Научная статья на тему 'Формирование комплексной системы инструментов и механизмов налогового регулирования для развития организаций инновационного сектора экономики'

Формирование комплексной системы инструментов и механизмов налогового регулирования для развития организаций инновационного сектора экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / СТИМУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорьева Я.А.

Трансформация российской экономики второго десятилетия XXI века направлена на достижения баланса между государством и бизнесом. Одним из ключевых факторов развития современного общества являются инновации, а наиболее приоритетным видом экономической деятельности инновационная. Исходя из этого важнейшая задача государства состоит в формировании таких условий функционирования для организаций, которые были бы наиболее благоприятными. Инновационная модель развития, для которой характерны постоянная модернизация производственных возможностей и человеческий потенциал, является наиболее подходящей альтернативой для России в условиях ее современной роли в мировой экономике. Особое значение приобретает система налогообложения, которую можно представить, как одну из точек соприкосновения интересов государства, с одной стороны, и хозяйствующего субъекта с другой стороны. Данная статья посвящена исследованию формирования комплексной системы инструментов и механизмов налогового регулирования в целях развития организаций инновационного сектора экономики. Рассмотрен международный опыт использования налоговых инструментов для регулирования и развития организаций инновационного сектора экономики, выявлена необходимость совершенствования системы налогообложения, представлены основные рекомендации в рамках стимулирования развития инновационного сектора в виде формирования комплексной системы инструментов и механизмов налогового регулирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование комплексной системы инструментов и механизмов налогового регулирования для развития организаций инновационного сектора экономики»

Формирование комплексной системы инструментов и механизмов налогового регулирования для развития организаций инновационного сектора экономики

Григорьева Яна Александровна

аспирант, кафедра государственных и муниципальных финансов, фГбОу ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», grigorjeva.yana@yandex.ru

Трансформация российской экономики второго десятилетия XXI века направлена на достижения баланса между государством и бизнесом. Одним из ключевых факторов развития современного общества являются инновации, а наиболее приоритетным видом экономической деятельности - инновационная. Исходя из этого важнейшая задача государства состоит в формировании таких условий функционирования для организаций, которые были бы наиболее благоприятными.

Инновационная модель развития, для которой характерны постоянная модернизация производственных возможностей и человеческий потенциал, является наиболее подходящей альтернативой для России в условиях ее современной роли в мировой экономике. Особое значение приобретает система налогообложения, которую можно представить, как одну из точек соприкосновения интересов государства, с одной стороны, и хозяйствующего субъекта - с другой стороны.

Данная статья посвящена исследованию формирования комплексной системы инструментов и механизмов налогового регулирования в целях развития организаций инновационного сектора экономики. Рассмотрен международный опыт использования налоговых инструментов для регулирования и развития организаций инновационного сектора экономики, выявлена необходимость совершенствования системы налогообложения, представлены основные рекомендации в рамках стимулирования развития инновационного сектора в виде формирования комплексной системы инструментов и механизмов налогового регулирования.

Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, налогообложение инновационной деятельности, налоговое регулирование, налоговые льготы, стимулирование.

Во многих развитых странах Запада переход к инновационной модели развития, для которой характерно преобразование знаний в важнейший стратегический ресурс роста экономики, уже совершен. США, Япония, Германия, Индия - это самые динамичные страны, для которых 85% прироста ВВП приходится на инновации, а вместе на эти страны приходится около 43% всего мирового ВВП.

Для более полной характеристики рассматриваемого вопроса были исследованы основные терминологии, имеющие отношение к инновационной деятельности, что, в свою очередь, позволило определить понятие предприятий, создающих и реализующих новые технологии. Для таких предприятий, по мнению А.В. Засимовой [7, с. 31], применимо понятие научно-внедренческих. Продвижение лицензий на перспективные разработки еще одно направление деятельности таких предприятий.

Вопросам указанной темы посвящали свои работы такие авторы, как Д.Г.Дание-лян, С.А. Довтаев, А.В. Засимова, Д.К. Калабухова, Е.А. Кирова, И.А. Коростелкина, Ф.А. Мухаметов, М.Е. Орлова, С.В. Ратнер, И.А. Скворцова.

Для современного развития экономики России характерно отсутствие особого ускорения инновационного развития экономики, несмотря на наличие различных мер налоговой поддержки, которые применяются уже на данном этапе.

Ввиду этого, целесообразно в первую очередь, определить основные причины, которые сдерживают инновационный рост, установить существующие налоговые инструменты и рассмотреть возможности формирования комплексной системы, включающей меры, которые будут наиболее действенными в современных экономических условиях.

Нельзя не заметить, что переход российской экономики к 2020 г. на инновационный путь развития - это одна из основных целей Стратегии инновационного развития РФ. Это объясняет тот факт, что доля инновационных товаров значительно возросла за последние годы. Однако, несмотря на это, одной из основных причин, сдерживающих сегодня инновационное развитие является, по мнению, Д.Г. Даниелян [5, с. 90], недостаточное финансирование инновационного бизнеса.

Проведенное исследование существующих механизмов налогового стимулирования инновационной деятельности представляет собой анализ работ авторов [5-15], который позволил наглядно определить механизм налогового стимулирования, объект стимулирования и перечень стран, где используются данные меры налогового стимулирования.

Кроме указанных механизмов, следует представить еще один перечень налоговых льгот, рассмотренный в своей работе А.В. Засимовой [7, с. 32].

Представленные механизмы налогового стимулирования и виды налоговых льгот, позволяют прийти к выводу, что для России характерен низкий уровень налоговых льгот в сравнении с другими более развитыми странами, это подтверждается, как количественными, так и качественными критериями.

По мнению С.В. Ратнер [14], большинство стран формируют самостоятельно меры государственной поддержки и налогового стимулирования инновационной деятельности. При этом одни делают выбор в пользу более активных мер государственной поддержки, а другие - акцентируют внимание непосредственно на налоговом стимулировании с использованием налоговых инструментов.

По мнению Д.Г. Даниелян [5, с. 92], для зарубежных стран характерно сбалансированное регулирование развития организаций инновационного сектора экономики, так как сочетает в себе как прямое участие государства, так и косвенную поддержку.

При этом, для нашей страны, как отмечает Д.К. Калабухова [8, с. 64], налоговые инструменты можно разделить на такие группы как: те, которые применяются ко всем

О £

Я

3

Г 2

сч cJ £

Б

а

2 ©

налогоплательщикам и те, которые применяются для технопарков.

Проведенный анализ исследования С.А. Довтаева [6, с. 71] в области налогового регулирования инновационной деятельности показывает, что в программе государственной поддержки в виде налоговых льгот важное место отводится льготам по налогообложению капитала, труда и прибыли, как важнейшего условия обеспечения приемлемой налоговой нагрузки для бизнеса, особенно в инновационной сфере. Особое положение занимает НИК - налоговый исследовательский кредит, как основа налоговой льготы в налоговом субсидировании инноваций, который обеспечивает наряду с повышением общего уровня расходов на инновационные разработки, налоговую конкуренцию между странами, преследующими цель инновационного развития экономики.

Как отмечает, С.А. Довтаев [6, с. 72], среди отраслей, для которых характерен высокий уровень государственной поддержки, можно выделить такие как: аэрокосмическая, биотехнология, защита окружающей среды.

Анализируя вышесказанное, можно выделить еще одну причину, по которой происходит сдерживание инновационного развития экономики. Несмотря на то, что был представлен развернутый перечень механизмов налогового стимулирования и налоговых льгот, регулирование инновационных процессов, встроенных в общую систему мер поддержки, подлежит существенному изменению.

Е.А. Кирова [9, с. 79] отмечает, что, по мнению многих налогоплательщиков, существующая система налоговых стимулов является низкоэффективной. Основная причина заключается в недостаточно широком охвате сегмента инновационной деятельности существующими льготами, исходя из чего, они не будут оказывать должного уровня влияния.

На основании авторских исследований можно сделать вывод об отсутствии комплексности в системе налоговых инструментов, которые стимулируют развитие инновационной деятельности. Кроме этого нельзя не отметить факт отсутствия единого механизма, охватывающего все стадии инновационного процесса со стороны налоговых преференций.

Перспективу для решения данной проблемы открывает формирование комплексной системы инструментов и механизма налогового регулирования и стимулирования организаций инновационного сектора экономики.

Мехавнтм налогового Ооъект Страны.

ста мула ровааая ствмулвроваавя в тол ьзуго вше даявую

меру налогового

СТН «УЛИ р ПЕ10 в л

J 1 J L -1 L

С писание paomsos ш ИиР

ИяР. гьшы роста

Н' £ М "л!'

Налоговых ИССЛедВВХгеПЬ О^ЕШ ЕрйЗНТ

Австрии, Австралия, Бельгия, Б ■elthK'C'5-1 НТ'ЗННЛ,

Е ЕНГрНЯ. Г^шэннз.

Дания н др.

С ТУттиЗТЬ иТеТД туз.+. д\гы •ЗМОрПЕ-ЭЦИН Ф ОНДОБ

ZTJT

Обв^МННЕ стации Е

ИиР - сотрудшпесгоо 1нжду частным ämacaii

Н чтим "■"■"- зан фразой

4J.

тзг

США, Франции, Н-гра^гиа. Б i ü . z-i^- и , Клвэза

Иж-^стнцзн доропктояпаз и: е=зк:; ОЗОРУДОЫНК

Iiis SL TTTTTHTiHTT^TTi

налоговый кргяиг

ТГ

Нлпогши тхаш н= дсжэд ш ¡L'j. .-'Li.:.

ИШЙС ЩЦДН £ технологическую

ИОД-ЗРрВЯНЗЦИЮ Е-С»ЛП2ННН

J L -

Агория. Белый, Данна. Италия.

Ишанк, хтр-^u тч Порг.таяш. США,

I " > "ТТС

-I С

США

Трансфер технологии

Налоговые льготы на щзвбыль от цродзжн

тт-

Страны - "члены ОЭСР

Налоговый ^нртзгаый

ЕрЭДНТ

ТТттг "т*!ттпщ е

высоЕоркжэвыг долгосрочные прозпы. двффузш нналашн J I-

США

Oömjj ННЕ^. гашш.

iE™äaass капитал

тх~

Глгттзтгхид

Рисунок 1. Механизмы налогового стимулирования инновационной деятельности

Исходя из этого, И.А. Скворцова [15, с. 8] указывает на необходимость разработки комплекса мер, способствующих созданию концепции, направленной на исполнение налоговой политики. Выбор эффективных налоговых инструментов будет возможен в том случае, когда все меры будут сконцентрированы на ключевых задачах экономического развития, что обеспечит выполнение запланированных показателей целевого использования льгот.

Одним из ключевых факторов налогового регулирования и стимулирования является снижение уровня налоговой нагрузки объектов хозяйствования. А.В. Засимова [7, с. 31] указывает, что в том случае, когда налоговая нагрузка не будет снижаться после применения налоговых инструментов, они будут считаться малоэффективными. Так, изменение инновационной мотивации субъектов предпринимательства будет возможно тогда, когда за счет предоставления преференций налоговая нагрузка будет снижаться на 25%.

Опираясь на труды М.Е. Орловой [13], И.А. Скворцова [15], И.В. Аршинова [15], можно отметить в качестве рекомендации применение инновационной премии, которая будет способствовать уменьшению предпринимательских рисков и развитию инновационной деятельности. Сущность этого механизма заключается в том, что затраты на инновационную деятельность с коэффициентом до 1,5 будут относиться на расходы при налогообложении прибыли. Для более эффективного действия этого инструмента необходимо дать налогоплательщикам возможность самостоятельного установления коэффициента размером до 1,5, что в свою очередь, должно быть закреплено в учетной политике налогоплательщика. Данный инструмент будет способствовать повышению мотивации налогоплательщиков в отношении ведения инновационной деятельности.

Следующим инструментом, направленным на стимулирование и развитие инновационной деятельности, является

Виды налоговых льгот

♦ утленьпвенве налога на прирост инновационных затрат

«налоговые каникулы» в течение нескольких лет на прибыль, полученную от реализации иннсе анионных проектов

льготное налогообложение дивидендов юридических и физичесмк лиц, полученных по акциям инновационных организации

снижение ставок налога на прибыть, направленную на заказные и совместные НИОКР

взаимосвязь предо ставленных .льгот и приоритетности выпс лея емых проектов

льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензии, ноу-хау и др. нематериальных активов. входящих в состав интеллектуальной собственности

уменьшение налогооблагаемой прибыли па сумму стоимости приборов и оборудования, передавэемых вузам, НИИ ъ: другим инновационны;,: организациям

вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций

зачисление части прибыли инновапионнои организации на специальные счета налогообложением е

НЕНОВ 5ИКСННЫ 5 1ВЛИ

с последующи?.! льготным случае нспсльзоЕгни,'; на

Рисунок 2. Виды налоговых льгот

поощрение коммерциализации исследований с помощью эффективной амортизационной политики. Как указывает И.А. Коростелкина [11, с. 96], такой инструмент позволит сократить налог на прибыль, что обусловлено тем, что хозяйствующие субъекты будут заинтересованы в скорейшей амортизации приобретенного инновационного имущества.

Скворцова И.А. [15, с. 9] в качестве мер по формированию комплексного механизма налогового регулирования рассматривает снижение срока использования нематериальных активов в целях амортизации с 10 до 3 лет. Кроме этого, только расходы на создание новой продукции необходимо относить к расходам на НИОКР.

С.В. Ратнер [14] рассматривает необходимость закрепления положения, согласно которому от уплаты налога бу-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дут освобождаться все организации в период до 2020 г., осуществляющие инновационную деятельность.

Таким образом, отсутствие единого механизма в рамках государственной поддержки инновационного развития приводит к неэффективности налоговых инструментов. Отсутствие комплексности налоговых преференций, направленных на развитие инновационной деятельности является основной проблемой налогового стимулирования инновационной деятельности.

Повлиять на мотивацию налогоплательщиков возможно за счет разработки комплекса мер, направленных на снижение налоговой нагрузки, что также позволит снизить риски неуплаты и уклонения от исполнения налоговых обязательств. Одним из основных принципов при формировании современного нало-

гового механизма, должен быть выбор наиболее эффективных инструментов, соответствующих приоритетным задачам государства и экономической системы. Систематическое использование инструментов налогового регулирования и реализация комплексной системы механизмов налогового регулирования способствуют ускорению инновационного развития экономики.

Литература

1. Madison A.D. The Futility of Tax Protester Arguments // Thomas Jefferson Law Review. 2017. Vol. 36. № 2. P. 254 -308.

2. Dean S.A. Tax Deregulation // New York University Law Review. 2016. Vol. 86. № 2. P. 388 - 436.

3. Ault H.J. Some Reflections on the OECD and the Sources of International Tax Principles // Tax Notes International. 2015. Vol. 70. № 12. P. 1195 - 1201.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред.13.07.2015 г.). - Доступно: СПС «КонсультантПлюс».

5. Даниелян, Д.Г. Современная система налогового регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации / Д.Г. Даниелян, Х.К. Шапиева // В книге: Актуальные проблемы развития современной экономики. - 2016. - С. 90 - 96.

6. Довтаев, С.А., Цели и задачи налогового регулирования инновационной деятельности / С. А. Довтаев, Т.Х. Махмудова // Актуальные вопросы экономических наук. - 2016. - № 55-2. - С. 69 - 74.

7. Засимова, А.В. Льготное налогообложение инноваций как фактор стимулирования инновационной деятельности / А.В. Засимова, И.В. Аршинов // Вектор экономики. - 2016. - № 5 (5). - С. 31.

8. Калабухова, Д.К. Государственное регулирование инновационной деятельности в России / Д.К. Калабухова, А.А. Хечоян // В сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 64 - 69.

9. Кирова, Е.А. Подходы к налоговому стимулированию инновационного развития экономики / Е.А. Кирова // Инновационное развитие экономики. - 2016. -№ 3-1 (33). - С. 79 - 82.

10. Кирова, Е.А. Эффективное налоговое регулирование, как фактор ускорения инновационного развития экономики / Е.А. Кирова // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2015. - Т. 25. № 3. - С. 457 -463.

О

3

в

3

г 2

11. Коростелкина, И.А. Налоговое регулирование инноваций: теоретический и организационно-управленческий аспекты / И.А. Коростелкина, М.В. Васильева / / Управленческий учет. - 2018. - № 10. - С. 94 - 105.

12. Мухаметов, Ф.А. Налоговые стимулы в системе государственного регулирования инновации / Ф.А. Мухаметов / / Вестник Науки и Творчества. - 2016. -№ 5 (5). - С. 325 - 328.

13. Орлова, М.Е. Инструменты налогового стимулирования инновационной деятельности / М.Е. Орлова, Ф.А. Мухаметов // Интерактивная наука. - 2016. № 4. - С. 124 - 127.

14. Ратнер, С.В. Налоговое регулирование инновационного развития экономики: зарубежный опыт и перспективы для России / С.В. Ратнер, Д.В. Дира [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pandia.ru/ - (дата обращения 10.02.2019).

15. Скворцова, И.А., Аршинов И.В. Совершенствование налогообложения инновационной деятельности / И.А. Скворцова, И.В. Аршинов // Вектор экономики. - 2016. - № 4. - С. 7 - 10.

Formation of a comprehensive system of tools and mechanisms of tax regulation for the development of organizations of the innovative sector of the economy Grigoreva I.A.

Saint-Petersburg state University of economics The transformation of the Russian economy of the second decade of the XXI century is aimed at achieving a balance between the state and

business. One of the key factors in the development of modern society is innovation, and the most priority type of economic activity is innovation. On this basis, the most important task of the state is to create conditions for the functioning of organizations that would be most favorable. The innovative development model, which is characterized by constant modernization of production capabilities and human potential, is the most suitable alternative for Russia in terms of its current role in the global economy. Of particular importance is the taxation system, which can be represented as one of the points of convergence of state interests, on the one hand, and the economic entity - on the other. This article is devoted to the study of the formation of a complex system of tools and mechanisms of tax regulation for the development of organizations of the innovative sector of the economy. The article describes the international experience of using tax instruments to regulate and develop organizations of the innovation sector of the economy, identifies the need to improve the taxation system and presents the main recommendations in the framework of stimulating the development of the innovation sector in the form of creating a comprehensive system of tax regulation tools and mechanisms. Keywords: innovation, innovative activity, taxation of innovative activity, tax regulation, tax privileges, stimulation. References

1. Madison A.D. The Futility of Tax Protester

Arguments // Thomas Jefferson Law Review. 2017. Vol. 36. No. 2. P. 254-308.

2. Dean S.A. Tax Deregulation // New York

University Law Review. 2016. Vol. 86. No. 2. P. 388 - 436.

3. Ault H.J. Reflections on the International Tax

Principles // Tax Notes International. 2015. Vol. 70. No. 12. P. 1195 - 1201.

4. Tax Code of the Russian Federation dated July

31, 1998 No. 146-03 (as of July 13, 2015). -Available: ATP ConsultantPlus.

5. Danielyan, D.G. Modern system of tax regulation

of innovation activity in the Russian Federation

/ D.G. Danielyan, H.K. Shapiyev // In the book: Actual problems of the development of the modern economy. - 2016. - pp. 90 - 96.

6. Dovtaev, SA, Aims and objectives of tax regulation

of innovation activity / S. A. Dovtaev, T.Kh. Makhmudova // Actual problems of economic sciences. - 2016. - № 55-2. - P. 69 - 74.

7. Zasimov, A.V. Preferential taxation of innovations

as a factor in stimulating innovation / A.V. Zasimova, I.V. Arshinov // Economy Vector. -2016. - № 5 (5). - p. 31.

8. Kalabukhova, D.K. State regulation of innovation

activity in Russia / D.K. Kalabukhova, A.A. Khechoyan // In the collection of articles of the International Scientific and Practical Conference. - 2018. - p. 64 - 69.

9. Kirov, E.A. Approaches to tax incentives for

innovative economic development / E.A. Kirov // Innovative development of the economy. -2016. - № 3-1 (33). - pp. 79 - 82.

10. Kirov, E.A. Effective tax regulation as a factor in accelerating the innovative development of the economy / Ye.A. Kirov // News of the Irkutsk State Economic Academy. - 2015. - T. 25. No. 3. - p. 457 - 463.

11. Korostelkina, I.A. Tax regulation of innovation: theoretical and organizational and managerial aspects / I.A. Korostelkina, M.V. Vasiliev // Management Accounting. - 2018. - № 10. -p. 94 - 105.

12. Mukhametov, F.A. Tax incentives in the system of state regulation of innovation / F.A. Mukhametov // Bulletin of Science and Creativity. - 2016. - № 5 (5). - p. 325 - 328.

13. Orlova, M.E. Tools of tax incentives for innovation / M.E. Orlova, F.A. Mukhametov / / Interactive science. - 2016. № 4. - p. 124 -127.

14. Ratner, S.V. Tax regulation of innovative development of the economy: foreign experience and prospects for Russia / S.V. Ratner, D.V. Dira [Electronic resource]. -Access mode: http://www.pandia.ru/ - (appeal date 02/10/2019).

15. Skvortsova, I.A., Arshinov I.V. Improving the taxation of innovation / I.A. Skvortsova, I.V. Arshinov // Economy Vector. - 2016. - № 4. -p. 7 - 10.

СЧ

cJ £

6 a

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.