ISSN 2072-0920 NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2020. 2(52)
6. Trends in the world of venture capital investments in the CB Insights report [Electronic resource], URL: https://vc.ru/finance/62396-trendy-mira-venchurnyh-investiciy-v-otchete-cb-insights
7. Indicators of the digital economy: 2017: statistical compilation / G.I. Abdrakhmanova [et al.]. M.: HSE, 2017. 320 p.
8. Mokrushin A.A., Khatkov M.A. The formation of business groups and their impact on the economy of the country // Problems and prospects of socio-economic development of the regions of the South of Russia: a collection of scientific papers on the materials of the П1 All-Russian scientific-practical conference / ed. by A.A. Tamov. Maykop, 2017. P. 115-118.
УДК 336.22:658.1 DOI: 10.24411/2072-0920-2020-10211
Хамирзова C.K., Ушхо А.У. РОЛЬ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОМЫШЛЕННЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ
Хамирзова Сайда Казбековна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов и кредита
ФГЪОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Россия
Тел.: 8 (8772) 52 11 55
E-mail: [email protected]
Ушхо Асиет Учужуковна, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник отдела экономики
Государственное бюджетное учреждение Республики Адыгея «Адыгейский республиканский институт гуманитарных исследований имени Т.М. Керашева», Россия Тел.: 8 (8772) 52 16 23
Актуальность темы обусловлена необходимостью совершенствования механизма государственной финансовой поддержки промышленного производства в рамках стимулирования инновационного развития экономики.
Предмет исследования - налоговое стимулирование предприятий в системе государственной финансовой поддержки промышленного производства.
Цель работы - разработка мер по повышению эффективности инструментов налогового стимулирования промышленных предприятий на основе оценки их результативности в современных условиях.
В условиях нестабильности национальной экономики, обусловленной международными санкциями в отношении России, а также внутренними факторами, особое значение приобретает необходимость формирования ядра промышленного производства, способного обеспечить экономический рост на основе внедрения про-
106
ISSN 2072-0920 NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2020. 2(52)
грессивных технологий. В этой связи в статье систематизированы государственные меры, направленные на поддержку деятельности промышленных предприятий, применяемые в российской экономике и в Республике Адыгея, в частности.
В статье обобщен передовой зарубежный опыт налогового стимулирования промышленного производства в сравнении с российской моделью применения налоговых льгот; представлен анализ налоговых расходов бюджетов бюджетной системы РФ по видам налогов и по видам государственных программ, связанных с развитием промышленности; разработаны приоритетные меры по снижению налогово11 нагрузки промышленных предприятий.
Ключевые слова: промышленное производство; инновационная деятельность; государственное регулирование экономики; финансовая поддержка промышленности; налоговое законодательство; налоги и налогообложение; налоговое стимулирование; налоговые преферетцш и льготы; специальный инвестиционный контракт (СПИК); налоговый кредит; налоговый вычет; налоговые расходы государства; ускоренная амортизация; финансирование НИОКР.
Для цитирования: Хамирзова С.К., Ушхо А.У. Роль налогового стимулирования в системе мер государственной поддержки промышленных предприятий // Новые технологии. 2020. Вып. 2(52). С. 106-116. DOI: 10.24411/2072-0920-2020-10211.
Khamirzova S.K., Ushkho A.U. THE ROLE OF TAX STIMULATION IN THE SYSTEM OF STATE SUPPORT FOR INDUSTRIAL ENTERPRISES
Khamirzova Saida Kazbekovna, Candidate of Economics, an associate professor of the Department of Finance and Credit
FSBEI of HE «Maykop State Technological University», Russia
Tel.: 8 (8772) 52 11 55
E-mail: [email protected]
Ushkho Asiet Uchuzhukovna, Candidate of Economics, a senior researcher of the Department of Economics
State budgetary institution of the Republic of Adygea «Adygean Republican Institute for Humanitarian Research named after T.M. Kerashev», Russia Tel.: 8 (8772) 52 16 23
The relevance of the research is due to the need to improve the mechanism of state financial support for industrial production in the framework of stimulating the innovative development of the economy. The subject of the research is tax incentives for enterprises in the system of state financial support for industrial production.
The purpose of the research is development of measures to improve the efficiency of tax incentive instruments for industrial enterprises based on the assessment of their effectiveness in modern conditions.
ISSN 2072-0920 NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2020. 2(52)
When the national economy is unstable due to international sanctions against Russia, as well as internal factors, the need to form a core of industrial production capable of ensuring economic growth through the introduction of advanced technologies is ofparticular importance. In this regard, the article systematizes state measures aimed at supporting the activities of industrial enterprises used in the Russian economy and in the Republic of Adygea, in particular. The best foreign experience in tax incentives for industrial production in comparison with the Russian model of applying tax incentives has been summarized; tax expenses of the budgets of the budget system of the Russian Federation by types of taxes and types of state programs related to the development of industry have been analyzed; priority measures have been developed to reduce the tax burden of industrial enterprises.
Key words: industrial production; innovation activity; state regulation of the economy; financial support to industry; tax law; taxes and taxation; tax incentives; tax preferences and benefits; Special Investment Contract (SPIC); tax credit; tax deduction; state tax expenses; accelerated depreciation; R&D financing.
For citation: Khamirzova S.K., Ushkho A.U. The role of tax stimulation in the system of state support for industrial enterprises //Novye Tehnologii. 2020. Issue 2(52). P. 106-116. DOI: 10.24411/2072-0920-2020-10211.
Высокая значимость отрасли промышленного производства, призванной обеспечить ускоренное развитие экономики, обусловливает необходимость разработки государством действенных мер, стимулирующих активность промышленных предприятий. В качестве инструментов государственного влияния на рост промышленного производства используются регулирующие (административные) и стимулирующие инструменты [8].
В последние годы в России проводится масштабная работа по формированию нормативно-правовой базы, направленной на стимулирование промышленного производства: определены национальные цели развития России на период до 2024 г., расширен список российских регионов для реализации пилотного проекта по внедрению системы «tax free», разработаны основы для развития территорий опережающего развития и т.д.
В соответствии с Федеральным законом «О промышленной политике в Российской Федерации» стимулирование развития конкурентоспособной, высокотехнологичной промышленности, способной обеспечить переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития является одной из приоритетных задач государства [1].
Государственное стимулирование промышленного производства осуществляется посредством поддержки отдельных проектов и развития инфраструктуры на основе различных методологических подходов:
- прямого бюджетного финансирования в виде субсидий, грантов, взносов в уставный капитал, различных форм кредитования и др.;
108
ISSN 2072-0920 NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2020. 2(52)
- косвенного стимулирования посредством предоставления налоговых, страховых, таможенно-тарифных льгот, поручительств по кредитам, различных административных упрощений (преференций).
К действенным мерам стимулирования государством промышленного производства относят: информационно-консультационную и финансовую поддержку предприятий и проектов; содействие научно-технической и инновационной деятельности; развитие кадрового потенциала; государственные преференции и др.
Среди вышеназванных мер более предпочтительной для промышленников является финансовая поддержка, которая предоставляется государством в форме субсидий, бюджетных инвестиций, кредитов, налоговых преференций и льгот, государственных и муниципальных гарантий, финансовой помощи за счет средств государственных фондов развития промышленности и т.д.
В современной налоговой системе Российской Федерации используются различные преференции и льготы, направленные на модернизацию производственных мощностей, внедрение современных технологий с целью ликвидации технологического отставания промышленного производства, что требует существенных финансовых затрат как со стороны государства (в виде прямых бюджетных субсидий и налоговых расходов), так и со стороны экономических агентов, нацеленных на развитие инновационных технологий. Промышленные предприятия получают от государства также и кредитную (в т.ч. в форме лизинга), ценовую поддержку, таможенно-тарифные преференции и др. [5].
Существенную роль в предоставлении мер кредитной поддержки играет Фонд развития промышленности (ФРП), основанный по инициативе Министерства промышленности и торговли в 2014 году. Фондом предусмотрены различные программы заемного финансирования, в том числе «финансовое обеспечение лизинговых проектов, направленных на поддержку технологического перевооружения и модернизацию основных производственных фондов российских промышленных компаний» [3].
Льготные займы ФРП стимулируют приток прямых инвестиций в российскую экономику, способствуют созданию новых рабочих мест, насыщению рынка качественной отечественной продукцией, росту налоговых поступлений в бюджет.
Одной из главных задач последних лет, которая стоит перед регионами России, является создание новых предприятий, предоставление качественных и высокопроизводительных рабочих мест. В связи с этим ФРП уделяется пристальное внимание региональной политике и взаимодействию с администрациями субъектов, отвечающими за развитие промышленности в регионе.
Так, например, в Республике Адыгея функционирует «Фонд развития промышленности Республики Адыгея», деятельность которого направлена «на предоставление льготных условий финансирования проектов, способствующих повышению производительности труда, цифровизации действующих производств, раз-
ISSN 2072-0920 NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2020. 2(52)
работке новой высокотехнологичной продукции, импортозамещению, экспорту, лизингу производственного оборудования и т.д.» [4].
Промышленным предприятиям оказывается финансовая поддержка в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Республики Адыгея «Развитие экономики» на 2017-2021 годы и государственной программы Республики Адыгея «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2013-2021 годы.
Стратегией социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года предусмотрено создание лесопромышленного кластера - высокотехнологичного лесоперерабатывающего комплекса по производству мебели, паркета, строганного шпона древесины ценных пород, а также кластера строительной индустрии. В период с 2020 по 2024 годы на территории Республики Адыгея планируется создание 3-х промышленных парков, что позволит значительно повысить производственный потенциал предприятий региона, в том числе за счет активного использования финансовых инструментов и мер государственной поддержки [4].
Механизм исчисления и уплаты налогов промышленных предприятий в обычных условиях не учитывает специфику их бизнеса, ориентированного на разработку и внедрение передовых инновационных технологий. Отсутствие особых правил налогообложения деятельности промышленных предприятий может стать сдерживающим фактором в инновационном развитии экономики. Российским налоговым законодательством предусмотрены разнообразные льготы, направленные на стимулирование НИОКР и инвестиций. В этой связи представляется целесообразным изучение современного зарубежного опыта налогового стимулирования промышленного производства и его сравнение с российской моделью с целью выявления путей ее совершенствования.
Обобщение зарубежного опыта стимулирования промышленного производства позволяет сделать следующие выводы.
1. При выборе объектов для государственной финансовой поддержки приоритет отдается инновационно ориентированным промышленным предприятиям, действующим в отраслях опережающего развития, способным в краткосрочной перспективе обеспечить устойчивый рост и повышение конкурентоспособности экономики в целом.
2. Помимо прямых методов воздействия государства на бизнес, большое внимание уделяется косвенным мерам, в частности инструментам налогового стимулирования развития промышленных предприятий.
3. Налоговое законодательство в контексте стимулирования промышленного развития коррелирует с параметрами общегосударственной стратегии развития страны и отличается гибкостью, адаптивностью в соответствии с текущими процессами в национальной и мировой экономике.
ISSN 2072-0920 NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2020. 2(52)
4. Налоговое стимулирование промышленного развития включает широкий набор действенных инструментов.
5. Основными инструментами налогового стимулирования промышленного производства являются ускоренные схемы амортизации, инвестиционный налоговый кредит и др. [6].
Рассмотрим российский подход налогового стимулирования промышленного производства в сравнении с лучшими зарубежными практиками. Как уже отмечалось ранее, налоговое законодательство РФ предусматривает ряд налоговых льгот, стимулирующих инвестиции в промышленность, в том числе в инновационных отраслях.
1. Ускоренная амортизация, предоставляющая налогоплательщикам право на единовременное включение в состав расходов текущего периода затрат капитального характера в размере 10-30 %. В результате применения льготы временно уменьшается сумма налога на прибыль и уплачивается в течение всего срока эксплуатации оборудования. Предоставление льготы в виде вычета из налоговой базы способствует стимулированию инвестиций в обновление и модернизацию основных фондов. Амортизационный фонд выступает в качестве важного внутреннего ресурса при реализации программ инновационного развития промышленных предприятий.
2. Субсидии на финансирование НИОКР в ходе реализации приоритетных инвестиционных проектов. Механизм предоставления льготы предполагает полнообъемный вычет из налоговой базы. Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает также признание расходов на НИОКР с повышающим коэффициентом 1,5, что обеспечивает налогоплательщикам реальную экономию по налогу на прибыль (монетарный эффект).
3. Инвестиционный налоговый кредит, который предоставляется согласно договору на возвратной и платной основах на период от одного до пяти лет. Административная сложность оформления договора на предоставление инвестиционного налогового кредита, а также его платность повлияли на то, что этот инструмент не нашел широкого применения на практике.
4. Поддержка инфраструктуры инноваций предусматривает, что резиденты инновационных научно-технологических центров (например, инновационный центр «Сколково» и др.), задействованные в проектах, имеют право на освобождение от налога на прибыль на срок до 10 лет при превышении заданного объема годовой выручки.
5. Инвестиционный налоговый вычет представляет собой возмещаемый в полном объеме инвестиционный налоговый кредит в виде вычета из суммы налогового обязательства. Инвестиционный налоговый вычет предоставляется на расходы капитального характера в размере до 100 % (в том числе 90 % налога, зачисляемого в региональные бюджеты, 10 % - в федеральный). Инвестиционный налоговый вычет обладает действенным стимулирующим эффектом, поскольку способствует получению налогоплательщиками прямого монетарного эффекта в виде экономии на налоге
ISSN 2072-0920 NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2020. 2(52)
на прибыль. Однако данная налоговая льгота доступна для налогоплательщиков только в тех регионах, в которых введен инвестиционный налоговый вычет законами субъектов РФ (в 2019 г. законодательство было принято только в 10 регионах) [7].
В последние годы высокую эффективность в качестве меры налогового стимулирования показали региональные инвестиционные льготы по налогу на прибыль, на имущество и др. Пониженная ставка по налогу на прибыль для региональных налогоплательщиков имеет положительное воздействие на инвестиционные процессы в экономике регионов, также как и снижение ставки налога на имущество, используемое в ходе реализации приоритетных инвестиционных проектов (либо в промышленных комплексах, технопарках, индустриальных парках и т.д.).
В качестве действенного инструмента стимулирования промышленного производства в РФ приметается специальный инвестиционный контракт - (СПИК), который предоставляет субъектам следующие исключительные права: налоговые льготы по налогу на прибыль, налогу на имущество и земельному налогу; льготы по аренде государственного имущества; гарантии от изменений условий контракта на срок его действия (на 10 лет); гарантия неповышения налоговой нагрузки на совокупный доход инвестора и др. Для применения СПИК требуется создание или модернизация промышленного производства по изготовлению продукции, не имеющей аналогов в РФ, а также минимальный порог инвестиций в сумме 750 млн. руб.
Динамика налоговых расходов государства (по видам налогов) в системе реализации мер финансовой поддержки промышленности (по данным Министерства финансов РФ) приведена в таблице 1.
Таблица 1 - Оценка налоговых расходов бюджетов бюджетной системы РФ
в 2014-2020 гг. по видам налогов, млн. руб.
Вид налога 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Налог на прибыль организаций 173351 207465 212852 211989 228310 250688 274231
НДС и ввозная пошлина 988034 1071362 1093717 1208470 1289301 1355631 1397515
НДПИ 430767 363972 352526 412350 392690 456942 499326
Экспортные пошлины 180402 153997 90008 133516 143614 144668 157487
Итого 1772554 1796796 1749103 1966325 2053915 2207929 2328559
Процент к ВВП, в% 2,8 2,6 2,6 2,7 2,7 2,7 -
Налоговые расходы бюджетов бюджетной системы РФ в 2014-2020 гг. по видам налогов ежегодно растут и составляли в 2019 году 2207929 млн. руб. При этом наибольшую долю в структуре налоговых расходов занимают следующие: НДС и ввозная пошлина, а также НД11И.
ISSN 2072-0920 NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2020. 2(52)
Налоговые расходы бюджетов бюджетной системы РФ в части государственных программ, связанных с развитием промышленности приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Оценка налоговых расходов бюджетов бюджетной системы в 2014-2020 гг. в части государственных программ, связанных с развитием промышленности, млн. руб.
Наименование государственной программы 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности 32918 41919 42025 44465 47160 50802 54962
Воспроизводство и использование природных ресурсов 649045 566178 550193 683777 668578 744195 807262
Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013-2020 годы 2328 2031 2466 3282 3743 91 97
Энергоэффективность и развитие энергетики 115470 90959 72528 51608 27902 1174 1258
Экономическое развитие и инновационная экономика 57935 58779 87223 90547 95457 36413 38801
Развитие науки и технологий на 2013-2020 годы 7 599 9464 9357 10216 10747 11311 11929
Итого 865295 769330 763792 883895 853587 843986 914309
Процент к ВВП, % 1,09 0,92 0,89 0,93 0,91 0,91 -
Наибольший удельный вес в структуре налоговых расходов относится к программе «Воспроизводство и использование природных ресурсов», то есть, связан с НДПИ и экспортной пошлиной (в 2018 г. - 72%, а в 2019 г. - 88 % налоговых расходов). Без учета этих налогов и сборов на рентные доходы можно говорить о сопоставимости объемов стимулирования промышленного производства посредством бюджетных субсидий и налоговых льгот.
По данным Министерства финансов РФ анализ налоговой нагрузки предприятий по отраслям экономики показал, что помимо нефтегазовых налогов (НДПИ, экспортные пошлины), большая доля налоговой нагрузки в добывающей промышленности приходится на налог на прибыль и налог на имущество, а в обрабатывающей промышленности - на налог на прибыль, акцизы и НДС.
Высокая налоговая нагрузка и не пропорциональная уровню доходности отраслей налоговая структура способствуют снижению притока инвестиций в промышленное производство, разработку новейших технологий, что оказывает негативное влияние на управление ограниченными ресурсами субъектов промышленности и объемы их производства, а также тормозит экономическое разви-
ISSN 2072-0920 NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2020. 2(52)
тие страны. Уровень налоговой нагрузки в промышленных секторах экономики России является более высоким в сравнении с другими отраслями экономики даже без учета таможенных пошлин и страховых взносов.
На основании закона «О федеральном бюджете на 2018 год и плановом периоде на 2019 и 2020 гг.» ассигнования федерального бюджета субъектам промышленности можно оценить в 170 млрд. рублей, из них 135 млрд. рублей запланированы на отраслевые субсидии. С точки зрения ведомственной классификации бюджет Министерства промышленности и торговли в 2018 году по всем видам расходов составил 296 млрд. руб., из них 211 млрд. руб. - в рамках государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», 81 млрд. руб. - на иные отраслевые государственные программы [2].
Наибольший объем средств, выделяемых из федерального бюджета на меры финансовой поддержки промышленности, направлен на развитие проектов импортозамещения, государственные гарантии по кредитам, выданным в целях поддержки реализуемых на основе проектного финансирования инвестиционных проектов, субсидии российским производителям транспортных средств на компенсацию части затрат на содержание рабочих мест.
Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о необходимости совершенствования механизма налогового стимулирования промышленного развития. В частности, модернизации требует модель применения инвестиционного налогового вычета, поскольку с 2019 г. отменено установление регионами пониженных ставок по налогу на прибыль, а действующие льготы будет действовать только до 2023 г.
В этой связи целесообразно ввести инвестиционный налоговый вычет на территории всей страны (а не только в отдельных субъектах, принявших соответствующие законы); при этом администрациям регионов следует оставить право самостоятельно определять пределы предоставляемых льгот. Также инвестиционный налоговый вычет целесообразно предоставлять промышленным предприятиям только при покупке нового оборудования или после непродолжительного срока эксплуатации оборудования предыдущим собственником (до 3 лет). Инвестиционный налоговый вычет должен зависеть не только от абсолютной суммы вложений, но и от их прироста по отношению к прошлым периодам, т.е. должен быть направлен на стимулирование инвестиций.
Предложенный вариант модернизации инвестиционного налогового вычета позволит компенсировать отмену в 2023 г. пониженной ставки налога на прибыль, а также усилить направленность на перевооружение производственной базы промышленников в регионах, что, в конечном итоге придаст вектору инновационного промышленного развития направление роста.
Обобщая результаты исследования, можно отметить, что внедрение предложенных инструментов налогового стимулирования позволит обеспечить сба-
ISSN 2072-0920 NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2020. 2(52)
лансированное развитие промышленных предприятий с учетом их налоговой нагрузки на основе грамотного управления налоговыми рисками, что повысит результативность и эффективность государственной финансовой поддержки промышленных предприятий и национальной экономики в целом.
Литература:
1. О промышленной политике в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. №488-ФЗ. Режим доступа: https://base.garant.ru/70833138/.
2. О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 05.12.2017 №362-Ф. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_284360/
3. Годовой отчет Фонда развития промышленности 2018 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://frprf.ru/o-fonde/
4. Сводный годовой доклад о ходе и оценке эффективности реализации государственных программ Республики Адыгея в 2018 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.adygheya.ru/ministers/departments/ministerstvo-ekonomicheskogo-razvitiya-i-torgovli/strategiche/gosud/.
5. Гереев Р.А. Особенности налогового стимулирования промышленного производства//Налоги и налогообложение. 2018. №3. С. 1-10.
6. Аристархова М.К., Абзгильдин Д.А. Роль налогового стимулирования в инновационном развитии предприятий // Евразийское Научное Объединение. 2019. №1(47). С. 237-243.
7. Гончаренко Л.И., Вишневская Н.Г. Налоговое стимулирование инновационного развития промышленного производства на основе анализа передового зарубежного опыта//Экономика. Налоги. Право. 2019. №12. С. 121-131.
8. Хамирзова С.К. Государственное регулирование регионального промышленного развития // Новые технологии. 2008. Вып. 6. С. 68-70.
Literature:
1. On the industrial policy in the Russian Federation [Electronic resource]: Federal law dated December 31, 2014 No. 488-FL. Access Mode: https://base.garant.ru/70833138/.
2. On the federal budget for 2018 and for the planning period of 2019 and 2020 [Electronic resource]: Federal law dated 05.12.2017 No. 362-F. Access Mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_284360/
3. Annual report of the Industrial Development Fund 2018 [Electronic resource]. Access Mode: https://frprf.ru/o-fonde/
4. Consolidated annual report on the progress and evaluation of the effectiveness of the implementation of state programs of the Republic of Adygea in 2018 [Electronic resource]. Access mode: http://www.adygheya.ru/ministers/departments/ministerstvo-ekonomicheskogo-razvitiya-i-torgovli/strategiche/gosud/.
115
ISSN 2072-0920 NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2020. 2(52)
5. Gereev R.A. Features of tax incentives for industrial production // Taxes and taxation. 2018. No. 3. P. 1-10.
6. Aristarkhova M.K., Abzgildin D.A. The role of tax incentives in the innovative development of enterprises // Eurasian Scientific Association. 2019. No. 1(47). P. 237-243.
7. Goncharenko L.I., Vishnevskaya N.G. Tax incentives for the innovative development of industrial production based on the analysis of advanced foreign experience//Economics. Taxes. Law. 2019. No. 12. P. 121-131.
8. Khamirzova S.K. State regulation of regional industrial development // New technologies. 2008. Issue 6. P. 68-70.
УДК 314.186(470.62) DOI: 10.24411/2072-0920-2020-10212
Шильцова T.A., Пилыцикова B.B., Васильев Ю.А. ОЦЕНКА ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Шильцова Татьяна Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины Кубанский государственный медицинский университет, Россия Тел.: 8 (918) 042 78 94
Пилыцикова Валентина Владимировна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины Кубанский государственный медицинский университет, Россия Тел.: 8 (918) 257 17 02
Васильев Юрий Анатольевич, ассистент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины
Кубанский государственный медицинский университет, Россия Тел.: 8 (901)008 38 88
В статье рассматриваются приоритеты государственной политики в области стабилизации демографических процессов, направленных на существенное увеличение рождаемости. Старение населения, падение уровня рождаемости определяют интерес к тому, что на сегодняшний день поддержка семьи, ориентиры на рождение второго и третьего ребенка являются основой социальной политики страны.
Статистические данные, которые характеризуют состояние воспроизводства населения, принято относить к демографическим показателям. Чрезвычайно важными являются показатели естественного движения населения - рождаемость, смертность, а также показатели численности и структуры населения. Оценка демографических показателей в аспекте воспроизводства населения, позволила выявить неуклонное снижение показателя общей фертильности и суммарна