Научная статья на тему 'Основные направления развития методов налогового планирования в Российской Федерации'

Основные направления развития методов налогового планирования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
537
38
Поделиться
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВЫЙ ИНЖИНИРИНГ / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ / НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Гулькова Елена Леонидовна, Типалина Мария Валерьевна

В статье проанализированы проблемы налогового планирования в Российской Федерации и обоснована необходимость развития законодательства в данной области. Выделены основные положения налогового планирования организаций реального сектора экономики, намечены пути его совершенствования на современном этапе. Рассмотрена налоговая политика государства в условиях активизации осуществления инвестиционных проектов и внедрения инноваций в развитие собственной производственной базы организаций с учетом налоговой оптимизации, обсуждаются условия предоставления налоговых льгот как одного из основных инструментов налогового планирования. Выделены наиболее типичные вопросы и задачи механизма комплексной экономической оценки эффективности оптимизации налогообложения в Российской Федерации в условиях формирования налоговых моделей с учетом взаимосвязи и взаимовлияния налогов. Раскрыты возможности применения налогового инжиниринга в организациях, его тесная взаимосвязь с государственным управлением в области регулирования налогов и сборов.

THE MAIN TRENDS OF TAX PLANNING METHODS IN RUSSIAN FEDERATION

Authors analyze problems of tax planning and suggest ways of developing tax legislation. The main questions and problems of tax planning in organizations of real economy are allocated. Authors consider tax policy at conditions of investment activity increasing and introduction of innovations. Tax benefits are considered as one of the main instruments of tax planning. Authors offer to create and introduce the method of submitting tax benefits in the legislation of Russian Federation. The most typical problems of a complex economic assessment of tax optimization and collecting of taxes in Russian Federation are allocated. Authors take into consideration such important factor as interrelation and interference of taxes in tax models formation. Possibilities of tax engineering application in organizations, interrelation with public administration in the field of regulation of taxes are analyzed. The potentialities of the use of tax engineering in organizations, its close relationship with the state management in the field of regulation of taxes and fees.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития методов налогового планирования в Российской Федерации»

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

УДК 336.02:336.025:336.027

Е.Л. Гулькова М.В. Типалина

Elena Gulkova Maria Tipalina

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЕТОДОВ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье проанализированы проблемы налогового планирования в Российской Федерации и обоснована необходимость развития законодательства в данной области. Выделены основные положения налогового планирования организаций реального сектора экономики, намечены пути его совершенствования на современном этапе. Рассмотрена налоговая политика государства в условиях активизации осуществления инвестиционных проектов и внедрения инноваций в развитие собственной производственной базы организаций с учетом налоговой оптимизации, обсуждаются условия предоставления налоговых льгот как одного из основных инструментов налогового планирования. Выделены наиболее типичные вопросы и задачи механизма комплексной экономической оценки эффективности оптимизации налогообложения в Российской Федерации в условиях формирования налоговых моделей с учетом взаимосвязи и взаимовлияния налогов. Раскрыты возможности применения налогового инжиниринга в организациях, его тесная взаимосвязь с государственным управлением в области регулирования налогов и сборов.

Ключевые слова: налоговое планирование, оптимизация налогообложения, налоговая система, налоговый инжиниринг, налоговое администрирование, налогообложение организаций, налоговое законодательство, налоговые льготы.

THE MAIN TRENDS OF TAX PLANNING METHODS IN RUSSIAN FEDERATION

Annotation. Authors analyze problems of tax planning and suggest ways of developing tax legislation. The main questions and problems of tax planning in organizations of real economy are allocated. Authors consider tax policy at conditions of investment activity increasing and introduction of innovations. Tax benefits are considered as one of the main instruments of tax planning. Authors offer to create and introduce the method of submitting tax benefits in the legislation of Russian Federation. The most typical problems of a complex economic assessment of tax optimization and collecting of taxes in Russian Federation are allocated. Authors take into consideration such important factor as interrelation and interference of taxes in tax models formation. Possibilities of tax engineering application in organizations, interrelation with public administration in the field of regulation of taxes are analyzed. The potentialities of the use of tax engineering in organizations, its close relationship with the state management in the field of regulation of taxes and fees. Keywords: tax planning, tax optimization, tax system, tax engineering, tax administration, taxation of corporations, tax law, tax benefits.

Основные направления налоговой политики предполагают тесную взаимосвязь между задачами реального сектора экономики и эффективным функционированием государства в экономической сфере, которая обусловлена наличием благоприятного производственного, инвестиционного и финансового климата. Безусловно, налоговые инструменты не должны рассматриваться как единственные методы для регулирования инновационных и инвестиционных процессов, необходимо наличие и других видов государственного стимулирования, но применение налогового планирования в качестве инструмента достижения эффективности экономического развития до сих пор является актуальным. Основными условиями, влияющими на формирование объектов налогообложения в Российской Федерации, являются показатели объема промышленного производства, где необходимо выделить: инвестиционные источники (темпы и объемы инвестиций), региональные возможности (эко-

© Гулькова Е.Л., Типалина М.В., 2015

номическое развитие регионов), воздействие на отраслевую систему (финансовое состояние отраслей производства), вероятность конкуренции (преимущества и риски конкуренции).

Организации и государство экономически взаимодействуют на основании налогового законодательства, что сопровождается финансовыми издержками как с одной, так и с другой стороны. В частности, это расходы на налоговое администрирование со стороны государства и расходы на уплату налогов для организаций, которые являются такими же затратами, как и расходы на производство, продвижение продукции и др. Экономическая специфика организаций реального сектора экономики определяется, прежде всего, высокими налоговыми затратами, особенно для организаций, внедряющих инновационные проекты. Например, большие расходы на оплату труда, следовательно, и на уплату взносов в государственные внебюджетные фонды; высокая доля налога на добавленную стоимость (НДС), налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и земельного налога в общей налоговой нагрузке. Система налогообложения может изменяться под воздействием внешних и внутренних факторов, где основным внешним фактором является налоговое регулирование и администрирование, внутренним - финансовая устойчивость, размер уплачиваемых налогов. В то же время финансовое состояние многих хозяйствующих субъектов не позволяет в полном объеме выполнять требования налогового законодательства и налоговое планирование трансформируется в уклонение от уплаты, что, в конечном итоге приводит к доначислению налогов, штрафам и пеням, и, как следствие, еще более тяжелому финансовому состоянию.

Тем не менее эффективная налоговая политика государства позволяет организациям определить тенденции своего развития с учетом предполагаемых изменений в налоговом законодательстве, что повышает определенность условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Для этого необходимо учитывать внутренние резервы при достижении всестороннего развития предприятий, а также быстроту реагирования на изменения, внутреннюю оптимизацию налоговых платежей с учетом обстоятельств, возникающих во внешней среде. Однако организации не всегда имеют средства и инструменты оценки характера изменений, их последствия и степень необратимости. Существование множества мнений в условиях ограниченности внутренних резервов компаний по их выявлению, интерпретации вносит элемент неопределенности, что затрудняет проведение обдуманной и последовательной налоговой политики, снижается адаптивный потенциал организации, возрастает вероятность принятия неприемлемых решений.

В настоящее время оптимизация налоговых платежей - одно из существенных направлений деятельности практически любой организации, а также необходимость, вызванная объективными обстоятельствами. Здесь особую роль играет взаимосвязь с текущими изменениями в производстве, структуре капитала или собственности, рынках сбыта, взаимодействие с деловым циклом хозяйствующего субъекта. Можно назвать некоторые виды деятельности, при которых меняются налоговые платежи:

- правовые (юридическое закрепление прав собственности, правомерность действий);

- финансовые (реорганизация структуры активов, обязательств, собственного капитала);

- организационные (модификация состава звеньев и связей);

- управленческие (преобразование форм и методов управления организацией);

- операционные (развитие производственно-технологического процесса).

Проведение оптимизации налоговых платежей может осуществляться путем влияния на налоговую структуру организации с помощью внутреннего финансового контроля, реструктуризации задолженностей перед бюджетом (погашение, отсрочка, рассрочка), изменения организационной структуры и др. К сожалению, на сегодняшний день, при уменьшении налоговых платежей используется незаконная минимизация. Выполнение обязательств перед государством и социальных задач перестает входить в число ведущих приоритетов деятельности организаций.

Для предотвращения создавшейся ситуации необходимо выявить и рассмотреть различные подходы к определению понятия «налоговое планирование». Как показывает анализ данного вида деятельности, большинство предприятий рассматривают этот процесс как сокращение налоговых обязательств организаций для реализации их экономических целей. Однако в данном случае необходимо учитывать разработку мер оптимизации налогообложения организации с позиции не только уменьшения уровня налоговой нагрузки, но и оценки налоговых рисков, а также системы внутреннего налогового контроля.

Комплексная оценка эффективности оптимизации налоговых платежей организаций на сегодняшний день проработана недостаточно, необходимо подходить к формированию практического механизма прежде всего с позиции обеспечения выбора наиболее эффективной стратегии и определения границ преобразований, а также прогноза финансовых последствий. В данном случае комплекс оценки эффективности оптимизации налоговых платежей включает в себя полноту, системность, взаимосвязанность анализа, планирования и управления. В результате проведения расчетов, предприятия получат значительный объем данных, всесторонне характеризующих состояние налоговых издержек, которые могут быть использованы при определении потребности в проведении оптимизации, разработке и вариантном моделировании программ оптимизации с выделением приоритетных и наиболее эффективных направлений в условиях недостатка финансовых средств, а также при решении других задач экономической политики субъектов хозяйствования [1].

В работах, посвященных проблемам налогового планирования, выделяется налоговый анализ как отдельная методика анализа текущего состояния производственно-хозяйственной деятельности, проводимого с целью оценки налоговой нагрузки на организацию. Однако исследование подхода к определению сущности и содержанию налогового анализа позволяет сделать вывод, что налоговый анализ выделять как отдельную методику представляется нецелесообразным, обязательна взаимосвязь с общим финансовым анализом предприятия. Для улучшения ситуации необходимо обязать организации разрабатывать и вводить в финансовую систему внутренний налоговый контроль, особенно это касается предприятий, внедряющих инвестиционные и (или) инновационные проекты. Следует отметить, что налоговое законодательство предъявляет повышенные требования к системе внешнего и внутреннего налогового контроля организаций данной категории, несоответствие которой сказывается в форме искажений и непреднамеренных нарушений налоговых норм. Объектом внутреннего налогового контроля прежде всего должна являться хозяйственная деятельность, в большинстве случаев, для определения налоговых рисков и их нейтрализации [3]. Поэтому возникает необходимость формирования системы внутреннего налогового контроля для обеспечения эффективного и надежного управления [4] на предприятиях реального сектора экономики с учетом специфики деятельности, в частности, при внедрении инновационных и инвестиционных процессов. Прежде всего, речь идет об оценке эффективности использования на практике основных методов и моделей внутреннего налогового контроля, которые заключаются в следующем:

- раскрытие концепций развития налогового учета в организации, особенностей формирования налоговых показателей;

- повышение качества структуры и составления бухгалтерской и налоговой отчетности для синтеза результатов внутреннего налогового контроля;

- установление параметров внутренних налоговых проверок для эффективного обнаружения и ликвидации недочетов на основе информационной базы организации;

- координация системы налоговой безопасности с помощью ресурсов информационного обеспечения налогового планирования;

- модернизация комплекса методов регулирования внешних и внутренних налоговых рисков;

- проведение мониторинга и комплексной оценки эффективности функционирования внутреннего налогового контроля и т.д.

Для каждого предприятия цели налогового планирования и пути их решения могут быть различны. Налоговая политика предприятия представляет собой немаловажную часть учетной политики организации, однако не рассматривает специфику учета и регистрации всех событий, совершаемых в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Для этого имеются отдельные разделы финансовой политики, где отображается важная часть общего финансового управления организацией. Поэтому формирование полноценной налоговой политики предприятий невозможно без разработки общего финансового плана организаций с учетом отраслевой специфики, общего финансового состояния. В интересах организации необходимо установить основные показатели, формирующие налоговые базы по различным налогам, предстоящие суммы уплаты в бюджет, возможности использования всех предоставляемых законодательством льгот, для этого необходима экспертиза финансового плана организации на предстоящий период или на несколько периодов. Здесь существенную роль играет стратегическое и тактическое планирование, в контексте которого должны охватываться налоговые выплаты в части выбора объекта обложения и механизма исчисления налога, а также объект обложения в части существующих масштабов бизнеса и его динамики на предстоящий период.

Следует отметить, что некоторыми российскими экономистами предложены и обоснованы модели оценки вариантов налоговых решений, с учетом их рисковой составляющей. Таким образом, в результате у организации-налогоплательщика возникают возможности:

- планирования сумм налогов к уплате, используя ряд схем налогообложения, основанных на законодательстве, с учетом направлений деятельности организации;

- обеспечения преемственности условий учетной политики для целей налогообложения;

- выбора использования различных видов льгот;

- оптимизации моделей формирования и учета налоговых баз.

В результате построения налоговой модели, которая включает в себя объекты налогообложения, механизмы налогообложения по каждому из объектов модели, субъекты налогообложения (подразделения организации, которые организуют и ведут учет, контролируют формирование объектов налогообложения), графики выплат налоговых платежей (по видам налогов, по периодам), организации получают полное представление не только о суммах предстоящих выплат налогов, но и дополнительные возможности. Например, моделирование расходной части бюджета организации в связи с налогообложением и затратами, проведение оценки финансовых последствий выбора той или иной схемы учета и налогообложения. При создании данной модели следует учитывать такой немаловажный фактор, как взаимосвязь и взаимовлияние налогов. Например, корреляцию налоговых баз различных налогов с целью выявления влияния изменений законодательства, либо учетной политики на налоговые обязательства организации; регулирование по конкретной сделке, которая характеризуется тем, что уменьшение налоговых обязательств в результате хозяйственной операции у одного налогоплательщика приводит к увеличению налоговых обязательств другого - контрагента по договору; взаимоотношения с государством по ряду налогов в связи с определением налоговых баз, целью которых является анализ влияния результата изменения законодательства на поступления в бюджетную систему Российской Федерации [5].

К сожалению, применение данных разработок, на сегодняшний день находится в начальной стадии процесса. Безусловно, имеются различные виды налоговых льгот, которые помогают организациям реального сектора экономики, в том числе и внедряющим инновационные и инвестиционные проекты, снизить налоговое бремя, однако, не всегда данные преференции используются в рамках действующего налогового законодательства и по назначению. Для эффективного функционирования данного инструмента как с позиции налогоплательщиков, так и в интересах государства следует ре-

гламентировать формы предоставления налоговых льгот, ежегодно оценивать эффективность их использования.

Оценку эффективности предоставляемых льгот необходимо проводить не только в целях регулирования перечня действующих налоговых послаблений, но и обеспечения оптимального выбора объектов для предоставления финансовой поддержки в форме налоговых преференций, а также сокращения потерь бюджетов. В современных условиях оценка эффективности проводится каждым субъектом Российской Федерации самостоятельно с расчетом экономической, бюджетной и социальной эффективности. Тем не менее, результаты такой работы должны обобщаться на федеральном уровне по каждому налогу, сопоставляться по отдельным категориям налогоплательщиков в разрезе видов деятельности. Для этого необходимо разработать единую форму отчета по налоговым льготам, предоставляемым на территории Российской Федерации, которая позволит определить степень использования льготы налогоплательщиками, сумму потерь бюджета, роль льготы в структуре налоговой базы [5]. Таким образом, при реализации этих мер налогоплательщик будет четко понимать виды и формы налоговых преференций, порядок их предоставления, а налоговые органы смогут проконтролировать и оценить их эффективность. В связи с этим, при проведении анализа налоговых схем налоговым органам и консультирующим субъектам предлагается использовать метод анализа возможных последствий с помощью экономико-математического моделирования. Результаты анализа построения и функционирования данных микроимитационных моделей показали, что, в настоящее время, они, в основном, используются для оценки ожидаемых налоговых поступлений; влияния изменений законодательства на уровень налоговой базы; планирования социальных программ, установления зависимости между показателями уплаты различных налогов с позиции бюджета; расчета недопоступлений налогов в разрезе налогоплательщиков, отраслей.

Необходимо согласиться с мнением российских ученых, что одним из последних достижений в области микроимитационного моделирования является развитие методологии выявления, учета и использования в прогнозировании и планировании имеющихся обратных связей между налоговой сферой и экономическим поведением хозяйствующих субъектов. Оказываемые государством воздействия на экономику, влияющие на налоговую базу и величину налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов, безусловно, изменяют их экономическое поведение. Для этого необходима максимально подробная и точная исходная информация, позволяющая оценить реакцию экономических субъектов на изменение налоговой политики. Однако, как показывает практика, получить корректные оценки поведенческих реакций в настоящее время не представляется возможным.

Здесь возможно акцентировать внимание на планировании налогообложения в более широком смысле этого понятия - налоговом инжиниринге, который учитывает совокупность потребностей и корпораций и государства, является необходимым и своевременным [2]. Безусловно, возникающие разногласия по данному вопросу неизбежны, так как на сегодняшний день помимо планирования налогообложения существуют понятия «налоговое регулирование» и «администрирование», но, в данном случае, налоговый инжиниринг может преследовать цели не только одной из сторон, а учитывать все составляющие в комплексе - и интересы корпораций, и интересы государства (с учетом применения микроимитационного моделирования в данной области). В какой-то степени в настоящее время эти цели и задачи выполняет налоговое консультирование, но, к сожалению, пока еще не в полной мере. В данном случае, обеспечение эффективности функционирования налоговой системы страны предполагает, прежде всего, оптимальный выбор параметров основных характеристик не только налоговой системы предприятия, но и обеспечение оптимального функционирования в рамках существующих параметров производственно-хозяйственной, финансовой деятельности организаций в совокупности с государственным регулированием налогообложения.

Таким образом, достоверное определение налоговых баз и сумм налогов, подлежащих уплате

в бюджет, существенно влияет на стабильность финансового положения предприятий, так как оно определяется, в том числе и величиной налоговых обязательств, полнотой и своевременностью их уплаты государству. Только в результате глубоких научных исследований в сфере налогового планирования, налогового регулирования и стимулирования, которые невозможны без законодательной поддержки государства, формируемой и реализуемой в системе стратегических экономических преобразований, возможен конкретный, плановый подход, который принесет желаемые результаты.

Библиографический список

1. Гулькова, Е. Л. Налоговое планирование предприятий в условиях реструктуризации / Е. Л. Гулькова // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 3. - С. 100-105.

2. Гулькова, Е. Л. Перспективы развития налогового инжиниринга в РФ / Е. Л. Гулькова // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 4. - С. 95-99.

3. Кришталева, Т. И. Концепция развития внутреннего и внешнего контроля расчетов с бюджетом и их информационного обеспечения [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. экон. наук / Т. И. Кришталева. - М., 2009. - Режим доступа : http://economy-lib.com/kontseptsiya-razvitiya-vnutrennego-i-vneshnego-kontrolya-raschetov-s-byudzhetom-i-ih-informatsionnogo-obespecheniya (дата обращения : 21.08.2015).

4. Норкина, Е. А. Организационные особенности внутреннего контроля и внутреннего аудита / Е. А. Норки-на // Вопросы экономики и права. - 2012. - № 3. - С. 305-315.

5. Типалина, М. В. Реализация налоговой политики государства в области налогообложения прибыли : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.10 /М. В. Типалина. - М., 2007. - 27 с.