Научная статья на тему 'Проблемы развития международного налогового планирования российских организаций'

Проблемы развития международного налогового планирования российских организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
634
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / НАЛОГОВОЕ РАВЕНСТВО / НАЛОГОВАЯ НЕЙТРАЛЬНОСТЬ / НАЛОГОВЫЕ РИСКИ / ДВОЙНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гулькова Елена Леонидовна

В статье проанализированы проблемы международного налогового планирования и обоснована необходимость развития международного законодательства в данной области. Акцентируется внимание на основных показателях функционирования международной налоговой системы в условиях международного сотрудничества. Выделены наиболее типичные вопросы и задачи международного налогового планирования организаций реального сектора экономики, рассмотрены препятствия для повышения собираемости налогов в Российской Федерации и реализации налоговой политики государства, намечены возможности совершенствования международного налогового планирования на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL TAX PLANNING RUSSIAN ORGANIZATIONS

The article analyzes the problems of international tax planning and the necessity of the development of international law in this area. Focuses on the major indicators of the functioning of the international tax system in the context of international cooperation. The most typical issues and challenges of international tax planning organizations in the real sector of the economy, considered obstacles to improve tax collection in the Russian Federation and the implementation of tax policy of the state, the possibilities of improving international tax planning at the present stage.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития международного налогового планирования российских организаций»

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация. В статье проанализированы проблемы международного налогового планирования и обоснована необходимость развития международного законодательства в данной области. Акцентируется внимание на основных показателях функционирования международной налоговой системы в условиях международного сотрудничества. Выделены наиболее типичные вопросы и задачи международного налогового планирования организаций реального сектора экономики, рассмотрены препятствия для повышения собираемости налогов в Российской Федерации и реализации налоговой политики государства, намечены возможности совершенствования международного налогового планирования на современном этапе.

Ключевые слова: международное налоговое планирование, налоговое равенство, налоговая нейтральность, налоговые риски, двойное налогообложение, оптимизация налогообложения.

Elena Gulkova PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL

TAX PLANNING RUSSIAN ORGANIZATIONS

Annotation. The article analyzes the problems of international tax planning and the necessity of the development of international law in this area. Focuses on the major indicators of the functioning of the international tax system in the context of international cooperation. The most typical issues and challenges of international tax planning organizations in the real sector of the economy, considered obstacles to improve tax collection in the Russian Federation and the implementation of tax policy of the state, the possibilities of improving international tax planning at the present stage.

Keywords: international tax planning, tax equity, tax neutrality, tax risks, double taxation, tax optimization.

Обеспечение устойчивого экономического роста и повышение эффективности российской экономики, требует более детального анализа международных финансовых отношений и взаимосвязей, сложившихся между Россией и другими странами. На фоне существующих затруднений функционирования российских предприятий в международной экономике необходимо определить источники возникновения препятствий в международных налоговых отношениях, участниками которых могут быть государства, международные организации, физические и юридические лица. Трудности исследования налоговых систем разных стран и их взаимодействия в условиях глобальной экономики предопределяют насущность последовательного решения данных проблем. На сегодняшний день имеются противоречия в законодательстве, которые тормозят дальнейшее развитие международного налогообложения реального сектора экономики России.

В современных условиях одним из предметов особого внимания являются вопросы налогового равенства и налоговой нейтральности между отдельными группами налогоплательщиков [1]. Рассматривая понятие равенства налогообложения, можно сделать вывод, что это равномерность взимания налогов построена на основе сравнения экономических возможностей различных налогоплательщиков с позиции имеющейся доли свободных средств, которая уплачивается в бюджет государства. Данное положение является предметом научных дискуссий экономистов всего мира. Основным предметом обсуждений становятся, прежде всего, методы сравнения налогового бремени, которое несут различные категории налогоплательщиков, в том числе и функционирующие на международных рынках. Принцип равенства налогообложения предполагает формально-юридическое равенство налогоплательщиков перед законом и судом, равенство их налогово-правового статуса,

УДК 336.227.025:005.51 Гулькова Е.Л.

© Гулькова Е.Л., 2015

фактическую способность налогоплательщиков к уплате налога (ч. 1 ст. 3 НК РФ), а также, дополняется соразмерностью налогообложения, то есть учетом фактической способности налогоплательщика к уплате налога [1].

В связи с этим, понятие налоговой нейтральности в условиях международных экономических отношений необходимо конкретизировать с позиции влияния на хозяйственные решения различных категорий налогоплательщиков. В частности, тем, что налоги должны быть нейтральными и базироваться на принципах экономической эффективности, то есть учитывать результативность использования средств для достижения поставленных целей без снижения продуктивности хозяйственной деятельности. Сравнительный анализ процессов налоговой нейтральности в Российской Федерации и системах налогообложения различных стран позволяет выявить некоторые направления развития данного принципа, которые связаны с формированием более тесных экономических и финансовых отношений.

Существуют две основных цели международного сотрудничества:

1) предотвращение двойного налогообложения;

2) исключение дискриминации налогоплательщиков [3].

Исходя из этого, можно сказать, что взвешенное и разумное применение понятия налоговой нейтральности позволяет разработать налоговую систему без возникновения диспропорций в экономике. А также влечет за собой развитие других принципов налогообложения: прозрачность системы взимания налогов и уплаты в бюджет; четкость и определенность правил налогообложения; эффективность уплаты налогов и снижение риска уклонения от уплаты; гибкость системы налогообложения в рамках экономического развития.

Однако хозяйственные отношения российских предприятий с иностранными организациями создают высокий уровень налоговых рисков, так как данные организации представлены в стране в виде филиалов и представительств. В современной экономике складываются условия, при которых организации могут функционировать (частично) на территории других государств и обеспечивать свою прибыль не связанную прямо с оборотом реального капитала а также, соответственно, не уплачивать налоги ни в один из бюджетов. Несмотря на то, что на сегодняшний день имеются инструменты, которые поддерживают обмен информацией и взаимную помощь во взыскании долгов (например, Многосторонние конвенции ОЭСР о взаимной административной помощи в налоговой сфере и др.), существует необходимость координации этих мер с потребностью предотвращения необоснованной дискриминации. Это связано с актуальностью создания и развития специфических правил, которые не должны приводить к замаскированным формам ограничений и обременений и, таким образом, сдерживанию развития международных отношений в экономике.

Основываясь на официальных статистических данных по отечественному и зарубежному состоянию налоговых поступлений от международной деятельности предприятий реального сектора экономики, а также данных, приводимых в различных прогнозных разработках, программных документах, отчетах, докладах и научных публикациях [3], необходимо отметить, что основные направления воздействия формируются, прежде всего, на налоговом администрировании уже существующих законодательных актов в этой области. Вместе с тем, хотелось бы отметить, что некоторые из них требуют существенных доработок. Отношения в сфере налогообложения регламентируются нормами не только национального законодательства, но и международного права, статус которых в разных странах неодинаков. Формой реализации международного законодательства являются международные договоры и соглашения - в некоторых странах они имеют большую юридическую силу, чем внутренние законы (например, Россия), а в некоторых меньшую (например, США и ФРГ).

Существуют налоговые отношения на основе критерия резидентства, а также на основе принципа территориальности, что приводит к двойному налогообложению при определении объекта об-

ложения (например, налогоплательщик проживает не в том государстве, откуда поступает доход). Доходы, получаемые в одной стране и впоследствии переводимые в другую страну (предпринимательские прибыли, дивиденды, проценты, роялти и т.д.) могут облагаться налогами в обеих этих странах, с последующим предоставлением вычетов. В то же время, налогообложение таких доходов может не регулироваться налоговыми органами что одной, что другой страной, и тогда возникает дополнительное по сравнению с национальными законами (двойное) налогообложение. Это, в свою очередь, может привести к нежелательным изменениям в перемещении капиталов из одной страны в другую и общему снижению эффективности их использования.

Отсутствие координации действий и обмена информацией между налоговыми органами различных стран облегчает компаниям уклонение от уплаты налогов. Одним из эффективных направлений для устранения двойного налогообложения, а также ухода от уплаты налогов может стать не только заключение налоговых соглашений и конвенций между заинтересованными странами, но и расширение общего международного налогового поля с помощью создания международного законо -дательства в области налогообложения. Для этого при разработке данных международных документов необходимо учитывать интересы всех государств, желающих принимать участие в едином налоговом пространстве.

Направлениями улучшения состояния международных связей в области налогообложения могут стать:

- более глубокое комплексное совместное регулирование налоговых поступлений на осно -ве солидарности действий налоговых органов различных стран, в частности, предоставление информации об организациях, нарушающих налоговое законодательство, с целью сокрытия своих доходов на территориях других стран;

- развитие специальных международных инфраструктур для проведения проверки налогоплательщиков и экспертизы, предоставляемых бизнес-проектов;

- совершенствование системы мониторинга уплаты налогов российскими организациями на территории другого государства, в частности, контроль и отслеживание использования льгот и преференций и др.

Также необходимо затронуть и вопросы применения методов международного налогового планирования в конкретных практических ситуациях, например, при создании филиалов и представительств, зон свободной торговли, экономических союзов, общих рынков и т.п., которые предусматривают отмену таможенных режимов между государствами-участниками, освобождение от уплаты косвенных налогов (НДС и акцизов). Возможность реализации такого планирования это, прежде всего, осуществление совместных процессов развития в сфере стандартизации, установления и реализации процессов налогообложения. Рассматривая процессы международного налогового планирования, следует отметить, что отдельные аспекты подробно исследованы различными российскими экономистами. На сегодняшний день международное налоговое планирование заключается в создании схем и инструментов с целью снижения налоговых потерь при проведении международных инвестиционных и финансовых операций [3]. Для координации хозяйственной деятельности компаний существуют возможности использования законного и обоснованного международного налогового планирования, учитывая различия налоговых законодательств и механизмов их применения в мировой практике с целью оптимизации налогообложения при проведении международных инвестиционных и финансовых операций.

Варианты имеющихся налоговых режимов, существующих между странами, предполагают всевозможные модификации ведения различных видов деятельности хозяйствующих субъектов. Примером могут служить государства, в которых налоговые режимы являются более льготными, и, таким образом, представляют собой так называемые «налоговые убежища» в отношении организа-

ций, осуществляющих определенный вид деятельности или имеющих обусловленную организационно-правовую форму.

Для российских компаний в условиях использования международного налогового планирования отдельную проблему представляют процессы устранения двойного налогообложения с помощью комбинации законодательно закрепленных мер по зачету уплаченных налогов или освобождению от налогообложения организаций при условии уплаты налогов в других странах. В данном случае особое внимание необходимо уделить государствам и регионам, с которыми у Российской Федерации заключены соглашения об избежании двойного налогообложения в отношении доходов и имущества. Международные соглашения об избежании двойного налогообложения конкретизируют виды налогов, порядок налогообложения каждого вида доходов отдельно в каждом соглашении. При этом необходимо учитывать и механизм применения данных соглашений в налоговой практике РФ. Налоговые соглашения не предоставляют налоговым органам дополнительных прав (кроме норм НК РФ), однако позволяют учитывать информацию и от налогоплательщика, и от налоговых служб государств-участников в условиях налогового администрирования и макроэкономической политики страны.

Соразмерное налогообложение международных операций тесно связано с соблюдением принципа справедливости и равенства участников экономической деятельности при распределении налоговой нагрузки. Для достижения данного равенства необходимо исключить уклонение от уплаты налогов с использованием методов международного налогового планирования, в частности, применения налоговых льгот и пробелов в законодательстве, в результате которого налоговая нагрузка ста -новится различной при равной налоговой базе. Например, при вывозе капитала из РФ и избежании уплаты налогов с последующим возвращением через страны с льготным режимом налогообложения, с которыми Россией заключены международные налоговые соглашения и незаконно используются преимущества, указанные в таких соглашениях. Таким образом, создаются неравные конкурентные условия для участников экономической деятельности и угроза экономической безопасности России, так как международные соглашения об избежании двойного налогообложения содержат условия, которые относятся в основном к недискриминации по месту регистрации компаний: «иностранная компания не может подвергаться иному или более обременительному налогообложению, по сравнению с национальными компаниями» [1].

В настоящее время российские ученые не пришли к единому мнению о сущности международного налогового планирования. В связи с этим необходимо различать такие понятия как «уклонение», «избежание» и «налоговое планирование». Для этого в условиях применения международного налогового планирования и более тесного взаимодействия организаций на международном рынке необходимо выявить цели, методы и способы достижения оптимального размера налоговых обязательств. И в этом случае, главным является принцип законности, который дает возможность разделить понятия «налоговое планирование» и «уклонение от уплаты налогов». Достижение данного цели возможно при строгом соблюдении налогового законодательства не только своей страны, но и международных законов и соглашений. Для этого целесообразно ограничить сферы налогового планирования при применении различных механизмов льготного налогообложения и применять только те схемы оптимизации налогообложения, которые являются легитимными.

Государства-участники международных налоговых отношений по-разному трактуют концепции уклонения от уплаты налога и обхода (избежания) налога с позиции экономической обоснованности. Например, одним из распространенных положений является то, что избежание налогов считается правомерным, а уклонение от налогов равнозначно незаконному налоговому планированию. В частности, минимизация налогообложения может заключаться в переводе капиталов и доходов по оптимальным налоговым каналам, использование трансфертных цен во внутрифирменных поставках

и связях, создание за рубежом оффшорных, льготных и других специализированных компаний, предназначенных для снижения налоговых потерь и другие. Поэтому основными отличиями избежания налогообложения от уклонения от налогообложения необходимо считать юридические и экономические последствия, возникающие из-за применения данных методов снижения сумм налогов к уплате. На сегодняшний день понятия уклонения и избежания налогообложения являются предметом исследований и обсуждения многих специалистов.

Российская Федерация, так же как и другие страны, принимает меры для упорядочения практики оптимизации налоговых платежей. Исследование тенденций взаимодействия между странами в вопросах налогообложения должно обеспечить сбалансированность налоговых поступлений в бюджет не только Российской Федерации, но и стран, с которыми заключены соответствующие соглашения. Однако правовые нормы, на сегодняшний день, не составляют единой системы, не согласованы между собой и нуждаются в совершенствовании, так как это приводит к возникновению правонарушений и преступлений в сфере налогообложения.

Безусловно, налоговые органы разных стран проводят специальные расследования с целью выявления объема, наиболее распространенных методов и приемов оптимизации налогообложения в отдельных отраслях, а также определения грани уклонения от налогов, минимизации и оптимизации налогообложения. Для более детального регулирования процесса международного налогообложения изучают недостатки и разрабатывают новые законодательные акты. Уменьшение возможности для минимизации и уклонения от уплаты налогов в международной деятельности российских организаций, развитие методов оптимизации налогообложения с целью выведения их на новый уровень возможно только с помощью модернизации российского и международного налогового законодательст-ва на современном этапе.

В настоящее время международному налогообложению уделяется все больше внимания, поскольку особенности и тенденции взаимодействия между странами в реальной и финансовой сферах определяют уровень, направления и эффективность социально-экономического развития России. Происходит трансформация всех международных взаимоотношений с позиции глобализации, в том числе и через улучшение международного налогообложения.

Библиографический список

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1. Федеральный закон № 146 от 31 июля 1998 г. с изм. и доп. от 01 апреля 2014 г. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: Справочная правовая система «Консультант-Плюс».

2. Российский статистический ежегодник 2010-2014 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/finance (дата обращения: 09.03.2015).

3. Гулькова Е.Л. Международные налоговые отношения в глобальной экономике // Финансы реального сектора в условиях глобальной экономики: материалы Международной научно-практической конференции. -М.: ГУУ, 2012. - С. 28-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.