Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 года
1
УДК 338.484.2
08.00.00 Экономические науки
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЕМ ГОРНОКЛИМАТИЧЕСКОГО КУРОРТНОГО КЛАСТЕРА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
Полиди Александр Анатольевич д.э.н., профессор
Федянина Юлия Сергеевна аспирант
Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия
В статье проводится анализ функционирования существующего горноклиматического курорта, обозначаются перспективные территории для развития горноклиматических курортов и связанные с этим основные проблемы, обосновывается необходимость создания горноклиматического курортного кластера, проводится анализ механизмов государственной поддержки, предлагается авторский методический подход в виде характеристики этапов формирования горноклиматического курортного кластера на территории Краснодарского края
Ключевые слова: ГОРНОКЛИМАТИЧЕСКИЙ КУРОРТ, ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ, ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ, ГОРНОКЛИМАТИЧЕСКИЙ КУРОРТНЫЙ КЛАСТЕР, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА, ТУРИСТСКИЙ ПОТОК
UDC 338.484.2 Ееопош1е sciences
METHODOLOGICAL APPROACH TO MANAGEMENT OF MOUNTAIN-CLIMATIC HEALTH RESORT CLUSTER DEVELOPMENT IN THE KRASNODAR REGION
Polidi Alexander Anatolevich Dr.Sci.Econ., professor
Fedyanina Julia Sergeevna
postgraduate student
Kuban State Technological University,
Krasnodar, Russia
The article deals with the problems of functioning analysis of a contemporary mountain-climatic health resort and describes the perspective territories for development of mountain-climatic health resorts, as well as the necessity of creating such recreation zones and carrying out an analysis of state support mechanisms. In addition, the authors give their own methodological approach characterizing the levels of mountain-climatic health resort cluster development in the Krasnodar region
Keywords: MOUNTAIN-CLIMATIC HEALTH RESORT, TOURIST SERVICES, FORMS OF STATE SUPPORT, MOUNTAIN-CLIMATIC HEALTH RESORT CLUSTER, COMPETITIVENESS OF REGION, TOURISTS STREAM
Реализация на территории Краснодарского края мега-проектов, таких как проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года (далее - Олимпийские игры), соревнований Гран-при «Формула-1» в городе-курорте Сочи, позволяет экономике отдельных территорий края развиваться ускоренными темпами.
Регион получил полноценный горноклиматический курорт на территории города-курорта Сочи (Красная поляна), включающий в себя на территории горного кластера совмещенный комплекс для проведения соревнований по лыжным гонкам и биатлону, горнолыжный центр, саннобобслейную трассу, сноуборд-парк и фристайл-центр, комплекс
трамплинов К-125 и К-95, тренировочный центр для фигурного катания.
http://ej.kubagro.ru/2015/09/pdf/21.pdf
Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 года
2
Обеспечена модернизация инженерной, транспортной, социальной инфраструктур; созданы условия для улучшения жизни городского населения в сфере образования и здравоохранения, жилищной сфере.
Существенно повышен уровень качества туристских услуг благодаря введению на территории города обязательной классификации гостиниц и иных средств размещения. Так, по состоянию на 1 июня 2015 года проклассифицировано 1006 средств размещения с общим номерным фондом в 66037 мест, в том числе по категориям: одна звезда — 194, две звезды — 145, три звезды — 169, четыре звезды — 50, пять звезд — 22, мини-отель — 408. [6]
В результате данного развития наблюдаются скачки темпов роста туристского потока (по данным администрации муниципального образования город-курорт Сочи темп роста в 2014 году по отношению к предыдущему составил 121 %).
Однако отдых на горнолыжном курорте Красная поляна является достаточно затратным видом отдыха. Например, услуги курорта по средней стоимости 1 дня пребывания (с учетом проживания (стандарт, 3* с завтраком), питания, цены на ски-пасс (пропуск на подъемник) и проката оборудования) по сравнению с местным российским курортом Домбай Карачаево-Черкесской Республики выше и составляют 7450 рублей, тогда как в Домбае данный набор услуг стоит 4950 рублей. Региону необходимы горноклиматические курорты в доступной ценовой категории для широкого круга граждан.
Краснодарский край обладает перспективными территориями для создания и развития указанных курортов: горные курортные территории Апшеронского и Мостовского района, а также горно-предгорные территории - Отрадненского, Северского, Туапсинского, Абинского районов и города Горячий ключ. [2]
Однако, развитие горноклиматических курортов затруднено в связи
http://ej.kubagro.ru/2015/09/pdf/21.pdf
Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 года
3
со следующими ограничениями:
1. Отсутствие инженерно-транспортной и туристской
инфраструктуры.
2. Недостаточное количество комфортных и доступных средств размещения.
3. Невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии вследствие недостатка профессиональных кадров (экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, инструкторов-проводников).
4. Несовершенство законодательного регулирования:
- отсутствие понятийного аппарата в сфере горноклиматических курортов;
- отсутствие установленного законодательством статуса лечебнооздоровительных местностей или курортов отдельных территорий (на территории Северского и Абинского районов);
- отсутствие возможности строительства объектов туристской инфраструктуры (гостиницы и иные средства размещения, объекты общественного питания, развлекательные сооружения и т.д.) в рекреационных целях на землях лесного фонда;
- отсутствие обязательной аттестации экскурсоводов, гидов-
переводчиков и инструкторов-проводников, осуществляющих
деятельность на территории определенного субъекта Российской Федерации, что снижает качество экскурсионных услуг, ставит под сомнение профессиональную компетентность указанных лиц и, как следствие, полноценное обеспечение безопасности туристов (экскурсантов).
Решению указанных проблем может способствовать планомерная работа органов государственной власти, направленная на
http://ej.kubagro.ru/2015/09/pdf/21.pdf
Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 года
4
совершенствование нормативной правовой базы и создание необходимого инвестиционного поля для развития на горных и горно-предгорных территориях края полноценных горноклиматических курортов. Обладая необходимыми конкурентными преимуществами (географическое положение, климат, ресурсная база), достаточной географической концентрацией объединенных общей сферой деятельности объектов туристкой индустрии, а также высоким уровнем спроса и как следствие наличием внутренней конкуренции, на наш взгляд, данные территории обладают необходимым потенциалом для создания и развития горноклиматического курортного кластера.
Под горноклиматическим курортным кластером мы понимаем группу взаимосвязанных туристских активов, включающих в себя средства размещения, объекты туристского показа, объекты общественного питания, предприятия и организации по предоставлению сопутствующих услуг, сосредоточенных на определенной территории, совместная кооперативная деятельность которых приведет к возникновению синергетического эффекта и эффекта масштаба.
Реализация кластерной политики возможна путем создания перспективных форм кластерных образований: особых экономических зон, индустриальных парков, промышленных парков и технопарков, и корпораций развития региона. Из существующих форм кластерных образований видится возможным работа в форме корпорации развития региона (в регионе его функции выполняет министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края) на основе применения механизмов государственночастного партнерства (далее - ГЧП).
Механизмы ГЧП достаточно положительно зарекомендованы в
http://ej.kubagro.ru/2015/09/pdf/21.pdf
Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 года
5
России, в их капитале могут участвовать как органы государственной власти, так и коммерческие партнеры и частные инвесторы. Данный механизм, на наш взгляд, является наиболее целесообразным, поскольку в сложившейся экономической ситуации в регионе и стране в целом, ГЧП не требует существенных финансовых вложений от органов власти. Возврат инвестиций частного инвестора, получаемых в рамках проекта, отобранного по результатам конкурсной процедуры, может происходить за счет коммерческой эксплуатации объекта (Например, напрямую от потребителя за счет платы за пользование объектом, предоставление услуг) или же при оплате в рассрочку за счет средств бюджета (Например, предоставление субсидий из краевого бюджета в соответствии с государственными программами Краснодарского края).
При этом существуют различные модели использования механизмов ГЧП в виде концессионных соглашений, соглашений о разделе продукции, различных смешанных договоров, договоров о совместной деятельности, сервисных контрактов (контрактов на обслуживание, эксплуатацию, управление), контрактов жизненного цикла. ГЧП предполагает
использование проектов институтов развития, использование частного капитала. Источниками финансирования могут быть универсальные и отраслевые банки развития, региональные фонды прямых инвестиций. Так, на федеральном уровне это может быть Инвестиционный фонд Российской Федерации, государственная корпорация «Банк развития и
внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», ОАО
«Российская венчурная компания» и другие. На региональном уровне для реализации инвестиционных проектов на принципах ГЧП возможно получение бюджетных ассигнований инвестиционного фонда
Краснодарского края.
http://ej.kubagro.ru/2015/09/pdf/21.pdf
Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 года
6
В крае также предусмотрено оказание государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности в форме применения налоговых льгот, предоставления инвестиционного налогового кредита и
предоставления на конкурсной основе государственных гарантий Краснодарского края. [5]
Курортно-рекреационный комплекс Краснодарского края является одним из приоритетных направлений формирования инновационных кластеров, что выражается в значительном внутреннем потенциале для активизации инновационной деятельности (регион занимает третье место в России по количеству регистрируемых патентов, располагает
квалифицированными кадрами и т.д.) [3]. Поэтому, на наш взгляд, развитие горноклиматического курортного кластера невозможно без привлечения инноваций и использования механизмов их государственного
стимулирования. В частности, инновационные технологии необходимо использовать при подготовке туристских кадров.
Использование указанных мер государственной поддержки позволит не только перейти на качественно новый уровень развития региона в целом, но и преодолеть неравномерности развития отдельных территорий региона. Неоднородность социально-экономической среды региона сгладится рыночными механизмами за счет возникновения
синергетического и мультипликативного эффектов, а не использования бюджетного выравнивания. [3]
Обобщим указанные положения в авторском методическом подходе к формированию горноклиматического курортного кластера на территории Краснодарского края, выраженного в трех этапах развития (таблица 1).
http://ej.kubagro.ru/2015/09/pdf/21.pdf
Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 года
7
Таблица 1 - Краткая характеристика этапов формирования
горноклиматического курортного кластера на территории Краснодарского
края
Наименование этапа Краткая характеристика Ожидаемый результат
I. Этап планирования (базисный этап) Подготовка нормативной правовой базы для реализации кластерных инициатив: 1. Разработка и совершенствование нормативной правовой базы в сфере горноклиматических курортов. 2. Разработка долгосрочной стратегии развития туризма на территории Краснодарского края, одним из стратегических направлений которой станет развитие горноклиматического курортного кластера. 1. Снижение административных барьеров, получение новых возможностей для потенциальных инвесторов. 2. Выявление приоритетов развития позволит точечно финансировать мероприятия кластерной политики, что позволит комплексно использовать потенциал территорий, эффективно расходуя бюджетные средства.
II. Этап реализации 1. Поиск потенциальных инвесторов, осуществление целевых инвестиций в развитие туристской и сопутствующих инфраструктур с использованием механизмов ГЧП. 2. Подготовка кадров для отрасли путем привлечения учебных организаций и сообществ через механизмы программно-целевого регулирования. 1. Создание объектов обеспечивающей инфраструктуры. 2. Наращивание высококвалифицированных специалистов (экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, инструкторов-проводников).
III. Этап контроля 1. Контроль за реализацией инвестиционных проектов. 2. Экономическая оценка показателей развития региона в результате создания и развития горноклиматического курортного кластера. Увеличение качественных и количественных показателей развития территории кластера и отрасли в целом.
Таким образом, применяя указанный методический подход к созданию и развитию горноклиматического курортного кластера, можно добиться следующих эффектов:
- привлечение дополнительных инвестиций в реконструкцию старых и строительство новых объектов туристской инфраструктуры;
- увеличение налогооблагаемой базы и, как следствие, налоговых поступлений в бюджеты разных уровней;
http://ej.kubagro.ru/2015/09/pdf/21.pdf
Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 года
8
- обеспечение отрасли грамотными квалифицированными специалистами, что позволит улучшить качество предоставления туристских услуг, а также создаст равномерную занятость населения;
- улучшение спроса на товары местных товаропроизводителей;
- повышение экологической безопасности территории.
При этом органы государственной власти получат социальнополитические преимущества от реализации кластерной политики, выраженные, в первую очередь, в выполнении социальных обязательств перед населением, во вторую, в способности эффективно управлять социально-экономическими процессами в курортно-туристской сфере. Правильно проведенная политика создания и развития горноклиматического курортного кластера позволит добиться социальноэкономического роста региона, выраженного в темпах экономического роста и диверсификации производства, повысит конкурентоспособность региона в целом.
Регион обладает необходимыми для этого конкурентными позициями:
- уникальное географическое положение, включая горные ландшафты и выход к Черному и Азовскому морям;
- комфортные природно-климатические условия;
- богатое историко-культурное наследие;
- обилие памятников природы (дольмены, водопады, пещеры, урочища и др.) и объектов турпоказа;
- наличие уникальных запасов природных ресурсов: минеральных вод и лечебных грязей.
Помимо прочего, созданию комфортного и доступного зимнего отдыха на горноклиматических курортах края способствуют следующие преимущества:
- отсутствие языкового барьера;
http://ej.kubagro.ru/2015/09/pdf/21.pdf
Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 года
9
- отсутствие дополнительных расходов на авиаперелет и оформление
визы;
- комфортный климат для развития зимних видов туризма (без сильных морозов);
- отсутствие дополнительных обязательных расходов, таких как консульский сбор и страховка;
- благоприятная социальная обстановка.
Помимо вышеперечисленного основными преимуществами развитого горноклиматического курорта города Сочи (Красная Поляна) являются:
- современная горнолыжная инфраструктура;
- высокий уровень сервиса, обеспеченный в рамках подготовки к Олимпийским играм;
- комфортабельные средства размещения отдыхающих, прошедшие классификацию;
- удобное географическое расположение вблизи международного аэропорта.
Указанные преимущества способствовали увеличению турпотока на горноклиматические курорты края на протяжении нескольких лет, который составляет, например, в городе-курорте Сочи в 2011 году - 240 тыс. чел, в 2012 году - 360 тыс. чел., в 2013 году - 490 тыс. чел, а в 2014 году - 593 тыс. чел. (таблица 2).
http://ej.kubagro.ru/2015/09/pdf/21.pdf
Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 года
10
Таблица 2 - Анализ туристского потока на горноклиматических курортах Краснодарского края (в динамике 2011-2014 годы)
№ п/п Муниципальные образования 2011, человек 2012, человек Темп роста, 2012/ 2011, % 2013, человек Темп роста, 2013/2 012, % 2014, человек Темп роста, 2014/ 2013, %
1. город-курорт Сочи 240 000 360 000 150 490 000 136,1 593 000 121
2. Апшеронский район 253 000 331 094 130,9 377 949 114,2 394 795 104,5
3. Мостовский район 20 112 25 905 128,8 30 273 116,9 53 320 176,1
4. Отрадненский район 4 109 19 326 470,3 16 430 85 16 532 100,6
5. Туапсинский район 183 200 192 300 105 196 100 102 306 700 156,4
6. город Горячий Ключ 86 190 97 930 113,6 103 660 105,9 106 847 103,1
7. Абинский район 57 805 70 279 121,6 88 151 125,4 90 960 103,2
8. Северский район 68 129 73 513 107,9 45 333 61,7 50 080 110,5
Источник: Министерство курортов и туризма Краснодарского края по данным муниципальных образований Краснодарского края
Общий турпоток на курортах Краснодарского края также характеризуется экономическим ростом и составляет в 2011 году - 11,1 млн. чел., в 2012 году - 11,3 млн. чел, в 2013 году - 11,6 млн. чел., а в 2014 - 12, 3 млн. чел. [6]
По прогнозам министерства курортов и туризма в 2015 году на курортах края планируется принять более 13 млн. человек. Более того, в стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года указано, что «согласно оценкам туристский поток в Краснодарский край достигнет к 2015 году не менее 20 миллионов человек». [1]
Повсеместное использование показателя «туристский поток» в качестве основного параметра характеристики развития отрасли, по нашему мнению, не оправдано, поскольку указанный показатель не носит необходимый информативный характер, следовательно, не может полноценно охарактеризовать развитие, как отдельных территорий, так и
http://ej.kubagro.ru/2015/09/pdf/21.pdf
Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 года
11
сферу санаторно-курортного комплекса и туризма в целом. Бесконечное стремление к увеличению турпотока не возможно не только по причине инфраструктурной неготовности курортов, но и по ряду других причин, среди которых транспортное сообщение, а в частности авиаперевозки.
Так, министерство курортов и туризма края широко осветило в СМИ информацию о том, что «курорты Краснодарского края готовы принять 2 миллиона китайских туристов». Предполагалось, что Краснодарский край, в рамках российско-китайского безвизового туристского обмена получит дополнительный приток организованных групп туристов, приехавших чартерными рейсами. Однако, как показал мониторинг возможности организации прямых авиасообщений между крупными городами Краснодарского края и городами КНР, риски авиакомпании слишком велики, и связаны они с незначительным пассажиропритоком, соответственно открытие прямого авиасообщения нецелесообразно. Кроме того, в настоящее время в аэропорту Краснодара (Пашковский) отсутствует техническая возможность приема и обслуживания дальнемагистральных воздушных судов, эксплуатируемых заинтересованными
авиаперевозчиками.
Следует отметить, что сдерживающим факторам организации прямых авиасообщений является отсутствие единого турпродукта Краснодарского края, ориентированного на различные возрастные категории и социальные слои граждан Китая, не только в высокий сезон, но и в межсезонье, к примеру, на Китайский Новый Год (февраль месяц), когда наблюдается максимальный туристский поток туристов из Китая.
Увеличение количества туристов на территории края спровоцирует глобализацию иной проблемы, связанной с их размещением. Туристы все чаще выбирают более доступный отдых в малых средствах размещения, большинство из которых уклоняется от регистрации и постановки на налоговый учет. По оценкам, в среднем в год доходы индивидуальных
http://ej.kubagro.ru/2015/09/pdf/21.pdf
Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 года
12
средств размещения составляют порядка 40% в общем объеме, при этом налоговые поступления составляют лишь 13%. Увеличение недобросовестных налогополатильщиков не только подрывает имидж края, но и тормозит развитие отрасли в целом.
В заключении хотелось бы отметить, что существующий показатель «туристский поток», позиционируемый как показатель, характеризующий не только состояние, но и развитие санаторно-курортного комплекса, показывает в настоящий момент экстенсивный экономический рост региона. Однако, на наш взгляд, систему показателей эффективности развития отрасли санаторно-курортного комплекса и туризма, необходимо переводить на новый уровень, в первую очередь, переходя от количественных показателей к качественным. Стремясь к выполнению и увеличению качественных показателей развития, показатель турпотока перестанет быть основополагающим и будет увеличиваться пропорционально предложению туристского рынка, что приведет не только к росту, но и экономическому равновесию сферы санаторно-курортного комплекса и туризма.
Список литературы
1. Закон Краснодарского края от 29 апреля 2008 г. N 1465-КЗ "О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года".
2. Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 23 мая 2014 года № 1060-П "О развитии горноклиматических курортов Краснодарского края".
3. Полиди, А. А., Сичкар, С.В. Качественная и количественная оценка взаимосвязи между уровнем социально-экономического развития региона и инвестиционным климатов // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 9 (38).
4. Полиди, А.А., Степанов, А.В. Формирование инновационной политики государства: региональный факторный подход // Новые технологии. - 2011. - № 3 (6).
5. Перечень форм государственной (муниципальной) поддержки, оказываемой
субъектам инвестиционной и предпринимательской деятельности // Министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://investkuban.ru\investor139.html (дата обращения 15.08.2015).
6. Министерство курортов и туризма Краснодарского края [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://min.kurortkuban.ru/ (дата обращения 15.08.2015).
http://ej.kubagro.ru/2015/09/pdf/21.pdf
Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 года
13
References
1. Zakon Krasnodarskogo kraja ot 29 aprelja 2008 g. N 1465-KZ "O Strategii social'no-jekonomicheskogo razvitija Krasnodarskogo kraja do 2020 goda".
2. Postanovlenie Zakonodatel'nogo Sobranija Krasnodarskogo kraja ot 23 maja 2014 goda № 1060-P "O razvitii gornoklimaticheskih kurortov Krasnodarskogo kraja".
3. Polidi, A.A., Sichkar, S.V Kachestvennaja i kolichestvennaja ocenka vzaimosvjazi mezhdu urovnem social'no-jekonomicheskogo razvitija regiona i investicionnym klimatov // Jekonomika i predprinimatel'stvo. - 2013. - № 9 (38).
4. Polidi, A.A., Stepanov, A.V Formirovanie innovacionnoj politiki gosudarstva: regional'nyj faktornyj podhod // Novye tehnologii. - 2011. - № 3 (6).
5. Perechen' form gosudarstvennoj (municipal'noj) podderzhki, okazyvaemoj
sub#ektam investicionnoj i predprinimatel'skoj dejatel'nosti // Ministerstvo strategicheskogo razvitija, investicij i vneshnejekonomicheskoj dejatel'nosti Krasnodarskogo kraja [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://investkuban.ru\investor139.html (data
obrashhenija 15.08.2015).
6. Ministerstvo kurortov i turizma Krasnodarskogo kraja [Jelektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: http://min.kurortkuban.ru/ (data obrashhenija 15.08.2015).
http://ej.kubagro.ru/2015/09/pdf/21.pdf