Научная статья на тему '96. 02. 010. Кисловский Ю. Т. История таможни государства российского. - М. : автор, 1995. - 288 с'

96. 02. 010. Кисловский Ю. Т. История таможни государства российского. - М. : автор, 1995. - 288 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2319
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА -РОССИЙСКАЯ ФЕД / ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА -СССР -- ИСТОРИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 02. 010. Кисловский Ю. Т. История таможни государства российского. - М. : автор, 1995. - 288 с»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕ! II1ЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАШ1ТАМ1ШтУК;И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5

ИСТОРИЯ 2

издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 3 индекс серии 3.5 рефераты 96.02.001 - 96.02.059

МОСКВА 19%

Вторая посадка Н.И.Вавилова в Латинскую Америку была более продолжительной: с августа 1932 г. по февраль 1933 г. Ее основные задачи заключались в том, чтобы ознакомить местную научную общественность с успехами агрономии в СССР, изучить условия полевой культуры в 15 странах Западного полушария и собрать семена зерновых, кормовых, медицинских и других растений. "Эта поездка принесла огромную практическую пользу для сельского хозяйства страны, многое дала для установления научных связей и чисто человеческих контактов" (с.99). Н.И.Вавилов собрал свыше 2 тыс.книг о земледелии в Латинской Америке, а по возвращении на родину начал переписываться с видными учеными Центральной и Южной Америки. В 1936 г. Национальный университет Ла-Платы избрал Н.И.Вавилова в знак признания его научных заслуг своим почетным академиком.

Заключительный раздел книги посвящен Ю.А.Гагарину, "Колумбу космоса", посетившему летом 1961 г. Кубу и Бразилию, а также советско-латиноамериканским спортивным связям.

А.В.Егорова

96.02.010. КИСЛОВСКИЙ Ю.Г. ИСТОРИЯ ТАМОЖНИ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО. - М.: Автор, 1995. - 288 с.

В монографии д-ра ист. наук Ю.Г.Кисловского, состоящей из введения, 12 глав и заключения, предпринята попытка охватить тысячелетний путь развития таможенного дела в России в тесной связи с развитием внешнеполитических связей.

В современный период, пишет автор, в условиях перехода к рыночным отношениям в России, восстановления функций таможенного дела как регулятора внешнеэкономических связей, развития экономики и стабилизации финансов, возрастает научный и практический интерес к познанию роли и функций таможенных органов, их места в государственном устройстве, что объективно требует всестороннего изучения истории, опыта, традиций российской таможни. И вместе с тем поиск новых путей более

рациональной организации таможенного контроля предполагает научное предвидение, прогнозирование и разработку теории таможенного дела.

Во введении содержится краткий обзор литературы по таможенному делу в России, отмечается наличие обширной общей и специальной литературы по таможенной проблематике. Большую ценность представляют, в частности, труды Д.И.Менделеева, И.М.Кулишера, М.Н.Соболева, Н.Н.Шапошникова, посвященные исследованию таможенной политики России в XIX и начале XX в.; КЛодыженский проследил исторический путь развития таможенной службы России от ее истоков до конца прошлого века. Интересны вышедшие в 20-е годы работы А.И.Горячева и А.П.Винокура. После некоторого затишья в освещении таможенного дела (с конца 20-х до середины 50-х годов) с начала 60-х годов, в связи с выходом в свет журнала "Социалистический таможенный контроль", вновь появились ценные публикации, освещающие вопросы осуществления таможенного контроля, применения положений Таможенного кодекса и других законодательных документов о борьбе с контрабандой и др. В их числе отмечаются статьи, написанные Ф.Н.Гориным, С.СДмитриевым, А.С.Коноваловым, В.В.Скрыпником, Г.М.Чмелем и др.; особо выделяется краткий исторический очерк К.Н.Маркова по истории таможенной службы, вышедший в 1987 г.

Ю.Г.Кисловский полагает, что его монографию можно рассматривать как "попытку и первый этап в разработке многотомной истории таможенного дела" (с.4).

Зарождение таможенного дела относится к глубокой древности. По мере расширения экономических связей между городами и государствами складываются элементы .таможенного права, которое отражало переход от одного способа производства к другому, выражало или политику протекционизма как средства защиты национальной экономики, или политику фритредерства, т.е. свободную торговлю.

История российской таможенной политики начинается с Новоторгового устам царя Алексея Михайловича (1667), который можно рассматривать как первый таможенный тариф. Государство обращало все внимание первоначально на субъекта торговли. Таможенному праву предшествовало гостиинос право, регулирующее отношения иноземных гостей или купцов (¿8).

Автор прослеживает зарождение внешней торговли на Руси и ее влияние на развитие таможенного дела начиная с IX в., торгового пути "из варяг в греки", возникновение при Ярославе Мудром таможенного дела, расширение торговли в условиях формирования централизованного Московского государства, развития отношений с Западом и Востоком. В 1654 г. были отменены привилегии иностранцам • »опросах торговли. "Русский таможенный тариф отстаивал интересы государственности" (с.25). А Новоторговый устав царя Алексея Михайловича почти в 4 раза увеличил пошлины в торговле с иностранцами. Этот устав завершил первый этап таможенных реформ на Руси, которые продолжались в последующие годы. К началу ХУШ в. в Московском государстве законодательно была закреплена система пошлин, что способствовало совершенствованию таможенного механизма (с36).

В царствование Петра I получает дальнейшее развитие внешняя торговля, преимущественно по инициативе иностранных купцов. Однако наличие сырьевой номенклатуры вывоза товаров свидетельствовало об экономической отсталости России. И вместе с тем развитие торговли требовало усовершенствования таможенного дела в стране. С 1718 г. таможенными сборами стала управлять учрежденная Петром I Коммерц-коллегия. В последующие годы XVIII в. таможенная политика "характеризуется непоследовательностью и нестабильностью. Подчас решение того или иного вопроса и принятие правительственного документа зависело от вали и желания отдельных лиц, которые были далеки от понимания механизма таможенного дела" (с.45).

12-2118

Значительное место в монографии отведено анализу развития торговли и таможенного дела в России в XIX в. Рассматривая динамику внешней торговли, таможенно-тарифную политику, получаемые доходы, процесс совершенствования управления и структуры органов таможенной охраны, автор акцентирует внимание на том, что ежегодное расширение торговли требовало улучшения управления деятельностью таможенных органе».

В 1800 г. таможенными делами ведала Коммерц-коллегия. В 1802 г. были учреждены министерства. Таможенные учреждения остались в составе Министерства коммерции. В состав Министерства входил Департамент внешней торговли. Он состоял из двух отделений: внешних сношений и таможенного. На таможенное отделение возлагался широкий круг обязанностей, показывается в книге.

О возрастающей роли таможенного дела в государстве свидетельствовало и то, что в октябре 1864 г. Департамент внешней торговли был переименован в Департамент таможенных сборов, которому помимо таможни подчинялись Пограничная и Корчемная стражи (с.85).

В XIX в. осуществляется дальнейшее правовое обеспечение таможенного дела. Так, в Таможенном уставе 1819 г. определяется порядок охраны государственной границы, уточняется понятие о контрабанде. Таможенный устав 18S7 г. закрепляет практику таможенного дела в России. Особенность управления таможнями состояла в предоставлении их управляющему полной самостоятельности, подчеркивалась необходимость вежливого обращения с проезжающими лицами, предусматривалась защита таможенников от оскорблений, обиды словом и действиями.

В течение XIX в., подчеркивается в монографии, сложилась отвечающая, в основном, развитию экономики и торговли таможенная охрана России, которая по своему правовому обеспечению и профессиональному уровню не отставала от Запада (с.93).

В начале XX в. Россия поддерживала внешнеторговые отношения с 28 странами. С 16-ю на основе режима наибольшего благоприятствования, а с Германией, Великобританией, Австрией, Италией, Францией • на основе конвенционного тарифа. С семью государствами имелись торговые договоры на двусторонней основе, в том числе с Китае»*, Персией, Турцией.

"В целом Россия во внешней торговле придерживалась чрезмерного протекционизма, что нашло отражение в тарифе 1903 г." (с.109). Протекционизм имел свои отрицательные, но в основном положительные свойства, которые сказывались прежде всего на промышленном развитии страны (с. 109).

Общая сумма таможенного дохода в 1993-1897 п*. составляла 174 млн. руб., • 1906-1912 гг. - 306 млн.руб., в 1913 г. - 370 млн.руб. Содержание Департамента таможенных сборов и входящих в него структур составляло 8% от таможенных доходов (с.119).

В советский период таможенная система претерпела определенные изменения.

В годы иностранной интервенции и гражданской войны таможенные органы и учреждения России продолжали выполнять свои функциональные обязанности в соответствии с указаниями органов Советской власти в центре н на местах, чему способствовали переход на сторону революции значительной части пограничной охраны, большевизация армии и демократизация таможенной охраны (с.123).

Первым правительственным документом, в котором закреплялись подчиненность таможенных органов и их функциональные обязанности, а также порядок ввоза и вывоза товаров, стало постановление СНК РСФСР от 29 декабря 1917 г. "О порядке выдачи разрешения на ввоз и вывоз товаров". Постановлением устанавливалось, что разрешение на ввоз и вывоз товаров выдается исключительно отделом внешней торговли Комиссариата торговли и промышленности. Действия, совершенные 12*

в обход этому порядку, считались контрабандой, с вытекающими отсюда последствиями.

Новый этап в деятельности таможни был связан с принятием декрета СНК от 22 апреля 1918 г. о национализации внешней торговли. Объявление внешней торговли монополией Советского государства потребовало пересмотра законодательных актов о таможенном деле. Декретом СНК от 29 мая 1918 г. "О таможенных сборах и учреждениях" устанавливалось, что таможенные учреждения являются органами центральной Советской власти и управляются непосредственно Народным комиссариатом по финансовым делам и Департаменту таможенных сборов, т.е. так же, как было в дореволюционной России. Спустя месяц эта подчиненность таможенных учреждений была отменена. Декретом от 29 июня 1918 г. Департамент таможенных сборов со всеми подведомственными учреждениями был передан в Народный комиссариат торговли и промышленности и получил новое наименование - Главное управление таможенного контроля, но существующая ранее организационная структура оставалась в основном прежней.

Переход к новой экономической политике побудил органы государственной власти по-новому определить место и роль таможенной системы/ 24 сентября 1924 года было учреждено Таможенное управление, утверждено "Положение о Таможенном управлении", "Штаты управления", разработана "Инструкция о правах и обязанностях таможенных сотрудников". Всего в этот период имелось восемь таможенных округов, в их составе было 134 таможни и 149 таможенных постов.

В последующие годы эта структура совершенствовалась. Она действовала в условиях, когда капиталистические государства срывали намеченные планы по ввозу и вывозу товаров, что отрицательно сказывалось на экономике страны (с.135).

В монографии отмечается, что с момента организации таможенной службы Советское правительство постоянно подводило под нее правовую основу. В 1924 г. был принят Таможенный устав

СССР. В 1929 г. был •веден в действие по всей территории СССР Таможенный кодекс, в котором были учтены недостатки Устава и положительная практика таможенных служб. В монографии содержится подробный разбор положений Таможенного кодекса. Обобщается опыт борьбы с контрабандой. "За 20 предвоенных лет, с 1920 по 1941 гч таможенники и пограничники задержали контрабанды на сумму 432 млн.руб., в том числе изъяли 2 тыс. т. золота" (с.162).

В годы Великой Отечественной войны на таможни были возложены и задачи по пропуску грузов, поступающих по ленд-лизу и по линии Международного Красного Креста. Продолжало расти количество дипломатических грузов. 1945 год был годом наибольшей активности в деятельности таможенной системы: усилился поток грузов за наступающими частями Красной Армии, увеличился объем пассажирских и военных перевозок, в том числе в связи с возвращением граждан СССР, угнанных в Германию, и др.

Война, показано в монографии, наложив свой отпечаток на деятельность таможенников, вскрыла недостатки в подготовке кадров и потребовала принятия экстренны): мер по перестройке всей деятельности таможенного ведомства (с. 167).

В послевоенное время особое внимание было уделено профессиональной подготовке кадров, укреплению правовой базы таможни, совершенствованию ее структуры.

В мае 1964 г. был принят новый Таможенный кодекс СССР. Кодексом предусматривались три главные задачи таможенных учреждений: осуществление контроля за соблюдением государственной монополии внешней торговли, совершение таможенных операций и борьба с нарушениями таможенных правил и контрабандой.

Как и ранее, Кодекс закреплял принцип, согласно которому таможенные пошлины рассматривались как инструмент внешнеторговой политики (с.171).

В эти годы совершенствовалось и тарифное законодательство. Постановлением Совета Министров СССР в июле 1961 г. был утвержден новый Таможенный тариф СССР, который учитывал изменения, происшедшие в послевоенный период в мировой торговле, а также новые взаимоотношения между странами-участницами Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В монографии подробно освещаются положения Таможенного тарифа СССР и практика его применения в условиях расширения экономической интеграции в рамках СЭВ и в обстановке дискриминационных мер в отношении СССР со стороны ряда капиталистических стран.

Во второй половине 80-х годов произошла перестройка управления внешнеэкономической деятельностью государства и таможенными органами. Была создана Государственная внешнеэкономическая комиссия в качестве постоянного органа Совета Министров СССР. Реформировались и другие органы внешнеэкономических связей. Решением Совета Министров СССР на базе Главного таможенного управления МВТ СССР было образовано Главное управление Государственного таможенного контроля (ГУГТК) при СМ СССР - общесоюзный орган по руководству таможенными учреждениями, разработке таможенной политики и правовой базы. Были приняты и другие меры, направленные на повышение авторитета таможенной службы, ее эффективности, в том числе и в сфере борьбы с сокрытием валюты, ценностей и наркотических средств (с.200).

В новых условиях после августа 1991 г., пишет автор, принципиально изменяются место и роль таможенных органов в системе государства (с.205). 25 октября 1991 г. была образована таможенная служба России, создан Государственный Таможенный комитет РСФСР. В декабре 1991 г. правительство утвердило положение о Государственном комитете РФ (ГТКРФ), был образован его центральный аппарат.

Сложность работы, отмечается в книге, состояла в том, что в связи с развалом СССР России досталось 20% действующих таможен, тогда как доля товарооборота во внешней торговле превышала 50%. В этих условиях ГТК РФ разработал программу развития таможенной службы России, рассчитанную на несколько лет.

В основу таможенной политики положены три принципа: таможенные органы совместно с другими государственными структурами являются органами экономической защиты государства, как внутри страны, так и на границе; таможенная служба нацелена на сближение с соседними странами путем упрощения и унификации таможенных процедур в соответствии с мировым опытом; переориентировка таможенного контроля с границы внутрь страны, где оформлялась основная масса грузооборота.

В монографии показывается, что в ходе трехлетнего становления таможенного ведомства РФ прослеживается устойчивая тенденция возрастания объема задач и активное становление таможенных органов (с.217). На первый план вышли вопросы управления таможенной системой, повышение ее правоохранительной роли, совершенствование механизма взимания таможенных платежей и контроля за своевременным поступлением федерального таможенного дохода в Центральный банк.

Таможенный кодекс Российской Федерации (21 мая 1993 г.) и Закон РФ "О таможенном тарифе (18 июня 1993 г.)"впитали в себя многовековой опыт таможенного дела в России, а также многие положения международных концепций, разработанных в документах ГАТТ и Совета Экономического сотрудничества* (с.218).

Автор анализирует содержание этих и других документов, которые позволяют "разработать технологию всех форм таможенного контроля в соответствии с положениями Таможенного кодекса РФ и обеспечить правовое регулирование таможенных процедур во внешнеэкономической деятельности и в сфере валютного контроля" (с.234). Вместе с тем отсутствие единой торговой политики привело в ряде случаев к разграблению национальных богатств России. В

частности, "в России в 1992 г. отсутствовала система эффективного валютного и таможенного контроля" (с.238).

В последующие гады Правительство РФ определило направления и меры по исправлению создавшегося положения, в том числе и путем использования таможенного механизма.

Н.Н.Месяцев

96.02.011. КОРОЛЕВА Н.Г. ЗЕМСТВО НА ПЕРЕЛОМЕ (1905-1907 ГГ.)/ РАН. Ин-т рос. истории. - М., 1995. - 236 с. - Библиогр.: с. 222-235.

Автор монографии исследует причины и степень земской оппозиционности в 1905-1907 гг., выявляя "всю палитру земских настроений", проявившихся в собраниях 1904-1907 гг., делает попытку показать, насколько и по каким вопросам совпадали настроения либеральных лидеров и земской среды в глубинке. Книга состоит из введения, трех глав и заключения.

В первой главе даётся очерк земской хозяйственной деятельности последней четверти XIX • начала XX в. Рассматривая деятельность земств в области народного образования, автор отмечает их вклад в развитие в первую очередь элементарной грамотности, в основном в сельской местности, заслугу земских учителей в просветительской работе. При этом автор указывает и на два взаимосвязанных отрицательных фактора, сильно снижавших возможности и эффективность земских учреждений в целом и в области народного образования в частности. Это • недостаток средств, что, в свою очередь, являлось следствием "законодательно ущемленного, классово ориентированного характера земского самоуправления, при котором массы являлись объектом обложения и попечения, а не субъектом самоуправления" (с. 54). Что касается деятельности земств в области здравоохранения, то земские больницы до самого конца существования земств имели высококвалифицированные кадры, особенно хирургов и акушеров, однако условия их труда улучшались крайне медленно, как и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.