Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ С ОТДЕЛЬНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ С ОТДЕЛЬНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ОБУЧЕНИЕ / ЗАНЯТИЯ / ВЛАДЕНИЕ / УМЕНИЯ И НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рашидов М.М., Якушев В.А.

В данной статье рассматриваются организационные и правовые основы огневой подготовки как специального вида подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации. Проанализированы действующие нормативные правовые акты, относящиеся к данному виду подготовки, обращено внимание на имеющиеся определенные недостатки правового обеспечения в части регулирования процесса огневой подготовки молодых сотрудников органов внутренних дел. Затронут встречающийся в практической повседневной деятельности органов внутренних дел наиболее проблемный вопрос организации обучения личного состава основам огневой подготовки в процессе прохождения профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по должности служащего "Полицейский" в образовательных организациях МВД России. Авторами предложен свой вариант решения проблемы, заключающийся в закреплении в определенном нормативно-правовом акте МВД России изменения, целью которого является совершенствование деятельности органов внутренних дел в части обучения личного состава огневой подготовленности, приобретения необходимых умений и навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рашидов М.М., Якушев В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE ORGANIZATION OF FIRE TRAINING WITH CERTAIN CATEGORIES OF STUDENTS IN THE PROCESS OF INITIAL TRAINING

This article discusses the organizational and legal foundations of fire training as a special type of personnel training for filling positions in the internal affairs bodies of the Russian Federation. The current regulatory legal acts related to this type of training are analyzed, attention is drawn to certain shortcomings of legal support in terms of regulating the process of fire training of young employees of internal affairs bodies. The most problematic issue of the organization of personnel training in the basics of fire training in the process of professional training under the programs of professional training for the position of an employee of the "Police" in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, which occurs in the practical daily activities of the internal affairs bodies, is touched upon. The authors have proposed their own solution to the problem, which consists in fixing a change in a certain regulatory legal act of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the purpose of which is to improve the activities of the internal affairs bodies in terms of training the personnel of fire readiness, acquiring the necessary skills and abilities.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ С ОТДЕЛЬНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ACTUAL PROBLEMS OF LEGAL EDUCATION AND SCIENCE

Научная статья УДК/UDC 34

DOI: 10.21779/2224-0241-2022-42-2-8-12

Совершенствование организации огневой подготовки с отдельными категориями обучающихся в процессе прохождения первоначального обучения

М.М. Рашидов1, В.А. Якушев2

1 2 Академия управления МВД России, г. Москва, Российская Федерация

1 murad-r@mail.ru

2 yakushev_vadim@mail. ru

Аннотация. В данной статье рассматриваются организационные и правовые основы огневой подготовки как специального вида подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации. Проанализированы действующие нормативные правовые акты, относящиеся к данному виду подготовки, обращено внимание на имеющиеся определенные недостатки правового обеспечения в части регулирования процесса огневой подготовки молодых сотрудников органов внутренних дел. Затронут встречающийся в практической повседневной деятельности органов внутренних дел наиболее проблемный вопрос организации обучения личного состава основам огневой подготовки в процессе прохождения профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по должности служащего "Полицейский" в образовательных организациях МВД России. Авторами предложен свой вариант решения проблемы, заключающийся в закреплении в определенном нормативно-правовом акте МВД России изменения, целью которого является совершенствование деятельности органов внутренних дел в части обучения личного состава огневой подготовленности, приобретения необходимых умений и навыков.

Ключевые слова: органы внутренних дел, огневая подготовка, обучение, занятия, владение, умения и навыки

Для цитирования: Рашидов М.М., Якушев В.А. Совершенствование организации огневой подготовки с отдельными категориями обучающихся в процессе прохождения первоначального обучения // Юридический вестник ДГУ. 2022. Т. 42, № 2. С. 8-12. DOI: 10.21779/2224-0241-2022-42-2-8-12

Original article

Improving the organization of fire training with certain categories of students in the process of initial

training

Murad M. Rashidov1, Vadim A. Yakushev2

1 2 Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia

1 murad-r@jnail.ru

2 yakushev_vadim@mail ru

Abstract. This article discusses the organizational and legal foundations of fire training as a special type of personnel training for filling positions in the internal affairs bodies of the Russian Federation. The current regulatory legal acts related to this type of training are analyzed, attention is drawn to certain shortcomings of legal support in terms of regulating the process of fire training of young employees of internal affairs bodies. The most problematic issue of the organization of personnel training in the basics of fire training in the process of professional training under the programs of professional training for the position of an employee of the "Police" in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, which occurs in the practical daily activities of the internal affairs bodies, is touched upon. The authors have proposed their own solution to the problem, which consists in fixing a change in a certain regulatory legal act of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the purpose of which is to improve the activities of the internal affairs bodies in terms of training the personnel of fire readiness, acquiring the necessary skills and abilities.

Keywords: internal affairs bodies, fire training, training, classes, possession, skills and abilities

For citation: Rashidov M.R., Yakushev V.A. Improving the organization of fire training with certain categories of students in the process of initial training. Yuridicheskii vestnik DGU = Law Herald of DSU, 2022, vol. 42, no. 2, pp. 8-12. DOI: 10.21779/2224-0241-2022-42-2-8-12 (In Russ.).

Деятельность по формированию и подготовке кадрового состава для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации в настоящее время закреплена в Федеральном законе № 342-ФЗ от 30 ноября 2011 года «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1] и в Порядке организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации [2]. Данные нормативные правовые акты в настоящее время являются основным средством регулирования общественных отношений по обучению, а впоследствии замещению вакантных должностей в органах внутренних дел Российской Федерации.

Особенностью профессиональной служебной и физической подготовки полицейского, отличающей её от остальных видов профессиональной деятельности, является огневая подготовка. Она является «важнейшим элементом профессионального мастерства сотрудника органов внутренних дел» [3, с. 527]. Сущность огневой и физической подготовки сотрудников ОВД заключается в формировании высококлассных специалистов, способных принимать самостоятельные и наиболее оптимальные решения в различных ситуациях, а также уметь применять при необходимости оружие и физическую силу [4, с. 52].

В настоящее время организация огневой выучки полицейских регулируется приказом МВД России от 23 ноября 2017 года № 880 «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» [5], согласно которому огневая подготовка полицейских включает в себя два раздела:

1. Теоретический раздел - изучение материальной части огнестрельного оружия и боеприпасов (патронов, запалов, выстрелов, гранат, в том числе ручных осколочных гранат), их тактико-технические характеристики, меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.

2. Практический раздел - формирование у сотрудников необходимых умений и навыков правомерного применения оружия и боеприпасов, ведения огня в различной обстановке, быстрого обнаружения цели и определения исходных установок для стрельбы и гранатометания, умелых и эффективных действий с оружием и боеприпасами во время стрельбы и гранатометания.

Наставление обязует осуществлять теоретическое и практическое обучение огневой подготовке сотрудников полиции исключительно на соответствующих кафедрах образовательных организаций МВД России, либо в центрах профессиональной подготовки территориальных органов МВД России.

Изучение теоретического раздела огневой подготовки, формирование необходимых двигательных умений и навыков владения табельным оружием и имуществом вооружения осуществляются в рамках обучения по основным и дополнительным образовательным программам в образовательных организациях МВД России, а также в центрах профессиональной подготовки МВД России. Направление сотрудников на профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по должности служащего «Полицейский» осуществляется не позднее трех месяцев с даты назначения на должность в органах внутренних дел.

Приобретаемая по завершении профессионального обучения квалификация «полицейский» предусматривает наличие необходимых для выполнения служебных обязанностей сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации основных профессиональные знаний, умений, навыков (компетенций), в том числе в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

По завершении профессионального обучения сотрудники проходят итоговую аттестацию. Одной из дисциплин, по которой оценивается обучение, в форме комиссионного итогового контроля (экзамена) является «Огневая подготовка». В случае получения неудовлетворительной оценки сотрудник допускается к пересдаче всего один раз, а в случае и второго негативного оценивания данный сотрудник считается непригодным к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Данное требование нормативных правовых актов влечёт за собой увольнение из органов внутренних дел Российской Федерации.

Экзамен включает в себя как теоретическую, так и практическую составляющую. Если подготовка и успешная сдача теоретической части экзамена возможны в дистанционном формате, без нахождения сотрудника в образовательной организации и непосредственного влияния на его сознание профессорско-преподавательского состава, то приобретение необходимых навыков и умений для сдачи практической части экзамена без соответствующих регулярных учебных повторений с участием преподавателя сводит на нет положительный результат. В настоящее время осложнение эпидемиологической обстановки в связи с распространением новой коронавирусной инфекции SARS-CoV-2, и его штаммов, обязует всех соблюдать правила социального дистанцирования, а иногда и временного ограничения очного обучения.

Проблема приобретения необходимых умений и навыков, предусмотренных практическим разделом огневой подготовки, присутствует с со-

Юридический вестник ДГУ. 2022. Т. 42, № 2. Law Herald of DSU, 2022, vol. 42, no. 2.

трудниками, прохождение профессионального обучения которых проходит в заочном формате. При том, что экзамен по огневой подготовке, в соответствии с утвержденными программами, проходит очно на базе образовательной организации, и практическая подготовленность сотрудников к нему

Для получения удовлетворительной оценки на экзамене слушателям всех категорий необходимо выполнить одно из контрольных упражнений , условия выполнения которых требуют строгого соблюдения порядка выполнения упражнения, уверенного и умелого обращения с оружием на огневом рубеже до команды «Огонь», во время стрельбы, и после её завершения.

* Упражнения № 1а, 2а, 3а, 4а, 5а в соответствии с Наставлением по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 23 ноября 2017 г. № 880.

очень низкая. Примерные основные профессиональные программы, которыми руководствуются образовательные организации при осуществлении первоначального обучения слушателей, в зависимости от категории предусматривают изучение материала по огневой подготовке в следующем количестве часов:

Как видно из вышеприведенной таблицы, 4, 5 и 6 категории слушателей, в отличие от 1, 2, и 3 категорий, при прохождении первоначального обучения не получают практического опыта обращения с огнестрельным оружием. По прибытии в образовательную организацию для сдачи итоговой аттестации (квалификационного экзамена) они впервые сталкиваются с огнестрельным оружием и боеприпасами и необходимостью умелого обращения с ними. Психологическое волнение оказывает негативное влияние на результат контрольных стрельб. Наиболее остро данная проблема касается профессиональной подготовки сотрудников жен-

№ п/п КАТЕГОРИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ ВСЕГО ЧАСОВ САМОСТ. РАБОТА ЛЕКЦИИ, СЕМИНАРЫ ЗАЧЕТ КОНСУЛЬТАЦИЯ ЭКЗАМЕН

Лица рядового состава и младшего начальствующего состава,

1. впервые принятые на службу в органы внутренних дел Российской Федерации

2. Лица среднего и старшего начальствующего состава, впервые принятые на службу в органы внутренних дел Российской Федерации и имеющие высшее или среднее профессиональное (юридическое) образование 90 20 60 2 2 6

3. Лица среднего и старшего начальствующего состава, впервые принятые на службу в органы внутренних дел Российской Федера-

ции и имеющие высшее или среднее профессиональное (неюридическое) образование

Сотрудники женского пола, имеющие ребенка дошкольного воз-

раста, сотрудники, воспитывающие без матери (отца) малолетнего ребенка - ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-

4. инвалида в возрасте до восемнадцати лет, сотрудники, являющиеся единственными опекунами малолетнего ребенка - ребенка в возрасте до четырнадцати лет либо единственными попечителями ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет 9U 80 0 2 2 6

Сотрудники, имеющие специальные звания внутренней службы,

проходящие службу в ФКУ и ФГКУ, созданные для выполнения

задач и осуществления полномочий, возложенные на органы внут-

5. ренних дел, ответственность за деятельность которых несут заместители министра внутренних дел Российской Федерации и начальник ДГСК МВД России (за исключением организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении МВД России), 90 72 8 2 2 6

Лица среднего и старшего начальствующего состава, ранее проходившие службу на должностях офицерского состава и приравнен-

6. ных к ним должностях в государственных военизированных организациях, указанных в статье 5 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (за исключением МВД России) 90 78 4 2 6

ского пола, количество которых в составе органов внутренних дел ежегодно увеличивается [6, с. 200].

При этом следует согласиться с выводами, сделанными в Санкт-Петербургском университете МВД России, согласно которым «девушки более чем в 2,5 раза чаще, чем юноши, имеют сложности в освоении теоретического материала на первоначальном этапе огневой подготовки (в освоении технической информации по устройству оружия -в 2,5 раза, действий по подаваемым командам -в 2,7 раза, теоретической части техники стрельбы -в 2 раза). При отработке практических действий с оружием (пистолетом Макарова) на первоначальном этапе огневой подготовки девушкам по сравнению с юношами труднее дается выполнение действий по подаваемым командам - в 2 раза, по извлечению магазина и досыланию патрона в патронник - в 4 раза, по постановке затвора на затворную задержку - в 6 раз» [7, с. 135].

В повседневной служебной деятельности в органах внутренних дел не реже одного раза в две недели проводятся практические занятия по огневой подготовке, в виде стрельб, которые направлены на формирование, поддержание и совершенствование навыков владения оружием и боеприпасами сотрудниками. Руководители органов, организаций, подразделений МВД России обязаны лично осуществлять отбор руководителей стрельб и их помощников из наиболее подготовленных сотрудников. Контроль за качеством проведения и посещаемостью стрельб осуществляют кадровые подразделения.

Пункт 6 Наставления не позволяет руководителям привлекать на занятия по огневой подготовке сотрудников, не прошедших профессиональное обучение, а также проходящих обучение в дистанционном формате. Учитывая высокую опасность последствий неумелого обращения с оружием в тире, вопрос приобретения данными сотрудниками необходимых навыков является актуальным и требует постоянного внимания. Образовательные организации МВД России в связи с особенностями отдельных программ профессионального обучения

Список источников

1. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 30 нояб. 2011 г. № 342-ФЗ: в ред. от 31 июля 2020 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 275: в ред. от 25 янв. 2021 г.: зарегистрировано в Минюсте России 27 июня 2018 г. № 51459. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

3. Горячева Н.Ю. О некоторых вопросах организации и обеспечения стрельб в органах внутренних дел Российской Федерации // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. 2019. № 2. С. 527-532.

4. Шишалов А.О., Старосельцева М.М. Правовые основы организации огневой и физической подготовки сотрудников территориальных органов МВД России // Проблемы правоохранительной деятельности. 2020. № 1. С. 51-55.

5. Наставление по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации, приказ МВД России от 23.11.2017 № 880 (ред. от 25.01.2021) (не нуждается в государственной регистрации. Письмо Минюста России от 7 февр. 2018 г. № 01/16500-ЮЛ). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

не в состоянии обеспечить овладение слушателями навыками выполнения упражнений по огневой подготовке и непрерывного их совершенствования. Осложнение в настоящее время эпидемиологической ситуации также может быть причиной вынужденного перехода остальных категорий слушателей на дистанционный формат обучения.

Таким образом, наиболее оптимальный вариант решения вышеуказанной проблемы организации огневой подготовки сотрудников, совмещающих профессиональное обучение и служебную деятельность, - проводить с ними занятия по практическому разделу огневой подготовки инспекторским составом подразделений профессиональной подготовки территориальных органов. При проведении занятий использовать методические рекомендации, отдельно разработанные образовательной организацией МВД России, где проходит обучение сотрудник.

Реализация данного предложения не повлечёт за собой дополнительных расходов, однако упорядочит процесс обучения молодых сотрудников необходимым навыкам и умениям при обращении с огнестрельным оружием.

Способ его реализации заключается во внесении изменений в Наставление по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации, изложив пункт 6 в следующей редакции: «Изучение теоретического раздела огневой подготовки, формирование необходимых двигательных умений и навыков владения табельным оружием и имуществом вооружения осуществляются в рамках обучения по основным и дополнительным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении МВД России, за исключением сотрудников, проходящих обучение по заочной форме. Данная категория сотрудников проходит обучение в составе учебной группы, под непосредственным контролем руководителя учебной группы».

Юридический вестник ДГУ. 2022. Т. 42, № 2. Law Herald of DSU, 2022, vol. 42, no. 2.

6. Мещерякова Е.И., Бородкина О.А. Тендерный подход к огневой подготовке курсантов-девушек: теоретико-методические аспекты // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020. № 2 (86). С. 199-207.

7. Зайцева Е.В. Учёт гендерных особенностей обучающихся при проведении занятий по огневой подготовке // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2021. № 1 (63).

References

1. O sluzhbe v organakh vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii i vne-senii izmenenii v otdel'nye zakonoda-tel'nye akty Rossiiskoi Federatsii [On service in the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation]: RF Federal Law No. 342-FZ of November 30, 2011: as amended. from July 31 , 2020. Access from the ConsultantPlus legal reference system (In Russ.).

2. Ob utverzhdenii Poryadka organizatsii podgotovki kadrov dlya za-meshcheniya dolzhnostei v organakh vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii [On approval of the Procedure for Organizing Personnel Training for Positions in the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation]: Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated May 5, 2018 No. 275: as amended dated January 25, 2021: registered with the Ministry of Justice of Russia on June 27, 2018 No. 51459. Access from the ConsultantPlus legal reference system (In Russ.).

3. Goryacheva N.Yu. O nekotorykh voprosakh organizatsii i obespecheniya strel'b v organakh vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii [About some issues of the organization and provision of shooting in the internal affairs bodies of the Russian Federation], Aktual'nye problemy gosudarstva i obshchestva v oblasti obespecheniya prav i svobod cheloveka i grazhdanina [Actual problems of the state and society in the field of ensuring human and civil rights and freedoms], 2019, no. 2, pp. 527-532. (In Russ.).

4. Shishalov A.O., Starosel'tseva M.M. Pravovye osnovy organiza-tsii ognevoi i fizicheskoi podgotovki so-trudnikov territorial'nykh or-ganov MVD Rossii [Distance learning as one of the forms of organizing the educational process in educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia], Problemy pravookhrani-tel'noi deyatel'nosti [Education and Law], 2020. no. 1, pp. 51-55. (In Russ.).

5. Nastavlenie po organizatsii ognevoi podgotovki v organakh vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii, prikaz MVD Rossii ot 23.11.2017 № 880 (red. ot 25.01.2021) (ne nuzhdaetsya v gosudarstvennoi registratsii. Pis'mo Mi-nyusta Rossii ot 7 fevr. 2018 g. № 01/16500-YuL). Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus». (In Russ.).

6. Meshcheryakova E.I., Borodkina O.A. Gendernyi podkhod k ognevoi podgotovke kursantov-devushek: teoretiko-metodicheskie aspekty [Distance learning as one of the forms of organizing the educational process in educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia], Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii, 2020, no. 2 (86), pp. 199-207. (In Russ.).

7. Zaitseva E.V. Uchet gendernykh osobennostei obuchayushchikhsya pri pro-vedenii zanyatii po ognevoi podgotovke [Distance learning as one of the forms of organizing the educational process in educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia], Vestnik Kaliningradskogo filiala Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Kaliningrad branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Interior Affairs of Russia], 2021, no. 1 (63). (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Рашидов Мурад Магомеднурович, слушатель группы № 2УЗ-2014 Академии управления МВД России, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: murad-r@mail.ru

Якушев Вадим Александрович, доцент кафедры организации огневой и физической подготовки Академии управления МВД России, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: yakushev_vadim@nail.ru

Поступила в редакцию 23.03.2022 г.; одобрена после рецензирования 12.05.2022 г.; принята к публикации 14.05.2022 г.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Rashidov Murad Magomednurovich, student of group No. 2UZ-2014 Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russian Federation. E-mail: murad-r@mail.ru Yakushev Vadim Aleksandrovich, Associate Professor of the Department of Organization of Fire and Physical Training of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russian Federation. E-mail: yaku-

shev_vadim @jnail.ru

Received 23.03.2022; approved after reviewing 12.05.2022; accepted for publication 14.05.2022.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.