УДК 338.23:331.5 (470.620)
UDC 338.23:331.5 (470.620)
К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗНАЧИМОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
Дулин Михаил Прокофьевич д.э.н., профессор
Андреев Сергей Юрьевич к.э.н., доцент
Мищенко Елена Анатольевна преподаватель
Заводов Егор Максимович студент
Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия
В работе рассматриваются проблемы развития сельского туризма как актуальной формы стимулирования самозанятости сельского населения, борьбы с безработицей. Предлагается для становления и проработки актуальных форм функционирования объектов сельского туризма использовать административные и бюджетные средства муниципальных и региональных органов власти Краснодарского края
Ключевые слова: СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, УПРАВЛЕНИЕ, МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
THE ISSUE OF SOCIAL-ECONOMIC IMPORTANCE OF GOVERNMENT SUPPORT IN DEVELOPING RURAL TOURISM IN THE KRASNODAR REGION
Dulin Michail Prokofievich Dr.Sci.Econ., professor
Andreev Sergey Yurievich Cand.Econ.Sci., associate professor
Mischenko Elena Anatolyevna lecturer
Zavodov Egor Maksimovich student
Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
The article considers the problems of development of rural tourism as an important form of motivating selfemployment of rural population and struggle with unemployment. In order to develop and work on the important forms of functioning of rural objects it is offered to use the administrative and budget funds of municipal and regional authorities of the Krasnodar region
Keywords: RURAL TOURISM, EFFICIENCY, MANAGEMENT, MUNICIPAL PROPERTY, SOCIOECONOMIC FUNCTIONS
В связи с экономическими проблемами развития отечественного агропромышленного комплекса, имеющими устойчивые негативные тенденции на протяжении всей современной рыночной реформы, обострились проблемы занятости сельского населения, как в Краснодарском крае, так и в других регионах России.
В настоящее время в деревнях и селах России живут миллионы человек, которым в буквальном смысле слова нечем заняться: по данным Росстата, за 10 лет в стране закрылось 26% сельхозпредприятий. Большое количество «лишних» людей не в интересах власти и бизнеса: оставшись без работы, они пьют, воруют и совершают другие преступления.
На Западе проблема трудоустройства сельских жителей решена, в том числе и благодаря альтернативной занятости: туризму, промыслам, развитию сектора торговли, услуг и т.д. В Европе на неаграрную деятельность приходится до 50%, а в США - 90% доходов сельских домохозяйств.
Альтернативная занятость в сельской местности — это одно из необходимых условий роста эффективности в аграрном секторе и так же сокращение сельской бедности. Доходы сельских домохозяйств от неаграрной занятости растут во всем мире. Несельскохозяйственные источники занимают около 40-45% доли доходов в сельской местности Латинской Америки и странах, южнее Сахары, 30-40% в Южной Азии и 40-50% в странах Центральной и Восточной Европы. В России этот показатель пока не превышает 10%. Однако, нашедшие альтернативу колхозам и совхозам, зарабатывают порой больше сотрудников сельхозпредприятий.
Если альтернативы промыслам и работе в сельскохозяйственных предприятиях нет, то люди уезжают в крупные города и райцентры. В село они приезжают только на выходные, чтобы отдохнуть или обработать землю. Это опасная тенденция. Отсутствие альтернативной занятости и массовые переезды в города ведут к маргинализации сельских территорий. Что само собой довольно плохо.
Альтернативную занятость на селе можно определить как занятость сельского населения в трудоспособном возрасте несельскохозяйственными видами экономической деятельности за исключением социальных услуг государственного и муниципального управления, а также различными видами сельскохозяйственной занятости без образования рабочего места на предприятиях.
Отметим, что же именно подразумевает под собой альтернативная занятость в зарубежном аграрном секторе. Прежде всего, сюда относят
сельский туризм, который, к слову, очень популярен в США и Европе. Услуги, предоставляемые в рамках программ сельского туризма, обычно включают в себя: проживание в уютных частных усадьбах; питание на заказ из экологически чистых продуктов; знакомство с историей края; походы за грибами и ягодами; участие в народных обрядах; катание на лодках и лошадях; работы по уходу за домашними житными и птицей.
Аренда жилья одной семьей может иметь мультипликативный эффект в сфере занятости для других семей в данном селе и сельском районе в целом.
Сельский туризм подразумевает отдых туристов в сельской местности, проживание в условиях, приближенных к деревенским, и даже участие в сельскохозяйственных работах. Интерес к нему в западных странах объясняется небольшими затратами и близостью к природе. Яркие примеры популярности сельского туризма демонстрируют Италия и Франция, где отдых в сельской местности выбирают до четверти всех отдыхающих, плюс несколько миллионов в год гостей из других стран. И если на заре своего развития в 70-х годах XX в. сельский туризм отличался весьма спартанскими условиями, то сейчас он предлагает современные мини-гостиницы, под которые даже реконструируются старинные усадьбы и монастыри. Десятки тысяч аграрных хозяйств занимаются сегодня сельским туризмом в Великобритании и Германии.
Занятость в несельскохозяйственных отраслях на селе является важным источником доходов сельского населения в силу сезонности аграрного труда, а значит, и невозможности круглогодичной занятости в сельскохозяйственном производстве. Что в результате позволяет поддерживать материальный достаток селян на достаточном уровне и предотвратить массовую миграцию из сел трудоспособных граждан.
Помимо сельского туризма в рамках аграрного сектора альтернативной занятостью так же считается личное подсобное хозяйство (ЛПХ),
которое по факту является определенной формой самозанятости. Но, на наш взгляд, поддержка ЛПХ со стороны властей в муниципальных образованиях Краснодарского края, не организованна должным образом, хоть она и проводится в форме выплат субсидий на покупку средств производства. Для формирования устойчивых тенденций развития малых форм занятости и самозанятости в сельской местности государственная и муниципальная поддержка должна быть более значимой и более результативной, опираться на реальные результаты и показатели в виде роста среднемесячного дохода, в количестве созданных мест самозанятости.
В частности, отметим, что на сегодняшний день органы власти много говорят о необходимости развития сельского туризма, что носит в большей мере рекомендательный характер. Поэтому мы решили рассмотреть перспективы совершенствования государственной поддержки становления сельского туризма на примере МО Темрюкский район Краснодарского края, а также подчеркнуть возможные положительные социально-экономические эффекты от административных мер поддержки данной формы туризма в исследуемом районе.
На наш взгляд, в современных российских условиях качественное развитие быстрыми темпами сельского туризма на основе частной инициативы сельских жителей (которые являются по большей части бедным населением) не представляется возможным. В тоже время наши эмпирические исследования и наблюдения позволяют сделать вывод о заинтересованности местного населения в развитии сельского туризма как альтернативного источника дохода и формы самозанятости. Поэтому поднимаемые нами вопросы во многом отвечают современным потребностям местного сообщества МО Темрюкский район, где в структуре населения преобладает сельское население.
Нам представляется, что современный подход к становлению сельского туризма в МО Темрюкский район должен строиться на основе
положительного западноевропейского опыта развития сельского туризма. В частности, мы исходим из целесообразности создания мультипликативного положительного эффекта для ряда семей деревень или поселков, а не только для одной семьи, решившей оказать весь спектр услуг городским туристам.
Наши доводы строятся на том, что более разумной будет такая форма организации сельского туризма, когда усилиями разных семей будут комбинироваться и дополняться услуги клиентам-туристам. Другими словами, сельские жители одного населенного пункта должны развивать свой бизнес по предоставлению услуг туристам совместно на основе разделения видов деятельности (услуг). Так, если одна семья размещает у себя на постой туристов, то с целью увеличения разнообразия услуг клиенты должны также иметь возможность посещать другие домохозяйства в случае наличия у последних других видов услуг, объектов для показа и экскурсий, что в комплексе будет увеличивать привлекательность данного вида туризма.
Также отметим, что в организации современного сельского туризма необходимо в первую очередь отталкиваться от современных требований к услугам потенциальных клиентов. Наглядное представление о таких требованиях позволяет сделать результаты проведенного нами опроса граждан, проживающих в городе Краснодаре. Так, согласно проведенному нами опросу, потенциальные клиенты отечественного сельского туризма (в рамках семейного отдыха) в наборе услуг хотели бы видеть:
- отдельный домик для размещения. Домик должен иметь оригинальный дизайн, резные деревянные ставни, крыша накрыта камышом или черепицей (для придания исторического традиционного вида) и т.д.;
- помещение в домике должно максимально отражать исторический интерьер казачьего уклада жизни, но в тоже время гармонично удовлетворять современные бытовые потребности (наличие современного
санузла, телевизора, наличие доступа к безлимитному интернету). Как сказал один из опрашиваемых: «Войдя в дом, я должен попасть как в сказку. На больших кроватях пуховые перины, несколько подушек друг на друге. Стены - как будто живу в срубе или саманном доме и т.д.»;
- прилегающая территория к домику для размещения туристов должна быть облагорожена - аккуратные цветочные клумбы, дорожки выложенные плиткой, рационально расположенные плодовые и другие деревья, ягодники и кустарники;
- в случае отсутствия естественного водоема, пригодного для купания, возле дома для размещения туристов летом должен быть бассейн (хотя бы надувной бассейн);
- в непосредственной близости от домика должны быть оригинальные строения для сельскохозяйственных животных (разных пород куры, утки, гуси, индюки, перепелки, кролики, нутрии, козы и т.д.). Чем разнообразнее сельская живность, тем лучше и интересней будет досуг (особенно для детей);
- деревенская еда из экологически чистых деревенских продуктов (с
привлечением к процессу приготовления пищи желающих туристов энтузиастов). Еда должна быть разнообразной, поэтому будет целесообразно указать клиентам базовый набор блюд, который будет входить в общую стоимость «путевки» (размещения туристов) и
отдельный за дополнительную плату;
- привлечение к сельским видам работ (по желанию): прополка грядок, полив огородов, уборка урожая, доение, кормление животных и уход за ними, рубка дров, кошение ручной косой травы и т.д.;
- организация прогулок: показ местных культурных объектов, история казачества и населенного пункта, прогулки на лошадях верхом или в телеге (санях), прогулки на лодках и рыбалка (если населенный пункт у реки);
- участие в народных праздниках и гуляньях (к примеру: организация свадеб по старым обычаям и традициям с массовыми сельскими гуляниями, с привлечением туристов в качестве наблюдателей и непосредственных гостей, участников торжеств);
- возрождение народных промыслов - показ туристам процесса производства посуды из глины, плетения корзин, резьбы по дереву, изготовления железных изделий в кузнице. Привлечение желающих туристов к процессу создания несложных изделий, возможно с последующей передачей этого изделия туристам в качестве сувенира;
- предоставление возможности приобретения за дополнительную плату сувениров, произведенных местными мастерами (в том числе и на заказ).
Из выше указанных современных требований потенциальных клиентов к сельскому туризму видно, что самостоятельно среднестатистическое домохозяйство от силы сможет удовлетворить 2-3 требования, в то время как максимальное удовлетворение указанных нами услуг и их дальнейшее расширение возможно только в случае коллективного взаимодействия местных домохозяйств, что, в свою очередь, требует грамотной организации и управления процессом предоставления услуг. На наш взгляд, именно направленность на удовлетворение 11 пунктов современных требований потенциальных клиентов к качеству услуг создаст долгосрочные основы становления и развития сельского туризма, как в МО Темрюкский район, так и других муниципальных образованиях Краснодарского края. Считаем, что следствием от развития предлагаемого нами сельского туризма в крае, безусловно, будет стимулирование создания альтернативных форм занятости на селе, положительное изменение социально-экономического климата в местных сообществах, укрепление общинных форм взаимодействия селян, сохранение местных обычаев и традиций народов Кубани.
Нам представляется, что роль местных органов власти в стимулировании развития сельского туризма должна быть определяющей с точки зрения организации и, особенно, в процессе становления. Мы также считаем, что, так как в каждом населенном пункте есть сельская администрация и свой глава поселения, то вполне логичным будет задействовать данных муниципальных служащих в вопросах становления и развития сельского туризма на местах в качестве организаторов и управленцев.
Именно местная сельская или поселковая администрация как независимый и материально незаинтересованный в своей выгоде субъект может объективно и положительно восприниматься сельскими жителями в качестве непосредственного инициатора развития данной формы туризма и заказчика соответствующих товаров и услуг. Более того, сам факт развития таких форм услуг, как участие туристов в массовых гуляниях и праздниках поселений, разделение труда по функциям и родам деятельности среди жителей населенного пункта будет сказываться на развитии всего поселения и культурного развития всего местного сообщества, что, безусловно, требует координации данных процессов представителями власти. Поэтому наше предложение о непосредственном привлечении местной администрации к становлению и развитию сельского туризма является вполне логичным, отвечающим современным целям и задачам развития данной формы туризма в муниципальных образованиях Краснодарского края. Возможные положительные социально-экономические эффекты от становления сельского туризма в муниципальных образованиях края мы отразили на рисунке 1.
Также отметим, что в рамках своего научного исследования мы предлагаем на уровне администрации МО Темрюкский район принять решение о создании пилотного проекта «Сельский туризм» на базе одного из населенных пунктов (желательно в непосредственной близости от
Государственного автономного учреждения Краснодарского края «Атамань») для отработки организационных, управленческих, эстетических, имиджевых, культурно-массовых вопросов, а также регулирования вопросов по формированию альтернативных форм занятости, распределения обязанностей и доходов среди населения, вовлеченного в сельский туризм.
В частности, в функции поселковой администрации, призванной к организации сельского туризма в возможном населенном пункте (для
Рисунок 1 - Ожидаемые социально-экономические эффекты от регионального стимулирования развития сельского туризма в муниципальных образованиях Краснодарского края
реализации предлагаемого пилотного проекта), мы предлагаем включить такие виды деятельности, как:
- формирование муниципального заказа архитекторам и дизайнерам на разработку проекта строительства деревенских домиков с оригинальным дизайном, ландшафтного дизайна прилегающей территории,
подсобных помещений и оригинальных хозяйственных построек для содержания сельскохозяйственных животных;
- сбор муниципальных и частных денежных и материальных средств на строительство и обустройство в населенном пункте нескольких рядом стоящих домиков для туристов (или, как вариант, строительство улицы из домиков для туристов с оригинальным дизайном и прочими постройками);
- финансирование объектов строительства и контроль качества выполненных работ региональными органами власти;
- популяризация культуры ведения сельского туризма и обслуживания туристов в населенном пункте (задействованном в предлагаемом пилотном проекте), этики и форм общения местного населения для формирования положительного имиджа населенного пункта на длительную перспективу;
- мониторинг местных трудовых ресурсов пригодных для вовлечения в альтернативные формы занятости при развитии сельского туризма, распределение обязанностей и функций среди лиц, задействованных в обслуживании туристов, а также их обучение определенным видам деятельности;
- формирование культурно-массовых мероприятий в населенном пункте, праздников, а также составление графика их проведения. Оповещение граждан и организация форм их участия в общественной жизни села;
- организация справедливой формы оплаты труда лиц, задействованных в обслуживании туристов, а также выплаты дивидендов инвесторам в случае привлечения частных инвестиций;
- формирование ценовой политики при оказании разнообразных услуг туристам. Проведение всех операций, связанных с взиманием платы за туристические услуги и распределением полученных доходов среди местных жителей, задействованных в сельском туризме;
- проведение рекламных акций, использование СМИ и интернет ресурса сайта МО Темрюкский район и других муниципальных образований для позиционирования развиваемого сельского туризма, оповещения потенциальных клиентов.
Не менее важным является и решение такой важной задачи для стимулирования сельского туризма, как предоставление кроме выше указанных традиционных услуг организованных экскурсионных услуг по местам достопримечательностей Краснодарского края и (или) Темрюкского района. Считаем, что в перспективе данные экскурсионные услуги должны иметь как локальный характер, где каждое муниципальное образование должно позиционировать свои достопримечательности, так и обще краевые (за соответствующую плату). Нам представляется, что организация экскурсионных услуг должна входить в категорию дополнительных платных услуг, предполагать организацию малых мобильных групп туристов (поездки на малогабаритных автобусах, маршрутных такси), а сам факт их организации может стать важным плюсом для привлечения туристов из ближнего и дальнего зарубежья.
Таким образом, из вполне логичных мероприятий и видов деятельности, которые может взять на себя местная администрация, можно вполне обоснованно сказать о целесообразности привлечения местных и региональных органов власти к организации и стимулированию развития сельского туризма, как в МО Темрюкский район, так и в других муниципальных образованиях Краснодарского края.
В рамках организации оплаты труда местных жителей, занятых в сельском туризме, на наш взгляд, будет целесообразно вести учет трудозатрат граждан и контроль качества услуг, само распределение доходов вести в конце месяца на основе полного учета всех количественных и качественных параметров. Доходы не могут быть фиксированными и должны распределяться пропорционально полученной
прибыли от оказания туристических услуг всеми жителями сельского поселения, вовлеченными в сферу сельского туризма.
Одним из актуальных вопросов для становления современного сельского туризма в муниципальных образованиях Краснодарского края является прогнозирование размеров оплаты туристических услуг, их многообразия и качества, а также количества привлекаемых туристов для формирования относительно приемлемого уровня доходов местных жителей, вовлеченных в сельский туризм.
Специфика данного вида туризма не предполагает быструю отдачу, высокую рентабельность и стабильность доходов, особенно в условиях привлечения лишь частного капитала.
Вполне очевидно, что данный вид туризма необходимо рассматривать как социально-ориентированный, направленный на формирование альтернативных форм занятости, дополнительного дохода сельских жителей и поддержание их материального достатка ввиду деградации отечественного агропромышленного комплекса, роста открытой и скрытой безработицы на селе. Поэтому, на наш взгляд, в настоящее время, когда данный вид деятельности не развился должным образом и находится в зачаточном состоянии, необходимо полностью освободить сельский туризм от налогообложения.
Так как для привлечения туристов и создания положительного имиджа большое значение имеет цена услуг, то мы предлагаем позиционировать стоимость услуг на уровне достаточном для полного покрытия всех издержек, куда будут заложены затраты на оплату труда привлеченных домохозяйств, т.е. рентабельность на начальном этапе становления сельского туризма предлагаем ограничить в пределах от 0 до 10% (наценка к издержкам на оказание услуг). Безусловно, реализация такого предложения удлинит срок окупаемости капиталовложений, но, с другой стороны, позволит формировать ценовую привлекательность
данного вида туризма и увеличить потенциальный спрос на такие услуги, что весьма актуально в виду высокой социальной значимости рассматриваемого вида туризма, привлекательного для формирования новых форм альтернативной занятости на селе.
Говоря об источниках инвестиций для организации строительства этнических «гостевых домиков» с оригинальным дизайном для размещения туристов, их приобщению к сельскому укладу жизни и традициям местного населения, мы, обозначив причины
позиционирования сельского туризма как социально ориентированного, считаем целесо-образным привлечение средств как муниципальных образований (к примеру, МО Темрюкский район), так и финансов Краснодарского края. Мы также считаем возможным организацию такой формы финансирования предлагаемого пилотного проекта (строительства предлагаемых «гостевых домиков»), как и у финансирования в процессе создания Государственного автономного учреждения Краснодарского края «Атамань», которое было профинансировано всеми муниципальными образованиями Краснодарского края.
Литература
1 Андреев С.Ю. Роль органов власти и КГАУ в проведении эффективных антикризисных мероприятий на территории Краснодарского края / С.Ю. Андреев, Л.Э. Тауш // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2010. - №55(01). С. 207-213. - IDA [article ID]: 0551001001. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2010/01/pdf/01.pdf
2 Андреев С.Ю. Экономические циклы в современной макроэкономической теории / С.Ю. Андреев // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2012. - №75(01). С. 732-751. - IDA [article ID]: 0751201020. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2012/01/pdf/20.pdf
3 Удальцова М.В. Социально-трудовые ожидания незанятых людей и их отношение к самостоятельной занятости / М.В. Удальцова, Н.М. Вольская // Социологические исследования. - 2007. - № 7. - С. 132-135.
4 Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособобность санаторно-курортного и туристического комплекса Южного региона. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 160с.
5 Четвернина Т.И. Российская система защиты от безработицы в контексте мирового опыта // Вопросы экономики. - 2010. - №11. - С. 59-76.
6 Дулин М.П. К вопросу о повышении социально-экономических функций унитарных предприятий Краснодарского края / М.П. Дулин, С.Ю. Андреев, С.А. Мамий и др. // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2013. - №92 (08). - IDA [article ID]: 0921308079. - Режим доступа:
http://ej.kubagro.ru/2013/08/pdf/79.pdf
References
1 Andreev S.Ju. Rol' organov vlasti i KGAU v provedenii jeffektivnyh antikrizisnyh meroprijatij na territorii Krasnodarskogo kraja / S.Ju. Andreev, L.Je. Taush // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2010. - №55(01). S. 207-213. - IDA [article ID]: 0551001001. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2010/01/pdf/01.pdf
2 Andreev S.Ju. Jekonomicheskie cikly v sovremennoj makrojekonomicheskoj teorii / S.Ju. Andreev // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2012. - №75(01). S. 732-751. - IDA [article ID]: 0751201020. -Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2012/01/pdf/20.pdf
3 Udal'cova M.V. Social'no-trudovye ozhidanija nezanjatyh ljudej i ih otnoshenie k samostojatel'noj zanjatosti / M.V. Udal'cova, N.M. Vol'skaja // Sociologicheskie issledovanija. - 2007. - № 7. - S. 132-135.
4 Fathutdinov R.A. Konkurentosposobobnost' sanatorno-kurortnogo i turisticheskogo kompleksa Juzhnogo regiona. - Rostov-na-Donu: Feniks, 2012. - 160s.
5 Chetvernina T.I. Rossijskaja sistema zashhity ot bezraboticy v kontekste mirovogo opyta // Voprosy jekonomiki. - 2010. - №11. - S. 59-76.
6 Dulin M.P. K voprosu o povyshenii social'no-jekonomicheskih funkcij unitarnyh predprijatij Krasnodarskogo kraja / M.P. Dulin, S.Ju. Andreev, S.A. Mamij i dr. // Nauchnyj zhurnal KubGAU [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2013. - №92 (08). - IDA [article ID]: 0921308079. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2013/08/pdf/79.pdf