме того, обмен энергиями между людьми зависит, прежде всего, от самих людей, будет он комфортным или нет. Каждый участник взаимодействия имеет свои положительный и отрицательный «заряд», характеризующийся восприятием его другими людьми. Этот обмен энергиями трудно переоценить, поскольку именно от того, насколько конгруэнтным будет поле такого взаимодействия для каждого участника, настолько проявится возможность обмена и усвоения новой информации, напрямую влияющей на формирование социально-субъектного развития в профессиональной деятельности будущих специалистов с социально-функциональными отличиями.

Таким образом, поле субъектного развития должно быть комфортным на физическом и эмоционально-энергетическом уровне его восприятия всеми, кто в нем находится.

Любое поле взаимодействия - это обмен информацией, а значит, это еще и информационно-образовательная среда. Ученые пытаются объяснить понятие информационно-образовательной среды ВУЗа [1-6], ее сущность и значение, однако, по мнению А. Косолапова. все попытки раскрыть это понятие страдают «техно-кратичностью» [7].

Действительно, говоря об информационной среде обрачования. обычно имеют ввиду оснащение компьютерными программами и технологиями (что действительно очень важно!). забывая о значении библиотечного фонда, умении студента работать с книгой, не только находить нужную информацию, но еще учиться анализировать ее, формировать и высказывать свою точку зрения. Необходимым условием в информационном поле является развитие информационно-коммуникативных умений и навыков студентов, особенно важным представляется такое понимание поля субъектного развития в образовании будущих специалистов с социально-функциональными отличиями. Е.Лобанова, которая говорит о том. что следует учитывать особенности развития и разноуровневую подготовку студентов, называет принципы проектирования информационно-образовательной среды ВУЗа (ИОС) [8, с. 38-46.]:

• приоритетность разработки и внедрения информационно-образовательных ресурсов и технологий:

■ интегральность, что предполагает системную интеграцию информационных образовательных ресурсов и технологий, поддерживающих учебный процесс, научные исследования и организационное управление ВУЗом:

• технологичность, что означает использование при проектировании новейших достижений в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

• адаптивность, что предусматривает совместимость новой ИОС вуза с традиционной и возможность гибкой модернизации ее информационно-образовательного наполнения, адекватной потребностям образовательного процесса в ВУЗе, подготовки специалистов:

■ открытость, которая должна позволить ИОС ВУЗа интегрироваться в информационно-образовательную среду региона, страны, международное информационное пространство:

• поливариантность, что обусловлено творческим характером процесса проектирования, весьма высокой степенью свободы разработчиков в выборе инвариантов:

■ сетевое планирование работ по формированию HOC.

Теория информационного поля - понятие, которое доказывает,

что это открытая система, доступная пространству и поддающаяся математическим расчетам. И. Трофимов [9], рассматривая математические атрибуты информационного поля, объясняет, что их основой являются наиболее известные и понятные единицы движение света и звука, а также натуральный ряд чисел.

Безусловно, математические атрибуты информационного поля в поле субъектного развития не являются единственно возможными и самыми важными, поскольку в процессе формирования социально-профессиональной субъектиости у будущих специалистов с социально-функциональными отличиями физические процессы играют более существенную роль.

Информационное поле - понятие, которое тончайшей гранью разделяет материальное от нематериального. Нематериальное не имеет математических атрибутов, однако управляет динамикой его развития. И. Трофимов дает такое определение информационному полю [9, с. 29]:

Информационное поле - сводящее многообразие свойств элементарных частиц и законов их взаимодействия и взаимопревращения к единой теории материи, которая физиками обозначена как единая теория поля. И далее объясняет:

Числовая ось информационного поля имеет следующий вид:

К4-КЗ-К2-KI-А

Рис. I. Числовая ось информационного поля

где: А значение натурального ноля.

К - первое множество, превосходящее мощность множества натурального ряда чисел.

KI: К2: КЗ; К4: производные отделения значения натурального ноля «А» на число первого множества К, превосходящего мощность множества натурального ряда чисел.

KI - есть память. Является служебной управляющей системой гравитационного поля.

К2 есть начальный параметр информационного поля I,

f(l). (+D

КЗ - точка обращения натурального ноля А КЗ * 343 = А

К4 - есть обращение начального параметра. Произведение

значения К4 и числа скорости звука 343 дает значение К2 I. ГI т. К4 * 343 = 1. Г(1>. Или (-1)

Информационное поле имеет математические атрибуты п. ч физического и имеет:

1. (+1) единичный элемент поля. I. $ (1) - ннформапнони. : поля.

2.(-1) обратный элемент поля. К4 * 343 = I, П I) обращен.-;

1. ГС1)

3. (0) нулевой элемент поля. А - натуральный ноль информационного поля.

4. (I) - универсальный элемент поля. 0, ((I) - информашн -ного поля.

Свойства числовой оси отображают динамику спаренного центра. Существуют два полюса:

1. Натуральный ноль.

2. К4 - четвертая производная натуральною ноля. Оба полкха имеют общую точку К2 = I. П1) расположенную в срединной полюсов. Движение от полюса А прямое " через К! (память) к КС = I. ('(I) Движение от полюса К4 обратное - К4 * 343 I. П 11 У~

* 343 = А'.

Таким образом, поле, каждый элемент которого содержгт сведения о самом себе и всех окружающих его элементах. - пне- т-мационное. В поле субъектного развития будущих специалиста с социально-функциональными отличиями информационное поле это тот уровень, который влияет на создание п развитие его кв-формационной матрицы, отражающейся во всех информационнее источниках, включая самого человека.

Следующим уровнем поля субъектного развития назовса интеллектуальный. Интеллектуальный уровень развития будуппв специалистов с социально-функциональными отличиями связан . информационным и зависит от внешних и внутренних факторов субъектов взаимодействия.

Интеллект (лат. ш!е11ес1 № ум, рассудок, разум) уст он-а-вая структура умственных способностей индивида, уровень ет познавательных возможностей, механизм психической адапта:.-ш индивида к жизненными ситуациям. Интеллект означает понимание существенных взаимосвязей действительности, включенное» индивида в социокультурный опыт социума [10].

То. что интеллектуальные способности индивидуальны, впет-вые озвучил Ф. Гальтон. хотя его отождествление интеллекта . эмоциональными реакциями, подвергается сомнению [II].

Чтобы объяснить индивидуальную природу интеллекта, определить что-то вроде его величины, в 1905 голу французские ученые Вине и Т. Симон создали первую серию тестов. Они ввели поюгпк интеллектуального возраста, и расчет интеллекта производи по формуле:

10 = (Умственный возраст/Хронологический возраст) х 10""«.

где умственный возраст - это средний возраст людей, которьк решают те же задания, что и испытуемый (т.е. если 15-леи- А человек решает задания для 20-летних, его умственный возраст равен 20 годам).

Впервые эти ученые обратили внимание на факторы разв!г-,я и формирования интеллекта, основываясь на влияние окружающей среды.

В современной науке интеллект основывается на двух основкш тенденциях его развития, это признание общего фактора интеллекта и множества его независимых способностей.

Развитие интеллекта будущих специалистов с социально-функциональными отличиями способность поля субъектной: развития создавать логические, мыслительные, поведенческие проблемные ситуации, связанные с профессиональной деятельность«, и возможность их решать.

Учебный план подготовки будущих специалистов с социально-функциональными отличиями должен быть построен таким ■> разом, чтобы в него входили дисциплины по выбору прикладн. г характера, отвечающие за развитие интеллектуальных способносте* студентов.

Современные подходы в психологии интеллекта строятся я* факторном анализе его атрибутов на основе корреляции похожп признаков в других, похожих по направленности и совершен» друг их, но изучающих эти признаки, тестах. По теории Ч. Спирмена. наивысшим уровнем развития интеллекта является некий С факт с

1 Примечание: IНатуральный ноль А рассчитывался относительно скорости света. Число 343 число скорости звука. Точка К2 обща точка относительно скорости света и скорости звука. Следовательно, свет и звук имеют общую исходную точку.

(от англ. general «общий»), определяющий общий уровень интеллекта, а так же S-факторы, свойственные конкретному виду деятельности [ 12. с. 16).

Разделив общую способность в своей теории интеллекта, Луи Л. Терстоун назвал семь первичных способностей [13, с. 117]:

- вербальное понимание:

■ индуктивное рассуждение:

• беглость речи:

■ перцептивная скорость:

- ассоциативная память:

• вычислительная способность:

• пространственная визуализация.

Теория множественного интеллекта, разработанная Ховардом Гарднером одна из последних, в которой Гарднер опровергает точность измерения человеческого интеллекта. В его теории описывается восемь различных интеллектов, основанных на направлениях способностей человека [14]:

• визуалыю-проетрансгвенный интеллект:

■ вербально-лингвнстическнй интеллект;

■ телесно-кинестетический интеллект

■ логико-математический интеллект

■ межличностный интеллект:

• внутриличностный интеллект;

■ музыкальный интеллект:

• натуралистический интеллект.

Психолог Роберт С'тенберг. определив интеллект как «психическую деятельность, направленную на отбор, формирование и адаптацию к реальным условиям чьей-то жизни, рассмотрел интеллекты как отдельные таланты и предложил идею «успешного интеллекта». Его концепция состоит из трех факторов [15]:

• анали гический ум. Этот компонент относится к способностям решать задачи.

• I норческий интеллект. Этот аспект интеллекта основывается на способности справляться с новыми ситуациями, используя прошлый опыт и текущие навыки.

• практический интеллект. Этот элемент относится к способности адаптироваться к изменениям окружающей среды.

Исследования природы интеллекта ведутся до сих пор, но окончательной теории пока еще никто не придумал.

Таким образом, понятие поля в образовательном пространстве ВУЗа по формированию у будущих специалистов с социально-функциональными отличиями социально-профессиональной субъектности объясняется энергетической и технологической направленностью, информационно-смысловой и интеллектуально-развивающей наполненностью учебно-воспитательного процесса.

Рассматривая понятие субьскта, следует заметить, что в современной психологин это дискуссионный вопрос, поскольку ученые придерживаются двух точек зрения Н акмеологической (К. Абульханова. А. Асмолов, В. Знаков. Г. Залсвский, В. Петровский. 3. Рябикина и др.) и эволюционной (Л. Божович. А. Журавлев. В. Слободчнков. А. Тхостов, В. Селиванов. Е. Сергненко и др.). Акмеологическая точка зрения доказывает, что субъект - вершина развития личности, эволюционная, предполагающая поэтапное развитие личности [16. с. 42].

Поскольку вершину развития личности определить не возможно, и вообще сложно понять, что же есть вершина развития личности, более приемлемым кажется вторая точка зрения, которая объясняет эволюцию субъектного развития личности будущих специалистов с социально-функциональными отличиями в процессе формирования социально-профессношшьной субъектности. Становится ясно, что в определенных условиях смоделированного поля субъектного развития личность студентов будет поэтапно развиваться, пока не достигнет уровня, соответствующего эталонным характеристикам выпускника ВУЗа, способного и далее развиваться профессионально, беря на себя ответственность за результат своей деятельности.

Учитывая то, что речь идет о будущих специалистах с социалыю-фуикциональнымн отличиями, следует остановиться на функциональных понятиях субъектного развития. Для отправной точки этого развития установим начальный вектор, который позволит из объекта, поддающегося влиянию внешней среды, обстоятельств перейти на новый для себя уровень развития субъектпость. Поскольку личность находится в процессе постоянного развития, то этот вектор играет решающую роль в определении того, станет ли она под тяжестью жизненных обстоятельств менять свои цели, убеждения, направляя их на успех, развивать эту мотивацию, делая

ее внутренней потребностью, либо смирится с ними, считая их непреодолимым жизненным препятствием, и в таком случае, говори ть о развитии субъектности невозможно. Каковы же функции разви тня субъектности в данном случае имеются в виду?

Самая первая из них - это специфический подход в опоре на континуально-генетический принцип непрерывности и преемственности развития интеграции-дифференциации. Объяснение будущему специалисту с социально-функциональными отличиями того, что его генетический потенциал способен преодолеть любые препятствия, поскольку его род смог прожить настолько долго со дня появления человечества на Земле, сколько было нужно, чтобы родился он. Что оставит он своему будущему поколению? Прекратит ли его род существование на нем? Какой путь развития своим потомкам он оставит после себя? Ответы на эти вопросы включают три основные функции психического субъектного развития личности, о которых говорил Б.Ф. Ломов (1984). выделяя когнитивную (осмысление H порождение смыслов, личностных смыслов, ценностей, смысложизненных ориентаций). регулятивную (переживание как-регулятивная функция, которая указывает на отношение к событию или ситуации, приводя к возможным изменениям в Я-коицепнин) и коммуникативную (направленность на определенные значимые аспекты реальности) [16, с. 43]. Этн функции взаимосвязаны и в процессе формирования социально-профессиональной субъектности играют решающую роль. Ведь только осмысленность действий, переживание за свой поступок и умение выбирать ценностную ориентацию способно изменить поведение в субъект-субьектных и субъект-объектных отношениях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Такими образом субъектность развития это развитие личности в умении анализировать свои поступки и нести за них ответственность, развиваться интеллектуально, и осмысленно выбирать жизненные ценности и ориентиры, находиться в постоянном развитии своих жизненных функций.

Рассматривая поле субъектного развития с такой точки зрения, можно сделать вывод о том, что поле субъектного развития в образовательном пространстве высшего учебного заведения способно изменить жизненную программу личности, поскольку, благодаря положительному энергетически-смысловому, информационно-интеллектуальному наполнению способствует развитию когнитивных, коммуникативных и регулятивных функций. Такие функции позволят сформировать социально-профессиональную субъектность у лиц с социально-функциональными отличиями.

Литература:

1. Титмопае А. К вопросу о предпосылках ннституционали-зацин науки А.Титмонас // Социологические проблемы науки. М„ 1974.

2. Агранович Б.Л. Системный проект и опыт формирования информационно-обучающей среды вуза / Б.Л. Агранович. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://cpq300.comp.pgu. karelia.ru.

3. Ахметов Б.С. Особенности построения информационной образовательной среды в вузе [Текст] / Б.С. Ахметов. A.A. Калюжный. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.bylic.ru/cue /2002/tezis/ahmetov.html.

4. Байденко В.И. Стандарты в непрерывном образовании: концептуальные, теоретические и методологические проблемы : монография / В.И. Байденко. " М„ 1999. 249 с.

5. Лебедев С.С. О качестве систем ДО [Текст] / С.С. Лебедев // Высшее образование в России. " 2000. " № 6. - С. 123-124.

6. Нейл T. Eleaming проект: взгляд разработчика [Текст] / Т. 11ейл // e-learning World. " 2004. " № 2. - С. 115-120.

7. Коеолапов A.II. Проблемы взаимосвязи информационно-образовательной среды вуза и новых информационных технологий / А.Н. Коеолапов. [Электронный ресурс]. " Режим доступа : http:// www.mstu.edu.ru/publish/conf/1 Intk/ section4 /section4_3.html.

8. Лобанова B.B. Формирование новой образовательной среды вуза [Текст] / Е.В. Лобанова // Психологическая наука и образование. -2005. "№4. -С. 38-46.

9. Трофимов 11.Ф. Теория информационного поля / И.Ф. Трофимов. [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://sir35.narod.ru/ pages /Truth /THEORY OF INFORMATION _F1ELD_ 08024.htm.

К). Пиаже Ж. Избранные психологические труды : [Пер с англ. и фр] / Ж. Пиаже- М.: Междунар. пед. академия, 1994. - 680 с.

11. Гальтон Ф. Исследование человеческих способностей и их развитие [Текст] / Ф. Гальтон. " СПб. 1883.

12. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб: Питер. 2007. - С. 27-28.

13. Гамезо М. В. и др. Общая психология : [учебно-методическое пособие / Гамечо М. В.. Герасимова В. С.. Машурцева Д. А.. Орлова Л. М]. - М. : Ось-89. 2007.

14. Р. Корсини и А. Ауэрбаха. Психологическая энциклопедия. Ч. 2. Электронный ресурс. - [Режим доступа] : http://psihologia.bi7/

15. Стернберг Роберт. Интеллект успеха / Роберт Стернберг " М.: Попурри. 2015. 400 с.

16. Сергиеико Е.А. Развитие идей A.B. Ьрушлинского с -отношение категории субъекта и личности / Е.А. Сергиеико Материалы Международной научной конференции, посвященн • 80-летию A.B. Ьрушлинского 10-11 октября 2013 г. Москва. 2013.-С. 41-44.

УДК 358

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА НА

МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

Новожилов В.А., аспирант. ГОУ ВПО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет»

Автор рассматривает вопрос в части развития детских садов в городе Сургут. Анализируется обстановка по поддержке j/ru: организаций как представителей малого бизнеса.

Ключевые слова: предпринимательство, персонал, образование, собственность, организация.

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF SMALL BUSINESS SUPPORT AT THE

MUNICIPAL LEVEL

Novozhilov V„ the post-graduate student, SEI HPE KhMAD-Yugra «Surgut State Pedagogical University»

The author considers the question in terms of the development of kindergartens in the city of Surgut. Analyzes the environment to support tin organizations as small businesses.

Keywords: entreprcneurship. personnel, education, property, organization.

Тема исследования является актуальной в свете реформ в области экономики и поддержки малого и среднего предпринимательства. "Предпринимательство является основным движителем, развития общества любого государства, причем независимо, независимо от форм собственности'^ 1]. Наиболее актуальна для города поддержка частных детских садов. Данному сектору предпринимательства уделяют совсем мало внимания. "В условиях реформирования экономики России на протяжении более двух десятков лет. государственное регулирование предпринимательской деятельности приобретает все большую актуализацню"[2]. На сегодняшний день в Сургуте 31 частный детский сад, и всего I из них лицензию на образовательную деятельность. Уже закрыты 9 частных садов по причине несоответствия нормам и санитарным требованиям. Государственная поддержка оказывается предпринимателям. оказывающим социальные услуги населению, на равных и это принципиально. Но образовательные услуги по дошкольному образованию связаны с безопасностью жизни и деятельности детей и проверяются разными ведомствами. Организация работы в приспособленных помещениях требует больших вложений, чем в типовых зданиях. Существующая организация государственной поддержки не ориентирована на конечные эффекты. Сама по себе поддержка предпринимательства предполагает экономическую, социальную эффективность, но в программах государственной поддержки данные эффекты не отражаются. "Процессы глобализации обостряют проблему экономической безопасности страны"[3].

В своем исследовании мы проанализировали влияние выделяемой поддержки на эффективность рабогы частных детских садов. На финансовую поддержку приходится 91% средств выделяемых из бюджета по программе развитие предпринимательства. Она предоставляется в форме субсидии и грантов. Получение субсидии носит заявительный характер, приоритетом для получения поддержки является скорость подачи документов, их полнота и правильность, а не особая нуждаемость или гарантия повышения эффективности оказания услуги. Получение грантов, также носит заявительный характер, но тут предпринимателю необходимо предоставить бизнес-план, который будет оценивать комиссия на конкурсной основе. Этот конкурс выдерживают немногие, т.к. открывают частные сады в основном педагоги, не имеющие опыта в бизнесе. В Сургуте на развитие предпринимательства в целом выделено около 14 млн. рублей в 2014 году, и в 2015 планируется 20 млн. рублей. Из обшей суммы финансовой поддержки малого предпринимательства на частные детские сады приходится 8%. От выделенной суммы.

Данный анализ позволил выделить две группы проблем, первая связана с проведением оценки, вторая группа проблем связанна с

состоянием оказания муниципальной поддержки развития МП.1 --ганизации таких предприятий необходимо уделять особое внимание "Среди экономических проблем, как составляющих экономики, предприятие занимает особое место"[4].

Анализ практики оценивания эффективности поддержки органами местного самоуправления развития частных детскшщ садов в Сургуте позволил сделать вывод о том. что реализуете система мер и разнообразных форм поддержки зафиксирован)!» в муниципальной программе развития. Оказание поддержки -снованно нормативно, обеспеченно описание процедуры оказан I поддержки, созданы финансовые, нормативные условия. В сви ш с этим можно заключить, что существует система реализации пг- -грамм государственной поддержки, но в тоже время нет материале» по описанию оценки эффективности расходования выделяема-, средств, и влиянию данной программы на развитие дошкольного. «'-разовання в городе. Это позволяет говорить о неких противоречии между требованиями стратегических документов (административной реформы бюджетирования ориентированного на результат I оценке эффективности результатов поддержки МП и практикой проведения оценки, где объектом оценки являются меропрняти но эффекты социальные, экономические, образовательные не гл.-ннруются и не рассчитываются. Это требует совершенствован! 1 оценки эффективности

В среднем, на частный детский сад приходится 175-375 тыс рублей. Анализ требований к отчетности об использовании поддерж.. показал, что требуются общие количественные показатели развит 1 базы, отражен экономический, социальный эффект, наличие рабочя мест, количество детей, но нет требований к отчетности об ">ф-:-;. -тах образовательных, которые невозможны без лицензии на этот ь*д деятельности. И пока услуги касаются присмотра и ухода.

На примере детского сада «Наш малыш», который находи-.1 в процессе лицензирования уже 2 года, и не может получить заключение в виду отсутствия пищеблока, было посчитано, скольш необходимо потратить для организации работы пищеблока - - -тыс. рублей. Итоговая сумма соответствует сумме государственно* поддержки, выделяемой в среднем на один детский сад в год.

После проведенных расчетов мы пришли к выводу о необходш-мости оказывать адресную поддержку на реализацию какого-то процесса. в частности лицензирования. В этом случае и эффективность будет выше, и качество услуг будет расти, и реальные результа-» можно будет проследить. 11 чтобы повысить эффективность и -держки частных детских садов, мы предлагаем изменить подхол I оцениваю эффективности поддержки и связать это с бизнес-планач предпринимателей, заявляющихся на поддержку конкретного пр. -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.