Научная статья на тему 'О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом'

О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
755
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / RAILWAY TRANSPORT / СВЕДЕНИЯ О ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ТОВАРАХ / INFORMATION ON MOVING GOODS / УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОПЕРАТОРЫ / AUTHORIZED ECONOMIC OPERATORS / СДЕРЖИВАЮЩИЙ ФАКТОР / CONSTRAINT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Герасимов Константин Владимирович

В статье анализируются этапы представления предварительной информации о товарах, ввозимых железнодорожным транспортом. На примере деятельности Уссурийской таможни показано практическое применение данного вида предварительного информирования. Раскрываются проблемы, связанные с выполнением решения коллегии Евразийской экономической комиссии, и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Герасимов Константин Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Preliminary Informing on Goods Imported by the Railway in the United Customs Territory of the Customs Union

The article analyses the information on moving goods imported by railway. The author describes the application of the preliminary informing on this type of goods based on the example of the Ussurisk Customs operation, as well as the challenges related to the enforcement of resolutions taken by the Council of the Eurasian Economic Commission and ways for their solutions.

Текст научной работы на тему «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом»

УДК 339.543 ББК 65.428

К.В. ГЕРАСИМОВ

О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом

В статье анализируются этапы представления предварительной информации о товарах, ввозимых железнодорожным транспортом. На примере деятельности Уссурийской таможни показано практическое применение данного вида предварительного информирования. Раскрываются проблемы, связанные с выполнением решения коллегии Евразийской экономической комиссии, и пути их решения.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, сведения о перемещаемых товарах, уполномоченные экономические операторы, сдерживающий фактор.

K.V. Gerasimov

On Preliminary Informing on Goods Imported by the Railway in the United Customs Territory of the Customs Union

The article analyses the information on moving goods imported by railway. The author describes the application of the preliminary informing on this type of goods based on the example of the Ussurisk Customs operation, as well as the challenges related to the enforcement of resolutions taken by the Council of the Eurasian Economic Commission and ways for their solutions.

Key words: railway transport, information on moving goods, authorized economic operators, constraint.

В решении коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.09.2013 № 196 установлено, что перевозчик, в том числе таможенный, осуществляющий ввоз товаров железнодорожным транспортом, будет обязан представлять предварительную информацию (ПИ) не менее

ГЕРАСИМОВ Константин Владимирович — первый заместитель начальника Уссурийской таможни по таможенному контролю, г. Уссурийск.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

73

чем за два часа до их перемещения через таможенную границу Таможенного союза. Уполномоченные экономические операторы, таможенные представители, экспедиторы, лица, имеющие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, или иные заинтересованные лица представляют сведения о товарах перевозчику государства - члена Таможенного союза, на территории которого расположено место перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза, не менее чем за четыре часа до прибытия товаров. Перевозчик осуществляет прием указанных сведений и их консолидацию [2].

Таким образом, введение обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых железнодорожным транспортом, дает возможность определить: на какую дату, кто, кому и какие именно предоставляет сведения о перемещаемых товарах в рамках технологии предварительного информирования, кроме того, определяет особенности придания предварительной информации статуса «представленная» и «непредставленная».

Рассмотрим, кто, кому и какие представляет сведения о ввозимых железнодорожным транспортом товарах в рамках технологии обязательного предварительного информирования (рис. 1).

Схема представления предварительной информации о товарах, ввозимых железнодорожным транспортом

не менее чем за 4 часа до прибытия товаров

■>

не менее чем за 2 часа до перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза

Перевозчик государства-члена Таможенного союза (РЖД), в том числе таможенный перевозчик,

осуществляющий ввоз товаров железнодорожным транспортом на единую таможенную территорию Таможенного союза (России), и на территории которого расположено место перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза (России)

Уполномоченные экономические операторы, таможенные представители, экспедиторы, лица, имеющие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, или иные заинтересованные лица

Сведения о товарах, если они предполагаются к помещению под таможенную процедуру таможенного транзита в месте прибытия (пункт 3 Решения), в их числе сведения

о транспортном средстве международной перевозки, на котором перевозятся товары

Сведения о товарах, если они не предполагаются к помещению под таможенную процедуру таможенного транзита в месте прибытия или перевозчик не обладает информацией о помещении товаров под такую таможенную процедуру (пункт 5 Решения)

Таможенному органу государства-члена ТС, на территории которого расположено место прибытия

Рис. 1. Схема представления предварительной информации о товарах, ввозимых железнодорожным транспортом (в рамках решения коллегии ЕврАзЭК от 17.09.2013 № 196)

74

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(67)/2014

На рис. 1 показано, что в отличие от обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых автомобильным транспортом, при обязательном предварительном информировании о товарах, ввозимых железнодорожным транспортом, решением определено, что предварительную информацию таможенному органу представляет не любое заинтересованное лицо, а только перевозчик, т. е. российские железные дороги (РЖД).

Проанализируем данные Уссурийской таможни по применению технологии предварительного информирования о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом за период 2012-2013 гг. и первый квартал 2014 г. (рис. 2).

Количество сообщений о прибытии (количество поездов)

■■ Количество транспортных средств (количество вагонов)

Количество случаев использования ПИ при формировании сообщений о прибытии Доля ПИ, %

Рис. 2. Сведения по применению в Уссурийской таможне технологии предварительного информирования о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом

Как видно из диаграммы, показатель, характеризующий долю случаев представления предварительной информации достаточно велик: от 33 до 81%, но при детальном изучении расчета данного показателя выяснилось, что представление необходимых сведений осуществлялось не по всему подвижному составу, а лишь по товарным партиям отдельных участников ВЭД. Следовательно, статистические данные, сформированные с использованием аналитического контура «Аналитика ПП», не соответствуют действительности.

Так, например, за период с 1 января по 12 марта 2014 г. было зарегистрировано 65 сообщений о прибытии товаров и транспортных средств, из них с использованием предварительной информации 37 сообщений, что составляет 56,9% от общего количества принятых сообщений. Но данная

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

75

предварительная информация представлялась только о товарах, прибывающих в адрес всего двух участников ВЭД, и числилась в отношении пяти, семи или одиннадцати вагонов из тридцати вагонов в рамках одного подвижного состава. Соотношение количества партий товаров (вагонов) этих участников ВЭД к общему количеству партий товаров (вагонов) в одном подвижном составе (поезде - всего 13,5%, что в 4 раза меньше первоначального (56,9%).

Отметим, что начиная с ноября 2011 г. по настоящее время Уссурийской таможней и РЖД на постоянной основе проводится информационно-разъяснительная работа о преимуществах представления таможенным органам предварительной информации о товарах и транспортных средствах, планируемых к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом (по представлению ПИ о товарах, перевозимых ж/д транспортом через ЖДПП «Пограничный»). Кроме того, в служебном помещении ТП «Пограничный» организовано рабочее место - персональный компьютер, позволяющий заинтересованным лицам предоставлять предварительную информацию посредством портала ФТС России «Электронное представление сведений»; на информационном стенде ЖДПП «Пограничный» (железнодорожная станция Гродеково) размещена вся необходимая участнику ВЭД информация, в том числе о преимуществах предоставления предварительной информации, и пр.

В свою очередь, до работников РЖД доводилась информация о том, что с 01.10.2014 г. вступает в силу решение коллегии ЕврАзЭК от 17.09.2013 № 196, которое предусматривает наличие в таможенных органах предварительной информации о ввозимых товарах при их ввозе на территорию ТС, а также предложена технология документооборота по передаче ксерокопий перевозочных и сопроводительных документов на ж/д станцию Гродеково и определен порядок и формат передачи данных представления ПИ для согласования в срок до 01.08.2014 г.

Следует отметить, что проведенные Уссурийской таможней и железной дорогой мероприятия способствовали некоторому росту показателя ПИ (с 6,8% в 1 квартале 2013 г. до 13,5% в 1 квартале 2014 г.). Но мы вынуждены признать, что прирост несуществен и является результатом недостаточно продуманных и скоординированных действий таможни.

Руководством Уссурийской таможни 12 марта 2014 г. было проведено заседание рабочей группы (прототип Консультативного совета при таможне) с представителями управления Дальневосточной железной дороги, руководством железнодорожной станции Гродеково, контейнерной площадки и отдельных участников ВЭД, основной целью которого было определение наиболее проблемных вопросов и поиск возможных путей их решения. В результате обобщения полученной информации был определен перечень основных проблем, а именно:

1. Отсутствие электронного взаимодействия между китайской и российской железными дорогами, что не позволяет получить сегодня информацию

76

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(67)/2014

о ввозимых товарах до их прибытия на таможенную территорию (в отличие от взаимодействия с финляндской, эстонской, латвийской и литовской железными дорогами, в рамках эксперимента, проводимого по приказу ФТС России от 11.03.2013 № 444). Представители РЖД получают документы и сведения о ввезенных товарах от представителей китайской железной дороги уже после фактического прибытия ж/д состава на станцию Гродеково.

2. С 01.10.2014 г. предварительную информацию таможенному органу должен будет представлять перевозчик страны-члена Таможенного союза, т. е. российские железные дороги, а не любое заинтересованное лицо, как это определено для автомобильного вида транспорта.

3. Предварительную информацию в настоящее время представляют не представители РЖД, а представители обособленного подразделения «Пограничный ООО “Таможенно-брокерский центр”» на основании договоров, заключенных с участниками ВЭД. Данное ООО осуществляет предварительное информирование через собственного провайдера посредством программного обеспечения «Альта-ГТД», а не посредством использования портала ФТС России «Электронное представление сведений».

4. Участники ВЭД неохотно работают через обособленное подразделение «Пограничный ООО “Таможенно-брокерский центр”», а также самостоятельно через портал ФТС России, ссылаясь при этом на то, что предварительную информацию должна предоставлять железная дорога, а не участник ВЭД, в том числе потому, что у участника ВЭД имеется неполная информация (в том числе по причине непредоставления сведений китайской железной дорогой) и только в отношении той партии товаров, по которой он выступает грузополучателем, а не всего подвижного состава. Неполная информация в соответствие с решением коллегии комиссии является основанием для признания предварительной информации как непредставленной и относится к области рисками (с применением к ней всего механизма СУР), что также является сдерживающим фактором для участника ВЭД.

5. В комплексе программных средств (КПС) «Таможенный контроль в железнодорожный пункт пропуска» отсутствует возможность добавить в уже созданное сообщение о прибытии на основе предварительной информации партии товаров других участников ВЭД с использованием штрихкода. Данная ситуация исключает возможность каждому из участникам ВЭД самостоятельно формировать и направлять предварительную информацию в таможенные органы, в том числе с использованием портала ФТС России. Следовательно, предварительная информация должна представляться в консолидированном виде, т. е. по всему подвижному составу, а не по отдельным вагонам.

6. Администрация железнодорожной станции Гродеково предварительные сведения на портал ФТС России «Электронное представление сведений» вносит при уже фактическом нахождении поезда на ж/д станции Гродеково.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

77

7. При сопоставлении сведений по предварительной информации с портала ФТС России «Электронное предоставление сведений» и КПС «Таможенный контроль в железнодорожном пункте пропуска» было обнаружено, что в последнем не заполнена графа «Номер накладной» и отсутствовала вся информация, касающаяся сведений о товарных партиях (декларант, вес брутто, вес нетто, общее количество, в ДЕИ, всего различных товаров, всего грузовых мест, общая стоимость, валюта общей стоимости, код ГС, описание товара, и др.), т. е. информация не была перенесена из предварительной информации, в которой она присутствовала, так как была успешно принята и зарегистрирована на портале ФТС России (подтверждающие скриншоты в наличии имеются). При передаче предварительной информации обособленным подр аз делением «Пограничный ООО “Таможенно-брокерский центр”» через собственного провайдера посредством программного обеспечения «Альта-ГТД» такой проблемы нет.

8. При предоставлении предварительной информации не в объеме и не в сроки, определенные решением, она приобретает статус «непредставленной» и партия товара, в отношении которой она представлялась, автоматически относится к области риска и к ней применяются меры по минимизации риска. Такие ситуации могут регулярно возникать, что будет приводить к расцепке вагонов и их выставлении для проведения таможенного досмотра, а без наличия СВХ на ж/д станции Гродеково будут возникать разного рода сложности.

В связи с вышеизложенным предлагаем следующее решение указанных проблем:

1) рекомендовать управлению ДВЖД проводить на регулярной основе встречи с представителями китайской железной дороги, на которых не обозначать введение с 1 октября 2014 г. обязательного предварительного информирования о товарах, перевозимых железнодорожным транспортом, а поднимать вопрос об установлении и юридическом закреплении порядка представления китайской железной дорогой российской железной дороге необходимых документов и сведений в электронном виде или направление их в сканированном виде по электронным каналам связи до прибытия состава на ж/д станцию Гродеково;

2) принимая во внимание специфику железнодорожного транспорта и положения п. 1 ст. 42 Таможенного кодекса Таможенного союза полагаем необходимым внести дополнения в решение коллегии ЕврАзЭК от 17.09.2013 № 196 в части допущения представления предварительной информации, помимо перевозчиком, еще и грузоотправителем, грузополучателем и экспедитором. Данный момент учесть при доработке программного средства, обеспечивающего работу портала ФТС России в части расширения его возможностей по внесению сведений повагонно в рамках одного подвижного состава (в этом случае непредставление сведений о партии товара (вагоне) повлечет применения к нему СУР);

78

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(67)/2014

3) рекомендовать управлению ДВЖД выделить в структуре ж/д станции Гродеково персонал и оргтехнику для внесения предварительной информации на портал ФТС России или рассмотреть вопрос о наделении обособленного подразделения «Пограничный ООО “Таможенно-брокерский центр”» соответствующими юридическими полномочиями от имени российской железной дороги. Данный вопрос необходимо будет согласовать с ОАО «РЖД» и ФТС России;

4) для своевременного решения возникающих проблем предлагаем создать рабочую группу из представителей ДВТУ, Уссурийской и Хасанской таможен, Дальневосточной железной дороги, обособленного подразделения «Пограничный ООО “Таможенно-брокерский центр”» и импортеров-грузопо-лучателей, осуществляющих регулярные масштабные импортные перевозки по железной дороге. Заседание данной группы проводить не реже одного раза в месяц, а при необходимости - по мере возникновения проблем;

5) проводить анализ возникающих проблем, в том числе организационного и технического характера, и своевременно доводить их до руководства ДВТУ

Таким образом, все заинтересованные стороны должны учитывать, что использование предварительной информации о товарах, ввозимых железнодорожным транспортом, преследует две цели - сократить время совершения таможенных операций с этими товарами в местах их прибытия, а также повысить эффективность таможенного контроля в отношении них.

Список литературы

1. Таможенный кодекс Таможенного союза [Электронный ресурс]: приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза [принят Решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 № 17] (в ред. Протокола от 16.04.2010 г.). URL: http://www. tks.ru/codex_ts/

2. О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом [Электронный ресурс]: решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.09.2013 № 196. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_151956/

3. Об утверждении Временного порядка обмена электронными документами и сведениями в электронном виде при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в отношении железнодорожных транспортных средств и товаров, прибывающих на таможенную территорию Таможенного союза [Электронный ресурс]: приказ ФТС России от 11.03.2013 № 444. URL: http://www.alta.ru/show_orders.php?action=view& filename=13pr0444

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.