ISSN 2072-0920
NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2020. 1(51)
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 338.22(470.62)
DOI: 10.24411/2072-0920-2020-10110
Андреев С.Ю., Бочкова Т.А., Мамий С.А. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Андреев Сергей Юрьевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга
ФГБОУ ВО «Финансовый Университет при Правительстве РФ (Краснодарский филиал)», Россия E-mail: [email protected]
Бочкова Татьяна Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина», Россия
E-mail: [email protected]
Мамий Сима Асламбечевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории
ФГБОУ ВО Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина», Россия
E-mail: [email protected]
В статье изложены рекомендации по совершенствованию оржнизацнонт-экономическж форм региональной поддержки субъектов предпринимательской деятельности на территории Краснодарского края. Отмечается важность трансформации институциональной среды региона для стимулирования предпринимательской деятельности. Обосновывается важность формирования в Краснодарском крае гибкой институциональной политики региональных органов власти, направленной на совершенствование форм поддержки субъектов предпринимательства, повышение инвестиционной активности местных бизнесменов. Аргументировано предложение по дальнейшему развитию системы шоммунитщий территориальных органов власти на основе вовлечения общественных организа-tfttfi, союзов предпринимателей, а также институтов, занимающихся анализом социально-экономических показателей, частных консалтинговых и аудиторских фирм, чей опыт может быть полезен при расширении форм и направлений государственной поддержки бизнеса. Представлена разработанная модель системы региональной поддержки субъектов предпринимательства на территории края, а
ISSN 2072-0920 NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2020. 1(51)
также модель процесса реализации мер государственного регулирования и поддержки предпринимательства на территории Краснодарского края. Отмечена целесообразность использования рекомендованного к внедрению алгоритма по координации и адаптации стратегии развития предпринимательства в регионе, Объектом исследования послужили субъекты предпринимательской деятельности. Цель исследования - определить перспективные направления совершенствования государственной поддержки предпринимательской деятельности в регионе.
Ключевые слова: субъекты предпринимательства, региональная экономика., государственная поддержка, инструменты регулирования, Краснодарский край, институциональная среда
шш^ш
Для цитирования: Андреев С.Ю., Бочкова Т.А., Мамий С.А. Совершенствование форм государственного регулирования предпринимательской деятельности на территории Краснодарского края // Новые технологии. 2020. Вып. 1(51). С. 96-108. DOI: 10.24411/2072-0920-2020-10110
Andreev S.Yu., Bochkova Т.А., Mamiy S.A. IMPROVEMENT OF THE FORMS OF STATE REGULATION OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY IN THE KRASNODAR TERRITORY
Andreev Sergey Yuryevich, Candidate of Economics, an associate professor of the Department of Management and Marketing
FSBEI of HE «Financial University under the Government of the Russian Federation (the Krasnodar branch)», Russia E-mail: [email protected]
Bochkova Tatyana Alexandrovna, Candidate of Economics, an associate professor of the Department of Economic theory
FSBEI of HE «Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin», Russia E-mail: [email protected]
Mamiy Sima Aslambechevna, Candidate of Economics, an associate professor of the Department of Economic theory
FSBEI of HE «Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin», Russia E-mail: [email protected]
The article provides recommendations on improving organizational and economic forms of regional support for business entities on the territory of the Krasnodar Territory. The importance of transforming the institutional environment of the region to stimulate entrepreneurial activity is noted.
The importance of the formation of a flexible institutional policy of regional authorities aimed at improving forms of support for business entities and increasing the
97
ISSN 2072-0920 NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2020. 1(51)
investment activity of local businessmen in the Krasnodar Territory is substantiated. Further development of the communication system of territorial authorities based on the involvement of public organizations, unions of entrepreneurs, as well as institutions involved in the analysis of socio-economic indicators, private consulting and audit firms, the experience of which can be useful in expanding the forms and directions of state support for business is suggested.
The developed model of the system of regional support for business entities in the Territory, as well as a model of the process of implementing state regulation and support of entrepreneurship in the territory of the Krasnodar Territory are presented. The practicability of using the recommended algorithm for the coordination and adaptation of entrepreneurship development strategies in the region is noted. The subject of the study is business entities. The purpose of the study is to identify promising areas for improving state support for entrepreneurial activity in the region.
Keywords: business entities, regional economy, state support, regulatory instruments, Krasnodar Territory, institutional environment.
For citation: Andreev S.Yu., Bochkova T.A., Mamiy S.A. Improvement of the forms of state regulation of entrepreneurial activity in the Krasnodar territory // Novye Tehnologii. 2020. Issue 1(51). P. 96-108. DOI: 10.24411 /2072-0920-2020-10110
На фоне современных тенденций развития международной экономики темпы развития российской экономики имеют неустойчивый характер и во многом связаны с ростом эксплуатации природных богатств государства. За годы рыночных преобразований многие отрасли и сферы деятельности российской экономики (связанные с переработкой сырья и производством конечной продукции) существенно сократились по масштабам производства под воздействием внутриотраслевой и международной конкуренции, а также из-за отсутствия протекционистской политики. Наглядным свидетельством снижения экономического потенциала национальной экономики Российской Федерации является постоянный рост количества импортной продукции (товаров и услуг) на прилавках магазинов (торговых центров) в государстве. Экономические санкции против России со стороны стран НАТО и ответное продовольственное эмбарго наглядно отразили проблемы импортной зависимости нашего государства по широкой линейке товаров и услуг, включая продовольственные товары. Проблемы экономической безопасности российской экономики актуализируют вопросы поддержки развития отечественного производства товаров и услуг, что возможно лишь при стимулировании деловой активности субъектов предпринимательства за счет совершенствования форм поддержки на разных уровнях государственного управления [2]. В связи с этим особого внимания заслуживают вопросы совершенствования государственного регулирования предпринимательской деятельности в регионе (на примере Краснодарского края).
ISSN 2072-0920 NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2020. 1(51)
Считаем, что совершенствование государственной поддержки развития предпринимательства на территории Краснодарского края может обеспечить рост социально-экономических выгод, таких как рост налогооблагаемой базы, стимулирование развития местного производства, увеличение количества рабочих мест, снижение социальной напряженности в обществе и ряд других положительных эффектов, которые наблюдаются в регионе на фоне развития местного бизнеса и территориальной экономики [5].
Важно отметить тот факт, что на территории Краснодарского края уже создан ряд институциональных предпосылок, которые оказывают благоприятное воздействие на темпы деловой активности в региональной экономике. В тоже время действующие формы государственной поддержки субъектов предпринимательства на территории Краснодарского края, не смотря на широкий спектр инструментов и институтов воздействия на малый и средний бизнес, не демонстрируют устойчивого положительного эффекта с позиций достижения долгосрочных положительных тенденций в развитии предпринимательства. Именно относительно низкие темпы развития предпринимательства в регионе обуславливают важность поиска дополнительных инструментов государственного регулирования развития предпринимательства на территории Краснодарского края.
Для создания более эффективной институциональной среды, прежде всего, необходимо эффективное правовое обеспечение, которое позволит выстроить гармоничные отношения между бизнесом и территориальными органами власти [3]. В этой связи совершенствование правового обеспечения использования инструментов реализации региональной поддержки предпринимательства, к примеру, в рамках расширения возможностей применения механизма государственно-частного партнерства, является важной основной совершенствования государственного регулирования развития предпринимательской деятельности в Краснодарском крае [1].
Среди перспективных направлений дальнейшего совершенствования региональной поддержки целесообразно повысить эффективность использования инструментов финансовой поддержки, прежде всего, инструментов налогообложения. Прежде всего, предлагаем территориальным органам власти использовать принципы дифференциации в налогообложении субъектов предпринимательства, с целью снижения налогового бремени для ряда значимых отраслей и сфер деятельности, имеющих большое социально-экономическое значение для развития экономики Краснодарского края. Другими словами, чем больше социально-экономических благ для общества имеет то или иное предприятие, тем больше преференций должно быть у него, в том числе и более низкое налогообложение. В частности отметим, что посредством создания дополнительных нормативно-правовых актов региональные органы власти могут ввести практику компенсационных выплат, которые должны быть направлены на снижение налогового бремени субъектов предпринимательства на территории Краснодарского края.
ISSN 2072-0920 NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2020. 1(51)
Предлагаем региональным органам власти посредством нормативно-право-вых актов утвердить размер компенсационных выплат для субъектов предпринимательства. При этом размер данных выплат предлагаем привязать к размеру налоговых отчислений, которые выплачивают субъекты предпринимательства. Прежде всего, такую форму региональной поддержки предлагаем адресовать субъектам малого предпринимательства (стартапов). С другой стороны данная форма поддержки могла бы стать одним из действенных инструментов поддержки малого и среднего предпринимательства в сельской местности, поскольку в сельских территориях края вопросы трудоустройства сельского населения имеют большую актуальность для территориальных органов власти. Кроме того сам факт вовлечения в трудовую деятельность лиц из социально уязвимых категорий граждан (к примеру, инвалидов), также заслуживает того чтобы предоставлять дополнительные формы поддержки местным предпринимателям.
Видится перспективным формирование в Краснодарском крае гибкой институциональной политики региональных органов власти, направленной на совершенствование форм поддержки субъектов предпринимательства, повышение инвестиционной активности местных бизнесменов.
Возможности для дальнейшего совершенствования региональной поддержки развития предпринимательской деятельности на территории Краснодарского края вполне объективны и имеют все необходимые условия для реализации [4]. На основе проведенных исследований был уточнен ряд принципов, обуславливающих возможность совершенствования на территории края институциональной инфраструктуры, что позволит повысить эффективность государственной поддержки субъектов предпринимательства в регионе, в частности предлагаем:
- активно использовать дифференцированные формы государственной поддержки субъектов предпринимательства по отраслям и сферам деятельности, а также с более четкой регламентацией региональных и муниципальных форм поддержки местных бизнесменов, учитывая также территориальные особенности ведения предпринимательской деятельности;
- обеспечить согласованность мероприятий государственной поддержки предпринимательской деятельности на основе результатов мониторинга, а также результатов объективного анализа финансово-экономического состояния субъектов предпринимательства. Данные меры должны обеспечить оперативность и за-благовременность финансово-экономической поддержки субъектов малого предпринимательства, что должно позволить предупреждать ситуации с их банкротством (что, на наш взгляд, вполне оправдано с позиций поддержки предприятий имеющих наибольшую социально-экономическую значимость);
- повысить требования к прозрачности и эффективности принятия управленческих решений со стороны региональных и муниципальных органов власти,
ISSN 2072-0920 NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2020. 1(51)
направленных на реализацию стратегии развития предпринимательства в Краснодарском крае. Оценка эффективности принятых управленческих решений позволит территориальным органам власти в перспективе провести объективную оценку результативности реализуемых мероприятий, выявить недостатки и скорректировать инструменты регулирования;
- для повышения эффективности взаимодействия бизнеса и власти на территории Краснодарского края, предлагаем развивать систему социально-экономической защиты субъектов малого предпринимательства, прежде всего, за счет развития инфраструктурного обеспечения и консультационного сопровождения бизнеса. Создание таких форм институциональной поддержки позволит повысить эффективность работы региональных и муниципальных органов власти;
- совершенствовать политику регулирования и поддержки малых производителей товарной продукции за счет координации деятельности торговых сетей, чтобы общими усилиями обеспечить гармонизацию интересов организаций торговли, местных производителей продукции и органов власти. Данные меры должны способствовать росту доступности каналов сбыта для субъектов малого предпринимательства, что весьма актуально ввиду постоянного роста количества торговых точек крупных торговых компаний.
Открытый диалог с представителями предпринимательства позволил выявить и тот факт, что многие предприниматели недостаточно полно осведомлены о действующих формах государственной поддержки малого и среднего бизнеса на территории Краснодарского края. Кроме того не понимание всех выгод и процедур получения государственной поддержки снижают эффективность проводимой региональной политики в сфере поддержки предпринимательства. В эпоху развития информационных технологий региональные органы власти должны более активно использовать ресурсы интернета для повышения процедуры сбора необходимой документации и прочих документов для выделения тех или иных форм поддержки. С другой стороны ресурсы интернета раскрывают также большие возможности для расширения инструментов взаимодействия бизнеса и власти.
Особое внимание необходимо уделить систематизации форм и направлений региональной поддержки субъектов предпринимательства на территории Краснодарского края. В частности рекомендуем региональным органам власти внедрить предложенную модель территориальной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Краснодарского края (рисунок 1).
Представленная модель позиционирует целесообразность внедрения рекомендации о консолидации, как организационной, так и институциональной региональной поддержки субъектов предпринимательства в крае.
ISSN 2072-0920 NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2020. 1(51)
Рис. 1. Рекомендуемая к внедрению модель системы региональной поддержки субъектов предпринимательства на территории края
ISSN 2072-0920 NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2020. 1(51)
Характеризуя представленную модель, отметим, что именно формирование действенной системы координации деятельности региональных и прочих инфраструктурных субъектов, функционирующих для поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, является важным элементом развития институциональной среды, способствующей устойчивому развитию бизнеса в Краснодарском крае.
Предлагаем муниципальным органам власти на территории Краснодарского края совершенствовать анализ проблем развития субъектов малого и среднего предпринимательства. В частности требует совершенствования процесс мониторинга (периодичность проведения и критерии оценки).
Изменяя размер налоговых льгот и прочих преференций, региональные органы власти смогут стимулировать частных предпринимателей к активизации инвестиционной и инновационной деятельности, а также оказывать косвенное воздействие на темпы развития ряда отраслей Краснодарского края. Для наглядности в работе также представили разработанную модель процесса реализации регулирования развития предпринимательской деятельности в Краснодарском крае (рисунок 2).
Также предлагаем развивать систему коммуникаций территориальных органов власти на основе вовлечения общественных организаций, союзов предпринимателей, а также институтов, занимающихся анализом социально-экономических показателей, частных консалтинговых и аудиторских фирм, чей опыт может быть полезен при расширении форм и направлений государственной поддержки бизнеса.
Считаем важным уделить больше внимания вопросам корректировки и расширения действующих на территории региона форм и механизмов государственной поддержки предпринимательства. Кроме того предлагаем территориальным органам власти более активно стимулировать развитие инновационной деятельности среди субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Краснодарского края (использовать дополнительные бюджетные стимулы).
В частности отметим, что сам процесс совершенствования регулирования развития предпринимательской деятельности в Краснодарском крае должен идти с соблюдением ряда требований, а именно:
- предлагаемые к реализации мероприятия, направленные на совершенствование поддержки предпринимательства в крае должны носить комплексный, последовательный и логически обоснованный характер;
- рекомендуемые мероприятия должны охватывать всех субъектов предпринимательской деятельности, независимо от размера предприятия и отраслевой принадлежности;
- предлагаем усилить роль предпринимательских союзов, объединений, а также ряда консалтинговых компаний края в разработке предложений по формированию новых подходов к осуществлению государственного регулирования деятельности субъектов предпринимательства;
ISSN 2072-0920 NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2020. 1(51)
Рис. 2. Рекомендуемая модель процесса реализации мер государственного регулирования и поддержки предпринимательства на территории Краснодарского края
- территориальным органам власти необходимо уделить больше внимания вопросам развития бизнес-школ, курсов предпринимательства и другим формам подготовки субъектов малого бизнеса. Организация таких школ и поддержка об-
ISSN 2072-0920 NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2020. 1(51)
ратной связи с предпринимателями, прошедшими данное обучение, позволит скорректировать данный процесс обучения для улучшения их практической значимости, а также лучшего понимания реальных потребностей предпринимателей в региональной поддержке (экономической, консультационной, информационной и другое);
- продолжить работу по совершенствованию региональных нормативно-правовых актов, связанных с регулированием предпринимательской деятельности в Краснодарском крае, с целью устранения существующих противоречий, минимизации количества подзаконных актов, оптимизации инструкций и разъяснений.
Вполне очевидным также является целесообразность координации развития предпринимательства посредством реализации региональной стратегии поддержки данной категории рыночных агентов. Региональные органы власти Краснодарского края в зависимости от состояния рыночной конъюнктуры и современных тенденций внутренней государственной политики должны адаптировать свою стратегию регулирования предпринимательства Кубани под решение актуальных задач, как для текущего времени, так и на перспективу. Исходя из важности адаптации региональной поддержки предпринимательства и с учетом множества факторов, был представлен разработанный алгоритм по адаптации стратегии координации территориальными органами власти направлений и темпов развития предпринимательства Краснодарского края (рисунок 3).
Внедрение и практическое использование разработанного алгоритма по адаптации и координации стратегии поддержки развития предпринимательства на территории Краснодарского края, позволит устранить недостатки реализуемых в крае территориальных форм поддержки местного бизнеса. Использование данного алгоритма в перспективе также позволит минимизировать просчеты в вопросах финансирования программ поддержки предпринимательства на территории региона, обеспечить соответствие между заявленными целями, применяемыми формами поддержки и результатами (эффективностью) реализуемых мер.
В современных условиях механизм формирования стратегии развития предпринимательства Краснодарского края должен включать в себя ряд форм взаимодействия территориальных органов власти с стейкхолдерами, что должно позволить повысить эффективность реализации данной стратегии и положительно отразиться на развитии бизнеса Кубани. Разработка стратегии региональной поддержки развития предпринимательства Краснодарского края должна включать в себя такие принципы, как информационная доступность для всех заинтересованных лиц, использование стратегических форм партнерства; достижения системности в институциональном обеспечении местного бизнеса; активное взаимодействие со стейкхолдерами и использование обратной связи заинтересованных лиц с территориальными органами власти.
ISSN 2072-0920
NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2020. 1(51)
Рис. 3. Рекомендуемый алгоритм по координации и адаптации стратегии развития предпринимательства на территории Краснодарского края
ISSN 2072-0920 NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2020. 1(51)
Опираясь иа выше сказанное отметим, что реализация в Краснодарском крае предложенных рекомендаций позволит органам власти рассчитывать на достижение таких положительных эффектов как:
- повышение результативности дальнейшей разработки и реализации региональных и муниципальных программ поддержки субъектов предпринимательства в крае;
- создание более благоприятных условий и форм региональной поддержки для малых инновационно-ориентированных предприятий, а также условий для роста уровня коммерциализации инновационных проектов на территории Краснодарского края;
- совершенствование процесса мониторинга результатов регулирующего воздействия на развитие предпринимательской деятельности, с целью определения дополнительных форм поддержки с учетом специфики отраслей и социально-экономической значимости отдельных субъектов предпринимательства для развития региональной экономики;
- формирование на территории региона системы дополнительных форм поддержки субъектов предпринимательства (налоговые льготы, материаль-ная поддержка, компенсационные выплаты и другие);
- стимулирование развития предпринимательства в Краснодарском крае посредством развития востребованных институтов и инфраструктуры для региональной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса.
Считаем, что ожидаемые от внедрения разработанных предложений социально-экономические эффекты наглядно свидетельствуют о практической значимости и целесообразности их внедрения в регионе.
Литература:
1. Бочкова Т.А., Ларина Н.В. Актуальность государственно-частного партнерства на современном этапе развития экономики России // Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика: сборник научных статей V Международной практической конференции. Курск, 2015. С. 54-56.
2. Мамий С.А., Бондаренко Л.Л. Развитие малого бизнеса в России как перспектива экономико-политической самостоятельности // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. №113. С. 1243-1257.
3. Кузнецова Т.В., Бочкова Т.А. Развитие малого и среднего бизнеса в России // Информационное общество: современное состояние и перспективы развития: сборник материалов VIII международного форума. Краснодар, 2017. С. 388-390.
4. Мамий С.А. Роль малого бизнеса в обеспечении системного единства региональной экономики // Научное обеспечение агропромышленного комплекса: сборник статей по материалам LXXII научно-практической конференции преподавателей по итогам НИР за 2016 г. Краснодар, 2017. С. 471-472.
ISSN 2072-0920 NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2020. 1(51)
5. Андреев С.Ю., Тауш Л.Э. Роль органов власти и КГАУ в проведении эффективных антикризисных мероприятий на территории Краснодарского края // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2010. №55. С. 207-213.
Literature:
1. Bochkova Т. A., Larina N.V. The relevance of public-private partnerships at the present stage of the development of the Russian economy // Institutes and mechanisms of innovative development: world experience and Russian practice: a collection of scientific articles of the V International Practical Conference. Kursk, 2015. P. 54-56.
2. Mamiy S.A., Bondarenko L.L. Development of small business in Russia as a prospect of economic and political independence // Polythematic Network Electronic Scientific Journal of the Kuban State Agrarian University. 2015. No. 113. P. 1243-1257.
3. Kuznetsova T.V., Bochkova T.A. Development of small and medium-sized businesses in Russia // Information Society: current status and development prospects: a collection of materials of the VIII international forum. Krasnodar, 2017. P. 388-390.
4. Mamiy S.A. The role of small business in ensuring systemic unity of the regional economy // Scientific support for the agro-industrial complex: a collection of articles based on the materials of the LXXII scientific and practical conference of teachers based on the results of research work in 2016, Krasnodar, 2017. P. 471-472.
5. Andreev S.Yu., Tausch L.E. The role of authorities and the KSAU in conducting effective anti-crisis measures in the Krasnodar Territory // Polythematic Electronic Scientific Journal of the Kuban State Agrarian University. 2010. No. 55. P. 207-213.
УДК [331.5+37.01]:338.2 DOI: 10.24411/2072-0920-2020-10111
Минева O.K., Минев B.C., Летичевская B.E. ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКОВ ТРУДА И ОБРАЗОВАНИЯ В ЦИФРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА Минева Оксана Карловна, доктор экономических наук, профессор ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», Россия E-mail: [email protected] Тел.: 8 (851)224 66 30 Минев Владислав Сергеевич, магистрант
ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет», Россия E-mail: [email protected] Тел.: 8 (851)224 66 28
Летичевская Виктория Евгеньевна, магистрант
НИУ «Высшая школа экономики», филиал в г. Санкт-Петербург, Россия E-mail: [email protected]