Научная статья на тему 'Педагогическая модель повышения качества проведения занятий с курсантами по огневой подготовке в вузах МВД России'

Педагогическая модель повышения качества проведения занятий с курсантами по огневой подготовке в вузах МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / КУРСАНТЫ ВУЗОВ МВД РОССИИ / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / КАЧЕСТВО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ / PEDAGOGICAL MODEL / CADETS / FIRE PREPARATION / QUALITY OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Домрачева Екатерина Юрьевна, Савин Михаил Николаевич, Зимоновский Андрей Викторович

В статье рассматриваются вопросы обоснования модели, повышения качества проведения занятий с курсантами по огневой подготовке в вузах МВД России. Традиционно проблема формирования у педагогов по огневой подготовке необходимых знаний, умений и навыков рассматривалась с точки зрения формирования склонности к педагогической деятельности. Практика показала, что для педагогической деятельности преподавателей по огневой подготовке необходим комплекс определенных свойств личности. Установлено, что наиболее важное место занимают устойчивая педагогическая направленность, а также глубокие знания, навыки и умения, позволяющие эффективно обучать курсантов в ходе огневой подготовки. Проведенные исследования показали, что практическая реализация разработанной педагогической модели, повышения качества проведения занятий с курсантами по огневой подготовке в вузах МВД России зависит от многих факторов. Практическая реализация зависит от субъективных свойств личности преподавателей, связанных с мотивацией и отношением их к педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Домрачева Екатерина Юрьевна, Савин Михаил Николаевич, Зимоновский Андрей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical model of improvement of quality of teaching cadets to fire skills in higher education institutions of the ministry of internal affairs of the Russian Federation

In the article, the questions of justification of the model for improvement of quality of teaching cadets to fire skills at higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation are considered. Traditionally, the problem of formation at fire preparation teachers of the necessary knowledge, skills was considered in terms of formation of the tendency to pedagogical activity. Practice showed that the complex of certain properties of the personality is necessary for pedagogical activity of the teachers of fire preparation. It is established that the most important place is taken by the steady pedagogical orientation, and also the profound knowledge, skills and abilities allowing training effectively cadets during fire preparation. The conducted researches showed that implementation of the developed pedagogical model for improvement of quality of teaching with cadetsfire preparation at higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation depends on many factors. Implementation depends on subjective properties of the identity of the teachers connected with motivation and their attitude to pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «Педагогическая модель повышения качества проведения занятий с курсантами по огневой подготовке в вузах МВД России»

REFERENCES

1. Bolotin, A.E. and Selyukin, D.B. (2015), "Structure and contents of the pedagogical concept of physical training of students on the basis of values of a healthy lifestyle", Theory and practice ofphysical culture, No.7, pp. 32-34.

2. Bolotin, A.E., Sagiyev ,T.A. and Dementieva, S.A. (2018), "The analysis of content of training process of young biathlonists in the snowless period of preparation", Strategic directions of reforming of a high school system ofphysical culture: the collection of scientific works of the 5th All-Russian scientific and practical conference with the International participation (SPb, 19.04.2018), Institute of physical culture, sport and tourism, publisher Polytechnic university, St. Petersburg, pp. 71-76.

3. Bolotin, A.E., Sagiyev, T.A. and Dementieva, S.A. (2018), "Indicators of special endurance of young biathlonists", Strategic directions of reforming of a high school system ofphysical culture: the collection of scientific works of the 5th All-Russian scientific and practical conference with the International participation (19.04.2018),Institute of physical culture, sport and tourism, publisher Polytechnic university, St. Petersburg, pp 77-79.

4. Bolotin, A.E., Sagiyev, T.A. and Dementieva, S.A. (2018), "Assessment of the level of development of endurance at young biathlonists by results of testing", Strategic directions of reforming of a high school system of physical culture: the collection of scientific works of the 5th All-Russian scientific and practical conference with the International participation (19.04.2018), Institute of physical culture, sport and tourism, publisher Polytechnic university, St. Petersburg, pp 80-82.

5. Bolotin, A.E., Sagiyev, T.A. and Dementieva, S.A. (2018), "Interrelation of physical fitness of young biathlonists with results of competitive activity", Strategic directions of reforming of a high school system of physical culture: the collection of scientific works of the 5th All-Russian scientific and practical conference with the International participation (19.04.2018), Institute of physical culture, sport and tourism, publisher Polytechnic university, St. Petersburg, pp 83-87.

6. Bakayev V.V., Bolotin, A.E. and Chunguang, Yu (2018), "Reaction of vegetative nervous system to loads in female long-distance runners with different fitness level", Journal of Human Sport and Exercise, (JHSE), 13(2), pp. 245-252.

7. Bolotin, A.E., Bakayev, V.V. and Chunguang You (2018), "Comparative analysis of myocardium repolarization abnormalities in female biathlon athletes with different fitness levels", Journal of Human Sport and Exercise, (JHSE), 13(2), pp. 240-244.

8. Bolotin, A.E., Bakayev, V.V. and Bochkovskaya V.L. (2018), "Comparative fractal analysis of the heart rhythm variability among female biathletes with different training statuses", World congress of performance analysis of sport XII (19-23 September, 2018, Opatija, Croatia), pp.43-52.

9. Bolotin, A.E. and Bakayev, V.V. (2016), "Factors that determine high efficiency in developing speed and strength abilities of female hurdler", Journal of Physical Education and Sport, Vol.16 (3), No.143, pp.910-913.

Контактная информация: a_b@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 25.01.2019

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С КУРСАНТАМИ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ В ВУЗАХ МВД

РОССИИ

Екатерина Юрьевна Домрачева, соискатель, преподаватель, Белгородский юридический институт имени И.Д. Путилина; Михаил Николаевич Савин, кандидат педагогических наук, Андрей Викторович Зимоновский, старший преподаватель, Московское высшее общевойсковое командное училище

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы обоснования модели, повышения качества проведения занятий с курсантами по огневой подготовке в вузах МВД России. Традиционно проблема формирования у педагогов по огневой подготовке необходимых знаний, умений и навыков рассматривалась с точки зрения формирования склонности к педагогической деятельности. Практика

показала, что для педагогической деятельности преподавателей по огневой подготовке необходим комплекс определенных свойств личности. Установлено, что наиболее важное место занимают устойчивая педагогическая направленность, а также глубокие знания, навыки и умения, позволяющие эффективно обучать курсантов в ходе огневой подготовки. Проведенные исследования показали, что практическая реализация разработанной педагогической модели, повышения качества проведения занятий с курсантами по огневой подготовке в вузах МВД России зависит от многих факторов. Практическая реализация зависит от субъективных свойств личности преподавателей, связанных с мотивацией и отношением их к педагогической деятельности.

Ключевые слова: педагогическая модель; курсанты вузов МВД России; огневая подготовка; качество проведения занятий.

PEDAGOGICAL MODEL OF IMPROVEMENT OF QUALITY OF TEACHING CADETS TO FIRE SKILLS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE

MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Ekaterina Yurevna Domracheva, the competitor, teacher, Belgorod Legal Institute of I.D.

Putilin, Belgorod; Mikhail Nikolaevich Savin, the candidate of pedagogical sciences, Andrey Viktorovich Zimonovsky, the senior teacher, Moscow Highest General Command School

Annotation

In the article, the questions of justification of the model for improvement of quality of teaching cadets to fire skills at higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation are considered. Traditionally, the problem of formation at fire preparation teachers of the necessary knowledge, skills was considered in terms of formation of the tendency to pedagogical activity. Practice showed that the complex of certain properties of the personality is necessary for pedagogical activity of the teachers of fire preparation. It is established that the most important place is taken by the steady pedagogical orientation, and also the profound knowledge, skills and abilities allowing training effectively cadets during fire preparation. The conducted researches showed that implementation of the developed pedagogical model for improvement of quality of teaching with cadets' fire preparation at higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation depends on many factors. Implementation depends on subjective properties of the identity of the teachers connected with motivation and their attitude to pedagogical activity.

Keywords: pedagogical model, cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, fire preparation, quality of training.

Современная система образования требует повышения качества проведения занятий с курсантами по огневой подготовке в вузах МВД России. [3]. Практическое решение этой задачи тесно связано с личностью преподавателя, его знаниями, умениями и навыками. Анализ деятельности лучших педагогов, свидетельствует об их не стандартном подходе к проведению занятий. Такие педагоги относятся к своей работе с большой любовью, постоянно совершенствуют собственную методику преподавания. Они, как правило, воплощают новые теоретические разработки в конкретные дела по обучению курсантов меткой стрельбе. В ходе своей педагогической деятельности они стимулируют курсантов к овладению техникой меткой стрельбы, способствуют развитию их индивидуальности. [3].

Установлено, что в основе повышения качества проведения занятий с курсантами лежат идеи взаимопомощи, взаимодоверия и стремления педагогов максимально способствовать реализации возможностей курсантов к обучению. [2,3].

Основным направлением улучшения качества проведения занятий является обоснование соответствующей модели обучения на основе юридической грамотности педагогов при организации тренировки по стрельбе [1].

Практика показала, что данная модель должна включать в себя разные типовые задачи, выполняемые выпускниками в экстремальных ситуациях боевой обстановки, с применением оружия. Она должна обеспечивать комплексность вариантов применением оружия, а также системность и объективность контроля, позволяющего оценить готовность курсантов к выполнению задач. Все сказанное выше требует совместного развития у них

физических, волевых и психологических качеств, а также технических навыков обращения с оружием. Кроме того, требуются устойчивые умения меткой стрельбы из разных положений. В связи с изменениями требований по огневой подготовке, возникла существенная необходимость пересмотреть структуру и содержание педагогической модели, повышения качества проведения занятий с курсантами. В связи с этим, была разработана и научно обоснована соответствующая педагогическая модель (рисунок 1).

Рисунок 1 - Педагогическая модель повышения качества проведения занятий с курсантами по огневой подготовке в вузах МВД России

Учитывая определённую специфику деятельности, сотрудников МВД России, подбор компонентов реализации данной модели осуществлялся под воздействием определенных условий - первоначальных и функционирования. Критериями эффективности данной модели служили профессиональные приемы и действия с оружием, в также меткость стрельбы при выполнении разных упражнений. Было установлено, что правильное сочетание компонентов модели в соответствии с необходимыми условиями позволяет повысить качество проведения занятий. Основными характеристиками модели являлись: ее целостность, иерархичность и взаимозависимость всех компонентов. Данная модель во многом

была связана со сменой образовательных парадигм. Практика показала, что сегодня востребован выпускник, который сможет мобилизовать свои силы для решения боевых задач. Учитывалось, что в основе его эффективной деятельности лежит определение объёма навыков, необходимых для меткой стрельбы. Было установлено, что без развитой в совершенстве организации тренировки невозможно решить задачу повышения качества занятий. Практика показала, что педагогическое руководство тренировочным процессом представляет собой специально организованную деятельность по повышению уровня подготовленности курсантов.

Таким образом, были выявлены существенные противоречия, обусловленные несоответствиями между:

- потребностью МВД России в квалифицированных выпускниках и недостаточным уровне их подготовленности для меткой стрельбы;

- возрастающим творческим характером требований к педагогической деятельности преподавателей и слабой разработанностью проблемы их обучения.

Педагогическая позиция по улучшению качества занятий состоит в ответственности за разрешение данных противоречий. Применительно к преподавателям необходимы: оптимизация времени, отводимого на обучение курсантов; организация последовательности всех педагогических воздействий, в ходе обучения при формировании навыков меткой стрельбы у курсантов; определение методов по выявлению способностей у курсантов, необходимых для улучшения точности стрельбы.

Практика показала, что основными организационными условиями преодоления выявленных противоречий являются:

- насыщенность учебного процесса с курсантами по огневой подготовке активными формами обучения;

- включенность подготовки курсантов в реальную практическую деятельность, позволяющую учесть опыт применения оружия в ходе служебно-профессиональных действий.

ВЫВОД. Проведенные исследования свидетельствуют о необходимости использования современных средств и методов тренировки, для повышения эффективности занятий по огневой подготовке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин, А.Э. Технология управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России / А.Э. Болотин, О.В. Битюцкая // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 8 (102). - С. 34-39.

2. Зюкин, А.В. Факторы, определяющие необходимость формирования готовности курсантов вузов ВВ МВД России к боевой деятельности, с использованием средств огневой и физической подготовки/А.В. Зюкин, А.Э. Болотин, Ю.А. Напалков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 7 (113). - С. 77-81.

3. Медведев, А.В. Факторы, определяющие необходимость повышения качества проведения занятий с курсантами по огневой подготовке в вузах МВД России / А.В. Медведев, Е.Ю. Домра-чева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 7 (161). - С. 185-188.

REFERENCES

1. Bolotin, A.E. and Bityutskaya, O.V. (2013), "Technology of management of development of legal literacy in heads of GPN Emercom of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 102, No. 8, pp. 34-39.

2. Zyukin, A.V., Bolotin, A.E. and Napalkov, Yu.A. (2014), "The factors defining need of formation of readiness of cadets of higher education institutions of Interior Ministry Troops of Russia for fighting activity, with use of means of fire and physical preparation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 113, No. 7, pp. 77-81.

3. Medvedev, A.V. and Domracheva E.Yu. (2018), "The factors determining need of improvement of quality of teaching with cadets by fire preparation in higher education institutions of the Ministry of

Internal Affairs of the Russian Federation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 161, No. 7, pp. 185-188.

Контактная информация: domrachevaE555@gmail.com

Статья поступила в редакцию 29.01.2019

УДК 378.14:796.011

АКТУАЛЬНОСТЬ ИНТЕГРАЦИИ СЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ВИДАМИ СПОРТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Александр Викторович Доронцев, кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный медицинский университет; Наталья Владимировна Ермолина, кандидат педагогических наук, доцент, Нина Аркадьевна Зинчук, кандидат

педагогических наук, доцент, Астраханский государственный университет

Аннотация

В работе рассматривается актуальность секционных занятий видами спорта и результат их интеграция в единое образовательное пространство. Проведенное исследование позволило определить оптимальный двигательный режим для учащихся средних классов, составить прогностическую модель уровня развития физических качеств. Интеграция урочной и внеурочной деятельности по физическому воспитанию способствует развитию и восполнению двигательной активности учащихся, устойчивого интереса к занятиям физической культуры, спортом, социализации личности в современных условиях. Полученные результаты использованы для составления программ внеурочных занятий двигательной активностью школьников средних классов.

Ключевые слова: физическая культура, внеурочные занятия, учащиеся средних классов.

RELEVANCE OF INTEGRATION OF CLUBS SPORTS OCCUPATIONS IN GENERAL EDUCATION SPACE OF SECONDARY SCHOOL

Alexander Viktorovich Dorontsev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Department chairman, Astrakhan State Medical University; Natalya Vladimirovna Ermolina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Nina Arkadievna Zinchuk, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Astrakhan State University

Annotation

The relevance of the club's occupations and their integration into uniform educational space is considered in the article. The conducted research allowed defining the optimum motive mode for the studying at middle school, making the predictive model of the level of development of the physical qualities. Integration of the fixed and extracurricular activities in physical training contributes to the development and completion of the physical activity of pupils, steady interest in occupations with physical culture, sport, socialization of the personality in modern conditions. The received results are used for drawing up programs of after-hour occupations with the physical activity for the school students of middle school classes.

Keywords: physical culture, after-hour occupations, pupils of middle school classes.

ВВЕДЕНИЕ

Основой образовательного процесса в средней образовательной школе является комплексная педагогическая система, включающая внеурочные образовательные формы [2]. Недостаточная физическая активность отрицательно влияет на функциональные резервы сердечно-сосудистой и дыхательной систем [5, 6, 7, 9]. В этой связи актуальной проблемой остается разработка методик внеурочных занятий в спортивных секциях по видам спорта, умением определять для детей индивидуальный уровень адекватной физической нагрузки [4]. Потенциальная возможность занятий в спортивных секциях по видам спорта обусловлена не только развитием физических качеств, но и активной социализацией занимающихся спортом [3]. Соответственно планирование и структурирование дополнительных занятий в спортивных клубах образовательных учреждений необходимо

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.