К вопросу организации начальником территориального органа МВД России на региональном уровне ресурсного обеспечения для подготовки инструкторов по огневой подготовке
ОКСАНА ВЛАДИМИРОВНА АРЖАНОВСКАЯ,
слушатель 2-го факультета (подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России) Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: oxypeno@mail.ru
On the Issue of the Organization by the Head of the Territorial Body of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the Regional Level of Resource Provision for the Training of Fire Training
Instructors
OKSANA VLADIMIROVNA ARZHANOVSKAYA,
Listener of the 2nd Faculty
(Training Chiefs (Heads) of the Territorial Bodies of the Ministry of the Interior of Russia)
Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia
Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: oxypeno@mail.ru
УДК 34.08
Аннотация. В статье приведены результаты проведенного анализа практики применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации как основания для организации деятельности инструкторов по профессиональной служебной и физической подготовке. Определена одна из главных задач руководителей территориальных органов МВД России на региональном уровне по организации профессиональной подготовки личного состава к несению службы и, как следствие, качественного обучения владения огнестрельным оружием специалистами соответствующего уровня, а также необходимость ресурсного обеспечения данного процесса.
Ключевые слова и словосочетания: органы внутренних дел; ресурсное обеспечение; профессиональная подготовка; огнестрельное оружие; территориальные органы МВД России на региональном уровне.
Annotation. The article presents the results of the analysis of the practice of using firearms by employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation as a basis for organizing the activities of instructors in professional service and physical training. One of the main tasks of the heads of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the regional level on the organization of professional training of personnel for service and, as a result, high-quality training in the possession of firearms by specialists of the appropriate level, as well as the need for resource support of this process, are identified.
Keywords and phrases: internal affairs bodies; resource provision; professional training; firearms; territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the regional level.
В 2021 г. количество случаев применения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации (далее — ОВД РФ) огнестрельного оружия по сравнению с 2020 г. сократилось на 27 % (с 1243 до 1703 случаев) и на 23 % (с 94 до 72) число лиц, пострадавших в результате применения
оружия. При этом количество случаев неправомерного применения оружия увеличилось на 0,8 % (со 139 до 140)1.
Динамика применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел выглядит следующим образом (рисунок 1).
Рис. 1. Количество фактов применения огнестрельного оружия сотрудниками ОВД
Из 140 фактов нерегламентированного применения оружия 105 связаны с небрежным или неумелым обращением с огнестрельным оружием. Причем количество такого применения огнестрельного оружия увеличилось на 9,4 % (с 96 до 105 случаев) и составило 75 % от общего числа фактов неправомерного применения огнестрельного оружия.
Приведенные статистические данные и анализ практики применения огнестрельного оружия сотрудниками ОВД РФ говорит о низком уровне профессиональной подготовки личного состава, слабой теоретической и практической организации обучения руководителями территориальных органов МВД России (далее — ТО МВД России), что приводит к неумелому, небрежному обращению с огнестрельным оружием [4].
Одна из главных задач руководителей ТО МВД России на региональном уровне — организация деятельности подчиненных подразделений ОВД для удовлетворения потребностей в осуществлении профессиональной подготовки личного состава к несению службы, владению огнестрельным оружием, а также создание условий для успешного овладения профессиональными навыками.1
1 Обзор практики применения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия при выполнении оперативно-служебных задач. Москва: ДГСК МВД России, 2022.
В целях совершенствования профессиональной подготовки сотрудников ОВД РФ к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, МВД России издан приказ от 23 ноября 2017 г. № 8802. Данным приказом утверждено Наставление по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации. Приказом МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 утвержден Порядок организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации3. Указанные приказы являются основными нормативными правовыми актами, регламентирующими организацию огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации [3; 7].
Обучение по дисциплине «Огневая подготовка» в ОВД РФ направлена на приобретение сотрудниками комплекса знаний, умений и навыков (рисунок 2).
Важнейшим фактором успеха реализации руководителями ТО МВД России своих управленческих решений в сфере подготовки инспекторов по организации огневой подготовки является необходимое ресурсное обеспечение данного процесса [1].
2 Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 23 ноября 2017 г. № 880.
3 Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 275.
Рис. 2. Направления обучения по дисциплине «Огневая подготовка».
Ресурсное обеспечение — это управленческая функция, цели которой состоят в том, чтобы предоставить в распоряжение субъектов и объектов управления информационные, материально-технические и финансовые ресурсы, достаточные для успешного выполнения должностных обязанностей [5].
Ресурсное обеспечение начальником ТО МВД России подготовки инструкторов по огневой подготовке включает в себя:
— материально-техническое обеспечение (табельным оружием, имуществом, специальной техникой и аппаратурой, тренажерами, техническими средствами обучения, вооружения, боеприпасами, расходными материалами и т. д., а также их распределение и содержание; создание, поддержание и развитие учебно-материальной базы; планирование и организация строительства, реконструкция и капитальный ремонт стрелковых тиров; организация медицинского обеспечения мероприятий в рамках огневой подготовки, спортивных соревнований);
— финансовое обеспечение (планирование, истребование, получение и расходование денежных средств на нужды организации огневой подготовки, проведение спортивных соревнований; приобретение имущества, учебной и методической литературы, наглядных пособий, учебных видеоматериалов, макетов оружия, наградной и бланочной продукции; приобретение материалов и инструментов для ремонта и со-
держания объектов учебно-материальной базы по огневой подготовке);
— информационное обеспечение деятельности по сбору, обработке, хранению, анализу информации для принятия решений и повышения роли огневой подготовки в совершенствовании профессиональной готовности и профессиональной надежности сотрудников ОВД при применении огнестрельного оружия;
— методическое обеспечение (реализация всех организационно-педагогических требований в интересах повышения эффективности огневой подготовки сотрудников ОВД в контексте решения задачи подготовки сотрудников к правомерному и эффективному применению огнестрельного оружия в ситуациях оперативно-служебной деятельности в соответствии с действующим законодательством);
— кадровое обеспечение (подбор кандидатов, подготовка, переподготовка и повышение квалификации, разработка проектов нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов) [6].
Говоря о кадровом обеспечении как об одной из составляющих понятия ресурсного обеспечения подготовки инструкторов по огневой подготовке, необходимо помнить о самом главном ресурсе — человеческом, который представляет собой некую совокупность определенных качеств, потенциальных возможностей, характеризующих способность к конкретному роду деятельности.
В связи с тем, что на данном этапе остро стоит вопрос о кадровом обеспечении профессиональной служебной деятельности, в ТО МВД России вводятся штатные должности инструкторов по профессиональной служебной и физической подготовке.
Инструктор по огневой подготовке — это специалист системы профессиональной служебной и физической подготовки, осуществляющий организацию и обучение личного состава органов внутренних дел своей специализации в тесном взаимодействии как с руководителем подразделения, так и с другими специалистами в этой области.
Уровень профессиональной подготовленности личного состава органов внутренних дел напрямую зависит от качества подготовки
инструкторов, в должностные инструкции (регламент) которых входит практическая работа по непосредственному обучению и отработке навыков владения огнестрельным оружием с учетом особенностей служебной деятельности сотрудников, проведение комплексных занятий, инструктажей и тренажей перед заступлением сотрудников на службу.
Особенности обучения личного состава обусловливаются практикой применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Например, расстояние до цели и количество боеприпасов на одно упражнение представляется возможным установить исходя из анализа практики применения огнестрельного оружия на обслуживаемой территории (рисунок 3).
Рис. 3. Количество произведенных выстрелов на один факт применения огнестрельного оружия в зависимости от расстояния [2].
Решение вышеуказанных задач требует особых компетенций, способствующих качественному выполнению инструкторами служебных обязанностей. К таким компетенциям относятся: знание основ планирования занятий по огневой подготовке; навыки разработки необходимой документации; способности обеспечивать установленные требования безопасности при проведении стрельб; знание методики организации занятий по огневой подготовке по отработке различных упражнений на различных объектах с учетом климатогеографических условий и т. д.; владение методикой совершенствования профессионально важных качеств, техники выполнения служебно-прикладных действий, тактики применения огнестрельного оружия.
Вопрос о введении в ТО МВД России штатных должностей инструкторов по огне-
вой и физической подготовке прорабатывался впервые на учебно-методических занятиях по организации огневой и физической подготовки в ОВД РФ с руководителями подразделений профессиональной подготовки территориальных органов и кафедр огневой подготовки образовательных организаций системы МВД России, проведенных на базе отдела профессиональной подготовки УМВД России по Владимирской области. На этом мероприятии при участии представителей Департамента государственной службы и кадров МВД России поступило предложение об осуществлении пилотного проекта по введению штатных должностей инструкторов по огневой и физической подготовке в трех субъектах Российской Федерации, по результатам которого полученный опыт может быть внедрен во всех субъектах Российской Федерации [4].
В соответствии с решением Министра внутренних дел Российской Федерации генерала полиции В. А. Колокольцева от 21 июля 2018 г. на базе ГУ МВД России по Краснодарскому краю, управлений МВД России по Томской и Вологодской областям в течение 2018—2019 гг. осуществлялся пилотный проект по внедрению института подготовки инструкторских кадров для ТО МВД России.
В рамках его реализации в соответствии с приказом ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 5 декабря 2018 г. № 950 «О мерах по реализации пилотного проекта по созданию системы подготовки инструкторских кадров для территориальных органов МВД России на районном уровне» введены 5 должностей младших инструкторов по огневой и физической подготовке с предельным званием «старшина внутренней службы» (УВД по г. Сочи, УМВД России по г. Краснодару и г. Новороссийску, отделов МВД России по г. Горячий Ключ и Каневскому району).
ТО МВД России на региональном уровне на основе требований нормативных правовых актов определены квалификационные критерии к сотрудникам, замещающим должности младших инструкторов огневой и физической подготовки в ТО МВД России на районном уровне, разработаны типовые должностные обязанности (регламенты), в которых определены основные направления их деятельности, права и обязанности. ДГСК МВД России было подготовлено указание о необходимости организации проведения обучения лиц, отобранных в качестве кандидатов на вышеуказанные должности, на базе Краснодарского университета МВД России.
В период с 10 по 30 декабря 2018 г. организовано обучение по должности служащего «Полицейский» 15 сотрудников ТО МВД России на районном уровне Краснодарского края, в том числе 5 планируемых к назначению на должность младшего инструктора (по служебной и физической подготовке) и 10 сотрудников кадровых подразделений отдельных батальонов патрульно-постовой службы полиции и подразделений дорожно-патрульной службы, замещающих должности инструкторов, которых планируется привлекать к проведению занятий по огневой и физической подготовке ТО МВД России1 по программе профессионального обучения (повышение квалификации), разработанной на основе примерной основной образовательной программы профессионально-
1 Письмо Краснодарского университета МВД России от 6 декабря 2018 г. № 1/8300.
го обучения (повышения квалификации) сотрудников ТО МВД России на районном уровне, назначенных на должности инструкторов по огневой и физической подготовке, ДГСК МВД России.
31 декабря 2019 г. указанный пилотный проект завершился. После окончания данного проекта и оценки эффективности его внедрения руководители некоторых региональных ТО МВД России приняли решение сократить данные должности и ввести должности «младших инструкторов профессиональной служебной и физической подготовки» с предельным званием «старший прапорщик внутренней службы».
Возвращаясь к вопросу о кадровом обеспечении профессиональной служебной деятельности ТО МВД России, где имеются инструкторы и младшие инструкторы по профессиональной служебной и физической подготовке, возникает вопрос, каким образом избежать перехода обученных, прошедших специальную подготовку, повышение квалификации, профессионалов своего дела сотрудников в другие службы на более высокооплачиваемые должности.
Изучение данного вопроса дает нам возможность предложить рассмотреть в качестве материального стимулирования сотрудникам, замещающим должности инструктор (младший, старший) по профессиональной служебной и физической подготовке, повышение денежного довольствия и внести изменения в некоторые нормативные правовые акты:
1. В приказ МВД России от 8 ноября 2018 г. № 7502, установив сотрудникам, замещающим должности инструктор (младший, старший) профессиональной служебной и физической подготовки, ежемесячную поощрительную выплату в зависимости от стажа нахождения в должности: до года в размере 5 % от должностного оклада; от 1 года до 3 лет в размере 10 % от должностного оклада, от 3 лет до 5 лет в размере 20 % от должностного оклада; от 5 лет до 10 лет в размере 30 % от должностного оклада; свыше 10 лет в размере 40 % от должностного оклада.
2. В Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 783
2 Об утверждении Порядка установления поощрительных выплат за особые достижения в службе сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 8 ноября 2018 г. № 750.
3 О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ста-
включить должность инструктора (младшего, старшего) профессиональной служебной и физической подготовки, в список должностей
тьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2002 г. № 78. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».
и учреждений, которые засчитываются в педагогический стаж.
Таким образом, предложенные мероприятия будут способствовать принятию руководителями наиболее эффективных управленческих решений в части ресурсного обеспечения инструкторов в ТО МВД России на региональном уровне.
Список литературы:
1. Козярский А. Ю. Совершенствование ресурсного обеспечения реализации стратегических решений в системе МВД России // Молодой ученый. 2019. № 24 (262).
2. Практика применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации: учебно-методическое пособие / А. Р. Косиковский, Д. В. Литвин, Т. С. Купавцев и др. Москва: Академия управления МВД России, 2021.
3. Пырчев С. В. К вопросу организации учета и оценки уровня огневой и физической подготовленности сотрудников территориальных органов МВД России на региональном уровне // Стратегическое развитие системы МВД России: состояние, тенденции, перспективы: материалы Международной научно-практической конференции. Москва: Академия управления МВД России. 2021.
4. Пырчев С. В., Лукьянов А. Г. Организация обучения сотрудников органов внутренних дел обращению с оружием. Тенденции цифровизации в подготовке сотрудников органов внутренних дел на современном этапе // Стратегическое развитие системы
МВД России: состояние, тенденции, перспективы: материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 30 октября 2019 г.). Москва: Академия управления МВД России, 2020.
5. Ресурсное обеспечение управления в правоохранительных органах: презентация // Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Юридический колледж». URL: https://lawcol.mskobr.ru/ (дата обращения: 10.04.2022).
6. Совершенствование деятельности инструкторов огневой и физической подготовки территориальных органов МВД России: учебно-методическое пособие / под ред. М. П. Корнеевой, Т. С. Купавцева. Москва: Академия управления МВД России, 2019.
7. Черных В. В., Кутыгин Ю. А. Вопросы организации огневой подготовки в органах внутренних дел с точки зрения действующих нормативных правовых актов // Полицейская и следственная деятельность. 2018. № 4.