ния. - 2017. - № 54-4. - С. 241-246.
5. Требования безопасности в защитной службе : [видеоролик] // [Канал пользователя видеохостинга YouTube] / Валентин Ходак. - [Пермь, 19.09.2020]. - URL: https://youtu.be/VcWtZxetYvU (дата обращения: 18.11.2020).
REFERENCES
1. Anfalov, E.V. (2014), "Theoretical aspects of the problem of the formation of reflexive-prognostic competence among cadets of military universities", Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University, No. 3, pp. 9-15.
2. Volkov, S.N. (2017), "Psychophysical component as one of the ways to prevent and relieve stupor in extreme sports", Results of the past, problems of the present, No. 1 (35), pp. 105-109.
3. Osipov, O.O. Penkova, I. V. and Tkacheva, E.A. (2016), "Use of ideomotor training in the process of independent work of cadets in firepower training", Improvement of fire and tactical-special training of law enforcement officers, collection of materials of the All-Russian round table, Oryol, pp. 125-129.
4. Shcherbatykh, Yu.V. (2017), "Mental states in the educational process: problems and ways of optimization", Problems of modern teacher education, No. 54-4, pp. 241-246.
5. Requirements to the safety in protective service: Perm, 2020 - URL: https://youtu.be/VcWtZxetYvU
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.12.2020
УДК 799.31
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ
Андрей Сергеевич Чупров, преподаватель, Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации
Аннотация
В правовых актах МВД России, касающихся организации служебно-боевой подготовки сотрудников органов внутренних дел, отмечается, что одним из показателей высокого профессионализма является умение владеть табельным оружием. Статья 18 ФЗ «О полиции» гласит, что сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям, связанным с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности. Анализ состояния дел в области огневой подготовки показывает, что используются далеко не все возможности. Анализируя материалы конференций различного уровня, посвященные проблемам совершенствования огневой подготовки, приходим к выводу, что конкретных предложений, которые следует использовать в организации учебного процесса, очень мало, а имеющиеся требуют дальнейшего развития и апробации. Примерная методика обучения упражнениям Курса стрельб изложена в Наставлении по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации. В дополнение к изложенному материалу предлагаем использовать при проведении учебных занятий следующие приемы и формы обучения.
Ключевые слова: огневая подготовка, стрельба из боевого оружия, обучение сотрудников Отделов внутренних дел.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.12.p294-297
SOME FEATURES OF THE ORGANIZATION AND CARRYING OUT OF PRACTICAL FIRE PREPARATION LESSONS
Andrei Sergeevich Chuprov, the teacher, Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
Abstract
In the legal acts of the Ministry of Internal Affairs of Russia concerning the organization of service and combat training of employees of internal affairs bodies, it is noted that one of the indicators of high professionalism is the ability to master a service weapon. Article 18 of the Federal Law "On the Police" states that a police officer who has not passed a professional fitness test for actions related to the use of physical force, special means and firearms is certified for compliance with his position. Analysis of the state of affairs in the field of fire training shows that not all opportunities are used. Analyzing the materials of the conference devoted to problems of improving fire training, we have concluded that the specific proposals to be used in the educational process, are very little available, requiring further development and testing. The approximate method of teaching exercises of the shooting course is set out in the Manual on the organization of fire training.
Keywords: fire training, shooting from combat weapons, training of police officers.
ВВЕДЕНИЕ
При организации занятий по огневой подготовке в учебных группах на всех этапах обучения мы предлагаем дифференцированный подход, который обеспечит становление каждого обучаемого с учетом его индивидуальных способностей и возможностей. Суть предлагаемого подхода заключается в делении учебной группы на две подгруппы: первая из них - курсанты и слушатели, выполняющие упражнения учебных стрельб на «хорошо» и «отлично», а вторая - курсанты и слушатели, выполняющие упражнения на «удо -влетворительно» и «неудовлетворительно». Первая подгруппа выполняет учебные стрельбы по общей команде руководителя стрельб самостоятельно, а вторая выполняет упражнения по очереди, под контролем преподавателя с последующим указанием на те ошибки, которые допустил обучаемый в ходе выполнения упражнения. Практика проведения занятий с делением на указанные подгруппы позволила достичь более высоких результатов при проведении контрольных стрельб по каждому из выполняемых упражнений.
Мы согласны с предложением специалистов в области педагогической подготовки о необходимости использования дифференцированного подхода в учебно-воспитательном процессе [2]. Суть предлагаемого подхода заключается в разработке и использовании на практике разноуровневого по сложности и субъективной трудности усвоения программного материала, где учитываются неодинаковый уровень двигательной подготовленности, различная динамика усвоения учебных заданий и т. п.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ
При выполнении учебных упражнений в период начальной подготовки для формирования правильных навыков производства выстрела у обучаемых рекомендуем выполнять подготовительные упражнения по белому листу размером 50x50 см.
При выполнении стрельб по такой цели обучаемый правильно выполняет обработку спуска курка с боевого взвода при удержании ровной мушки в прорези целика с отсутствием точки прицеливания [1]. Применение предлагаемого приема в выполнении учебных стрельб позволяет сосредоточить внимание на правильной технике выполнения выстрела в условиях неограниченного времени. Это упражнение рекомендуется выполнять до тех пор, пока 90 % обучаемых не начнут поражать данную цель без промахов.
На начальном этапе обучения рекомендуем применение при выполнении упражнений учебных патронов. Магазин обучаемого снаряжается тремя боевыми патронами и тремя учебными так, чтобы он не знал, каким патроном будет заряжено его оружие при следующем выстреле. При спуске курка без выстрела (при заряжании учебным патроном) хорошо видно резкое отклонение ствола пистолета (мушки в прорезе целика), что свидетельствует о допущенной ошибке. Затем обучаемый делает несколько «выстрелов» вхолостую, устраняя ошибки, и только после этого перезаряжает оружие.
При обучении стрельбе особое внимание следует обратить на подготовительный этап, как правило, это первые 5-7 занятий, когда навыки обучаемых в обращении с оружием только формируются. Перед проведением занятий с практическим выполнением учебных упражнений целесообразно провести 2-3 занятия с использованием электроннолучевого тира, что способствует выработке необходимых навыков при выполнении упражнений с использованием боевого оружия, определению ошибок при прицеливании и производстве выстрела. Выполнение этих упражнений позволит овладеть навыками работы с открытым прицелом, необходимыми в стрельбе во всех пистолетных упражнениях и в стрельбе из автомата Калашникова. Кроме того, в стадии базовой подготовки курсант овладевает элементами техники: изготовкой с правильным и удобным положением туловища, ног, рук; правильным захватом и удержанием оружия; общепринятыми способами управления спуском, дыханием; правильным прицеливанием, распределением мышечных усилий при удержании оружия и т. д.
На этапе базовой подготовки более высокий результат достигается путем резкого усложнения условий упражнения. Необходимо отметить положительное влияние на общие результаты стрельбы использования сбивающих факторов при выполнении стрелковых упражнений, таких как звучание сирены, а при выполнении упражнений ночью -сверкание фотовспышки и работа милицейских автомобильных маячков. В зависимости от продолжительности времени обучения средний балл учебной группы при проведении стрельб с использованием таких сбивающих факторов падает, но в последующем, при выполнении упражнений в обычных условиях, поднимается. Как показывает практика, результаты стрельб в учебных группах, где применялось такое усложнение задач, оказывались гораздо лучше, чем в группах, выполняющих учебные упражнения без использования сбивающих факторов.
ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Применение на занятиях по огневой подготовке игровых форм обучения также позволяет повысить результаты курсантов и слушателей. На применение игровых форм обучения в своих работах обращали внимание Л. М. Вайнштейн, С. В. Бронников, М. С. Десятов и др.
При выполнении практических стрельб из пистолета с курсантами старших курсов, прошедших базовую подготовку, рекомендуем проводить личные соревнования в выполнении упражнения по скоростной стрельбе с места по неподвижной цели в ограниченное время двумя или тремя обучаемыми одновременно. Цель предлагаемой «дуэльной стрельбы» заключается в поражении мишени (мишеней) раньше соперника (соперников). Для наглядности рекомендуем применять в качестве мишеней воздушные шары, надутые до 30 см в диаметре, что позволяет без труда определить очередность поражения мишеней участниками соревнований. При формировании смен стреляющих необходимо учитывать степень их подготовленности. В результате применения такой формы обучения у курсантов возникает стремление выполнить упражнение лучше других, а также формируются навыки в преодолении психологических препятствий и эмоциональных переживаний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Совершенствуя технику стрельбы, курсант стремится приблизить ее к идеальному представлению, которое формируется у него на основе собственного опыта, общения с товарищами и преподавателем. Тем не менее, идеальное представление техники стрельбы носит субъективный характер, т. к. курсант получает информацию о своих действиях со слов преподавателя с учетом собственных ощущений, а затем сопоставляет их с результатами стрельбы. Основная задача преподавателя при наблюдении за действиями обучаемых состоит в указании и исправлении тех характерных ошибок, которые допускает кур-
сант при выполнений учебных стрельб. Предложенные в работе приемы и формы обучения, а также способы контроля преподавателями за действиями обучаемых, сформулированы на базе многолетнего опыта преподавания огневой подготовки в Волгоградской академии МВД России. Мы выражаем уверенность, что комплексное применение предложенных в работе приемов, форм обучения и контроля позволит проводить занятия эффективно, с достижением поставленных учебных целей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кочесокова З.Х. Формирование межличностной составляющей профессиональной деятельности сотрудника ОВД в ходе социально-психологического тренинга / З.Х. Кочесокова, М.Х. Машекуашева // Право и государство: проблемы методологии, теории и истории : материалы III Всероссийской научно-практической конференции : в 2-х частях. - Краснодар, 2013. - Часть 1. - С. 149-154.
2. Машекуашева М. Х. Размышления об организации и методах исследования смысловой регуляции в обучении / М.Х. Машекуашева // Концепт. - 2013. - № 4. - С. 291-295.
REFERENCES
1. Kochesokova, Z.H. and Mashekuasheva, M.H. (2013), "Interpersonal component of professional activity of police officers in the course of socio-psychological training", Law and State: problems of methodology, Theory and History: materials of the III All-Russian Scientific and Practical Conference: in 2parts, Krasnodar, Part 1, pp. 149-154.
2. Mashekuasheva, M.H. (2013), "Reflections on the organization and methods of research of semantic regulation in training", Concept, No. 4, pp. 291-295.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.12.2020
УДК 796/799+004.9
ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ОНЛАЙН-КУРСОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
Татьяна Николаевна Шутова, кандидат педагогических наук, доцент, Евгения Игоревна Якуц, преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва; Елена Олеговна Рыбакова, кандидат педагогических наук, доцент, Чайковский государственный институт физической культуры
Аннотация
Исследование показало, что онлайн-курсы по физической культуре в системе высшего образования малочисленны, недостаточна их диверсификация для различных групп обучающихся. У преподавателей недостаточно опыта в создании такого образовательного контента, нет стимулирующих факторов для его формирования. Теоретический анализ и практический опыт позволили нам сформулировать структуру и этапы подготовки онлайн-курса, требования к ним. Исследование подчеркнуло необходимость создания предварительного банка данных с комплексами упражнений, видео уроками, рекомендациями по питанию, видео лекциями, GIF для онлайн-курсов. Также проанализирован опыт реализации 2 онлайн-курсов по физической культуре и спорту.
Ключевые слова: физическая культура, студенты, вуз, онлайн-курс, этапы подготовки курса, инновации обучения в сфере здорового образа жизни.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.12.p297-301
FEATURES OF CREATING ONLINE COURSES FOR PHYSICAL CULTURE AND
SPORTS
Tatiana Nikolaevna Shutova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Evgenia Igorevna Yakuts, the teacher, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow; Elena