Научная статья на тему 'Налоговые инструменты поддержки инновационной деятельности на основе современной налоговой политики'

Налоговые инструменты поддержки инновационной деятельности на основе современной налоговой политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
359
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / НАЛОГОВАЯ ПОДДЕРЖКА / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TAX POLICY / TAX INSTRUMENTS / TAX SUPPORT / TAX INCENTIVES / INNOVATION ACTIVITY / INNOVATIVE ACTIVITY / GOVERNMENTAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тихонкова В.А.

Научная статья посвящена анализу существующих налоговых инструментов поддержки инновационной деятельности и разработке новых механизмов, при помощи заимствования зарубежного опыта. Актуальность исследования заключается в том, что современные условия введения инновационной деятельности предприятиями экономики Российской Федерации сопряжены влиянием проблемы дефицита финансовых ресурсов, вследствие чего, необходимо принятие стимулирующих мер со стороны государственной поддержки. В рамках статьи перечислены основные проблемы, препятствующие развитию инновационной деятельности российских предприятий. Проанализирован текущий уровень инновационной активности и потенциала экономики Российской Федерации. Выделены основные свойства налоговых льгот, как ключевых инструментов поддержки инновационной деятельности предприятий. Проанализирован зарубежный опыт государственной поддержки инновационной активности коммерческих организаций. Предложены мероприятия по оптимизации отечественной налоговой политики при поддержке инновационной деятельности предприятий России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тихонкова В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax tools for supporting innovative activity based on modern tax policy

A scientific article is devoted to the analysis of existing tax instruments supporting innovation and the development of new mechanisms by borrowing foreign experience. The relevance of the study lies in the fact that the current conditions for the introduction of innovative activity by enterprises of the economy of the Russian Federation are associated with the influence of the problem of a shortage of financial resources, as a result of which it is necessary to take stimulating measures on the part of state support. The article lists the main problems that impede the development of innovative activities of Russian enterprises. The current level of innovation activity and the potential of the economy of the Russian Federation is analyzed. The main properties of tax incentives as key tools to support the innovative activities of enterprises are highlighted. The foreign experience of state support of innovative activity of commercial organizations is analyzed. Measures are proposed to optimize the domestic tax policy with the support of the innovation activities of Russian enterprises.

Текст научной работы на тему «Налоговые инструменты поддержки инновационной деятельности на основе современной налоговой политики»

Налоговые инструменты поддержки инновационной деятельности на основе современной налоговой политики

Тихонкова Виктория Алексеевна,

студент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, v.tikhonkova@mail.ru

Научная статья посвящена анализу существующих налоговых инструментов поддержки инновационной деятельности и разработке новых механизмов, при помощи заимствования зарубежного опыта. Актуальность исследования заключается в том, что современные условия введения инновационной деятельности предприятиями экономики Российской Федерации сопряжены влиянием проблемы дефицита финансовых ресурсов, вследствие чего, необходимо принятие стимулирующих мер со стороны государственной поддержки. В рамках статьи перечислены основные проблемы, препятствующие развитию инновационной деятельности российских предприятий. Проанализирован текущий уровень инновационной активности и потенциала экономики Российской Федерации. Выделены основные свойства налоговых льгот, как ключевых инструментов поддержки инновационной деятельности предприятий. Проанализирован зарубежный опыт государственной поддержки инновационной активности коммерческих организаций. Предложены мероприятия по оптимизации отечественной налоговой политики при поддержке инновационной деятельности предприятий России.

Ключевые слова: налоговая политика; налоговые инструменты; налоговая поддержка; налоговые льготы; инновационная деятельность;

о см о см

сч

О!

^

н

О Ш

т

X

<

т О X X

В условиях развития современной экономики, предприятия России пытаются увеличить уровень конкурентоспособности своего бизнеса, что возможно при помощи инновационной деятельности. Целевым значением данной стратегии является совершенствования производственного/операционного цикла, бизнес-процессов, продукции, системы управления и т.д. Однако, в рамках развития инновационной деятельности отечественных предприятий, формируются и новые запросы, а именно привлечение дополнительных финансовых ресурсов, которые необходимы при капиталовложениях на научно-технологические разработки.

В виду дефицита финансовых ресурсов, многие предприятия российской экономики не способы проводить инновационную деятельность, что формирует стратегически важную проблему национального масштаба.

Одним из ключевых инструментов решения данной проблемы является формирование налоговых инструментов поддержки инновационной деятельности на основе современной налоговой политики.

Актуальность научного исследования заключается в том, что современные условия введения инновационной деятельности предприятиями экономики Российской Федерации сопряжены влиянием проблемы дефицита финансовых ресурсов, вследствие чего, необходимо принятие стимулирующих мер со стороны государственной поддержки.

Целью научной статьи выступает анализ существующих налоговых инструментов поддержки инновационной деятельности и разработка новых механизмов, при помощи заимствования зарубежного опыта.

Для этого, в рамках научного исследования необходимо решение следующих поставленных задач:

- перечислить основные проблемы, препятствующие развитию инновационной деятельности российских предприятий;

- проанализировать текущий уровень инновационной активности и потенциала экономики Российской Федерации;

- выделить основные свойства налоговых льгот, как ключевых инструментов поддержки инновационной деятельности предприятий;

- проанализировать зарубежный опыт государственной поддержки инновационной активности коммерческих организаций;

- предложить мероприятия по оптимизации отечественной налоговой политики при поддержке инновационной деятельности предприятий России.

Ключевыми проблемами формирования инновационной деятельности в России являются следующие факторы [3]:

- законодательная база и отсутствие четких инструментов регулирования инновационной сферы;

- вмешательство правоохранительных органов в деятельность предприятий, разрабатывающие криптографические активы;

- отсутствие активного налогового стимулирования и кредитования;

- нестабильность рыночной конъюнктуры, включая рост инфляции, падение покупательной способности населения и девальвации российского рубля;

- устаревшая система образования и нехватка высококвалифицированных специалистов;

- высокие процентные ставки на денежно-кредитном рынке.

Как правило, практически каждая вторая проблема развития инновационной деятельности российских предприятий связана с трудностями в сфере финансирования, что напрямую связано и с условиями современной налоговой политики государства.

Стоит заметить следующее, что ключевым стимулом трансформации проблемы налогообложения в России является рост глобализации мировой экономики и международных интеграционных взаимосвязей по финансовым вопросам. Налоги являются инструментом для стимулирования роста экономики страны за счет перераспределения доходов через государственный бюджет.

Вопрос правового регулирования налоговой системы актуален не только для России, но и для большинства стран мира, включая те, которые экономически развиты и занимают крупнейшую долю в общей структуре мирового ВВП. Причиной выступают то, что политика от уклонения налогов - это тренд. Так, корпоративные структуры придерживаются идеи открытия зарубежных банковских счетов в резиденциях офшоров, которые позволяют проводить налоговую оптимизацию во вред отечественной экономики.

Если говорить о предприятиях малого и среднего бизнеса, то их ключевым направлением выступает уход в теневой сектор экономики. Так, в России на сегодняшний день, по данным от различных источников, доля теневого бизнеса составляет от 15 до 50 процентов ВВП государства. Такие показатели катастрофические и выступают главным фактором, который препятствует социально-экономическому развитию страны и формирования инновационной активности в хозяйствующей деятельности предприятий.

Исходя из этого, среди задач налогового регулирования - формирование налоговых льгот, которые позволяют увеличить активность инновационной деятельности отечественных организаций. Цель такого решения - это стимулирование инвестиционных процессов внутри экономики страны, которые позволяют отечественным предприятиям проводить процесс модернизации своего производства.

Актуальность такой стратегии заключается и в том, что помимо модернизации российской экономики происходит и цифровая трансформация, задачей которой является оптимизация и трансформация бизнес-процессов организации, включая ее производственный цикл и систему управления, используя для этого цифровые и другие инновационные технологии.

Существующая сегодня в России налоговая система предполагает предоставление налоговых льгот на федеральном, региональном и муниципальном уровне [2].

В рамках исследования Нестеренко Ю.Н., налоговые льготы имеют следующие свойства влияния на

активизацию инновационной деятельности предприятий российской экономики [1]:

- они призваны стимулировать развитие производственной активности предприятия, посредством вывода из-под налогообложения НДС отдельных видов деятельности;

- они формируют условия для увеличения темпов модернизации производства и расширения строительства инфраструктурных объектов и других объектов основных фондов предприятия;

- они позволяют предприятиям с финансовой неустойчивостью избежать процесса банкротства;

- они формируют стимулирование развития среды малого и среднего бизнеса, в первую очередь, за счет высвобождения денежных средств, которые идут при использовании ресурсов капитальных инвестиций при реализации инновационных проектов;

- они позволяют поддерживать неустойчивые социальные слои населения благодаря предоставлению налоговых льгот отдельным категориям людей;

- большое количество налоговых льгот создает условия неравенства, когда одна категория субъектов обязаны оплачивать получаемые привилегии второй категории субъектов;

- создается сложность и негибкость налоговой системы по причине создания налоговых льгот;

- налоговые льготы - это всегда дополнительное бремя на бюджетную систему Российской Федерации, в особенности, когда наблюдается дефицит бюджетных средств.

Для России процесс формирования инновационной системы - острый вопрос, поскольку страна не входит в число наиболее успешных государств мира по данному показателю. Научный потенциал Российской Федерации составляет лишь 1,32% от общего объема вВп. Для США этот показатель составляет - 2,64%, для Японии - 3,04%, а для Германии - 2,44%. В условиях «разумной экономики» - это один из факторов низкого уровня конкурентоспособности национальной экономики, рынка и ее производителей [4].

В связи с этим, необходимо принятие программы и государственной стратегии стимулирования инновационной деятельности, что невозможно без помощи преобразования налоговой системы и политики, путем создания новых налоговых инструментов поддержки.

Чтобы оценить примерное место России в вопросе развития инновационного потенциала, стоит проанализировать динамику индекса глобального инновационного индекса с 2014 по 2018 года. Так, в общем глобальном индексе, Россия поднялась за последние с 49 до 46 места. Кроме того, достойны внимания и другие показатели. Например, по ресурсам инноваций Россия поднялась с 56 до 44 место, но по показателю эффективности использования инновационного потенциала страна потеряла позиции и опустилась с 49 до 69 рейтингового места. Это говорит о том, что Россия имеет высокий уровень потенциала инновационного развития в мировом экономическом пространстве, однако, на текущий момент, не способствует ее реализации.

Кроме того, по научным исследованиям НИУ ВШЭ, на начало 2018 года, лишь 11,8% российских компаний проводили инновационную деятельность. По уровню инноваций между странами Европы, Россия занимает предпоследнее (32-е) место, ниже только у Румынии -6,7%. От Германии и Швейцарии (лидеров Европы), Россия отстает ровно в шесть раз. Среди наиболее

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м о

о см о см

сч

о ш т

X

<

т о х

X

инновационных сфер нашей страны фармацевтическая отрасль (34,5%), автомобильная промышленность (20,9%) и производство электроники (20%) [5].

Низкая активность и ориентация на инновационную деятельность наблюдается в таких конкурентоспособных отраслях России, как нефтегазодобывающая промышленность, энергетика, банковский сектор и машиностроение.

С целью решения такой проблемы проанализируем зарубежный опыт применения налоговых инструментов поддержки инновационной активности деятельности предприятий.

Так, успешным примером зарубежного опыта налогового стимулирования инновационной экономики и инвестиций в новые проекты/разработки является Швеция, в которой действует следующая система. Согласно нее, во время инвестиционного бума, государственная фискальная политика предполагает увеличения ставок налогов на портфельные, прямые иностранные и капитальные инвестиций. Во время спада роста национальной экономики все происходит наоборот, снижаются процентные ставки налогов [7].

Аналогичными примерами «спасания утопающих» являются и такие мировые страны, как США и Франция. Так, в американской налоговой системе существует пункт, согласно которому, во время слияния компаний на рынке М&А даются налоговые каникулы сроком 1 год, в случае, если хотя бы одна компания была убыточной. Во французской налоговой системе существует пункт, согласно которому, во время реорганизации или реструктуризации предприятия дается отсрочка от уплаты налогов, если компания находится на этапе антикризисного управления.

Кроме того, в зарубежных странах существуют различные налоговые стимулирующие программы для иностранных инвесторов, занимающихся инновационной деятельностью. Так, в Бельгии предоставляется 100% налоговых льгот в течение семи лет, в Великобритании - 30%, в Ирландии - 75% сроком 11 лет, в Китае до 60% [6].

Другим популярным инструментом налогового стимулирования инвестиций в экономику являются налоговые исследовательские кредиты (НИК). Ее сущность и отличие заключается в том, что установленные процентные ставки налогового кредита вычитываются из налоговой ставки на полученную прибыль компании.

Кроме того, в отдельных странах Евросоюза и в США используются специальные налоговые стимулирования инновационной активности предприятий, которые используют амортизацию для обновления своих основных фондов.

В Великобритании существует инструмент, согласно которому, разрешено списывать все капитальные затраты предприятия, включая закупку машинного оборудования, строительства помещений и так далее. При этом, британские компании могут вычитать с налогов на прибыль не только свои капитальные затраты, но и выплаты исследовательским центрам, университетам и институтам, проводящие научную деятельность с целью создания инновационных технологий/продуктов [8].

Исходя из зарубежного опыта, необходимо предложить следующие мероприятия по оптимизации отечественной налоговой политики при поддержке инновационной деятельности предприятий России:

- необходима разработка и широкое использование налоговых кредитов отечественными предприятиями при модернизации своего производства;

- необходимо установление налоговых льгот при реинвестиции прибыли компании для модернизации своего производства;

- необходимо внедрение договорной системы налоговых льгот для предприятий, участвующих в государственно-частном партнерстве;

- необходимо законодательное внедрение возможности получения налоговых каникул предприятиями, занимающимися инновационной деятельностью в отдельных региональных субъектах РФ, в особенности в тех, которые принято считать депрессивными.

Таким образом, зарубежный опыт налогового стимулирования инновационной деятельности доказывает точку зрения, согласно которой, использование инструментов стимулирования, налоговых льгот и инновационных кредитов способствует не только росту инновационной активности внутри государства, но и способствует ее социально-экономическому развитию, что является крайне важной задачей для России.

Литература

1. Нестеренко Ю.Н. Налоговые льготы: новые подходы к установлению // Экономический журнал. 2017. №46.

2. Сидоренко А.В., Вавулин Д.А. Налоговые льготы, предоставляемые субъектам инвестиционной деятельности в субъектах РФ // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. №5 (10).

3. Сапрыкина В.Ю., Дегтяренко Е.А. Проблемы инновационного развития российской Федерации // Научный вестник ЮИМ. 2018. №1.

4. Гайдарова В.В. Инновации на промышленных предприятиях // Символ науки. - 2016. - №4-1. - С.51-55.

5. Уровень инноваций в российской экономике рухнул до минимума за 12 лет. 11^: https://www.finanz.ru/novosti/aktsii/uroven-innovaciy-v-rossiyskoy-ekonomike-rukhnul-do-minimuma-za-12-let-1026115441 (дата обращения: 24.02.2020).

6. Попов М.В. Налоговые инструменты стимулирования инвестиций в инновационное развитие экономики // Вопросы современной науки и практики. - 2012. -№2(40). - С. 208-218.

7. Алиев Б.Х., Исаев М.Г. Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности компаний в развитых странах // Финансы и кредит. - 2015. - №4 (628).

8. Колягин Д.В. Анализ государственного регулирования современной экономики Франции и Великобритании / Д.В. Колягин//Известия ИГЭА. - 2011. - № 3(77). - С. 123-125.

9. Александров Д.Г. Влияние обменного курса доллара США и импортозависимости российской экономики на реальный уровень инфляции в России // Дайджест-финансы. 2016. № 4 (240). С. 2-10.

10. Матюнин Л.В., Александров Д.Г., Белотелова Н.П. Роль государства в регулировании инновационной деятельности в России // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2013. № 2 (29). С. 91-94.

11. Александров Д.Г. Инфляция. Немонетарный аспект : учебное пособие / Москва, 2011

12. Александров Д.Г. Общая теория экономического

роста и модели развития национальной экономики //

Экономика и управление: проблемы, решения.

2013. № 5. С. 38-43.

Tax tools for supporting innovative activity based on modern tax policy

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Tikhonkova V.A.

Financial University under the Government of the Russian Federation

A scientific article is devoted to the analysis of existing tax instruments supporting innovation and the development of new mechanisms by borrowing foreign experience. The relevance of the study lies in the fact that the current conditions for the introduction of innovative activity by enterprises of the economy of the Russian Federation are associated with the influence of the problem of a shortage of financial resources, as a result of which it is necessary to take stimulating measures on the part of state support. The article lists the main problems that impede the development of innovative activities of Russian enterprises. The current level of innovation activity and the potential of the economy of the Russian Federation is analyzed. The main properties of tax incentives as key tools to support the innovative activities of enterprises are highlighted. The foreign experience of state support of innovative activity of commercial organizations is analyzed. Measures are proposed to optimize the domestic tax policy with the support of the innovation activities of Russian enterprises.

Key words: tax policy; tax instruments; tax support; tax incentives; innovation activity; innovative activity; governmental support.

References

1. Nesterenko Yu.N. Tax incentives: new approaches to the establishment // Economic journal. 2017. No46.

2. Sidorenko A.V., Vavulin D.A. Tax incentives provided to subjects of investment activity in the subjects of the Russian Federation // Innovative economy: prospects for development and improvement. 2015. No5 (10).

3. Saprykina V.Yu., Degtyarenko EA Problems of innovative development of the Russian Federation // Scientific Herald of the YulM. 2018. No1.

4. Gaidarova V.V. Innovations in industrial enterprises // Symbol of

science. - 2016. - No. 4-1. - S. 51-55.

5. The level of innovation in the Russian economy collapsed to a

minimum in 12 years. URL:

https://www.finanz.ru/novosti/aktsii/uroven-innovaciy-v-rossiyskoy-ekonomike-rukhnul-do-minimuma-za-12-let-1026115441 (accessed: 02.24.2020).

6. Popov M.V. Tax tools to stimulate investment in innovative economic development // Questions of modern science and practice. - 2012. - No. 2 (40). - S. 208-218.

7. Aliev B.Kh., Isaev M.G. Tax incentives for investment activities

of companies in developed countries // Finance and credit. -2015. - No. 4 (628).

8. Kolyagin D.V. Analysis of state regulation of the modern economy of France and the UK / D.V. Kolyagin // Proceedings of the IEA. - 2011. - No. 3 (77). - S. 123-125.

9. Alexandrov D.G. The effect of the US dollar exchange rate and

import dependence of the Russian economy on the real inflation rate in Russia // Digest Finance. 2016. No. 4 (240). S. 2-10.

10. Matyunin L.V., Aleksandrov D.G., Belotelova N.P. The role of the state in the regulation of innovation in Russia // Scientific proceedings of the Russian Academy of Advocacy and Notaries. 2013. No. 2 (29). S. 91-94.

11. Alexandrov D.G. Inflation. Non-monetary Aspect: Textbook / Moscow, 2011

12. Alexandrov D.G. The general theory of economic growth and development models of the national economy // Economics and Management: Problems, Solutions. 2013. No. 5. P. 38-43.

X X О го А С.

X

го m

о

2 О

м о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.