Научная статья на тему 'Огневая подготовка - системообразующая дисциплина в системе подготовки курсантов военных вузов'

Огневая подготовка - системообразующая дисциплина в системе подготовки курсантов военных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ПОДГОТОВКА ВОЕННЫХ КАДРОВ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянов Олег Анатольевич, Жемчужников Александр Васильевич

В представленной статье освещены роль и место дисциплины «Огневая подготовка» в системе современного военного образования. Раскрыты функции огневой подготовки. Выделены особенности преподавания как аудиторных, так и практических занятий по вышеуказанной дисциплине. Приведены дальнейшие перспективы развития системообразующей дисциплины в вузах Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и других силовых ведомств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Емельянов Олег Анатольевич, Жемчужников Александр Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Shooting preparation - system-forming discipline in the system of preparation of cadets of military universities

The presented article highlights the role and place of the discipline "shooting training" in the system of modern military education. The functions of fire training are revealed. The peculiarities of teaching both classroom and practical classes on the above discipline are singled out. Further perspectives of development of system-forming discipline in higher education institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation, the Federal Service of Troops of the National Guard of the Russian Federation and other power departments are given.

Текст научной работы на тему «Огневая подготовка - системообразующая дисциплина в системе подготовки курсантов военных вузов»

4. Svishchev, I.D., Pankratov, A.V. and Polukhin, A.V. (2017), Interaction in the triad of subjects of competitive and training activities in martial arts and sports games", Extreme activity of the person, Vol. 44, No. 3, pp. 34-38.

5. Shlyakhova, I.B. (2015), "Pedagogical paradigm, theory, problems, search for solutions", Theory and practice of education in the modern world: materials VII Intern. sci. Conf. (St. Petersburg, July 2015), Its publishing house, St. Petersburg, pp. 54-64.

6. Mitra, S. and Rana, V. (2001), "Children and the Internet: Experiments with minimally invasive education in India", British journal of educational technology, Vol. 32, No. 2, pp. 221-232.

Контактная информация: egiaz-@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.09.2018

УДК 378.1

ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА - СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ ДИСЦИПЛИНА В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Олег Анатольевич Емельянов, кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры, Александр Васильевич Жемчужников, доцент, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации

(ПВИВНГ), Пермь

Аннотация

В представленной статье освещены роль и место дисциплины «Огневая подготовка» в системе современного военного образования. Раскрыты функции огневой подготовки. Выделены особенности преподавания как аудиторных, так и практических занятий по вышеуказанной дисциплине. Приведены дальнейшие перспективы развития системообразующей дисциплины в вузах Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и других силовых ведомств.

Ключевые слова: огневая подготовка, подготовка военных кадров, методика преподавания огневой подготовки.

SHOOTING PREPARATION - SYSTEM-FORMING DISCIPLINE IN THE SYSTEM OF PREPARATION OF CADETS OF MILITARY UNIVERSITIES

Oleg Anatolevich Emelyanov, the candidate of pedagogical sciences, deputy head of department, Alexander Vasilyevich Zhemchuzhnikov, the senior lecturer, Perm Military Institute of the Forces of National Guard of the Russian Federation, Perm

Annotation

The presented article highlights the role and place of the discipline "shooting training" in the system of modern military education. The functions of fire training are revealed. The peculiarities of teaching both classroom and practical classes on the above discipline are singled out. Further perspectives of development of system-forming discipline in higher education institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation, the Federal Service of Troops of the National Guard of the Russian Federation and other power departments are given.

Keywords: fire training, training of military personnel, methods of teaching fire training.

ВВЕДЕНИЕ

Подготовка специалистов для войск Министерства обороны, Росгвардии и других силовых ведомств существенно отличается от традиционной организации образовательного процесса в гражданских вузах. Отличительные черты - увеличенное количество часов, выделяемых на физическую подготовку обучающихся и специфика организации занятий по данной дисциплине, наличие в учебных планах и основных профессиональных

образовательных программах дисциплин раскрывающих особенности ведения общевойскового боя, специальных операций, а также дисциплин, формирующих у обучающихся строевую выучку, знание теоретических положений общевоинских уставов и других нормативно-правовых актов, причастных к военной службе. Также несомненной особенностью подготовки будущих офицеров является изучение огневой подготовки - системообразующей дисциплины в системе подготовки курсантов военных вузов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Сущность военного образования неразрывно связана с одной стороны с национальной системой образования и является ее составным элементом [1], с другой стороны с руководящими ведомствами - Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и другими.

Военный энциклопедический словарь 1984 г. трактует понятие «огневая подготовка» как обучение личного состава применению оружия для поражения целей в бою. На современном этапе развития военного образования данная дисциплина решает больший спектр функциональных задач.

Анализ диссертационных исследований [2, 4], научных работ [3] показывает, что сущность дисциплины «Огневая подготовка» изучена в полной мере с позиций правильности выполнения практических действий при стрельбе, обоснования теоретических расчетов стрельбы, и недостаточно освещена с позиций внутренней психологической подготовки обучающихся к стрельбе, практическим действиям в условиях, приближенных к боевым.

Огневая подготовка как дисциплина выполняет ряд учебных и воспитательных функций.

Ценностная функция. Реализуется смыслообразующая составляющая образовательной системы. Формируются ценностные ориентации военно-профессиональной подготовки курсантов. Обучающиеся осознают глубокий смысл освоения военной профессии и реализации себя в ней.

Мотивирующая функция признана вызывать у курсантов осознание мотива военно-профессиональной деятельности [2]. Мотив, в свою очередь, выступает профессиональным ориентиром в системе подготовки военных специалистов.

Развивающая функция способствует личностному развитию и становлению будущих офицеров, а также развивает профессионально-важные качества: стойкость, выдержку, стрессоустойчивость.

Контролирующая функция определяет степень подготовки и уровень развития умений и навыков обучающихся на каждом этапе их профессиональной подготовки. Выражается введением в тематические планы контрольных работ, комплексных проверочных занятий, зачетов, экзаменов.

Особенностью преподавания огневой подготовки является обучение курсантов действиям в условиях боевой обстановки. Для создания таковых условий необходимо организовывать и проводить практические занятия на фоне общей тактической обстановки, в условиях столкновения с условным противником (в ходе проведения условных специальных действий), с использованием имитационных средств. Данный фактор повышает интерес обучающихся на занятиях и способствует достижению поставленных целей.

Рассматривая перспективы развития дисциплины как системообразующей необходимо отметить параллельное взаимозависимое развитие как элементов выполнения практических действий с боевой стрельбой, так и внутренней личностной готовности, уверенности, выдержки обучающихся к выполнению упражнений.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

а) огневая подготовка на современном этапе развития военного образования выполняет роль системообразующей дисциплины, выполняет ряд функций, способствующих

всецелой и качественной подготовке офицеров для силовых ведомств Российской Федерации и дружественных государств;

б) ключевым направлением дальнейшего развития дисциплины «Огневая подготовка» является комплексное развитие составных элементов: теоретические основы стрельбы, изучение материальной части оружия, выполнение практических стрельб, личностная психологическая подготовка обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксенов, К.В. Понятие «военно-профессиональная подготовка», её сущность и содержание / К.В. Аксенов // Ярославский педагогический вестник. - 2010. - № 4. - Том 2. - С. 169-174.

2. Лымарев, В.Н. Формирование мотива военно-профессиональной деятельности у курсантов военных вузов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Лымарев В.Н. - Челябинск, 2015. - 219 с.

3. Шойгу, С.К. Тезисы выступления Министра обороны Российской Федерации генерала армии С.К. Шойгу на международной конференции «Военные и политические аспекты европейской безопасности», 23-24 мая 2014 г. [Электронный ресурс] / С.К. Шойгу. -http://mil.ru/konf_evrodefence/materials/more.htm?id= 11755052@cmsArticle (дата обращения: 01.09.2018).

4. Юматов, В.А. Профессиональная подготовка курсантов вузов внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности в подразделениях специального назначения : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Юматов В.А. - Санкт-Петербург, 2012. - 177 с.

REFERENCES

1. Aksenov, KV, (2014), "Concept of "military-professional training", its essence and content", Yaroslavl Pedagogical Gazette, Vol. 2, No. 4, pp. 169-174.

2. Lymarev, V.N. (2015), Formation of the motive of military-professional activity among military cadets, dissertation, Chelyabinsk.

3. Shoigu, S.K. (2014), "Theses of the speech by the Minister of Defense of the Russian Federation, Army General S.K. Shoigu at the international conference "Military and political aspects of European security", May 23-24, 2014", available at: http://mil.ru/konf_evrodefence/materials/more.htm?id= 11755052 @ cmsArticle.

4. Yumatov, V.A. (2012), Professional training of cadets of high schools of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia for service and combat activities in special purpose units, dissertation, St. Petersburg.

Контактная информация: oleg.emelyanov75@mail.ru, zemchug63@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.09.2018

УДК 796.922.093.642

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО БИАТЛОНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Николай Степанович Загурский, кандидат педагогических наук, профессор, Яна Сергеевна Романова, кандидат педагогических наук, заслуженный мастер спорта, Светлана Юрьевна Гуща, старший преподаватель, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск

Аннотация

В статье проведен анализ современного состояния юношеского биатлона в Российской Федерации, показаны основные проблемы развития детско-юношеского биатлона и пути оптимизации подготовки юных биатлонистов. Предложен новый формат развития массового и школьного биатлона с использованием пневматического оружия, что позволит повысить интерес детей и подростков к занятиям биатлоном и сделает его развитие массовым.

Ключевые слова: биатлон, спортивные учреждения по биатлону, этапы спортивной подготовки по биатлону, юные биатлонисты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.