ное увеличение производительности краевой экономики и значительный рост основных показателей уровня жизни населения за счет значительного экономического потенциала и высокой конкурентоспособностью относительно других регионов России.
Список литературы
1. Ащеулов А.В., Перова А.Е., Зелинская М.В. Оценка инвестиционного фактора развития инновационной экономики Краснодарского края. // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2011. - № 9. - С. 45-51.
2. Зелинская М.В. Государственная поддержка предпринимательства Краснодарского края. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2015. - № 03 (107). - С.1-13.
3. Зелинская М.В. Оценка предпринимательской активности в Краснодарском крае. Международная научно-практическая конференция по актуальным вопросам экономики и гуманитарных наук в 2015 году: Материалы научно-практической конференции по экономике и гуманитарным наукам. Краснодар, издательство Краснодарского центра научно-технической информации (ЦНТИ), 2015. - С. 114-119
4. Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края, утвержденная Законом Краснодарского края от 29 апреля 2008 года № 1465-КЗ.
5. Чернявская С.А., Зелинская М.В. Ресурсы активизации развития региональной экономической системы. // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал.- 2012.-№ 1.- С. 208-210.
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ Бурковский Петр Васильевич, к.э.н., преподаватель Петрова Кристина Валерьевна
студентка магистратуры факультета управления Кубанский государственный аграрный университет
В статье рассмотрены вопросы совершенствования управления инвестиционной деятельностью в регионе, обязанные способствовать эффективному развитию социально-экономической сферы и реального сектора экономики.
Для результативного функционирования экономики очевидна необходимость усиления роли властей региона, поиска оптимального сочетания рыночного и государственного регулирования, которые в свою очередь позволят управлять инвестиционным процессом на своей территории.
Управление инвестициями на региональном уровне предполагает систему мер, которые проводятся на региональном уровне и способствуют мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного использования в интересах данной территории.
Управление в масштабах региона - это, прежде всего, управление инвестиционной деятельностью по следующим направлениям:
• формирование благоприятного инвестиционного климата;
• поиск источников финансирования структурных преобразований;
• повышение роли собственных источников финансирования предприятиями инвестиционных проектов;
• усиление контроля со стороны властей региона за целевым использованием средств из регионального бюджета, направляемых на инвестирование;
• снижение инвестиционных рисков [1].
Целенаправленное воздействие региональных властей на условия, которые повышают эффективность и надежность инвестиций, обеспечивают прозрачность деятельности на всех уровнях - все это и послужит тем самым управлением инвестиционной привлекательностью реального сектора экономики региона.
Следует отметить, что наиболее существенными факторами инвестиционной
привлекательности регионов для зарубежных инвесторов являются транс-портно-географическое положение региона и позиция региональных властей, в то время как отечественные инвесторы делают ставку на экономический и ресурсный потенциал региона. Отсюда следует вывод, что предпочтут одни инвесторы, не представится привлекательным другим.
Инвестиционные же мотивы государства в большей мере объединены с укреплением экономики и инфраструктуры в регионах, относительно более слабых, с созданием условий уменьшения территориальных различий.
В Краснодарском крае предприняты меры по привлечению инвесторов в реальный сектор экономики. В этой связи следует отметить, что в регионе действует единая система государственной поддержки инвестиционной деятельности, утвержденная нормативно-правовыми актами, которые определяют правовые, экономические и организационные основы инвестиционной деятельности на территории края, а также определяют методы и формы поддержки защиты прав и законных интересов участников инвестиционной деятельности со стороны органов государственной власти края.
В рамках данных мер, была организована комиссия по улучшению инвестиционного климата в Краснодарском крае, которая образована в целях координации деятельности исполнительных органов государственной власти Краснодарского края и их взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края и организациями. Деятельность комиссии по улучшению инвестиционного климата в Краснодарском крае направлена на создание благоприятных условий для увеличения притока прямых инвестиций в экономику Краснодарского края.
Для стимулирования инвестиционных процессов приняты законодательные акты, которые направлены на развитие инвестиционной деятельности, создание режима максимального благоприятствования для инвесторов и
определяет дополнительные гарантии для компаний, которые осуществляют инвестиционные проекты.
Инструментами государственного управления инвестиционной деятельностью на территории Краснодарского края по привлечению инвестиций на современном этапе являются:
1) одобрение инвестиционного проекта в целях применения налоговых льгот, установленных законодательством Краснодарского края для инвесторов, которые реализуют одобренный инвестиционный проект;
2) предоставление инвестиционного налогового кредита;
3) предоставление на конкурсной основе государственных гарантий Краснодарского края;
4) предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными и муниципальными унитарными предприятиями;
5) предоставление субсидий из краевого бюджета в соответствии с государственными программами Краснодарского края или иными нормативными правовыми актами Краснодарского края;
6) предоставление бюджетных ассигнований инвестиционного фонда Краснодарского края для реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства[2].
Регулирование инвестиционной деятельностью органами государственной власти Краснодарского края осуществляется посредством:
• определения приоритетных отраслей народного хозяйства и административно-территориальных единиц, в отношении которых проводится приоритетная инвестиционная политика;
• поддержки формирования рыночной инфраструктуры, которая обеспечивает благоприятные условия для инновационной и инвестиционной деятельности;
• пресечения деятельности физических и юридических лиц по привлечению денежных средств физических и юридических лиц для хранения, инвестирования, доверительного управления и иных операций, осуществляемых без соответствующих лицензий.
Также, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в настоящее время используют отраслевой принцип инвестирования. И Краснодарский край не исключение.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года, утвержденной Законом Краснодарского края от 29 апреля 2008 года N° 1465-КЗ "О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года", приоритетными отраслями для привлечения инвестиций в Краснодарском крае являются:
- агропромышленный комплекс;
- промышленный комплекс;
- морской транспортный комплекс;
- курортно-рекреационный и туристский комплекс;
- сектор информационно-коммуникационных технологий [3].
В отраслевой структуре инвестиций в основной капитал максимальный объем вложений доводится на промышленность и сельское хозяйство. Однако потребность в повышении энергоэффективности, развитии и восстановлении дорожной сети, объектов ЖКХ постоянно возрастает. На региональном уровне бюджетные ограничения становятся ограничением для модернизации изношенной инфраструктуры. Реализация инвестиционных проектов данных отраслевых структур возможно решить с использованием механизмов государственно- частного партнерства, которые в свою очередь способны обеспечить региону экономический рост, привлечение инвестиций [3].
Однако, отсутствие единого координирующего и регулирующего органа в сфере государственно-частного партнерства, а также законодательной базы и правовой среды приводят к тому, что устойчивые условия работы бизнеса не располагают государственной поддержки.
В Краснодарском крае такие условия являются одним из барьеров по привлечению частных инвестиций, направленных на реализацию социально-экономических проектов.
Подытожив ранее изложенное можно сделать вывод, что качество управления инвестированием на региональном уровне обеспечивается за счет ориентации реализуемой инвестиционной политики на достижение конкретных целей проекта. Четко определяя цели, учитывая связи, влияние на него окружающей среды и участников, региональные власти смогут рассчитать это влияние в виде определенных рисков, построить аргументированные на этих расчетах планы исполнения проекта, что в результате приведет к осуществлению целенаправленных изменений в рамках своей территории.
Список литературы
Ащеулов А.В., Перова А.Е., Зелинская М.В. Оценка инвестиционного фактора развития инновационной экономики Краснодарского края. // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2011. - № 9. - С. 45-51.
1. Зелинская М.В. Государственная поддержка предпринимательства Краснодарского края. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2015. - № 03 (107). - С.1-13.
2. Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края, утвержденная Законом Краснодарского края от 29 апреля 2008 года № 1465-КЗ.