Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИДЕОМОТОРНОЙ ТРЕНИРОВКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ВУЗА МВД РОССИИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИДЕОМОТОРНОЙ ТРЕНИРОВКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ВУЗА МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ИДЕОМОТОРНАЯ ТРЕНИРОВКА / ОБУЧЕНИЕ КУРСАНТОВ ВУЗА МВД РОССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алтунин А.Ю., Фроленков В.Н.

Статья посвящена результатам проведенного на базе Орловского юридического института МВД России им. В.В. Лукьянова исследования по использованию идеомоторной тренировки на занятиях огневой подготовки будущих офицеров полиции. Анализ литературных источников по данной проблеме и обобщение собственного педагогического опыта позволили сформулировать рекомендации по последовательности мысленно воспроизводимых курсантом действий, периодичности повторения комплекса. Полученные результаты позволяют сделать вывод о целесообразности широкого использования идеомоторной тренировки для повышения результативности стрельбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алтунин А.Ю., Фроленков В.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF IDEOMOTOR TRAINING IN FIREPOWER TRAININGFOR CADETS OF THE INSTITUTE OF THE MIA OF RUSSIA

The article is devoted to the results of a study on the use of ideomotor training in fire training classes for future police officers. It was conducted on the basis of the Oryol Law Institute named after V.V. Lukyanov. The analysis of literary sources on this problem and the generalization of our own pedagogical experience made it possible to formulate recommendations on the sequence of actions mentally reproduced by the cadet, the frequency of training. The results obtained allow us to conclude that it is advisable to widely use ideomotor training to increase the effectiveness of shooting.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИДЕОМОТОРНОЙ ТРЕНИРОВКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ВУЗА МВД РОССИИ»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

удк 378.6 АЛТУНИН А.Ю.

преподаватель, кафедра огневой подготовки и деятельности ОВД в особых условиях, Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова E-maihalexaltumn84@gmail.com ФРОЛЕНКОВ В.Н.

преподаватель, кафедра огневой подготовки и деятельности ОВД в особых условиях, Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова E-mail:filatov251094@gmail.com

udc 378.6 ALTUNIN A.Y.

Teacher, Department of Fire Training and Activities of the Department of Internal Affairs in special Conditions, Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

named after V. V. Lukyanov E-mail:alexaltunin84@gmail.com FROLENKOV V.N.

Teacher, Department of Fire Training and activities of the Department of Internal Affairs in Special Conditions, Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

named after V. V. Lukyanov E-mail:filatov251094@gmail.com

использование идеомоторной тренировки на занятиях по огневой подготовке курсантов вуза мвд россии

™e use of ideomotor training in firepower training

for cadets of the institute of the mia of russia

Статья посвящена результатам проведенного на базе Орловского юридического института МВД России им. В.В. Лукьянова исследования по использованию идеомоторной тренировки на занятиях огневой подготовки будущих офицеров полиции. Анализ литературных источников по данной проблеме и обобщение собственного педагогического опыта позволили сформулировать рекомендации по последовательности мысленно воспроизводимых курсантом действий, периодичности повторения комплекса. Полученные результаты позволяют сделать вывод о целесообразности широкого использования идеомоторной тренировки для повышения результативности стрельбы.

Ключевые слова: огневая подготовка, идеомоторная тренировка, обучение курсантов вуза МВД России.

The article is devoted to the results of a study on the use of ideomotor training in fire training classes for future police officers. It was conducted on the basis of the Oryol Law Institute named after V.V. Lukyanov. The analysis of literary sources on this problem and the generalization of our own pedagogical experience made it possible to formulate recommendations on the sequence of actions mentally reproduced by the cadet, the frequency of training. The results obtained allow us to conclude that it is advisable to widely use ideomotor training to increase the effectiveness of shooting.

Keywords: shooting training, ideomotor training, training of cadets at institution of the MIA of Russia.

Огневая подготовка курсантов вуза МВД России представляет собой актуальную проблему современной теории и методики профессионального ведомственного образования. Развитие навыков стабилизации функционального и эмоционального состояния у будущих офицеров полиции в полной мере отвечает целям и задачам соответствующей дисциплины. Способности к самооценке и самоконтролю, к концентрации и переключению внимания, стабилизации дыхательного и сердечного ритмов обеспечивают повышение результативности контрольных упражнений стрельб.

По результатам современных исследований осознанность на привычном уровне в экстремальных ситуациях с применением огнестрельного оружия выполнения профессиональных обязанностей сохраняется у 1/6 части сотрудников органов внутренних дел. 80% полицейских не могут оперативно применить в нетипичных служебных ситуациях знания и навыки, освоенные в период обучения в ведомственном вузе, только 10% из них спустя определенное время приходят к осо-

знанному варианту поведения. В профессиональной деятельности такое промедление может стоить жизни сотруднику полиции или другим гражданам, в связи с чем в период обучения в ведомственном вузе у курсантов стоит развивать способность к нормализации нервной системы, быстрому реагированию и неотложным действиям в экстремальных обстоятельствах [3].

При этом традиционные методы и формы проведения практических занятий по огневой подготовке не в полной мере отвечают современным требованиям к будущему офицеру полиции, установленных образовательными и профессиональными стандартами, федеральными законами и ведомственными нормативными актами. Оптимизировать подготовку курсантов к выполнению упражнений стрельб позволяет применение идеомоторной тренировки, позволяющей развивать навыки преднамеренной саморегуляции психофизиологического состояния.

Концептуальное обоснование идеомоторной тренировки базируется на многократно эмпирически под-

© Алтунин А.Ю., Фроленков В.Н. © Altunin A.Y., Frolenkov V.N.

Ученые записки Орловского государственного университета. № 4 (93), 2021 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 93. 2021

твержденных идеях И.М. Сеченова и И.П. Павлова о том, что при мысленном воспроизведении определенных действий в сознании человека, его нервной системе наблюдаются процессы, максимально приближенные к аналогичным при реальных действиях. Интенсивность этих процессов увеличивается при воспроизводстве не только техники, последовательности действий, но и воспроизведении возникающих при этом мышечных, эмоциональных и прочих ощущений.

Идеомоторная тренировка основана на осознанном мысленном воспроизведении ранее освоенных или изучаемых действий и возникающих при их выполнении ощущений, позволяет закрепить соответствующие двигательные навыки, поддерживать оптимальное физическое состояние курсанта, развить внимание, концентрацию и быстроту реакции на занятиях по огневой подготовке. Активное представление осваиваемого навыка стрельбы провоцирует иннервацию мышц, для которой структура импульса соответствует воображаемым движениям, осуществляемым при том или ином упражнении стрельбы и полностью соответствующим последовательности выполнения реального выстрела [1]. Результаты современных исследований подтверждают, что регулярное выполнение идеомоторной тренировки способствует снижению личностной и ситуативной тревожности, оптимизации эмоционального состояния, сокращению межличностных конфликтов и нарастанию эмоционального самоконтроля у курсантов [2].

При разработке методики идеомоторной тренировки с учетом специфики занятий по огневой подготовке использовались рекомендации А.В Игумнова [1], С.В. Косыгиной [2], А.В. Попова, А.Н. Пахомова [4], А.И. Свиридова, М.В. Аниканова [5] и ряда других исследователей, а также обобщение собственной педагогической практики и практики коллег - педагогов кафедры огневой подготовки. Беседа с курсантами показала, что практически никто из обучающихся не знает о методе идеомоторной тренировки даже среди тех, кто до поступления в вуз занимался профессиональным спортом. Поэтому особое внимание было уделено вводной беседе об основных принципах, краткой истории и научных данных об эффективности данного подхода к обучению и закреплению двигательных навыков. В ходе занятия обучающиеся осваивали следующий алгоритм действий идеомоторной тренировки прицельной стрельбы, многократно мысленно повторяемый:

- принять изготовку для стрельбы лицом к мишени;

- извлечь огнестрельное оружие из кобуры, проконтролировать правильность хвата рукоятки;

- зарядить пистолет по команде, удерживать его в сторону мишени под углом к горизонту в 50-60 градусов, сообщить о готовности к произведению выстрела;

- после команды «Огонь» поднять руку, удерживающую пистолет, положить первую фалангу указательного пальца на спусковой крючок, обеспечивая при этом зазор между пальцем и рукояткой оружия и контролируя тонус задействованных мышц;

- навести пистолет в цель, совместить мушку с районом прицеливания, не дожидаясь стабилизации их положения, осуществить задержку дыхания на полувдохе и начать обработку спуска курка с боевого взвода;

- сконцентрировать внимание на удержании мушки, контролируя согласованность обработки спуска крючка и прицеливания;

- плавно нажимать на курок до момента производства выстрела, не ожидая его;

- после выстрела осуществить наведение огнестрельного оружия в район прицеливания, удерживая пару секунд ровную мушку, проанализировать эффективность выстрела [4];

- уделить внимание контролю и, по необходимости, коррекции хвата рукоятки пистолета;

- продолжить выполнение упражнения несколько

раз.

Предложенная последовательность действий была зафиксирована курсантами в письменной форме, с дополнением по желанию описания каждого этапа рисунками и схемами. Идеомоторная тренировка акцентирует внимание курсанта не на результате, а на технических аспектах произведения выстрела, в спокойной обстановке анализировать и регулировать собственные двигательные, визуальные ощущения, развивать концентрацию внимания, быстроту реакции. Такая настройка обеспечивает функциональную готовность курсанта к выполнению учебных и контрольных упражнений по стрельбе, оптимизацию состояния нервной системы.

Особое внимание уделяется фиксации времени выполнения идеомоторной техники применительно к определенному упражнению стрельбы, что позволяет педагогу объективно оценить готовность курсанта к выполнению упражнения стрельбы. Так, при ускорении мыслительных операций и значительном превышении контрольного времени идеомоторной тренировки в сравнении с временем, затрачиваемым на реальное выполнение данного упражнения стрельбы, можно сделать вывод о возбужденном, тревожном состоянии обучающегося. Чрезмерное затягивание мысленного выполнения упражнения по сравнению с реально затрачиваемым на производство выстрела (серии выстрелов) временем свидетельствует о вялости, замедленности реакции курсанта. Такая диагностика позволяет своевременно осуществить мероприятия по корректировке негативных состояний, возникающих в момент выстрела и снижающих эффективность огневой подготовки (волнение, ошибка ожидания выстрела и т.п.).

Для оценки эффективности включения идеомотор-ной тренировки в структуру практического занятия по огневой подготовке нами был реализован педагогический эксперимент, в котором приняли участие две учебные группы курсантов численностью 27 и 25 человек, условно разделенные на экспериментальную и контрольную. Процесс освоения дисциплины «Огневая подготовка» у курсантов контрольной группы был традиционным для ОрЮИ им. В.В. Лукьянова. В экс-

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

периментальнои группе раз в неделю на практических занятиях по огневоИ подготовке посвящалось 10-15 минут для проведения идеомоторной тренировки. Курсантам было рекомендовано освоить порядок тренировки и выполнять ее ежедневно, постепенно увеличивая число воспроизведений упражнения стрельбы. На практическом занятии после выполнения идеомо-торной тренировки курсанты переходили к реальным упражнениям стрельб. В конце учебного семестра для оценки эффективности педагогического эксперимента было проведено контрольное оценивание. Курсанты контрольной и экспериментальной групп выполняли одно из упражнений стрельбы: стрельба стоя с удержанием пистолета одной рукой по грудной фигуре с зоной поражения в форме белого прямоугольника (обозначен белым пунктиром) с 10 м. 4 патронами в ограниченное

время (не более 10 сек.). Результаты контрольного оценивания приведены в таблице 1.

Таким образом, экспериментальная апробация показала, что применение идеомоторной тренировки способствует повышению результативности образовательного процесса при освоении дисциплины «Огневая подготовка» курсантами вуза МВД России. Проведенное исследование не исчерпывает всей полноты рассматриваемой проблематики. Перспективными представляются исследования влияния идеомоторной тренировки на способности курсантов к оперативной стабилизации своего состояния перед стрельбой, к применению огнестрельного оружия в экстремальных условиях и ситуациях, максимально приближенных к профессиональным.

Таблица 1.

Результаты оценки эффективности выполнения упражнения стрельбы курсантами контрольной и экспериментальной групп

Показатель эффективности Контрольная группа Экспериментальная группа

1. Среднее количество попаданий в зону поражения 3,4 2,8

2. Среднее время, затрачиваемое на выполнение упражнения 9,3 10,2

Библиографический список

1. Игумнов А.В. Применение идеомоторной тренировки в процессе огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: мат. ХХ Всеросс. науч.-мет. конф. Иркутск: ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России, 2015. 444 с. С. 205-208.

2. Косыгина С.В. Условия применения идеомоторных техник для развития эмоционального самоконтроля у курсантов Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя // Психология и педагогика служебной деятельности. 2018. №4. С. 49-53.

3. Николаева Ю.В. Проблема психологической готовности курсантов образовательных учреждений МВД России к стрельбе из пистолета // Вестник Московского университета МВД России. 2012. №4. С. 210-212.

4. Попов А.В., ПахомовА.Н. Психологические особенности выполнения контрольных упражнений стрельб из девятимиллиметрового пистолета Макарова // Педагогика: вопросы теории и практики. 2017. №3. С. 82-86.

5. Свиридов А.И., Аниканов М.В. Опыт применения методики аутогенной и идеомоторной тренировки при подготовке курсантов военных образовательных организаций высшего образования к выполнению упражнений стрельб из стрелкового оружия // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2020. №1. С. 31-35.

References

1. IgumnovA.V. The use of ideomotor training in the process of firepower training of employees of internal affairs bodies // Training for power structures: modern trends and educational technologies. Irkutsk: Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2015. 444 p. Pp. 205-208.

2. Kosygina S.V. Conditions for the use of ideomotor techniques for the development of emotional self-control in cadets of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Psychology and pedagogy of service activity. 2018. No. 4. Pp. 49-53.

3. Nikolaeva J.V. The problem of psychological readiness of cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia to shoot a pistol // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2012. No. 4. Pp. 210-212.

4. PopovA.V., PakhomovA.N. Psychological features of performing control exercises of shooting from a nine-millimeter Makarov pistol // Pedagogy: theory and practice. 2017. No. 3. Рp. 82-86.

5. Sviridov A.I., Anikanov M.V. The experience of using the technique of autogenous and ideomotor training in training cadets of military educational institutions of higher education to perform exercises of firing from small arms // Bulletin of the St. Petersburg Military Institute of the National Guard Troops. 2020. No. 1. Pp. 31-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.