Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия, необходимые для повышения качества проведения занятий с курсантами по огневой подготовке в вузах МВД России'

Психолого-педагогические условия, необходимые для повышения качества проведения занятий с курсантами по огневой подготовке в вузах МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КУРСАНТЫ ВУЗОВ МВД РОССИИ / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / КАЧЕСТВО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведев Алексей Владимирович, Домрачева Екатерина Юрьевна

В статье рассматриваются психолого-педагогические условия, необходимые для повышения качества проведения занятий с курсантами по огневой подготовке в вузах МВД России. К ним относятся: включение в процесс огневой подготовки курсантов новых педагогических технологий; разработка комплекса мероприятий по контролю над повышением качества проведения занятий с курсантами по огневой подготовке; обоснование объективных критериев оценки качества проведения занятий, с курсантами по огневой подготовке. Менее значимыми психолого-педагогическими условиями являются: разработка мероприятий для повышения уровня методической подготовленности преподавателей по огневой подготовке; повышение уровня мотивации у курсантов к занятиям по огневой подготовке; планирование занятий по огневой подготовке с учетом нагрузки, полученной по другим разделам боевой подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведев Алексей Владимирович, Домрачева Екатерина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychology and pedagogical conditions necessary for improvement of quality of holding lessons with cadets in fire preparation in higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

The article considers the psychology and pedagogical conditions necessary for improvement of quality of holding lessons with cadets in fire preparation at the higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Among them: the inclusion in process of fire training of cadets of the new pedagogical technologies; the development of the complex of actions for control over improvement of quality of holding the lessons with the cadets in the fire preparation; the justification of objective criteria for evaluation of the quality of holding occupations with cadets in fire preparation. Less significant psychology and pedagogical conditions are the following: the development of actions for increase in the level of the methodical readiness of teachers in fire preparation; the increase in level of motivation at cadets to classes in fire preparation; the planning of classes in fire preparation considering the loading received according to other sections of combat training.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия, необходимые для повышения качества проведения занятий с курсантами по огневой подготовке в вузах МВД России»

7. Матвеев, А.П. Здоровье формирование - новая парадигма оздоровления подрастающего поколения / А.П. Матвеев, Ф.Х. Харисов // Здоровьесберегающие образование. - 2012. - № 8 (28). -С. 21-25.

8. Селуянов, В.Н. Технология оздоровительной физической культуры / В.Н. Селуянов. - М. : ТВТ Дивизион, 2009. - 192 с.

9. Третьякова, Н.В. Основы здоровье сбережения : практикум / Н.В. Третьякова. Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2011. - 138 с.

10. Ушакова, С.А. Здоровье людей пожилого возраста / С.А. Ушакова. - М. : Владос, 2005.

- 255 с.

REFERENCES

1. Bulich, A.A. and Muravov, I.V. (2003), Health of the person. A biological basis of activity and physical activity in her stimulation, Olympic literature, Kiev.

2. Gavrilov, D.N. (2002), "Pedagogical and organizational features of the motive regime of people of mature and advanced age", Theory and practice ofphysical culture, No. 3, pp. 40-44.

3. Gotovtsev, P.I. (1985), Longevity and physical culture, Physical culture and sport, Moscow.

4. Evseeva, O.E., Ladygina, E.B. and Antonova, A.V. (2010), Adaptive physical culture in gerontology: studies. grant, Soviet Sport, Moscow.

5. Kazin, E.M., Blinova N.G. and Litvinova, N.A. (2000), Bases of individual health ofthe person, Vlados, Moscow.

6. Matveev, A.P., Makhov, A.S., Karpov, V.Yu. and Eremin, M.V. (2016), "The maintenance of the concept "Health Saving Technologies" in the context of modern school education", Theory and practice of physical culture, No. 9, pp. 59-61.

7. Matveev, A.P. F.H. Harisov (2012), "Health formation - a new paradigm of improvement of younger generation", Health saving education, No. 8 (28), pp. 21-25.

8. Seluyanov, V.N. (2009), Technology of improving physical culture, TVT Division, Moscow.

9. Tretyakova, N.V. (2011), Bases health of saving: practical work, publishing house RSPPU, Yekaterinburg.

10. Ushakova, S.A. (2005), Human health of advanced age, Vlados, Moscow.

Контактная информация: apmatveev@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.08.2018

УДК 378

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С КУРСАНТАМИ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ В ВУЗАХ МВД РОССИИ

Алексей Владимирович Медведев, кандидат психологических наук, доцент, Екатерина Юрьевна Домрачева, соискатель, преподаватель, Белгородский юридический институт имени И.Д. Путилина, Белгород

Аннотация

В статье рассматриваются психолого-педагогические условия, необходимые для повышения качества проведения занятий с курсантами по огневой подготовке в вузах МВД России. К ним относятся: включение в процесс огневой подготовки курсантов новых педагогических технологий; разработка комплекса мероприятий по контролю над повышением качества проведения занятий с курсантами по огневой подготовке; обоснование объективных критериев оценки качества проведения занятий, с курсантами по огневой подготовке. Менее значимыми психолого-педагогическими условиями являются: разработка мероприятий для повышения уровня методической подготовленности преподавателей по огневой подготовке; повышение уровня мотивации у курсантов к занятиям по огневой подготовке; планирование занятий по огневой подготовке с учетом нагрузки, полученной по другим разделам боевой подготовки.

Ключевые слова: психолого-педагогические условия; курсанты вузов МВД России; огневая подготовка; качество проведения занятий.

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR IMPROVEMENT OF QUALITY OF HOLDING LESSONS WITH CADETS IN FIRE PREPARATION IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Alexey Vladimirovich Medvedev, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Ekaterina Yurevna Domracheva, the competitor, teacher, Belgorod Legal Institute of I.D. Putilin, Belgorod

Annotation

The article considers the psychology and pedagogical conditions necessary for improvement of quality of holding lessons with cadets in fire preparation at the higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Among them: the inclusion in process of fire training of cadets of the new pedagogical technologies; the development of the complex of actions for control over improvement of quality of holding the lessons with the cadets in the fire preparation; the justification of objective criteria for evaluation of the quality of holding occupations with cadets in fire preparation. Less significant psychology and pedagogical conditions are the following: the development of actions for increase in the level of the methodical readiness of teachers in fire preparation; the increase in level of motivation at cadets to classes in fire preparation; the planning of classes in fire preparation considering the loading received according to other sections of combat training.

Keywords: psychology and pedagogical conditions, cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, fire preparation, quality of training.

В настоящее время повышение качества проведения занятий с курсантами по огневой подготовке в вузах МВД России является одной из важнейших сторон улучшения уровня их готовности к профессиональной деятельности. [4]. Совершенствование процесса огневой подготовки курсантов вузов МВД России тесно связано с их индивидуальными характеристиками и реализацией новых педагогических технологий [2].

Важным направлением совершенствования процесса огневой подготовки будущих офицеров для МВД России является обоснование психолого-педагогических условий, необходимых для повышения качества проведения занятий с курсантами по огневой подготовке [2]. Процесс огневой подготовки в вузах МВД России должен осуществляться на основе юридической грамотности педагогов и должен быть направлен на быстрое формирование навыков меткой стрельбы у курсантов. [1]. Практика показывает, что этот процесс происходит эффективнее, если будут выявлены и созданы соответствующие психолого-педагогические условия [2, 3].

Эти условия должны обеспечивать наиболее эффективное протекание процесса огневой подготовки курсантов вузов МВД России. С целью определения психолого-педагогических условий, необходимых для повышения качества проведения занятий с курсантами по огневой подготовке в вузах МВД России был проведен опрос опытных преподавателей и тренеров, имеющих стаж преподавательской деятельности более 10 лет. В опросе приняли участие 78 респондентов. Результаты опроса представлены в таблице 1.

В качестве основных психолого-педагогических условий, необходимых для повышения качества проведения занятий с курсантами по огневой подготовке в вузах МВД России, респонденты отметили включение в процесс огневой подготовки курсантов новых педагогических технологий и разработку комплекса мероприятий по контролю над повышением качества проведения занятий с курсантами по огневой подготовке. Особое внимание респонденты обратили на обоснование объективных критериев оценки качества проведения занятий, с курсантами по огневой подготовке. Менее значимыми психолого-педагогическими условиями являются: разработка мероприятий для повышения уровня методической подготовленности преподавателей по огневой подготовке; повышение уровня мотивации у курсантов к занятиям по огневой подготовке; планирование занятий по огневой подготовке с учетом нагрузки, полученной по другим разделам боевой подготовки.

Таблица 1 - Ранговая структура психолого-педагогических условий, необходимых для повышения качества проведения занятий с курсантами по огневой подготовке в вузах МВД России (п=78)_

Ранговое место (значимость) Психолого-педагогические условия Ранговый показатель (%)

1 Включение в процесс огневой подготовки курсантов новых педагогических технологий 27,3

2 Разработка комплекса мероприятий по контролю над повышением качества проведения занятий с курсантами по огневой подготовке 22,7

3 Обоснование объективных критериев оценки качества проведения занятий, с курсантами по огневой подготовке 17,5

4 Разработка мероприятий для повышения уровня методической подготовленности преподавателей по огневой подготовке 12,5

5 Повышение уровня мотивации у курсантов к занятиям по огневой подготовке 11,8

6 Планирование занятий по огневой подготовке с учетом нагрузки, полученной по другим разделам боевой подготовки 8,2

Включение в процесс огневой подготовки курсантов новых педагогических технологий, по мнению респондентов, является определяющим условием повышения качества проведения занятий с курсантами по огневой подготовке в вузах МВД России. По их мнению, внедрение новых аппаратурных и других методик в обучение курсантов меткой стрельбе будет способствовать повышению качества проведения занятий с курсантами по огневой подготовке в вузах МВД России.

Повышению качества проведения занятий с курсантами по огневой подготовке в вузах МВД России будет способствовать разработка комплекса мероприятий по контролю над этим процессом. Важно, чтобы контроль носил системный и объективный характер. В ходе контроля над повышением качества проведения занятий с курсантами, по огневой подготовке в вузах МВД России, необходимо оценивать не только уровень подготовленности преподавателей, но и степень развития навыков меткой стрельбы у курсантов.

Особое внимание респонденты обратили на обоснование объективных критериев оценки качества проведения занятий, с курсантами по огневой подготовке. Для реализации этого условия необходимо выявить наиболее точные показатели, определяющие повышение качества проведения занятий с курсантами по огневой подготовке в вузах МВД России. Это требует проведения соответствующего корреляционного анализа.

Необходима также разработка мероприятий для повышения уровня методической подготовленности преподавателей по огневой подготовке. С преподавателями по огневой подготовке должны постоянно проводиться методические занятия по огневой подготовке. На этих занятиях следует рассматривать наиболее сложные методические вопросы, связанные с обучением курсантов меткой стрельбе.

Менее значимыми психолого-педагогическими условиями являются: повышение уровня мотивации у курсантов на занятиях по огневой подготовке, а также планирование занятий по огневой подготовке с учетом нагрузки, полученной по другим разделам боевой подготовки.

Преподаватели должны всегда искать пути для повышения уровня мотивации у курсантов на занятиях по огневой подготовке. Практика показывает, что мотивированные курсанты быстрее осваивают навыки меткой стрельбы.

Необходимо обратить внимание на планирование занятий по огневой подготовке. Оно должно осуществляться с учетом нормирования нагрузки, полученной по другим разделам боевой подготовки. [3]. Это связано с тем, что на занятиях по огневой подготовке необходима высокая концентрация внимания курсантов. Вместе с тем известно, что по мере утомления концентрация утрачивается.

Таким образом, выявленные психолого-педагогические условия объективно необходимы для повышения качества проведения занятий с курсантами по огневой подготовке в вузах МВД России. Практика показала, что уровень подготовленности курсантов в

меткой стрельбе, а также их готовность к профессиональной деятельности в значительной степени зависят от внедрения выявленных психолого-педагогических условий в учебный процесс по огневой подготовке в вузах МВД России.

ВЫВОД. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости внедрения выявленных психолого-педагогических условий в учебный процесс по огневой подготовке в вузах МВД России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин, А.Э. Педагогическая модель управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России / А.Э. Болотин, О.В. Битюцкая // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 7 (101). - С. 31-35.

2. Болотин, А.Э. Педагогическая модель формирования готовности курсантов вузов ВВ МВД России к боевой деятельности, с использованием средств огневой и физической подготовки / А.Э. Болотин, А.В. Зюкин, Ю.А. Напалков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2014. - № 6 (112). - С. 75-79.

3. Болотин, А.Э. Педагогическая модель физической подготовки курсантов вузов ПВО с применением нормирования тренировочной нагрузки / А.Э. Болотин, А.В. Борисов, С.А. Скрипачев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 9 (115). - С. 11-14.

4. Медведев, А.В. Факторы, определяющие необходимость повышения качества проведения занятий с курсантами по огневой подготовке в вузах МВД России / А.В. Медведев, Е.Ю. Домра-чева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 7 (161). - С. 185-188.

REFERENCES

1. Bolotin, A.E. and Bityutskaya, O.V. (2013), "Pedagogical model of management of development of legal literacy in heads of GPN Emercom of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 101, No. 7, pp. 31-35.

2. Bolotin, A.E., Zyukin, A.V. and Napalkov, Yu.A. (2014), "Pedagogical model of formation of readiness of cadets of higher education institutions of Interior Ministry Troops of Russia for fighting activity, with use of means of fire and physical preparation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 112, No. 6, pp. 75-79.

3. Bolotin, A.E., Borisov, A.V. and Skripachev, S.A. (2014), "Pedagogical model of physical training of cadets of higher education institutions of air defense with application of rationing of a training load", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 115, No. 9, pp. 11-14.

4. Medvedev, A.V. and Domracheva, E.Yu. (2018), "The factors determining need of improvement of quality of teaching with cadets by fire preparation in higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 161, No. 7, pp. 185-188.

Контактная информация: medvedevAV555@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.08.2018

УДК 797.21

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАССИВНОЙ ГИБКОСТИ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОК В СИНХРОННОМ ПЛАВАНИИ

Елена Александровна Мехтелева, кандидат педагогических наук, доцент, Виктор Радиевич Соломатин, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и

туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Аннотация

Настоящее исследование проводилось с целью выявления эффективности изометрического метода развития и совершенствования пассивной гибкости у юных спортсменок в синхронном плавании. В исследовании принимали участие девочки 10-11 лет в количестве 40 человек. Использование традиционной методики развития гибкости в среднем обеспечивает прирост

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.