ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Бурковский Петр Васильевич, к.э.н., преподаватель Петрова Кристина Валерьевна
студентка магистратуры факультета управления Кубанский государственный аграрный университет
В статье раскрывается актуальная тема инновационного подхода в реализации инвестиционной политики на территории Краснодарского края, подробно изучаются основные задачи реализации инвестиционной политики региона, проблемы, с которыми сталкиваются потенциальные инвесторы, и возможные пути их решения.
Стратегической целью развития Краснодарского края на период до 2025 года является реализация геостратегических, политических и социально-экономических приоритетов Российской Федерации на юге страны и обеспечение кардинального повышения качества жизни населения региона на основе создания потенциала опережающего развития.
Основной руководящий документ, определяющий приоритеты реализации инвестиционной политики Краснодарского края, - «Инвестиционная стратегия развития Краснодарского края до 2025 года» [4]. Данная стратегия составлена в соответствии с требованиями «Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе». В соответствии с ней, целью развития инновационной сферы Краснодарского края является повышение уровня научных исследований и экономической эффективности внедрения их результатов в практику. Достижение этой цели планируется обеспечить следующими инструментами: целевой поддержкой фундаментальных и прикладных исследований, привлечением молодых кадров в научно-техническую и инновационную деятельность, развитием региональной инновационной инфраструктуры.
По мнению ведущих аналитиков, стратегический прогноз инвестиционной политики Краснодарского края на долгосрочную перспективу достаточно оптимистичен [1]. Однако для его реализации следует учитывать стратегическую инвестиционную политику регионов-конкурентов и необходимо конкретно обозначить ряд задач, за счет которых запланированные цели будут достигнуты [3].
Стратегические цели инвестиционной политики Краснодарского края до 2025 года и ожидаемые от их реализации результаты развития региона представлены в таблице 1.
Таблица 1. Стратегические цели инвестиционной политики _Краснодарского края_
Цель Ожидаемый результат
Рост производительности труда в экономике Краснодарского края К 2020 году уровень производительности труда не уступит среднероссийскому, а к 2025 году опередит его на 10 %. Количество высокопроизводительных мест к 2020 году увеличится в 1,8 раза, а к 2025 году в 2, по отношению к 2013 году.
Привлекательный предпринимательский и инвестиционный климат К 2025 году Краснодарский край войдет в десятку лучших регионов по инвестиционному климату, по условиям развития предпринимательства - в пятерку.
Высокий уровень инвестиционной активности Достижение инвестиций на сумму порядка 900 миллионов рублей в 2020 году и 1,2 триллионов рублей, к 2025 году. За 2020-2025 гг. доля инвестиций от ВРП - около 35 %.
Активный внешнеторговый оборот с иностранными государствами и субъектами РФ Увеличение стоимостных объемов экспорта не менее чем в 1,5 раза, по отношению к 2013 году. Увеличение количества внешнеторговых организаций не менее чем в 1,5 раза, в сравнении с 2013 годом.
В распределении российских регионов по рейтингу инвестиционного климата в 2013 и 2014 гг. положение Краснодарского края закрепилось на четвертой позиции, что говорит о стабильности региональной инвестиционной политики и экономики (см. рисунок 1).
2009 2010 2011 2012 2013 2014
Рисунок 1. Динамика инвестиционного потенциала Краснодарского края в
2009 - 2014 гг.
На сегодняшний день к важнейшим стратегическим задачам инвестиционной политики Краснодарского края можно отнести [5]:
• реконструирование и совершенствование инструментов обеспечения инвестиционной привлекательности;
• инвестирование в приоритетные и стратегически значимые отрасли региональной экономики;
• инвестирование, направленное на развитие человеческих ресурсов, улучшение среды проживания населения;
• повышение эффективности государственной поддержки субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности в границах приоритетов инвестиционной политики региона;
• развитие международного и межрегионального сотрудничества;
• уничтожение административных блоков, ограничивающих интенсивное развитие предпринимательства и инвестирования на территории края;
• создание привлекательного имиджа края, как региона благоприятного для инвестиций;
• более лояльное отношение к субъектам инвестиционной и предпринимательской деятельности со стороны органов власти.
Особенностями формирования инвестиционной политики региона выступают специализированые секторы экономики: агропромышленный, транспортный, курортно-реакционный и туристический комплексы. Повышение уровня конкурентоспособности этих комплексов происходит путем развития территориальных кластеров в регионе. Под территориальным кластером понимается объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг [2]. В Краснодарском крае на данный момент существует или могут быть сформированы в будущем пять кластеров: агропищевой; винодельческий; рыбоперерабатывающий; туристический; промышленно-портовый.
Необходимо отметить, что одной из наиболее актуальных проблем в регионе, негативно влияющих на развитие инвестиционного климата является неудовлетворение требований инвесторов в состоянии и обслуживании региональных инфраструктурных объектов. К таковым можно отнести: дорогую и длительную процедуру подключения объектов производства к инженерным сетям; трудную доступность земли и производственной недвижимости; малое количество производственных площадок, удовлетворяющих требованиям инвесторов; недостаточно развитую транспортную инфраструктуру.
Важнейшей составляющей частью экономики Кубани является малое и среднее предпринимательство, в связи с чем регион реализует комплекс мероприятий, сгруппированных в долгосрочной краевой целевой программе «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2013—2017 годы».
В целом, климат для развития предпринимательства на территории региона достаточно благоприятный, что в свою очередь способствует созданию и повышению рабочих мест и производительности формируемых территориально-производственных кластеров [3].
Отличие инвестиционной политики Краснодарского края от инвестиционной политики других регионов России достаточно велико. Это обусловлено тем, что вектор инвестиционного развития направлен на существен-
ное увеличение производительности краевой экономики и значительный рост основных показателей уровня жизни населения за счет значительного экономического потенциала и высокой конкурентоспособностью относительно других регионов России.
Список литературы
1. Ащеулов А.В., Перова А.Е., Зелинская М.В. Оценка инвестиционного фактора развития инновационной экономики Краснодарского края. // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2011. - № 9. - С. 45-51.
2. Зелинская М.В. Государственная поддержка предпринимательства Краснодарского края. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2015. - № 03 (107). - С.1-13.
3. Зелинская М. В. Оценка предпринимательской активности в Краснодарском крае. Международная научно-практическая конференция по актуальным вопросам экономики и гуманитарных наук в 2015 году: Материалы научно-практической конференции по экономике и гуманитарным наукам. Краснодар, издательство Краснодарского центра научно-технической информации (ЦНТИ), 2015. - С. 114-119
4. Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края, утвержденная Законом Краснодарского края от 29 апреля 2008 года № 1465-КЗ.
5. Чернявская С.А., Зелинская М.В. Ресурсы активизации развития региональной экономической системы. // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал.- 2012.-№ 1.- С. 208-210.
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ Бурковский Петр Васильевич, к.э.н., преподаватель Петрова Кристина Валерьевна
студентка магистратуры факультета управления Кубанский государственный аграрный университет
В статье рассмотрены вопросы совершенствования управления инвестиционной деятельностью в регионе, обязанные способствовать эффективному развитию социально-экономической сферы и реального сектора экономики.
Для результативного функционирования экономики очевидна необходимость усиления роли властей региона, поиска оптимального сочетания рыночного и государственного регулирования, которые в свою очередь позволят управлять инвестиционным процессом на своей территории.
Управление инвестициями на региональном уровне предполагает систему мер, которые проводятся на региональном уровне и способствуют мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного использования в интересах данной территории.
Управление в масштабах региона - это, прежде всего, управление инвестиционной деятельностью по следующим направлениям:
• формирование благоприятного инвестиционного климата;