Научная статья на тему 'К вопросу о роли интеллектуального потенциала в стимулировании развития малого и среднего бизнеса Краснодарского края'

К вопросу о роли интеллектуального потенциала в стимулировании развития малого и среднего бизнеса Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
172
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ / INTELLECTUAL PROPERTY / REGIONAL GOVERNANCE / SOCIO-ECONOMIC POSITIVE EFFECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреев Сергей Юрьевич, Сергеева Альбина Ивановна, Мищенко Елена Анатольевна, Дрофичева Екатерина Михайловна

В работе рассматриваются направления развития малого и среднего бизнеса через активизацию использования информационного фактора производства. Изложены новые формы государственного стимулирования инновационной деятельности в Краснодарском крае

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Андреев Сергей Юрьевич, Сергеева Альбина Ивановна, Мищенко Елена Анатольевна, Дрофичева Екатерина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUE OF INTELLECTUAL POTENTIAL ROLE IN STIMULATING THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE KRASNODAR REGION

The article considers the direction of development of small and medium-sized businesses through the use of information factor of manufacturing. We have also described the new forms of government promotion of innovative activities in the Krasnodar region

Текст научной работы на тему «К вопросу о роли интеллектуального потенциала в стимулировании развития малого и среднего бизнеса Краснодарского края»

УДК 338.242.4 (470.620) UDC 338.242.4 (470.620)

К ВОПРОСУ О РОЛИ THE ISSUE OF INTELLECTUAL POTENTIAL

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА В ROLE IN STIMULATING THE DEVELOPMENT

СТИМУЛИРОВАНИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

СРЕДНЕГО БИЗНЕСА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Андреев Сергей Юрьевич к.э.н., доцент

Сергеева Альбина Ивановна к. э. н., доцент

Мищенко Елена Анатольевна преподаватель

Дрофичева Екатерина Михайловна студентка

Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия

В работе рассматриваются направления развития малого и среднего бизнеса через активизацию использования информационного фактора производства. Изложены новые формы государственного стимулирования инновационной деятельности в Краснодарском крае

Ключевые слова: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, РЕГИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ,

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ

На протяжении всей перестройки российской экономики роль отечественной науки в становлении нового уклада экономических отношений была и остается несущественной, а идеи и предложения ученых в области экономики и управления, исходя из существующего направления экономической политики государства, практически не востребованными, в этой связи вопросы повышения роли «интеллектуального потенциала» в стимулировании развития отечественной экономики не потеряли своей актуальности, а в последнее время, учитывая угрозы экономических санкций со стороны США и стран ЕС, даже наоборот способствуют поиску внутренних источников развития экономики РФ [1, 2 и 3], и в том числе за счет стимулирования интеллектуальной деятельности, внедрения передовых идей и

IN THE KRASNODAR REGION

Andreev Sergey Yurievich Cand.Econ.Sci., associate professor

Sergeeva Albina Ivanovna Cand.Econ.Sci., associate professor

Mischenko Elena Anatolyevna lecturer

Droficheva Catherine Mikhailovna student

Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

The article considers the direction of development of small and medium-sized businesses through the use of information factor of manufacturing. We have also described the new forms of government promotion of innovative activities in the Krasnodar region

Keywords: INTELLECTUAL PROPERTY, REGIONAL GOVERNANCE, SOCIO-ECONOMIC POSITIVE EFFECTS

формирования новых принципов использования интеллектуальной собственности.

Важно отметить и то, что в ХХ! веке претерпевает изменение само понятие знания, и вследствие этого резко увеличилось значение интеллектуальной собственности. Интеллект постепенно становится одним из важнейших факторов общественного производства, а творения человеческого разума или «интеллектуальный капитал» приобретает значение одного из основных объектов экономического оборота.

Говоря о необходимости повышения роли «интеллектуального капитала» в создании условий стимулирования региональной и национальной экономик мы обратились к проблемам развития малого бизнеса в Краснодарском крае для построения логической цепочки в своих рассуждениях.

В частности отметим, что за последние несколько лет в Краснодарском крае появились и функционируют немало государственных и частных структур, чья деятельность непосредственно направлена на стимулирование развития малого бизнеса в Краснодарском крае, а именно такие структуры и общественные организации, как:

- Краснодарская краевая общественная организация предпринимателей малого и среднего бизнеса «Деловая перспектива»;

- Краснодарская краевая общественная организация работодателей (предпринимателей) торговли, общественного питания и потребительской кооперации;

- Краснодарская региональная общественная организация «Комитет по защите прав потребителей и предпринимателей Краснодарского края»;

- Комитет по экономической политике, предпринимательству, финансовым рынкам и внешнеэкономическим связям Законодательного Собрания Краснодарского края;

- Департамент инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края;

- Управление по развитию малого и среднего предпринимательства;

- Некоммерческая организация «Гарантийный фонд поддержки субъектов малого предпринимательства Краснодарского края»;

- ГУП КК «Краснодарский краевой инновационный центр развития малого и среднего бизнеса»;

- Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края;

- Кропоткинский краевой инновационный бизнес-инкубатор «Развитие»;

- ГБУ КК «Кубанский сельскохозяйственный информационноконсультационный центр»;

- Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» - исполнительная дирекция по Краснодарскому краю;

- региональный общественный фонд «Фонд содействия развитию промышленности и предпринимательства в Краснодарском крае»;

- службы неотложной правовой помощи (г. Кропоткин, г. Славянск-на-Кубани, г. Белореченск, г. Тимашевск, ст. Кущевская);

- Торгово-промышленная палата Краснодарского края;

- региональное отделение Российского союза предпринимателей и промышленников в Краснодарском крае;

- ООО консалтинговая компания «Национальные технологии предпринимательства»;

- ООО «Ассоциация развития инновационного

предпринимательства».

В нашем регионе имеются нормативно-правовые акты регулирующие вопросы функционирования и развития малого бизнеса, в

частности закон Краснодарского края от 4 апреля 2008 г. №1448-КЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае». Однако, не смотря на большое количество институтов поддержки малого бизнеса и наличия нормативно-правовых актов регулирующих вопросы развития малого бизнеса, каких то значительных изменений в развитии малого бизнеса на Кубани за последние несколько лет не наблюдалось, а в 2013 г. наблюдалось даже сокращение количества субъектов малого бизнеса в Краснодарском крае, что свидетельствует о необходимости выработки новых форм взаимодействия бизнеса и власти, направленных на более гибкое и взаимовыгодное сотрудничество, которое позволит оперативно реагировать на негативные внешние угрозы, влияющие на бизнес Кубани и национальную экономику в целом.

Поэтому мы сделали ряд предложений, реализация которых, на наш взгляд, позволит в Краснодарском крае создать дополнительные условия для динамичного развития, как малого и среднего бизнеса, так и всей региональной экономики. Для более наглядно понимания и аргументации целесообразности наших предложений рассмотрим наши предложения с позиции доводов и пояснений.

В частности, учитывая тот факт, что вопросы развития малого и среднего бизнеса включают в себя решение ряда социальноэкономических задач таких как: стимулирование экономического роста, рост занятости и снижение безработицы, повышение уровня жизни, регионального потребления и совокупного предложения, мы сделали следующие предложения.

1 Мы предлагаем администрации нашего региона стать инициатором организации конференций и съездов для совместного участия ученых экономистов, краевой администрации (представители министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической

деятельности, развития малого бизнеса и другие институты, регулирующие

деятельность малого и среднего бизнеса), представителей бизнеса, союзов предпринимателей региона, в количестве не реже 1 раза в год для совместной разработки перспективных форм взаимодействия бизнеса и власти, а также оценки реализации региональных программ и их корректировки с целью повышения эффективности социальноэкономического развития Краснодарского края.

Данное предложение исходит из того что современный диалог местной власти с бизнесом направлен на решение мелких и отдельно взятых частных проблем, а отсутствие в дискуссии ученых и профессионалов (специалистов, видных предпринимателей) лишают существующую

форму сотрудничества власти с бизнесом стратегического значения, т.е. с поправкой на формирование положительных устойчивых и долгосрочных тенденций на перспективу.

Нам представляется важным и целесообразным вовлечение всех интеллектуальных ресурсов нашего региона в вопросы стимулирования развития малого, среднего и крупного бизнеса. В настоящее время ученые и студенты, бизнесмены и специалисты Краснодарского края во многом изолированы от возможности активного совместного и дискуссионного участия в формировании региональной социально-экономической политики, лишены возможности быть услышанными властью, а также возможности изложения своих предложений.

На наш взгляд, построение в нашем обществе демократических свобод в первую очередь должно касаться права граждан на участие в принятии решений и вопросов, связанных с формированием условий их жизнедеятельности, способов ведения и стимулирования развития общественного производства. Данное утверждение особенно актуально для тех лиц, которые действительно могут разработать эффективные и

правильные предложения в области экономики, организации и управления на микро-, мезо- и макроэкономическом уровне.

На наш взгляд, всех людей условно можно разбить на три группы: тех кто принимает существующие условия как данность и могут лишь приспосабливаться к действительности не имея порой даже представления об альтернативных формах хозяйственных отношений (наибольшая группа), ко второй группе можно отнести людей, которые получив направление (идею) смогут найти способы его эффективной реализации (малочисленная группа профессионалов), а к третьей группе можно отнести узкую группу одаренных людей, которые могут разрабатывать инновационные идеи, технологии, новые формы и условия взаимодействия экономических субъектов.

Поэтому поиск людей относящих к третьей группе, как в целом по России, так и на территории Краснодарского края в частности, с целью последующего привлечения их к разработке новых форм взаимодействия бизнеса и власти, для стимулирования темпов развития малого бизнеса и региональной экономики в целом, видится нам одним из важных, но почему то до сих пор не востребованных, направлений повышения эффективности государственного управления развитием, как

региональной, так и национальной экономики.

Мы считаем, что именно люди и их знания являются движущей силой развития общественного производства, а инновационные идеи касаются не только изобретения новых товаров и технологий, но и новых форм развития общественных отношений, распределения и использования факторов производства, включая новые формы взаимодействия бизнеса и власти.

Справедливость нашего утверждения оправданна также пониманием наличия в государственной думе большого количества певцов, артистов, прочих деятелей культуры и искусства, и даже боксеров, а не

профессиональных экономистов, менеджеров, юристов и бухгалтеров. В этой связи поиск и привлечение последних к разработке государственных программ стимулирования развития бизнеса, формированию благоприятных условий для социально-экономического развития страны и отдельных регионов, видится нам как вполне оправданная мера. Сам поиск и привлечение видных специалистов и ученых, на наш взгляд, может базироваться на организации предлагаемых конференций и мониторинге выдвинутых к обсуждению наиболее перспективных идей и предложений.

2 Следующие наше предложение по стимулированию развития малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае основано на необходимости материального и морального поощрения тех ученых, специалистов и бизнесменов, которые в рамках своей профессиональной компетенции смогут разработать и предложить новые перспективные формы стимулирования и дальнейшего развития малого и среднего бизнеса на Кубани, а также в целом деловой активности в реальном секторе экономики региона.

На наш взгляд, в условиях рыночной экономики именно щедрое вознаграждение может стать движущей силой (стимулом) для активизации интеллектуальных общественных сил (ученых, экономистов и бухгалтеров, менеджеров, студентов, работников фирм и представителей бизнеса), направленной на вопросы стимулирования развития бизнеса, решения ряда социально-экономических проблем региональной и (или) национальной экономики.

3 Следующее предложение является продолжением второго, так как включает предложение по формированию особой методики определения материального вознаграждения для тех рационализаторских предложений, которые были реализованы. Мы предлагаем региональным органам власти издать соответствующие нормативно-правовые акты устанавливающие размер материального вознаграждения за полученный положительный

эффект от внедрения рационализаторских предложений. Необходимо сделать размер материального поощрения адекватным полученному экономическому эффекту, а именно выраженным в фиксированных процентах от экономического эффекта.

В качестве вознаграждения разработчикам рационализаторских предложений мы предлагаем установить следующие размеры единовременного поощрения:

- при реализации рационализаторских предложений на уровне отдельных предприятий и их объединений - установить 3% от прироста прибыли (т.е. разницы между ожидаемой прибылью при использовании старых технологий, форм деятельности и фактической прибылью полученной после внедрения рационализаторских предложений;

- при реализации предложений на уровне региона и получении положительных результатов в виде роста количества малых предприятий, роста занятости и повышения интенсивности деловой активности улучшающей материальное положение участников бизнеса и рабочей силы

- установить размер вознаграждения с опорой на косвенные показатели (на пример, в пределах 10% от проста налогов с прибыли или от прироста НДФЛ, но не более 5 млн руб).

В тоже время считаем, что перед внедрением рационализаторских предложений необходимо в рамках дискуссии обосновать целесообразность внедрения мероприятий способных стимулировать развитие малого бизнеса в экономике. С другой стороны все лица выдвигающие предложения должны быть в ответе за результативность своих предло-жений перед региональными органами власти, поэтому для отсеивания сомнительных предложений мы также предлагаем через нормативно-правовые акты установить размер материальной ответственности за полученные негативные экономические эффекты (к примеру, 20-40% от полученных убытков в результате внедрения

рационализаторских предложений должны быть погашены личными средствами разработчиков предложений). Данная мера, на наш взгляд, позволит самоустраниться от самозванцев, готовых ради вознаграждения, бездумно распоряжаться бюджетными деньгами особо не задумываясь о последствиях.

4 Мы предлагаем создать прозрачность представления и обсуждения рационализаторских предложений по стимулированию малого и среднего бизнеса в регионе. Нам представляется важным формирование публичной дискуссии в открытой форме при представлении идей (возможно онлайн конференция), их обсуждение и диалог, оценка их эффективности и заключение по внедрению или отклонению предложений (с указанием причин отклонения). На наш взгляд, публичность обсуждения и принятия решения позволит лишить в одностороннем порядке органы власти возможности оппортунистического поведения, т.е. формирования ложного представления у населения о проведении активной взаимовыгодной деятельности с обществом, а именно не восприятие разработок и предложений, или необоснованный отказ от их реализации по умолчанию. Открытость взаимодействия региональных органов власти, бизнесменов, ученых и специалистов, профсоюзов позволят также более объективно строить общественную оценку об эффективности организации работы чиновников, народных избранников на государственной службе.

5 Для стимулирования развития малого бизнеса в регионе мы предлагаем органам власти предоставить ряд налоговых льгот крупным и средним предприятиям берущим под свое попечительство вновь образующиеся малые предприятия и прочие малые формы хозяйствования, а также предоставлять финансовую поддержку для совместных инвестиционных проектов с субъектами малого бизнеса (период поддержки может быть ограничен, к примеру, на два года).

На наш взгляд, данная мера позволит создать в лице крупных и средних предприятий своеобразных «кураторов» для неопытных начинающих субъектов малого бизнеса, которые будут в процессе работы предпринимателей консультировать и помогать в процессе решения возникающих трудностей. Нам представляется, что поддержка на стартовом этапе становления для субъектов малого бизнеса является актуальной и необходимой, позволит снизить риски и предотвратить нерациональные затраты. В тоже время предоставление налоговых льгот для среднего и крупного бизнеса может стать существенным стимулом для поддержания развития малого предпринимательства в организационных, управленческих, бухгалтерских и прочих актуальных вопросах ведения бизнеса. Помощь одних действующих предпринимателей начинающим в процессе непосредственной деятельности последних, нам представляется более значимой, чем чтение лекций и проведение теоретических семинаров в учебных заведениях и бизнес-инкубаторах.

6 Следующее наше предложение связанно с формированием конкурентных преимуществ товаропроизводителей Краснодарского края. В частности мы предлагаем региональным органам власти организовать в крае ежегодный конкурс «Лучший отечественный товар года» для стимулирования творческой инициативы и инновационной деятельности среди местных товаропроизводителей, улучшения качества местных товаров и услуг.

В рамках конкурса нам представляется возможным формирование критерия отбора по технико-экономическим и потребительским критериям с возможностью корректного сравнения с аналогичной импортной продукцией присутствующей на отечественных прилавках и в торговых центрах. Целью конкурса можно считать, с одной стороны, формирование у населения представления о высокой конкурентоспособности Кубанской продукции, а также информированность населения о наличии такой

продукции и местах ее приобретения, с другой стороны, стимулирование местных товаропроизводителей к совершенствованию потребительских и технико-экономических свойств своих товаров и услуг, внедрение новых технологий.

Позиционирование лучших кубанских товаров может способствовать росту спроса на нее и увеличение ее потребления, что будет способствовать расширению производства или формированию в крае множества малых предприятий производящих аналогичную качественную продукцию. Поэтому одним из важных условий проведения таких мероприятий должно быть широкое информационное сопровождение через СМИ Кубани и интернет ресурсы.

Результатом конкурса должно быть не только общественное признание в виде предоставления грамоты, широкой рекламы и позиционирования продукции за счет бюджетных средств что само по себе немаловажно для развития бизнеса, но и существенное материальное вознаграждение (к примеру, 500 тыс руб).

7 Мы также предлагаем ввести на территории Краснодарского края дополнительный акцизный налог на импортную продукцию, которая является аналогичной местной продукции, производимой малыми формами хозяйствования Краснодарского края. Данная мера позволит обезопасить отечественных малых товаропроизводителей от вытеснения с местных рынков. Данную меру мы, прежде всего, предлагаем реализовать по отношению к импортной сельскохозяйственной продукции.

8 Учитывая тот факт, что именно малый бизнес в большей степени склонен к развитию новых видов деятельности, к нововведениям и расширению ассортимента продукции и услуг, мы предлагаем (для снижения рисков) субъектам занятым производством новых товаров, не получивших еще широкого спроса и популярности, предоставить компенсационные субсидии на период с момента образования нового

производства до получения чистой прибыли, но не более чем на 4 года. При этом мы предлагаем уравнять размер компенсационной субсидии с размером налоговой нагрузки на эти же малые формы хозяйствования.

На основе выше сказанного можно сделать следующий вывод - путь развития любого общества лежит через активизацию человеческой мысли, построение новых форм и механизмов взаимодействия экономических субъектов с учетом динамично меняющихся условий функционирования социума. Поэтому чем быстрее наши органы власти осознают, что наличие административных рычагов власти не гарантируют им монополию истины и эффективности в принятии решений, и чем быстрее они обратят внимание на необходимость стимулирования и привлечения интеллектуального потенциала всего общества для формирования эффективной социально-экономической политики на разных уровнях государственного управления, тем быстрее будут созданы условия для развития как малого и среднего бизнеса на отдельных территориях, так и в целом для долгосрочного динамичного развития региональной и национальной экономики России.

Литература

1 Андреев С.Ю. Роль органов власти и КГАУ в проведении эффективных антикризисных мероприятий на территории Краснодарского края / С.Ю. Андреев, Л.Э. Тауш // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2010. - №55(01). С. 207-213. - IDA [article ID]: 0551001001. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2010/01/pdf/01.pdf

2 Андреев С.Ю. Экономические циклы в современной макроэкономической теории / С.Ю. Андреев // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2012. - №75(01). С. 732-751. - IDA [article ID]: 0751201020. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2012/01/pdf/20.pdf

3 Дулин М.П. К вопросу о повышении социально-экономических функций унитарных

предприятий Краснодарского края / М.П. Дулин, С.Ю. Андреев, С.А. Мамий и др. // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2013. - №92 (08). - IDA [article ID]: 0921308079. - Режим доступа:

http://ej.kubagro.ru/2013/08/pdf/79.pdf

References

1 Andreev S.Ju. Rol' organov vlasti i KGAU v provedenii jeffektivnyh antikrizisnyh meroprijatij na territorii Krasnodarskogo kraja / S.Ju. Andreev, L.Je. Taush // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2010. - №55(01). S. 207-213. - IDA [article ID]: 0551001001. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2010/01/pdf/01.pdf

2 Andreev S.Ju. Jekonomicheskie cikly v sovremennoj makrojekonomicheskoj teorii / S.Ju. Andreev // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2012. - №75(01). S. 732-751. - IDA [article ID]: 0751201020. -Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2012/01/pdf/20.pdf

3 Dulin M.P. K voprosu o povyshenii social'no-jekonomicheskih funkcij unitarnyh predprijatij Krasnodarskogo kraja / M.P. Dulin, S.Ju. Andreev, S.A. Mamij i dr. // Nauchnyj zhurnal KubGAU [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2013. - №92 (08). - IDA [article ID]: 0921308079. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2013/08/pdf/79.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.