Научная статья на тему 'Адаптация курсантов младших курсов к практическим занятиям по огневой подготовке'

Адаптация курсантов младших курсов к практическим занятиям по огневой подготовке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / КУРСАНТ ВОЕННОГО ВУЗА / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВОЕННОГО ВУЗА / ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ / ADAPTATION / CADET OF MILITARY UNIVERSITY / FIRE TRAINING / EDUCATIONAL PROCESS OF MILITARY UNIVERSITY / TARGETED ADAPTATION PROGRAM FOR CADETS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жемчужников Александр Васильевич, Артамонов Сергей Михайлович

В статье раскрываются вопросы адаптации курсантов младших курсов к практическим занятиям по огневой подготовке. Уточняется понятие адаптации курсантов военных вузов в контексте военной педагогики. Детально раскрывается целевая программа адаптации курсантов военных вузов к практическим занятиям по огневой подготовке. Структурно-содержательное наполнение целевой программы включает вводный, когнитивный и интеграционный этапы. Уточняются особенности реализации каждого из выделенных этапов программы адаптации курсантов военных вузов к практическим занятиям по огневой подготовке. Освещается результат реализации целевой программы, выраженный в развитии у обучающихся адаптационной компетентности к военнопрофессиональной подготовке в целом и огневой подготовке в частности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жемчужников Александр Васильевич, Артамонов Сергей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptation of younger courses cadets to practical fire training activities

The article reveals the adaptation of junior cadets to practical exercises in fire training. The concept of adaptation of cadets of military universities in the context of military pedagogy is clarified. The target program for adapting cadets of military universities to practical exercises in fire training is described in detail. The structurally substantive content of the target program includes the introductory, cognitive and integration stages. The specifics of the implementation of each of the selected stages of the program for adapting cadets of military universities to practical exercises in fire training are clarified. The result of the implementation of the target program, expressed in the development of the students' adaptive competence for military professional training in general and fire training in particular, is highlighted

Текст научной работы на тему «Адаптация курсантов младших курсов к практическим занятиям по огневой подготовке»

2. Жаворонков, А.Н. Сравнение модельных характеристик технико-тактической подготовленности чемпиона мира по самбо различных групп весовых категорий / А.Н. Жаворонков, С.Е. Табаков // Ученые записки университета П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 2 (180). - С. 107-110.

3. Основы математической статистики : учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / под ред. В.С. Иванова. - Москва : Физкультура и спорт, 1990. - 176 с.

4. Самбо : примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / С.Е. Табаков, С.В. Елисеев, А.В. Конаков. - Москва : Советский спорт, 2005. - 236 с.

5. Чумаков, Е.М. Моделирование спортивной деятельности борца : метод. разработка / Е.М. Чумаков, И.В. Шашурин ; Гос. центр. ин-т физ. культуры. - Москва : [б. и.], 1986. - 26 с.

REFERENCES

1. Bulantsov, A.M. (2011), Improving the reliability of the motor skill of throwing sambo wrestlers in the conditions of competitive activity, dissertation, Moscow.

2. Zhavoronkov, A.N. and, Tabakov, S.E (2020), "Comparison of model characteristics of technical and tactical preparation of Sambo world champions in different weight categories", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 2 (180), pp. 107-110.

3. Ed. Ivanov, V.S. (1990), Basics of mathematical statistics: textbook, allowance for institutes physical culture, Physical education and sport, Moscow.

4. Tabakov, S.E, Eliseev, S.V. and Konakov, A.V. (2008), An exemplary program of sports training for children and youth sports schools, specialized children and youth schools of the Olympic reserve, Soviet sports, Moscow.

5. Chumakov, E.M., and Shashurin, I.V. (1986), Modeling the sports activity of a wrestler: method. development for students, State Central Institute of Physical Culture, Moscow.

Контактная информация: alexzhav@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 09.03.2020

УДК 378.1

АДАПТАЦИЯ КУРСАНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ

Александр Васильевич Жемчужников, доцент, Сергей Михайлович Артамонов, преподаватель, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации

Аннотация

В статье раскрываются вопросы адаптации курсантов младших курсов к практическим занятиям по огневой подготовке. Уточняется понятие адаптации курсантов военных вузов в контексте военной педагогики. Детально раскрывается целевая программа адаптации курсантов военных вузов к практическим занятиям по огневой подготовке. Структурно-содержательное наполнение целевой программы включает вводный, когнитивный и интеграционный этапы. Уточняются особенности реализации каждого из выделенных этапов программы адаптации курсантов военных вузов к практическим занятиям по огневой подготовке. Освещается результат реализации целевой программы, выраженный в развитии у обучающихся адаптационной компетентности к военно-профессиональной подготовке в целом и огневой подготовке в частности

Ключевые слова: адаптация, курсант военного вуза, огневая подготовка, образовательный процесс военного вуза, целевая программа адаптации курсантов.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p142-144

ADAPTATION OF YOUNGER COURSES CADETS TO PRACTICAL FIRE

TRAINING ACTIVITIES

Alexander Vasilyevich Zhemchuzhnikov, the senior lecturer, Sergey Mikhailovich Artamon-

ov, the teacher, Perm Military Institute of the Forces of the National Guard of the Russian Fed-

eration

Abstract

The article reveals the adaptation of junior cadets to practical exercises in fire training. The concept of adaptation of cadets of military universities in the context of military pedagogy is clarified. The target program for adapting cadets of military universities to practical exercises in fire training is described in detail. The structurally substantive content of the target program includes the introductory, cognitive and integration stages. The specifics of the implementation of each of the selected stages of the program for adapting cadets of military universities to practical exercises in fire training are clarified. The result of the implementation of the target program, expressed in the development of the students' adaptive competence for military professional training in general and fire training in particular, is highlighted

Keywords: adaptation, cadet of military university, fire training, educational process of military university, targeted adaptation program for cadets.

ВВЕДЕНИЕ

Несмотря на проводимый государством комплекс мероприятий по патриотическому воспитанию допризывной молодежи только 8,6% первокурсников военных вузов на момент поступления имеют сертификат о прохождении обучения в школах с военным уклоном. Подавляющее большинство курсантов не имеют представления о военной службе в целом, предназначении и структуре выбираемого силового ведомства, в частности. Соответственно, вопрос адаптации обучающихся в военно-образовательной среде имеет актуальное значение, как в системе подготовки офицеров, так и для развития российского образования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ социологических исследований о профессиональной ориентации выпускников общеобразовательных школ говорит о престижности военной профессии на современном этапе. Однако формирование престижа военного образования часто навеяно материальными благами и льготами, предоставляемыми военнослужащим в процессе службы и после выхода на заслуженный отдых. Абитуриенты, как правило, не осведомлены в специфике военного образования. Выполнение функциональных обязанностей курсанта наряду с теоретическим обучением, выполнением практических стрельб, полевыми выходами и комплексными полевыми занятиями сопряжено с несением внутренней и караульной служб. Большое количество стрессогенных факторов военной службы нарушает функцию восприятия учебного материала и, как следствие, снижается уровень обучаемости личного состава [2]. Так, вопрос адаптации курсантов младших курсов должен решаться целенаправленной работой как со стороны командного, административного состава, научно-педагогических работников, так и обучающимися лично.

Вопрос адаптации курсантов глубоко проработан в исследовании О.В. Свинарёвой [3]. Автор под адаптацией курсантов в педагогическом контексте понимает механизм (способ) эффективного включения личности в новые противоречивые по своей сути отношения: служебные, учебно-воспитательные и квазипрофессиональные. Анализ научной литературы, раскрывающей период адаптации обучающихся, представляет широкую вариацию: от полугода до 5 лет. Глубокий научно-педагогический опыт в работе с курсантами военных вузов (по огневой подготовке) позволяет сделать вывод, что 90% обучающихся к концу первого года обучения адаптируются к занятиям по огневой подготовке. Оставшиеся 10% обучающихся требуют внимания в рамках адаптации. Соответственно, на наш взгляд целенаправленную работу по адаптации курсантов к практическим занятиям по огневой подготовке необходимо раскрывать и реализовывать в виде целевой программы адаптации курсантов военных вузов к практическим занятиям по огневой подготовке. Данная программа требует синхронизации, рассчитана на первый год обучения и реализуется с учетом интеграции в образовательный процесс военного ву-

за. При разработке целевой программы мы учитывали научные выводы Е.Я. Бельской [1], которая в содержательное наполнение целевой программы адаптации студентов включает предаптационный, адаптационный, когнитивный, ингрессивный и интеграционный этапы. Так, целевая программа адаптации курсантов военных вузов к практическим занятиям по огневой подготовке содержит три этапа: вводный, когнитивный, интеграционный. Каждый этап включает в себя специфические формы методы и средства и обеспечивается взаимодействием обучающихся, а также профессорско-преподавательского состава кафедры огневой подготовки. Так, вводный этап раскрывает целевое предназначение дисциплины, особенности обеспечения требований безопасности, как при проведении практических занятий, так и при проведении боевых стрельб. Содержательным наполнением когнитивного этапа являются теоретические знания об особенностях обращения с вооружением, способах ведения огня, управления огнем и использовании вооружения в различных условиях тактической обстановки. Интеграционный этап включает в себя непосредственное проведение боевых стрельб из стрелкового оружия, средств ближнего боя, гранатометов, а также вооружения боевых машин с детальным разъяснением способов ведения огня, методики прицеливания, технических особенностей обращения с вооружением. Результатом реализации целевой программы является адаптационная компетентность курсантов военных вузов к военно-профессиональной подготовке в целом и к огневой подготовке в части.

Таким образом, целевая программа адаптации курсантов военных вузов к практическим занятиям по огневой подготовке реализуется в системе интеграции с образовательным процессом в течение первого курса обучения и способствует формированию у обучающихся адаптационной компетентности к военно-профессиональной подготовке в целом и огневой подготовке в частности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бельская, Е.Я. Модернизация программы адаптации студентов первого курса в вузовской среде / Е.Я. Бельская, Е.В. Старцева, Н.А. Старцев // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - Часть 4, № 12 (54). - С. 9-10.

2. Кузнецов, Б.В. Адаптация курсантов первого курса к образовательному процессу военизированных учебных заведений средствами физической культуры (на примере Воронежского института ГПС МЧС РФ) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Кузнецов Борис Вячеславович. - Санкт-Петербург, 2015. - 25 с.

3. Свинарева, О.В. Педагогическое сопровождение курсантов образовательных организаций МВД России в период адаптации к образовательному процессу : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Свинарева Ольга Викторовна. - Москва, 2017. - 25 с.

REFERENCES

1. Belskaya, E.Ya. (2016), "Modernization of the program of adaptation of first-year students in the university environment", International Research Journal, Part 4, Vol. 12 (54), pp. 9-10.

2. Kuznetcov, B. V. (2015), Adaptation of first-year cadets to the educational process of militarized educational institutions by means of physical education (on the example of the Voronezh Institute of the State Fire Service of the Ministry of Emergencies of the Russian Federation), dissertation, St. Petersburg.

3. Svinareva, O.V. (2017), Pedagogical support of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia during the period of adaptation to the educational process, dissertation, Moscow.

Контактная информация: zemchyg63@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.03.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.