Научная статья на тему 'Государственная поддержка занятости трудоспособных инвалидов в Краснодарском крае'

Государственная поддержка занятости трудоспособных инвалидов в Краснодарском крае Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1375
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИДЫ / ЗАНЯТОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / РЫНОК ТРУДА / ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА / DISABLED PEOPLE / EMPLOYMENT / GOVERNMENTAL SUPPORT / LABOR MARKET

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Артемова Елена Игоревна, Андреев Сергей Юрьевич, Мищенко Елена Анатольевна, Киященко Елена Александровна

Статья посвящена решению проблем повышения уровня занятости лиц с ограниченными возможностями в Краснодарском крае. Определены перспективные направления государственной поддержки трудоспособных инвалидов на уровне региона, рассмотрена социально-экономическая значимость механизмов социальной поддержки лиц с ограниченными возможностями. Объектом исследования послужили условия и факторы, влияющие на деятельность трудоспособных лиц с ограниченными возможностями. Предметом исследования явилась совокупность организационно-экономических отношений, возникающих в процессе реализации инструментов государственной поддержки инвалидов в Краснодарском крае. В настоящее время разрабатываются федеральные и региональные целевые программы по социальной интеграции людей с ограниченными возможностями, поддержке инвалидов на рынке труда субъектов Российской Федерации, создаются центры реабилитации и повышения профессиональной подготовки инвалидов. Вопросам социальной реабилитации инвалидов и привлечения их к трудовой деятельности уделяется все больше внимания на различных уровнях власти. В статье сформулированы и обоснованы предложения по формированию дополнительных форм государственной поддержки занятости лиц с ограниченными возможностями: квотирование рабочих мест, предоставление дополнительных налоговых льгот и финансовых ресурсов, формирование защищенного рынка труда, разработку и реализацию долгосрочной стратегии формирования толерантного отношения общества к инвалидам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Артемова Елена Игоревна, Андреев Сергей Юрьевич, Мищенко Елена Анатольевна, Киященко Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPPORT OF EMPLOYABLE DISABLED PERSONS'' EMPLOYMENT IN THE KRASNODAR REGION

The article is dedicated to solving such an important state task as improving the employment rate level of people with disabilities in the Krasnodar region. The promising areas of governmental support of employable disabled people at the regional level were reflected in the article, and the socio-economic significance of proposals, presented by the author, was considered. As an object of this study, the modern conditions of functioning and factors, influencing the activity of employable disabled people were considered. The subject of study is a set of organizational and economic relations, which characterize a governmental support of disabled people in the Krasnodar region. Nowadays the federal and regional targeted programs for social integration of the persons with disabilities and for their support at the labor market of Russian Federation are being worked out, rehabilitation and professional development centers are being created. The more attention is being paid to the issues of disabled people's social rehabilitation and their involvement of labor at the different levels of authorities, which determines the relevance of the research topic. A number of provisions in the article, such as a rationale of the extra forms of disabled people's governmental support formation, has a scientific novelty

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка занятости трудоспособных инвалидов в Краснодарском крае»

УДК 304(571:54)

08.00.00 Экономические науки

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ЗАНЯТОСТИ ТРУДОСПОСОБНЫХ ИНВАЛИДОВ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

Артемова Елена Игоревна д.э.н., профессор

РИНЦ SPIN-код автора: 7988-2332

Андреев Сергей Юрьевич к.э.н., доцент

РИНЦ SPIN-код автора: 7988-2332

Мищенко Елена Анатольевна преподаватель

РИНЦ SPIN-код автора: 4044-1424

Киященко Елена Александровна студент

Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия

Статья посвящена решению проблем повышения уровня занятости лиц с ограниченными возможностями в Краснодарском крае. Определены перспективные направления государственной поддержки трудоспособных инвалидов на уровне региона, рассмотрена социально-экономическая значимость механизмов социальной поддержки лиц с ограниченными возможностями. Объектом исследования послужили условия и факторы, влияющие на деятельность трудоспособных лиц с ограниченными возможностями. Предметом исследования явилась совокупность организационно-экономических отношений, возникающих в процессе реализации инструментов государственной поддержки инвалидов в Краснодарском крае. В настоящее время разрабатываются федеральные и региональные целевые программы по социальной интеграции людей с ограниченными возможностями, поддержке инвалидов на рынке труда субъектов Российской Федерации, создаются центры реабилитации и повышения профессиональной подготовки инвалидов. Вопросам социальной реабилитации инвалидов и привлечения их к трудовой деятельности уделяется все больше внимания на различных уровнях власти. В статье сформулированы и обоснованы предложения по формированию дополнительных форм государственной поддержки занятости лиц с ограниченными возможностями: квотирование рабочих мест, предоставление дополнительных налоговых льгот и финансовых ресурсов, формирование защищенного рынка труда, разработку и реализацию долгосрочной стратегии формирования толерантного отношения общества к инвалидам

Ключевые слова: ИНВАЛИДЫ, ЗАНЯТОСТЬ,

UDC 304(571:54) Economic sciences

STATE SUPPORT OF EMPLOYABLE DISABLED PERSONS' EMPLOYMENT IN THE KRASNODAR REGION

Artemova Elena Igorevna

Doctor of economic sciences, professor

RSCI SPIN-code: 9345-1430

Andreev Sergey Yurievich

Cand. Econ. Sci., associate professor

RSCI SPIN-code: 7988-2332

Mischenko Elena Anatolyevna lecturer

RSCI SPIN-code: 4044-1424

Kiyashchenko Elena Alexandrovna student

Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

The article is dedicated to solving such an important state task as improving the employment rate level of people with disabilities in the Krasnodar region. The promising areas of governmental support of employable disabled people at the regional level were reflected in the article, and the socio-economic significance of proposals, presented by the author, was considered. As an object of this study, the modern conditions of functioning and factors, influencing the activity of employable disabled people were considered. The subject of study is a set of organizational and economic relations, which characterize a governmental support of disabled people in the Krasnodar region. Nowadays the federal and regional targeted programs for social integration of the persons with disabilities and for their support at the labor market of Russian Federation are being worked out, rehabilitation and professional development centers are being created. The more attention is being paid to the issues of disabled people's social rehabilitation and their involvement of labor at the different levels of authorities, which determines the relevance of the research topic. A number of provisions in the article, such as a rationale of the extra forms of disabled people's governmental support formation, has a scientific novelty

Keywords: DISABLED PEOPLE, EMPLOYMENT,

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА, РЫНОК ТРУДА, ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА

GOVERNMENTAL SUPPORT, LABOR MARKET

В современном мире во многих развитых странах вопросам социальной реабилитации инвалидов и привлечения их к трудовой деятельности уделяется немало внимания. В Российской Федерации разрабатываются федеральные и региональные целевые программы по социальной интеграции инвалидов и их поддержке на рынке труда, создаются центры реабилитации и повышения квалификации лиц с ограниченными возможностями. В этой связи вопросы, связанные с разработкой дополнительных форм государственной поддержки трудоспособных инвалидов на территории Краснодарского края представляются актуальными.

В настоящее время трудовой потенциал людей с ограниченными возможностями во многих российских регионах используется не полностью. Так, к примеру, в 2014 г. в Российской Федерации проживало более 14 млн инвалидов, но имело работу из них лишь около 11%. В развитых зарубежных странах трудовая активность инвалидов значительно выше и достигает, по оценке ряда исследователей, до 40-50% от численности трудоспособных инвалидов [7]. В этой связи представляется целесообразным дальнейшее совершенствование государственных форм поддержки, направленных на социальную и профессиональную реабилитацию инвалидов, создание эффективных механизмов их трудоустройства, адаптация нормативно-методического обеспечения сферы занятости и социальной защиты инвалидов.

Представляется, что в современных условиях необходимо формировать новые социальные модели отношения к инвалидам на федеральном и региональном уровне, в основе которых будут активные формы взаимодействия между инвалидами и обществом в целом. Такой

подход может стать основой для формирования активной государственной политики по поддержке трудоспособных инвалидов в Краснодарском крае.

На наш взгляд, сформированный к настоящему времени региональный механизм поддержки инвалидов в сфере занятости Краснодарского края не ориентирован на более полное использования трудового потенциала людей с ограниченными возможностями, что приводит к ухудшению материального положения семей с инвалидами и их уровня жизни. Представляется, что наиболее важной задачей службы занятости, а также службы социальной защиты Краснодарского края, курирующей вопросы занятости инвалидов, является совершенствование региональной поддержки использования трудового потенциала инвалидов на рынке труда, разработка эффективных и гибких форм занятости людей с ограниченными возможностями.

Изучение опыта развитых стран в вопросах государственного регулирования данного специфического рынка труда позволило выявить комплекс факторов, влияющих на современную политику занятости инвалидов в условиях рыночной экономики. Среди факторов спроса, влияющих на заинтересованность работодателей в привлечении рабочей силы трудоспособных инвалидов можно выделить:

- социально-экономическую политику государства;

- доступность и стоимость экономических ресурсов;

- состояние и динамику рынка труда;

- действующую государственную политику занятости инвалидов и

др. [10].

На политику занятости инвалидов в условиях рыночной экономики влияют как внутренние факторы (физические и интеллектуальные способности инвалидов, рыночная конъюнктура, состояние рынка труда, уровень квалификации и профессиональной подготовленности инвалидов,

развитие на местном уровне видов деятельности, предполагающих возможность привлечения инвалидов и др.), так и внешние факторы (государственная политика занятости инвалидов, социальная инфраструктура, экономические кризисы и др.). Следует отметить, что большое значение имеет физическая предрасположенность отдельных инвалидов к конкретной трудовой деятельности.

Опыт развитых стран позволяет выделить несколько основных аспектов, оказывающих влияние на современную политику занятости трудоспособных инвалидов:

во-первых, медицинские аспекты трудовой занятости инвалидов, которые обусловлены диагнозами выявленных патологий, придающих людям статус инвалидов (слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих, инвалидов войны, инвалидов с детства, инвалидов I, II или III группы и т.д.);

во-вторых, социальные аспекты, которые отражают необходимость удовлетворения социальных потребностей людей с ограниченными возможностями в образовании, физическом развитии, общении, передвижении и т.д.;

в-третьих, экономические аспекты трудовой занятости инвалидов, связанные с необходимостью выделения ресурсов для содержания рабочих мест инвалидов, их лечение, обучение, переобучение и т.д.;

в-четвертых, организационные аспекты, включающие особенности организации поддержки инвалидов, их реабилитацию, организацию рабочих мест, проведение государственной политики занятости инвалидов;

в-пятых, технологические аспекты, включающие необходимость решения актуальных проблем здравоохранения, образования, занятости, социального обеспечения, транспорта и т.д. на основе современных технологий, формирующих возможности для нормального существования инвалидов, а также раскрытия их потенциала в трудовой деятельности [3].

Следует подчеркнуть, что элементы политики трудовой занятости инвалидов в рыночной экономике включают в себя:

- государственную политику занятости инвалидов, проводимую в рамках социально-экономической политики;

- поведение работодателей, формирующих спрос на рабочую силу в условиях рыночной экономики;

- деятельность общественных организаций, защищающих интересы и потребности лиц с ограниченными возможностями;

- политику прочих организаций и социальных групп, заинтересованных в проведении эффективной политики трудовой занятости инвалидов [6].

Важно учитывать тот факт, что условия, определяющие переход инвалидов в категорию занятых за счет государственных административных мер весьма ограничены, так как помимо материальной мотивации работо-дателей важную роль играют факторы, определяющие заинтересованность бизнеса в спросе на рабочую силу трудоспособных инвалидов. Данные отношения во многом обусловлены ростом требований к качественным (профессиональным) характеристикам наемной рабочей силы.

В современных условиях научно-технический прогресс и реализация принципов социального государства создают предпосылки для более широкого и активного вовлечения людей с ограниченными возможностями во все сферы общественной жизни [2]. На наш взгляд, в настоящее время трудоспособных инвалидов можно рассматривать как неотъемлемую часть трудового потенциала общества.

На наш взгляд, современная региональная политика Краснодарского края в отношении трудоспособных инвалидов должна строиться на реализации новой социальной модели, ориентированной на гармонизацию интересов инвалидов и общества.

Представляется, что в современных условиях региональная политика занятости должна учитывать право трудоспособных инвалидов принимать активное участие в экономических, социальных, политических процессах, свободу выбора профессии и вида трудовой деятельности, а также доступность к учебным заведениям, жилым и общественным зданиям, транспорту, средствам коммуникации и т.д. [1].

Создание комфортных условий для инвалидов требует от органов власти формирования ряда благоприятных социально-экономических условий на разных уровнях государственного управления, в частности: дополнительных рабочих мест для инвалидов, адаптированной безбарьерной среды, возможностей для повышения квалификации и обучения новым профессиям. Безусловно, в процессе труда происходит развитие инвалида как работника и как личности, растет его квалификация и социальная активность, усиливается адаптация в трудовом коллективе. В этой связи развитие потенциала трудоспособных инвалидов в процессе реализации экономической деятельности следует рассматривать как важное условие становления и развития их как личностей.

Нам представляется, что здоровье инвалида в силу тех или иных причин (врожденных патологий, травмы, профессионального заболевания, участия в боевых действиях и т.д.) имеет ограничения, однако они могут быть восполнены развитием других навыков, прежде всего, за счет повышения образования, накопления профессионального опыта и т.п. Такой подход к трудовому потенциалу инвалидов должен стать основой для разработки теоретических и практических мер по активному вовлечению людей с ограниченными возможностями в трудовую деятельность.

Очевидно, что инвалиды не способны на рынке труда выдерживать конкуренцию со здоровыми людьми. Инвалиды, как правило, обладают сниженной трудовой и профессиональной мобильностью. Наличие этих

объективных причин обусловливают отсутствие гибкости спроса и предложения рабочей силы инвалидов на отечественном рынке труда [7].

Можно отметить, что специфика региональной занятости инвалидов связана с совокупностью противоречивых факторов, таких как: состояние здоровья людей с ограниченными возможностями, отношение к ним работодателей, существующие меры социальной поддержки, развитие реабилитационной инфраструктуры и т.д. [8]. В тоже время, на наш взгляд, государственная служба занятости Краснодарского края имеет резервы для стимулирования профессиональной реабилитации инвалидов и их трудоустройства.

Проведенные исследования по проблемам занятости инвалидов в Краснодарском крае позволили установить, что основными барьерами, стоящими перед инвалидами в процессе трудоустройства являются:

- боязнь потерять льготы или пенсии по инвалидности, что снижает стимулы к поиску работы;

- сложность трудоустройства инвалидов из-за недостаточного уровня профессионального образования и квалификации;

- психологический фактор, обусловленный особым отношением со стороны общества и трудовых коллективов к инвалидам.

По-прежнему одной из сложных проблем является преодоление психологического барьера, связанного с мнением физиологически здоровых граждан об ущербности инвалидов и их непригодности для общественно-полезной деятельности. В связи с этим считаем целесообразным разработку и реализацию долгосрочной стратегии формирования толерантного отноше-ния общества к инвалидам.

Представляется, что совершенствование форм, методов и механизмов регулирования вопросов занятости трудоспособных инвалидов в Краснодарском крае должно проходить через активизацию применения системы льгот для работодателей, создающих дополнительные рабочие

места для инвалидов, а также через развитие и поддержку защищенного рынка труда в регионе, то есть через создание рабочих мест специально для

инвалидов [4].

В настоящее время региональный рынок труда Краснодарского края регулируется посредством следующих экономических механизмов:

- использование системы льгот и преференций для работодателей с целью стимулирования создания дополнительных рабочих мест специально для инвалидов;

- поддержка государством специализированных предприятий, использующих труд инвалидов;

- реализация региональной целевой программы «Доступная среда» на 2014-2016 гг.

Важно отметить, что изменения в федеральном законодательстве в настоящее время ослабили принцип обязательности квотирования рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями (ранее были установлены в пределах 2-4% от количества всех рабочих мест). Также частично были отменены ранее применявшиеся санкции за невыполнение квоты на рабочие места для инвалидов [3]. В результате роль квотирования рабочих мест для удовлетворения потребности инвалидов в трудоустройстве резко сократилась во многих регионах, включая Краснодарский край.

Однако утверждать, что механизм квотирования себя изжил, преждевременно. Мы считаем, что квотирование, наряду с другими формами, обеспечивающими занятость лиц с ограниченными возможностями, является важным условием способствующим их трудоустройству и одним из основных способов защиты интересов инвалидов на региональном рынке труда. Поэтому решение такой задачи как улучшение условий реализации прав инвалидов на трудоустройство в

Краснодарском крае требует правовой обоснованности использования данных квот. При этом квотирование должно осуществляться как с учетом потребности экономики в рабочей силе, так и с учетом пожеланий самих инвалидов.

Проведенное исследование позволило систематизировать предложения по формированию дополнительных форм государственной поддержки трудоспособных инвалидов в Краснодарском крае:

- необходимо ввести обязательное квотирование рабочих мест с дифференциацией их количества по разным видам деятельности - от 2 до 5% (где квота в размере 5% будет реализовываться преимущественно за счет бюджетного сектора региональной экономики);

- включить в процесс квотирования предприятия малого и среднего бизнеса (к примеру, в пределах минимального размера - 2%);

- работодателям целесообразно вносить в краевой бюджет компенсацию стоимости рабочего места за каждого нетрудоустроенного в пределах квоты инвалида, а средства от уплаты компенсаций направлять на поощрение тех работодателей, которые принимают на работу инвалидов сверх установленной квоты;

- ввести требование выполнения условий квотирования рабочих мест для всех работодателей, претендующих на получение государственного, регионального или муниципального заказа;

- при использовании бюджетных средств на финансирование инвестиционных проектов, предусматривающих создание новых рабочих мест, предлагаем органам власти отдавать предпочтение тем проектам, где работодатели обязуются создать оборудованные рабочие места для лиц с ограниченными возможностями.

Считаем, что предпочтения региональных органов власти в вопросах бюджетного финансирования местных инвестиционных проектов можно также использовать для стимулирования создания новых рабочих мест для

лиц с ограниченными возможностями. В частности, мы предлагаем определять приоритетные инвестиционные проекты Краснодарского края, нуждающиеся в финансировании из регионального бюджета, исходя из следующих критериев:

- уровня безработицы в муниципальных образованиях края, в том числе среди трудоспособных инвалидов;

- потребности инвалидов в трудоустройстве с учетом уровня их профессиональной подготовки, состояния здоровья и возраста;

- обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к создаваемым рабочим местам и наличия доступной инфраструктуры.

На наш взгляд, учет данных критериев будет способствовать отбору наиболее значимых в социальном отношении инвестиционных проектов, способствующих повышению занятости трудоспособных инвалидов.

С учетом анализа передового опыта в использовании экономических механизмов для стимулирования трудоустройства лиц с ограниченными возможностями предлагаем реализовать следующие формы поддержки предпринимателей, создающих рабочие места для инвалидов:

- предоставление субсидии на заработную плату инвалидов, которые должны покрыть разницу в производительности труда лиц с органиченными возможностями (в ряде стран эти субсидии имеют временный характер, например, в Швеции действуют в течение 4 лет, в Германии - до 8 лет) [3];

- предоставлять дотации для частичного покрытия расходов работодателей на обучение и переобучение инвалидов (в пределах от 30 до 50% затрат на обучение в зависимости от сферы деятельности);

- предоставлять субсидии на переоборудование рабочих мест для инвалидов;

- предоставлять налоговые льготы организациям за каждого нового принятого на работу инвалида;

- снижать размер отчислений в социальные внебюджетные фонды от заработной платы работающих на предприятиях инвалидов;

- поощрять предпринимателей, трудоустраивающих инвалидов сверх существующих квот, предоставлять им преимущества при проведении конкурсов на региональные и муниципальные проекты и заказы.

В настоящее время, как правило, в реализации политики по улучшению условий трудоустройства инвалидов учитываются интересы работодателей, а реальные потребности самих инвалидов в обустройстве для них рабочих мест и трудовой адаптации не всегда принимаются в расчет. В этой связи на территории Краснодарского края для поддержки трудоспособных инвалидов целесообразно учитывать фактор повышения адресности предоставления региональной финансовой помощи работодателям. В этой связи считаем целесообразным:

- разработать систему показателей, учитывающих реальные потребности инвалидов Краснодарского края в трудоустройстве;

- создать информационную базу содействия занятости инвалидов с активным использованием муниципальных и региональных (а также межрегиональных) информационных ресурсов;

- осуществлять координацию работ между различными ведомствами, учреждениями и общественными организациями социальной сферы по вопросам содействия занятости инвалидов на территории края;

- проводить экспертизу проектов работодателей по созданию и модернизации рабочих мест для оценки их соответствия потребностям инвалидов и повышения социальной значимости данных проектов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- осуществлять прогнозные расчеты потребности в трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями, предоставлять эти данные

общественности и бизнес сообществу на территории региона и его муниципальных образований.

Развитие на территории Краснодарского края защищенного рынка труда, а именно увеличение специализированных предприятий, ориентированных на использование труда инвалидов, предлагаем:

- осуществлять инвестиции из краевого бюджета на создание рабочих мест для инвалидов, в том числе создавать малые унитарные предприятия для их трудоустройства;

- оказывать консультационную, методическую и финансовую помощь в подготовке специалистов, обеспечивающих трудоустройство и переподго-товку инвалидов;

- обеспечивать разработку, внедрение и совершенствование методических материалов, способствующих работе с инвалидами в вопросах повышения их квалификации и трудоустройства;

- стимулировать самозанятость инвалидов и создание ими предприятий малого бизнеса (за счет освобождения от налогов, предоставления льготных кредитов, муниципальных заказов).

Функционирование инвалидов в режиме самозанятости будет способствовать наиболее полному раскрытию потенциала молодых инициативных и трудоспособных инвалидов. Поэтому поддержку данного направления со стороны региональных органов власти считаем целесообразной.

Для повышения эффективности реализации региональной комплексной целевой программы социальной интеграции инвалидов «Доступная среда» в Краснодарском крае на 2014-2016 гг. предлагаем учитывать ключевую роль занятости и профессиональной реабилитации инвалидов в решении проблем социальной интеграции данной категории людей. В частности, предлагаем в программу «Доступная среда»

включить раздел «Региональная поддержка инвалидов на рынке труда», который будет дополнен следующими положениями:

- создание на территории Краснодарского края рабочих мест для инвалидов и надлежащих условий труда на предприятиях и организациях всех форм собственности;

- создание, сохранение или модернизация существующих рабочих мест для инвалидов на базе унитарных предприятий;

- организация профессиональной подготовки и переподготовки трудоспособных лиц с ограниченными возможностями;

- создание современных автоматизированных и компьютеризированных рабочих мест, ориентированных на использование дистанционных методов взаимодействия лиц с ограниченными возможностями с действующими и потенциальными работодателями.

Считаем целесообразным в практику работы региональных органов власти по оказанию государственных услуг инвалидам ввести дифференцированный подход по их предоставлению. Считаем, что дифференцированный подход, учитывающий потребности отдельных категорий инвалидов в трудовой деятельности, должен осуществляться при активном использовании нестандартных форм занятости на территории края (общественные работы, сезонные работы, работы по договору подряда, разовые работы и пр.), а также режимов труда (неполное рабочее время, гибкий график работы, работа на дому).

Таким образом, реализация предложенных мероприятий, связанных с совершенствованием механизма стимулирования трудоустройства инвалидов и формированием толерантного отношения к ним позволит повысить результативность региональных программ поддержки лиц с ограниченными возможностями, положительно отразится на использовании трудового потенциала инвалидов на территории Краснодарского края.

Литература

1 Андреев С.Ю. К вопросу о повышении эффективности государственного управления экономикой на региональном и федеральном уровнях / С.Ю. Андреев, Е.А. Мищенко, В. А. Самсонов // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2015. - №02(106). С. 1121 - 1132. - IDA [article ID]: 1061502074. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2015/02/pdf/74.pdf

2 Андреев С.Ю. Конкурентоспособность личности и интересы общества / С.Ю. Андреев // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2004. - №04(006). - С. 170 - 173.

3 Белькова Н.М. Развитие трудовой занятости инвалидов в современных условиях России: автореф. дис. канд. экон. наук / Н.М. Белькова. - Москва, 2012. - 26 с.

4 Бурковский П.В. Социальное развитие сельских территорий как приоритетное направление государственного регулирования агропромышленного комплекса Краснодарского края / Бурковский П.В., Сергеева А.И. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2015. -№08(112). - IDA [article ID]: 1121508118. - Режим доступа: http://ej .kubagro.ru/2015/08/pdf/118.pdf

5 Дулин М.П. К вопросу о повышении социально-экономических функций унитарных предприятий Краснодарского края / М.П. Дулин, С.Ю. Андреев, С.А. Мамий и др. // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2013. - №92 (08). - IDA [article ID]: 0921308079. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru /2013/08/pdf/79.pdf

6 Котов Н.И. Трудоустройство людей с инвалидностью / Н.И. Котов. - М.: Инфра-М, 2009. - 110 с.

7 Лысенко А.Е. Системный подход к решению проблем трудовой занятости инвалидов / А.Е. Лысенко // Сборник материалов Научно-практической конференции «Социальное партнёрство государственных структур, общественных объединений и бизнес-сообщества в решении актуальных проблем трудовой занятости людей с инвалидностью в городе Москве». - М.: Руснаука, 2012. - С. 23-28

8 Молчанов Д.П. Трудоустройство инвалидов: интегрированный подход / Д.П. Молчанов. - М: Инфра-М, 2011. - 88 с.

9 Орлова Е.Б. Семейные формы организации труда в сельском хозяйстве в условиях современной России / Е.Б. Орлова, С.Ю. Андреев, М.А. Орлова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2014. - №01(095). С. 1057 - 1079. - IDA [article ID]: 0951401061. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2014/01/pdf/61.pdf

10 Топилин К.А. Стимулирование использования трудового потенциала инвалидов на региональном рынке труда (на примере Москвы): автореф. дис. канд. экон. наук / К. А. Топилин. - Москва, 2011. - 27 с.

11 Шулимова А.А. Институциональные основы социальной ответственности российского бизнеса // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2011. - № 4. - С. 29.

References

1 Andreev S.Ju. K voprosu o povyshenii jeffektivnosti gosudarstvennogo upravlenija jekonomikoj na regional'nom i federal'nom urovnjah / S.Ju. Andreev, E.A. Mishhenko, V.A. Samsonov // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs].

- Krasnodar: KubGAU, 2015. - №02(106). S. 1121 - 1132. - IDA [article ID]: 1061502074.

- Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2015/02/pdf/74.pdf

2 Andreev S.Ju. Konkurentosposobnost' lichnosti i interesy obshhestva / S.Ju. Andreev // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2004. - №04(006). - S. 170 - 173.

3 Bel'kova N.M. Razvitie trudovoj zanjatosti invalidov v sovremennyh uslovijah Rossii: avtoref. dis. kand. jekon. nauk / N.M. Bel'kova. - Moskva, 2012. - 26 s.

4 Burkovskij P.V. Social'noe razvitie sel'skih territorij kak prioritetnoe napravlenie gosudarstvennogo regulirovanija agropromyshlennogo kompleksa Krasnodarskogo kraja / Burkovskij P.V., Sergeeva A.I. // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2015. - №08(112). - IDA [article ID]: 1121508118. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2015/08/pdf/118.pdf

5 Dulin M.P. K voprosu o povyshenii social'no-jekonomicheskih funkcij unitarnyh predprijatij Krasnodarskogo kraja / M.P. Dulin, S.Ju. Andreev, S.A. Mamij i dr. // Nauchnyj zhurnal KubGAU [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2013. - №92 (08). - IDA [article ID]: 0921308079. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru /2013/08/pdf/79.pdf

6 Kotov N.I. Trudoustrojstvo ljudej s invalidnost'ju / N.I. Kotov. - M.: Infra-M, 2009. -

110 s.

7 Lysenko A.E. Sistemnyj podhod k resheniju problem trudovoj zanjatosti invalidov / A.E. Lysenko // Sbornik materialov Nauchno-prakticheskoj konferencii «Social'noe partnjorstvo gosudarstvennyh struktur, obshhestvennyh ob#edinenij i biznes-soobshhestva v reshenii aktual'nyh problem trudovoj zanjatosti ljudej s invalidnost'ju v gorode Moskve». -M.: Rusnauka, 2012. - S. 23-28

8 Molchanov D.P. Trudoustrojstvo invalidov: integrirovannyj podhod / D.P. Molchanov. - M: Infra-M, 2011. - 88 s.

9 Orlova E.B. Semejnye formy organizacii truda v sel'skom hozjajstve v uslovijah sovremennoj Rossii / E.B. Orlova, S.Ju. Andreev, M.A. Orlova // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2014. -№01(095). S. 1057 - 1079. - IDA [article ID]: 0951401061. - Rezhim dostupa: http://ej .kubagro.ru/2014/01/pdf/61.pdf

10 Topilin K.A. Stimulirovanie ispol'zovanija trudovogo potenciala invalidov na regional'nom rynke truda (na primere Moskvy): avtoref. dis. kand. jekon. nauk / K.A. Topilin. - Moskva, 2011. - 27 s.

11 Shulimova A.A. Institucional'nye osnovy social'noj otvetstvennosti rossijskogo biznesa // Sovremennye issledovanija social'nyh problem (jelektronnyj nauchnyj zhurnal). -2011. - № 4. - S. 29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.