Научная статья на тему 'Проблема контрабанды в таможенной политике России XVIII века'

Проблема контрабанды в таможенной политике России XVIII века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
6341
600
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ / ПРОТЕКЦИОНИЗМ / ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА / КОНТРАБАНДА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Минаева Минаева Татьяна Станиславовна

Проблема контрабанды в России XVIII века являлась особенно острой, так как тайный ввоз товаров в страну в это время постоянно увеличивался. Контрабанда препятствовала успешному осуществлению таможенной политики, направленной на защиту и поддержку национальной экономики. Правительство предпринимало различные меры, но так и не смогло решить проблему в течение столетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF SMUGGLING IN THE CUSTOMS POLICY OF RUSSIA IN THE XVIII CENTURY

The problem of smuggling in Russia of the XVIII century was especially urgent as the proportion of illegal import of goods in the country was constantly increasing at that time. Smuggling impeded the successful implementation of the customs policy aimed at protection and support of the national economy. The government took various measures but failed to solve the problem during the century.

Текст научной работы на тему «Проблема контрабанды в таможенной политике России XVIII века»

УДК 94:339.5 (470) «17»

МинАЕвА Татьяна Станиславовна, доктор исторических наук, доцент кафедры отечественной истории Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 50 научных публикаций, в т.ч. двух монографий

проблема контрабанды в таможенной политике россии хуш века

Проблема контрабанды в России XVIII века являлась особенно острой, так как тайный ввоз товаров в страну в это время постоянно увеличивался. Контрабанда препятствовала успешному осуществлению таможенной политики, направленной на защиту и поддержку национальной экономики. Правительство предпринимало различные меры, но так и не смогло решить проблему в течение столетия.

История внешней торговли, протекционизм, таможенная политика, контрабанда

Таможенная политика России XVIII века неоднократно являлась предметом изучения в работах историков ХГХ-ХХ веков: К.И. Ло-дыженского, П.Б. Струве, С.А. Покровского, Ю.Г. Кисловского и других1. Исследователи, как правило, обращали свое внимание на взаимовлияние таможенной политики и внешней торговли страны, рассматривали изменения таможенных тарифов и их влияние на объемы российского экспорта и импорта. Однако при изучении вопросов истории внешней торговли следует учитывать, что в процессе разработки таможенной политики правительственные органы старались не только обеспечить финансовые поступления в бюджет страны, поддержать отечественных производителей и коммерсантов, но и найти способ борьбы с контрабандой. Анализ торговых и таможенных уставов российского государства, делопроизводственных документов Коммерц-коллегии, Комиссий о коммерции и морских таможен показывает, что

© Минаева Т.С., 2011

тайный провоз товаров через границу России постоянного беспокоил руководство страны в XVIII веке и достаточно часто обсуждался высшими государственными органами. Вопрос о контрабанде, способах и мерах борьбы с ней приобрел в XVIII веке в России особую актуальность в связи с тем, что тайный ввоз товаров в это время имел постоянную тенденцию к росту и препятствовал успешному осуществлению протекционистской таможенной политики.

Термин «контрабанда» в российских законодательных актах XVIII века не употреблялся. Государственные деятели, представители центральных и местных органов власти при переписке и составлении документов чаще всего использовали выражения «тайный ввоз заповедных товаров», «провоз запрещенных товаров» и «товары, утаенные от пошлин». Таким образом, контрабанда в XVIII века представляла собой нелегальный ввоз запрещенных

товаров и незаконное перемещение товаров через границу России без уплаты таможенных пошлин.

Предпосылкой для увеличения нелегального ввоза иностранных товаров в Россию стали ограничения на ввоз предметов роскоши и других товаров легкой промышленности, ассортиментом, качеством и ценой, выгодно отличавшихся от российских. Эти ограничения начали вводиться по мере роста российской промышленности со второго десятилетия XVIII века и позднее были закреплены таможенным тарифом 1724 года, поэтому Морской торговый регламент и устав 1724 года уже включал в себя статьи и главы, посвященные борьбе с контрабандой.

Типичными таможенными правонарушениями, связанными с уклонением от уплаты пошлин и тайным провозом запрещенных товаров, в то время являлись такие как: погрузка и разгрузка кораблей в запрещенных местах и без разрешения таможни; выгрузка товаров до явки их в таможню; вскрытие товаров до проведения таможенного досмотра; невнесение товаров в роспись груза и сокрытие их от таможенного досмотра, и ряд других.

Наказания за подобные правонарушения устанавливались в виде штрафов и конфискаций, как товаров, так и судов. Но за осуществление тайного перевоза товаров с торговых кораблей на берег или с берега на корабль и за сокрытие контрабандных товаров следовало телесное наказание2.

Установленная система наказаний не остановила поток контрабанды в условиях проведения жесткой запретительно-протекционистской политики и сохранения неудовлетворенного потребительского спроса. Таможенная служба страны также не была готова к пресечению растущего числа случаев тайного провоза товаров. Реорганизация таможенных органов только начиналась, далеко не все они были укомплектованы необходимым количеством служащих, в особенности досмотрщиков. Кроме того, не хватало таможенных застав, яхт, постов, чтобы обеспечить надежный контроль за перемещением грузов через границу.

В этих условиях правительство попыталось принять меры, чтобы выявить в розничной торговле контрабандно провезенные товары и воспрепятствовать их продаже внутри страны. Указ от 16 мая 1729 года предлагал русским и иноземным купцам, имеющим неявленные товары, представить их в таможню в двухнедельный срок со дня выхода указа. После уплаты пошлин владельцы товаров могли оставить их себе. В противоположном случае любой человек, знающий о сокрытых товарах, мог донести на владельца в таможню, и после изъятия товаров получить их, уплатив пошлину. Указ обязывал лавочников присматривать друг за другом. Староста лавочников наказывался 5-рублевым штрафом, если контрабандный товар в лавках обнаруживали посторонние3.

Практика привлечения не только таможенников, но и представителей общественности к борьбе с контрабандой нашла дальнейшее воплощение в новом таможенном регламенте 1731 года.

Регламент изменил систему наказаний, исходя из степени тяжести совершенного правонарушения и фискальных интересов государства. Так, например, с корабельщика за обнаруженные на судне скрытые от досмотра товары взимали теперь только штраф в размере пошлины с этих товаров вместо конфискации всего груза корабельщика или штрафа в 500 ефимков, установленного в 1724 году. За перевоз товаров с одного корабля на другой без предъявления их на таможне, товары не только конфисковывали, но и взимали штраф в 50 ефимков. Вероятно, бывали случаи нелегальной перевозки товаров на военных судах, поэтому особо указывалось на ответственность командиров этих судов перед законом; владельцы малых судов за подобное правонарушение теперь не только подвергались телесному наказанию, но и лишались своих судов.

Таможенники, обнаружившие, что купец занизил стоимость своих товаров ради уплаты меньшей пошлины, чем положено, могли взять, согласно Регламента, эти товары себе, заплатив купцу по указанной стоимости с прибавкой 20%. Дополнительным стимулом к работе

таможенников такое положение вряд ли могло стать, так как не каждый из них имел необходимые средства и желание, чтобы приобретать товары, платить с них пошлины и реализовывать. Гораздо проще для обеих заинтересованных сторон в таком случае было договориться, т.е. купцу заплатить взятку, а таможеннику пропустить товар с указанной заниженной стоимостью. Таким образом, слабо продуманные статьи закона не только не сокращали попытки купцов обмануть государство в уплате пошлин, но и создавали условия для распространения коррупции в таможенных органах.

Для того чтобы таможенных служащих лично заинтересовать в борьбе с нелегальным провозом товаров, Морской пошлинный регламент 1731 года устанавливал для них награду в виде У от конфискованных контрабандных товаров. Четвертую часть получали также служители пограничных таможенных сухопутных застав, задержавшие контрабанду. Полностью в собственность таможенника или любого другого лица передавались задержанные товары, которые были тайно спущены с корабля или погружены на корабль, таким образом поощрялись не только таможенники, но и частные лица и военные, оказавшие государству помощь в борьбе с контрабандой4.

Меры, к которым прибегало правительство в своем стремлении повысить бдительность таможенников и усилить таможенный контроль, помогали далеко не всегда. В 1743 году в Петербурге по доносу было раскрыто крупное преступление с участием таможенных служащих. Оказалось, что некоторые купцы, сговорившись с таможенниками, брали свой товар из пакгаузов, не платя пошлин. Купцов взяли под стражу, конторы их опечатали, и торговцы во всем признались. Императрица Елизавета Петровна не хотела осложнений в отношениях с европейскими державами из-за этого инцидента, поэтому купцов освободили от телесных наказаний, вернули им имущество, но заставили уплатить пошлины в двойном размере. Гораздо более суровая мера наказания ожидала таможенных служащих. В ходе расследования выяснилось, что в портовой

таможне Петербурга с 1736 году действовала организованная преступная группа, которая клеймила товары поддельными печатями при выпуске из таможни. Императрица, ознакомившись со следственным делом, приговоренных к смертной казни преступников помиловала, главных виновников велела отправить на каторжные работы, других соучастников -в Сибирь на поселение5. Приговор привели в исполнение, но сам факт группового преступления, совершенного с участием петербургских таможенников являлся следствием не только несовершенства законодательства, но и кадровой политики государства, отсутствия опыта функционирования таможни в условиях растущей активности внешнеторговых связей, слабости государственного контроля. В определенной мере таможенные нарушения при переходе к качественно новому этапу в организации таможенного дела имели закономерный характер. Вместе с тем, масштабность выявленных злоупотреблений свидетельствовала о значительных недостатках в самой системе и необходимости разработки комплексной программы борьбы со злоупотреблениями в сфере таможенного дела.

Несмотря на учреждение в конце 1740-х -начале 1750-х годов новых пограничных таможен иностранные товары контрабандным путем продолжали поступать в Россию.

Внешняя торговля России с западноевропейскими странами осуществлялась в основном морским путем, но часть товаров перевозилась через сухопутные границы на северо-западе и Украине. Отсутствие пограничных войск и малочисленность таможенных пропускных пунктов в этих районах создавали возможность если не для масштабного, то регулярного ввоза контрабандных товаров. Таможенные объездчики, появившиеся на границе в 1754 году, были малочисленны, поэтому Таможенный устав 1755 года разрешал всем лицам, включая крестьян, ловить купцов, пытавшихся проехать окольными дорогами, минуя пограничные таможни. Задержанные товары или вырученные после их продажи с аукциона деньги после уплаты пошлин передавались

в качестве награды добровольным таможенным помощникам6.

Таможенный устав впервые подробно описывал последовательность действий таможенных служителей по доносу о товарах, провезенных тайно без уплаты пошлин. Осведомителям передавалась половина конфискованных товаров с уплатой положенных пошлин, другая половина отходила в казну. Обо всех подобных случаях следовало сообщать в Коммерц-колле-гию с указанием тех мест, через которые товары были провезены. Таможенников, допустивших тайный провоз товаров, штрафовали. За ложные доносы также следовало наказание - с дворян взыскивали штраф в 200 руб. и убытки в пользу купцов, а простых людей подвергали телесным наказаниям. Таможенных управляющих, чиновников магистратов, которые за взятку возвращали конфискованные товары владельцам, штрафовали в размере удвоенной стоимости конфискованных товаров. Если кто-либо из российских купцов пытался под своим именем провезти товары иностранных купцов для облегчения им уплаты пошлин, то при обнаружении подлога товары конфисковывали, с российского купца взимали штраф в размере стоимости товаров и подвергали наказанию кнутом. Доноситель получал Уз от конфискации в качестве вознаграждения7.

Комиссия о коммерции, учрежденная в 1760 году, неоднократно рассматривала дела о контрабанде, выясняя способы и пути тайного провоза товаров в Россию. В ходе своей деятельности Комиссия установила, что отдельные мелкие изделия тайно провозят через таможни частные лица, въезжающие в Россию, а крупные партии контрабанды ввозят шкиперы и купцы. Небольшие свертки, полученные от корреспондентов иностранных купцов, шкиперы проносили в карманах своих широких матросских брюк и отдавали адресату, показывая гербовую печать на пакете. За оказанную услугу шкипер получал 7-10% стоимости пакета. В случае потери свертка или его конфискации шкипер обязывался возместить стоимость утраченного товара. Контрабанду в большой таре, например в бочках, ввозили чаще всего

в осеннее темное время. Шкипер, ссылаясь на ветер, течение, мели, старался вести судно от Кронштадта до Петербурга медленно, иногда 8-15 суток, хотя имел возможность добраться за сутки или двое. Корабельщики заранее договаривались в Кронштадте с гаванмейстером, который запечатывал не все люки. Досмотрщики на судне подкупались или напаивались допьяна, и в ночное время к судну подходили лодки и забирали товары: вино, шелковые изделия, ткани и другое8.

В Петербургской таможне, как выяснила Комиссия о коммерции, купцы по знакомству или, давая взятку, получали товары, уплачивая пошлины не в полном размере. Редко, но имели место случаи контрабандного вывоза, когда приказчики объявляли в таможне только часть экспортного железа, пеньки и других товаров и получали для себя прибыль, экономя на пошлинах.

При провозе товаров по суше купцы договаривались с начальниками пограничных таможен об уступке в пошлинах и размерах соответствующего вознаграждения. Если сделка не удавалась, то купец переезжал в следующую таможню, в поисках более сговорчивого начальника9

В 1769 году вопрос о контрабанде рассматривался на общем заседании трех учреждений: Комиссии о коммерции, Коммерц-коллегии и Главной над таможенными сборами канцелярии. Участники совещания на основании доклада Комиссии о коммерции пришли к выводу о необходимости внесения изменений в тариф и усиления контроля на таможнях и заставах10. Но в тоже время контрабанду признали неискоренимым злом, и поэтому ни одно из учреждений, участвовавших в совещании, не предприняло активных действий по борьбе с тайным провозом товаров после завершения заседания. В 1771 году Комиссия о коммерции пересмотрела правила составления тарифа, снизив максимальный уровень пошлин до 30-40% и исключив запретительную пошлину, но к составлению нового тарифа приступили только в 1881 году11.

В 1774 году Екатерина II повелела Комиссии о коммерции рассмотреть состояние вне-

шней торговли страны и предложить средства, которые могли бы помочь пресечению ввоза контрабандных товаров12. Комиссия предложила найти виновников, с помощью которых «заповедные или утаенные от пошлин товары» провозятся в Россию и лишить их должности и чинов13. Такое же предложение от Комиссии поступило в 1777 году в связи с усилившимся контрабандным провозом парчи, импорт которой запрещался по тарифу 1767 года. Частично члены комиссии были правы, признавая, что бездействие, халатность или даже преступные действия таможенных служащих и иных лиц, находящихся на страже интересов государства, приводили к проникновению контрабанды в страну. Но остановить поток контрабандных товаров, надеясь только на традиционные меры взыскания и поощрения таможенников, наказание контрабандистов и добровольную помощь населения, не реорганизуя существующую таможенную систему, не представлялось возможным. Государство нуждалось в создании надежной охраны сухопутной границы. Рапорты и предложения, поступавшие в местные органы таможенного управления, подтверждают этот вывод.

В 1780 году кольский комендант полковник Ернер сообщал в Вологодское наместническое правление о том, что по датской и шведской границе на Кольском полуострове для предотвращения нелегального провоза товаров застав никаких нет, и только в июне осуществляется разъезд, а в декабре - пеший осмотр границы14.

В 1782 году в переписке с Архангельской таможней советник по таможенным делам Казенной палаты Вологодского наместничества полковник А.Алябьев проявлял озабоченность контрабандным провозом товаров в селения на побережье Белого моря. Он предлагал Архангельской таможне не только усилить наблюдение на заставах, но и объявить местным жителям о запрете принимать или покупать товары с приходящих с моря кораблей, потребовать от крестьян присматривать друг за другом и в случае обнаружения контрабанды отдавать осведомителю все товары безвозмездно, взимая с них только пошлины15.

Унтер-цолнер Петербургской таможни П. Яблонский, проводивший осмотр границы со Швецией в Карелии в том же 1782 году, в своем рапорте указал, что торгующие крестьяне объезжают таможни и заставы и имеют таможенные ярлыки в лучшем случае на '/г или У своих товаров. Юшкозерская таможня располагалась в 200 верстах от границы, и ее, по мнению проверяющего, не составляло большого труда объехать в зимнее время16.

Западная сухопутная граница, как и северозападная, судя по сообщениям в Комиссию о коммерции, также во многих местах оставалась неукрепленной и плохо охраняемой. Форпосты находились друг от друга на дальнем расстоянии, и густые леса создавали дополнительную защиту контрабандистам.

Создание пограничной охраны требовалось уже давно, так как все остальные средства, направленные на борьбу с тайным провозом товаров оказались малоэффективными. Правительство открыто признавало это положение в указе от 27 сентября 1782 года об учреждении особой таможенной цепи и стражи в пограничных губерниях17.

Создание пограничной службы, однако, не оправдало ожиданий правительства. Провоз контрабанды не уменьшился, а даже увеличился и главным образом через сухопутную границу. Контрабандные товары в связи с падением вексельного курса рубля продавались в России по более высоким ценам, чем раньше, но количество покупателей не уменьшалось. Для исправления денежного курса Комиссия

о коммерции посоветовала радикальное средство - совершенно запретить привоз в Россию иностранных товаров, за исключением особо перечисленных, через пограничные таможни. Императорский указ от 26 июня 1789 года, выработанный с учетом мнения Комиссии, запрещал ввоз в Россию алкогольных напитков, шелковых, бумажных, шерстяных и других изделий через сухопутные границы в Полоцком, Могилевском, Киевском и Екатеринославском наместничествах. Таможенным служащим и всем, кто оказывал им помощь в задержании и обнаружении контрабанды, полагалась награ-

да в виде конфискованных товаров за вычетом ввозной пошлины18.

Остановить падение вексельного курса с помощью ограничения ввоза иностранных товаров не удалось. Выпуск бумажных денег и рост внешней задолженности гораздо сильнее отражались на ценности русского рубля, чем привоз иностранных товаров. 7 декабря 1792 года свободное перемещение товаров восстанавливалось через все сухопутные таможни19.

8 апреля 1793 года под предлогом разрыва отношений с Францией Екатерина II издала указ, запрещавший ввоз по 97 статьям, среди которых большую группу составляли предметы роскоши: кареты, зеркала, фарфор, галантерея, обои, вина и другие товары20. Указ способствовал кратковременному подъему денежного курса, но вместе с последовавшим за ним запретительным тарифом создавал предпосылки для нового всплеска контрабанды.

Проследить влияние российского законодательства и мер, принимаемых правительством в борьбе с контрабандой, на динамику нелегального ввоза товаров в Россию практически невозможно по причине отсутствия статистических сведений о задержанной контрабанде в архивных источниках. Из материалов заседаний Комиссий о коммерции, правительственных указов, документов Коммерц-коллегии следует, что проблема контрабанды оставалась актуальной и нерешенной на протяжении всего столетия. Быстрый рост внешней торговли России при отставании легкой промышленности от уровня западноевропейских государств и наличии постоянного спроса на предметы роскоши на внутреннем рынке, протекционистская направленность в той или иной степени характерная для всех русских тарифов XVIII ве-

ка, ошибки таможенной политики привели к превращению контрабанды из явления случайного характера в массовое. Контрабанда давала высокие прибыли, поэтому торговцам часто помогали крестьяне, перевозившие или проносившие нелегальным образом товары; ремесленники, изготавливавшие фальшивые таможенные печати, ящики и сундуки с двойными стенками и дном; солдаты, досмотрщики и пограничные объездчики, вступавшие в сделку с контрабандистами. Борьба с тайным провозом товаров при наличии значительной части населения, заинтересованной в нем, приносила лишь кратковременные успехи государству.

Правительство часто обсуждало и принимало различные меры для предотвращения тайного провоза товаров - от снижения тарифных ставок и установления минимальных торговых запрещений до усиления охраны государственной границы. Но среди правительственных чиновников отсутствовало единство мнений о степени распространенности тайного провоза и вреда, наносимого контрабандой государству, поэтому твердой линии таможенной политики по борьбе с контрабандой выработано не было.

Несовершенство таможенного управления, слабая заинтересованность таможенных служащих в борьбе с нарушениями закона, низкий профессионализм и сложности в подборе кадров в связи с переходом на новую систему комплектования таможенных органов - все это, наряду с экономическими условиями, создававшими основу для существования контрабанды, не позволило таможенным органам России справиться с ростом незаконного товарооборота через государственную границу страны.

Примечания

1 Лодыженский К.И. История русского таможенного тарифа. СПб., 1886; Струве П.Б. Торговая политика России. Челябинск, 2007. (Переиздание монографии, опубликованной в 1913 г.); Покровский С.А. Внешняя торговля и внешняя торговая политика России. М.,1947; Кисловский Ю.Г. История таможни государства российского. М., 1995.

2 ПСЗ РИ. Т. VII № 4451.

3 ПСЗ РИ. Т. VIII. № 5413

4 ПСЗ Т. VIII. № 5733, 5821 Ст. 4.

5 Архив СПбИИ РАН. Ф. 36. Оп. і. Д. 572. Л. 256об - 258.

6 ПСЗ. Т XIV № 10486. Гл. II. Ст. 13.

7 ПСЗ. Т XIV № 10486. Гл. V. Ст. 3.

8 РГАДА. Ф. 397. Оп. 2. Д. і95. Л. 75об-77об; Архив СПбИИ РАН. Ф. 36. Оп. і. Д. 556. Л. 50-52.

9 РГАДА. Ф. 397. Оп. 2. Д. і95. Л. 47-81.

10 Фирсов Н.Н. Правительство и общество в их отношениях к внешней торговле России в царствование императрицы Екатерины II. Очерки из истории торговой политики. Казань. 1902. С. 181.

11 Космынин А.В. Внешнеторговая политика русского правительства во второй половине XVIII в.: автореф. дисс. ... канд. ист. наук. Воронеж, 1998. С. 13.

12 Архив СПбИИ РАН. Ф. 36. Оп. і. Д. 550. Л. 62.

13 Там же. Л. 112.

14 ГААО (Гос. арх. Арх обл.). Ф. і. Оп. і. Т. 8. Д. 44. Л. 14.

15 Там же. Ф. 58. Оп. і. Д. 59. Л. 185 - 188об.

16 Архив СПбИИ РАН. Ф. 36. Оп. і. Д. 547. Л. 317-320.

17 ПСЗ XXXI № 15522.

18 ПСЗ Т. XXIII № 16781. С. 42-45.

19 ПСЗ Т. XXIII № 17086.

20 ГААО. Ф. 58. Оп. і. Д. 69. Л. 119.

Minaeva ТаНапа

THE PROBLEM OF SMUGGLING IN THE CUSTOMS POLICY OF RUSSIA IN THE XVIII CENTURY

The problem of smuggling in Russia of the XVIII century was especially urgent as the proportion of illegal import of goods in the country was constantly increasing at that time. Smuggling impeded the successful implementation of the customs policy aimed at protection and support of the national economy. The government took various measures but failed to solve the problem during the century.

Контактная информация: e-mail\ mintatiana@yandex.ru

Рецензент - Репневский А.В., доктор исторических наук, профессор, директор института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.