Научная статья на тему 'Совершенствование организации управления Центральной акцизной таможни'

Совершенствование организации управления Центральной акцизной таможни Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1442
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Изоткина О.В., Черных В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование организации управления Центральной акцизной таможни»

О. В. Изоткина, В. А. Черных

Совершенствование организации управления центральной акцизной таможни

В связи с возрастающим объемом решаемых задач Центральная акцизная таможня (далее - ЦАТ) приказом ФТС России от 15 сентября 2006 г. № 883 с 1 октября 2006 г. выведена из состава Центрального таможенного управлению и подчинена непосредственно ФТС России. Обеспечить слаженную и продуктивную работу таможни должна хорошо организованная система управления.

Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Каждая новая управленческая теория пытается объяснить, как руководители могут с пользой для себя уяснять ключевые переменные, влияющие на их работу. Количество таких переменных очень велико, что, с одной стороны, дает простор для создания новых теорий, а с другой, затрудняет создание непротиворечивой концепции, которая могла бы в полной мере охватить их все. Поэтому, хотя управление должно оставаться открытым к современным идеям, неразборчивое экспериментирование потенциально гибельно.

Изучение отечественного и зарубежного опыта развития управления организациями свидетельствует о широком распространении нового подхода к управлению, основанного на операционном мышлении и систематическом совершенствовании всех видов деятельности, осуществляемых в организации. Этот подход нацеливает руководителей на создание самосовершенствующихся систем управления, обеспечивающих постоянную ориентацию на удовлетворение требований заказчика и потребителя к результатам деятельности, на повышение их качества и устранение причин возникающих отклонений от установленных требований.

Совершенствование системы управления - это, по существу, вопрос о том, как лучше организовать деятельность общества по ускорению экономического и социального развития в условиях проведения реформ, обеспечить наиболее полное использование имеющихся возможностей, теснее объединить для этих целей имеющиеся трудовые ресурсы. Управление может сыграть роль важного резерва ускорения экономического и социального развития при условии, если оно будет научно организовано, а деятельность органов управления будет постоянно совершенствоваться не за счет увеличения численности

управленческого персонала, а, главным образом, путем интенсификации управления и научной организации управленческого труда.

В период проведения глобальных экономических реформ, интеграции российской экономики в международное экономическое пространство, присоединения к Всемирной торговой организации возрастает роль и значение таможенных органов в государственном управлении внешнеторговой деятельностью.

Таможенно-тарифное регулирование становится одним из важнейших инструментов улучшения эффективности внешнеторговой деятельности, макроэкономической ситуации в целом, не снимая при этом с таможенной службы выполнения задач по обеспечению наполнения доходной части федерального бюджета Российской Федерации.

В преобразовании системы управления экономикой, основанной на рыночных принципах хозяйствования, все более очевидным становится необходимость формирования новой системы управления, которая могла бы способствовать реализации задач по эффективному функционированию таможенной системы. В условиях развития рыночных отношений не только материально-вещественные, но и личностные факторы играют важную роль, особенно в тех сферах, которые связаны с внешнеэкономической, налоговой и правоохранительной деятельностью.

По мере продвижения России по пути рыночных реформ в связи с увеличивающимся потоком импортируемых товаров, в том числе и подакцизных, возникла острая необходимость в создании структуры, которая смогла бы справляться с постоянно растущими нагрузками по таможенному оформлению и таможенному контролю подакцизных товаров. В этой ситуации все возможности ранее существовавшего Московского акцизного таможенного поста оказались практически исчерпанными. И в целях совершенствования управления таможенным делом, повышения собираемости таможенных платежей и усиления контроля за оборотом подакцизных товаров приказом ГТК России от 05.05.97 № 238 была создана ЦАТ. Приказом ГТК России от 23.05.2000 № 424 «О совершенствовании системы таможенных органов, расположенных в Московском регионе» таможня была подчинена центральному таможенному управлению.

С 1 октября 2007 г. ЦАТ перешла в прямое подчинение Федеральной таможенной службы. Официальная формулировка приказа ФТС говорит, что подобная оптимизация произошла «в целях совершенствования системы управления таможенными органами России».

Основными задачами ЦАТ являются: защита экономических интересов Российской Федерации, таможенное оформление и таможенный контроль подакцизных товаров на территории Москвы и Москов-

ской области, начисление и взимание таможенных платежей, налогов, валютный контроль, ведение таможенной статистики, борьба с контрабандой, нарушениями таможенных правил и иными правонарушениями в сфере таможенного дела.

В регион деятельности ЦАТ входят следующие субъекты Российской Федерации:

• города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург;

• области: Архангельская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Вологодская, Воронежская, ивановская, Тверская, Калужская, Костромская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Московская, Мурманская, Новгородская, Орловская, Псковская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тульская, Ярославская;

• республики: Карелия, Коми;

• Ямало-Ненецкий автономный округ.

Структура ЦАТ построена в соответствии с Типовой структурой таможни, рекомендованной Приказом ФТС России от 24.01.2005 г. № 49. С точки зрения субъектов таможенной деятельности система управления построена на основе организационной структуры таможни.

На основе принципа единоначалия начальник таможни руководит деятельностью таможенного органа в целом. Через своих заместителей он координирует, контролирует и направляет работу всех подразделений таможни. Часть своих полномочий по осуществлению контроля начальник таможни делегирует заместителям начальника таможни и руководителям среднего звена таможни (начальникам отделов и отделений). Так, Первый заместитель начальника таможни по таможенному контролю координирует и контролирует деятельность отдела таможенных процедур и таможенного контроля, отдела контроля за таможенными транзитами, отдела таможенных режимов, отдела применения системы управления рисками. Ему делегировано приоритетное право - заменять начальника таможни в периоды его отсутствия.

итак, система организации управления в таможне представляет собой совокупность связей между субъектами и объектами таможенной деятельности, отдельными его видами, методами и формами, различными уровнями деятельности.

Особое место в системе управления деятельностью таможни имеет среднее звено руководства (начальники служб, отделов и отделений, как самостоятельных, так и созданных внутри отделов). Они осуществляют контроль в отношении своих подчиненных. Сфера деятельности полномочных лиц, осуществляющих контроль, определена в их должностных инструкциях. Основные задачи и функции отделов и структурных подразделений, а также должностные инструкции сотрудников в свою очередь предусматривают выполнение различ-

ных видов управленческого контроля специальных профессионально-должностных решений в таможне.

Руководство таможни в целях выполнения функций, определенных Таможенным кодексом, должно иметь ясное представление об объеме работы во всех структурных подразделениях, о возможности ее выполнения с требуемыми результатами, о затратах рабочего времени на ту или иную работу. Для этого в ЦАТ существует строгая система планирования деятельности подразделений.

Руководители структурных подразделений ежеквартально разрабатывают план работы отдела (отделения) на текущий месяц и отчитываются о проделанной работе за истекший.

Полученная информация обобщается и анализируется курирующим заместителем начальника таможни и затем передается начальнику таможни для использования в дальнейшей работе.

Таким образом, организация системы управления таможни имеет трехуровневую структуру, соответствующую организационной структуре таможни:

• первый уровень - внутриструктурные подразделения таможни (отделения внутри отделов);

• второй уровень - специализированные структурные подразделения (службы, отделы и самостоятельные отделения);

• третий уровень - руководство таможни (начальник таможни и его заместители).

В ЦАТ создана система управления, позволяющая осуществлять указанные в ст. 403 Таможенного кодекса Российской Федерации следующие функции таможенных органов:

• осуществлять таможенное оформление и таможенный контроль, создавать условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;

• взимать таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролировать правильность их начисления и своевременность уплаты пошлин, налогов и сборов, принимать меры по их принудительному взысканию;

• обеспечивать соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

• обеспечивать соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

• обеспечивать в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

• вести борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекать незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, объектов интеллектуальной собственности, других товаров;

• осуществлять в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу;

• вести таможенную статистику внешней торговли;

• осуществлять информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивать в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам.

Среди проблем как ЦАТ, так и всей таможенной системы, требующих пристального и постоянного внимания, можно назвать следующие:

• вопросы таможенной стоимости товаров и их недостоверное декларирование;

• развитие системы информирования о ценообразовании;

• повышение эффективности контроля на основе методов аудита;

• повышение уровня взаимодействия оперативных подразделений таможенных органов с другими правоохранительными и контролирующими органами;

• повышение уровня подготовленности кадров, особенно специалистов в области управления, контроля и анализа информации;

• повышение уровня социальной защищенности должностных лиц таможенных органов.

Принятием Целевой программы развития таможенной службы Российской Федерации на 2004-2008 гг. были созданы необходимые предпосылки для последующих системных изменений в организации таможенного дела России.

ФТС России разработана и Правительством Российской Федерации в декабре 2005 г. одобрена Концепция развития таможенной службы в 2006 году и на период до 2010 г.

Принятая Концепция представляет собой государственную стратегию основных направлений деятельности таможенных органов и предусматривает значительные новации в части обеспечения эффективного таможенного администрирования.

Концепцию предполагается реализовать в два этапа.

Первый этап проходил с 2006 г., а 2007 г. был ознаменован завершением этапа реализации Концепции развития таможенных органов Российской Федерации до 2010 г. В рамках этой работы таможенными органами осуществлялись мероприятия, направленные

на совершенствование таможенного администрирования на основе международных стандартов качества, на дальнейшую гармонизацию законодательства Российской Федерации с общепризнанными международными нормами в области таможенного дела.

С 1 января 2007 г. введена новая форма грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, соответствующая единому административному документу (ЕАД). Развивались такие направления деятельности, как электронное и предварительное декларирование, система управления рисками, таможенный контроль после выпуска товаров в свободное обращение.

Введена в эксплуатацию и продолжает совершенствоваться система управления рисками.

В течение 2007 г. отделом по системе управления рисками Центральной акцизной таможни были получены и опробованы 8 целевых методик («Загрузка транспортного средства выше или ниже установленной нормы», разработанная ЮТУ и Курской таможней, «Дробление партий», «Расхождение сведений, содержащихся в электронном уведомлении о направленном товаре», разработанные Курской таможней, «Вес единицы товара не является характерным для данного товара или идентичных, однородных товаров, товара того же класса или вида», разработанная Тольяттинской таможней и т. д.) направленных ФТС России для выявления в них недостатков. По результатам проведенных тестов в ФТС России направлены замечания и предложения по использованию данных методик.

В ФТС России Центральная акцизная таможня направила 7 писем по актуализации профилей рисков: «О точном определении «нетто», «О стоимости товара» (Таможенной или статистической), «О не применении данных профилей рисков к крупным импортерам алкогольной и спиртосодержащей продукции и автомобильным дилерам». Также направлялись аналитические материалы в ФТС России по применению профилей рисков о не применении данных профилей рисков к крупным импортерам алкогольной и спиртосодержащей продукции и автомобильным дилерам.

В 2007 г. из 156 действующих профилей рисков в Центральной акцизной таможне происходило срабатывание 80 профилей рисков по 34 450 ГТД, что составляет 16% от общего объема зарегистрированных деклараций (в 2006 г. - 198 - 78 - 29254 ГТД - 24%).

Опыт применения системы управления рисками Центральной акцизной таможни в 2007 г. говорит об ее эффективности.

Очень важным направлением дальнейшего совершенствования управления таможенными органами является работа по защите интеллектуальной собственности. Предполагается совершенствование законодательной базы и изменение организационной структуры ре-

гиональных таможенных управлений и таможен в части кадрового укрепления подразделений, занимающихся вопросами защиты прав интеллектуальной собственности.

Одним из стержневых моментов Концепции является применение информационных технологий, которые позволят полностью сочетать формы и методы работы российской таможни с формами и методами, применяемыми таможенными администрациями государств, являющихся основными торговыми партнерами России.

В настоящее время идет модернизация информационных систем таможенных органов России. Перед разработчиками поставлены две основные проблемы:

• внедрение международных стандартов по обработке документации при таможенном контроле;

• повышение исполнительской дисциплины налогоплательщиков, то есть уход от нелегальных схем минимизации платежей, связанных с таможенным оформлением товаров.

В течение 2007 г. информационно-технической службой Центральной акцизной таможни были развернуты работы по следующим основным направлениям:

• унификация общесистемных решений по созданию ЕАИС уровня таможни в части используемых операционных систем, систем управления базами данных и реализация концепции «информационных таможенных технологий»;

• создание и поддержка единых баз данных нормативно-справочной информации, ГТД, ТПО, ПТС, «Автоконтроль», «Журналы регистрации ГТД», «Учет бланков ПТС и ПШТС»;

• создание и поддержка унифицированных форматов обмена и передачи таможенной информации на основе DBF-файлов;

• внедрение и поддержание, начиная с 1 июня 2006 г., базы ГТД в системе Oracle 9.01i;

• поддержание информационных таможенных технологий на базе системы «АистРТ-21»;

• внедрение новых информационных таможенных технологий, построенных на основе «клиент-сервер» технологий под управлением СУБД Oracle 9.0li таких, как ИРС «Доход», КПС «Судебная практика», КПС «Паспорт таможенного органа», АПС «Кадры 2», КПС «Агент валютного контроля», АПС «Проект», КПС «Учет бланков ПТС и ПШТС», КПС «Сбор информации по ГТД», КПС «Автотранспорт», КПС «Транзит РТУ»;

• внедрение систем электронного декларирования на Брянском, Аббакумовском таможенных постах и ОТО и ТК № 3 Пресненского таможенного поста;

• регламентная обработка и передача оперативной информации по электронным копиям ГТД, ПТС, ТПО и по трактам: ежедневный оперативный мониторинг, оперативный мониторинг ФППД ГТД, ФППД НСИ, система учета бланков ПТС (ПШТС), система ведения электронных журналов ГТД;

• ведение договоров по ремонту, обслуживанию и распределению средств ТСТК и компьютерной техники;

• обеспечение функционирования систем и средств защиты информации.

В совокупности все перечисленные направления позволили накопить за 2007 г. значительный объем информации, включающей более 250000 электронных копий ГТД, более 70000 электронных копий ТПО, более 1130000 электронных копий ПТС.

Организация на базе Центральной акцизной таможни конечного пункта обработки информации в таможенном фрагменте ЕГАИС добавило дополнительные задачи по администрированию и обеспечению прохождения заявок в системе ЕГАИС.

В оперативно-служебной деятельности подразделений собственной безопасности всей таможенной службы важнейшим направлением являлась борьба с преступлениями против интересов государственной службы и с коррупцией в таможенных органах.

Основные усилия в кадровой работе были направлены на кадровое обеспечение таможенных органов регионов. Большое внимание уделялось профессиональной подготовке кадров.

Дальнейшее совершенствование таможенного администрирования невозможно без активного развития института таможенных брокеров, права, обязанности и ответственность которых закреплены в главе 15 Таможенного кодекса РФ, вступившим в действие с января 2004 г.

На втором этапе (2008-2010 гг.) должны быть завершены преобразования на всех направлениях развития таможенного дела в России. То есть, должно быть завершено строительство и обустройство пунктов пропуска, а также созданы условия для обеспечения прозрачности таможенного законодательства через внедрение международных стандартов таможенного администрирования.

После окончания реализации проекта модернизации российская таможенная служба будет полностью соответствовать профессиональному уровню таможенных администраций Евросоюза.

В рамках подготовки к внедрению Разработанных Всемирной таможенной организацией Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли особое внимание будет уделяться организации обмена информацией между таможенными службами.

Предполагается создание рабочих групп для выработки правовых, информационно-технических, технологических и иных условий информационного обмена. При организации взаимного информационного обмена таможни должны сконцентрировать внимание на анализе систем управления рисками, применяемых различными странами, на технике и технологиях таможенного контроля.

Подготовлены предложения по внесению дополнений в Таможенный кодекс РФ по наделению таможенных органов полномочиями по приостановлению выпуска товаров без заявлений правообладателей.

Кроме того, необходимо более подробно дифференцировать ставки акцизов по товарной номенклатуре, учитывая такие признаки, как традиционность, происхождение и приоритет в потреблении данных товаров (отечественных или импортных).

В соответствии с Концепцией развития таможенной службы планируется значительно улучшить работу по кадровому обеспечению таможенных органов Российской Федерации. Особое внимание будет уделено повышению качества профессиональной подготовки кадров. В рамках этой работы предполагается проведение обязательной аттестации, направленной на подтверждение профессиональной пригодности.

Не менее важной остается организация государственного контроля по новой схеме с размещением непосредственно на линии движения пунктов пропуска только двух служб - таможенной и пограничной. Намечается в ближайшее время осуществить меры по внедрению системы интегрированного контроля. Намечено внедрение современных технологий государственного контроля на основе межведомственного взаимодействия в пунктах пропуска через государственную границу, создание единой информационной базы данных всех контролирующих органов, а также создание необходимых условий для работы контролирующих органов вне линии движения пунктов пропуска.

Таким образом, создается принципиально новая организационная система, которая предполагает реализацию принципов «одного окна» (однократное представление информации) и «одной остановки» (интегрированный таможенный контроль).

Для организации государственного контроля по новой схеме с размещением в режимной зоне только двух служб - пограничной и таможенной - предполагается строительство 149 новых и реконструкция 37 существующих автомобильных пунктов пропуска. По Программе по обустройству государственной границы предполагается оснащение таможенных постов 17 инспекционно-досмотровы-ми комплексами (ИДК) для контроля контейнеров и большегрузных транспортных средств, в том числе 11 - для автомобильных пунктов пропуска, и 6 для морских портов.

Важную роль играет создание единой автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации, а также обустройство таможенной границы, развитие приграничной инфраструктуры, создание единой структуры, отвечающей за строительство, эксплуатацию и содержание пунктов пропуска. Это позволит внедрять единые нормы, правила строительства и эксплуатации, значительно сократить расходы на содержание пунктов пропуска.

Итак, В ЦАТ необходимы совершенствования в кадровой, информационной, правоохранительной политиках. Из Концепции видно, что необходимо совершенствование управления ЦАТ.

В Центральной акцизной таможне постоянно совершенствуется структура и количество базовых таможенных постов, специализируется их деятельность. При создании в 1997 г., в целях совершенствования управления таможенным делом, Центральной акцизной таможни в ее состав входило всего 8 таможенных постов, созданных для усиления контроля за оборотом подакцизным товаром и повышения собираемости таможенных платежей.

В соответствии с «Положением об акцизном таможенном посте Российской Федерации» были определены задачи, функции и права акцизного таможенного органа. Создание специализированных акцизных таможенных органов явилось отражением экономической политики государства, направленной на ужесточение контроля за поступлением в Россию подакцизных товаров, взыскание в полном объеме акцизов и других таможенных платежей и пополнение за счет этого федерального бюджета. Кроме того, помимо чисто таможенных функций, которые возложены на акцизные таможни и акцизные таможенные посты, сферой их деятельности является и внутренний оборот подакцизных товаров, что влечет за собой более тесные контакты с различными государственными органами, осуществляющими свою деятельность в данной сфере экономики. Законодательно-нормативные документы претерпели множество изменений.

Государство в настоящее время, регулируя ввоз, производство и оборот алкогольной и табачной продукции, вынуждено идти по пути усиления фискальной функции акцизов на данную продукцию, игнорируя отрицательные социальные последствия. Полное достижение этой цели требует жесткого государственного контроля за функционированием рынка алкогольной продукции с использованием не только экономических, но и административных мер регулирования.

Регулирование импорта алкогольной и табачной продукции представляет собой сложный комплекс мер административного характера, которые требуют постоянного совершенствования. К таким проблемам относятся: лицензирование; маркировка; сертификация;

ввоз через определенные пункты пропуска; хранение на определенных СВХ; обеспечение уплаты таможенных платежей до момента ввоза товаров на таможенную территорию РФ; оформление на специализированных таможенных постах; контроль за движением товаров на внутреннем рынке; установление и выполнение требований по использованию товарных знаков и других обозначений; применение государством мер контроля над ценами.

Приказом ГТК России от 23.05.2000 г. № 424 «О совершенствовании системы таможенных органов, расположенных в Московском регионе» таможня была подчинена Центральному таможенному управлению. На таможню были возложены функции таможенного оформления и таможенного контроля подакцизных товаров на территории центрального федерального округа.

В сентябре 2000 г. на Центральную акцизную таможню были возложены новые функции: таможенное оформление автотранспортных средств, перемещаемых физическими лицами и предпринимателями без образования юридического лица на территории Москвы и Московской области, для чего были созданы Московский и Областной автотранспортные таможенные посты, которые впоследствии были выведены из структуры Центральной акцизной таможни. Приказом ФТС России от 15.09.2006 № 883 таможня была выведена из подчинения Центральному таможенному управлению и предана в непосредственное подчинение ФТС России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, регионом деятельности Центральной акцизной таможни стал весь Центральный Федеральный округ. В связи с этим было принято решение о создании в Брянской, Калужской и Владимирской областях специализированных таможенных постов, подчиненных непосредственно таможне.

В настоящее время Центральной акцизной таможней осуществляется обеспечение акцизными марками 18 регионов Центрального федерального округа, в которых зарегистрированы организации-импортеры подакцизных товаров.

В таможне внедрена организация ведения электронных баз данных и представления форм отчетности ведется с использованием программного средства «АСТО-Анализ», с помощью которого осуществляется ежедневный мониторинг электронной базы данных оформленных ГТД. Данный программный продукт позволяет отслеживать как количественные данные товара, так и его стоимостные показатели.

Контроль за правильностью определения таможенной стоимости на таможенных постах осуществляется посредством ежедневного мониторинга электронной базы данных ГТД таможни и сравнительного анализа с направленной ЦТУ электронной базой средних цен на

идентичные и однородные товары, оформленные в московском регионе. При сомнениях в величине таможенной стоимости оформленных товаров, ОКТС таможни запрашиваются пакеты документов, представленные декларантами для подтверждения заявленной таможенной стоимости, на основании которых должностным лицом таможенного поста принималось решение по таможенной стоимости товара. В случае выявления фактов неправомерного принятия решений, к нарушителям применяются меры дисциплинарного воздействия.

Для совершенствования функций контроля таможенной стоимости необходимо:

• создание единого программного обеспечения и внедрение автоматизированного контроля за обоснованностью принимаемых решений с увязкой в один комплекс контроля распределения компетенции, корректировок таможенной стоимости и таможенных платежей, изменения электронных копий ГТД;

• обеспечение ОКТС таможни регулярно, не реже 1 раза в квартал, ценовой информацией по однородным товарам, оформляемым в зоне деятельности Центрального таможенного управления;

• постоянное профессиональное обучение сотрудников, ответственных за принятие решений по контролю таможенной стоимости товаров, в том числе с привлечением специалистов ГУФТД и ТР ФТС России.

Следует также отметить, что основой автоматизации таможенных процессов является внедрение самых современных технических средств при таможенном оформлении. При электронном декларировании компьютер сверяет декларацию, поданную на товар, с теми декларациями, которые были поданы другими лицами на такой же товар, а также с другой информацией, заложенной аналитиками. Таким образом, можно определить разницу между ценой товара, оформленного в настоящее время, и ценой товара, оформленного ранее. Такая глобальная компьютеризация процессов таможенного оформления решает сразу две задачи. С одной стороны, это безусловное ускорение процедуры, так как декларацию можно подать не выходя из своего офиса в любой пункт России. С другой стороны, это повышение эффективности и прозрачности работы таможни, а также исключает личный контакт инспектора с импортером.

Все вышесказанное создает предпосылки к более быстрому и обоснованному внедрению новой информационной системы таможенной службы, которая будет осуществлять контроль, в том числе, ценовых параметров.

Концепция кадровой политики таможенной службы должна строиться исходя из общеметодологических и организационных ос-

нов формирования спроса в кадрах таможенных органов. При разработке таможенной кадровой политики следует исходить из того, что должностными лицами таможенных органов Российской Федерации могут быть граждане России, способные по своим деловым и моральным качествам, уровню образования и состоянию здоровья выполнять возложенные на таможенные органы задачи. Основные требования к подбору кадров можно разбить на отдельные составляющие.

Так, к деловым качествам специалиста следует отнести: уровень образования; профессиональную компетентность; знание основ государственного устройства и особенностей функционирования таможенной системы; владение одним или несколькими иностранными языками; владение основами информатики; умение системного ведения дел.

К моральным качествам таможенного служащего следует отнести: служебную политическую нейтральность и непредвзятость; соблюдение этических норм таможенного служащего; гражданская зрелость и ответственность; антикоррумпированность.

Соответствие требованиям профессиональной компетенции означает возможность занятия должности служащего таможенного органа, при наличии специальной квалификации, которая, в свою очередь, обеспечивается образованием и профессиональным опытом. Последние, в соединении со знаниями основ государственного устройства и особенностей функционирования таможенной системы, являются достаточным основанием для участия в конкурсе на занятие должности таможенного служащего. Активное участие сотрудников таможенной службы в расширяющихся внешнеэкономических связях предъявляет повышенные требования к ним в знании иностранных языков. интернационализация таможни, ликвидация всевозможных «завес», открытость, значительное увеличение участников ВЭД, а также участи таможенников в переговорах, деловых встречах вынуждает их либо пользоваться услугами переводчиков, либо освоить один из языков международного общения. Однако, исходя из специфики работы таможенника, использование услуг переводчика нежелательно, да и зачастую по объективным причинам невозможно. Поэтому знание иностранного языка является одним из основных требований, которые должны предъявляться к профессии таможенника.

80% граждан РФ, обратившихся за информацией по вопросам конкурса в Центральную акцизную таможню, от участия в нем отказались в связи с низким денежным содержанием государственного служащего. Значит, необходимо повышать оклады сотрудников, работников и государственных служащих всего таможенного аппарата.

Таможенная служба в своих программах по набору кадров должна оказывать предпочтение высокой профессиональной подготовке в области электронной обработки данных. Это связано с тем, что в современных условиях применение новейших перспективных технологий в области информатизации позволяет создать единое информационное пространство таможенных органов, что способствует созданию эффективной системы управления, введения системы контроля за грузами для наиболее полной их оценки, повышению качества и оперативности таможенного контроля.

Системное ведение дел выделено как требование к служащему для того, чтобы подчеркнуть невозможность заниматься таможенной службой, если претендент на должность не в состоянии представить себя одновременно и генератором собственных идей и действий, и исполнителем других норм. Нужно чтобы сотрудник таможни, особенно работающий в аппарате управления, был не только профессионалом, но и обладал аналитическим мышлением, был способен делать научные обобщения и выводы.

Специалист таможенной системы должен видеть прямые и косвенные последствия своих действий, чувствовать себя частью коллектива и активным его членом, уважать интересы других и стремиться к удовлетворению нужд своего ведомства. Это требование проверяется при приеме на работу специальными тестами психолого-профессионального характера.

Одним из основных требований к таможеннику является соблюдение им этических норм. Сотрудник таможни должен быть честным, не склонным к закулисным махинациям и интригам, обладать чувством долга и ответственности, уметь работать в коллективе, придти в любой момент на выручку коллеге.

Таможенные органы по роду своей деятельности контролируют участников внешнеэкономической деятельности, пресекая незаконные сделки, и осуществляют борьбу с наркобизнесом. Поэтому борьба с коррупцией является важным условием и основным требованием эффективной работы таможенной системы.

Подбор кадров на вакантные должности в Центральной акцизной таможне осуществляется с особой тщательностью. Помимо сотрудников отдела кадров, осуществляющих спецпроверки, в отборе кандидатов участвует и отдел собственной безопасности. Однако в целях избежания коррумпированности среди личного состава подразделений, связанных непосредственно с участниками ВЭД, можно предложить использовать такую форму контракта, которая предполагает в целях служебной необходимости перемещение по службе в пределах должности в том же таможенном органе (ротация).

Важным моментом в совершенствовании системы управления Центральной акцизной таможни стали проводимые в таможне оперативные совещания руководящего состава таможни, включая руководителей среднего звена, проходящие 2 раза в месяц, и итоговые полугодовые совещания всего личного состава таможни. На них обсуждаются итоги работы как таможни в целом, так и каждого структурного подразделения, планируется работа на перспективу, обсуждаются текущие проблемы.

При этом источником контрольной информации являются не только отчеты руководителей каждого структурного подразделения, но и сводные информационно-аналитические материалы, подготавливаемые отделом таможенной статистики и анализа по всем направлениям таможенной деятельности.

Для подготовки мероприятий по улучшению деятельности, в таможне нередки случаи, когда по инициативе заместителей начальника таможни, отдела собственной безопасности или инспекции по работе с личным составом осуществляется проверка деятельности конкретного должностного лица или в целом структурного подразделения таможни. При этом приказом по таможне определяется состав комиссии, которой поручено провести проверку, сроки и цели ее проведения. По результатам проверки готовится итоговая справка, которая отражает все положительные и негативные моменты, готовится приказ по таможне с конкретным решением и сроками исправления выявленных недостатков.

Ежеквартально отдел статистики и анализа готовит для руководства таможни статистический бюллетень, включающий подробную информацию о деятельности таможни и ее подразделений, объеме внешнеторгового оборота, пассажирооборота, выполнении установленных контрольных заданий по перечислению денежных средств в бюджет, динамику и тенденции изменения этих показателей.

Такая информация позволяет руководству таможни не только осуществлять контроль за деятельностью структурных подразделений, но и своевременно принимать конкретные управленческие решения, проводить маневр кадрами, вносить изменения в технологические схемы проведения процесса таможенного оформления и таможенного контроля.

Для каждого функционального подразделения утверждаются конкретные цели и задачи согласно установленным направлениям деятельности, выбираются параметры, определяющие степень достижения целей и устанавливаются нормы требуемого качественного исполнения. Установление норм является весьма важным этапом контроля, так как именно на этом этапе устанавливаются критерии,

позволяющие руководству сопоставить реально сделанную работу с запланированной.

Проблемы повышения эффективности функционирования систем управления традиционно актуальны в экономической науке и практике, а в период реорганизации социальных, юридических, политических отношений эта проблематика особенно актуальна и особенно сложна.

В свою очередь, повышение эффективности напрямую зависит от качества управления. Современный менеджмент объединил в себе достижения таких наук, как экономика, психология, социология, философия, культурология.

Таким образом, теоретические основы формирования системы управления включают ряд понятий, таких как: цель управления, функции управления, задачи управления, организационная структура управления, полномочия, трудоемкость функций полномочий, объект управления, субъект управления, уровни управления, звенья управления, вертикальные и горизонтальные отношения.

Управление становится эффективным при установлении четких взаимосвязей между уровнями и звеньями управления, точном определения функций, распределение прав и ответственности. Организационное оформление управления предполагает разработку оптимальной организационной структуры таможенного органа.

На построение организационных структур управления таможенных органов, несомненно, оказывает сильное влияние тип данного таможенного органа, решаемые задачи и специфические функции его деятельности.

Главным в построении структуры управления является четкая дифференциация задач и функций между различными управленческими подразделениями. Выделяется четыре основных функциональных блока: таможенное оформление и таможенный контроль, экономический, правоохранительный и кадрово-хозяйственная деятельность.

В современных таможенных органах наиболее распространенно применение следующих типов организационных структур управления: линейно-штабная, линейно-функциональная, программно-целевая и комбинированная. Продолжается поиск наиболее оптимальных типов структур управления таможенными органами.

Проблемы, выявленные в результате рассмотрения данного вопроса:

1. В финансовой деятельности таможенного органа:

• недостаточно четкое и быстрое реагирование на изменения внутренней и внешней экономических ситуаций;

• планирование поступлений налоговых и таможенных сборов в федеральный бюджет без учета обусловленных объективными причинами внутригодовых колебаний внешнеторгового оборота страны;

• не в полной мере отработаны вопросы взаимодействия структурных подразделений таможенных органов при проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД.

2. В технологиях и информационным обеспечением:

• затрудняется введение инновационной техники и технологий;

• пространственно распределенная система управления,

• значительные расстояния между подразделениями;

• огромное количество и объем внутренних и внешних информационных потоков;

• не позволяет автоматизировать процесс подготовки принятия решений на всех этапах деятельности таможенных органов;

• неразвитость системы информирования о ценообразовании;

• низкая эффективность контроля на основе методов аудита.

3. В правоохранительной деятельности:

• недостаток в применении научно-технических средств и методов в раскрытии и расследовании правонарушений, отрицательно влияющих на формирование доказательственной базы;

• низкая аналитическая составляющая в оперативно-служебной деятельности всех таможенных органов, соответствующей характеру оперативной обстановки;

• не полное выявление, пресечение и раскрытие преступных схем, связанных с незаконным перемещением через государственную границу Российской Федерации объектов интеллектуальной собственности, вооружения, военной техники, продукции и технологий двойного назначения, наркотических средств и психотропных веществ, сырьевых ресурсов; биоресурсов;

• низкий уровень взаимодействия оперативных подразделений таможенных органов с другими правоохранительными и контролирующими органами.

4. В кадровой работе:

• наблюдается значительная нехватка кадров;

• недостаточная подготовленность кадров, особенно специалистов в области управления, контроля и анализа информации;

• низкий уровень социальной защищенности должностных лиц таможенных органов.

Выявленные проблемы не способствуют эффективному решению задач Центральной акцизной таможни.

Пути совершенствования системы управления Центральной акцизной таможни объединены по их содержанию:

1. Первый блок - модернизация организационных структур управления ЦАТ:

• оптимизация в иерархической структуре управления ЦАТ;

• повышение организованности системы ЦАТ и сокращение связей;

• упрощение сложных процедур управления и увеличение их гибкости;

• исключение дублирования в организационной структуре управления ЦАТ;

• обеспечение максимальной степени типизации.

2. Второй блок - пути совершенствования методов управления ЦАТ:

• обеспечение относительно равномерной нагрузки на каждое подразделение ЦАТ;

• четкое разграничение функций, прав и обязанностей руководителей и подчиненных;

• наличие действенного контроля за исполнением решений.

3. Третий блок - пути развития информационной базы ЦАТ:

• создание ЕГАИСТ, укрепление информационной связи между ФТС России, ЦАТ и постами;

• создание международных информационных программ и обмен информацией.

4. Четвертый блок - развитие и применение информационных технологий и компьютеризации в системе управления:

• разработка ЕАИСТ и региональных АИСТ в таможенной деятельности, развитие корпоративной сети Internet, локальных информационных сетей и АРМ;

• разработка новой концепции организации управления в ЦАТ на информационной основе.

Таким образом, представленные пути решения проблем позволяют значительно повысить эффективность решения задач выполняемых ЦАТ.

Основными задачами Центральной акцизной таможни являются: защита экономических интересов Российской Федерации, таможенное оформление и таможенный контроль подакцизных товаров, начисление и взимание таможенных платежей, налогов, валютный контроль, ведение таможенной статистики, борьба с контрабандой, нарушениями таможенных правил и иными правонарушениями в сфере таможенного дела. именно поэтому необходимо совершенствование системы управления таможни, более тщательный подбор кадров и борьба с коррупцией как рядовых сотрудников, так и высших чинов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.