Научная статья на тему 'Совершенствование отдельных подходов государственного управления бюджетными средствами'

Совершенствование отдельных подходов государственного управления бюджетными средствами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
налоговые льготы / недополученные доходы / налоговые расходы / выпадающие доходы / налоговые льготы / налоговая преференция / государственные программы / управления общественными финансами / туризм / tax expenses / shortfall in income / tax incentives / tax preferences / government programs / public finance management / subsidies

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ольга Борисовна Буздалина

В статье представлены некоторые ключевые аспекты совершенствования отдельных подходов государственного управления бюджетными средствами. Рассмотрены концепции, которые послужили нормативной базой, определяющей необходимость возникновения рассматриваемого инструмента государственного регулирования, понятие «налоговые расходы», роль инструмента в государственном управлении, риски, связанные с применением инструмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ольга Борисовна Буздалина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving individual approaches to public management of budgetary funds

The article presents some key aspects regarding the improvement of certain approaches to public management of budgetary funds. The concepts that served as the regulatory framework determining the need for the emergence of the considered instrument of state regulation, the concept of “tax expenditures”, the role of the instrument in public administration, the risks associated with the use of the instrument are considered.

Текст научной работы на тему «Совершенствование отдельных подходов государственного управления бюджетными средствами»

Аудиторские ведомости. 2023. № 4. С. 59 — 63. Audit journal. 2023;(4):59 — 63.

ФИНАНСЫ

Научная статья УДК 336.1

https://doi.org/10.2441 2/1 727-8058-2023-4-59-63 NIION: 201 7-0074-4/23-1 61

EDN: https://elibrary.ru/IQUVVV MOSURED: 77/27-021-2023-04-361

Совершенствование отдельных подходов государственного управления бюджетными средствами

Ольга Борисовна Буздалина

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

Москва, Россия, obb7@rambler.ru

Аннотация. В статье представлены некоторые ключевые аспекты совершенствования отдельных подходов государственного управления бюджетными средствами.

Рассмотрены концепции, которые послужили нормативной базой, определяющей необходимость возникновения рассматриваемого инструмента государственного регулирования, понятие «налоговые расходы», роль инструмента в государственном управлении, риски, связанные с применением инструмента.

Ключевые слова: налоговые льготы, недополученные доходы, налоговые расходы, выпадающие доходы, налоговые льготы, налоговая преференция, государственные программы, управления общественными финансами, туризм

Для цитирования: Буздалина О.Б. Совершенствование отдельных подходов государственного управления бюджетными средствами // Аудиторские ведомости. 2023. № 4. С. 59—63. https://doi.org/10.24412/1727-8058-2023-4-59-63. EDN: https://elibrary.ru/IQUVW.

FINANCE

Original article

Improving individual approaches to public management

of budgetary funds

Olga B. Buzdalina

Financial University under the Government of the Russian Federation,

Moscow, Russia, obb7@rambler.ru

Abstract. The article presents some key aspects regarding the improvement of certain approaches to public management of budgetary funds.

The concepts that served as the regulatory framework determining the need for the emergence of the considered instrument of state regulation, the concept of "tax expenditures", the role of the instrument in public administration, the risks associated with the use of the instrument are considered.

Keywords: tax expenses, shortfall in income, tax incentives, tax preferences, government programs, public finance management, subsidies

For citation: Buzdalina O.B. Improving individual approaches to public management of budgetary funds // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2023;(4):59—63. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2023-4-59-63. EDN: https://elibrary.ru/IQUVVV.

© Буздалина О.Б., 2023

Важным вопросом, которому уделяется в настоящее время серьезное внимание, является эффективное предоставление налоговых льгот, использование государственных расходов. В статье рассматриваются именно налоговые расходы, под которыми понимаются предоставляемые льготы по налогам и сборам.

В мировой практике это понятие не ново. Еще в 1967 г. была разработана концепция налоговых расходов, которая позволила внедрить рассматриваемый инструмент в бюджетный процесс Конгресса. Это подразумевало составление отчета о целесообразности и эффективности применения налоговых расходов при утверждении бюджета. Налоговые льготы аналогично налоговым расходам являются потерями для бюджетной системы.

В отечественном законодательстве первые положения реализации данной концепции были приняты в 2019 г., в том числе изменения в Бюджетном кодексе РФ (ст. 6 и 174.3), постановление Правительства РФ от 12 апреля 2019 г. № 439 «Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации». В нормативных документах предусмотрено обязательное проведение оценки налоговых расходов.

В России рассматриваемое понятие можно встретить в аналитических финансовых и

бюджетных документах в последние несколько лет. В научной сфере налоговые расходы оцениваются как бюджетный инструмент с целью совершенствования фискальной политики. Зарубежная наука основывается на тезисе о несовпадении понятийного аппарата налоговых льгот и налоговых расходов. Причиной этому является правовая коллизия.

Налоговые расходы обычно идентифицируют с выпадающими доходами бюджета, обусловленными применением налоговых льгот или других преференций, установленных законодательством в качестве мер государственной поддержки в соответствии с целями государственных программ и (или) целями социально-экономической политики, не входящими в государственные программы [3].

Налоговые расходы, которые обычно определяются как сумма налоговых поступлений, упущенных из-за применения специальных налоговых положений или режимов, относительно базовой налоговой системы, будут находиться в центре политических дебатов о мобилизации доходов по нескольким причинам [7].

Налоговая льгота — это, с одной стороны, преимущество, налоговое послабление, предоставляемое налогоплательщику, а с другой — это «налоговый расход» соответствующего бюджета публично-правового образования (ППО), или выпадающие доходы (табл. 1).

Таблица 1. Эволюция развития понятия

Этап Содержание этапа Дополнительная информация

1-й этап Налоговые льготы по федеральным, региональным и местным налогам и освобождения, рассматриваемые как выпадающие доходы (недополученные налоговые доходы) Это относится не только к льготам, установленным налоговым законодательством, но также к льготам, закрепленным неналоговым законодательством, а именно таможенным и (или) нормативным правовым актам об обязательном социальном страховании

2-й этап Налоговые расходы рассматриваются как инструмент государственной поддержки хозяйствующих субъектов в соответствии с приоритетами социально-экономической политики. По своей сути являются аналогом прямых бюджетных расходов Предоставление налоговых льгот, освобождений и иных преференций напрямую не ведет к расходованию бюджетных средств, по этой же причине бюджеты бюджетной системы недополучают некоторые доходы. В то же время эти финансовые ресурсы могли бы финансировать достижение тех же целей социально-экономического развития

Следует отметить, что налоговые расходы являются некоторой альтернативой бюджетным расходам. В этой связи необходимо анализировать и оценивать эффективность, целесообразность бюджетных расходов. Так, по оценкам Минфина России, размер налоговых расходов государства в 2018—2024 гг. составляет от 4,3% до 5,3% ВВП ежегодно [8]. Несмотря на весомое

Таким образом, оценка налоговых расходов — важная составляющая комплексной системы управления налоговыми расходами. Грамотно выстроенная система позволит повысить эффективность управления финансовыми ресурсами, в частности бюджетными средствами. Поэтому в последние годы активно велась работа по формированию системы учета, контроля, анализа и оценки налоговых расходов, а на текущий момент происходит ее совершенствование. Так как система была сформирована относительно недавно, имеются отдельные недоработки, которые требуют внимания.

Говорить, что льготы — негативная тенденция, однозначно нецелесообразно. Необходимо еще раз обратить внимание на эффективность их предоставления, выявить преимущества и оценить риски. Так, например, к рискам эксперты относят сложность налогового законодательства; рост расходов, связанных с администрированием; низкую адресность и выход за пределы целей их предоставления и т.д. [6].

Не является экономически обоснованным решением отмена льгот и (или) замена их субсидиями. Тем не менее, следует повышать их эффективность в рамках реализации целей и

преимущество, связанное с применением налоговых льгот, существуют и риски, связанные с целесообразностью их предоставления.

Отдельные проблемы в законодательстве были обнаружены Счетной палатой РФ, в том числе при оценке и анализе налоговых расходов в части таможенных (вывозных) пошлин и сборов (табл. 2).

задач, заявленных в государственный программах. Все текущие преобразования направлены на повышение результативности государственного финансового регулирования экономики и качества управления общественными финансами.

Отмечен достаточно существенный объем выпадающих доходов бюджета публично-правового образования, поэтому в настоящее время продолжает осуществляться системная работа по внедрению в бюджетный процесс механизма, обеспечивающего учет, анализ, контроль налоговых расходов и обязательность проведения оценки объемов и эффективности налоговых расходов на основе единых методологических подходов.

Следует отметить, что налоговые льготы представляют собой инструмент государственного финансового регулирования, в частности, инструмент налоговой политики, которая играет важную роль для решения социально-экономических задач государства посредством замены одной формы или способа налогового изъятия другими (дифференциацией налоговых ставок, налоговым льготированием, изменением объемов налоговых отчислений). Льготы позволяют стимулировать коммерческую, трудовую, инвестиционную

Таблица 2. Риски, выявленные Счетной палатой РФ при анализе налоговых расходов

Описание риска Примечание

Отсутствуют четкие критерии, позволяющие отнести те или иные льготы к налоговым расходам, вследствие чего возникает вероятность неполноты перечня налоговых расходов Данная проблема характерна и для налоговых расходов по таможенным пошлинам и сборам. Хотя в этой связи, возможно, было бы целесообразно разделить расходы налоговые и неналоговые

Выявлены недочеты в работе кураторов в части согласования перечня налоговых расходов и пробелы в законодательстве в отношении методик эффективности Это показывает недостатки и упущения в системе управления налоговыми расходами, которые требуют устранения для обеспечения повышения эффективности бюджетных расходов

активность, а также содействовать ускоренному накоплению капитала в наиболее приоритетных сферах экономической деятельности.

Налоговое льготирование можно рассматривать и как косвенное бюджетное финансирование отдельных категорий налогоплательщиков. Налоговые льготы уменьшают налоговые обязательства, тем самым оставляя в распоряжении хозяйствующих субъектов дополнительные денежные средства. Для государства, соответственно, их можно считать выпадающими доходами, так как средства остаются в распоряжении налогоплательщиков, а не попадают в бюджет.

Несмотря на то, что налоговые льготы, с одной стороны, являются дополнительной нагрузкой на бюджет публично-правового образования, с другой — это все же действенный инструмент государственного финансового регулирования для поддержки сфер деятельности. В современных условиях этому вопросу уделяется серьезное внимание. Так, в прошлом году было принято решение о введении налоговых льгот в целях поддержки компаний индустрии информационных технологий и туризма. Всем понятно, что этот вид экономической деятельности становится важным в условиях санкций и экономической нестабильности. Так, для организаций 1Т-сферы на ближайшие годы устанавливается нулевая ставка налога на прибыль. В целях же поддержки туриндустрии и гостиничного бизнеса сроком на пять лет устанавливается нулевой НДС на гостиничные услуги, а также на услуги предоставления в аренду и пользование объектов туристской индустрии.

Организациям предоставлено право перейти на уплату ежемесячных авансов по налогу на прибыль исходя из фактической прибыли. По налогу на прибыль внесены и другие изменения (увеличен интервал для учета в расходах процентов по долговым обязательствам).

Кроме того, для расчета налоговой базы по налогам на имущество юридических / физических лиц, а также земельного налога следует применять кадастровую стоимость по состоянию на 1 января 2022 г. Это станет возможным, если кадастровая стоимость таких объектов на начало 2023 г. превысит стоимость, которая применялась с 2022 г., за исключением случаев ее пересмотра в связи с изменением характеристик объекта.

Мероприятия государственного финансового регулирования позволяют повысить качество предоставляемых туристических услуг и совершенствовать сервис. Кроме того, реализация инициатив национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» направлена на формирование удобной среды для работы туристического бизнеса.

Список источников

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации.

3. Буздалина О.Б., Бондаренко Н.О. Анализ концепции налоговых расходов бюджета и ее реализация в Российской Федерации // Финансовая жизнь. 2020. № 1. С. 113—116.

4. Вершило Т.А., Шарандина Н.Л. Налоговые расходы публично-правового образования в системе доходов и расходов бюджетов // Журнал государство и право. 2021. № 3. С. 93—101.

5. Маршавина Л.Я. К вопросу о налоговых расходах бюджета России // Вестник РЭУ. 2012. № 11. С. 15—17.

6. Майбуров И.А. Теория налогообложения. Продвинутый курс: учебник для магистров. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 591 с.

7. Сафонов А.Ю. Оценка налоговых расходов региональных и местных бюджетов: правовое регулирование и практика ее реализации // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2022. № 4 (147). С. 200—207.

8. Отчет о результатах экспертно-анали-тического мероприятия «Анализ налоговых расходов Российской Федерации в части вывозных таможенных пошлин и сборов, в том числе методологии оценки их эффективности» // URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/ 2bb/xfmwzhxg0au3ye1usgqm1bcwtpct0jdb.pdf URL: http://ivo.garant.ru/#/document/72164730

References

1. The Budget Code of the Russian Federation.

2. The Tax Code of the Russian Federation.

3. Buzdalina O.B., Bondarenko N.O. Analysis of the concept of tax expenditures of the budget and its implementation in the Russian Federation // Financial life. 2020. No. 1. pp. 113—116.

4. Vershilo T.A., Sharandina N.L. Tax expenditures of public legal education in the system of budget revenues and expenditures // Journal State and Law. 2021. No. 3. pp. 93-101.

5. Marshavina L.Ya. On the issue of tax expenditures of the budget of Russia // Bulletin of the Russian University of Economics. 2012. No. 11. pp. 15-17.

6. Maiburov I.A. Theory of taxation. Advanced course: textbook for masters. M.: UNITY-DANA, 2015. 591 p.

7. Safonov A. Yu. Assessment of tax expenditures of regional and local budgets: legal regula-

tion and practice of its implementation // Bulletin of the Saratov State Law Academy. 2022. No. 4 (147). pp. 200-207.

7. Report on the results of the expert-analytical event "Analysis of tax expenditures of the Russian Federation in terms of export customs duties and fees, including the methodology for assessing their effectiveness" // URL: https:// ach.gov.ru/upload/iblock/2bb/xfmwzhxg0au3ye1 usgqm1bcwtpct0jdb.pdf

8. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/7 2164730

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Преступления в сфере экономической деятельности

Молчанова Т.В. Преступления в сфере экономической деятельности. Статистическая оценка и возможности прогнозирования: монография / под ред. Н.Д. Эриашвили. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2022. 191 с. ISBN 978-5-238-03624-3

Монография посвящена статистическому измерению преступности в сфере экономической деятельности и ее прогнозированию. Изложены вопросы статистической оценки преступлений с учетом особенностей лиц, совершивших их в сфере экономической деятельности. Сфера экономической деятельности статистически измерена состоянием организованной преступности, преступлениями с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Дана общая характеристика статистико-математических методов прогнозирования. Статистико-математические методы прогнозирования преступности рассмотрены в зависимости от вида математического описания. Продемонстрирована методика прогнозирования на определенных статистических показателях преступлений в сфере экономической деятельности, описаны их прогнозные тенденции.

Для научных работников, студентов, преподавателей юридических вузов, практических работников, читателей, интересующихся проблемами экономической преступности в России, а также для самого широкого круга любителей статистики.

Информация об авторе

О.Б. Буздалина — профессор Департамента общественных финансов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук, доцент.

Information about the author O.B. Buzdalina — Professor at the Department of Public Finance of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 10.11.2023; одобрена после рецензирования 24.11.2023; принята к публикации 08.12.2023.

The article was submitted 10.11.2023; approved after reviewing 24.11.2023; accepted for publication 08.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.