ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО НА ЮГО-ВОСТОКЕ РОССИИ В 1752 - 1781 ГГ. (ПО МАТЕРИАЛАМ ОРЕНБУРГСКОЙ И ТРОИЦКОЙ ТАМОЖЕН)
Солонченко Е.А.
Вопрос о защите своих экономических интересов, как на внешних, так и на внутренних рынках страны, в XVIII в. имел для российского правительства немаловажное значение. В середине ХУШ в. Российское государство, относительно недавно получившее статус империи, чтобы сохранять ведущие позиции на международной политической арене, должно было обеспечивать свои имперские амбиции, прежде всего, растущими экономическими показателями. А это, в свою очередь, в немалой степени зависело от характера таможенной политики и практики организации таможенного дела.
Отечественные историки неоднократно обращались к проблеме изучения таможенного дела России в середине - второй половине XVIII в. Довольно подробно проанализирована таможенная реформа Елизаветы Петровны 1753 - 1757 гг., дана характеристика мероприятиям Екатерины II в реорганизации таможенного управления и в борьбе с контрабандой, исследованы основные тенденции в российской таможенной политике второй половины XVIII в. в отношении европейских держав.1 Однако по-прежнему недостаточно изученным остается азиатское направление таможенной политики России и практика функционирования таможенных учреждений на границе со странами Востока. Хотя история торговых контактов и взаимоотношений с азиатскими государствами являлась и является предметом научных изысканий многих исследователей, но они, как правило, лишь косвенно затрагивают вопросы, связанные с организацией
1 Блинов Н.М. Таможенная политика России X - XX вв. / Н.М. Блинов. М.: Русина, 1997; Витчевский В. Торговая, таможенная и промышленная политика России со времен Петра Великого до наших дней / В. Витчевский; пер. с нем. А.В. Брауде; под ред. Ю.Д. Филипова. СПб., 1909; Волков М.Я. Таможенная реформа 1753 - 1757 гг.: автореф. дис. ...канд. ист. наук / М.Я. Волков. М., 1961; Кашенов А.Т. Государственно-правовое регулирование предпринимательства в Российской империи во второй половине XIX в.: по материалам Западной Сибири: дис. .канд. ист. наук / А.Т Кашенов. Томск, 2006; Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского. 907 - 1995 гг. / Ю.Г. Кисловский. М.: АВТОР, 1995; Космынин А.В. Внешнеторговая политика русского правительства во второй половине XVIII века (по материалам третьей Комиссии о коммерции): автореф. дис. .канд. ист. наук / А.В. Космынин. Воронеж, 1998; Кулишер И.М. Очерки по истории таможенной политики / И.М. Кулишер. СПб., 1903; Лодыженский К.Н. История русского таможенного тарифа / К.Н Лодыженский. СПб, 1886; Таможенное дело в России. X -начало XX вв. (Исторический очерк. Документы. Материалы.). СПб.: ПиК, 1995; Фирсов Н.Н. Правительство и общество в их отношениях к внешней торговле России в царствование императрицы Екатерины II. Очерки из истории торговой политики / Н.Н. Фирсов. Казань, 1902. и др.
таможенного дела на азиатской границе.2 Вместе с тем следует отметить, что стали появляться и работы, непосредственно посвященные деятельности таможенных органов на отдельных участках азиатской таможенной границы России.
Само содержание понятия «азиатской таможенной границы», в связи с планомерным российским продвижением на Средний и Дальний Восток, неоднократно менялось. В середине - второй половине XVIII в. единой таможенной системы на российско-азиатской границе не существовало, также, как и не было единого Азиатского тарифа: для Оренбурга и Троицка действовали одни правила, для Астрахани - другие, для Сибири и Китая -третьи; для каждого участка государственной границы издавался отдельный тариф. Условно азиатскую таможенную границу России в рассматриваемый период можно подразделить на четыре участка: кавказский, каспийский, оренбургско-сибирский и китайский.
В отношении азиатских стран проводилась разноплановая таможенная политика, учитывавшая специфику каждого из направлений. Приграничные территории на юго-востоке страны, включенные в состав образованной в 1744 г. Оренбургской губернии, стали центром распространения российского влияния на Казахстан и Среднюю Азию. Поэтому и таможенная политика, проводимая на оренбургско-сибирском участке азиатской границы, была направлена на укрепление экономических и политических связей России с этим регионом. В глазах российского правительства Средняя Азия рассматривалась не только как вероятный поставщик товаров, но и как район сбыта российской продукции и источник дешевого сырья для отечественных фабрик. На всем протяжении XVIII в. общий российско-среднеазиатский товарооборот непрерывно возрастал, и,
2 Аполлова Н.Г. Экономические и политические связи Казахстана с Россией в XVIII - начале XIX вв. / Н.Г. Аполлова. М., 1960; Михалева Г.А. Торговые и посольские связи России со среднеазиатскими ханствами через Оренбург (вторая половина XVIII - первая половина XIX в.) / Г.А. Михалева. Ташкент: ФАН, Узб. ССР, 1982; Торговля, купечество и таможенное дело в России в XVI - XVIII вв.: сб. материалов междунар. науч. конф. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001; Шкунов В.Н. Оренбуржье в системе торговоэкономических отношений России со странами Востока (вторая половина XVIII - первая половина XIX веков): автореф. дис. ... канд. ист. наук / В.Н. Шкунов. Самара, 2002; Юхт А.И. Торговля с восточными странами и внутренний рынок России (20 - 60-е гг. XVIII века) / А.И. Юхт. М., 1994. и др.
3 Амиров З.Я. Таможенные службы в Дагестане в XVIII - XX вв. / З.Я. Амиров, Н.С. Джафаров. М.: Изд-во ЦПП, 1996; Горшенин С.Г. Региональные аспекты государственной внешнеэкономической политики России в XVIII - XIX вв. (на примере юго-восточных приграничных районов): дис. .д-ра ист. наук / С.Г. Горшенин. М., 1998; Зобов Ю.С. На страже государственных интересов России / Ю.С. Зобов // Таможня в системе государственной внешнеэкономической политики России: региональный аспект. Оренбург, 1999. С. 172 - 195; Переслегина И.В. История формирования и деятельности Кяхтинской таможни: 20-е гг. XVIII -начало 60-х гг. XIX в.: дис. ... канд. ист. наук / И.В. Переслегина. Улан-Удэ, 2004; Пилипенко А.Н. Торговотаможенная политика и таможенная служба России в северокавказском регионе (90-е гг. XVIII - 60-е гг. XIX вв.): дис. ... канд. ист. наук / А.Н. Пилипенко. М., 2001; Таможенная служба Дальнего Востока: прошлое, настоящее, будущее. Владивосток, 1999. и др.
даже без учета контрабанды, составлял в середине века только по Оренбургу около 500 тыс. рублей в год.4 К тому же с основанием Оренбурга открылись новые перспективы для развития торговых связей с Индией.5
Оренбург, Троицк и Орск уже с 40-х годов XVIII в. играли существенную роль в российско-среднеазиатской торговле. С 1750 года начинается довольно частое караванное движение в Оренбург из Бухары, Ташкента, Кашгара. Русские купцы и сами отправляли караваны в Среднюю Азию.6 Оренбургу за десять лет (с 1743 г.) удалось занять место Астрахани как центра торговых контактов с Востоком. Главными предметами ввоза в страну были скот, хлопок-сырец, невыделанные кожи, шелк, шерсть и фрукты. А главными статьями российского экспорта были изделия отечественной промышленности: хлопчатобумажные ткани, юфть и
7
выделанные кожи, шерстяные ткани и металлические изделия.
Для обеспечения интересов государственной казны и установления контроля над торговыми потоками, в Оренбурге и Троицке действовали пограничные таможни. Их главная задача заключалась не только во взимании пошлин и борьбе с контрабандным провозом товаров, но и в организации и
о
контроле всей осуществлявшейся в крае российско-азиатской торговли.
В первые годы своего существования Оренбургская таможня не имела постоянного штата. Численность служащих зависела от хода торговли и от усмотрения губернатора. Из-за нехватки кадров губернская канцелярия вынуждена была содержать сверхштатных сотрудников, назначавшихся из солдат и офицеров гарнизона, хотя по закону таможенники должны были быть независимыми от полков и полковых командиров. Оренбургский губернатор И.И. Неплюев откровенно писал в совеем донесении к Коллегии иностранных дел от 29 января 1751 г., что нужно увеличить число таможенных служителей, «ибо положенных по штату не довольно, чего ради и ныне губернская канцелярия принуждена с прибавкою иметь, а в инспекторы и им в помощники хотя обер-офицеры и определяются с их жалованьем от полков, но сие - по нужде, а настоящий порядок и польза высочайших интересов требует, чтобы как
4 Гуламов Х.Г. Посольские связи Бухарского ханства с Россией в XVIII в.: автореф. дис. .канд. ист. наук / Х.Г. Гуламов. Ташкент, 1984. С.9.
5 Шкунов В.Н. Указ. соч. С.16.
6 История торговли и промышленности в России / под ред. П.Х. Спасского. Т.1. Вып.5. СПб., 1912. С.62
7 Кисловский Ю.Г. Указ. соч. С.55.
8 Зобов Ю.С.Указ. соч. С. 172
инспекторы, так и прочие, были бы независящие от полков и от своих полковых командиров, следственно, не имели бы причин никому флотировать...».9
Вняв настоятельным просьбам губернатора И.И. Неплюева об увеличении числа таможенников в Оренбурге, Сенат в 1752 г. официально утвердил штаты Оренбургской таможни. По указу от 10 января 1752 г. в таможне состояли обер-инспектор, цолнер, инспектор, ундер-инспектор, стемпельмейстер, вагмейстер. Количество приказных служителей и досмотрщиков устанавливал губернатор в зависимости от того, «каково купечество производиться будет, без излишества, затем, что в Оренбурге торг от времени до времени распространяется».10 Таким образом, постоянный штат таможни, не считая приказных служителей и досмотрщиков, составлял тогда всего лишь шесть человек. Возглавлял таможню обер-инспектор. Позднее, по указу Сената от 17 января 1756 г., вместо обер-инспектора была учреждена должность директора таможни.11
Первым директором Оренбургской таможни стал надворный советник Иван Лаврентьевич Тимашев, с именем которого связано становление таможенной службы в Оренбургском крае. Выходец из дворян Симбирской губернии, И.Л. Тимашев, в 1739 г. в составе Шешминского ландмилицкого полка оказался в Оренбурге. Энергичный, деятельный, он скоро обратил на себя
внимание местных властей и начал быстро продвигаться по служебной
12
лестнице, став в январе 1756 г. директором таможни. Во второй половине 50 -начале
60 гг. И.Л. Тимашев был также подрядчиком по поставке илецкой соли в
13
Оренбург и Казань, вскоре став крупным помещиком и сумев за короткий срок приобрести обширные владения. На посту руководителя таможни И.Л. Тимашев находился в течение десяти лет.
Директором Троицкой таможни, возникшей в 1750 г., был Яков Алексеевич Тоузаков.14 Он так же, как и И.Л. Тимашев, в 50 - 60 гг. XVIII в. создал в Оренбургской губернии довольно крупное имение, переселив сюда крепостных крестьян из других районов страны. Я.А. Тоузаков находился на посту директора Троицкой таможни до 1780 года. «Радетельное его, Я.А. Тоузакова, о пользе казенной. старание» было отмечено Коммерц-коллегией и
9 Российский Государственный Архив Древних Актов (РГАДА). Ф.1261. Оп.6. Д.17. Л.9 - 9 об.
10 Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф.153. Оп.1. Д.1. Л.26.
11 Зобов Ю.С. Указ. соч. С.177.
12 Там же. С.177.
13 Шутикова Е.А. Соль Илецкая во второй половине XVIII в. (1754 - 1783 гг.): автореф. дис. .канд. ист. Наук / Е.А Шутикова. М., 2004. С.16 - 17.
14 Объединенный государственный архив Челябинской области (ОГАЧО). Ф. И-28. Оп.1. Д.6. Л.9.
местными губернскими властями. 15 При увольнении от должности, за долговременную и беспорочную службу он был награжден чином коллежского советника. 16
Директор таможни подчинялся губернатору, который следил за ходом торговли, представлял в Коммерц-коллегию отчеты и проекты ее дальнейшего развития, осуществлял надзор за деятельностью таможенных учреждений и отдавал распоряжения таможням его ведомства. Фактически существовала система двойного подчинения: центральное руководство и контроль осуществляла Коммерц-коллегия, а на местах деятельность таможни контролировал губернатор. Обладая широкими полномочиями и зная конкретную ситуацию, губернатор мог оперативно решать ту или иную возникавшую по ведомству таможни проблему. В то же время, подотчетность таможни Коммерц-коллегии позволяла правительству осуществлять через нее общий курс таможенной политики. Однако такая система управления провоцировала порой несогласованность действий, параллелизм, споры между центральной и местной властью о разграничении полномочий.
В первые годы существования Оренбургской и Троицкой таможен губернатор мог самолично определять чиновников для таможенной
17
службы. Впоследствии эта функция была изъята из ведения губернатора. В 60-х годах XVIII в. он мог утверждать в должностях только нижних приказных служителей таможни и досмотрщиков, а об остальных
чиновниках должен был посылать представления в Коммерц-коллегию на ее усмотрение.18 Также обстояло дело и с присвоением таможенникам
19
следующих чинов.
Ликвидация в 1753 г. внутренних таможен и значительное увеличение пошлин привело к активизации деятельности контрабандистов. Поэтому для усиления таможенного контроля, в 1754 г. на западных рубежах империи был учрежден институт таможенных объездчиков. Европейская граница России стала охраняться в две линии: в первой несли службу армейские
подразделения или иррегулярные казачьи войска. Во второй линии
15 ГАОО. Ф. 3. Оп.1. Д.144. Л.18 об. - 19, 20.
16 ОГАЧО. Ф. И-28. Оп.1. Д.7. Л.49 - 50.
17 ГАОО. Ф.3. Оп.1. Д.144. Л.150.
18 ГАОО. Ф.3. Оп.1. Д.104. Л. 185.
19 ГАОО. Ф.3. Оп.1. Д.133. Л.11.
совершали разъезды вдоль границы вольнонаемные таможенные объездчики.20
Юго-восточная граница России во второй половине XVIII в. охранялась по р. Яик Оренбургским казачьим войском и немногочисленными
форпостами регулярных войск, комплектовавшимися из солдат и офицеров,
21
годных лишь к нестроевой службе (инвалидные команды). На переходных пунктах и таможенных присмотрах, не связанных в единую цепь таможенной охраны, находились досмотрщики. В отличие от западных рубежей империи, на юго-восточной границе институт таможенных объездчиков в 1754 г. не был создан. Как следствие, - таможенный надзор осуществлялся лишь в местах наиболее оживленных торговых путей.
При Оренбургской таможне было одиннадцать досмотрщиков. В начале 60-х гг. XVIII в. к ним прибавились еще досмотрщики на учрежденных пяти заставах - в Илецком, Яицком и Гурьеве городках, и в Калмыковской и Кулагиной крепостях. Досмотрщики должны были осуществлять на заставах проверку товаров, препятствовать беспошлинной торговле и пресекать контрабанду. Все досмотрщики определялись в
основном из отставных унтер-офицеров, за редким исключением -
22
сержантов. Кроме них на каждой заставе было по одному или по два
23
целовальника. 23
В 1765 г., по распоряжению губернатора А.А. Путятина, штаты Оренбургской таможни, увеличившиеся к тому времени до 50 человек, были
24 г-р
пересмотрены в сторону сокращения. 24 Так, должность таможенного инспектора была ликвидирована, а его функции переданы директору таможни; из двух ундер-амбарных инспекторов, состоявших в штате таможни, остался лишь один; уменьшено было и число досмотрщиков и целовальников. В итоге, в 1765 г. штат составил 40 человек.
Директор таможни получал жалованье в размере 600 руб., цолнер - 200, кассир - 150, амбарный инспектор - 100, ундер-амбарный инспектор - 70, переводчик - 60, стемпельмейстер и вагмейстер - по 50 руб. в год. Досмотрщики и целовальники зарабатывали по 30 руб. в год.25 Если соотнести размеры
20 Кисловский Ю.Г. Указ. соч. С.49.
21 Ежуков Е.Л. Горячие окраины России: Исторический очерк / Е.Л. Ежуков. М.: Граница, 2000. С.103.
22 ГАОО. Ф. 3. Оп.1. Д.144. Л.418.
23 ГАОО. Ф.153. Оп.1. Д.1. Л.37 - 40 об.
24 ГАОО. Ф.153. Оп.1. Д.1. Л.26 - 42.
25 ГАОО. Ф.153. Оп.1. Д.1. Л.37 - 40 об.
месячного жалованья таможенного досмотрщика (2,5 руб.) с продуктовыми ценами того времени (в 50 - 60 гг. XVIII в. пуд пшеничной муки стоил 35 коп., пуд проса - 25 коп., 100 яиц - 25 коп., пуд говядины - 50 коп., пуд ветчины - 80 коп., пуд коровьего масла - 1 руб. 20 коп., пуд меда - 2 руб., пуд сахара - 10 руб., ведро водки - 1 руб. 88 коп.; аршин сукна - от 85 коп. до 4 руб.),26 то становится очевидным, что на такой оклад можно было приобрести лишь минимум необходимых продуктов. Если учесть, что ему нужно было содержать семью (в среднем - 4-5 человек), платить за наем дома, а в зимние месяцы - закупать дрова для обогрева, то становится очевидным, что заработная плата досмотрщика была крайне низкой. В то же время, денежный оклад директора таможни (50 руб. в месяц) позволял ему существовать вполне безбедно.
Годовое содержание оренбургских таможенников на 1765 г. составляло 2286 рублей.27 Если сравнить суммы, выделяемые государством на содержание Оренбургской таможни, с теми доходами, которые она приносила (в 1768 г. таможенные сборы составили 65039 рублей), то становится очевидной существенная прибыль, получаемая государством от оренбургской торговли и деятельности таможенных служб в крае.
Штат Троицкой таможни был меньше по численности и на 1765 г. составлял 22 человека. На их годовое содержание из казны расходовалось 1713 рублей. По сравнению с Оренбургской, в Троицкой таможне отсутствовали должности ундер-амбарного инспектора, стемпельмейстера, меньше было досмотрщиков, целовальников и писцов.
В целом, период с 1752 по 1765 гг. можно рассматривать как период организационного оформления таможенной службы в Оренбургском крае и введения ее в действие. В дальнейшем штаты обеих таможен неоднократно
подвергались изменениям, а функции таможенных чиновников - более
28
четкой регламентации.
Существенное влияние на развитие таможенного дела в крае оказали события 1773 - 1775 гг., когда вследствие Пугачевского восстания был нанесен серьезный урон не только российско-среднеазиатским экономическим связям, но и таможенным структурам на оренбургско-
26 Витевский В.Н. И.И. Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 года / В.Н. Витевский. Казань, 1897. Т.3. С.782.
27 Зобов Ю.С. Указ. соч. С. 185.
28 ОГАЧО. Ф.И - 28. Оп.1. Д.8. Л.78; ОГАЧО. Ф.И - 28. Оп.1. Д.10. Л.12 - 16; ОГАЧО. Ф.И - 28. Оп.1. Д.19. Л.28 - 33; ОГАЧО. Ф.И - 28. Оп.1. Д.23. Л.76 - 79; РГАДА. Ф.19. Оп.1. Д.327. Л.29; РГАДА. Ф.1261. Оп.6. Д.1467. Л.3 - 14.
сибирском участке таможенной границы. В результате захвата Троицкой крепости войсками Е. Пугачева весной 1774 г., многие чиновники прежней администрации, в том числе и служащие таможни, были убиты, а сама крепость уничтожена. После «бесчинств» Пугачева в Троицкой таможне из 22 служителей в живых остались лишь трое.
После того, как пугачевские отряды были разбиты и отступили, на отвоеванной правительственными войсками территории необходимо было заново создавать разрушенную таможенную систему. Мало того, что пострадали сама крепость и таможенные посты, были разграблены купеческие лавки, так еще и назрела катастрофическая нехватка кадрового состава. Из-за острой нехватки кадров оставшиеся в живых таможенные служители были вынуждены выполнять не только свои обязанности, но и совмещать другие
30
должности. Чтобы пополнить число сотрудников, таможенное руководство приняло решение осуществлять набор служащих из числа чиновников других
31
ведомств, а также из детей таможенников, погибших от рук пугачевцев.
В 50 - 70 гг. XVIII в. обычной практикой было назначение на появляющиеся вакансии служащих самой таможни, по принципу последовательного продвижения таможенников от низших должностей к более
32
высоким - «по порядку», как говорилось в документах. На низшие посты
33
принимались чиновники из других ведомств Оренбургской губернии. Пополнение штатов шло за счет местного чиновничества. Такая практика имела как преимущества, так и недостатки. С одной стороны, она позволяла сохранить ценных сотрудников, обладавших опытом работы в данном регионе и знавших его специфику. С другой стороны, подобная система открывала перед местными таможенными чиновниками возможность использовать свое служебное положение в корыстных целях.
Отметим, что уже с первых лет существования Оренбургской и Троицкой таможен, проявилась своя специфика и в подборе их сотрудников, объяснявшаяся, прежде всего, нехваткой кадров. Если на европейской границе в таможенные подразделения власти старались набирать представителей купечества, то в Оренбургском крае, который в 40 - 50 гг. XVIII в. только начал осваиваться, не было достаточного числа купцов для
29 ОГАЧО. Ф.И-28. Оп.1. Д.3. Л.32.
30 ОГАЧО. Ф.И - 28. Оп.1. Д.3. Л.32.
31 ГАОО. Ф. 3. Оп.1. Д.144. Л.104.
32 РГАДА. Ф.1261. Оп.6. Д.1467. Л.2.
33 ГАОО. Ф. 3. Оп.1. Д.133. Л.225 - 225 об.
привлечения их на работу в таможню. Поэтому до 1752 г. основные таможенные должности занимали офицеры и обер-офицеры, которые наряду с этим несли и военную службу. 34 После утверждения штатов Оренбургской и Троицкой таможен в 1752 г. Сенат направил губернатору И.И. Неплюеву «Инструкцию», в которой оговаривалось, что, «хотя по закону в таможни надлежит определять чиновников из купечества и из приказных людей, но поскольку в Оренбурге местного купечества мало, да и приказных людей в излишестве не имеется», то на таможенные должности, по усмотрению губернатора, могли назначаться другие лица «из способных и добрых
35
людей».
Итак, внутренняя организация таможенных учреждений на юго-востоке страны за период с начала 50-х до конца 70-х гг. XVIII в. неоднократно подвергалась изменениям. В этот период были определены обязанности должностных лиц таможен, увеличилось число самих таможенных учреждений в крае. Однако серьезным недостатком, на наш взгляд, было то, что они не были объединены в единую систему таможенной стражи.
Специфика организации таможенного дела сказывалась и в практической деятельности Оренбургской и Троицкой таможен. Работа таможенников на юго-восточной границе осложнялась несколькими факторами: слабой интенсивностью торговых связей, которые носили в основном караванный характер, политической нестабильностью в среднеазиатских ханствах и казахской степи, нападениями кочевников на купеческие караваны, отсутствием жесткого пограничного контроля.
В целях расширения оренбургской торговли правительство указом от 2 июня 1752 г. приравняло ее к ярмарке. По этому постановлению и российским, и азиатским купцам разрешалось продавать товары оптом и в розницу с платежом тарифной пошлины.36 И русским, и азиатским купцам подтверждалось также, чтобы они мимо учрежденных пограничных таможен «никакими дорогами с товарами своими под угрозой лишения оных не проезжали; и на заставах определенные (таможенники - Е.С.) накрепко смотрели и оного не упускали под лишением чести и всех своих движимых и
37
недвижимых имений и ссылки в галерную работу». 37
34 РГАДА. Ф.1261. Оп.6. Д.17. Л.9.
35 ГАОО. Ф.3. Оп.1. Д.144. Л. 150.
36 ПСЗ - 1. Том XIII. № 9995. С.655 - 656.
37 РГАДА Ф.19. Оп.1. Д.272. Л.4 об. - 5
Каждый приезжавший в Оренбург или Троицк купец до начала и по окончании торговли предъявлял свои товары в таможню, где их описывали и клеймили. Товары, продававшиеся без таможенных клейм, считались
38
контрабандными и конфисковывались.38
В 1752 г. для Оренбургской и Троицкой таможен был введен особый тариф. В нем устанавливались две расценки товарам: одна привозным из внутренних областей России, другая - из азиатских стран. Льготная пошлина (3% от стоимости товара), взимавшаяся с азиатских купцов в 1739 - 1749 гг.,
39
заменялась 5%-ной пошлиной. Вывоз из России скота и хлеба, и привоз -золота и серебра - осуществлялись беспошлинно.40 Тариф 1752 г., по сути, носил фискальный характер: хлопчатая бумага, шелк-сырец и шерсть, привозимые из Азии, хотя и были нужны для российских фабрик, но облагались высокой пошлиной. На главные экспортируемые товары (русскую юфть, краски, иностранные сукна) тоже была назначена высокая пошлина, почти равная цене товара с меры и числа.
Кроме того, в связи с проведением таможенной реформы 1753 - 1757 гг. и с отменой внутренних таможенных сборов, были повышены пошлины с внешнеторговых операций: к прежней (5%) пошлине была добавлена еще и 13%-ная внутренняя пошлина.41 По таможенному уставу 1755 г., с привезенных азиатскими купцами в Оренбург товаров пошлина взималась в прежнем размере (5%), а внутренняя пошлина (13%) взыскивалась с российских купцов, покупавших товары у «азиатцев». Если российские купцы сами вывозили товары из-за границы, то должны были оплачивать и
42
портовую (5%), и внутреннюю (13%) пошлины. С российских товаров, привозимых в Оренбург и Троицк, пошлина взималась дважды: уплата 13% пошлины возлагалась на российских купцов, а тарифная (5%) - на азиатских.
Повышение тарифных ставок привело к сокращению таможенных сборов. Если в 1751 г. пошлинные сборы по Оренбургской таможне составляли более 85 тыс. руб., в 1752 г. - 73 тыс. руб., в 1753 г. - 33,8 тыс. руб., то в 1756 г. достигли рекордно низкого показателя - 17,8 тыс. рублей.43 Лишь в начале 60-х гг. таможенный доход увеличился. В 1762 г. в
38 Михалева Г.А. Указ. соч. С.27.
39 Аполлова Н.Г. Указ. соч.С.293.
40 Семенов А.В. Изучение исторических сведений о российской внешней торговле и промышленности с половины XVII столетия по 1858 г. / А.В. Семенов. Ч.3. СПб., 1859. С.183.
41 Волков М.Я. Указ. соч. С.16.
42 Таможенный Устав 1755 года // Таможенное дело России. Сборник документов и материалов. М.: Автор, ЮПАПС, 1998. Т.2 (1722 - 1864 гг.). С.64.
43 РГАДА. Ф.16. Оп.1. Д.816. Л.3.
Оренбургской таможне было собрано - 40,8 тыс. руб., в 1767 г. - 37,2 тыс. руб., в 1772 г. - 60,8 тыс. руб., в 1776 г. - 47,8 тыс. руб.44
За годы действия таможенного тарифа 1752 г. не удалось достичь такого же объема таможенных сборов, как в 1751 г. Размер доходов по Оренбургу в 60 - 70-х гг. XVIII в. составлял в среднем 40 - 45 тыс. руб.; а в Троицкой таможне - 13 тыс. рублей. Самыми высокими поступления от таможенных учреждений Оренбургской губернии были в 1768 г. - в общей сложности от двух таможен казна получила 87 тыс. рублей.45
Сверх установленных тарифом пошлин взыскивались также дополнительные таможенные сборы в пользу казны. В начале 50-х гг. XVIII в. по Оренбургской таможне собиралось более полутора десятков различных таможенных пошлин и сборов: за клеймение лошадей; пошерстные сборы за лошадей; оброчный сбор с купеческих лавок и т.д. В доход казны поступали и штрафные деньги за сокрытие товаров от платежа пошлин, за написание векселей не по форме и др.46
После отмены внутренних таможен и изменения, в связи с этим, таможенного обложения, многочисленные сборы, стеснявшие торговлю, были отменены. Остались лишь тарифные пошлины и незначительная часть сборов, которые взимались за предоставление таможней определенных услуг
47
(полавочные сборы, за составление квитанций и т.п.), либо мелочные и
48
временные сборы (на содержание застав, на содержание Ладожского канала).48
Объем таможенных пошлин и сборов зависел не только от введенных ставок тарифа, но и от ассортимента привозимых товаров. Например, сокращение в определенном году таможенных поступлений в казну могло означать не снижение товаропотоков вообще, а уменьшение привоза лишь тех товаров, которые собственно и облагались пошлиной. К тому же, интенсивность товарообмена с азиатскими территориями (а как следствие, - и объем таможенных доходов) обуславливалась множеством других факторов: стабильностью политической обстановки в среднеазиатских государствах и в казахских степях, безопасностью караванных путей, экономической ситуацией в среднеазиатском регионе, обстановкой в самой Оренбургской
44 Аполлова Н.Г. Указ. соч. С. 292.
45 Подсчитано по: Аполлова Н.Г. Указ. соч. С.292, С.309; РГАДА. Ф.397. Оп.1. Д.527. Л.67; РГАДА. Ф.16. Оп.1. Д.808. Л.227 - 288 об.; РГАДА. Ф.19. Оп.1. Д.247. Л.46 - 51; РГАДА. Ф.1261. Оп.6. Д.22. Л.1 - 2; РГАДА. Ф.1261. Оп.6. Д.1453. Л.9; РГАДА. Ф.1261. Оп.6. Д.1454. Л.52 об.; РГАДА. Ф.1261. Оп.6. Д.1456. Л.32; РГАДА. Ф.1261. Оп.6. Д.1465. Л.3.
46 РГАДА. Ф.16. Оп.1. Д.808. Л.227 - 228.
47 РГАДА. Ф.1261. Оп.6. Д.1456. Л.32.
48 РГАДА. Ф.19. Оп.1. Д.247. Л.30 - 31; ГАОО. Ф.3. Оп.1. Д.133. Л.34 - 35.
губернии. Отметим, к примеру, что в 1774 г., в связи с развернувшимся в крае Пугачевским восстанием таможенные сборы резко сократились и составили, по данным Оренбургской таможни, всего 18,4 тыс. руб., тогда как в 1768 г. составляли более 65 тыс. руб.49
В целом, торговля в Оренбурге и Троицке приносила государству ощутимую прибыль. Товары, закупаемые в Казахстане и Средней Азии, перепродавались в Европу по более высокой цене. А меновой характер торговли давал возможность сбывать в восточные страны продукцию российской промышленности.
Но отличительной особенностью внешнеторгового оборота на этом участке таможенной черты было стабильное превышение ввоза над вывозом. Да и суммы доходов по оренбургской таможенной черте существенно уступали доходам, получаемым казной от таможенных учреждений, расположенных на западной границе государства. Для сравнения, в 1765 г. Санкт-Петербургская таможня принесла государству доход в размере 1139 тыс. руб., Архангелогородская - 130 тыс. руб., Оренбургская - 27,4 тыс. руб., Троицкая - 26,8 тыс. руб., а всего во всех таможнях и заставах империи было собрано 2051 тыс. рублей.50 То есть доля Оренбургской и Троицкой таможен вместе составляла чуть более 2,5% от общей суммы.
Со временем, к началу 70-х гг. XVIII в., все более очевидной становится необходимость пересмотра действовавшего тарифа. Во-первых, Оренбургский тариф 1752 г. был написан до проведения в конце 1753 г. - 1757 г. таможенной реформы и, следовательно, морально устарел. Во-вторых, этот тариф не учитывал интересов развивающейся отечественной промышленности.
В 1777 г. был разработан новый Оренбургский тариф.51 В этом тарифе были сделаны значительные понижения пошлин как с привозных, так и с отпускных товаров. К беспошлинному привозу допускались: хлопок, шелк, шерсть, лосиные кожи, хлеб, рис, огородные семена, жемчуг, золото, серебро, драгоценные камни и крупный рогатый скот (тогда как по тарифу 1752 г. с привозного хлопка взималась пошлина 6 руб. с пуда, с шелка - 60 руб., с шерсти - 2 руб.; а со скота - от 2 до 4 руб. с головы).52 Вывоз в азиатские земли российских изделий также разрешался в основном беспошлинно (бумажные ткани, иностранные полотна, некоторые шерстяные
49 РГАДА. Ф.19. Оп.1. Д.247. Л.46.
50 РГАДА. Ф.19. Оп.1. Д.247. Л.2.
51 ОГАЧО. Ф.И-28. Оп.1. Д.2. Л.9 - 9 об.
52 Никольский С.Н. О внешних таможенных пошлинах / С.Н. Никольский. М., 1865. С.99 - 100.
ткани, лесной товар, хлопчатая бумага, огородные семена, табак). По новому тарифу, большинство среднеазиатских товаров облагалось пошлиной в 10 - 12%, а самая высокая пошлина на привозные товары равнялась 30%. Для вывозных товаров средняя норма пошлины была около 5%.
По Оренбургскому тарифу 1777 г. все пошлины взимались российскими деньгами и только с российских купцов, «азиатцы» же были освобождены от уплаты пошлин. Новый Оренбургский тариф, рассчитанный на расширение экспорта отечественных товаров и увеличение активного торгового баланса, должен был обеспечить интенсивное поступление на российский рынок скота и продуктов животноводства из Казахстана и ремесленно-промышленных изделий из Средней Азии.54 Но, облагая российское купечество фактически двойной пошлиной, правительство создало неблагоприятные условия для их торговли со Средней Азией. Отечественные коммерсанты при таком положении дел не были заинтересованы ни в скупке, ни в продаже среднеазиатских товаров. Как и предполагалось, российское купечество старалось компенсировать сокращение доходов путем повышения цен на свои товары, а при сделках с казахами купцы пытались снизить цены на казахский скот. Среднеазиатские же торговцы, не платившие пошлины, могли не повышать цены на свои товары и скупали скот у казахов по более приемлемой для последних цене. В результате, введение Оренбургского тарифа 1777 г. привело, с одной стороны, к увеличению товарооборотов азиатского купечества, с другой, - к сокращению торговой активности российских купцов.
Как уже отмечалось выше, установлению прочных торговых связей России со среднеазиатскими странами мешали многочисленные препятствия. Одной из серьезных проблем были грабежи купеческих караванов в степи.55 Так, в 1761 г. был ограблен шедший ко двору императрицы хивинский посланник Исхак Мулла Тангрибердин и сопровождавший его караван. Товаров и серебра было похищено на сумму около 30 тысяч рублей.56
Центральное руководство (в лице Сената и Коммерц-коллегии) не всегда оперативно реагировало на возникавшие по оренбургскому таможенному ведомству проблемы. Подобная инертность проявилось, в частности, в вопросе о проезде бухарских подданных во внутренние районы России. Бухарские купцы неоднократно обращались и в Оренбургскую
53 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф.19. Оп.4. Д.137. Л.1 - 16.
54 РГАДА. Ф.1261. Оп.6. Д.278. Л.17.
55 РГАДА. Ф.16. Оп.1. Д.812. Л.1 - 2 об.; ГАОО. Ф.3. Оп.1. Д.72. Л.259; ГАОО. Ф.3. Оп.1. Д.30. Л.53, 75.
56 ГАОО. Ф.3. Оп.1. Д.61. Л.7 - 10.
таможню, и к губернатору с просьбой разрешить им проехать в Петербург с привезенными алмазами. Российское же и оренбургское купечество, со своей стороны, требовало не пропускать бухарцев, «потому как на те их бухарские
57
каменья к покупке здесь охотники быть могут». 57 Оренбургская таможня в 1758 г. направила в Коммерц-коллегию запрос, как следует поступать в таких ситуациях. Ио ответа от Коммерц-коллегии не получила.
Через четыре года бухарцы вновь потребовали от таможни пропустить их на внутренние российские ярмарки. Местные таможенники были вынуждены обратиться за разъяснениями к оренбургскому губернатору AP. Давыдову, который отклонил просьбу бухарского купечества. Однако и к сентябрю 1762 г., к окончанию оренбургской ярмарки, среди российских купцов не нашлось желающих купить алмазы у бухарцев, которые специально подняли цены на них. Директор Оренбургской таможни И.Л. Тимашев в переписке с AP. Давыдовым предложил пропустить «азиатцев», взяв с них подписку о продаже алмазов от администрации того города, где
58
они будут проданы. 58 Губернатор, так и не дождавшись резолюции от Коммерц-коллегии, но, понимая, что подобное бездействие негативно сказывается на ходе торговли, согласился с И.Л. Тимашевым.59
Только 13 мая 1763 г. вышел указ Сената, поставивший точку в этом деле. Торговцам из Aзии было запрещено ездить с товарами внутрь России, чтобы они не пользовались тем правом, которое дано было российским купцам.60
К этому запрету присоединилось еще и другое запрещение. H основании таможенного устава 1755 г., оренбургская губернская канцелярия запретила азиатским купцам продавать свои товары в розницу. Таможенным учреждениям было предписано следить, чтобы никто из российских подданных не вел торговлю с азиатами на российские деньги, а только обменивал бы им товар на товар. Однако до начала 60-х гг. это постановление не строго исполнялось, и азиатские торговцы всегда находили способы сбывать свои вещи за деньги. Лишь в 1762 г. инспектор Оренбургской таможни П.С. Обухов обратил на это внимание и стал требовать от заграничного купечества неукоснительного исполнения данного предписания. б1
57 ^ОО. Ф.3. Оп.1. Д.67. Л.1.
58 ^ОО. Ф.3. Оп.1. Д.67. Л.46.
59 Там же. Л.52.
60 ^ОО. Ф.3. Оп.1. Д.68. Л.71 - 71 об.
61 Оренбургские губернские ведомости. 1853. №11. С.83.
В ответ на ужесточение таможенного режима бухарцы стали устраивать на Меновом дворе беспорядки. Так, в мае 1762 г., вооружившись палками и камнями, они попытались оказать воздействие на таможенных управителей, но были остановлены караулом. Через месяц возник новый конфликт по тому же поводу. Лишь благодаря помощи российского купечества и действиям караульного офицера с войсковой командой удалось усмирить бухарцев. В августе того же года ситуация повторилась. Причем злоумышленники, вооружившись ножами и оглоблями, сильно покалечили одного из караульных солдат, охранявших Меновой двор.
Вызывающее поведение бухарских купцов не могло остаться без внимания со стороны российских властей. 17 декабря 1762 г. вышел указ Сената, гласивший: если в беспорядках будут замечены знатные бухарцы, следует их задержать и подвергнуть штрафу в пользу пострадавших; если же виновными окажутся простые люди или работники бухарских купцов, их нужно подвергнуть наказанию палками. От таможни бухарцам было сделано предупреждение впредь не нарушать российские законы. Но арестовать виновных не удалось: указ Сената пришел слишком поздно - оренбургская ярмарка закончилась, и все бухарские купцы успели выехать за границу.62
30 мая 1763 г. директор Оренбургской таможни И.Л. Тимашев составил специальную инструкцию для караульных, по которой предусматривалось введение дополнительных мер безопасности: постовые всегда должны были держать оружие заряженным, а при подходе караванов - наблюдать, чтобы азиаты оставляли свое оружие вне стен Менового двора. Караульным поручалось следить не только за входившими во двор торговцами, но и за таможенными стражниками, чтобы те не пропускали контрабанду. Помимо досмотра у ворот, днем и ночью следовало ходить дозором по Меновому двору, наблюдая за ходом торговли и задерживая мошенников. В то же время предписывалось не допускать со стороны войсковой команды и таможенных служащих притеснений в отношении «азиатцев».63
В 1765 г. оренбургский губернатор А.А. Путятин приказал таможне «иметь неослабное смотрение за товарами азиатцев», а чтобы купцы, расторговавшись, не уезжали, не заплатив пошлину, - оставлять часть товара в таможне под залог.64 Таможенным структурам края было настоятельно
62 Там же. С.84.
63 Оренбургские губернские ведомости. 1853. №11. С.85.
64 РГАДА. Ф.1261. Оп.6. Д.371. Л.12.
рекомендовано приложить все усилия для расширения российско-азиатского торга, а особенно - мену товаров на золото и серебро. Приток драгоценных металлов в страну всячески стимулировался: при ввозе золота и серебра через юго-восточную границу пошлина не взималась. А таможенные органы следили за тем, чтобы привозимые в Оренбург драгоценные металлы поступали в казну и не вывозились за границу.65
Губернская администрация и таможенники постарались обеспечить обмен всего поступившего в Оренбург золота и серебра.66 Оренбургская и Троицкая таможни объявили российским купцам и торговым татарам, что они обязаны выменянное золото и серебро приносить в губернскую канцелярию для обмена на российские деньги. В первые годы оренбургский торг давал достаточно большие поступления драгоценных металлов. По данным П.И. Рычкова, с 1748 по 1755 гг. через Оренбургскую таможню в Россию поступило 50 пудов золота, 4,6 тыс. пудов серебра и много драгоценных камней.67
В 60-е гг. привоз золота и серебра стал снижаться, так как вышел указ, запрещавший покупать у азиатов золото и серебро на деньги, а только выменивать их на товары российского производства. Решение это было продиктовано стремлением правительства увеличить сбыт продукции отечественных предприятий. На деле же это привело к сокращению ввоза драгоценных металлов в страну, так как азиатские купцы не хотели менять их на российские товары. За двадцатилетие - с 1759 по 1778 гг. - через Оренбургскую и Троицкую таможни было ввезено: золота - 2,5 пуда, серебра
- 600 пудов.68
Сокращение ввоза драгоценных металлов из Средней Азии вынудило оренбургские власти пойти на изменение процедуры таможенного обложения. По закону, таможня имела право с привезенных азиатскими купцами товаров брать пошлину серебром или золотом. Но на практике в 60-70 гг. XVIII в. сбор пошлин золотом и серебром осуществить было невозможно: серебра в привозе почти не было, и азиатские купцы вынуждены были для уплаты пошлин покупать его у российских торговцев по завышенной цене. Это было выгодно российскому купечеству, но создавало множество затруднений в торговых расчетах. В 1772 г. торговавшие в Троицке бухарские купцы и казахи заявили,
65 ГАОО. Ф.3. Оп.1. Д.68. Л.68 об.
66 ГАОО. Ф.3. Оп.1. Д.30. Л.45.
67 Рычков П.И. Топография Оренбургской губернии / П.И. Рычков. Уфа: Китап, 1999. С.162.
68 РГАДА. Ф.1261. Оп.6. Д.1773. Л.18 - 19.
что отказываются приезжать на следующий год в Троицк, если процедура таможенного обложения не будет изменена.69 Оренбургский губернатор RA. Рейнсдорп обратился в Комиссию о коммерции за разъяснением. H ответа из Комиссии не последовало. Поэтому руководство Оренбургской таможни и губернская администрация пошли на уступку азиатам, разрешив им вносить
70
пошлину российской медной или серебряной монетой либо товарами.
Как видим, механизм реализации поставленных перед таможнями задач не был продуман правительством до конца. Поэтому деятельность таможенных структур во многом определялась не только правительственными указами, но и распоряжениями губернской администрации.
Одной из основных функций таможенных органов на юго-восточной границе России в 50 - 70 гг. XVIII в. была борьба с незаконным перемещением товаров через пограничную линию, т.е. с контрабандой. Тем более что после издания Оренбургского тарифа 1752 г., установившего высокие пошлины на основные экспортно-импортные товары, и введения таможенного устава 1755 г., повысившего внешние пошлины на 13%, увеличилось и число незаконных торговых операций.
В 50 - 60 гг. XVIII в. особую озабоченность оренбургских и троицких таможенников вызывал контрабандный вывоз оружия из России. О размерах этой контрабанды говорит тот факт, что в Хиве и Бухаре ханские стражники на вооружении имели большое количество российских ружей, хотя их вывоз в Aзию был запрещен. В 1753 г. за контрабанду оружия были задержаны несколько торговых татар, петербургский мещанин и казанский крестьянин. В ходе судебного разбирательства выяснилось, что они неоднократно поставляли
71
российские ружья на азиатские рынки. В 1765 - 1766 гг. таможенники несколько раз задерживали азиатских купцов-контрабандистов, пытавшихся вывезти за границу оружие. №смотря на преследования со стороны таможенных стражников, нарушители не только не прекратили свою незаконную торговлю, но и смогли вывезти нескольких человек с собою в Степь. 72 Такое дерзкое поведение контрабандистов объяснялось тем, что, по действовавшему в то время законодательству, таможенные органы должны были, «в рассуждение невежества и неискусства азиатцев, всегда при
69 ^ОО. Ф.3. Оп.1. Д.133. Л.262 об.
70 Там же. Л.262, 263 об.
71 Витевский В.К Указ. соч. С.824 - 826.
72 ^ОО. Ф.3. Оп.1. Д.82. Л.87.
погрешностях их поступать снисходительно, дабы тем в желаемом расширении
73
коммерции не причинить помешательства и не отпугнуть их от торга». Меры по борьбе с контрабандой были малоэффективны, так как сводились в основном к поверхностному досмотру «щупом» провозимых через таможню товаров и установлению таможенного надзора лишь на наиболее оживленных караванных путях. Желание правительства привлечь торговцев из Средней Азии к оренбургскому рынку путем смягчения таможенного контроля объективно привело к увеличению числа правонарушений и преступлений по таможенной черте.
В связи с этим, 25 января 1767 г. вышел указ императрицы Екатерины II, в котором отмечалось, что при всем желании правительства расширить российско-азиатскую торговлю, «не пристойно, однако ж, сносить дерзости азиатцев, ...а предписание относиться к ним снисходительно не значит, что их вовсе не надо
74
наказывать». Оренбургским таможенникам было поручено активизировать работу по выявлению контрабанды, а губернатору А.А. Путятину разрешено наказывать нарушителей, учитывая степень их вины. Теперь в случае увоза из страны российских граждан губернатор и таможенные власти могли арестовывать виновных «азиатцев» или их товарищей и содержать под стражей
75
до тех пор, пока их соплеменники не вернут вывезенных россиян.
Но в целом, по отношению к контрабандистам-азиатам таможенный режим на юго-восточной границе был значительно либеральнее, чем к нарушителям, являвшимся российскими подданными. Примером такого терпимого отношения таможенных властей к азиатам может служить следующий факт. В апреле 1773 г. кордонная стража задержала в районе Илецкой защиты бухарца и хивинца, пытавшихся вывезти в караване за границу российские ружья и 20 пудов стали. Хотя запрещенный товар был изъят, но сами нарушители, по распоряжению директора Оренбургской таможни, были немедленно освобождены и продолжили свой путь.76
Приезжавшие в Оренбург и Троицк азиатские купцы и казахи пытались использовать снисходительное к ним отношение для провоза контрабанды. Казахи, под предлогом решения спорных дел в губернской канцелярии, в большом количестве проезжали в город, где старались приобрести
73 ГАОО. Ф.3. Оп.1. Д.82. Л.87 об.
74 Там же. Л.88.
75 Там же. Л.88 об.
76 ГАОО. Ф.3. Оп.1. Д.133. Л.159 - 160.
запрещенные к вывозу товары. По признанию местных властей и самих таможенников, не было ни сил, ни средств, для того чтобы полностью
78
перекрыть все контрабандные пути, шедшие через границу. 78
Преступления совершались не только в обход таможен, но и непосредственно в местах таможенного надзора. Серебряные и золотые
79
монеты тайно вывозились зашитыми в пояса и подкладку одежды. Купечество при прохождении таможенного досмотра порой скрывало высокопошлинный товар, пряча его среди беспошлинных товаров.
В противозаконных торговых операциях принимали участие не только
представители купечества, но и линейные жители и даже солдаты
80
гарнизона. В целях борьбы с контрабандой, были усилены разъезды кордонной стражи и таможенных досмотрщиков по границе, ужесточены наказания для российских граждан, участвовавших в незаконной торговле. Так, в 1775 г. арестованным при попытке провоза контрабанды казакам «в
страх других, а самим в воздержание, учинено за то нещадное плетьми
81
наказание». Однако эти меры не всегда были действенными. Задерживалась контрабанда в основном случайно либо по доносам.
Преступники не ограничивались простым сокрытием товаров, прибегая
82
к подделке документов, таможенных клейм и штампов. Обнаруженные таможенниками вещи, на которых стояли поддельные печати или вообще не было таможенных и фабричных знаков, подверглись конфискации. Но задержать нарушителей, если это были азиатские торговцы, чаще всего не удавалось, так как они успевали бросить контрабанду и скрыться за
83
границу. 83 С развитием российско-казахских и российско-среднеазиатских торговых связей контрабанда усилилась.84
Вообще следует отметить, что хотя процедура общего таможенного досмотра была подробно прописана, но, в случае необходимости ужесточения пропускного режима, методы борьбы с контрабандой и другими преступлениями не были четко определены законодателем. Предписания сводились к расплывчатым формулировкам, типа «иметь строжайший присмотр» или «усилить бдительность».
77 ГАОО. Ф.3. Оп.1. Д.144. Л.189.
78 Материалы по истории Казахской ССР. М., 1940. Т.4. Док. №17. С. 80 - 81.
79 Витевский В.Н. Указ. соч. С.818.
80 ГАОО. Ф.3. Оп.1. Д.133. Л.112 - 113 об., 132 - 132 об.
81 Там же. Л.335 - 335 об.
82 ГАОО. Ф.3. Оп.1. Д.144. Л.273.
83 ОГАЧО. Ф.И - 28. Оп.1. Д.4. Л.33.
84 ГАОО. Ф.153. Оп.1. Д.4. Л.187; ГАОО. Ф.153. Оп.1. Д.2. Л.151.
Не выделялось дополнительных материальных и технических средств на модернизацию таможенной охраны. В отличие от западных рубежей Российской империи, где были предприняты серьезные меры по усилению таможенного контроля (увеличение штатной численности таможенной охраны, выделение дополнительных войсковых
85
подразделений в помощь таможенникам и т.п.), на юго-востоке страны граница была практически открыта для контрабандистов. Инфраструктура таможни на оренбургском участке границы была развита слабо, а большая протяженность линии значительно осложняла осуществление контроля за товарами, перемещаемыми в обход таможенных пунктов. Малочисленность штата не позволяла поставить эффективный заслон контрабанде.
В конце 70-х - начале 80-х гг. XVIII в. изменениям подверглось все устройство таможенного управления. В декабре 1779 г. таможни были поставлены под контроль губернских Казенных палат,86 а в октябре 1780 г. была упразднена Главная канцелярия над таможенными сборами. Таможни с заставами были переданы в подчинение генерал-губернаторам.87 Таким образом, в вопросе о том, кто должен осуществлять управление таможенными структурами - центральная власть или местная администрация
- на данном этапе правительство сделало уступку в сторону последней. Вновь, как и в 50-х гг. XVIII в., начальник края получил возможность контролировать таможни губернии. Он, конечно, отчитывался о принятых им решениях перед Коммерц-коллегией, но его права, по сравнению с предшествующими годами, были значительно расширены. С проведением губернской реформы и с созданием в декабре 1781 г. Уфимского
наместничества, Оренбургская и Троицкая таможни с заставами были
88
подчинены Симбирскому и Уфимскому генерал-губернатору.
85 Кисловский Ю.Г. Контрабанда: история и современность / Ю.Г. Кисловский; под общ. ред. А.С. Круглова. М.: АВТОР, 1996. С.46.
86 ОГАЧО. Ф.И-28. Оп.1. Д.7. Л.25 об.
87 Там же. Л.219.
88 Губернаторы Оренбургского края / сост. В.Г. Семенов, В.П. Семенова. Оренбург: Оренб. кн. изд-во, 1999. С.10.