УДК 355.541.12
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ПО ОГНЕВОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
LEGAL BASIS FOR MONITORING AND EVALUATING THE LEVEL OF PROFESSIONAL TRAINING OF POLICE OFFICERS IN FIRE AND PHYSICAL TRAINING
Прокошев Андрей Николаевич
слушатель
факультет подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России Академия управления МВД России г. Москва, Россия Prokoshev Andrey Nikolaevich
student
faculties of training of heads (heads) of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Moscow, Russia
Виноградов Андрей Александрович
кандидат юридических наук, доцент кафедра организации огневой и физической подготовки
Академия управления МВД России г. Москва, Россия Vinogradov Andrey Aleksandrovich Ph. D., associate professor department of fire and physical training organization Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Moscow, Russia
Аннотация. В настоящее время наша страна, переживает сложный исторический период, связанный с экономическими и социальными потрясениями общества, на фоне введенных против России санкций и распространения эпидемии коронавируса, что негативным образом влияет на взаимоотношения органов власти и населения. В следствии этого, потребность в повышении профессионализма власти, увеличения качественного состава кадров и морально-психологической готовности, в том числе сотрудников полиции, способных осуществлять защиту законных прав и интересов граждан, а также обеспечивать охрану и безопасность самого общества, и государства становится все больше. Важнейшим направлением деятельности органов внутренних дел является подготовка высококвалифицированного кадрового состава, способного качественно и эффективно выполнять, поставленные перед министерством внутренних дел Российской Федерации, задачи. Одной из мер, оказывающих существенное влияние на уровень профессиональной подготовки сотрудников территориального органа МВД
России по огневой и физической подготовке, является организация должного контроля и оценка уровня профессиональной подготовленности сотрудников территориального органа МВД России. В данной статье речь идет о правовых основах организации контроля и оценки профессиональной подготовленности сотрудников территориального органа МВД России по огневой и физической подготовке.
Abstract. Currently, our country is going through a difficult historical period associated with the economic and social upheavals of society, against the background of the sanctions imposed against Russia and the spread of the coronavirus epidemic, which negatively affects the relationship between the authorities and the population. As a result, the need to improve the professionalism of the authorities, increase the quality of personnel and moral and psychological readiness, including police officers, who are able to protect the legitimate rights and interests of citizens, as well as to ensure the safety and security of society and the state itself, is becoming more and more. The most important area of activity of the internal affairs bodies is the training of highly qualified personnel capable of efficiently and effectively performing the tasks assigned to the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. One of the measures that have a significant impact on the level of professional training of employees of the territorial body of the Ministry of Internal Affairs of Russia for fire and physical training is the organization of proper control and assessment of the level of professional training of employees of the territorial body of the Ministry of Internal Affairs of Russia. In this article, we are talking about the legal basis for the organization of control and evaluation of the professional readiness of employees of the territorial body of the Ministry of Internal Affairs of Russia for fire and physical training.
Ключевые слова: уровень профессиональной подготовленности, контроль, оценка, огневая и физическая подготовка, сотрудник территориального органа МВД России.
Keywords: level of professional readiness, control, assessment, fire and physical training, employee of the territorial body of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
n WW w
В настоящее время, важнейшей деталью системы улучшения отношении общества с правоохранительными органами является доверие. В связи с чем, повышение уровня профессиональной подготовленности, стоит рассматривать не только с точки зрения процесса овладения сотрудником знаниями, умениями и навыками, но и как процесс повышения морально-нравственных качеств сотрудника, благодаря которому, он становится более вежливым и корректным в обращении с гражданами.
Подготовкой кадров в органах внутренних дел является постоянный, непрерывный процесс овладения и совершенствования необходимыми, для успешного выполнения возложенных на полицию задач, знаниями, умениями и навыками. Данный процесс организуется, как в ведомственных учебных заведениях МВД, так и по месту службы сотрудника - в подразделении.
Правовую основу организации контроля и оценки уровня профессиональной подготовленности сотрудников территориального органа МВД России по огневой и физической подготовке составляют:
- Конституция Российской Федерации;
- федеральные конституционные законы;
- федеральные законы;
- указы Президента;
- постановления Правительства;
- приказы МВД;
- приказы территориальных органов МВД России.
В соответствии с. п.п. 10, 11 статьи 11 федерального закона от 30.11.2011 № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудники ОВД имеют право получения профессионального обучения, право на образование и дополнительное профессиональное образование, а также, с учетом результатов работы, стажа службы, профессионального образования и квалификации, право на повышение по службе.
В соответствии с п. 6 статьи 15 вышеуказанного федерального закона и п. 4 статьи 18 федерального закона от 7.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» сотрудник обязан поддерживать свой уровень квалификации, необходимый для выполнения обязанностей, проходить в установленном порядке профессиональное обучение, получать дополнительное образование, соответствовать по своему уровню подготовки квалификационным требованиям, предусмотренным занимаемой должностью, а также проходить периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям, в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
В свою очередь, начальник территориального органа МВД России на районном уровне, при организации деятельности вверенного подразделения, сталкивается с различными категориями общественных отношений, связанных с имеющимся многообразием направлений деятельности полиции, поэтому необходимо отделить рассматриваемую группу правоотношений от всей совокупности.
Так, к примеру, при изучении приказа МВД от 5 июня 2017 года № 355 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне», можно сказать, что полномочия, организация деятельности и правовой статус руководителя территориального органа МВД России на районном уровне, заключаются в:
- осуществлении руководства территориальным органом на основе единоначалия;
- персональной ответственности за выполнение, возложенных на территориальный орган, задач по повышению уровня профессиональной подготовленности сотрудников территориального органа по огневой и физической подготовке;
- решении вопросов, связанных с отбором кадров, расстановкой, воспитанием сотрудников, государственных гражданских служащих и работников подразделения полиции, обеспечении их направления на профессиональное обучения и дополнительное профессиональное образование;
- утверждении положений о структурных подразделениях органа (в целях реализации представленных функций);
- обеспечении соблюдения законности осуществления сотрудниками мероприятий по профессиональной подготовленности, включая проведение проверки уровня профессиональной подготовленности;
- организации и осуществлении контроля за законностью решений и действий должностных лиц, по проверке уровня профессиональной подготовленности сотрудников;
- издании, в пределах имеющейся компетенции, правовых актов по вопросам организации профессиональной подготовки.
Ключевую роль, в определении правовых основ организации контроля и оценки уровня профессиональной подготовленности сотрудников по огневой и физической подготовке, играют действующие в настоящее время приказы:
- приказ МВД России от 05.05.2018 № 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации»;
- приказ МВД России от 23.11.2017 № 880 «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации»;
- приказ МВД России от 01.07.2017 № 450 «Об утверждении Наставления по ор-ганизации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».
В приказе МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 определена система профессиональной подготовки, а также субъекты методического и организационного обеспечения профессиональной подготовки, субъекты контроля, оценки и ответственности за состояние данного направления деятельности МВД, а также система выставления индивидуальной оценки сотрудникам по видам подготовки.
Приказом МВД от 23.11.2017 года № 880, утверждено Наставление по организации огневой подготовки в ОВД, целью которого, является совершенствование уровня профессиональной подготовленности сотрудников, к действиям, в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия. Данное наставление определяет меры безопасности при обращении с оружием, порядок проведения и организации занятий по изучению упражнений стрельб и выполнению нормативов по огневой подготовке, утверждает образцы служебной документации.
Структурой Наставления предусмотрены семь разделов и три приложения, приведенные в табл. 1.
Таблица 1
Структура Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации
№ п/п Разделы
1 2
1. Общее Положение
2. Организация огневой подготовки
3. Действия руководителя стрельб и лиц, обеспечивающих проведение стрельб
4. Проведение занятий по огневой подготовке
5. Действия сотрудников по подаваемым командам при стрельбе из отдельных видов оружия
Продолжение табл. 1
1 2
6. Меры безопасности при проведении стрельб и гранатометания, обращении с оружием и боеприпасами
7. Упражнения стрельб и гранатометания. Нормативы по огневой подготовке
Приложения
1. Образец журнала учета стрельб
2. Образец листа оповещения
3. Образцы мишеней
В его структуре раскрываются элементы организации огневой подготовки, представляя собой определенную инструкцию по обучению. В соответствии с Наставлением, в огневую подготовку входит два раздела: теоретический и практический.
В ходе освоения теоретического раздела организуется изучение основ применения оружия, гарантий личной безопасности, ТТХ оружия и боеприпасов, мер безопасности, основ баллистики, порядка проведения и выполнения упражнений стрельб, устранения задержек, мер личной безопасности и правил хранения оружия. Практический раздел огневой подготовки предусматривает проведение тренировок, по отработке упражнений стрельб, производства выстрела «в холостую», отработке нормативов и тренировок по изготовке к стрельбе.
В соответствии с п. 9, в начале учебного года, в целях повторения (изучения) основных правил применения оружия, боеприпасов, тактико-технических характеристик, материальной части, мер безопасности при обращении с оружием и устранения задержек при стрельбе организуются занятия, после чего, в целях осуществления контроля усвоения материала, проводится зачет. Не сдавшие зачет сотрудники, не могут быть допущены к стрельбам.
В соответствии с данным Наставлением, не реже чем один раз в год, организуются контрольные стрельбы.
В целом, в разрезе рассмотрения организации контроля и оценки огневой подготовки сотрудников, можно отметить ряд недостатков:
1. Наставление слабо структурировано, отсутствует строгое логическое построение разделов, зачастую пункты разделов оторваны друг от друга, что приводит к довольно трудному восприятию приказа.
2. Отсутствует нормативное закрепление понятия «контроль и оценка организации уровня профессиональной подготовленности сотрудников территориального органа МВД России», что может способствовать к неверному толкованию.
3. В приказе отсутствует прядок действий руководителя территориального органа МВД России по организации контроля и оценки уровня профессиональной подготовленности сотрудников.
Следующим рассматриваемым Наставлением, регламентирующим организацию физической подготовки в территориальном органе МВД России, определено, что целью физической подготовки, является формирование готовности к успешному выполнению сотрудниками поставленных задач, умелому применению физической силы, в том числе, боевых приемов борьбы, а также обеспечение высокой рабо-
тоспособности в процессе служебной деятельности.
В ходе организации физической подготовки, сотрудник должен развивать и поддерживать на необходимом уровне профессионально значимые умения и навыки, связанные с правомерным и эффективным применением физической силы, и боевых приемов борьбы, поддерживать и укреплять здоровье, повышать устойчивость организма к воздействию отрицательных факторов оперативно-служебной деятельности, а также сохранять необходимый уровень работоспособности.
Для более наглядного представления, структуру Наставления следует представить в виде таблицы (табл. 2).
Таблица 2
Структура Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации
№ п/п Разделы
1. Общее положение
2. Прикладная гимнастика и атлетическая подготовка
3. Легкая атлетика и ускоренное передвижение
4. Преодоление препятствий
5. Лыжная подготовка
6. Плавание
7. Боевые приемы борьбы
8. Предупреждение травматизма на занятиях по физической подготовке
Приложение
1. Специальная полоса препятствий
Анализируя данный источник, можно сделать ряд важных выводов:
1. Также, как и в Наставлении по организации огневой подготовки, отсутствует нормативное закрепление понятия «контроль и оценка уровня профессиональной подготовленности сотрудников территориального органа МВД России».
2. Не отражена роль руководителя по организации контроля и оценки уровня профессиональной подготовленности сотрудников полиции по физической подготовке.
При рассмотрении правовых основ организации контроля и оценки уровня профессиональной подготовленности по огневой и физической подготовке сотрудников, Порядок организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел, утвержденный приказом МВД № 275 от 05.05.2018 года, заслуживает особого внимания. Он является связующим звеном, между организацией, контролем и оценкой уровня подготовленности сотрудников. Данный приказ состоит из 5 разделов и включает в себя 6 приложений (табл. 3).
Таблица 3
Структура приказ МВД России от 05.05.2018 № 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации»
№ п/п Разделы
1. Общее положение
2. Профессиональное обучение
3. Особенности организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам и основным профессиональным образовательным программам
4. Особенности организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам
5. Профессиональная служебная и физическая подготовка
Приложение (рекомендуемый образец)
1. Заключение о прохождении профессиональной подготовки по должности служащего «Полицейский»
2. Заявки
3. Сведения о ходе выполнения плана комплектования образовательных организаций МВД России
4. Сведения о комплектовании
5. Отчет о комплектовании
6. Протокол результатов проверки профессиональной служебной и физической подготовки
Порядок регламентирует деятельность МВД России по подготовке кадров для замещения должностей органов внутренних дел. Основным субъектом организации профессиональной подготовки, а также контроля и оценки, согласно данному приказу, являются руководитель (начальник) органа, организации, подразделения МВД России, роль которого отражена различными пунктами.
Так, к примеру, руководитель, в соответствии с п. 4. 1. настоящего Порядка, организует и обеспечивает подготовку сотрудников вверенного ему подразделения, принимает участие в проведении занятий, осуществляет контроль за организацией и состоянием подготовки подчиненных.
В соответствии с п. 39, одной из форм контроля руководителя (начальника), является проверка экипировки и внешнего вида сотрудников при направлении для прохождения профессионального обучения, в учебные организации МВД России, проведение инструктажа о поведении на учебе и в пути следования, право проверки успеваемости и состояния служебной дисциплины в данном учебном заведении [1].
В соответствии с п. 101, начальник обеспечивает направление сотрудника, и на дополнительное профессиональное обучение.
Руководители, а также сотрудники, ответственные за работу подразделений, принимают меры к оборудованию и оснащению, используемой для обучения, материальной базы, контролируют организацию обучения, проводя анализ состояния профессиональной подготовленности личного состава, оценивают руководителей учебных групп и лично принимают участие в обучении личного состава.
В свою очередь, особую роль в подготовке личного состава, играют подразделения по работе с личным составом, а также сотрудники, в чьи обязанности входит подготовка кадров, и подразделение профессиональной подготовки.
В соответствии с п.п. 37, 100, они осуществляют контроль направления личного состава на профессиональное обучение и обучение по дополнительным профессиональным программам, а также занимаются организацией направления на обучение, в соответствии с утвержденными планами.
Пунктами 118, 168 Порядка, предусматривается обязанность кадровых подразделений по осуществлению организационного и методического обеспечения профессиональной, служебной, физической подготовки и организации контроля за ее состоянием, в том числе за соответствием ее направлению оперативно-служебной деятельности, проверяют полноту и правильность заполнения, ведение документации по вопросам подготовки кадров, принимают участие в работе при проведении целевых и контрольных проверок, при инспектировании. Помимо этого, в целях осуществления контроля и оценки уровня профессиональной подготовленности, кадровые подразделения осуществляют проведение итоговых занятий, принимают участие в работе комиссии по выдаче личному составу огнестрельного оружия, в том числе на постоянное хранение и ношение.
Отметим, что в период с 2017 по настоящее время, правовая база органов внутренних дел, в сфере организации огневой и физической подготовки, а также и в области контроля деятельности, претерпела значительные изменения.
Рассматривая правовые основы организации контроля и оценки уровня профессиональной подготовленности сотрудников территориального органа МВД России по огневой и физической подготовке, содержащиеся в организационно-распорядительных и методических документах МВД России, необходимо отметить Распоряжение МВД России от 26 декабря 2018 г. № 1/14868, целью которого, является совершенствование системы оценки подразделений МВД России, в том числе по направлению профессиональной служебной и физической подготовки. Распоряжением, к числу основных показателей, на основании которых производится оценка профессионализма сотрудников в ситуациях оперативно-служебной деятельности, характеризующая общий уровень организации профессиональной подготовки, отнесены такие индикаторы, как:
- количественный показатель допущенных травм и случаев гибели сотрудников в результате непрофессионального исполнения служебных обязанностей;
- количественный показатель допущенных травм и случаев гибели граждан в результате непрофессионального исполнения служебных обязанностей;
- количественный показатель утрат табельного оружия и боеприпасов, допущенных в связи с нарушением порядка прохождения службы и иных ведомственных нормативных актов;
Кроме того, оценка уровня профессиональной подготовленности сотрудников территориального органа МВД России по огневой и физической подготовке, включает в себя такие характеристики, как:
- оценка по правовой подготовке в области правовых основ применения огнестрельного оружия и физической силы;
- практическое выполнение контрольных упражнений по огневой подготовке;
- практическое выполнение контрольных нормативов и боевых приемов борьбы по физической подготовке.
Требования данного распоряжения, влекут обязанность для руководителей территориального органа МВД России организовать, эффективную, систему оценки профессиональной подготовленности сотрудников подразделения по огневой и физической подготовке.
Анализируя приказ от 3.02.2012 № 77 «Об основах организации ведомственного контроля за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации», выделим в нем положения, отражающие виды контроля, применяемые в системе МВД России. К таковым можно отнести: контроль в виде инспектирования, контрольные проверки и целевые проверки.
В соответствии с приведенным приказом предметом всех видов контроля, может являться уровень профессиональной, служебной и физической подготовленности.
В рамках зонального контроля проверяются следующие показатели оперативно - служебной деятельности:
- факты непрофессиональных действий сотрудников, связанных с применением огнестрельного оружия и физической силы;
- должностные регламенты лиц, ответственных за организацию и проведение занятий по огневой и физической подготовке;
- организация работы по закреплению, выдаче для несения службы табельного оружия и боеприпасов;
- организация работы по выявлению и распространению положительного опыта в данной области;
- личные показатели руководителей подразделений в области огневой и физической подготовки;
- объективность выставляемых, личному составу, оценок по огневой и физической подготовке в ходе контрольных мероприятий и присвоения (подтверждения) квалификационных званий;
- показатели посещаемости занятий по огневой и физической подготовке.
Также, стоит отметить, что важную роль в повышении профессиональной
подготовленности личного состава, играет приказ МВД России от 14.09.2020 г № 640 «Об утверждении Порядка присвоение, подтверждения квалификационного звания, снижении в квалификационном звании, лишения квалификационного звания и ведения учетов сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России». Именно данным приказом определено материальное стимулирование наиболее подготовленных, в профессиональном плане, сотрудников.
Пунктом 2 данного источника и п. 9 ст. 2 федерального закона от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в зависимости от образования, стажа службы, опыта
работы по специальности и имеющихся знаний, умений и навыков устанавливается четыре квалификационных звания, предусматривающих, соответствующую имеющему званию, ежемесячную надбавку к должностному окладу:
• специалист третьего класса - 5%;
• специалист второго класса - 10%;
• специалист первого класса - 20%;
• мастер - 30%.
Таким способом, законодатель установил зависимость между уровнем профессиональной подготовленности и материальным обеспечением сотрудника, тем самым, стимулируя желание и стремление сотрудника повышать свой профессионализм при выполнении оперативно-служебных задач.
Исходя из представленной выше информации, можно сказать, что сложившиеся современные правовые основы несколько сужают критерии оценки в области организации огневой и физической подготовки, потому что оценка, как по огневой, так и по физической подготовке выставляется в соответствии с требованиями трех различных правовых актов МВД России, регламентирующих указанное направление служебной деятельности, а именно приказов МВД России: от 5 мая 2018 г. № 275, от 23 ноября 2017 г. № 880 и 1 июля 2017 г. № 450, что создает определенные трудности. Более целесообразно было бы свести их в два приказа, один из которых регламентировал бы организацию огневой, а другой - организацию физической подготовки [2].
Изучая нормативно-правовое акты МВД, в рамках рассмотрения организационных особенностей контроля и оценки уровня профессиональной подготовленности сотрудников территориального органа по огневой и физической подготовке, стоит сказать, что на наш взгляд, существенное влияние, на повышение эффективности контроля и оценки указанного направления деятельности будет иметь внесение, в приказ МВД России от 31 декабря 2013 года № 1040 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации», такого показателя ведомственной статистической оценки результатов деятельности территориального органа МВД России на районном уровне, как «уровень огневой и физической подготовки сотрудников», формируемого на основе процентного соотношения количества сотрудников, выполнивших контрольные упражнения по огневой и физической подготовке на оценку «удовлетворительно», с общим количеством личного состава подразделения, принимающим участие в проверке.
Отсутствие в инструкции по оценке деятельности территориального органа МВД России показателей, позволяющих повысить эффективность огневой и физической подготовки сотрудников, негативно сказывается на их целеустремленности к достижению конечных результатов, при выполнении возложенных на органы внутренних дел задач и функций, за счет недостаточной мотивации в повышении концентрации усилий личного состава.
Подводя итог проведенного анализа вышеуказанных документов, можно сказать, что в настоящее время организация контроля и оценки уровня профессиональной подготовленности сотрудников территориального органа МВД России
по огневой и физической подготовке, регламентирована довольно большим количеством ведомственных нормативно-правовых актов. Данные акты недостаточно структурированы, порядок организации огневой и физической подготовки, порядок выполнения упражнений и критерии оценки находятся в разных нормативно-правовых актах, что создает значительные затруднения и неудобства при практическом использовании, отсутствуют определения правовых понятий, таких как «контроль и оценка организации профессиональной подготовленности сотрудников территориального органа по огневой и физической подготовке».
Устранение вышеизложенных недостатков повысит знание правовых основ лицами, осуществляющими оценку и контроль уровня профессиональной подготовленности сотрудников территориального органа МВД России по огневой и физической подготовке, что, в конечном счете, будет способствовать повышению профессионализма сотрудников.
Литература
1. Виноградов А. А., Прокошев А. Н. К вопросу о понятии контроля уровня профессиональной подготовленности сотрудников территориального органа МВД России по огневой и физической подготовке // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств : материалы XXII Всероссийской научно-практической конференции. Иркутск : Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2020. С. 114-121.
2. Виноградов А. А., Прокошев А. Н. О сущности профессиональной подготовки сотрудника полиции // Стратегическое развитие системы МВД России: состояние, тенденции, перспективы: материалы Международной научно-практической конференции. Москва : Проспект, 2020. С. 171-173.
References
1. Vinogradov A. A., Prokoshev A. N. [On the question of the concept of monitoring the level of professional readiness of employees of the territorial body of the Ministry of Internal Affairs of Russia for fire and physical training]. Sovershenstvovanie professional'noy i fizicheskoy podgotovki kursantov, slushateley obrazovatel'nykh organizatsiy i sotrudnikov silovykh vedomstv. Materialy XXII Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Improving the professional and physical training of cadets, students of educational organizations and employees of law enforcement agencies. Materials of XXII All-Russian Scientific and Practical Conference]. Irkutsk, East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation Publ., 2020, pp. 114-121. (In Russia).
2. Vinogradov A. A., Prokoshev A. N. [On the essence of professional training of a police officer]. Strategicheskoe razvitie sistemy MVD Rossii: sostoyanie, tendentsii, perspektivy. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Strategic development of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia: state, trends, prospects. Materials international scientific and Practical Conference]. Moscow, Avenue Publ., 2020, pp. 171-173.