Научная статья на тему 'Этапы развития таможенных органов Российской Федерации'

Этапы развития таможенных органов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1622
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы развития таможенных органов Российской Федерации»

Ъ'чв'яив з^текъ

Г. В.Артемчук

Этапы развития таможенных органов Российской Федерации

В связи с конкретными экономическими и политическими условиями по-разному происходило развитие и размещение таможенных органов. Можно выделить несколько этапов, имеющих особенности как развития таможенных органов в целом, так и их размещения.

Развитие и размещение таможенных органов на первом этапе (конец 1991-середина 1993 гг.) определяли следующие факторы:

• потребности становления рыночной экономики;

• необходимость восстановления сети таможенных органов на административных границах РСФСР, ставших государственными;

• формирование доходной части федерального бюджета.

Главной задачей этого этапа было обеспечить приоритетное развитие внутренних таможенных органов и одновременно создать сеть пограничных таможенных органов, прежде всего на новых участках государственной границы.

Ставилась цель максимального приближения мест таможенного оформления и контроля к индустриальным центрам страны, к непосредственным производителям, отправителям и получателям товаров. Эта цель была решена путем создания таможенных органов в административно-территориальных центрах, крупных железнодорожных узлах, при промышленных и добывающих предприятиях.

Обеспечение эффективности таможенного оформления и контроля на данном этапе достигались путем увеличения доли внутренних таможен в обработке общего количества ГТД. В 1992-1993 гг.:

- более чем в 2 раза увеличилось количество пограничных таможен (на большей части таможенной границы они были созданы заново);

-на 1/3 выросло число внутренних таможен;

-в5 раз увеличилось количество таможенных постов;

- была создана сеть региональных таможенных управлений в соответствии со сложившимся делением страны на экономические регионы1.

На втором этапе (середина 1993-август 1996 г.) продолжалась работа по полному переходу таможенных органов на региональный принцип развития, создавались таможенные лаборатории. В 1994-

1 Экономика таможенного дела. Учебное пособие /Андрейчук Е. М., Дианова В. Ю., Смирнов В. П. и др. - М.: РТА; Владивосток: ВФ РТА, 2003. С. 52.

1995 гг. значительно увеличилось количество складов временного хранения (СВХ) и таможенных терминалов.

Определенные коррективы в систему таможенных органов и их размещение внесло образование в начале 1995 г. Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана с последующим присоединении к ним Киргизии и Таджикистана. В связи с отменой на начальном этапе образования Союза таможенного контроля на общих участках границы были упразднены действовавшие здесь таможни, таможенные посты, пункты пропуска и переходы. Были открыты представительства ГТК России в Минске, Алма-Ате, Бишкеке.

Третий этап (1996-2000 гг.) был связан с выполнением Федеральной целевой программы развития таможенной службы России на 1996-1997 гг. и на период до 2000 г. В ней намечался большой объем работ по строительству и реконструкции пунктов пропуска различного назначения на государственной границе, определялась перспектива строительства современных складских терминалов и баз.

В 2000 г. ГТК России перешел на новую структуру организации таможенного дела в стране. Тринадцать ранее существовавших РТУ реорганизовали в семь, границы их деятельности стали полностью совпадать с границами федеральных округов2.

На четвертом этапе (2000-2003 гг.), связанном с реализацией Целевой программы развития таможенной службы РФ на 2001-2003 гг., не происходило существенного количественного роста таможенных органов. Все большее значение придавалось совершенствованию их организационной структуры и техническому оснащению, увеличению мощности отдельных таможен и таможенных постов. Одним из приоритетных направлений развития таможенной инфраструктуры на данном этапе является строительство и модернизация международных автомобильных пунктов пропуска (МАПП).

На пятом этапе (2004-май 2006 гг.) происходит кардинальная модернизация информационной системы ФТС России и техническое переоснащение таможенных органов. Во исполнение указа президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и постановления правительства РФ от 21 августа 2004 г. «О Федеральной таможенной службе» ГТК России был преобразован в Федеральную таможенную службу (ФТС России), отнесенную к ведению Министерства экономического развития и торговли.

Целевая программа развития таможенной службы РФ на 20042008 гг. предусматривает оптимизацию системы таможенных органов РФ и дальнейшее развитие таможенной инфраструктуры. Решение

2 Там же. С. 52.

Ъ'чв'яив з^текъ

указанной задачи невозможно без комплексного обустройства автомобильных пунктов пропуска, строительства служебно-производствен-ных зданий для таможенных органов, производственно-складских и учебно-тренировочных комплексов, объектов социально-культурного и бытового назначения, жилья. Большая часть автомобильных пунктов пропуска, введенных в эксплуатацию в период с 1992 по 1995 гг., требует коренной реконструкции или нового строительства. Это возможно только при целевой финансовой поддержке государства, в том числе в рамках реализации федеральных целевых программ.

Принятие и исполнение Федеральной целевой программы «Государственная граница РФ в период до 2010 г.» позволит качественно изменить подход к развитию таможенной инфраструктуры, обеспечить комплексное обустройство автомобильных пунктов пропуска, в первую очередь на наиболее напряженных участках Государственной границы РФ.

Изменения организационной структуры таможенных органов РФ будут заключаться в сокращении лишних управленческих звеньев между ГТК России и таможенными постами, в укрупнении, укреплении и оптимизации их размещения3. Так, в свете этих решений, таможенный пост Автомобильный завод СЗАТ переподчинен Санкт-Петербургской таможне, ликвидированы созданные ранее по функциональному принципу таможенные посты Балтийской таможни - документального оформления, предварительных операций и фактического контроля, и созданы таможенные посты 1-й категории Лесной порт, Гавань и Турухтанный, проведены другие организационно-штатные мероприятия в целях оптимизации количества таможенных постов и формирования резерва штатной численности. Реализуя концепцию, из промзоны Парнас в район Осиновой Рощи переведен Выборгский таможенный пост. Ликвидированы Парнасский, СевероЗападный и Северо-Восточный посты. Вместо них в поселке Ручьи открылся Пискаревский таможенный пост.

Последний этап развития и размещения таможенных органов (май 2006 г.-по настоящее время) ознаменован подчинением ФТС напрямую Правительству4. С 12.05.2006 ФТС не относится к ведению Министерства экономического развития и торговли.

В настоящее время таможенные органы РФ еще находятся в стадии активного институционального развития, которое происходит с учетом предстоящего вступления РФ во Всемирную торговую организацию (ВТО), изменения объемов пассажиро- и товаропотоков,

3 Целевая программа развития таможенной службы Российской Федерации на 2004-2008 годы, утвержденная Приказом ФТС от 20.12.2004 № 403.

4 Указ Президента РФ от 11.05.2006 № 473 «Вопросы Федеральной таможенной службы».

повышения интенсивности внешнеэкономической деятельности регионов страны, роста потребностей транспортных организаций, экспортеров и импортеров5.

Предполагается строительство 149 новых и реконструкция 37 существующих автомобильных пунктов пропуска, а также закрытие малоэффективных пунктов пропуска через государственную границу6. В настоящее время идет процесс переподчинения всех акцизных постов напрямую Центральной акцизной таможне. Завершается работа по переподчинению энергетических постов Центральной энергетической таможне. В свете этих мероприятий в Северо-Западном таможенном управлении приказом ФТС России от 03.04.2007 № 400 с 1 июня 2007 г. Северо-Западная акцизная таможня реорганизована в форме присоединения к Центральной акцизной таможне (ЦАТ). Вместо нее в составе ЦАТ образован Северо-Западный акцизный таможенный пост (специализированный) 1-ой категории с размещением в Санкт-Петербурге. Кроме того, приказом ФТС России от 26.06.2007 № 779 таможенный пост Морской порт Приморск Выборгской таможни с 01.11.2007 преобразован в Северо-Западный энергетический пост (со статусом юридического лица) и подчинен Центральной энергетической таможне.

Таким образом, в настоящее время на территории РФ действуют 7 региональных таможенных управлений в соответствии с делением страны на федеральные округа. При каждом региональном таможенном управлении действует оперативная таможня (в Северо-Западном и Сибирском таможенных управлениях - по 2 оперативных таможни). Кроме того, существуют таможни, напрямую подчиненные ФТС (таможни центрального подчинения). В настоящее время действуют 7 таможен центрального подчинения Федеральной таможенной службе: Внуковская, Домодедовская, Центральная Акцизная таможня, Центральная базовая таможня, Центральная энергетическая таможня, Центральная таможня (Кинологический центр ФТС), Шереметьевская.

5 Концепция развития таможенных органов РФ, одобренная распоряжением Правительства РФ от 14.12.2005 № 2225-р

6 Пунктами пропуска на госгранице должно заняться федеральное агентство. 13 апреля 2006. ИА "АКС - Реальный сектор". http://www.aksMewS.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.