Научная статья на тему 'Государственная поддержка субъектов предпринимательства в эколого-экономических формах деятельности: актуальность и перспективы'

Государственная поддержка субъектов предпринимательства в эколого-экономических формах деятельности: актуальность и перспективы Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
62
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПЕРЕРАБОТКА БЫТОВЫХ ОТХОДОВ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / АНТРОПОГЕННАЯ НАГРУЗКА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кострова Екатерина Сергеевна, Градобоева Карина Юрьевна, Бочкова Татьяна Александровна

В статье рассматриваются вопросы формирования региональными органами власти дополнительных условий для стимулирования развития экологически ориентированных видов предпринимательства. Отмечается важность стимулирования частных инвестиций в переработку бытовых отходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Кострова Екатерина Сергеевна, Градобоева Карина Юрьевна, Бочкова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка субъектов предпринимательства в эколого-экономических формах деятельности: актуальность и перспективы»

Государственная поддержка субъектов предпринимательства в эколого-экономических формах деятельности: актуальность и перспективы

State support of business entities in ecological and economic forms of activity: prospects and

directions

Кострова Екатерина Сергеевна

студентка ФГБОУВО КубГАУ Россия, Краснодар E-mail: kostrova.e.s@mail.ru

Kostrova Ekaterina Sergeevna

student of the Kuban State Agrarian University,

Russia, Krasnodar E-mail: kostrova.e.s@mail.ru

Градобоева Карина Юрьевна

студентка ФГБОУ ВО КубГАУ Россия, Краснодар E-mail: cara.2014@yandex.ru

Gradoboeva Karina Yurievna

student of the Kuban State Agrarian University,

Russia, Krasnodar E-mail: cara.2014@yandex.ru

Бочкова Татьяна Александровна

доцент ФГБОУ ВО КубГАУ Россия, Краснодар E-mail: bochkova-tatiana@mail. ru

Bochkova Tatiana Alexandrovna

associate Professor of the Kuban State Agrarian University,

Russia, Krasnodar E-mail: bochkova-tatiana@mail.ru

Аннотация.

В статье рассматриваются вопросы формирования региональными органами власти дополнительных условий для стимулирования развития экологически ориентированных видов предпринимательства. Отмечается важность стимулирования частных инвестиций в переработку бытовых отходов.

Annotation.

The article deals with the formation of additional conditions by regional authorities to stimulate the development of environmentally oriented types of entrepreneurship. The importance of stimulating private investment in the processing of household waste is noted.

Ключевые слова: государственная поддержка, переработка бытовых отходов, предпринимательство, антропогенная нагрузка.

Key words: state support, processing of household waste, business, anthropogenic load.

Во всем мире современные проблемы охраны и защиты окружающей среды, а также вопросы снижения техногенной нагрузки и рационального природопользования занимают все большее значение, как на национальном, так и на международном уровне.

Решение проблем снижения антропогенной нагрузки через совершенствование региональной формы управления природоохранной деятельностью хозяйствующих субъектов важно с социально-экономической и экологической точки зрения. В связи с этим вопросы, связанные с совершенствованием государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды на территории Краснодарского края, считаем актуальными.

Использование разных инструментов государственного регулирования в сфере природоохранной деятельности в современных условиях также связанно со стимулированием внедрения новых (инновационных) технологий, способствующих более рациональному использованию природных ресурсов и переработке вторичного сырья [1].

Считаем важным отметить возможность стимулирования развития новых (инновационных) производств, которые будут заниматься изготовлением природоохранного оборудования, что, в свою очередь, позволит рассматривать природоохранные издержки как импульс развитию новой сферы экономики [3]. В тоже время отметим, что в России введение платежей за загрязнение является пока основным элементом экономического механизма управления природоохранной деятельностью. Представляется возможным совершенствование механизма экологизации общественного производства на региональном уровне при переходе к стимулирующему механизму природопользования.

В основе предлагаемого направления совершенствования региональной политики экологизации общественного производства на основе внедрения стимулирующего механизма природопользования лежат вполне объективные причины. Дело в том, что интересы государственных органов власти и субъектов частного бизнеса взаимозависимы и не могут быть реализованы отдельно друг от друга. Анализ зарубежного опыта развитых стран наглядно свидетельствует об эффективности реализации стимулирующего направления государственной политики природопользования. Данный подход способен обеспечить получение положительных социально-экономических эффектов с соблюдением, как требований экологического законодательства, так и стратегическим целям эколого-экономического развития территорий.

Относительно сложившейся антропогенной нагрузки в Краснодарском крае отметим, что прогнозные величины объемов образования промышленных отходов в регионе на период 2016-2020 гг. характеризуются увеличением значений. Прогнозируется также непрерывный рост объемов образования твердых бытовых отходов от хозяйствующих субъектов края. В целях улучшения санитарного состояния поселений, улучшения экологической ситуации, снижения загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления при непосредственном участии Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю была разработана краевая целевая программа «Обращение с твердыми бытовыми отходами на территории Краснодарского края на 20092013 гг.». Законодательным Собранием Краснодарского края был принят Закон Краснодарского края №1649-КЗ от 29 декабря 2008 г. «Об утверждении краевой целевой программы «Обращение с твердыми бытовыми отходами на территории Краснодарского края на 2009 - 2013 гг.» [2]. Однако, не смотря на принятый закон и краевую целевую программу, многие намеченные цели не были реализованы.

В 2017 г. по сравнению с 2013 г. объем инвестиций, направленных на охрану окружающей среды Краснодарского края, возрос в 3 раза, при этом инвестиции на охрану водных ресурсов возросли в 3,4 раза, на охрану атмосферного воздуха - сократились на 28,8%, на охрану земель - возросли в 32 раза, в том числе на рекультивацию земель - в 21 раза.

Также отметим, что в 2017 г. по сравнению с 2013 г. текущие затраты экономических субъектов Краснодарского края на охрану окружающей среды в целом возросли на 70,2%, из них в сельском и лесном хозяйстве - 88,5%, в обрабатывающем производстве - на 42,6%, на производстве кокса и нефтепродуктов - в 3 раза, в строительстве - в 8 раз [4].

Сложившейся в регионе уровень антропогенной нагрузки свидетельствует о том, что действующие механизмы управления природопользованием в сфере промышленности и нормативно-правовая база не решают в полной мере проблемы снижения выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, и не обеспечивает улучшения экологической ситуации в Краснодарском крае. На фоне ухудшения состояния окружающей среды в

регионе актуальным становится и вопрос финансирования природоохранных мероприятий, поскольку данное направление капиталовложений средств не является привлекательным для частных инвесторов. В тоже время финансирование природоохранных мероприятий является большой нагрузкой для муниципальных и регионального бюджетов, а финансирование подобных объектов осуществляется по остаточному принципу, что не может существенно повлиять на изменение экологической ситуации в Краснодарском крае.

Считаем целесообразным формирование в регионе ряда актуальных условий, которые будут способствовать росту инвестиционной активности субъектов предпринимательства в сфере природоохранной деятельности. Важно внедрить в сложившуюся региональную систему управления природоохранной деятельностью ряд мероприятий, способствующих активизации инвестиционной деятельности и реализации социально-экологических проектов на территории Краснодарского края.

Представляется, что в современных условиях невозможно наладить действенную систему управления природоохранной деятельности игнорируя особенности рыночных отношений в современном обществе. В связи с этим возрастает актуальность использования действующих и введения дополнительных косвенных и прямых инструментов государственного регулирования. В этой связи в комплексе стимулирующих воздействий на экологизацию регионального производства важное значение приобретает учет степени развития природоохранных мероприятий на базе местных предприятий в процессе их налогообложения, а также использования иных форм косвенного регулирования природоохранной деятельности в Краснодарском крае.

В рамках проведенного исследования был разработан и предложен механизм управления эколого-экономическими системами на территории Краснодарского края. Для наглядности разработанный механизм был представлен на рисунке 1.

В частности, отметим, что внедрение разработанных нами предложений по созданию механизма управления эколого-экономическими системами позволит региональным органам власти повысить эффективность управления природоохранной деятельностью на территории Краснодарского края.

На наш взгляд, внедрение разработанных в работе предложений позволит территориальным органам власти нашего региона рассчитывать на получение ряда положительных эффектов, а именно:

-осуществить стимулирование развития крупных инвестиционных и инновационных проектов, направленных на экологизацию регионального производства, имеющих большое природоохранное значение для улучшения состояния окружающей среды в регионе;

-стимулировать развитие разных форм экологического взаимодействия, а также коопераций между предприятиями края и соседних регионов по вопросам совместного сбора и переработки вторичного сырья, реализации инновационных экологически ориентированных проектов;

-повысить экологическое сознание и природоохранную деятельность среди населения Краснодарского

края;

-стимулировать развитие на территории региона производств экологически чистой продукции; -повысить экологическую ответственность субъектов региональной экономики, а также результативность природоохранной деятельности в крае.

Механизм управления эколого-экономической деятельностью на территории Краснодарском крае

Цель - снижение антропогенной нагрузи на основе интеграции интересов экономического развития и экологической безопасности Краснодарского края

V

V

V

23

Рисунок 1. Предлагаемый механизм управления эколого-экономической деятельностью на территории Краснодарского края

В рамках исследования также предлагаем региональным органам власти рассмотреть кластеризацию как перспективную форму экологического управления развитием территориальных производственных систем в Краснодарском крае. В частности, считаем возможным реализацию в крае такой ситуации, когда группа локальных предприятий, образующих эколого-экономическую систему на муниципальном уровне, будет ориентирована на максимально полную переработку образующегося вторичного сырья на территории данного муниципалитета. Создание перерабатывающих мощностей на базе местных предприятий может способствовать развитию между разными предприятиями новых партнерских отношений (к примеру, в рамках технологической цепочки), что позволит включить их в локальный эколого-экономический кластер на местном уровне. С другой стороны, экологическое управление подобным кластером также может стать следствием разработки и использования механизма управления природоохранной деятельностью на региональном уровне.

Из выше изложенного материала считаем целесообразным также выделить основные аспекты раскрывающие научную новизну. Так к основным элементам научной новизны из изложенных предложений были отнесены:

- обоснование целесообразности перехода государственного управления природоохранной деятельности от компенсационного типа к стимулирующему, обеспечивающему высокий уровень ответственности хозяйствующих субъектов и заинтересованность в достижении устойчивого эколого-экономического эффекта;

-уточненный и систематизированный эколого-экономический механизм государственного регулирования природоохранной деятельности, направленный на совершенствование управления развитием эколого-экономической деятельности в Краснодарском крае, а также на снижение антропогенной нагрузки в регионе.

Подводя итог выше сказанному отметим, что эффективное регулирование природоохранной деятельности в Краснодарском крае на основе гармоничного использования, как административных, так и экономических инструментов регулирования должно быть нацелено на формирование в регионе рациональной эколого-экономической системы. Представляется, что данная система в силу ряда объективных причин должна иметь гибкий механизм адаптации к меняющимся внешним факторам, влияющим на эффективность регионального управления эколого-экономической деятельностью в Краснодарском крае.

Список используемой литературы:

1. Административные рычаги снижения экологических угроз современного аграрного производства / Гонтарь Ю.А., Калайчева В.В. // Традиции и инновации в современной науке. XXXII Международная научно-практическая конференция [Электронный ресурс]. - М.: Издательство «Олимп», 2018. - 411 с. - С. 127-129

2. Использование вторичных ресурсов как условие природоохранной деятельности в Краснодарском крае / Гонтарь Ю.А., Андреев С.Ю. // Закономерности и тенденции инновационного развития общества. Сборник статей Международной научно-практической конференции (23 апреля 2017 г., г. Волгоград). В 3 ч. Ч.1. - Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2017. - 247 с. - С. 22-24

3. Роль органов власти и КГАУ в проведении эффективных мероприятий на территории Краснодарского края / Андреев С.Ю., Тауш Л.Э. // Политематический сетевой электронный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2010. - №55. - С.207-213

4. Состояние окружающей среды в Краснодарском крае: Стат. сб. / Краснодарстат - Краснодар, 2018. -

62 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.