Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОГНЕВОЙ И ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УСТРОЙСТВА ДЛЯ СКРЫТОГО НОШЕНИЯ ТАБЕЛЬНОГО ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОГНЕВОЙ И ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УСТРОЙСТВА ДЛЯ СКРЫТОГО НОШЕНИЯ ТАБЕЛЬНОГО ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНАЯ КОБУРА / ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / МИШЕНЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / OPERATIONAL HOLSTER / FIREARMS / FIRE TRAINING / PERSONAL SAFETY / EXTREME SITUATION / TARGET / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Светличный Евгений Григорьевич, Романов Антон Александрович, Дьяченко Евгений Александрович

В статье раскрыты особенности профессиональной подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД РФ. Отмечены особенности служебной деятельности сотрудников оперативных подразделений МВД РФ. Предложены варианты упражнений, направленных на формирование необходимых профессиональных навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Светличный Евгений Григорьевич, Романов Антон Александрович, Дьяченко Евгений Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF FIRE AND TACTICAL TRAINING OF POLICE OFFICERS USING DEVICES FOR CONCEALED CARRYING OF SERVICE FIREARMS

Operational holster, firearms, fire training, personal safety, extreme situation, target, professional training

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОГНЕВОЙ И ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УСТРОЙСТВА ДЛЯ СКРЫТОГО НОШЕНИЯ ТАБЕЛЬНОГО ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ»

в) учет при обучении всех составляющих речевой деятельности (мотив, цель, предмет, продукт, результат);

г) охвата всех смысловых линий (коммуникативной, лингвистической) образовательной области «Языки и литература», что обеспечивает практические умения и навыки [2].

Принцип ситуативности является естественным продолжением принципа коммуникативной направленности. Речевая ситуация - составляет основу обучения диалогической речи, и является функциональной единицей устно речевого общения. Моделирование ситуаций - это не только процесс разработки системы и отбора языкового и речевого материалов, но и построение системы упражнений и методика проведения форм занятий. Речевые единицы, произнесенные или воспринятые вне ситуации, не остаются в памяти, потому что не являются значимыми [8].

Принцип поэтапный в подходе к обучению диалога - это важнейший методический тезис основывается на особенностях диалога как текста, объем которого определяется потребностями коммуникации. Поэтому развитие связной диалогической речи начинается с обучения репликации, усвоение диалогических единств и создание микродиалогов [8].

На основе анализа материала раскрыты концептуальные основы формирования диалогической компетентности в контексте современного образования обучающихся по направлению подготовки 42.03.03 «Издательское дело». Приоритетными задачами считаем необходимым научить создавать собственные диалоги различных функциональных типов, умело импровизировать и решать творческие задачи в любой ситуации общения.

Принцип индивидуализации предусматривает учет всех свойств обучающегося как личности: его способностей, умение осуществлять учебную деятельность, личностных качеств. По мере овладения диалогической речью индивидуальность проявляется не только в процессе овладения, но и в объекте усвоения - речи, что является способом выражения мыслей средствами языка.

Выводы. Таким образом, проанализированные основные подходы развития связной речи обучающихся по направлению подготовки 42.03.03 «Издательское дело» на современном этапе. Приобретенные лингвистические знания и речевые умения и навыки диалогической речи не только обеспечат возможность дальнейшей языкового образования, но и обеспечат будущему специалисту свободное самовыражение в всех сферах жизни.

Литература:

1. Азимов Э.Г. Рецензия на: Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Флинта; Наука, 2017. - No2. - С. 34. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/retsenziya-schukin-a-n-metodika-prepodavaniya-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo-ucheb-posobie-3-e-izd-pererab-i-dop-m-flinta-nauka-2017-512-s

2. Исакова В.С. Формирование языковых и речевых умений будущих младших специалистов экономики в процессе профессиональной подготовки // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 12-11. -С. 2453-2457; URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36713 (дата обращения: 08.12.2020).

3. Краснова К.А. Лингводидактический аспект формирования у детей связной устной речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 10 (октябрь). - С. 72-78. - URL: http://e-koncept.ru/2019/192038.htm.

4. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969. - 214 с.

5. Пироженко Т.А. Развитие коммуникативно-речевых способностей детей старшего дошкольного возраста. Дисс... канд. педагогических наук. - Киев, 1995.

6. Расширенный текст доклада профессора М.А. Холодной на IV Всероссийском съезде психологов образования России «Психология и современное российское образование» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ipras.ru/cntnt/rus/novosti/rus_news1/n2742.html (дата обращения 03.02.2012).

7. Родыгина Т.А., Белова Г.М. Квалиметрические основы диагностики общепрофессиональных компетенций // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 10. - С. 92-96.

8. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., «Совершенствование связной речи», - Москва, 1994.

9. Шаклеин В.М. Русская лингводидактика: история и современность: Учеб. пособие. - М.: РУДН, 2008. - 209 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук Светличный Евгений Григорьевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь);

кандидат юридических наук Романов Антон Александрович

Уфимский юридический институт МВД России (г. Уфа);

преподаватель кафедры тактико-специальной и

огневой подготовки Дьяченко Евгений Александрович

Ростовский юридический институт МВД России (г. Ростов-на-Дону)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОГНЕВОЙ И ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УСТРОЙСТВА ДЛЯ СКРЫТОГО НОШЕНИЯ ТАБЕЛЬНОГО

ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ

Аннотация. В статье раскрыты особенности профессиональной подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД РФ. Отмечены особенности служебной деятельности сотрудников оперативных подразделений МВД РФ. Предложены варианты упражнений, направленных на формирование необходимых профессиональных навыков.

Ключевые слова: оперативная кобура, огнестрельное оружие, огневая подготовка, личная безопасность, экстремальная ситуация, мишень, профессиональная подготовка.

An^tatton. The article reveals the features of the professional training of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. The features of the service activities of the

employees of the operational divisions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Fédération are noted. Variants of exercises aimed at the formation of the necessary professional skills are proposed.

Keywords: operational holster, firearms, fire training, personal safety, extreme situation, target, professional training.

Введение. Деятельность сотрудников правоохранительных органов направлена на защиту жизни и здоровья, прав и законных интересов граждан, охрану общественного порядка и обеспечение безопасности.

Для выполнения своих функций на высоком уровне, полицейский обязан обладать рядом знаний, умений и навыков, которые приобретаются в процессе профессиональной подготовки в образовательных организациях МВД России.

По роду своей деятельности правоохранителю нередко приходится сталкиваться с неповиновением его законным требованиям и откровенному противодействию пресечению преступлений и правонарушений.

Умение правильно вести себя в экстремальных (стрессовых) ситуациях, основано на компетенциях, получаемых в ходе психологической, физической, тактической и огневой подготовки [1].

Изложение основного материала статьи. Табельное огнестрельное оружие применяется в исключительных случаях, когда иные способы пресечения преступления не дали положительного результата. Вследствие того, что огнестрельное оружие является источником повышенной опасности и любые неверные действия могут привести к трагическим последствиям, полицейский должен владеть навыками владения им на высоком профессиональном уровне.

Обучить умелому обращению с огнестрельным оружием в образовательных организациях МВД России призваны такие дисциплины, как: «Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел» и «Огневая подготовка».

В рамках дисциплины «Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел» обучающиеся получают навыки правильного тактического поведения в экстремальных ситуациях, в том числе, с табельным огнестрельным оружием.

Основной дисциплиной, в рамках которой будущие правоохранитель приобретают необходимые навыки и умения по обращению с огнестрельным оружием, является «Огневая подготовка».

На занятиях по огневой подготовке курсанты и слушатели получают навыки по устранению задержек при стрельбе, выполняют различные манипуляции, которые могут пригодиться в экстремальных ситуациях (снаряжение магазина в ограниченное время, быстрое извлечение оружия из кобуры и приведение его в готовность и т.д.), а также обучаются меткой стрельбе из различных положений, по различным мишеням, на разные дистанции, из-за укрытий, в ограниченное время [8].

В образовательном процессе используется ряд упражнений по стрельбе из огнестрельного оружия, призванных довести уровень такого владения до максимально профессионального.

Ведомственным приказом предусмотрены упражнения, которые призваны моделировать ситуации, встречающиеся в практической деятельности полицейского и формировать необходимые навыки и умения для выхода из случаев применения огнестрельного оружия с наименьшими потерями для правоохранителя, преступника и лиц, ставших случайными свидетелями применения оружия [3, 4]. Все указанные в Приказе упражнения выполняются в форменной одежде из штатной кобуры, которая закреплена открыто на поясном ремне.

В структуру МВД России входят подразделения, занимающиеся оперативно-разыскной деятельностью (уголовный розыск, подразделения по контролю за оборотом наркотиков, подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции), которые учитывая специфические особенности несения службы, должны находиться в гражданской одежде и использовать для переноски табельного огнестрельного оружия специальные приспособления, обеспечивающие скрытность его ношения.

За 2018-19 годы сотрудники вышеуказанных подразделений применяли огнестрельное оружие 165 и 127 раз соответственно [5, 6]. В статистике указаны факты применения огнестрельного оружия, без учета тех ситуаций, в которых оружие извлекалось для пресечения преступлений, но не было применено, ввиду отказа преступника от продолжения противоправных действий. На наш взгляд такие факты встречаются гораздо чаще.

Стрельба - сложный процесс и требует неоднократного повторения специальных двигательных действий, направленных на правильное закрепление необходимого навыка. В случае, когда правоохранитель ожидает, что в отношении него или третьих лиц могут быть совершены противоправные действия, он может заранее извлечь и привести оружие в готовность. В ситуациях же, когда нападение совершено внезапно и полицейскому пришлось вступить в борьбу с преступником, извлечь и привести оружие в готовность крайне затруднительно, так как этот процесс включает в себя ряд необходимых технических действий, таких как:

- открыть кобуру;

- извлечь табельное огнестрельное оружие;

- выключить предохранитель;

- дослать патрон в патронник;

- направить оружие на цель (правонарушителя);

- произвести выстрел [7].

Следует отметить, что на занятиях по огневой подготовке в рамках профессиональной служебной подготовки в основном выполняется упражнение № 4 (согласно условий выполнения данного упражнения, стрелок находится в форменной одежде, оружие в штатной кожаной кобуре на поясном ремне). То есть, даже в рамках занятий нет возможности отработать и закрепить необходимые для оперативника навыки.

Для обеспечения личной безопасности сотрудников служб, выполняющих оперативно-разыскные мероприятия, а также быстрого применения табельного оружия, необходимо разработать и внедрить в процесс профессиональной подготовки упражнения, которые моделируют ситуации применения огнестрельного оружия, находящегося в специальном снаряжении для обеспечения его скрытого ношения (оперативная кобура).

Так как оружие расположено скрыто под одеждой, необходим специальный навык его извлечения. В экстремальной ситуации мелкая моторика ухудшается и правоохранитель может не успеть вовремя извлечь оружие или вовсе его не извлечь, не имея необходимого навыка, тем самым подвергая себя опасности нападения.

Для выработки и закрепления такого навыка необходимо разработать и внедрить в процесс обучения ряд упражнений с огнестрельным оружием.

При разработке упражнений следует учитывать дистанции с которых оружие может быть применено:

1. Близкая (до 2х метров).

2. Короткая (2-7 метров).

3. Относительно короткая (7-10 метров).

Близкая дистанция. На такой дистанции существует вероятность того, что полицейский будет вынужден вступить в рукопашную схватку во время попытки извлечения табельного огнестрельного оружия и приведения его в готовность, что значительно затруднит выполнение рассмотренных ранее манипуляций. В такой ситуации область применения огнестрельного оружия спрогнозировать крайне сложно. Так же следует, при разработке упражнения, учитывать возможность применения огнестрельного оружия для нанесения отвлекающего удара, чтобы «выиграть» время для приведения его в готовность и разрыва дистанции.

Короткая дистанция. На этой дистанции на извлечение огнестрельного оружия отводится очень мало времени, особенно если преступник совершает попытку сокращения дистанции и нападения на полицейского.

В таких условиях область применения - грудь нападающего. Речь о таком требовании, как минимизация ущерба нападающему не ведется, так как на применение оружия очень мало времени и у противника есть возможность нанести серьезные повреждения и завладеть оружием.

Стрельба в грудь, также обусловлена тем, что это самая большая часть тела и произвести прицельные выстрелы в эту зону относительно легко. Такая стрельба призвана остановить нападающего, предотвратив нанесение травм правоохранителю и попытку завладения оружием.

Относительно короткая дистанция. На такой дистанции есть время для выбора района прицеливания. Необходимо учитывать требование минимизации ущерба нападающему [21, а именно, с целью остановки нападающего и пресечения нападения, производить выстрелы по нижним конечностям.

С учетом вышеуказанных требований предложим варианты упражнений для отработки и закрепления необходимых навыков на каждой из 3х дистанций.

Упражнение № 1 «Защита от нападения с использованием пистолета на близкой дистанции, в условиях противоборства с нападающим».

УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ:

Расстояние до мишени: 0-2 метра.

Количество боеприпасов: 0 шт.

Цель: манекен человека.

Время на выполнение: не ограничено.

Оружие в оперативной кобуре.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ:

Стрелок имитирует защиту от нападения свободной рукой или освобождение от захвата, извлекает оружие (но не приводит его в готовность, так как вторая рука занята), наносит удар пистолетом в область головы, максимально разрывает дистанцию, приводит оружие в готовность и имитирует два выстрела в манекен.

В предложенном упражнении нет временных рамок, задача отработать порядок действий до автоматизма. Также не используются боеприпасы, возможно использование учебного оружия. Это упражнение следует выполнять на занятиях по дисциплине «Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел».

Упражнение № 2 «Стрельба из пистолета на короткой дистанции в ограниченное время».

УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ:

Исходный рубеж: 5 метров.

Расстояние до мишени: 7 метров.

Количество боеприпасов: 2 шт.

Цель: поясная фигура (мишень № 2, № 2а, № 2б, № 3а) [4].

Время на выполнение: 3 секунды.

Оружие в оперативной кобуре.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ:

Стрелок по команде руководителя стрельб выполняет следующие действия:

- делает три шага назад.

- извлекает оружие из оперативной кобуры.

- приводит оружие в готовность.

- громко предупреждает нападающего о возможном применении оружия: «Полиция! Стой! Стрелять буду!».

После чего производит три выстрела в мишень.

ОЦЕНКИ:

Удовлетворительно - 1 попадание.

Неудовлетворительно - мишень не поражена.

В случае, если время на выполнение упражнения превышено, независимо от количества попаданий в мишени, выставляется оценка неудовлетворительно.

Упражнение № 3 «Стрельба из пистолета на короткой дистанции в ограниченное время, с минимизацией вреда нападающему».

УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ:

Исходный рубеж: 8 метров.

Расстояние до мишени: 10 метров.

Количество боеприпасов: 3 шт.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель: имитация ног противника (мишень № 3а, нижняя часть мишени, мишень №8, нижняя часть) [4].

Время на выполнение: 4 секунды.

Оружие в оперативной кобуре.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ:

Стрелок по команде руководителя стрельб выполняет следующие действия:

- делает три шага назад.

- извлекает оружие из оперативной кобуры.

- приводит оружие в готовность.

- громко предупреждает нападающего о возможном применении оружия: «Полиция! Стой! Стрелять буду!».

После чего производит три выстрела в мишень.

ОЦЕНКИ:

Удовлетворительно - 1 попадание.

Неудовлетворительно - мишень не поражена.

В случае, если время на выполнение упражнения превышено, независимо от количества попаданий в мишени, выставляется оценка неудовлетворительно.

В процессе выполнения таких упражнений, необходимый алгоритм действий с оружием будет изучен, закреплен и доведены до автоматизма, что в случае необходимости поможет в выполнении своих профессиональных обязанностей на высоком уровне.

Выводы. Выполнение этих упражнений на занятиях в рамках дисциплин «Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел» и «Огневая подготовка» позволит подготовить полицейского к применению табельного огнестрельного оружия, находящегося в оперативной кобуре, пополнит его арсенал рядом важных алгоритмов действий в экстремальных ситуациях, будет способствовать повышению личной безопасности сотрудников оперативных подразделений правоохранительных органов.

Литература:

1. Никитина Л.Н. Коммуникативная толерантность сотрудников центра по противодействию экстремизму МВД по Республике Крым // Противодействие экстремизму и терроризму в Крымском федеральном округе: проблемы теории и практики: монография / под общей редакцией С.А. Буткевича. -Симферополь: Крымский филиал Краснодарского университета МВД России, 2015. - 328 с. - С. 287-294.

2. О полиции [Электронный ресурс] Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (действующая редакция) // Консультант плюс (дата обращения: 15.05.2019).

3. Приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 (с изм. от 14.08.2018) «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» // СПС «Гарант» URL: https://www.garant.ru (последняя редакция).

4. Приказ МВД России от 23.11.2018 № 880 «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» // СПС «Гарант» URL: https://www.garant.ru (последняя редакция).

5. Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2018 год: Сборник аналитических и информационных материалов // М.: ДГСК МВД России, 2020 год. - 69 с.

6. Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2019 год: Сборник аналитических и информационных материалов // М.: ДГСК МВД России, 2020 год. - 72 с.

7. Светличный Е.Г., Лейнова О.С., Жамборов А.А. Формирование у курсантов и слушателей тактических навыков применения огнестрельного оружия в конфликтной ситуации // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта. - 2019. - Выпуск 64 (2). - С. 153-156.

8. Светличный Е.Г. Обучение курсантов и слушателей тактическим навыкам использования укрытий при применении огнестрельного оружия // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта. -2020. - Выпуск 66 (1). - С. 189-192.

Педагогика

УДК 373.24

аспирант Скорнякова Наталья Николаевна

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассматривается как на протяжении развития истории дошкольной педагогики происходило изучение детской коммуникации и социализации, что в последствии привело к формированию такого комплексного понятия как социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста.

Ключевые слова: социально-коммуникативное развитие, дошкольная педагогика, социализация, коммуникация, элементарная трудовая деятельность, основы безопасной жизнедеятельности, дошкольник.

АппоШюп. The article examines how the study of children's communication and socialization took place during the development of the history of preschool pedagogy, which later led to the formation of such a complex concept as the social and communicative development of a preschool child.

Keywords: social and communicative development, preschool pedagogy, socialization, communication, elementary labor activity, basics of safe life, preschool children.

Введение. К настоящему времени, произошел значительный шаг в развитии дошкольной педагогики. Благодаря выходу Приказа Министерства образования и науки РФ от 2013 г. дошкольное образование получило статус первого уровня системы образования в РФ, что определяет новые целевые ориентиры в системе преемственности дошкольного и начального общего образования, а также «представляет собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования» [13].

Также в ФГОС ДО из 5 областей развития детей дошкольного возраста выделяется, как приоритетное, социально-коммуникативное развитие, под которым понимается «процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отношений» [13]. Хотелось бы отметить, что «самостоятельной» жизни в истории дошкольной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.