Научная статья на тему 'Инструменты налогового стимулирования инновационной деятельности: экономическая сущность и понятийно-категориальный аппарат'

Инструменты налогового стимулирования инновационной деятельности: экономическая сущность и понятийно-категориальный аппарат Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
инструменты налогового стимулирования / принципы налогового стимулирования / налоговые льготы / инновационный потенциал / инновационная деятельность / tax incentive instruments / tax incentive principles / tax benefits / innovation potential / innovation activities

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Денис Алексеевич Дубков

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты применения инструментов налогового стимулирования инновационного потенциала хозяйствующих субъектов, представлена структурно-логическая схема влияния налоговых инструментов на инновационный потенциал, приведены современные инструменты налогового стимулирования. В результате исследования уточнены понятийно-категориальный аппарат и принципы налогового стимулирования, представлены рекомендации по совершенствованию налоговых инструментов в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Денис Алексеевич Дубков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax incentive instruments for innovation activities: economic substance, conceptual and categorical framework

The article considers the theoretical and practical aspects of the use of tax incentive tools for innovation potential of business entities, provides a structural and logical scheme of impact of tax instruments on the innovation potential, presents modern tax incentive tools. As a result of the research, the conceptual and categorical framework has been clarified, principles of tax incentives, with recommendations for improvement of tax incentive instruments in Russia.

Текст научной работы на тему «Инструменты налогового стимулирования инновационной деятельности: экономическая сущность и понятийно-категориальный аппарат»

Аудиторские ведомости. 2023. № 4. С. 185—192. Audit journal. 2023;(4):185—192.

НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Научная статья УДК 336.221

https://doi.org/1 0.2441 2/1 727-8058-2023-4-1 85-1 92 NIION: 201 7-0074-4/23-1 82

EDN: https://elibrary.ru/UXFQMO MOSURED: 77/27-021-2023-04-382

Инструменты налогового стимулирования инновационной деятельности: экономическая сущность и понятийно-категориальный аппарат

Денис Алексеевич Дубков

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

Москва, Россия, denis_dubkov@list.ru

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты применения инструментов налогового стимулирования инновационного потенциала хозяйствующих субъектов, представлена структурно-логическая схема влияния налоговых инструментов на инновационный потенциал, приведены современные инструменты налогового стимулирования. В результате исследования уточнены понятийно-категориальный аппарат и принципы налогового стимулирования, представлены рекомендации по совершенствованию налоговых инструментов в России.

Ключевые слова: инструменты налогового стимулирования, принципы налогового стимулирования, налоговые льготы, инновационный потенциал, инновационная деятельность

Для цитирования: Дубков Д.А. Инструменты налогового стимулирования инновационной деятельности: экономическая сущность и понятийно-категориальный аппарат // Аудиторские ведомости. 2023. № 4. С. 185—192. М^УШ. org/10.24412/1727-8058-2023-4-185-192. EDN: https://elibrary.ru/UXFQMO.

TAXES AND TAXATION

Original article

Tax incentive instruments for innovation activities: economic substance, conceptual and categorical framework

Denis A. Dubkov

Financial University under the Government of the Russian Federation,

Moscow, Russia, denis_dubkov@list.ru

Abstract. The article considers the theoretical and practical aspects of the use of tax incentive tools for innovation potential of business entities, provides a structural and logical scheme of impact of tax instruments on the innovation potential, presents modern tax incentive tools. As a result of the research, the conceptual and categorical framework has been clarified, principles of tax incentives, with recommendations for improvement of tax incentive instruments in Russia.

Keywords: tax incentive instruments, tax incentive principles, tax benefits, innovation potential, innovation activities

For citation: Dubkov D.A. Tax incentive instruments for innovation activities: economic substance, conceptual and categorical framework // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2023;(4):185—192. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2023-4-185-192. EDN: https://elibrary.ru/UXFQMO.

© Дубков Д.А., 2023

Введение. В настоящее время налоговая система России включает обширный набор налоговых инструментов воздействия на инновационный потенциал хозяйствующих субъектов для стимулирования их инновационного развития и повышения инновационной активности. Однако анализ теории и практики показывает, что в настоящее время некоторые инструменты налогового стимулирования остаются невостребованными хозяйствующими субъектами. Кроме того, отсутствует увязка налоговых стимулов с результатами проектов и целевым использованием высвободившихся средств, что приводит к необоснованной налоговой выгоде и выпадающим доходам бюджетной системы. Следует обратить внимание на то, что в российской налоговой системе основной акцент в предоставлении налоговых льгот сделан на стадии научных исследований, исходя из фактически осуществленных расходов. В то же время результат коммерциализации полученных достижений налоговыми льготами не поддерживается [3, с. 22]. В связи с этим вопрос совершенствования существующих инструментов налогового стимулирования и их воздействия на инновационный потенциал хозяйствующих субъектов остается актуальным. Вместе с тем развитие инструментов налогового стимулирования необходимо осуществлять с учетом проработки как практических, так и теоретико-методологических аспектов налогового стимулирования инноваций.

Методы исследования. При написании статьи использовались эмпирические методы научных исследований: описание, сравнение и наблюдение; логические методы: анализ и синтез, дедукция и индукция, метод аналогии и логического обоснования; специальный метод научного познания — анализ нормативных правовых документов.

Методологическую основу исследования составили данные, полученные в результате обзора научных работ отечественных экономистов Л.И. Гончаренко, Л.Н. Лыковой, Е.В. Соколовской, А.С. Баландиной, М.Р. Пинской, И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова, В.Г. Панскова, Н.П. Мельниковой и др.

Теоретические аспекты предмета исследования. Рассматривая теоретические аспекты налогообложения, традиционно уделяют внимание целям, функциям и принципам налогообложения. Цели налогообложения бывают двух видов: фискальные и нефискальные. Ин-

струменты налогового стимулирования инновационного потенциала в первую очередь выступают инструментами экономического развития хозяйствующих субъектов и преследуют нефискальную цель.

Реализация практического назначения налогов раскрывается через их функции. Долгое время налоги рассматривались только в качестве источника государственных доходов. Положения, сформулированные английским экономистом Дж. Кейнсом, позволили взглянуть на налоги с другой стороны, а налогам помимо фискальной стала присуща регулирующая функция. В последующем система взглядов относительно регулирующей функции налогов в экономике нашла развитие в теории монетаристов (М. Фридман, Дж. Стиглер, Ф. Найт), теории предложения (М. Бернс, Г. Стайн, А. Лаффер), теории институциональной экономики (Дж. М. Кларк) и др. В настоящее время в академическом сообществе устоялся подход, согласно которому стимулирующая, воспроизводственная и дести-мулирующая подфункции являются разновидностью регулирующей функции. Исходя из этого, инструменты налогового стимулирования инноваций реализуют стимулирующую подфункцию регулирующей функции налогообложения.

В свою очередь, функции налогообложения реализуются с помощью определенных инструментов. Согласно Толковому словарю С.И. Ожегова «инструмент» — это средство, способ, применяемый для достижения чего-либо. Ю.Б. Иванов под инструментом налогового регулирования предлагает понимать совокупность норм налогового законодательства, которые обеспечивают воздействие государства на хозяйственное поведение налогоплательщика через его экономические интересы для достижения определенного экономического, социального или иного полезного результата [5, с. 459]. Е.В. Соколовская рассматривает инструменты налоговой политики в качестве средств, обеспечивающих регулирующее воздействие государства на социально-экономические процессы путем влияния на поведение плательщиков налогов и сборов в ходе осуществления налоговой политики [4, с. 73]. Можно отметить, что в контексте налогового законодательства налоговый инструмент — это средство, способ, совокупность норм налоговой системы и налоговой политики государства, оказывающие воздействие

на хозяйствующие субъекты, для достижения планируемого эффекта.

При изучении инструментов налогового стимулирования важно определение роли и места изучаемого предмета в системе экономического развития и бюджетной системе государства. Вводя инструменты налогового стимулирования, государство расширяет инновационный потенциал хозяйствующих субъектов, дает им возможность освободить средства и напра-

вить их на модернизацию производства, в научно-исследовательскую деятельность или на приобретение новшеств на рынке инноваций, что должно обеспечить экономическое развитие хозяйствующих субъектов и их конкурентные преимущества на рынке. В свою очередь экономическое развитие хозяйствующих субъектов должно обеспечить расширение налогового потенциала и рост налоговых поступлений в консолидированный бюджет (рис. 1).

Рост инновационной активности хозяйствующих субъектов, инновационное развитие

Рост отдельных отраслей, регионов и национальной экономики

Рост налогового потенциала и налоговых поступлений

Инструменты налогового стимулирования «затраты» г------------------ [ Налоговые поступления в консолидированный ^ бюджет РФ | «результат»

к Планируемая Фактическая г

Оценка эффективности налоговых льгот (налоговых расходов)

Рис. 1. Структурно-логическая схема влияния инструментов налогового стимулирования на инновационный и налоговый потенциал

Предоставление инструментов налогового стимулирования приводит к выпадающим доходам государственного бюджета и необходимости компенсировать их другими источниками формирования бюджета. В связи с этим одним из ключевых вопросов современной бюджетной и налоговой системы России является оценка эффективности налоговых расходов, проводить которую необходимо как на перспективу (планируемая оценка), так и по результатам (ретроспективно).

Принципы — это основные положения, на основе которых создаются теории, законы или правила. Применение инструментов налогового стимулирования инноваций должно базироваться на определенных принципах. В настоящее время принципы налогового стимулирования инновационной деятельности в научной и нормативной литературе не устоялись. Вместе с тем представляется важным, что они должны формироваться на соединении принципиальных основ нескольких направлений.

Прежде всего, налоговое стимулирование должно осуществляться с учетом базовых принципов налогообложения, которые впервые были описаны А. Смитом, со временем расширены Н.И. Тургеневым, А. Вагнером, Ф. Ноймарком, А.А. Соколовым, В. Твердо-хлебовым, К. Викселем, Дж. Стиглицем и другими учеными, а также с учетом принципов организации современной налоговой системы России. Вместе с тем задача налогового стимулирования заключается в предоставлении поддержки для обеспечения экономического развития хозяйствующих субъектов, отраслей, регионов и, как следствие, обеспечения роста налоговых поступлений в будущем. Исходя из этого, принципы налогового стимулирования должны учитывать принципы социально-экономического развития государства и принципы бюджетной системы РФ.

В то же время при формировании принципиальных основ налогового стимулирования инновационного потенциала хозяйствующих субъектов необходимо учитывать принципы организации инновационной деятельности и принципы государственной инновационной политики РФ.

Принимая во внимание, что налоговое стимулирование направлено не только на текущий период, но в большей мере на будущий, налоговое стимулирование должно учитывать принципы, устоявшиеся в теории планирования и бюджетирования.

Анализ обозначенных направлений позволяет выделить следующие принципы налогового стимулирования инновационного потенциала хозяйствующих субъектов:

1) принцип определенности инструментов налогового стимулирования — налоговые инструменты должны быть ясны, известны и доступны для налогоплательщиков, инструменты налогового стимулирования должны иметь четкий механизм использования, однозначное толкование и ясные условия применения;

2) принцип равного распределения инструментов налогового стимулирования — инструменты налогового стимулирования должны быть предусмотрены действующим законодательством для юридических и физических лиц, а также распределены в налоговой системе государства по стадиям инновационной деятельности: на стадии создания новшества, на стадии получения дохода от использования объекта интеллектуальной собственности, на стадии создания инновационного товара, на-

логовая поддержка должна быть представлена как крупным компаниям, так и субъектам малого предпринимательства;

3) принцип способности обеспечить экономическое развитие — стимулирующая функция налогообложения предполагает поддержку хозяйствующих субъектов для обеспечения их экономического развития за счет перераспределения «высвободившихся» средств на расширение масштаба производства, повышения инвестиционной активности, создания новой продукции. Однако применение инструментов налогового стимулирования должно предусматривать целевое использование «высвободившихся средств»;

4) принцип эластичности (гибкости) инструментов налогового стимулирования означает, что государство может менять набор инструментов налогового стимулирования: вводить новые инструменты, отменять инструменты с учетом оценки их эффективности. Инструменты налогового стимулирования могут меняться в ответ на современные тенденции социально-экономического развития и на изменение экономической ситуации в стране;

5) принцип отказа от полного освобождения хозяйствующих субъектов от налоговых обязательств состоит в следующем: несмотря на осознанность инновационного развития государства и необходимость поддержки инновационной деятельности хозяйствующих субъектов, полное освобождение хозяйствующих субъектов от налоговой нагрузки не будет способствовать развитию налоговой культуры и реализации принципа всеобщности налогов;

6) принцип эффективности налогового стимулирования: с внедрением в бюджетную систему РФ концепции оценки эффективности налоговых расходов любой инструмент налоговой поддержки, который приводит к выпадающим доходам бюджета, должен подлежать оценке согласно методике, утвержденной Правительством РФ. Цель налогового стимулирования не только в том, чтобы обеспечить экономическое развитие, но и соблюсти баланс частных и публичных интересов за счет окупаемости налоговых расходов в будущем и расширения налогового потенциала;

7) принцип согласованности инструментов с целями и задачами социально-экономического развития государства состоит в том, что, способствуя инновационному развитию хозяйствующих субъектов, отраслей, регионов РФ и

национальной экономики, налоговые инструменты должны учитывать национальные задачи в области социально-экономического развития государства;

8) принцип срочности предоставления инструментов налогового стимулирования предполагает, что налоговые инструменты должны предоставляться на определенный срок, оцениваться как с точки зрения эффективности, так и с точки зрения востребованности в рамках определенного периода;

9) принцип адресности предоставления инструментов налогового стимулирования предполагает, что, предусматривая налоговый инструментарий в налоговой системе РФ, должен быть определен круг лиц, на которых они распространяются;

10) принцип научной обоснованности означает, что инструменты налогового стимулирования должны быть разработаны на основе изучения объективных тенденций развития экономики, с применением научных методов и методик;

11) принцип ответственности предполагает, что, согласно действующей методике оценки эффективности налоговых расходов, каждый инструмент должен быть закреплен за государственной программой и наделен куратором.

О налоговых льготах и налоговых преференциях. Основным инструментом стимулирующей подфункции являются налоговые льготы, но не единственным. В настоящее время в научном сообществе и в нормативно-правовой литературе существует проблема отсутствия точного и непротиворечивого понятия «налоговые льготы». Данная дефиниция имеет разное толкование в академической литературе, кроме того, происходит замена данной категории на понятия «налоговые преференции», «налоговые стимулы», «налоговые скидки», «налоговый иммунитет» для обозначения схожего экономического содержания.

Со временем понятийный аппарат всех наук видоизменяется. С момента введения части первой Налогового кодекса РФ и установления в ст. 56 НК РФ понятия «налоговые льготы» прошло порядка 25 лет. За этот период налоговое законодательство многократно видоизменялось, различные инструменты налогового стимулирования вводились, изменялись и отменялись, однако определение термина «налоговые льготы» осталось неизменным. С точки зрения бюджетного законода-

тельства налоговые льготы, освобождение от уплаты налогов и иные преференции являются налоговыми расходами. Понятие «налоговые расходы» закреплено в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ.

Так, М.Р. Пинская отмечает, что процесс формирования понятийного аппарата о налоговых льготах и налоговых преференциях не завершен. По мнению М.Р. Пинской, методологически неверным является отождествление налоговых льгот, налоговых расходов, налоговых преференций и выпадающих налоговых доходов [7, с. 3]. В. Г. Пансков отмечает, что ни российское налоговое законодательство, ни многочисленные научные исследования до сих пор не выработали основные критерии, на основании которых можно было бы из всех видов налоговых освобождений «вычленить» собственно налоговые льготы [8, с. 33]. В.В. Мороз полагает, что определение «налоговая льгота» не отражает полную картину о налоговых льготах, так как в профессиональном сообществе ко льготам также относят: формы изменения сроков уплаты налогов и сборов, налоговые каникулы, специальные налоговые режимы, налоговые амнистии и др. [6, с. 182]. В работах Л.И. Гончаренко, Н.П. Мельниковой указано, что налоговые льготы как структурный элемент налогообложения появился в ходе развития практики налогообложения и регулирующей функции налогообложения, что привело к тому, что налоговая льгота стала рассматриваться как элемент налогообложения, который получил законодательное оформление. Понятие «налоговые преференции» широко вошло в научный оборот и активно используется представителями власти. Самое широкое распространение получил оборот «налоговые льготы и преференции» [2, с. 97]. Так, А.С. Баландина полагает, что налоговая преференция — это предоставление государством преимуществ отдельным категориям налогоплательщиков в виде снижения сумм налоговых обязательств, носящее обязательный характер, на условиях встречных обязательств со стороны налогоплательщика [1, с. 108].

В настоящий момент представляется важным не разделять понятия «налоговые льготы» и «налоговые преференции», а говорить о необходимости уточнения понятия «налоговая льгота». В. Г. Пансков отмечает, что в настоящее время дефиниция «налоговая льгота» трактуется слишком упрощенно, что необхо-

димо дать четкое правовое определение понятию «налоговая льгота», которым на практике смогли бы руководствоваться и налогоплательщики, и государственные экономические органы, и законодатели [8, с. 36]. Ученым предлагается следующее определение: «налоговые льготы — это целевое преимущественное право, предоставленное налогоплательщику, или целевое исключение из налоговой базы и объекта налогообложения, введение которого в налоговую систему преследует достижение определенной цели, и по которому имеется возможность определить экономическую, бюджетную, фискальную или социальную эффективность» [8, с. 46].

Инструменты налогового стимулирования инноваций в России. Анализ отечественных нормативных правовых документов показывает, что современная налоговая система России содержит широкий набор инструментов налогового стимулирования, направленных на стимулирование инноваций. Данные инструменты можно сгруппировать в зависимости от способа воздействия в два блока: прямого и косвенного воздействия.

Инструменты прямого воздействия нацелены непосредственно на стимулирование инновационного развития хозяйствующих субъектов. Инструменты косвенного воздействия применимы как к субъектам, осуществляющим инновационную деятельность, так и к субъектам, осуществляющим прочую деятельность (инвестиционную, производственную и т.д.).

Так, к инструментам прямого воздействия на инновационный потенциал можно отнести:

• освобождение от налогообложения НДС реализации прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД) на основании лицензионного договора и договора коммерческой концессии;

• освобождение от налогообложения НДС выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ (НИОКР);

• освобождение от налогообложения НДС при ввозе материалов для научных исследований;

• освобождение от НДС участников проекта «Сколково» и инновационных научно-технических центров (ИНТЦ);

• включение расходов на НИОКР в расчет налоговой базы по налогу на прибыль, причем независимо от того, полу-

чен запланированный экономический эффект или отрицательный результат;

• включение расходов на НИОКР при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль с коэффициентом 1,5;

• исключение из налоговой базы по налогу на прибыль доходов в виде средств, полученных от фондов;

• ускоренная амортизация с применением повышающего коэффициента 2 или 3;

• создание в налоговом учете резерва на НИОКР для равномерного признания расходов при исчислении налога;

• пониженная ставка налога на прибыль для резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны (ТВОЭЗ), инновационного центра «Сколково», государственных научных центров (ГНЦ);

• возможность включать расходы на НИ-ОКР в налоговую базу при исчислении налога по упрощенной системе налогообложения (УСНО), а также включение расходов на НИОКР в расчет налога по УСНО с коэффициентом 1,5;

• налоговые льготы и преференции по региональным и местным налогам, предусмотренные для научных центров, участников проекта «Сколково» и ИНТЦ.

К инструментам косвенного воздействия на инновационный потенциал можно отнести: инвестиционный налоговый вычет, амортизационную премию, отсрочку (рассрочку) по уплате налогов, инвестиционный налоговый кредит, налоговые льготы для участников региональных инвестиционных проектов (РИП), резидентов особых экономических зон (ОЭЗ), зон территориального развития (ЗТР), территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), а также льготы и преференции для участников специальных инвестиционных контрактов (СПИК), участников соглашения о защите и поощрении капитальных вложений (СЗПК), налоговые льготы по региональным и местным налогам.

Учитывая отсутствие точности в понятийно-категориальном аппарате, перечисленные налоговые инструменты нельзя объединить в понятие «налоговые льготы» или «налоговые преференции», однако в совокупности их можно рассматривать как «инструменты налогового стимулирования». В контексте стимулирования инновационной деятельности под инструментом налогового стимулирования инновационного потенциала хозяйствующих субъ-

ектов будем понимать нормы налогового законодательства, совокупность которых на определенном этапе развития государства обеспечит воздействие налоговой системы на инновационный потенциал хозяйствующих субъектов, будет способствовать расширению национальной инновационной системы и инновационному развитию, обеспечит технологический суверенитет государства, а также рост налогового и бюджетного потенциала государства.

Результаты исследования и их практическая значимость. Обозначенные выше проблемы имеют важную практическую значимость как с точки зрения воздействия на бюджетную систему государства, так и с точки зрения эффективности налогового стимулирования хозяйствующих субъектов.

Во-первых, в текущем законодательстве отсутствует четкое и однозначное определение «налоговые льготы», что является препятствием для эффективной и справедливой реализации стимулирующей функции налогообложения. Отсутствие терминологической точности в понятийно-категориальном аппарате оказывает влияние на практическую деятельность.

Во-вторых, важным этапом для построения рациональной налоговой системы государства является оценка эффективности налоговых расходов, однако для проведения оценки необходима информационная база, которая формируется налоговыми органами за счет сбора и обработки налоговой отчетности хозяйствующих субъектов. К сожалению, современная налоговая отчетность как на микро-, так и на макроуровне не содержит необходимой информации о налоговых расходах и инструментах налогового стимулирования, что выступает сдерживающим фактором реализации принципа эффективности, поскольку не дает возможность идентифицировать и оценить их с точки зрения налоговых расходов бюджетной системы.

В-третьих, действующая методика оценки эффективности налоговых расходов носит универсальный характер и не учитывает особенностей, характерных для определенных отраслей и видов деятельности. Инновационная деятельность в большей степени отличается от других видов деятельности стадиями жизненного цикла, высоким риском, значительным объемом финансирования, что ставит на повестку дня вопрос разработки методики оценки эффективности налоговых рас-

ходов в инновационной деятельности. Причем важным компонентом при совершенствовании методики оценки эффективности налоговых расходов является то, что проводить оценку необходимо как по действующим инструментам, так и по планируемым.

В-четвертых, отсутствие у инструментов налогового стимулирования статуса налоговой льготы не позволяет налоговым органам выполнять обязанности по углубленному налоговому контролю, что препятствует его эффективному исполнению.

Заключение. Для обеспечения технологического развития и технологического суверенитета России необходима всесторонняя поддержка инноваций, в том числе за счет формирования оптимального набора инструментов налогового стимулирования инновационного потенциала хозяйствующих субъектов. Развитие инструментов налогового стимулирования должно основываться на балансе публичных и частных интересов, с учетом представленных принципов и решения обозначенных выше практических и теоретических положений. В связи с этим представляется важным внесение поправок в Налоговый кодекс РФ в части уточнения понятия «налоговые льготы».

Список источников

1. Баландина А. С. Анализ теоретических аспектов налоговых льгот и налоговых преференций // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2011. № 4 (16).

2. Гончаренко Л.И, Мельникова Н.П. О новых подходах к политике применения налоговых льгот и преференций в целях стимулирования развития экономики // Экономика. Налоги. Право. 2017. № 2. С. 96—104.

3. Лыкова Л.Н. Налоговая поддержка инноваций в России // Общественные науки и современность. 2019. № 5. С. 17—29. DOI 10.31857/8086904990006559-6.

4. Майбуров И.А. и др. Энциклопедия теоретических основ налогообложения / под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 503 с.

5. Майбуров И.А. и др. Налоговая политика. Теория и практика: учебник для магистров / под ред. И.А. Майбурова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 519 с.

6. Налоговые инструменты в реализации инвестиционной политики регионов /

С.В. Богачев, Л.И. Гончаренко, А.В. Гурнак [и др.]. М.: Дашков и К, 2021. 232 с.

7. Пинская М.Р. Интеграция налоговых расходов в бюджетный процесс как инструмент повышения эффективности оценки влияния налоговых льгот и преференций на доходы бюджетов: материал к «круглому столу» Совета Федерации Федерального Собрания РФ на тему: «Налоговые льготы и преференции: их влияние на доходы бюджетов бюджетной системы РФ» 21 июня 2016 г. // URL: http://council.gov.ru/media/iiles/ (дата обращения: 21.05.2023).

8. Пансков В.Г. Налоговые льготы: сущность и определение // Актуальные вопросы экономической теории и практики. 2018. № 4. С. 32-48.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Balandina A.S. Analysis of theoretical aspects of tax benefits and tax preferences // Bulletin of Tomsk State University. Economy. 2011. № 4 (16).

2. Goncharenko L.I, Melnikova N.P. On new approaches to the policy of applying tax benefits and preferences in order to stimulate economic development // Economy. Taxes. Right. 2017. No. 2. pp. 96-104.

3. Lykova L.N. Tax support for innovations in Russia // Social sciences and modernity. 2019. No. 5. pp. 17-29. DO I 10.31857/S08690499 0006559-6.

4. Maiburov I.A. et al. Encyclopedia of the theoretical foundations of taxation / edited by I.A. Maiburov, Yu.B. Ivanov. M.: UNITY-DANA, 2016.503 p.

5. Maiburov I.A. et al. Tax policy. Theory and practice: a textbook for masters / edited by I.A. Maiburov. M.: UNITY-DANA, 2017. 519 p.

6. Tax instruments in the implementation of the investment policy of the regions / S.V. Bo-gachev, L.I. Goncharenko, A.V. Gurnak [et al.]. M.: Dashkov and K, 2021. 232 p.

7. Pinskaya M.R. Integration of tax expenditures into the budget process as a tool for improving the effectiveness of assessing the impact of tax benefits and preferences on budget revenues: material for the round table of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation on the topic: "Tax benefits and preferences: their impact on budget revenues of the budgetary system of the Russian Federation" June 21, 2016 // URL: http://council.gov.ru/media/files / (date of reference: 05/21/2023).

8. Panskov V.G. Tax benefits: essence and definition // Actual issues of economic theory and practice. 2018. No. 4. pp. 32-48.

Информация об авторе

Д.А. Дубков — аспирант Департамента налогов и налогового администрирования Факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, старший преподаватель кафедры экономики, финансов и финансового права Псковского государственного университета, член Палаты налоговых консультантов России, член Института профессиональных бухгалтеров России.

Information about author

D.A. Dubkov — Postgraduate Student of Department of Taxes and Tax Administration, Faculty of Taxes, Audit and Business Analysis of Financial University under the Government of the Russian Federation, Senior lecturer of Department of Economics, Finance and Financial Law of Pskov State University, member of Chamber of Tax Consultants of Russia, member of Russian Institute of Chartered Accountants.

Статья поступила в редакцию 24.10.2023; одобрена после рецензирования 10.11.2023; принята к публикации 24.11.2023.

The article was submitted 24.10.2023; approved after reviewing 10.11.2023; accepted for publication 24.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.