Научная статья на тему 'ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1839
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОРУЖИЕ / ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / СОТРУДНИК / СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / ПРИМЕНЕНИЕ ОРУЖИЯ / ТАБЕЛЬНЫЙ ПИСТОЛЕТ / ВЫСТРЕЛ / СТРЕЛЬБА / ПРИКАЗ / НАСТАВЛЕНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / УПРАЖНЕНИЯ СТРЕЛЬБ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ОСУЩЕСТВЛЯЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ТАКТИКА / ТАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маюров Николай Петрович, Бантюков Игорь Борисович, Трабо Валерий Николаевич

В статье анализируется методика обучения и состояние правового регулирования системы организации огневой подготовки на предмет направленности и перспектив дальнейшего развития исследуемой сферы профессионального образования сотрудников органов внутренних дел. Особое внимание уделено содержательной стороне действующего курса стрельб с целью выявления путей дальнейшего повышения эффективности обучения сотрудников органов внутренних дел навыкам стрельбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маюров Николай Петрович, Бантюков Игорь Борисович, Трабо Валерий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIRE TRAINING IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES: PROBLEMS AND DEVELOPMENT PROSPECTS

The article analyzes the teaching methodology and the state of legal regulation of the system of organizing firepower training for the direction and prospects of further development of the studied sphere of professional education of employees of internal affairs bodies. Particular attention is paid to the content side of the current shooting course in order to identify ways to further increase the effectiveness of training employees of internal affairs bodies in shooting skills.

Текст научной работы на тему «ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

Научная статья УДК 378.634:159.9

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-1-134-144 NIION: 2018-0077-1/22-117 MOSURED: 77/27-024-2022-01-316

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.2 Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

Огневая подготовка в органах внутренних дел: проблемы и перспективы развития

Николай Петрович Маюров1, Игорь Борисович Бантюков2, Валерий Николаевич Трабо3

1 Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, Санкт-

Петербург, Россия, mayurov2010@mail.ru

2 3 Санкт-Петербургский университет МВД России

2 taisafinskaya81@mail.ru

3 topgun241965@mail.ru

Аннотация. В статье анализируется методика обучения и состояние правового регулирования системы организации огневой подготовки на предмет направленности и перспектив дальнейшего развития исследуемой сферы профессионального образования сотрудников органов внутренних дел. Особое внимание уделено содержательной стороне действующего курса стрельб с целью выявления путей дальнейшего повышения эффективности обучения сотрудников органов внутренних дел навыкам стрельбы.

Ключевые слова: огневая подготовка; органы внутренних дел; оружие; огнестрельное оружие; сотрудник; сотрудник полиции; применение оружия; табельный пистолет; выстрел; стрельба; приказ; наставление по организации огневой подготовки в органах внутренних дел; правовое регулирование; законодательство; упражнения стрельб: образовательная деятельность; организация, осуществляющая образовательную деятельность; профессиональная подготовка; тактика; тактическая задача; технические средства обучения

Для цитирования: Маюров Н. П., Бантюков И. Б., Трабо В. Н. Огневая подготовка в органах внутренних дел: проблемы и перспективы развития // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 1. С. 134— 144. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-1-134-144.

Original article

Fire training in the internal affairs bodies: problems and development prospects

Nikolay P. Mayurov1, Igor B. Bantyukov2, Valery N. Trabo3

1 Admiral S. O. Makarov State University of the Sea and River Fleet, Saint-Petersburg, Russia, mayurov2010@

mail.ru

2 3 St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Saint-Petersburg, Russia

2 taisafinskaya81@mail.ru

3 topgun241965@mail.ru

Abstract.The article analyzes the teaching methodology and the state of legal regulation of the system of organizing firepower training for the direction and prospects of further development of the studied sphere of professional education of employees of internal affairs bodies. Particular attention is paid to the content side of the current shooting course in order to identify ways to further increase the effectiveness of training employees of internal affairs bodies in shooting skills.

© Маюров Н. П., Бантюков И. Б. Трабо В. Н., 2022

Keywords: fire training; internal affairs bodies; weapons; firearms; employee; police officer; the use of weapons; service pistol; shot; shooting; order; manual on the organization of fire training in the internal affairs bodies; legal regulation; legislation; shooting exercises: educational activities; an organization carrying out educational activities; professional training; tactics; tactical task; technical training aids

For citation: Mayurov N. P., Bantyukov I. B., Trabo V. N. Fire training in the internal affairs bodies: problems and development prospects // Psychology and pedagogy of service activity. 2022;(1):134-144. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2658-638X-2022-1-134-144.

Огневая подготовка является сегодня одним из приоритетных направлений обучения сотрудников органов внутренних дел, оказывающим серьезное влияние, в том числе на то, как сотрудник будет обеспечивать безопасность граждан, так и собственную безопасность, избегая ошибок и неправомерных действий по применению и использованию огнестрельного оружия. Актуальность вопроса по эффективной организации огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел подтверждается всей совокупностью обстоятельств, в условиях которых сегодня сотрудники органов внутренних дел несут службу и обеспечивают борьбу с преступностью.

В 2020 году количество лиц, погибших от преступных посягательств, совершенных с использованием оружия составило 609 человек, количество лиц, которым причинен тяжкий вред здоровью с использованием оружия - 448 человек [1, с. 42]. Всего в прошлом году с использованием оружия совершено 5,2 тыс. преступлений [1, с. 4]. Кроме того, в истекшем году сотрудниками органов внутренних дел было выявлено 22859 преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия [1, с. 17]. При этом сотрудники органов внутренних дел выявили 3530 преступлений, совершенных с применением огнестрельного, газового оружия, боеприпасов [1, с. 17], и почти 12 тыс. лиц, совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом оружия [1, с. 27]. Более того, на протяжении последних пяти лет все еще остается критическим разрыв между количеством зарегистрированных и раскрытых преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, который составляет в среднем 7 тыс. преступлений [1, с. 28].

Указанные выше данные, несомненно, свидетельствуют о том, что, криминальная ситуация, связанная, в том числе, с применением оружия все еще остается достаточно напряженной и серьезным фактором риска для жизни и здоровья не только населения, но и самих сотрудников органов внутренних дел, которые в силу указанных обстоятельств, обязаны быть готовыми к использованию и/или применению оружия в случаях, предусмотренных законом, включая готовность к действиям по задержанию вооруженных преступников. Все это обуславливает предъявление к сотрудникам органов внутренних дел повышенных требований, в первую очередь, к их ог-

невой подготовке, в том числе, с учетом того, что сегодня «ведение огня в экстремальной уличной ситуации происходит при значительном эмоциональном возбуждении на расстоянии 5-10 м в положении стоя, с одной руки, без прицеливания, в условиях ограниченной видимости, с целью задержания правонарушителя» [2, с. 28]. В этих условиях обществом особо остро воспринимаются ситуации, связанные непрофессиональным, небрежным или необоснованным и незаконным применением сотрудниками органов внутренних дел оружия. Приведем один из последних наиболее резонансных случаев необоснованного и непрофессионального применения сотрудником оружия. Так, 28 мая 2021 года в Новосибирской области старший инспектор ДПС случайно выстрелил в голову 1 9-летнего нарушителя во время задержания. Дело в том, что сотрудники ДПС пытались остановить затонированный автомобиль марки «Тойота», но водитель промчался мимо, никак не отреагировав на требования дорожных полицейских. Тогда за нарушителем началась погоня. Через некоторое время иномарка притормозила, из нее выскочили трое мужчин и бросились врассыпную. При этом ни у одного из убегавших мужчин не было при себе какого-либо оружия. Полицейским удалось задержать одного из них. Когда сотрудники ДПС усаживали мужчину в служебную машину для составления протокола, двое его товарищей попытались отбить задержанного. Один из «защитников» - владелец «Тойоты» -1 9-летний Векил, который и был за рулем иномарки, начал бороться с правоохранителем. Последний, держа заряженный табельный пистолет (каким-то образом в патроннике оказался патрон) хотел скрутить молодого человека, и в этот момент произошел непроизвольный выстрел - пуля попала молодому человеку прямо в голову. Пробыв короткое время в коме, молодой человек скончался [3]. Этот и другие случаи непрофессионального или неэффективного применения оружия указывает на те пробоины и бреши, которые имеют место сегодня в системе огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел. И это не удивительно, так как «сейчас на стрельбы стражи порядка выезжают в среднем раз в месяц, в лучшем случае - дважды в месяц. Стреляют обычно из одной позиции: стоя прямо перед мишенью за пять метров от цели. Это сильно ограничивает возможности и на-

выки. Например, если полицейскому надо молниеносно выхватить пистолет из кобуры и обезвредить нападающего на него злодея, такая движущаяся мишень оказывается практически недосягаемой. Кроме того, дни спортивной подготовки у полицейских тоже сегодня большая редкость. Из-за этого правоохранители могут попасть впросак, если надо разоружить преступника или скрутить его, не применяя табельный пистолет1.

Проблемы огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел до сих пор находятся в фокусе различных научных исследований [4]. В этой связи представляется важным обратить более пристальный взор на те тенденции в развитии законодательства об огневой подготовке сотрудников органов внутренних дел, которые сегодня определяют качество указанного вида подготовки действующих сотрудников.

23 ноября 2017 года Министром внутренних дел Российской Федерации был издан приказ МВД России от 23 ноября 2017 года № 880 «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» (далее - приказ № 880), который, во-первых, действует до сих и пор и регламентирует современную систему огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел, и, во-вторых, в совокупно-

сти с приказом МВД России от 20 марта 2018 года № 147 «О признании утратившими силу отдельных положений Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 13 ноября 2012 г. № 1030дсп»2 (далее - приказ № 1 47) отменил часть положений ранее действовавшего приказа МВД России от 13 ноября 2012 года № 1030 дсп «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» (предшественник приказа № 880) (далее - приказ № 1030)3. А с 28 сентября 2018 года в связи с изданием приказа МВД России 28 сентября 2018 года № 637 «О признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России» (далее - приказ № 637) приказ № 1030 был признан утратившим силу полностью. № 880.

Учитывая то, что утвержденный приказом № 880 Курс стрельб действует уже более 3 лет, представляется важным попытаться оценить его эффективность, в том числе на основе анализа основных изменений, произошедших в системе обучения огневой подготовке личного состава органов внутренних дел. Для более наглядного анализа основные показатели, характеризующие рассматриваемые изменения, приведены в виде таблицы ниже.

Таблица

Данные о количественных и качественных изменениях в упражнениях стрельб для сотрудников органов внутренних дел

№ п/п Наименование Количество упражнений стрельб в соответствии с приказом МВД России от 13 ноября 2012 г. № 1030 Количество упражнений стрельб в соответствии с приказом МВД России 23 ноября 2017 г. № 880 Динамика изменений «+» - положительная/ «-» - отрицательная

1 Всего упражнений 60 59 -

2 Упражнения для сотрудников, не являющихся сотрудниками полиции. 10 6

Сотрудники полиции (далее -сотрудники), выполняющие упражнения стрельб из:

пистолета 10 11 +

3 пистолета-пулемета 6 5 -

автомата 5 5

снайперской винтовки 6 6

Упражнения для сотрудников полиции, проходящих усиленную подготовку. 16 14 -

4 Упражнения для сотрудников для курсантов и слушателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении МВД России (далее - курсанты) 11 15 +

1 Антонова Т. Полицейских научат не промахиваться: в МВД решили улучшить огневую подготовку. В ведомстве готовят обновления сразу двух документов, касающихся личного состава // Московский комсомолец. 2020. 26 мая. URL: https://www.mk.ru/social/2020/05/25/poHceyskikh-nauchat-ne-promakhivatsya-v-mvd-reshüi-uluchshit-ognevuyu-podgotovku. html.

2 С 28 сентября 2018 года приказ № 147 был также отменен приказом № 637.

3 В соответствии с приказом 147 признаны утратившими силу главы № Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 13 ноября 2012 г № 1030дсп, приложения № 3 и 4 к нему.

№ п/п Наименование Количество упражнений стрельб в соответствии с приказом МВД России от 13 ноября 2012 г № 1030 Количество упражнений стрельб в соответствии с приказом МВД России 23 ноября 2017 г. № 880 Динамика изменений «+» - положительная/ «-» - отрицательная

Скоростная стрельба:

5 для сотрудников 16 13 -

для курсантов 10 8 -

Стрельба с заданной зоной поражения:

6 для сотрудников 3 3

для курсантов 1 3 +

Стрельба с переносом огня по фронту:

7 для сотрудников 6 5 -

для курсантов 0 2 +

Стрельба в ограниченное время:

8 для сотрудников 9 12 +

для курсантов 3 4 +

Стрельба внезапно появляющимся целям:

9 для сотрудников 6 6

для курсантов 0 0

Стрельба из различных положений:

10 для сотрудников 3 3

для курсантов 1 0 -

Стрельба со сменой позиции:

11 для сотрудников 2 4 +

для курсантов 2 2

Стрельба со сменой магазина:

12 для сотрудников 3 5 +

для курсантов 1 1

13 Стрельба в условиях ограниченной возможности для прицеливания:

для сотрудников 1 0 -

для курсантов 0 0

Стрельба после передвижения:

14 для сотрудников 7 9 +

для курсантов 2 1 -

Стрельба с разворотом:

15 для сотрудников 2 1 -

для курсантов 1 1

Стрельба из-за укрытия:

16 для сотрудников 2 2

для курсантов 2 1 -

Стрельба после физической нагрузки:

17 для сотрудников 2 1 -

для курсантов 1 0 -

18 Стрельба при отсутствии усложняющих ее условия элементов1 (далее - элемент):

для сотрудников 14 12 -

для курсантов 2 3 +

19 Стрельба с наличием одного из элементов2:

для сотрудников 12 12

для курсантов 0 3 +

1 Речь идет о, как правило, подготовительных упражнениях таких, как «стрельба с места по неподвижной цели» с положения стоя.

2 Под словом «элемент» понимаются элементы, усложняющие условия выполнения упражнения стрельб, а именно: 1) «скоростная стрельба»; 2) «заданная зона поражения»;

3) «перенос огня по фронту»; 4) «ограниченное время»; 5) «внезапно появляющиеся цели»; 6) «различные положения для стрельбы»; 7) «смена позиции»; 8) «смена магазина»;

9) «условия ограниченной возможности для прицеливания»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10) «передвижение»; 11) «разворот»; 12) «укрытие»; 13) «физические нагрузки» и др.

№ п/п Наименование Количество упражнений стрельб в соответствии с приказом МВД России Количество упражнений стрельб в соответствии с Динамика изменений «+» - положительная/

от 13 ноября 2012 г. № 1030 приказом МВД России 23 ноября 2017 г. № 880 «-» - отрицательная

Стрельба с наличием двух элементов:

20 для сотрудников 13 11 -

для курсантов 4 4

Стрельба с наличием трех элементов:

21 для сотрудников 11 10 -

для курсантов 4 3 -

№ п/п Наименование Количество упражнений стрельб в соответствии с приказом МВД России Количество упражнений стрельб в соответствии с Динамика изменений «+» - положительная/

от 13 ноября 2012 г. № 1030 приказом МВД России 23 ноября 2017 г. № 880 «-» - отрицательная

Стрельба с наличием четырех элементов:

22 для сотрудников 3 1 -

для курсантов 0 1 +

Стрельба с наличием пяти элементов:

23 для сотрудников 0 3 +

для курсантов 0 1 +

Итак, попытаемся обозначить некоторые моменты, отражающие основные изменения в системе правового регулирования курса огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел. Несомненно, приказ № 880 характеризует собой новый этап в правовом регулировании организации огневой подготовки в органах внутренних дел, в том числе, и в определенной степени, способствуя совершенствованию рассматриваемого законодательства.

Так, из числа упражнений стрельб для сотрудников, не являющихся сотрудниками полиции, исключены упражнения стрельб из автомата. Для сотрудников подразделений полиции введены новые упражнения: 1) упражнения, связанные со скоростной стрельбой из салона автомашины и стрельбой по неподвижной цели после передвижения; 2) упражнения, связанные со стрельбой по неподвижной цели после передвижения; 3) упражнения, связанные со стрельбой по неподвижной цели в ограниченное время со сменой положения для стрельбы; 4) упражнения, связанные со стрельбой из пистолета бесствольного с места по неподвижной цели в ограниченное время.

К упражнениям стрельб из пистолета-пулемета для сотрудников, имеющих на вооружении данный вид оружия, добавлены новые упражнения: 1) стрельба из различных положений в ограниченное время с физической нагрузкой, передвижением и переносом огня по фронту (за счет объединения двух предшествующих упражнений: а) Стрельба из различных положений в ограниченное время после передвижения с переносом огня по фронту + б) Стрельба в ограниченное время после физической нагрузки с переносом огня по фронту); 2) стрельба

с места по неподвижным внезапно появляющимся целям со сменой позиции и сменой магазина в ограниченное время после передвижения.

С 2017 года упражнения стрельб из автомата впервые выполняются только сотрудниками полиции (раньше упражнении стрельб из автомата выполняли все сотрудники органов внутренних дел). Более того для сотрудников полиции некоторые упражнения стрельб из автомата претерпели серьезные изменения в сторону усложнения. Так, ранее выполнявшееся всеми сотрудниками упражнение «Стрельба с места по внезапно появляющимся целям» трансформировалось в упражнение «Стрельба с места по неподвижным внезапно появляющимся целям со сменой позиции и сменой магазина в ограниченное время после передвижения».

Положительные изменения коснулись и упражнения стрельб для усиленной подготовки сотрудников (сотрудники, направляемые в зону вооруженного конфликта). Так в упражнениях стрельб из пистолета интервал между мишенями изменился со 1 00 см до 1 метра. В упражнениях стрельб из ручного пулемета расстояние до цели сократилось со 150 м до 100 м. А в упражнении «Стрельба с места с переносом огня по фронту в ограниченное время после внезапного появления целей», с одной стороны появился интервал 1-3 м между мишенями, а с другой стороны -увеличилось количество патронов для выполнения данного упражнения с 20 шт. до 30 шт., а также увеличилось время на выполнение упражнение с 40 до 45 секунд (днем) и с 50 до 55 секунд (ночью).

Кроме того, были исключены такие упражнения стрельб из ручного пулемета, как: 1) упражнение «Стрельба по появляющимся целям в ограничен-

ное время после передвижения со сменой позиций»; 2) упражнение «Стрельба с места по неподвижной цели» (расстояние до цели: 1 00 м., количество патронов: 10 шт., время на стрельбу: 20 с); 3) упражнение «Стрельба с места по неподвижной цели» (расстояние до цели: 50 м., количество патронов: 8 шт., время на стрельбу: 1 5 с).

Что касается упражнений стрельб из ручного противотанкового гранатомета, то и здесь произошли некоторые изменения. Во-первых, в упражнении «Стрельба с места по неподвижной цели изменилось» расстояние до цели, оно сократилось с 200 м. до 150 м., во-вторых, к положению для стрельбы «с колена» добавилось положение для стрельбы «стоя в окопе».

Похожие изменения коснулись и упражнений стрельб из подстовльного гранатомета. Так, в упражнении «Стрельба с места по неподвижной цели» расстояние до цели уменьшилось с 250 м. до 100 м. При этом положение для стрельбы не «с колена», а только «стоя».

Изменения в сторону большей адаптации к реальным условиям мы можем наблюдать в упражнениях для метания ручных осколочных гранат. Так, в упражнениях «Метание оборонительной гранаты по неподвижной цели» и «Метание гранаты на дальность после передвижения» (ранее «Метание гранаты на дальность в движении») огневой рубеж, представляющий, в том числе, и укрытие для бросающего гранату, не сводится только к траншеи, или окопу глубиной 1,5 м, и может представлять собой кирпичную или железобетонную стену.

Несомненно, повышенный интерес, вызывают изменения в упражнениях стрельб для курсантов и слушателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении МВД России. Во-первых, из их числа исключено упражнение «Скоростная стрельба с места по неподвижной цели». Во-вторых, и это, несомненно, можно считать плюсом, было введено упражнение «скоростная стрельба с места по неподвижной цели», в котором сокращено расстояние до цели с 20 до 7 метров, а также задана зона поражения - рука с оружием (темный фон). В-третьих, усложнено упражнение «Скоростная стрельба с места по неподвижной цели со сменой позиции для стрельбы», которое теперь включает в себя также смену магазина, при этом расстояние до цели увеличено с 7 до 1 0 метров, что, правда, на наш взгляд, не совсем оправдано. В-четвертых, увеличено количество упражнений с непоражаемой зоной, так введено новое упражнение «Скоростная стрельба с места и ограниченной зоной поражения неподвижной цели». В-пятых, усложнено упражнение «Скоростная стрельба с разворотом и ограниченной зоной поражения цели», которое теперь включает в себя также перенос огня по фронту, т.е. стрельбу уже по двум мишеням, включая преступ-

ника с заложником. В-шестых, упражнение «Скоростная стрельба из различных положений из-за укрытия» при наличии уже имеющихся аналогичных упражнений в иных вариациях заменено на новое, более практичное, упражнение «Скоростная стрельба из салона автомашины по движущейся цели». В-седьмых, усложнено упражнение «Стрельба по неподвижной цели после передвижения», которое теперь вместо второй фигуры теперь включает в себя мишень в виде колеса.

В-восьмых, подготовка курсантов усилена введением упражнений из пистолета-пулемета: 1) упражнение «Стрельба с места по неподвижной цели»; 2) «Стрельба с места по неподвижной цели в ограниченное время».

Кроме того, впервые для курсантов предусмотрены свои упражнения стрельб из автоматов.

Безусловно, анализ только положительных изменений в правовом регулировании огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел не может претендовать на статус объективного и всеобъемлющего без исследования тех новелл и положений, введение которых вызывает определенные вопросы.

Для сотрудников, не являющихся сотрудниками полиции, увеличено время выполнения упражнения с 1 0 до 12 секунд (упражнение «Скоростная стрельба с места по неподвижной цели»; упражнение «Скоростная стрельба с места по неподвижной цели с заданной зоной поражения»).

В то время как для сотрудников подразделений полиции: 1) увеличено время выполнения некоторых упражнений с 1 0 до 1 2 секунд (Упражнение «Скоростная стрельба с места по неподвижной цели с заданными областями поражения со сменой позиции для стрельбы»), или с 6 (8) до 10 секунд (Упражнение «Скоростная стрельба с места по неподвижной цели»); 2) исключены упражнения, связанные со скоростной стрельбой самовзводом по неподвижной цели с места в условиях ограниченной возможности для прицеливания и со сменой позиции для стрельбы (упражнение 8); 3) увеличено время выполнения некоторых упражнений с 1 2 до 1 5 секунд (Упражнение «Скоростная стрельба с разворотом и переносом огня по фронту»); 4) исключены упражнения, связанные со скоростной стрельбой в условиях ограниченной возможности для прицеливания, и скоростной стрельбой с разворотом и ограниченной зоной поражения цели.

Не меньше вопросов вызывают изменения в упражнениях стрельб для курсантов и слушателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении МВД России: 1) в упражнении «Скоростная стрельба с места по неподвижной цели с заданной зоной поражения» увеличилось время выполнении норматива с 8 до 1 0 секунд, а в упражнении «Скоростная стрельба с места по неподвижной

цели с заданными областями поражения со сменой позиции для стрельбы» - с 1 0 до 1 2 секунд; 2) исключено такое важное упражнение как «Скоростная стрельба после физической нагрузки», а также упражнение «Скоростная стрельба после передвижения со сменой магазина»; 3) урезан и без того не большой арсенал упражнений стрельб из автомата, который теперь ограничен несколькими упражнениями: а) упражнение «Стрельба с места по неподвижной цели»; б) упражнение «Стрельба с места по неподвижным целям с переносом огня по фронту в ограниченное время»; в) упражнение «Стрельба с места по неподвижной цели в ограниченное время». Что, на наш взгляд, является недостаточным для эффективной подготовки курсантов слушателей как будущих сотрудников, стоящих на страже правопорядка.

В этой связи, имело бы смысл пересмотреть эти упражнения для курсантов, добавив в них такие элементы, как стрельба из различных положений, стрельба по внезапно появляющимся целям, стрельба с различными элементами физической нагрузки, стрельба со сменой магазина, а также упражнения стрельб по целям с заданными областями поражениями.

Несмотря на всю вышеизложенную критику приказа № 880 несомненным плюсом его можно признать и то, что в качестве одной из задач огневой подготовки он провозглашает формирование у сотрудников необходимых умений и навыков умелых и эффективных действий с оружием и боеприпасами во время стрельбы и гранатометания.

Таким образом, суммируя все сказанное в сухом остатке остается следующее. Количественно изменения в упражнениях стрельб для курсантов характеризуются более выраженной положительной динамикой, чем изменения в количестве упражнений стрельб для лиц постоянного состава (см. таблицу)1. Иными словами, анализируемые изменения свидетельствуют о том, что сегодня курсанты в процессе обучения стреляют больше и разнообразнее, чем это было предусмотрено ранее действовавшим приказом № 1030, так как количество вновь введенных новых видов упражнений, во-первых, превышает аналогичный показатель по постоянному составу, а во-вторых, равняется количеству видов упражнений для курсантов, исключенных из курса стрельб. В то время как по постоянному составу наблюдается более выраженная отрицательная динамика, которая говорит о том, что количество видов упражнения стрельб для постоянного состава сократилось гораздо больше, чем количество вновь введенных видов упражнений стрельб.

1 Всего 14 «+», из них 6 «+» - по постоянному составу,

8 «+» - по курсантам. И 19 «-», из них 12 «-» - по постоянному составу, 6 «-» - по курсантам.

Детальный анализ изменений в Курсе стрельб для сотрудников органов внутренних дел со всей очевидностью свидетельствует о том, что ни в коем случае нельзя ставить здесь точку. Это значит, что в вопросе дальнейшего развития законодательству об огневой подготовке сотрудников органов внутренних дел есть куда расти. Как, вполне справедливо, отметил в своей работе А. С. Колесников со ссылкой на Некрасова С. В.2: «При проведении практических занятий на огневом рубеже постоянно имеется освещение, отсутствуют отвлекающие и раздражающие факторы, обучающие используют наушники. Применение оружия в реальной ситуации оперативной деятельности происходит в несколько других условиях:

- при слабом освещении, в полной темноте;

- при встречном свете,

- во время выстрелов другого сотрудника или преступника.

Противник в отличие от мишени движется, и понятие «упреждение» в процессе занятий не используется как ненужное. Учебные программы не предусматривают определения расстояния до цели, поэтому, глазомер у сотрудника не развит, что не мешает поражать цель на обычных расстояниях, но приводит к промахам на расстояниях, превышающих эффективную дальность стрельбы, когда выстрел явно не мог достичь цели» [5, с. 274]. Полностью разделяя указанное мнение, остается его дополнить еще одной не менее важной деталью.

Дело в том, что статьи 23-24 Федерального закона от 7 февраля 2011 г № З-ФЗ «О полиции» [6] (далее - Закон о полиции) предусматривают такие ситуации применения огнестрельного оружия, которые не отрабатываются на занятиях по огневой подготовке и, самое главное, не отражены в действующем Курсе стрельб: 1) применение огнестрельного оружия «для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции»; 2) применение огнестрельного оружия «для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным»; З) применение огнестрельного оружия «для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, ор-

2 Некрасов С. В. Основные факторы совершенствования огневой подготовки сотрудников правоохранительных органов // Педагогические науки. 2016. № 57-4. URL: https:// novainfo. ru/article/10073.

ганизаций и граждан»; 4) применение огнестрельного оружия «для остановки транспортного средства путем его повреждения»; 5) применение огнестрельного оружия «для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции»; 6) применение огнестрельного оружия «для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения» и др. [6]. Кроме того, указанные ситуации могут в реальной обстановке встречаться одновременно, а это значит, что от сотрудника потребуется в этот момент принять не только чисто техническое решение, основанное на навыках автоматизма по производству выстрела, но и более сложное и комплексное решение, включающее способность сотрудника принять, в первую очередь, грамотное правовое решение, т. е. определить -есть ли в данной ситуации правовое основание для применения огнестрельного оружия, включая практическую отработку сотрудником навыков определения случаев, когда запрещено применять огнестрельное оружие. Таким образом, отработка упражнения стрельб должна включать как отработку навыков самой стрельбы в различных ситуациях, включая комбинацию ситуаций, так и отработку выбора правового решения. Вот почему так важно более пристально обратить внимание на такую составляющую огневой подготовки, как тактика. Тем более, что в соответствии с приказом 880 практический раздел огневой подготовки используется для формирования умений и навыков выполнения тактических задач применения оружия и боеприпасов при осуществлении оперативно-служебной деятельности.

Согласно словарю русского языка А. П. Евгеньевой под «тактикой» понимаются: 1) составная часть военного искусства, включающая теорию и практику подготовки и ведения боя; 2) совокупность приемов и способов общественной, политической борьбы; 3) образ действий, линия поведения кого-либо в достижении намеченной цели1.

В соответствии с трактовкой Краткого словаря оперативно-тактических и общевоенный терминов «тактическая задача» означает: 1) боевая задача подразделения, части, соединения; 2) учебное задание для обучения офицеров искусству организации и ведения боя2.

Вместе с тем, согласно приказу 880 выполнение тактических задач сводится к отработке упражнений

1 Словарь русского языка : В 4-х т. / РАН, Институт лингвистических исследований ; под ред. А. П. Евгеньевой. 4-е изд., стер. М. : Русский язык ; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека.

2 Краткий словарь оперативно-тактических и общевоен-

ных терминов. М., 1958.

стрельб из различных видов оружия и гранатометания. Что, по нашему мнению, является недостаточным для эффективной организации огневой подготовки личного состава органов внутренних дел. Считаем, что потенциал повышения эффективности огневой подготовки может быть реализован, если будут пересмотрены тактические основы огневой подготовки на предмет включения таких упражнений, которые, с одной стороны, включали бы в себя комплекс упражнений из курса стрельб, объединенных определенной ситуацией с различными вариантами ее дальнейшего развития, а с другой стороны - элемент принятия сотрудником правового решения по заданной ситуации. При таком раскладе решение обозначенной задачи сложно представить без использования междисциплинарного подхода.

Безусловно, дальнейшее развитие законодательства, регламентирующего курс стрельб - это только один из шагов на пути совершенствования и повышения эффективности огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел. Следующим, не менее важным, фактором, оказывающим серьезное влияние на процесс обучения, является использование современных технических средств обучения огневой подготовки. Данному аспекту огневой подготовки сегодня посвящено много публикаций, поэтому мы не будем останавливаться на этом факторе, разумеется, разделяя мнение тех, кто пишет о его важности и значимости для огневой подготовки3.

3 См., например: Торгерсен А. С. Использование тренажеров в огневой подготовке в образовательных организациях МВД России // E-Scio. 2020. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/ispolzovanie-trenazherov-v-ognevoy-podgotovke-v-obrazovatelnyh-organizatsiyah-mvd-rossii ; Корсаков Ю. В. Пути совершенствования огневой подготовки курсантов на основе современных технических средств обучения. URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/726/Action726-552115.pdf; Васильева Т. Б. Использование электронных стрелковых тренажеров в методике преподавания огневой подготовки в образовательных организациях МВД России // Научный компонент. 2019. № 3 (3). С. 157-162; Корсаков Ю. В. Компьютерная игра как один из методов обучения огневой подготовке. URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/443/Action443-466761.pdf; Корсаков Ю. В. Современные образовательные технологии как средство обучения огневой подготовки. URL: https:// interactive-plus.ru/e-articles/436/Action436-464706.pdf; Дурнев Н. В. Использование технических средств обучения при проведении учебных занятий по огневой подготовке (на примере ЦПП УМВД России по Курской области) / Н. В. Дурнев, А. В. Медведев, Е. Ю. Домрачева, О. Ю. Иляхина // Вестник БелЮИ МВД России. 2016. №1. С. 22-24; Корсаков Ю. В. Применение инновационных технологий в процессе огневой подготовки // Инновационные технологии в науке и образовании: Материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 23 окт. 2015 г.) / Редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. №3 (3). С. 84-85; Падурин Д. Ф. К вопросу об инновациях в огневой подготовке сотрудников силовых структур / Д. Ф. Падурин, С.Г. Кучин // Молодой ученый. 2015. №15. С. 598-599 и др.

Список источников

1. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2020 года: ФКУ «Главный информационно-аналитический центр». URL: https://мвд.рф/reports/ item /22678184/.pdf.

2. Макарцев, А. Н. Организация огневой подготовки в ОВД России. Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами : лекция / А. Н. Макарцев. URL: https://studopedia. net/5_895_vopros--organizatsiya-ognevoy-podgotovki-v-organah-vnutrennih-del-rossiyskoy-federatsii.html.

3. «Ты шмальнул его!»: что грозит полицейскому, выпустившему пулю в голову нарушителя. Новости. Вечерняя Москва. URL: https://news. rambler.ru/crime/46518208-ty-shmalnul-ego-chto-grozit-politseyskomu-vypustivshemu-pulyu-v-golovu-narushitelya/.

4. См.: Беляков А. А. Технология формирования навыков скоростной стрельбы в профессиональной подготовке курсантов военных образовательных организаций высшего образования: дис... докт. пед. наук / А. А. Беляков. Санкт-Петербург, 2020. 173 с.; Афанасьев А. В. Обучение сотрудников органов внутренних дел приемам стрельбы из пистолета после перемещений в секторах : дис... канд. пед. наук / А. В. Афанасьев. Красноярск, 2011. 165 с.; Науменко С. В. Повышение качества огневой подготовленности курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России: дис... канд. пед. наук / С. В. Науменко. Санкт-Петербург, 2008. 183 с.; Скворцов Д. Е. Формирование навыков стрельбы из табельного оружия при задержании вооруженных преступников у курсантов вузов МВД России: дис... канд. пед. наук / Д.Е. Скворцов. Санкт-Петербург, 2006. 237 с.; Саутин А. А. Формирование первоначальных навыков стрельбы из табельного оружия у курсантов специальных средних учебных заведений МВД России: дис... канд. пед. наук / А.А. Саутин. Санкт-Петербург, 2003. 179 с.; Ураков И. В. Совершенствование огневой подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России: Педагогический аспект: дис... канд. пед. наук / И. В. Ураков. М., 2003. 245 с.; Торопов В. А. Теория и практика эффективного обучения сотрудников органов внутренних дел стрельбе из личного оружия: дис... докт. пед. наук / В. А.Торопов. Санкт-Петербург, 2001. 341 с.; Ви-тольник В. Н. Огневая подготовка курсантов вузов МВД России на основе современных технических средств обучения: дис... канд. пед. наук / В. Н. Ви-тольник. Санкт-Петербург, 2000. 226 с.; Золотниц-кий И. А. Повышение эффективности обучения стрельбе из нестандартных положений методами совершенствования вестибулярной устойчивости:

дис... канд. пед. наук / И. А. Золотницкий. М., 1997. 162 с.; Горбенков С. Г. Методика огневой подготовки слушателей учебных заведений МВД России: дис... канд. пед. наук / С. Г. Горбенков. М., 1997. 203 с. и др.

5. Колесников, А. С. Методика обучения огневой подготовке сотрудников правоохранительных органов на современном этапе // Молодой ученый. 2019. № 15 (253)

6. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» // «Собрание законодательства РФ». 2011. № 7. Ст. 900.

7. Мезакс, Ю. Ю. Проблемы совершенствования средств обучения и методики проведения занятий по огневой подготовке курсантов МВД // Аллея Науки. 2018. № 7 (23). С. 123-124.

8. Ахматгатин, А. А. Интенсификация учебного процесса по дисциплине «Огневая подготовка» на основе использования технических средств обучения стрельбе. URL: http://www.lasertools.ru/ sbornik_2014/1 -Axmatgatin.pdf.

9. Бобровик, А. П., Любаков А. А. Совершенствование служебной, физической и огневой подготовки сотрудников подразделений специального назначения МВД России на современном этапе. URL: http:// elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/4244/1/prfs_2015 _092.pdf.

10. Карпун, А. Б. Теретические основы огневой подготовки специалистов-кинологов, 2016. З0 с. 270 Педагогика «Молодой ученый». № 15 (253). Апрель 2019 г.

11. Кобленков, А. Ю. Мониторинг реализации законодательства о применении огнестрельного оружия сотрудниками полиции в России и за рубежом // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. № 1 (41). С. 241-244.

12. Некрасов, С. В. Основные факторы совершенствования огневой подготовки сотрудников правоохранительных органов // педагогические науки. 2016. №№ 57-4. URL: https://novainfo.ru/article/10073.

13. Сериков, С. Н. Современные методики обучения огневой подготовке сотрудников силовых структур, необходимые для качественного выполнения оперативно-служебных задач // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2014. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/sovremennye-metodikiobucheniya-ognevoy-podgotovke-sotrudnikov-silovyh-struktur-neobhodimye-dlya-kachestvennogo-vypolneniya.

14. Шарапов, А. Ю., Благодатин А. Б., Самаркин В. А. Проблемы огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел, а так же пути совершенствование их навыков. 2017. № 63-2. URL: https:// novainfo.ru/article/12472.

List of sources

1. The state of crime in Russia for January - December 2020: FKU "Main Information and Analytical Center". Moscow. [Electronic resource] - Access mode: https://mvd.rf/reports/item /22678184/.pdf

2. Makartsev A. N. Organization of fire training in the Russian police department. Security measures in handling weapons and ammunition. Lecture. [Electronic resource] - Access mode: https://studopedia. net/5_895_vopros--organizatsiya-ognevoy-podgoto-vki-v-organah-vnutrennih-del-rossiyskoy-federatsii. html

3. "You scammed him! » what threatens a policeman who fired a bullet in the head of the offender. News. Evening Moscow [Electronic resource] - Access mode: https://news.rambler.ru/crime/46518208-ty-shmalnul-ego-chto-grozit-politseyskomu-vypustivshemu-pulyu-v-golovu-narushitelya/

4. See: A. A. Belyakov, "Technology for the formation of high-speed shooting skills in the professional training of cadets of military educational organizations of higher education: dis...dokt. ped. Sciences / A. A. Belyakov. St. Petersburg, 2020. -173 p.; Afanasiev A.V. Training of employees of the internal affairs bodies in the methods of shooting from a pistol after moving in the sectors: thesis ... cand. ped. Sciences / A. V. Afanasiev. Krasnoyarsk, 2011. - 165 p.; Nau-menko S. V. Improving the quality of fire preparedness of cadets and students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia: thesis ... cand. ped. Sciences / S.V. Naumenko. St. Petersburg, 2008. - 183 p.; Skvortsov D.E. Formation of skills of firing from service weapons during the arrest of armed criminals among cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia: thesis ... cand. ped. Sciences / D.E. Skvortsov. St. Petersburg, 2006. - 237 p.; Sautin A. A. Formation of initial skills of firing from service weapons among cadets of special secondary educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia: thesis ... cand. ped. Sciences / A.A. Sautin. St. Petersburg, 2003. - 179 p.; Urakov I. V. Improving the firepower training of cadets and students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia: Pedagogical aspect: thesis ... cand. ped. Sciences. V. Urakov. M., 2003. - 245 p.; Toropov V. A. Theory and practice of effective training of employees of internal affairs bodies in shooting from personal weapons: dis ... doctor. ped. Sciences / V. A. Toropov. St. Petersburg, 2001. - 341 p.; Vitol-nik V.N. ped. Sciences / V.N. Vitolnik. St. Petersburg, 2000. - 226 p.; Zolotnitsky I. A. Improving the effectiveness of training in shooting from non-standard positions by methods of improving vestibular stabil-

ity: thesis ... cand. ped. Sciences / I. A. Zolotnitsky. M., 1997. - 162 p.; Gorbenkov S. G. Methods of fire training for students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia: dis ... cand. ped. Sciences / S.G. Gorbenkov. M., 1997. - 203 p. and etc.

5. Kolesnikov A. S. Methods of teaching fire training for law enforcement officers at the present stage // Young scientist. - 2019. - No. 15 (253)

6. Federal Law of February 7, 2011 No. 3-FZ "On the Police" // "Collection of Legislation of the Russian Federation". 2011. No. 7. Art. 900.

7. Mezaks Yu.Yu. Problems of improving teaching aids and methods of conducting fire training classes for cadets of the Ministry of Internal Affairs // Alley of Science. - 2018. - No. 7 (23). - P. 123-124.

8. Akhmatgatin A.A. Intensification of the educational process in the discipline "Fire training" based on the use of technical means of training in shooting [Electronic resource] - Access mode: http://www.lasertools. ru/sbornik_2014/1-Axmatgatin.pdf

9. Bobrovik A. P., Lyubakov A. A. Improving the service, physical and fire training of employees of special forces units of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the present stage. [Electronic resource]. Access mode: http://elar.rsvpu.ru/bit-stream/123456789/4244/1/prfs_2015_092.pdf

10. Karpun A. B. Theoretical foundations of fire training of dog handlers, 2016. - 30 p. 270 Pedagogy "Young Scientist". No. 15 (253). April 2019

11. Koblenkov A. Yu. Monitoring the implementation of legislation on the use of firearms by police officers in Russia and abroad // Legal Science and Practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. No. 1 (41). P. 241-244.

12. Nekrasov S.V. The main factors of improving the fire training of law enforcement officers // Pedagogical sciences. 2016. No. 57-4 [Electronic resource]. Access mode: https://novainfo.ru/article/10073.

13. Serikov S. N. Modern methods of teaching fire training for employees of law enforcement agencies, necessary for the high-quality performance of operational tasks// Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2014. [Electronic resource]. Access mode: https://cyberlen-inka.ru/article/v/sovremennye-metodikiobucheniya-ognevoy-podgotovke-sotrudnikov-silovyh-struktur-neobhodimye-dlya-kachestvennogo-vypolneniya

14. Sharapov A. Yu., Blagodatin A. B., Samarkin V. A. Problems of fire training of employees of internal affairs bodies, as well as ways to improve their skills. 2017. - No. 63-2 [Electronic resource]. Access mode: https://novainfo.ru/article/12472.

№ 1 / 2022 PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY

Информация об авторах

H. П. Маюров - профессор кафедры теории и истории государства и права, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации;

И. Б. Бантюков - заместитель начальника кафедры огневой подготовки, кандидат юридических наук;

В. Н. Трабо - начальник кафедры огневой подготовки Санкт-Петербургского университета МВД России.

Information about the authors

N. P. Mayurov - Professor of the Department of Theory and History of State and Law, Doctor of Law, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation;

I. B. Bantyukov - Deputy Head of the Department of Fire Training, PhD in Law;

V. N. Trabo - Head of the Department of Fire Training.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 29.09.2021; одобрена после рецензирования 14.03.2022; принята к публикации 21.03.2022.

The article was submitted to the editorial office on 29.09.2021; approved after review on 14.03.2022; accepted for publication on 21.03.2022.

Политология : учебник для студентов вузов / [В. Ю. Бельский и др.] ; под ред. В. Ю. Бельского, А. И. Сацуты, А. Б. Шатилова. - 3-е изд., пере-раб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2021. - 463 с. ISBN 978-5-238-03452-2

Содержание учебника ориентировано на реализацию требований ФГОС высшего образования к компетенциям выпускников вузов Российской Федерации. Соответствует основным темам и отражает дидактические единицы рабочих программ учебной дисциплины «Политология», преподаваемой и изучаемой в вузах России.

Раскрываются методология и история политической науки, теория политики и политической власти, их социальные, институциональные и функциональные аспекты. Рассматриваются проблемы международных отношений и мировой политики, геополитики и национальной безопасности, особенности политической жизни современной России. В контексте тем глав учебника характеризуются правовая политика государства, деятельность правоохранительных органов, выделяются различные аспекты, относящиеся к личности и поведению сотрудника правоохранительных органов.

Для докторантов, аспирантов и студентов вузов, а также для использования в образовательном процессе вузов министерств и ведомств правоохранительной системы России.

юо

ПОЛИТОЛОГИЯ

Учебник

Третье издание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.