Научная статья на тему 'Перспективы использования механизма государственно-частного партнерства в сфере услуг и потребительских рынках региона'

Перспективы использования механизма государственно-частного партнерства в сфере услуг и потребительских рынках региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / УСЛУГИ / ОРГАНЫ ВЛАСТИ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL SPHERE / SERVICES / AUTHORITIES / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пшидаток Азамат Юрьевич, Дордус Вадим Олегович, Блоховцова Галина Геннадьевна, Бочкова Татьяна Александровна

В статье рассматриваются вопросы перспективности использования региональными органами власти механизма государственно-частного партнерства в стимулировании развития сферы услуг и потребительских рынков Краснодарского края, в целях повышения качества и уровня жизни сельского населения. Отмечается актуальность использования новых форм сотрудничества с субъектами предпринимательства для стимулирования социального развития сельских территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пшидаток Азамат Юрьевич, Дордус Вадим Олегович, Блоховцова Галина Геннадьевна, Бочкова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects of using the mechanism of public-private partnership in services and consumer markets at the regional level

The article deals with the prospects of regional authorities using the mechanism of public-private partnership in stimulating the development of services and consumer markets of the Krasnodar region, in order to improve the quality and standard of living of the rural population. The urgency of using new forms of cooperation with business entities to stimulate social development of rural areas is noted.

Текст научной работы на тему «Перспективы использования механизма государственно-частного партнерства в сфере услуг и потребительских рынках региона»

Перспективы использования механизма государственно-частного партнерства в сфере

услуг и потребительских рынках региона

Prospects of using the mechanism of public-private partnership in services and consumer

markets at the regional level

Пшидаток Азамат Юрьевич

студент ФГБОУВО КубГАУ Россия, Краснодар E-mail: pshidatok96@yandex.ru

Pshidatok Azamat Yurievich

student of the Kuban State Agrarian University,

Russia, Krasnodar E-mail: pshidatok96@yandex.ru

Дордус Вадим Олегович

студент ФГБОУ ВО КубГАУ Россия, Краснодар E-mail: dordus2010@yandex.ru

Dordus Vadim Olegovich

student of the Kuban State Agrarian University,

Russia, Krasnodar E-mail: dordus2010@yandex.ru

Блоховцова Галина Геннадьевна

доцент ФГБОУ ВО КубГАУ Россия, Краснодар E-mail: ggb_@rambler.ru

Blokhovtsova Galina Gennad'evna

associate Professor of the Kuban State Agrarian University,

Russia, Krasnodar E-mail: ggb_@rambler.ru

Бочкова Татьяна Александровна

доцент ФГБОУ ВО КубГАУ Россия, Краснодар E-mail: bochkova-tatiana@mail.ru

Bochkova Tatiana Alexandrovna

associate Professor of the Kuban State Agrarian University,

Russia, Krasnodar E-mail: bochkova-tatiana@mail.ru

Аннотация.

В статье рассматриваются вопросы перспективности использования региональными органами власти механизма государственно-частного партнерства в стимулировании развития сферы услуг и потребительских рынков Краснодарского края, в целях повышения качества и уровня жизни сельского населения. Отмечается актуальность использования новых форм сотрудничества с субъектами предпринимательства для стимулирования социального развития сельских территорий.

Annotation.

The article deals with the prospects of regional authorities using the mechanism of public-private partnership in stimulating the development of services and consumer markets of the Krasnodar region, in order to improve the quality and standard of living of the rural population. The urgency of using new forms of cooperation with business entities to stimulate social development of rural areas is noted.

Ключевые слова: социальная сфера, услуги, органы власти, государственно-частное партнерство

Key words: social sphere, services, authorities, public-private partnership

Международный опыт развитых стран наглядно свидетельствует о том, что механизм государственно-частного партнерства является одной из современных и перспективных форм регулирования развития социально значимых сфер деятельности. К примеру, в ряде развитых стран даже были реализованы инвестиционные проекты в сфере создания альтернативных источников энергии с использованием механизма государственно-частного партнерства [4]. В сложившейся российской практике данный механизм, как правило, используется в социальной сфере, и направлен на компенсацию бюджетных расходов на возведение объектов социальной инфраструктуры, а среди наиболее популярных направлений реализации данной формы сотрудничества можно выделить транспортную сферу, жилищно-коммунальное хозяйство, социальную сферу, информационно -коммуникационную сферу.

Актуальность темы во многом обусловлена тем фактом, что в современных условиях развитие сферы услуг во многих российских регионах, в том числе и в Краснодарском крае, сопровождается значительными территориальными диспропорциями. В этой связи, наблюдающиеся территориальные диспропорции, считаем целесообразным учитывать в процессе реализации современной региональной социально-экономической политики Краснодарского края. Важность поиска новых форм государственного стимулирования развития социальной инфраструктуры в периферийной депрессивной сельской территории нашего региона обусловлена рядом фактов. В частности, отметим тот факт, что в настоящее время сфера услуг оказывает значительное влияние на качество и уровень жизни населения, что позволяет говорить о важной роли данной сферы в формировании социально-политической устойчивости территории.

Большая часть сельских территорий Краснодарского края за годы рыночных преобразований превратилась в депрессивную территорию с неразвитой социальной и производственной инфраструктурой. Данные процесс также негативно сказался на уровне и качестве жизни сельского населения региона. В тоже время современная потребность сельского населения в доступности социально-бытовых услуг, а также к объектам социальной инфраструктуры постоянно возрастает. О росте потребности сельского населения в повышении уровня и качества жизни свидетельствует и тот факт, в Краснодарском крае стали появляться заброшенные деревни, по причине миграции населения в крупные населенные пункты и города. С другой стороны, можно отметить и нарастание деградирующих демографических процессов в сельских территориях Краснодарского края.

Проведенный нами сравнительный анализ средних значений уровня оказания социально значимых услуг бытового характера на душу населения в сельских территориях региона показал стабильное и существенное отставание их от средних показателей по Краснодарскому краю.

Анализ реализации целевых и ведомственных программ в сельских территориях Краснодарского края, реализуемых на разных уровнях государственного управления, позволил нам выявить перспективность применения механизма государственно-частного партнерства в сфере услуг и потребительских рынках в сельской местности края. Перспективность применения данного механизма заключается в возможности гармоничного сочетания интересов местных органов власти и субъектов предпринимательства, развивать новые формы сотрудничества, способствующие росту доступности определенного набора социально значимых товаров и услуг. К примеру, среди перспективных форм сотрудничества можно выделить предоставление социально-бытовых услуг населению сельских территорий, в первую очередь предоставление услуг пожилому населению, чья доля в общей численности сельского населения постоянно возрастает.

На наш взгляд, использование механизма государственно-частного партнерства может стать важной предпосылкой для развития социальной сферы в сельской местности Краснодарского края. Привлекательность использования данного механизма заключается в том, что территориальные органы власти для реализации своих социально-экономических задач смогут привлечь материальные и нематериальные ресурсы частных партнеров (местных субъектов предпринимательства) на долговременной и взаимовыгодной основе. С другой стороны, особенность механизма государственно-частного партнерства заключается также в том, что формы получения частной выгоды могут быть варьированы и не всегда только связаны с эксплуатацией объектов создаваемых за счет частных инвесторов (данные аспекты являются гибкими и следствием сложившихся институциональных преобразований в современном обществе). Представляется, что реализация такой формы взаимодействия органов власти и рыночных агентов в долгосрочной перспективе будет способствовать:

- совершенствованию проводимой на локальном уровне социальной политики в части улучшения качественных параметров социально-бытового обслуживания сельского населения региона;

- снижению уровня отсталости развития социальной инфраструктуры муниципальных образований сельских территорий Краснодарского края;

- повышению полноты социального обслуживания сельского населения края (покрытие не удовлетворенного спроса), развитию адресности предоставления услуг, а также росту доступности социально-бытовых услуг для социально уязвимых категорий населения;

- содействие развитию негосударственного сектора социально значимых услуг, в том числе за счет предоставления равного доступа субъектов предпринимательства к государственному (муниципальному) заказу;

- повышению эффективности использования объектов муниципального имущества, пригодных для эксплуатации и предоставления социально-бытовых услуг, не включенных в хозяйственный оборот муниципальной экономики.

Все выше указанные доводы свидетельствуют об актуальности использования механизма государственно-частного партнерства для стимулирования развития социальной инфраструктуры в сельских территориях Краснодарского края. Представляется, что данный механизм должен отличаться рациональным использованием потенциала социально-экономического развития муниципальных образований региона, и в тоже время не входить в противоречия со сложившимися нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Вчастности отметим, что, на наш взгляд, формирование механизма интеграции поставщиков социально значимых бытовых услуг в систему отношений государственно-частного партнерства могут включать в себя следующие компоненты:

- сбор и периодическое обновление актуальной информации, которая позволит определить потребности

сельского населения Краснодарского края в социально-бытовых услугах, в том числе в дефицитных

социально значимых товарах и услугах, а также в не удовлетворенных потребностях социально уязвимых категорий местного населения в социально-бытовых услугах;

- анализ сложившегося в муниципальных образованиях Краснодарского края ассортимента, объема, стоимости и уровня качества социально-бытовых услуг, оказываемых местному населению;

- анализ деятельности действующих поставщиков социально-бытовых услуг (численность персонала, объем и ассортимент оказываемых услуг, форма собственности поставщиков услуг);

- оценка эффективности регулирующего воздействия территориальных органов власти на сложившуюся конъюнктуру рынка социально-бытовых услуг;

- анализ существующей системы распределения ресурсов по основным категориям получателей социальных и бытовых услуг, а также сложившейся системы социально-бытового обслуживания населения по видам услуг и видам заключаемых договоров.

Безусловно, в современных условиях важным условием участия субъектов предпринимательства в оказании социально-бытовых услуг населению на территории Краснодарского края, является обеспечение материально-имущественной составляющей механизма данного партнерства. Как правило, территориальные органы власти для обеспечения заинтересованности субъектов предпринимательства в развитии партнерских отношений используют разные формы преференций, к примеру, предоставление налоговых льгот, аренды объектов недвижимости на льготных условиях и др.

Считаем, что на региональном уровне использование механизма государственно-частного партнерства для стимулирования развития социальной сферы, и в частности для повышения эффективности предоставления социально-бытовых услуг должно предусматривать:

- формирование в Краснодарском крае соответствующей институциональной базы для развития государственно-частного партнерства в социальной сфере с учетом имеющегося задела действующих законопроектов и нормативных актов (федерального и регионального уровня);

- разработку и реализацию стратегии территориального развития Краснодарского края, в вопросах развития социального предпринимательства в сфере услуг;

- использование передового отечественного и зарубежного опыта государственной поддержки субъектам социального предпринимательства, оказывающим социально-бытовые услуги населению.

В рамках проведенных исследований и опираясь на выше сказанное, предложили модель предоставления социально-бытовых услуг субъектами частного предпринимательства на территории Краснодарского края с использованием механизма государственно-частного партнерства (рисунок 1).

На наш взгляд, сам факт формирования рынка социально-бытовых услуг в Краснодарском крае трудно оспорить с позиций целесообразности, что определяет целесообразность использования перспективных форм его поддержки и регулирования за счет использования рыночных механизмов. Безусловно, рынку социально-бытовых услуг также присуща конкуренция, что позволяет, как некоммерческим, так и коммерческим структурам (организациям и учреждениям) в той или иной степени соперничать за привлечение потребителей услуг (населения).

Рисунок 1. Предлагаемая модель предоставления социально значимых бытовых услуг с использованием принципов государственно-частного партнерства на локальном уровне в Краснодарском крае

В целях стимулирования практики использования механизма государственно-частного партнерства в сфере социально-бытовых услуг на территории Краснодарского края предлагаем:

- реализовать несколько «пилотных» проектов с использованием механизма государственно-частного партнерства, направленных на повышение доступности социально-бытовых услуг для сельских жителей нашего региона;

- способствовать развитию в регионе сети организаций бытового обслуживания, в целях оказания социально-бытовых услуг сельскому населению путем организации мобильных групп и «Центров бытового обслуживания населения» на принципах государственно-частного партнерства, с привлечением ресурсной базы территориальных органов власти Краснодарского края.

Считаем, что сложившаяся социально-ориентированная модель региональной экономики Краснодарского края, а также необходимость модернизации сферы социально-бытовых услуг, обуславливает целесообразность апробации современных механизмов скоординированного взаимодействия институтов государственной (муниципальной) власти, субъектов предпринимательства, а также негосударственных некоммерческих организаций в сфере предоставления социально-бытовых услуг на разных уровнях государственного управления [2]. При этом актуальной задачей территориальных органов власти должна быть идея по созданию в регионе благоприятной институциональной среды, которая позволит использовать механизм государственно-частного партнерства на таких условиях, когда всем субъекты, вовлеченные в партнерские отношения, смогут взаимовыгодно реализовать свои интересы, с учетом сложившихся интересов большей части потребителей социально-бытовых услуг.

На наш взгляд, в условиях динамичного развития сферы услуг территориальные органы власти также могут активно использовать аутсорсинг, с одной стороны для повышения коммерческой эффективности организаций государственной собственности, а с другой стороны для оптимизации ресурсов администрации муниципальных образований, передавая ряд функций (процессов) сторонним организациям [1]. В этой связи аутсорсинг можно воспринимать и как современный инструмент оптимизации использования ресурсов территориальных органов власти (а также организаций социальной сферы и унитарных предприятий), и как ресурс воздействия на состояние и темпы развития территориального потребительского рынка и сферы услуг.

Из выше изложенного материала считаем целесообразным также выделить основные аспекты, раскрывающие научную новизну проведенных исследований. Так к основным элементам научной новизны из изложенных предложений были отнесены:

- обоснование целесообразности использования механизма государственно-частного партнерства в сфере услуг, а также применения аутсорсинга для оптимизации ресурсов территориальных органов власти и повышения эффективности их работы, а также ряда государственных учреждений и унитарных предприятий;

- разработана модель предоставления социально значимых бытовых услуг населению региона на принципах механизма государственно-частного партнерства, отражающая взаимодействие участников партнерства в институционально-правовой среде (на локальном уровне), и обеспечивающая адресный характер оказания услуг.

Считаем, что высокая значимость развития сферы социальных услуг, расширение ассортимента этих услуг, а также повышение их качества, обуславливают актуальность наших предложений. Представляется, что внедрение механизма государственно-частного партнерства в сфере социальных услуг должно иметь гибкий механизм адаптации к меняющимся потребностям граждан, гармонично учитывать интересы частных субъектов предпринимательства, потребителей услуг (населения) и территориальных органов власти.

Список используемой литературы:

1. Анализ состояния малого бизнеса в Краснодарском крае / Горенский С.В., Блоховцова Г.Г. // Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики. Материалы IV международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 101-105

2. Роль органов власти и КГАУ в проведении эффективных мероприятий на территории Краснодарского края / Андреев С.Ю., Тауш Л.Э. // Политематический сетевой электронный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2010. - №55. - С.207-213

3. Старовойтов Д.Б. Перспективы развития социального предпринимательства в Российской Федерации // Социология города. - 2012. - №2. - С. 26-32

4. Экономический потенциал возобновляемых источников энергии / Петров А.Е., Мамий С.А. // Политематический сетевой электронный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2017. - №127. - С. 164-175

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.