№ 1/2015
Вестник Таганрогского института управления и экономики
Л.Н. Болтунова, А.В.Зимовец
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ, ВВОЗИМЫХ МОРСКИМ ТРАНСПОРТОМ, КАК ИНСТРУМЕНТ УСКОРЕНИЯ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ
Статья посвящена проблемам применения также технологии использования системы предварительного информирования в отношении предварительного информирования на морском товаров, ввозимых морским транспортом, а транспорте в экспериментальномрежиме.
Система предварительного информирования, предварительная информация, таможенные операции, портал электронного представления сведении, единая автоматизированная информационная система таможенных органов.
Предварительное информирование таможенных органов о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза - технологический процесс, в ходе которого участниками внешнеэкономической деятельности формируется и передается таможенным органам в электронном виде предварительная информация о товарах и транспортных средствах, планируемых к перемещению через таможенную границу Таможенного союза в пограничных пунктах пропуска, которая в дальнейшем используется таможенными органами для целей таможенного оформления и таможенного контроля.
Нормативно-правовая база информационного взаимодействия таможенных органов и заинтересованных лиц при предварительном информировании о товарах, ввозимых морским (речным) транспортом, включает в себя следующие документы:
- Конвенцию по облегчению международного морского судоходства (FAL), заключенную в Лондоне 9 апреля 1965 г. [1];
- Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации [2];
- Таможенный кодекс Таможенного союза [3];
- Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [4];
- Типовую схему организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в морских и речных (озерных) пунктах пропуска, утвержденную приказом Минтранса от 22 декабря 2009 г. № 247 [5];
- Приказ ФТС России от 19 июля 2013 г. № 1349 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза этими судами» [6].
Предварительное информирование даже в мировой практике считается достаточно «молодым» институтом отношений между государством и бизнесом. В идеале система предварительного информирования призвана упростить жизнь всем участникам внешне-
экономической деятельности. Она позволяет сократить время таможенного оформления товаров и транспортных средств на границе, и как следствие -избежать образования очередей на подъездах к пунктам пропуска и увеличить их пропускную способность.
Предварительное информирование рассматривается в качестве составной части совершения таможенных операций при прибытии товаров на таможенную территорию с момента издания приказа Федеральной таможенной службы России (далее ФТС России) от 10 марта 2006 г. № 192 «Об утверждении концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации» [7].
При создании единого таможенного пространства Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества страны-участницы этого союза приняли 21 мая 2010 г. Соглашение о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза [8].
Следующим шагом в целях оптимизации и ускорения совершения таможенных операций, повышения эффективности таможенного контроля, в соответствии со ст. 3 вышеупомянутого Соглашения стало принятие решения Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 899, которое ввело с 17 июня 2012 г. обязательное предварительное информирование о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом (было установлено время предоставления предварительной информации и объем предоставляемых сведений) [9]. В результате введения обязательного предварительного информирования на автотранспорте время совершения таможенных операций при прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза сократилось в среднем на 30 минут и составляет сегодня в среднем 53 минуты.
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17 сентября 2013 г. № 196 установило обязанность перевозчика подавать предварительную информацию о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом, начиная с 1 октября 2014 г. [10]. Несмотря на малый прошедший срок обязательного предварительного информирования на железнодо-
71
№ 1/2015
Вестник Таганрогского института управления и экономики
рожном транспорте можно отметить положительную динамику реализации этой технологии. С применением предварительной информации повысилась эффективность деятельности железнодорожного пункта пропуска, тем самым сократилось время проведения таможенных операций.
На морском транспорте предварительное информирование в настоящее время пока не является обязательным и реализуется в экспериментальных режимах в ряде таможен. Наличие предварительной информации позволяет таможенному органу принимать решения о документальном контроле судна, о выгрузке (запрете выгрузки) товара, до прибытия судна определять необходимость проведения санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля, и определять товары, подлежащие таможенному осмотру с применением инспекционно-досмотрового комплекса (ИДК). К моменту прибытия товаров в порт документальная проверка данных уже осуществлена и в отношении прибывших товаров может приниматься решение о выпуске, если они не подлежат фактическому контролю в связи с отнесением к рисковым поставкам.
В настоящий момент технология предварительного информирования о прибытии товаров, перемещаемых морским транспортом, несовершенна и требует доработки. В рамках проводимых экспериментов предварительная информация представляется в объеме коносамента. С учетом необходимости проведения таможенными органами иных видов государственного контроля объем предварительной информации должен быть расширен, а ее предоставление должно стать обязательным.
В 2014 г. в таможенных органах Северо-Западного таможенного управления (далее СЗТУ) стартовало тестирование прототипа информационного портала «Морской порт» в соответствии с приказом ФТС России от 10 февраля 2014 г. № 196 «О проведении тестирования прототипа Портала «Морской порт». В соответствии с данным приказом объектами пилотной зоны в регионе деятельности СЗТУ определены Усть-Лужский таможенный пост Кингисеппской таможни и таможенный пост Морской порт Калининград им. Н.С. Хазова Калининградской областной таможни [11].
Проводимый эксперимент заключается в совершенствовании технологии взаимодействия заинтересованных лиц с таможенными органами. Упрощения таможенных операций предполагается достигать за счет внедрения технологии предварительного информирования. Информация о прибывающем судне и товарах будет направляться в таможенные органы заблаговременно, до прихода судна в порт. Эго позволит более эффективно планировать график обработки судов, грузовые работы в порту, а также рационально использовать складские площади. Представители таможенных органов предлагают участникам внешнеэкономической деятельности принять активное участие в тестировании прототипа нового программного средства. Результаты тестирования с замечаниями и предложениями будут учтены ФТС России при создании полнофункциональной версии портала «Морской порт».
За год с начала эксперимента отделом специальных таможенных процедур Новороссийского юговосточного таможенного поста в КПС «Прототип портала морской порт» внесено предварительной информации о товарах (ПИТ 1) - 401, предварительной информации о морских судах (ПИТ 2) -646. Создано 646 судовых дел. Администрацией морского порта Новороссийск внесено 1057 записей в Журнал судозаходов. Работа с программным продуктом позволяет принимать решения о выгрузке товаров с борта морского судна до прихода судна в морской порт, указывать участникам процесса на необходимость заблаговременного предоставления тех или иных разрешительных документов, что позволяет, в свою очередь, сократить время оформления морских судов в морском порту и исключить какие-либо задержки, а также минимизировать время таможенного оформления товаров в морском порту.
Комплекс программных средств (далее КПС) «Прототип портала «Морской порт» предназначен для автоматизации отдельных операций процессов межведомственного информационного взаимодействия мещду участниками морских перевозок при совершении операций по таможенному контролю и иным видам государственного контроля в морском порту. КПС «Прототип Портала «Морской порт» используется в пилотной зоне с целью проверки (апробации) результатов, полученных в рамках первого этапа применения КПС «Морской порт» в реальных условиях.
Для реализации технологии предварительного информирования на морском транспорте для создания и регистрации предварительного уведомления будет применяться бесплатный портал электронного представления сведений (далее ЭПС) ФТС России, а в таможенном органе, расположенном в морском пункте пропуска, в целях совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении судов - комплекс программных средств «Морской пункт пропуска» (далее КПС МММ). Форма, представленная на портале ЭПС ФТС России для формирования предварительного уведомления, содержит 50 граф, 16 из которых являются обязательными в соответствии со схемами, разработанными ГНИВЦ ФТС России.
Портал ФТС России позволяет сообщить достаточно подробный перечень информации о транспортном средстве, а также, что немаловажно, о товарных партиях. Однако здесь возникает другая проблема, обусловленная тем, что зачастую перевозчик не располагает информацией о товарах в объеме, достаточном для таможенных целей, а другие заинтересованные лица не имеют информации о судне, а также, например, о членах экипажа. Для продуктивного применения технологии предварительного информирования требуется возможность совместной работы заинтересованных лиц при создании уведомления о прибытии, портал ЭПС ФТС России пока не предполагает многопользовательского доступа.
Такую возможность предоставляют некоторые коммерческие порталы, однако такое решение не лишено недостатков, в числе которых можно назвать:
72
№ 1/2015
Вестник Таганрогского института управления и экономики
- платный доступ на портал;
- совместимость только с программным обеспечением определенного производителя;
- сведения о товарных партиях и транспортных средствах хранятся в базе данных на альтернативном сервере, то есть не поступают в Единую автоматизированную информационную систему (далее ЕАИС) таможенных органов;
- создаются альтернативный штрих-код и уникальный индивидуальный код уведомления, которые не распознаются средствами таможенных органов;
- как следствие, возникает необходимость применения съемных носителей для переноса данных в КПС МПП, что противоречит требованиям информационной безопасности таможенных органов;
- данные программные продукты не сертифицированы ЕНИВЦ ФТС России.
Следовательно, нет никаких гарантий корректной
работы программного средства при обмене информацией с ЕАИС таможенных органов и сертифицированными программными продуктами других производителей.
При введении обязательного предварительного информирования сведения, содержащиеся в предварительном уведомлении, должны быть соответствующим образом заверены, так чтобы можно было идентифицировать лицо, которое направляет
информацию.
Пример обязательного предварительного информирования в отношении товаров, ввозимых автотранспортом, свидетельствует о том, что крупные автоперевозчики либо ввели в структуре организации отдел таможенного оформления, либо стали использовать услуги таможенных представителей, таким образом, совместная работа над формированием предварительной информации ведется без использования услуг коммерческих порталов. В любом случае при обязательном предварительном информировании для морского транспорта будут применяться прог-
раммные средства ФТС России, все предложенные варианты - лишь временное решение.
Тем не менее для совершенствования технологии предварительного информирования о прибытии товаров, перемещаемых морским транспортом, компания «Альта-Софт» предлагает простое и эффективное решение, не требующее платной регистрации и применения нового программного обеспечения. Механизм предварительного информирования о прибытии товаров, перемещаемых морским транспортом с использованием программных средств «Альта-Софт», представлен на рисунке.
Перевозчик с помощью программы «ГТД-PRO» либо бесплатного модуля «Альта-ПИ» формирует морской пакет, добавляет в него имеющиеся документы и отправляет на портал svd.alta.ru. На портале формируется и направляется обратно ссылка. Перевозчик по электронной почте высылает ссылку заинтересованным лицам (отправителю, получателю или декларанту). Эти лица, в свою очередь, проследовав по ссылке, получают возможность просмотреть опись и добавить документы и сведения, которыми они располагают, в морской пакет, а также выгрузить пакет в xml-формате. Когда «морской» пакет окончательно сформирован, ссылка отправляется по электронной почте инспектору таможни в морской пункт пропуска.
Таможенный инспектор, получив ссылку, может просматривать пакет либо выгружать в КПС МПП. Обмен данными осуществляется в соответствии с альбомом форматов ФТС России и полностью адаптирован к работе КПС МПП. Кроме того, сообщение о прибытии, отправленное с помощью программных средств «Альта-Софт», заверяется электронной подписью. Таким образом, решается вопрос с идентификацией лица, направившего предварительную информацию, а также обеспечивается юридическая значимость документов. Таким образом, компания «Альта-Софт» представляет простой, удобный, надежный и быстрый способ морского предварительного информирования.
Механизм предварительного информирования о прибытии товаров, перемещаемых морским транспортом, с использованием программных средств «Альта-Софт» [12]
73
№ 1/2015
Вестник Таганрогского института управления и экономики
В заключение хотелось бы отметить еще одну проблему на пути внедрения предварительного информирования - законодательную. Дело в том, что международными актами, регулирующими правоотношения в области морского транспорта (международные конвенции), и ст. 159 Таможенного кодекса Таможенного союза установлен конкретный перечень сведений, которые должны представляться морским перевозчиком. В перечне обязательных сведений, в отличие от товаров, ввозимых автомобильным и железнодорожным транспортом, отсутствуют данные о коде Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и описание товара, что препятствует в полной мере и применению системы управления рисками, и осуществлению иных видов государственного контроля.
Выходом из этого противоречия может стать заключение соглашений между таможенными органами и представителями бизнес-сообществ о добровольном предоставлении дополнительных сведений. Предполагается, что участники соглашений должны видеть плюсы в улучшении деятельности своей компании благодаря той или иной схеме взаимодействия с таможенным органом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конвенция по облегчению международного морского судоходства (FAL). Заключена в Лондоне 9 апреля 1965 г. Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс».
2. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации: Федеральный закон от 30 апреля 1999г. № 81-ФЗ (ред. от 31 декабря 2014 г.) Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17) (ред. от 16 апреля 2010 г.). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
4. О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 27 ноября 2010г. № 311-ФЗ (ред. от 24 ноября 2014 г.). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
5. Об утверждении Типовой схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств,
грузов, товаров и животных в морских и речных (озерных) пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации: приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. № 247 (ред. от 21 октября 2013 г.). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
6. Приказ Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 19 июля 2013 г. № 1349. «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза этими судами». Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
7. Приказ ФТС России от 10 марта 2006 г. № 192. «Об утверждении концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации» //Таможенный вестник. 2006. № 7.
8. Соглашение о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза (заключено в г.Санкт-Петербурге 21 мая 2010 г.) (ред. от 10 октября 2014 г.). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
9. Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом». Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
10. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17 сентября 2013 г. № 196 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом. Доступ из СПС «КонсультантПлюс ».
11. ФТС Северо-Западное таможенное управление [Электронный ресурс]. URL: http://sztu.customs.ru/ mdex.php?option=com_content&view=article&id=20
872:---l-r—&catid=165:2010-12-23-09-12-
04&Itemid=83
12. Сайт компании «Альта-Софт» [Электронный
ресурс]. URL: http://www.alta.ru/ed/pi_tech.php
74