Научная статья на тему 'Развитие и совершенствование таможенного дела в СССР и РФ в 1964-2006 гг'

Развитие и совершенствование таможенного дела в СССР и РФ в 1964-2006 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4860
451
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖНЯ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Логинова А. С., Попкова Ж. Г.

Статья посвящена процессу и проблемам развития таможенных органов и таможенного дела в целом в период 1964-2006 гг. в период сложных экономических реформ, нарастания роли международных отношений и значения для становления и развития финансовой системы нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CUSTOMS IN THE USSR AND RUSSIA FROM 1964 TO 2006

The article examines the development of the customs authorities and customs as a whole during the period from 1964 to 2006 and the problems associated with this process. This was the period of economic reforms, when international relations began to play a more important role for the development of the country's financial system.

Текст научной работы на тему «Развитие и совершенствование таможенного дела в СССР и РФ в 1964-2006 гг»

Право

УДК 340.15 + 347.73 + 342.9

РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В СССР И РФ В 1964-2006 гг.

© 2014 г. А.С. Логинова, Ж.Г. Попкова

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского pantera-cut84@mail.ru

Поступила в редакцию 8.10.2014

Статья посвящена процессу и проблемам развития таможенных органов и таможенного дела в целом в период 1964-2006 гг. в период сложных экономических реформ, нарастания роли международных отношений и значения для становления и развития финансовой системы нашей страны.

Ключевые слова: таможня, таможенные органы, таможенное законодательство, внешнеэкономическая деятельность, финансовая система.

В теории финансового права таможенные органы традиционно относятся к коллективным субъектам права данной науки, в силу того что они являются одним из органов системы исполнительной власти в нашей стране.

Те полномочия, которыми наделен рассматриваемый субъект, позволяют говорить об особом финансово-правовом статусе данных участников финансовых правоотношений.

С одной стороны, они наделены принудительно-властными полномочиями, необходимыми для реализации финансовой деятельности государства, то есть планомерной деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств, находящихся в распоряжении государства. В этом случае их правосубъектность строго определяется законом (например, реализация контрольных полномочий в таможенных и валютных отношениях).

С другой стороны, они сами становятся участниками и иных финансовых правоотношений, например, выступая в качестве получателей бюджетных средств или налогоплательщиков (налоговых агентов).

Для лучшего понимания места и роли в финансовой деятельности государства такого ее непосредственного участника, как таможенные органы, устранения возможных пробелов законодательства, способствует историческое исследование развития системы таможенных органов в нашей стране.

Несомненно, что в различные исторические периоды развития государства устанавливаются и соответствующие задачи органам государственной власти, реализующим финансовую политику, что определяет особенности их финансово-правового статуса.

Не секрет, что о таможенном досмотре как методе государственного контроля известно с 1863 года [1].

Таможенная служба четко реагировала на ослабление напряженности в мире в 50-60-е гг. ХХ в. и разрядку в международных отношениях в 70-80-е гг. того же столетия. Прежде всего потому, что они влияли на развитие внешнеторгового оборота, культурных и туристических связей Советского Союза с зарубежными странами. Среднегодовые темпы прироста оборота внешней торговли СССР составляли: в 1961-1970 гг. - 8.2%; в 1971-1989 гг. - 15.6%. Постоянно росло число торговых партнеров СССР. В 1982 г. их было свыше 140 стран мира [2].

Принятый в 1964 г. Таможенный кодекс содержал положения, касавшиеся организации таможенного управления. В соответствии со ст. 1 названного документа управление таможенным делом на территории СССР относилось к ведению Министерства внешней торговли СССР и осуществлялось через входящее в его состав Главное таможенное управление. Среди функций таможенных учреждений выделялись контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли, совершение таможенных операций и борьба с контрабандой [3].

В исследовании В.Г. Храбикова отмечается, что к моменту принятия Таможенного кодека СССР 1964 г. существенные изменения претерпевала структура таможенных органов. ГТУ состояло из отделов: оперативно-инспекторского, по борьбе с контрабандой, таможенного права и международных связей, кадров, финансирования, бухгалтерского учета и контроля. Структурное подразделение, непосред-

ственно занимавшееся вопросами таможенно-тарифного регулирования, уже не входило в состав ГТУ. Устанавливалась двухзвенная система управления таможенным делом: местные таможенные учреждения (таможни и таможенные посты) подчинялись непосредственно ГТУ [4]. Правомочия в области создания, ликвидации и реорганизации таможен и таможенных постов было возложено на Министерство внешней торговли. В работе Б.Н. Габричидзе таможенная служба советского периода называлась «чемоданная таможня», поскольку ее главной задачей были организация и проведение таможенного контроля за перемещением через границу ручной клади физических лиц. Изданием законодательных актов, приказов и инструкций в области таможенного дела занимался министр внешней торговли СССР, которые были обязательны для исполнения гражданами и организациями [5]. С мнением автора сложно не согласиться. Поскольку анализ правомочий таможенных органов в области внешней торговли позволяет прийти к выводу о том, что когда структурное подразделение, занимавшееся таможенно-тарифным регулированием вышло из состава ГТУ, то функциональные полномочия таможни сводились исключительно к контрольным за течением внешнеэкономической деятельности.

В период внешнеэкономической реформы 1986-1991 гг. начинался новый виток развития советской таможенной системы. Его особенностью можно назвать попытку со стороны государства трансформировать таможенную службу государственного монополиста в новую управленческую структуру, которая была бы сориентирована на функционирование в условиях демократического режима и свободного рынка. Реформирование таможенной системы заключалось в создании Главного управления государственного таможенного контроля при Совете министров СССР [6]. Посредством таможенных преобразований был образован самостоятельный орган государственного управления со статусом союзного ведомства. Именно этот этап реформирования таможенной системы Ю.Г. Кисловский называет: «...радикальным этапом реформы системы таможенных органов» [7].

Б.Н. Габричидзе и Д.М. Полежаев выделяли на данном этапе развития системы управления таможенным делом ряд особенностей.

Во-первых, с 1986 по 1989 гг., несмотря на то что таможенная служба стала самостоятельной отраслью государственного управления, функции таможенных органов фактически оставались без изменений. Это было обусловлено

тем, что практически не изменялся порядок экспортно-импортных операций. Главной задачей таможенных органов оставался контроль за соблюдением государственной монополии на внешнюю торговлю. В этот период система таможенных органов развивалась в основном в организационно-правовом направлении. Правовой аспект этого развития состоял главным образом в принятии ряда нормативных актов, определяющих правовой статус и порядок деятельности органов таможенной системы.

В организационном плане происходило структурное переустройство органов управления таможенным делом: отделы, ранее входившие в состав ГТУ МВТ, преобразовывались в управление ГУГТК; была увеличена сеть местных таможенных учреждений [8]. 28 февраля 1989 г. Постановлением Совета министров СССР № 191 произошел юридически закрепленный отход от принципа государственной монополии внешней торговли. Ставилась задача формирования новой таможенной политики, современного механизма таможенного контроля [9]. Кроме того, 19 августа 1986 г. было издано Постановление Совмина СССР № 991 «О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями», в соответствии с которым право выхода на внешний рынок получили министерства и ведомства, учреждения и отделы [10]. Это означало, что фактически участником внешнеэкономической деятельности мог быть любой гражданин, получивший на торговую деятельность за рубежом соответствующее разрешение.

ГУ ГТК в этот период с 1986 по 1989 гг. возглавлял Базовский Владимир Николаевич, а с 1989 по 1991 гг. таможенное управление возглавлял Виталий Константинович Бояров [11], сделавшие немало для успешного функционирования всей таможенной системы Советского Союза. Организационная структура ГТК России состояла из следующих элементов: руководство ГТК России, аппарат ГТК России, состоявший из управлений и отделов. Ведущая роль принадлежала руководству, в состав, которого входили: председатель, его заместитель и коллегия ГТК РФ.

ГТК России возглавлял председатель, который назначался на должность и освобождался с должности Президентом РФ. Председатель ГТК России осуществлял общее руководство системой таможенных органов. Он имел заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности по его представлению Правительством РФ. Обязанности между заместителями распределялись председателем ГТК РФ.

Во-вторых, после 1989 г., когда перешли к новым формам управления внешней торговлей и функции таможенных органов стали постепенно меняться, из-за недостаточно радикальной и последовательной реформы внутреннего хозяйства новый механизм регулирования внешнеэкономических связей на практике не действовал.

В-третьих, отсутствовала законодательная база для перестройки системы управления таможенным делом. Таможенный кодекс 1964 г. перестал соответствовать существующим реалиям и принимаемые министерствами и ведомствами подзаконные акты противоречили ему. До принятия в 1991 г. нового Таможенного кодекса и Закона СССР о таможенном тарифе управление складывалось под влиянием подзаконного нормотворчества - постановлениями Совмина СССР и ведомственными актами. Общее руководство таможенным делом осуществлял исполнительно-распорядительный орган - Совет министров, который определял также основные направления дальнейшего развития таможенной системы.

Координацией деятельности таможенного ведомства с другими управленческими структурами, а также непосредственным оперативным руководством таможенного дела занималась Государственная внешнеэкономическая комиссия Совета министров СССР.

Главное управление государственного таможенного контроля при Совете министров СССР являлось центральным таможенным органом. Его порядок деятельности и основные функции определялись Положением, утвержденным постановлением Совета министров от 13 июля 1987 г. № 775. ГУГТК было ответственно за организацию таможенного контроля, борьбу с контрабандой и нарушениями таможенных правил, за эффективное применение таможенного тарифа [8]. Из текста положения 1987 г. № 775 следует, что ГУГТК был обязан заниматься разработкой предложений и принимать меры по совершенствованию государственного таможенного контроля; устанавливать в соответствии с Таможенным кодексом и иными актами законодательства порядок пропуска через государственную границу предметов, их декларирования и досмотра, личного досмотра лиц, следующих через государственную границу, порядок совершения иных таможенных операций; разрабатывать и проводить мероприятия по борьбе с контрабандой и нарушением таможенных правил; принимать участие в разработке таможенного тарифа на товары; утверждать ставки таможенных пошлин на предметы личного потребления.

ГУГТК был правомочен участвовать в разработке предложений о создании на государственной границе пунктов пропуска, через которые осуществлялось автомобильное, морское, речное, воздушное или иное сообщение; разрешать ввоз и вывоз имущества, не являющегося предметом операций по внешней торговле; создавать, реорганизовывать и ликвидировать таможенные учреждения в установленном порядке.

Структура таможенной системы в соответствии с положением отличалась сложной иерар-хичной подчиненностью. Главное управление государственного таможенного контроля при Совете министров СССР, таможенные учреждения (таможни, таможенные посты), таможенные уполномоченные, предприятия и организации, подведомственные Главному управлению, составляли единую систему Главного управления государственного таможенного контроля при Совете министров СССР. Основными структурными единицами ГУГТК при СМ СССР были управления и отделы. В составе центрального аппарата действовали Управление организации таможенного контроля, Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил, Техническое управление, Управление кадров и учебных заведений, Управление таможенного права, Управление таможенной политикой и внешними связями, Экономическое управление, отдел контроля за печатными и аудиовизуальными материалами. В состав ГУГТК входило также множество административно-хозяйственных подразделений [12]. Подобная организация центрального аппарата являлась плодами определенного структурного развития таможенной системы СССР. В целом компетенция каждого из управлений носила комплексный характер. Полномочия одного управления тесно переплетались с компетенцией других.

Наряду с функциональным, определенное значение в деятельности структурных подразделений ГУГТК имел и территориальный принцип. На его основе происходило распределение обязанностей в организационно-инспекторском секторе Управления организации таможенного контроля каждого сотрудника, отвечавшего за положение дел в таможенных учреждениях, расположенных на определенном участке территории СССР.

Положением о таможнях и таможенных постах, утвержденным приказом ГТУ МВТ еще от 9 сентября 1982 г., таможни и таможенные посты по их дислокации делились на пограничные и внутренние. По специфике деятельности различались сухопутные, воздушные, морские (речные) таможни (таможенные посты). Зоны

деятельности таможен были неодинаковы по размерам, поэтому и число таможенных постов, входивших в ту или иную таможню, было различным [5]. Увеличение числа международных перевозок и рост объема международного пассажирского сообщения обусловили в 19871990 гг. значительный рост числа местных таможенных учреждений. Только с марта по август 1989 г. число таможен увеличилось с 87 до 95. В это время ясно наметился переход от чисто территориального принципа построения местных таможенных структур к созданию сети таможен по федеративному принципу. Ряд крупных таможен, зоны деятельности которых почти полностью совпадали с территориями союзных республик, были переименованы в республиканские [13].

В исследовании С.С. Дмитриева говорится о том, что в ходе реформы внешнеэкономической деятельности многим предприятиям и организациям было предоставлено право самостоятельно проводить экспортно-импортные операции. Чтобы увеличить пропускную способность таможен и таможенных постов, а также освободить их от существенного объема работ по оформлению грузов, предусматривалась возможность проведения досмотра и таможенного оформления непосредственно в месте расположения участника внешнеэкономических связей. Для этого заинтересованное предприятие (организация) могло за свой счет вызвать сотрудника таможни, обратиться в таможенное управление с просьбой об организации досмотровой комиссии или о назначении постоянного таможенного уполномоченного. Порядок создания досмотровых комиссий и назначения таможенных уполномоченных был утвержден Приказом ГУГТК от 29 января 1988 года [14]. Комиссии создавались на смешанной основе из представителей таможенных учреждений и администрации предприятий. Таможенные уполномоченные были постоянными представителями таможенных органов на тех предприятиях, которые осуществляли экспортно-импортные операции регулярно. В отличие от досмотровых комиссий они были официальными представителями органов таможенного контроля на местах и входили в единую систему ГУГТК [15]. Однако практика организации досмотровых комиссий не получила распространения и Таможенный кодекс 1991 года уже не предусматривал возможности их создания.

Большое влияние на становление таможенной системы, развитие международных таможенных и внешнеэкономических связей и тем самым увеличение поступлений в доходную

часть бюджета государства оказал Совет таможенного сотрудничества.

Развитие таможенной службы Российской Федерации - неотъемлемая часть формирования атрибутов российского государства и обеспечения его суверенитета. Правовой основой и организующим началом этого процесса стал Указ Президента РСФСР Б.Н. Ельцина «О Государственном таможенном комитете РСФСР». Эта дата отмечается как начало создания современной Российской таможенной службы.

Государственный таможенный комитет (ГТК) был создан как центральный таможенный орган России. На него возлагалась ответственность за реализацию таможенной политики республики, обеспечение соблюдения законодательства о таможенном деле, эффективное функционирование таможенных органов. От бывшего союзного государства Россия унаследовала крайне усеченную и ослабленную сеть таможенных органов. На ее территории осталось лишь 20 процентов действующих таможен. Общая штатная численность таможенных работников в январе 1992 г. не превышала восьми тысяч человек. Кроме того, протяженность границ, подлежащих таможенному контролю, но не оформленных в соответствии с международными правовыми нормами и технически не оборудованными, увеличилась на 13.5 тыс. км [16].

А.Н. Козырин считает, что Таможенный кодекс и Закон о таможенном тарифе, принятые в 1991 г., внесли существенные изменения в организацию таможенного дела. Предусматривалось создание двух координационных органов -Таможенно-тарифного совета и Координационного совета по борьбе с международным незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Каждый из нас помнит, что острой проблемой начала 90-х годов был контроль за оборотом наркотических средств. Таможенные органы, как и любые иные правоохранительные органы, но на своем уровне, осуществляли эту функцию [17].

Новый Кодекс узаконил фактически сложившуюся трехзвенную систему таможенных органов. В соответствии со ст. 3. Таможенного кодекса «.таможенные органы СССР составляют единую общесоюзную систему, которая включает в себя:

- Таможенный комитет СССР;

- региональные таможенные управления

СССР;

- таможни СССР».

Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений СССР и таможен СССР производились Таможенным

комитетом СССР. Региональные таможенные управления СССР создавались на территории республики и с согласия республики» [18]. Как мы видим, отсутствует такая структурная единица, как таможенный пост. Оправданны действия законодателя или нет, судить достаточно сложно. Но мы предполагаем, что такая структура таможенных органов лишь осложнила положение в сфере таможенного оформления и дала излишнюю нагрузку на таможни.

Мы считаем, что, несмотря на радикализм Таможенного кодекса 1991 г. и Закона «О таможенном тарифе», а также то, что на базе Главного таможенного управления (ГТУ) МВЭС было создано Главное управление Государственного таможенного контроля (ГУ ГТК), выведено из подчинения Министерства внешнеэкономических связей и переподчинено Государственной внешнеэкономической комиссии, а последняя - Совету министров СССР, этот шаг хоть и способствовал расширению прав таможенных органов и позволил им участвовать в формировании таможенной политики, включил механизм таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности; восстановил таможенный контроль, увеличил штат таможенных органов, был создан институт повышения квалификации таможенных работников, выделены средства для обустройства пунктов перехода, таможен и решения социальных вопросов - создать кардинально новую таможенную систему на практике так и не удалось [19]. Все же одна из задач, поставленных перед этой службой, - пополнение доходной части бюджета - была достигнута.

Административная реформа, осуществленная в соответствии с Указом Президента России от 13.05.2000 г., повлекла за собой изменения и в системе таможенных органов. Вызвано это, прежде всего, учреждением института полномочных представителей Президента Российской Федерации и созданием в стране семи федеральных округов. В связи с этим 13 региональных таможенных управлений были реорганизованы в 7 управлений, действующих на территориях федеральных округов. Количество таможен сократилось до 143 (было 161), но количество таможенных постов увеличилось до 571 (вместо 507). Сформировалось новое территориально-структурное размещение таможенных органов России. 2000 год стал для таможенной службы России рубежным. Она включилась в осуществление кардинальной реформы таможенной системы государства [20].

В настоящее время структура таможенных органов кардинально отличается. 1 июля 2004

года ГУ ГТК было преобразовано в ФТС РФ (возглавлял генерал-полковник таможенной службы, кандидат юридических наук А.Е. Же-рихов). Во главе таможенной системы находится Федеральная таможенная служба, располагающаяся в Москве, руководителем ФТС РФ с 2006 года по настоящее время является доктор экономических наук, заслуженный экономист России А.Ю. Бельянинов.

11 мая 2006 г. Указом Президента Российской Федерации Федеральная таможенная служба передана в подчинение Правительству Российской Федерации. Ранее ФТС России была подчинена Министерству экономического развития и торговли.

Правительство РФ издало Постановление № 459 от 26 июля 2006 г. «О Федеральной таможенной службе», согласно которому Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административным правонарушениями. Руководство деятельностью Федеральной таможенной службы осуществляет Правительство Российской Федерации. Указанным постановлением четко определены функции и полномочия таможенных органов.

Современную структуру таможенных органов схематически можно представить следующим образом [19]: ФТС РФ, региональные таможенные управления РФ, таможни РФ, таможенные посты РФ.

Следует сказать, что структура таможенных органов исторически развивалась циклично, современная система таможенных органов постоянно подвергалась в основном лишь структурному реформированию, а функциональное назначение осталось прежним.

Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Необходимо в науке разрабатывать более узкие подходы к концепции коллективных субъектов финансового права, поскольку современное функционирование государства смещает акценты на узкоспецифическое назначение государственных органов в реализации его финансовой деятельности. Это можно увидеть на примере такого субъекта права, как таможенные органы, наделенного не только властными

полномочия в финансовой сфере, но и необходимыми для участия в финансовых правоотношениях как иное лицо.

Список литературы

1. Петровская О.В. Государственный контроль как важнейшее звено государственного управления Российского государства в XVШ-XIX вв. // Юридический мир. 2009. № 8. С. 58-61.

2. Кеворков В. Генерал Бояров // Из истории таможни. 1999. № 2. С. 22-27.

3. Свод законов СССР 1990. Т. 9. С. 140 // Ведомости ВС СССР. 1964. № 20. Ст. 242

4. Храбеков В.Г. Таможня и закон. М., 1979. С. 30.

5. Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право. Учебник для вузов. М., 2001. С. 225.

6. Постановление Совета министров СССР «Об утверждении Положения о Главном управлении государственного таможенного контроля при Совете министров СССР» от 13 июля 1987 г. № 775 // СП СССР. 1987. № 41. Ст. 135.

7. Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского (1907-1995). М., 1995. С. 197.

8. Габричидзе Б.Н., Полежаев Д.М. Становление и развитие таможенной службы в Советском государстве (1917-1991) // Государство и право. 1992. № 10. С. 77.

9. Свод законов СССР. 1990. Т. 9. С. 62-67; СП СССР. 1989. № 14. Ст. 45.

10. Постановление Совета министров СССР от 19.08.1986 г. № 991 «О мерах по совершенствованию внешнеэкономических связей» // СЗ СССР. Т. 9. С. 48.

11. http: // az-libr.ru/index.shtml

12. Постановление Совета министров СССР от 13 июля 1987 г. № 775 «Об утверждении Положения о Главном управлении государственного таможенного контроля при Совете министров СССР» // СП СССР. 1987. № 41. Ст. 135.

13. Организационное, правовое и экономическое обеспечение выхода предприятий, организаций и производственных кооперативов СССР на внешний рынок. М., 1990. С. 132.

14. Основные документы по осуществлению внешнеэкономической деятельности. М., 1989. С. 5.

15. Дмитриев С.С. Возникновение и развитие советской таможенной системы // Социалистический таможенный контроль. 1967. № 3-4. С. 8-9.

16. www.customs.ru

17. Козырин А.Н. Таможенное право России. Учебное пособие. Общая часть. М., 1995. С. 23.

18. Таможенный кодекс СССР. 1991 г. // Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. № 17. Ст. 484.

19. Логинова А.С. Правовое регулирование таможенных отношений в России (1917-1991 гг.): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012

20. www.muscum.customs.ru/ru/histori/index.php7id 288=28

DEVELOPMENT OF CUSTOMS IN THE USSR AND RUSSIA FROM 1964 TO 2006

A.S. Loginov, Zh.G. Popkova

The article examines the development of the customs authorities and customs as a whole during the period from 1964 to 2006 and the problems associated with this process. This was the period of economic reforms, when international relations began to play a more important role for the development of the country's financial system.

Keywords: customs, customs authorities, customs law, foreign trade, financial system.

Referemes

1. Petrovskaia O.V. Gosudarstvennyi kontrol' kak vazhneishee zveno gosudarstvennogo upravleniia Rossi-iskogo gosudarstva v XVIII-XIX vv. // Iuridicheskii mir. 2009. № 8. S. 58-61.

2. Kevorkov V. General Boiarov // Iz istorii tamo-zhni. 1999. № 2. S. 22-27.

3. Svod zakonov SSSR 1990. T. 9. S. 140 // Ve-domosti VS SSSR. 1964. № 20. St. 242

4. Khrabekov V.G. Tamozhnia i zakon. M., 1979. S. 30.

5. Gabrichidze B.N. Rossiiskoe tamozhennoe pravo. Uchebnik dlia vuzov. M., 2001. S. 225.

6. Postanovlenie Soveta ministrov SSSR «Ob utver-zhdenii Polozheniia o Glavnom upravlenii gosudarstven-nogo tamozhennogo kontrolia pri Sovete ministrov SSSR» ot 13 iiulia 1987 g. № 775 // SP SSSR. 1987. № 41. St. 135.

7. Kislovskii Iu.G. Istoriia tamozhni gosudarstva Rossiiskogo (1907-1995). M., 1995. S. 197.

8. Gabrichidze B.N., Polezhaev D.M. Stanovlenie i razvitie tamozhennoi sluzhby v Sovetskom gosudarstve (1917-1991) // Gosudarstvo i pravo. 1992. № 10. S. 77.

9. Svod zakonov SSSR. 1990. T. 9. S. 62-67; SP SSSR. 1989. № 14. St. 45.

10. Postanovlenie Soveta ministrov SSSR ot 19.08.1986 g. № 991 «O merakh po sovershenstvova-niiu vneshneekonomicheskikh sviazei» // SZ SSSR. T. 9. S. 48.

11. http: // az-libr.ru/index.shtml

12. Postanovlenie Soveta ministrov SSSR ot 13 iiulia 1987 g. № 775 «Ob utverzhdenii Polozheniia o Glavnom upravlenii gosudarstvennogo tamozhennogo kontrolia pri Sovete ministrov SSSR» // SP SSSR. 1987. № 41. St. 135.

13. Organizatsionnoe, pravovoe i ekonomicheskoe obespechenie vykhoda predpriiatii, organizatsii i pro-

izvodstvennykh kooperativov SSSR пя vneshnii rynok. M., 1990. S. 132.

14. Osnovnye dokumenty po osushchestvleniiu vneshneekonomicheskoi deiatel'nosti. M., 1989. S. 5.

15. Dmitriev S.S. Vozniknovenie i razvitie sovetskoi tamozhennoi sistemy // Sotsialisticheskii tamozhennyi kontrol'. 1967. № 3-4. S. 8-9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. www.customs.ru

17. Kozyrin A.N. Tamozhennoe pravo Rossii. Uchebnoe posobie. Obshchaia chast'. M., 1995. S. 23.

18. Tamozhennyi kodeks SSSR. 1991 g. // Vedomos-ti SND i VS SSSR. 1991. № 17. St. 484.

19. Loginova A.S. Pravovoe regulirovanie ta-mozhennykh otnoshenii v Rossii (1917-1991 gg.): Dis. ... kand. iurid. nauk. M., 2012

20. www.muscum.customs.ru/ru/histori/index.php? id288=28

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.