Научная статья на тему 'К вопросу о совершенствовании навыков применения огнестрельного оружия при освоении дисциплины «Огневая подготовка» курсантами образовательных организаций МВД России'

К вопросу о совершенствовании навыков применения огнестрельного оружия при освоении дисциплины «Огневая подготовка» курсантами образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дисциплина «Огневая подготовка» / педагогические технологии / адаптация / педагогические условия / комптенностная парадигма / discipline "Fire training" / pedagogical technologies / adaptation / pedagogical conditions / comptennostnaya paradigm

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Роман Вячеславович Пахомов

В статье рассматривается проблема повышения эффективности профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России, как будущих специалистов – сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации посредством их адаптации к огневой подготовке. Отмечена важность дисциплины «Огневая подготовка» в профессионально-личностном развитии курсантов. Показаны наиболее оптимальные условия педагогического процесса по огневой подготовке, способствующие повышению эффективности адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Роман Вячеславович Пахомов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of improving the skills of using firearms when mastering the discipline «Fire training» by cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The article deals with the problem of improving the effectiveness of professional training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia as future specialists for the internal affairs bodies of the Russian Federation through their adaptation to fire training. The importance of the discipline "Fire training" in the professional and personal development of cadets is noted. The most effective conditions of the pedagogical process of fire training, which contribute to improving the effectiveness of adaptation, are shown.

Текст научной работы на тему «К вопросу о совершенствовании навыков применения огнестрельного оружия при освоении дисциплины «Огневая подготовка» курсантами образовательных организаций МВД России»

Научная статья УДК 37.013.32

https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2021-4-221-224 NIION: 2018-0077-4/21-083 MOSURED: 77/27-024-2021-04-282

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

К вопросу о совершенствовании навыков применения огнестрельного оружия при освоении дисциплины «Огневая подготовка» курсантами образовательных организаций

МВД России

Роман Вячеславович Пахомов

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, unity@uyity-dana.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема повышения эффективности профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России, как будущих специалистов - сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации посредством их адаптации к огневой подготовке. Отмечена важность дисциплины «Огневая подготовка» в профессионально-личностном развитии курсантов. Показаны наиболее оптимальные условия педагогического процесса по огневой подготовке, способствующие повышению эффективности адаптации.

Ключевые слова: дисциплина «Огневая подготовка», педагогические технологии, адаптация, педагогические условия, комптенностная парадигма

Для цитирования: Пахомов Р. В. К вопросу о совершенствовании навыков применения огнестрельного оружия при освоении дисциплины «огневая подготовка» курсантами образовательных организаций МВД России // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 4. С. 221-224. https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2021-4-221-224.

Original article

On the issue of improving the skills of using firearms when mastering the discipline «Fire training» by cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Roman V. Pakhomov

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

unity@uyity-dana.ru

Abstract. The article deals with the problem of improving the effectiveness of professional training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia as future specialists for the internal affairs bodies of the Russian Federation through their adaptation to fire training. The importance of the discipline "Fire training" in the professional and personal development of cadets is noted. The most effective conditions of the pedagogical process of fire training, which contribute to improving the effectiveness of adaptation, are shown.

Keywords: discipline "Fire training", pedagogical technologies, adaptation, pedagogical conditions, comptennost-naya paradigm

For citation: Pakhomov R. V. On the issue of improving the skills of using firearms when mastering the discipline «fire training» by cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Psychology and pedagogy of service activity. 2021;(4):221-224. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2021-4-221-224.

© Пахомов Р. В., 2021

В реалиях сегодняшнего дня, ввиду правовых, социокультурных и правовых преобразований российского государства возникает актуальный запрос на качественную подготовку высококвалифицированных и компетентных специалистов для различных профессиональных сфер, в том числе, и для органов внутренних дел. В этой связи профессорско-преподавательским составом и иными заинтересованными исследователями (например, адъюнктами, научными сотрудниками учебно-научных комплексов или научно-исследовательских институтов и пр.) разрабатываются и апробируются научные технологии, направленные на совершенствование профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России, как будущих сотрудников правоохранительных органов.

В работе И. В. Ульяновой отмечается: «Согласно компетентностной парадигме современного высшего образования, выдвинувшей перед образовательной практикой ряд принципиальных проблем практического плана, целью подготовки специалистов выступает формирование их готовности к грамотному решению комплексных профессиональных задач, к осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с развитыми способностями, а также формирование умений и желания учиться и совершенствоваться в процессе такой деятельности» [1, с. 398-402].

В русле нашего исследования актуальный интерес представляют психолого-педагогические технологии адаптации курсантов образовательных организаций МВД России к огневой подготовке. Данный интерес обусловлен тем, что огневая подготовка будущих специалистов - сотрудников органов внутренних дел является одним из ведущих направлений профессиональной подготовки. Курсанты образовательных организаций МВД России осваивают дисциплину «Огневая подготовка» на протяжении всего периода обучения в вузе, занятия по ней проходят минимум один раз в неделю. Профессиональная подготовка офицера полиции, основывается на осмысленном глубоком понимании, знаниях и умениях пользоваться огнестрельным оружием и грамотно его применять в любых условиях оперативной обстановки, в рамках правового поля.

Способность к правомерному применению огнестрельного оружия входит в состав профессиональных компетенций выпускников образовательных организаций МВД России в соответствии с нормами ФГОС ВО. Это дает нам основания рассматривать адаптацию к огневой подготовке как одно из средств повышения эффективности оперативно-служебной деятельности.

В начале освоения знаний по огневой подготовке (в первую очередь, в рамках начальной профес-

сиональной подготовки при поступлении в вуз МВД России), многие курсанты впервые берут в руки оружие (на первых практических занятиях по стрельбе из огнестрельного оружия в тире или на полигоне) и испытывают тревожность и стресс. Полагаем, что это зависит от психофизических перегрузок, от конкретных фрустирующих факторов, от высокой напряженности и интенсивности учебного процесса по огневой подготовке. При стрельбе из огнестрельного оружия курсанты образовательных организаций МВД России в период адаптации к огневой подготовке испытывают следующие трудности:

1. Страх при обращении с оружием, как на тренировочной площадке, так и на стрельбище.

2. Волнение при выполнении поручений руководителя стрельб.

3. Защитные рефлексы при выстреле, сопровождающиеся звуком выстрела и отдачей оружия.

В этой связи необходимо разработать, апробировать и внедрить в деятельность профессорско-преподавательского состава программу педагогического сопровождения процесса адаптации курсантов образовательных организаций МВД России к огневой подготовке.

Проблема адаптации личности является междисциплинарной, она рассматривается и изучается в русле педагогического, физиологического, биологического, философского и психологического знания. В научных трудах ученых-педагогов встречаются значительные дискуссионные противоречия по поводу термина «адаптация», алгоритмов, способов и технологий оптимизации этого процесса.

Для нашего исследования актуальным является труд О. В. Свинаревой, которая под адаптацией курсантов образовательных организаций МВД России в педагогическом контексте понимается: «механизм (способ) эффективного включения личности в новые противоречивые по своей сути отношения: служебные, учебно-воспитательные и квазипрофессиональные» [3].

Однако, несмотря на имеющиеся научно-практические разработки и накопленные знания проблема адаптации курсантов образовательных организаций МВД России к огневой подготовке остается дискуссионной и не до конца проработанной.

Адаптация курсантов образовательных организаций МВД к огневой подготовке осложняется особенностями реальной ситуации применения оружия в практике служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Так, А. В. Хрущев в числе таких особенностей указывает:

«— ограниченное время стрельбы, без тщательного прицеливания в ситуации на опережение;

- ограниченная видимость стрельбы;

- действие отвлекающих факторов психологической и физической природы, в том числе передвижения при производстве выстрела;

- сверхкороткие и короткие дистанции стрельбы» [4, с. 216-219].

Также считаем необходимым отметить, что при освоении учебной дисциплины «Огневая подготовка» у курсантов формируется когнитивная сфера, обуславливающая эффективность их дальнейшей учебно-служебной и оперативно-служебной деятельности. Процесс формирования навыков владения и использования огнестрельного оружия позволяет развить следующие компоненты психологической структуры личности: восприятие оперативно-служебной ситуации, обуславливающей применение огнестрельного оружия; прогностическое мышление; умения моделировать ситуацию; формирование навыков саморегуляции своего психического состояния и др.

При выборе психолого-педагогических технологий, направленных на адаптацию курсантов образовательных организаций МВД России к огневой подготовке необходимо учитывать следующие требования:

- способность комплекса педагогических условий к обеспечению целостности, системности и последовательности профессиональной подготовки;

- соответствие содержанию педагогической модели эффективной адаптации курсантов образовательных организаций МВД России к огневой подготовке;

- отбор педагогических средств обладающих потенциалом повышения эффективности адаптации курсантов образовательных организаций МВД России к огневой подготовке;

- учет общих и специальных дидактических принципов теории и методики профессионального образования в контексте специфики компетентност-ного подхода применяемого в высшей школе.

В исследовании И. В. Ураковатакже поддерживается приоритетность дидактических педагогических условий, обеспечивающих совершенствование огневой подготовки курсантов вузов МВД России. «В числе необходимых педагогических условий, гарантирующих эффективность данного процесса, ученым обоснованы: организация и проведение учебных занятий в максимально приближенных к реальным ситуациям вооруженного преступного нападения условиях; комплексным подходом к разработке и проведению занятий по огневой подготовке и смежным дисциплинам; необходимость персонифицированного контроля эффективность стрельбы» [5].

Полагаем, что для обеспечения эффективной адаптации курсантов образовательной организации МВД России к огневой подготовке в образовательном процессе необходимо учитывать следующие педагогические условия:

- направленность начального этапа освоения дисциплины «Огневая подготовка» на формирование физической, психологической и социальной готовности к применению в будущей профессиональной деятельности огнестрельного оружия;

- формирование у курсантов навыков саморегуляции для самостоятельной стабилизации психологического состояния в условиях применения огнестрельного оружия;

- использование методов ситуационного моделирования для ускорения навыков оценки ситуации на предмет правомерности употребления огнестрельного оружия;

- многократное повторение базовых двигательных действий, обеспечивающих эффективное выполнение упражнений стрельбы из оружия, с целью доведения соответствующих навыков до автоматизма;

- применение в процессе огневой подготовки учебных огневых тренажеров симуляторов с возможностью введения дестабилизирующих факторов в процессе стрельбы и др.

Проведенная аналитическая работа позволит выделить следующие вектора, которые будут способствовать адаптации курсантов образовательных организаций МВД России к огневой подготовке:

- перевод системы профессиональных и психолого-педагогических знаний в комплексные упражнения, моделирующие условия, максимально приближенные к реальной оперативной обстановке;

- формирование у курсантов психологической установки применять огнестрельное оружие при упреждении противоправных действий на стадии возникновения юридических оснований и условий применения огнестрельного оружия;

- формирование способностей составляющих содержание профессиональной компетенции, отражающей способность правомерного и эффективного применения оружия для решения профессиональных задач при обеспечении личной и общественной безопасности.

Проведенный теоретический анализ проблемы адаптации курсантов образовательных организаций МВД России к огневой подготовке послужит основой для экспериментальных исследований и разработке логико-дидактической модели.

Библиографический список

1. Ульянова, И. В. Анализ научных подходов к изучению активных методов обучения студентов и курсантов Российской системы высшего образования / И. В. Ульянова, Ю. Н. Русскова // Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности: взаимодействие науки, нормотворчества и практи-

ки : материалы I Ежегодной Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 398-402.

2. Федеральный закон № 342-Ф3 от 30 ноября 2011 г. «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 49. Ч. 1. Ст. 7020.

3. Свинарева, О. В. Педагогическое сопровождение курсантов образовательных организаций МВД России в период адаптации к образовательному процессу : ав-тореф. дисс. ... канд. пед. наук / О. В. Свинарева. М., 2017. 25 с.

4. Хрущев, А. В. Основы совершенствования огневой подготовки сотрудников ОВД / А. В. Хрущев // Аллея науки. 2018. Т. 4. № 6. С. 216-219.

5. Ураков, И. В. Совершенствование огневой подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России : Педагогический аспект : ав-тореф. дисс. ... канд. педагог. наук / И. В. Ураков. М., 2003. 23 с.

Bibliographic list

1. Ulyanova, I. V. Analysis of scientific approaches to the study of active methods of teaching students

and cadets of the Russian system of higher education / I. V. Ulyanova, Yu. N. Russkova // Issues of improving law enforcement: interaction of science, rulemaking and practice : materials of the I Annual All-Russian Scientific and Practical Conference. 2018. pp. 398-402.

2. Federal Law No. 342-FZ of November 30, 2011 «On service in the internal affairs bodies of the Russian Federation and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2011. No. 49. Part 1. St. 7020.

3. Svinareva, O. V. Pedagogical support of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia during the period of adaptation to the educational process : abstract. diss. ... Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.08 / Svinareva Olga Viktorovna. M., 2017. 25 p.

4. Khrushchev, A.V. Fundamentals of improving the fire training of police officers / A. V. Khrushchev // Alley of Science. 2018. Vol. 4. No. 6. pp. 216-219.

5. Urakov, I. V. Improvement of fire training of cadets and students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia: Pedagogical aspect : abstract. diss. ... Candidate of Pedagogical Sciences / I. V. Urakov. M., 2003. 23 p.

Информация об авторе

Р. В. Пахомов - адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the author

R. V. Pakhomov - Adjunct of the Faculty of Training of Scientific, Pedagogical and Scientific Personnel of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Научный руководитель: М. А. Ерофеева - профессор кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор педагогических наук, профессор.

Supervisor: M. A. Erofeeva - Professor of the Department of Pedagogy of the educational and scientific complex of psychology of official activity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Pedagogical Sciences, Professor.

Статья поступила в редакцию 22.10.2021; одобрена после рецензирования 13.12.2021; принята к публикации 17.12.2021.

The article was submitted 22.10.2021; approved after reviewing 13.12.2021; accepted for publication 17.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.