Научная статья на тему 'Российское законодательство конца XIX-начала ХХ В. В борьбе с контрабандой'

Российское законодательство конца XIX-начала ХХ В. В борьбе с контрабандой Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4836
626
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
контрабанда / конфискация / Контрабандист / Таможенный Устав / Contraband / confiscation / smuggler / the Customs Charter

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ерешко Елена Викторовна

В статье анализируются нормативные документы по контрабанде конца ХIХ-начала ХХ в. Дается определение понятия «контрабанда», указывается ответственность по каждому нормативно-правовому акту исследуемого исторического периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article the analysis of standard documents concerning contraband of the end of the ХIХ-th beginning of the XX-th centuries is introduced. The definition of the concept "contraband" is given; responsibility under each regulatory legal act of the investigated historical period is underlined.

Текст научной работы на тему «Российское законодательство конца XIX-начала ХХ В. В борьбе с контрабандой»

V.Yu. Shmeliov, PhD in History, Associate Professor of the Department of Philosophy, Religion Studies and Theology of Irkutsk State University

S.A. Sazhenova, Doctoral Candidate of the Department of Philosophy, Religion Studies and Theology of Irkutsk State University

The given work is devoted to the comparative analysis of religious dogmas and social

stereotypes, their common features, peculiarities and interdependence.

Key words: religion, dogmas, social stereotypes.

Юридические науки

УДК 340.12 : 343 . 359 (470+571)

РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОНЦА XIX-НАЧАЛА ХХ В. В БОРЬБЕ С КОНТРАБАНДОЙ

Е.В. Ерешко, аспирантка Славянского-на-Кубани государственного педагогического института

В статье анализируются нормативные документы по контрабанде конца Х1Х-начала ХХ в.

Дается определение понятия «контрабанда», указывается ответственность по каждому

нормативно-правовому акту исследуемого исторического периода.

Ключевые слова: контрабанда, конфискация, контрабандист, Таможенный Устав.

Как свидетельствуют исторические источники, контрабанда - явление древнее. О нем встречаются упоминания в древнегреческих и римских источниках. В Средние века слово «kontrabandos» служило для обозначения товаров, запрещенных или подлежащих конфискации. Контрабанда как правонарушение появилась в России в XIV-XV вв. В переводе с итальянского контрабанда означает действия против правительства (contro - против, bando -правительственный указ). Несовершенство таможенного управления, подкупность чиновников, неопределенность ставок тарифов, масса исключений... все это привело к массовой контрабанде.

Усиление контрабанды в XIX в. было вызвано тем, что сопредельные страны в своем экономическом развитии достигли более высокого уровня по сравнению с Россией, где только начинался промышленный переворот. Сказалось и неблагополучное положение в финансовой сфере. Инфляция, а затем и фритредерские тарифы, затронули все стороны деятельности, что в итоге привело к огромному внешнему и внутреннему долгу и способствовало развитию контрабанды.

В связи с этим интересную мысль высказал С.Р. Минцлов - бывший пакгаузный надзиратель Кретингской таможни: «Никакие грозные приказы и усилия штатов и окладов Пограничной стражи и таможенной охраны не прекратят потока контрабанды, льющегося из Пруссии; и что есть только одно-единственное, но совсем другое средство прекратить ее - надо стать в один уровень культуры с Германией. Контрабанда - точный показатель степени перевеса культурности одной страны над другой... В Австрию и Галицию контрабанда велась даже из России, а это - вернейшее указание на совсем плохие дела у соседа».

Рассматривая ухищрения, к которым прибегали контрабандисты, чтобы укрыть свой контрабандный товар, можно выделить несколько характерных способов. Товары, облагаемые большой пошлиной, искусно прятали между другими товарами, тем самым усложняя их поиск. Товар объявляли особенным, хитрым образом, так что таможенные чиновники, хотя и замечали обман, не могли, однако, требовать пошлины, причитающейся за эти товары. Для утайки высокопошлинных товаров употребляли различные ящики и бочки с двойными боками и двойным дном, при этом в двойное дно или бока укладывали высокопошлинный товар, а в остальное пространство - беспошлинный. Использовали разную непрозрачную стеклянную, каменную и прочую посуду, а также бочки и жестянки, предназначенные для беспошлинного провоза жидких товаров. На высокопошлинный груз навешивали ярлыки от совсем другого груза, который не

облагался пошлиной. Ценные высокопошлинные аршинные товары, заворачивали в такие аршинные товары, которые не облагались высокой пошлиной. Разные мануфактурные и прочие товары прятали в бочках с цементом, орехами, свежими фруктами, маслом. В большие партии швейных машин, обшитых рогожей, укладывали нитки и шелк на катушках, заполняя все внутренности машинок. Золотые и другие изделия, имеющие большую ценность, упаковывали в музыкальные инструменты. Некоторые товары, внешне похожие, выдавали одни за другие: бронзовые изделия называли медными, фруктовые сиропы - фруктовыми соками, шампанское -минеральной водой.

Конечно, способов укрытия товаров было великое множество, но каждый раскрытый увеличивал опыт Пограничной стражи.

Следует заметить, что большое количество контрабанды проходило мимо таможен. Для этого использовались также различные ухищрения. Например, чтобы узнать размещение пограничных нарядов, высылались ложные контрабандисты. С этой целью направляли не только людей под видом заблудившихся, пьяных и т.п., но и натренированных собак, которые бежали впереди переходящих границу. Такие ложные маневры контрабандистов применялись как в ходе действий, так и предварительно. Использовали также ложных доносчиков. Передвигались контрабандисты различными способами: пешими и конными, на подводах, лодках, плотах и т. п. Различные ткани обычно переправляли в тюках на лошадях, в случае погони часть товаров сбрасывали, тем самым заставляя преследователей останавливаться и разбираться. Имели место случаи, когда контрабанду перевозила одна лошадь. Навьюченная, она отправлялась к своему хозяину на российской стороне. При встрече с охраной лошадь поворачивала и уходила обратно за границу.

Характерно, что многие приграничные населенные пункты представляли собой гнезда контрабандистов, где проживали профессионалы. Как правило, они маскировались под работников постоялого двора, корчмы, различных домов и т. д. Контрабандисты имели своих пособников, которые по договоренности с местными крестьянами за небольшую плату направляли контрабандный товар в глубокий тыл, где его продавали перекупщики. Применяя различные хитрости и уловки, контрабандисты наводняли рынки своими товарами, тем самым подрывая экономику страны.

В XIX в. пограничники выработали свою тактику. С учетом ухищрений контрабандистов служба организовывалась в две линии. В первой несли службу пешие пограничники в качестве часовых и патрульных, а в ночное время выставлялись секреты и совершались обходы определенных участков. Во второй линии несли службу конные пограничники, которые объезжали участки. Их задача состояла в том, чтобы задержать контрабандистов, прорвавшихся через первую линию, и оказать помощь часовым границы в случае обнаружения или задержания контрабандистов. При этом действия часовых и объездчиков определялись строго по местности с тем, чтобы охраняемые участки были постоянно под контролем. Преследовали контрабандистов лишь до первого за пограничной чертой участка, а там передавали местной полиции. При задержании контрабанды не обходилось и без вооруженных стычек. Контрабандисты, как правило, были хорошо вооружены. Пограничники, хотя и имели оружие, но применять его получили право лишь с 1829 года.

На других участках границы, как то Средняя Азия, Кавказ, если убегающие вооруженные контрабандисты или другие злоумышленники успели пересечь границу, то чины Пограничной стражи могли преследовать их выстрелами.

Многочисленные примеры задержания контрабанды получили освещение в двухтомнике под редакцией Чернушевича, журнале «Пограничник» и в отдельных брошюрах. Знакомство с ними позволяет сделать вывод о том, что чины Пограничной стражи вели самоотверженную борьбу с лицами, незаконно провозившими или проносившими товары. Придавая важное значение пресечению контрабанды, со всеми описаниями задержания знакомился министр финансов, в ведении которого находилась Пограничная стража, а затем направлял доклад российскому императору, который налагал на него соответствующую резолюцию.

Как свидетельствуют документы, описания задержанной контрабанды, а также специальные издания со списками контрабандистов, большинство из них были еврейской национальности.

Меры, принимаемые по борьбе с контрабандой в первой и второй половине XIX в., не привели к желательным результатам. Контрабанда росла. Это можно проследить по динамике количества задержании и стоимости контрабандных товаров. На границе с Пруссией она выглядела следующим образом:

1856-1865 гг. - 49 676 задержаний на сумму 422 358 р. 30 к.

1866-1875 гг. - 87 251 задержание на сумму 1 166 877 р. 97 к.

1876-1885 гг. - 166 392 задержания на сумму 549 940 р. 20 к.

На других границах в период с 1849 по 1885 г. был 154 501 случай задержания контрабанды на сумму 3 892 197 р. 90 к.

Анализ показателей задержания контрабанды свидетельствует о ее постоянном росте как по количеству задержаний, так и по суммарной стоимости контрабандных товаров. За этими цифрами отчетливо просматривается увеличение попыток незаконного провоза товаров через границу и, безусловно, работа чинов Пограничной стражи и таможенного ведомства.

Борьба была сложной и бескомпромиссной. Наряду с привлечением сил и средств для борьбы с контрабандистами правительство России уделяло важное внимание оперативной работе для выяснения лиц, участвующих в переправе товаров через границу в приграничных районах страны и в сопредельных государствах. Списки контрабандистов, издаваемые типографским способом, направлялись во все таможенные округа и регулярно обновлялись.

К основным законодательным документам в борьбе с контрабандой в конце XIX в. относятся новая редакция Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1885 г. и Таможенный Устав 1892 г. Глава 7 Уложения посвящалась ответственности лиц, виновных в нарушении постановлений таможенных уставов, в том числе в контрабанде. Имелись некоторые особенности применения мер ответственности к лицам, виновным в контрабанде. Так, для перевозчика контрабандных товаров наказание назначалось независимо от его умысла на совершение контрабанды и его осведомленности о контрабандном происхождении товаров (ст. 7547). Ряд статей касался ответственности должностных лиц. Таможенные чины, способствовавшие тайному провозу товаров, подлежали увольнению со службы (ст. 809). Устанавливалась ответственность соучастников: если «изобличены в тайном провозе многие лица, то взыскания налагаются не порознь с каждого лица, но со всех, изобличенных в провозе или в участии в оном» [1, с. 757-758] лиц, причастных к контрабанде. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 г. вводит дополнения, связанные с наказанием за контрабанду, в том числе и тюремное заключение или пребывание в исправительном доме за квалифицированный вид контрабанды. Согласно Уложению все наказания делились на уголовные, связанные с лишением прав состояния, и исправительные. Вид наказания зависел от того, были ли эти товары запрещены к вывозу или разрешены, пошлинные они или беспошлинные.

Принятый в 1982 г. Таможенный устав сыграл значительную роль в укреплении таможенной системы и послужил основой для дальнейшего совершенствования нормативной базы таможенного регулирования. В него вошли все ранее издаваемые постановления о контрабанде. Таможенный устав 1892 г. не внес изменений в определение контрабанды. Согласно Уставу контрабандой признавались «провозимые или проносимые мимо таможен за границу или из-за границы товары, а равно и те, которые из-за границы привезены в таможню, но в грузовых документах и поданных объявлениях не показаны» [2, с. 12]. Тайный ввоз и вывоз товаров карался конфискацией товара с наложением денежного штрафа. Устав изменил и понятие субъекта контрабанды. Субъектом, несшим ответственность, был хозяин товаров, а не их перевозчик. Строгие меры предпринимались и к укрывателям контрабанды. Лица, укрывающие тайно привезенный товар в своих домах, амбарах, магазинах или имениях, подлежали обложению штрафом в размере двойной стоимости обнаруженного товара. Такому же штрафу подвергались лица, принимавшие контрабандный товар. Согласно ст. 1633 «неведением закона никто, ни подданный Империи и Царства Польского, ни иностранец, оправдаться не может» [3, с. 117].

Предусматривалась ответственность за тайный провоз товаров, за невнесение денежного взыскания.

В Уставе предусматривался порядок доноса и действий по доносу о тайно провозимых товарах. Уточнялось, что доносы должны быть письменными и подписанными доносителями, а принятие доноса подтверждено протоколом. Допускались устные доносы, но только в силу неграмотности, в этом случае обязательно составлялся протокол о том, что донос принят со слов и подписан присутствующими и доносителем «тремя крестами или другими знаками». В доносе указывались все сведения, предусмотренные Уставом.

При обнаружении таможней запрещенных или утаенных от пошлин товаров составлялась их опись и протокол по доставлению их в таможню или полицию в присутствии задержателя и поимщика. При осмотре товара таможня должна была произвести оценку данного товара.

Уточнялся порядок производства и решения конфискованных дел, объявления и приведения в исполнение данных решений. Предусматривался срок семь дней, в течение которого могла быть принята жалоба на неправильные действия таможни, на неправомерное задержание товара. По истечении семи дней жалоба не принималась и не рассматривалась.

Устав содержал и специальные правила продажи товаров с публичного торга при таможнях. Сначала товар оценивался, а потом осуществлялась его продажа. Суммы, поступающие по конфискованным делам, распределялись согласно правилам, предусмотренным Уставом. Правила

эти зависели от особенностей конфискованных товаров (беспошлинные товары, запрещенные товары к привозу, тайно провозимые товары).

В Уставе также предусматривалась награда за найденный товар (конфискованный товар). Так, например, ст. 1826 Устава гласит: «В тех случаях, когда за иностранные товары, задержанные в пределах пограничной черты с провозителями, не может быть взыскана пеня, относительно награды поимщикам поступается следующим образом:

1) если провозитель вовсе пени внести не в состоянии, то сверх выдачи подлежащей части от проданных товаров, выдается еще, взамен следующей из пени части, из капитала Департамента внешней торговли 20 процентов против вырученной за товары суммы;

2) если виновный окажется несостоятельным к платежу полной пени, однако у него отыщется какое-либо имущество, то оное продается с публичного торга и из вырученной суммы выдается поимщику 20 процентов с цены задержанного товара, а из остальных, сколько оных будет, по 10 процентов обращается в капитал на пенсии таможенным чиновникам и для увечных, а прочие 80 процентов в капитал Департамента внешней торговли от конфискованных товаров;

3) если от продажи имения провозителя поступит менее 20 процентов, тогда все полученные за имение деньги следует обращать на выдачу поимщикам или задержателям: в Царстве Польском недостающее к 20 процентам количество денег дополняет из капитала Департамента внешней торговли, как сказано в 1 пункте сей статьи».

Так как многие суконные и текстильные фабрики России имели иностранное оборудование и работали в основном на привозном сырье, а русские фабриканты старались выдавать отечественную продукцию за привозную, то зачастую было весьма трудно отличить отечественные товары от заграничных. В связи с этим согласно Уставу 1892 г. в случае обнаружения в совместном хранении сходных иностранных и русских товаров без соответствующих клейм эти товары подлежали конфискации с начислением пятикратной пошлины. И иностранные, и российские товары без клейм подвергались конфискации.

Устав 1892 г. упорядочил таможенную охрану на море и в прибрежных водах [4, с. 26]. Воды в трех морских милях от берега (как на материке, так и на островах) признавались таможенной полосой, в пределах которой все суда подлежали досмотру русских таможенных властей, причем шкипер судна обязан по требованию предъявить все имеющиеся у него как судовые, так и грузовые документы. «Всякое судно, вошедшее в морскую Таможенную полосу, при подходе к нему судна под русским таможенным флагом (крейсера), должно остановить ход; в случае неисполнения сего, таможенное судно делает по нем холостой выстрел; затем, если вошедшее в морскую таможенную полосу судно будет уходить, таможенное судно сначала повторяет холостые выстрелы, после чего стреляет по рангоуту, а потом по корпусу судна» [5, с. 77].

В случае неподчинения разрешалось преследовать судно не только в прибрежных, но и в нейтральных водах. Если при осмотре таможенным надзором судна, зашедшего в морскую таможенную полосу, обнаруживалось отсутствие требуемых по русским законам судовых или грузовых документов или явная несообразность груза с этими документами, а также наличие товаров, запрещенных к провозу, а во время войны военная контрабанда, то такое судно подвергалось крейсером задержанию и отводилось в ближайшую таможню. Равным образом подлежало задержанию всякое судно со всем грузом, разгружающее какие-либо товары в пределах морской таможенной полосы на мелкие лодки или на берег, вне таможенного порта и без разрешения таможенного ведомства. О всяком задержанном судне и его осмотре составлялся акт с соблюдением следующего порядка: в акте должно быть объяснено:

а) время и место задержания, повод к оному, обстоятельства задержания, т.е. было ли судно задержано при следовании или когда оно стояло на якоре; не было ли при этом оказано сопротивление, в чем именно оно состояло и какие были приняты меры со стороны таможенного судна;

б) какой стране принадлежит задержанное судно, его название, имена капитана и всех членов экипажа;

в) род и приблизительное количество находящегося на судне груза;

г) все документы, предъявленные шкипером, судовые и грузовые, без поименования каждого отдельно, а с указанием только общего числа, причем они все перенумеровываются и прошнуровываются, шнур скрепляется печатью крейсера и шкипера судна. Акт этот пишется в прошнурованной книге, выдаваемой таможенному крейсеру, подписывается капитаном крейсера и шкипером задержанного судна. Если шкипер найдет в акте что-либо неправильно изложенное, то может объяснить это в самом акте или в особом отзыве, поданном представителю таможни в то же время; такой отзыв прилагается к прочим документам. Отказ шкипера от подписи акта и от подачи объяснения оговаривается в самом акте. К засвидетельствованию акта приглашаются и посторонние лица, если таковые находятся на крейсерском или задержанном судах.

На сухопутной границе России (западной) в дополнение к пограничной и таможенной страже была создана корчемная стража, состоящая из вооруженных стражников и объездчиков, которые на расстоянии 20-50 верст от границы устраивали засады, досматривали обозы, транспорты и личное имущество для пресечения контрабанды.

Согласно Уставу производство по делам о контрабанде по подавляющему большинству статей возлагалось на таможенное учреждение. По каждому факту обнаружения контрабанды в соответствии со ст. 1606-1610 составлялся протокол и проводилась оценка задержанного товара. Лица, провозившие товар, опрашивались. Если были получены сведения, которые могли способствовать пресечению контрабанды, то таможня или полиция обязаны были производить розыск преступников по горячим следам (ст. 1614). По выявлении обстоятельств дела или по истечении 7 дней общее присутствие таможни составляло соответствующее постановление, содержание которого доводилось до нарушителя с указанием порядка обжалования. Если же контрабандист оказывался несостоятельным, то дело о контрабанде передавалось к судебному производству. В этом случае решением суда денежное взыскание заменялось арестом или тюремным заключением. Если незаконно перемещаемые товары задерживались в пограничной полосе, то по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных суд признавал такую контрабанду рецидивом. В этом случае кроме конфискации товара и денежного взыскания применялись выселение из пограничного района, тюремное заключение и даже ссылка на каторжные работы.

За тайный провоз товаров, подлежащих обложению пошлиной, взыскивалась пятикратная пошлина. За контрабандный провоз беспошлинных товаров взыскивалось 10% их стоимости без конфискации товара (ст. 1520, 1521, 1524). Если провозящий мог доказать, что товар принадлежит другому лицу, он подвергался денежному штрафу в размере от 30 до 60 р., а взыскание контрабандной пени переносилось на владельца товара (ст. 1546). Устав предусматривал ответственность за квалифицированную контрабанду. К ней относилось водворение контрабандных товаров скопищем (группой лиц), вооруженными людьми и с сопротивлением задержателям. Такие действия влекли наказание в виде лишения всех прав состояния, тюремного заключения или пребывания в исправительном доме. Наиболее жесткое наказание-ссылка на каторжные работы на срок от 4 до 6 лет налагалось на лиц, неоднократно судимых за контрабанду, задержанных в пограничной полосе (ст. 1542) [6, с. 13]. По Уставу «особым статусом» пользовались контрабандисты-евреи. В отношении сверх определенных за контрабанду наказаний в обязательном порядке применялось выселение за 50-верстную пограничную полосу. К остальному населению эта мера применялась очень редко.

Работа над совершенствованием законодательства о контрабанде продолжалась и в начале ХХ века. По Уголовному уложению 1903 г. вводились дополнения, связанные с наказанием за контрабанду. Понятие «конфискация» заменялось понятием «отобрание». Была установлена денежная пеня за пошлинные товары в размере пятикратной пошлины, а за запрещенные импортные товары - в размере 2 р. с фунта нетто и экспортные - в размере двойной стоимости. Провоз беспошлинных товаров не рассматривался как контрабанда. За занятие контрабандой предусматривалось удаление на 50 верст от сухопутной и морской границы на срок от одного до пяти лет, за квалифицированную контрабанду - наказание в виде тюремного заключения или пребывания в исправительном доме. Предусматривалась также ссылка в Сибирь или одну из отдаленных губерний, заключение в тюрьму и в крепости [7, с. 90].

Таможенным уставом 1904 г. были внесены изменения в содержание определения контрабанды. В соответствии с его положениями контрабандными признавались товары, провозимые или проносимые незаконными путями или способами за границу или из-за границы, а равно и те товары, которые из-за границы были привезены в таможню, но на основании правил о привозе считаются тайно провозимыми. При этом объектом контрабанды признавались не любые товары, а только пошлинные и запрещенные. К контрабанде приравнивалось обращение в торговом обороте 50-верстной пограничной черты не подлежащих клеймению товаров, если законное водворение их не доказано. Контрабандным считался спирт и все спиртные напитки, задержанные в 30-верстной пограничной полосе, если не было документов, подтверждающих, что он изготовлен на государственных винных заводах. Ответственность за контрабанду в таком случае несли все лица независимо от того, была ли задержана контрабанда в пограничной полосе или за ней. Переселение лиц, занимающихся контрабандой, из пограничных районов ограничивалось пятью годами. Если пеня не превышала 3 р., то контрабандный товар конфисковывался без нее. За повторение контрабанды накладывалась двойная пеня [8]. Увеличивалась ответственность за контрабанду в виде промысла, подделки клейм, водворения контрабанды вооруженной группой с сопротивлением задержателям.

По Таможенному уставу 1906 г. контрабандой признавались:

- ввоз из-за границы помимо таможенных учреждений или через таковые, но с сокрытием от таможенного контроля товаров иностранных, пошлинных или запрещенных;

- вывоз за границу или попытка вывоза помимо таможенных учреждений или через таковые, но с сокрытием от таможенного контроля отечественных товаров, запрещенных к вывозу;

- выпуск на внутренний рынок поступивших в таможню товаров, запрещенных к ввозу или допущенных к обратному вывозу за границу, но не вывезенных за пределы России;

- выпуск на внутренний рынок иностранных товаров, запрещенных или пошлинных, поступивших в таможню, но по преступному соглашению с должностными лицами таможенного ведомства выпущенных из таможни без оплаты пошлины или с оплатой пошлины в меньшем, чем следовало, размере.

Если после отбывания наказания лицо вновь совершало преступление, уголовный закон рассматривал это как рецидив. За рецидив контрабанды устанавливался штраф в размере двойной стоимости товаров с удалением контрабандиста из 50-верствного пограничного района сроком до пяти лет.

Довольно детализированное и обширное понятие контрабанды дано в Положении о контрабанде от 27 марта 1907 г. Как отмечал в свое время А.И. Потяев, согласно этому Положению контрабандой считалось:

- перемещение из-за границы без предъявления таможенным органам или с предъявлением, но с сокрытием от таможенного контроля;

- выпуск в свободный оборот на внутреннем рынке России иностранных товаров, которые предназначены для транзитной перевозки через Россию;

- перемещение за границу без предъявления таможенным органам или с предъявлением, но с сокрытием от таможенного контроля отечественных товаров, допускаемых к вывозу только с возвратом пошлин, уплаченных за использованные для их изготовления материалы, или разрешенных к вывозу с возвращением акцизных и других сборов;

- вывоз за границу и покушение на вывоз отечественных товаров, запрещенных к вывозу;

- выпуск в свободный оборот на внутреннем рынке России иностранных товаров,

запрещенных к ввозу и допущенных к обратному вывозу за границу;

- выпуск в свободный оборот на внутреннем рынке России иностранных товаров,

запрещенных к ввозу, однако выпущенных из таможни по сговору с таможенными чиновниками;

- выпуск в свободный оборот на внутреннем рынке России иностранных товаров,

подлежащих обложению пошлиной, однако по сговору с таможенными чиновниками выпущенных из таможни без уплаты пошлины или с уплатой пошлины в размере, меньшем установленного [9, с. 14-15].

Как видим, законченным составом контрабанды признавалось и покушение на незаконный вывоз товаров из России, что объясняется, вероятно, невозможностью задержания контрабанды на территории сопредельного государства. В этих основных признаках состав контрабанды совпадает с диспозицией современной нормы. Согласно Положению о контрабанде она делилась на следующие группы:

1) предметы иностранного происхождения, подлежащие клеймению в таможнях, но без таможенных пломб и бандеролей;

2) задержанные в пределах 50-верстной пограничной полосы товары, не подлежащие клеймению, но не оплаченные пошлиной.

Таможенный устав 1910 г. уточнил некоторые вопросы борьбы с контрабандой, предоставив органам таможенного надзора право самостоятельно проявлять инициативу в производстве обысков и выемок контрабандных товаров в пределах 100-верстной полосы от линии сухопутной границы вглубь страны и от морских берегов. Этим Уставом детализировались также некоторые процессуальные вопросы разбирательства, обжалования и исполнения дел о контрабанде.

Уставом предусматривались меры вознаграждения задержателей контрабанды. В частности, 20% от суммы, в которую она оценивалась, поступали в доход казны, 10% - в инвалидный фонд, 70% - в награду «открывателям» и задержателям контрабанды (ст. 1164). Частные лица, подавшие заявление о наличии контрабанды, а также должностные лица, представившие сведения в таможню, послужившие поводом к задержанию, имели право на получение не менее 1/3 наградной суммы. Если задерживали спиртные напитки, 50% стоимости без судебных формальностей поступали задержателям. С одной стороны, положения Устава стимулировали таможенников в работе по поиску и задержанию контрабанды, но с другой стороны, сам досмотр был подчинен «не столько установлению законности перемещения дозволенного к провозу через границу имущества, сколько поиску контрабандных и запрещенных товаров»[10, с. 61].

В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных (в редакции 1910 г.) контрабанда была отнесена в раздел 7 «О преступлениях и поступках против имущества и доходов казны». Здесь сохранялись положения относительно контрабанды, совершенной группой лиц. При этом

все действия группы контрабандистов приравнивались к преступлениям шаек воров и мошенников и наказывались лишением всех прав состояния и направлением в арестантские отделения сроком от трех с половиной до четырех лет.

Министерством финансов 27 июля 1911 г. по согласованию с Министерством внутренних дел, путей сообщения и другими контрольными ведомствами была учреждена корчемная стража.

Главная задача данной корчемной стражи заключалась в том, чтобы в пограничных местностях Амурской и Приморской областей «предотвращать водворения из-за границы контрабандных предметов, подлежащих акцизу». Пограничное пространство, которое находилось в ведении данной корчемной стражи, определялось в 50 верст от границы. Состояла корчемная стража из младших и старших конных объездчиков. Корчемная стража, не ограничиваясь наблюдением за неводворением из-за границы контрабандных предметов, подлежащих акцизу, также направляла свои действия на раскрытие незаконно уже провезенных акцизных предметов. Корчемная стража осматривала как проходящие обозы и транспорты, так и всех проезжающих и проходящих, но к осмотру проходящих должна была подходить осторожно, только в случае подозрения. Задержанные контрабандные товары, перевозочные средства, отобранные деньги, ценные вещи и оружие подлежали сдаче в полицейское управление, станичные или сельские правления или надежным лицам ближайшего от места задержания контрабанды населенного пункта под расписку в отпечатанном виде впредь до распоряжения акцизного надзора.

При исполнении своих служебных обязанностей корчемная стража имела при себе холодное и огнестрельное оружие, но использовать его могла только в случае необходимости и с большой осмотрительностью. Если корчемная стража во время объездов в пределах таможенной или пограничной территории, случайно откроет контрабанду или встретится с контрабандистами, то она должна была преследовать и задержать как самих контрабандистов, так и контрабандные товары без предварительного сообщения о том пограничной и таможенной страже.

События Первой мировой войны пагубно сказались на таможенном деле. К осени 1917 г. таможенная система страны оказалась практически разрушенной. В годы Гражданской войны и послевоенного строительства контрабанда приняла невиданный ранее размах. Причем поток ее увеличился в обоих направлениях: бедами России стремились воспользоваться не только отдельные нечистоплотные дельцы; контрабанда была организована многими враждебными странами на государственном уровне с помощью секретных служб. Так, если в 1913 г. за ввоз контрабанды было задержано 24 594 чел., ввозивших товар на сумму 714 441 золотой рубль, то в 1924 г. было задержано 44 122 чел. с товаром на сумму 5 419 325 р. За вывоз контрабанды в 1913 г. задержано 24 704 чел. с товарами на сумму 728 838 р., в 1924 г. - 45 745 чел. с товарами на сумму 5 718 250 р.

Контрабанда подрывала экономические устои государства, тормозила восстановление хозяйства, и были приняты меры, направленные на пресечение контрабанды, защиту экономических интересов страны. В Постановлении Совета народных комиссаров РСФСР от 29 декабря 1917 г. впервые в практике таможенной деятельности было дано определение контрабанды. Под контрабандой предлагалось понимать ввоз и вывоз товаров без разрешения отдела внешней торговли Комиссариата торговли и промышленности, что будет преследоваться по всей строгости закона. Несмотря на то что это определение контрабанды было довольно формально, оно способствовало более квалифицированному подходу к оценке тех или иных действий контрабандистов.

С 22 апреля 1918 г. в стране была введена монополия внешней торговли. Таможенные органы наделяются контрольными функциями. Если Декретом СНК РСФСР контрабанда расценивалась как нарушение фискальных интересов страны, то при Советской власти - как нарушение монополии внешней торговли. В соответствии с Декретом СНК РСФСР от 1 сентября 1922 г. «О таможенной охране» все дела о простой контрабанде были переданы для привлечения виновных в ее совершении таможенному ведомству. Понятие контрабанды в Декрете СНК не раскрывалось. Не дал точного определения контрабанды и Декрет от 17 октября 1921 г., лишь в ст. 15 указывалось, что конфискации таможенными учреждениями подлежат:

а) предметы, проносимые через границу мимо таможенных учреждений;

б) предметы, воспрещенные к вывозу и ввозу, скрытые от таможенного контроля путем какого-либо ухищрения или путем неправильной декларации при почтовых отправлениях;

в) предметы, разрешенные к вывозу или ввозу, но скрытые от таможенного контроля с целью избежания оплаты сборов;

г) предметы, не разрешенные к обращению в Республике (оружие, военное снаряжение и т.п.), задержанные при ввозе их без необходимого разрешения;

д) документы, вредные для РСФСР в политическом и экономическом отношениях;

е) предметы старины и искусства, вывозимые за границу без разрешения. В ст. 97 УК РСФСР 1922 г., помещенной в главе «Преступления против порядка управления», о контрабанде

говорилось в общих чертах, как о нарушении законов и постановлений о провозе товаров через границу, но устанавливалось разграничение между уголовно наказуемой контрабандой и контрабандой, преследуемой в административном порядке.

Таким образом, в первые годы после революции нормы с широкой диспозицией отсутствовали. Характер преступного деяния определялся путем перечисления ряда действий: «сокрытие от таможенного контроля», «вывоз без разрешения». При отнесении предметов к контрабандным руководствовались соображениями идеологического характера: «документы, вредные в политическом и экономическом отношении».

Первое определение контрабанды, близкое по форме и по существу действующему, было сформулировано в Декрете СНК РСФСР от 24 апреля 1923 г. Контрабандой признавалось перемещение или покушение на перемещение какого-либо имущества через государственную пограничную черту с сокрытием от таможенного контроля. Сами эти понятия раскрывались в инструкции НКВТ, утвержденной 17 октября 1923 г. Под перемещением понимались всевозможные способы передвижения имущества: пронос, перебрасывание, провоз на лошадях, вьючных животных, при помощи механических средств транспортирования, летательных аппаратов и т.д. Покушением на перемещение имущества через государственную пограничную черту помимо таможенных учреждений следовало признавать действия, направленные на совершение указанного перемещения, когда совершитель не выполнил всего того, что было необходимо для приведения его намерения в исполнение, или когда, несмотря на выполнение им всего того, что он считал необходимым, преступный результат не был достигнут по причинам, от него не зависящим. Сокрытием считался факт перемещения имущества помимо таможенных учреждений, а также через них, но с применением особых ухищрений с целью избежания таможенного досмотра перемещаемого имущества (например, сокрытие его в особо устроенных помещениях, зашивка под подкладку платья и т.п.).

Принятый в 1924 г. Таможенный устав каких-либо изменений в понятие контрабанды не

внес.

Конфискационные санкции были увеличены до 1 тыс. рублей золотом. Само понятие конфискации давалось в Декрете Совнаркома «О порядке реквизиции и конфискации имущества частных лиц и обществ». Конфискация - безвозмездное принудительное отчуждение государством имущества, применяемое как наказание по приговору народных судов, ревтрибуналов и чрезвычайных комиссий по делам, по которым последним предоставлено право вынесения приговоров и равно распоряжений административных властей. При конфискации надлежало обязательно оставить владельцу и членам его семьи предметы домашнего обихода. По результатам конфискации составлялся акт, в котором указывались: законные основания, фамилия, имя должностного лица, имя, фамилия, место жительства владельца, лицо, которому имущество оставлено на хранение, описание имущества. Подписи ставили должностное лицо, владелец, хранитель, два посторонних лица. Акт выдавался владельцу в течение трех дней. На сокрытое от конфискации имущество накладывался арест, составлялся акт и направлялся в суд или административные учреждения, которые в течение двух недель объявляли владельцу о снятии ареста или конфискации.

В случае незаконной конфискации имущества владелец имел право на возврат неправильно отчужденного имущества или возмещенного имущества по нему в народном суде и органах государственной власти, которые производили конфискацию.

Новое определение контрабанды было дано в Таможенном уставе СССР 1925 г. В ст. 259 говорилось: «Всякое перемещение через государственную пограничную черту ценностей, имущества и всякого рода предметов, помимо таможенных учреждений или через таковые, но с сокрытием от таможенного контроля, признается контрабандой».

Декретом ВЦИК и СНК РСФСР 1926 г. ст. 97 УК РСФСР была изменена, в ней было дано определение контрабанды как перемещения через государственную пограничную черту товаров, ценностей, имущества и всякого рода предметов помимо таможенного контроля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С принятием в 1927 г. Положения о государственных преступлениях регулирование уголовно-правовой борьбы с контрабандой перешло в компетенцию общесоюзных законодательных органов, так как состав контрабанды был включен в группу государственных преступлений - в раздел особо опасных преступлений против порядка управления.

В 1927 г. было принято Положение о преступлениях государственных, в соответствии с которым контрабанда относилась к группе государственных, т.е. особо опасных для СССР деликтов против порядка управления.

Определение контрабанды и перечень квалифицирующих контрабанду признаков давались в Таможенном кодексе СССР, утвержденном Постановлением ЦИК и СНК СССР от 19 декабря 1928 г. В 1929 г. был принят новый Таможенный кодекс. С позиций таможенного права рассматривались все виды контрабанды - простая, повторная, квалифицированная - как

предусмотренные уголовными кодексами союзных республик. Их надлежит рассматривать как уголовные деяния независимо от порядка наложения взыскания (административного или судебного).

Особенность норм, предусматривающих ответственность за контрабанду, заключается в их казуистичном характере. Действия, составлявшие рассматриваемой преступление, выражались в ввозе и вывозе определенных товаров, а также (по Таможенному уставу 1906 г.) в выпуске на внутренний рынок товаров, не подлежащих ввозу в Россию. Менялась категория товаров. Так, если по Соборному уложению 1649 г. к предмету контрабанды относились спиртные напитки и другие товары, составлявшие государственную монополию, то позднее это были товары различного назначения (например, пушнина), иностранные товары, запрещенные товары и т.д. [11, с. 61]. Таким образом, детальное закрепление на уровне федерального законодательства способствовало и поиску контрабандных товаров, и упорядочиванию государственных органов, ответственных за пресечение контрабанды.

Следует заметить, что таможенное и уголовное законодательство об ответственности за контрабанду в течение длительного периода после 1928 г. не претерпевало изменений. Если в первое десятилетие Советской власти было принято более 20 декретов и постановлений Совнаркома, направленных на усиление и совершенствование борьбы с контрабандой, т.е. происходило быстрое реагирование законодательства на изменение внутренней и внешней обстановки в нашей стране, то с 1929 по 1958 г. практически не было издано ни одного подобного законодательного акта в области борьбы с контрабандой.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. 1885 г. СПб., 1904.

2. Александрова И.С., Витвицкая С.С., Витвицкий А.Д. Таможенные преступления (криминологические и уголовно-правовые аспекты). СПб.; М., 2003.

3. Пиляева В.В. История таможенного дела и таможенной политики России. М., 2003.

4. Габричидзе Б.Н. Таможенная служба в Российской Федерации. М., 1993.

5. История таможенного дела и таможенной политики России: хрестоматия / под ред. Н.М. Блинова. М., 1998. Ч. 2.

6. Давлетшина О.В. Борьба с контрабандой культурных ценностей народов РФ. Ростов н/Д,

1999.

7. Кисловский Ю.Г. Контрабанда: история и современность. М., 1996.

8. Мячин А.Н., Агрошенков А.В., Краснянский И.Ю. Борьба с контрабандой и российское уголовное законодательство: исторический аспект // Ученые записки. 1998. № 3(7).

9. Цит. по: Давлетшина О.В. Борьба с контрабандой культурных ценностей народов РФ. Ростов н/Д, 1999.

10. Марков Л.Н. Очерки таможенной службы. Иркутск, 1987.

11. Там же.

RUSSIAN LEGISLATION OF THE END OF THE XIX-TH - BEGINNING OF THE XX-TH CENTURIES FIGHTING AGAINST CONTRABAND

E.V. Ereshko, postgraduate student of the Slavyansk-on-Kuban State Teachers' Training

Institute

In article the analysis of standard documents concerning contraband of the end of the ХГС-th -

beginning of the XX-th centuries is introduced. The definition of the concept "contraband" is

given; responsibility under each regulatory legal act of the investigated historical period is

underlined.

Key words: contraband, confiscation, smuggler, the Customs Charter.

УДК 343.9:143.85 (470+571)

СОВРЕМЕННАЯ КРИМИНАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.