Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СОВЕРШАЕМЫМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СОВЕРШАЕМЫМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
53
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРЕСТУПЛЕНИЯ / СОВЕРШЕННЫЕ В СФЕРЕ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ / СЛЕДОВАТЕЛЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никоноров Александр Анатольевич, Полянская Елена Петровна

В статье рассмотрены вопросы совершенствования подготовки кадров для подразделений по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений в сфере информационно-телекоммуникационных технологий. Рассмотрены основные проблемы, выявленные в ходе изучения практики, и даны предложения по осуществлению повышению качества образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Никоноров Александр Анатольевич, Полянская Елена Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE TRAINING OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS IN COUNTERING CRIMES COMMITTED WITH THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES

The article deals with the issues of improving the training of personnel for departments for the detection, disclosure and investigation of crimes in the field of information and telecommunications technologies. The main problems identified during the study of the practice are considered, and suggestions are given for improving the quality of the educational process.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СОВЕРШАЕМЫМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

УДК 378; ББК 74

DOI 10.24412/2658-638Х-2021-1-136-138

© Никоноров А.А., Полянская Е.П. 2021

IMPROVING THE TRAINING OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS IN COUNTERING CRIMES COMMITTED WITH THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СОВЕРШАЕМЫМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

Aleksandr A. Nikonorov,

Lecturer of the Department of Operational Investigation

Activities Internal Affairs Bodies and the Application

of Information Technologies of the Moscow Regional Branch

Moscow University of the MIA of Russia

named after V. Ya. Kikot'

143100, Moscow region, Ruzsky district,

village Staroteryaevo

Александр Анатольевич Никоноров,

преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел и применения информационных технологий Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя 143100, Московская область, Рузский район, пос. Старотеряево

Elena P. Polyanskaya,

Lecturer at the Department of Criminal Procedure of the Moscow Regional Branch Moscow University of the MIA of Russia named after V. Ya. Kikot' 143100, Moscow region, Ruzsky district, village Staroteryaevo

Елена Петровна Полянская,

преподаватель кафедры уголовного процесса, Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя 143100, Московская область, Рузский район, пос. Старотеряево

Для цитирования: Никоноров А.А., Полянская Е.П. Совершенствование образовательного процесса в сфере противодействия преступлениям, совершаемым с использованием информационных технологий. Психология и педагогика служебной деятельности. 1/2021. С. 136-138.

Научная специальность: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования.

Abstract. The article deals with the issues of improving the training of personnel for departments for the detection, disclosure and investigation of crimes in the field of information and telecommunications technologies. The main problems identified during the study of the practice are considered, and suggestions are given for improving the quality of the educational process.

Keywords: educational process, crimes committed in the field of high technologies, investigator, efficiency of investigation.

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы совершенствования подготовки кадров для подразделений по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений в сфере информационно-телекоммуникационных технологий. Рассмотрены основные проблемы, выявленные в ходе изучения практики, и даны предложения по осуществлению повышению качества образовательного процесса.

Ключевые слова: образовательный процесс, преступления, совершенные в сфере высоких технологий, следователь, эффективность расследования.

В последние года мы наблюдаем поражающий своими масштабами рост преступлений, совершенных посредством использования информационно-телекоммуникационных технологий. С каждым днем появляются новые способы шифрования данных, максимально повышающие анонимность совершаемых действий, что только благоприятствует стремительному росту преступле-

ний, разнообразию способов деяний и латентно-сти. Наблюдается широкое распространение криминального использования криптовалют в сфере незаконного оборота наркотических средств, коррупции, финансирования организованной преступности, экстремизма и терроризма.

В середине 2020 года Генеральным прокурором Российской Федерации на заседании Коор-

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

динационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации было уделено особое внимание состоянию работы правоохранительных и контролирующих органов по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию преступлений, связанных с посягательствами на безопасность в сфере использования информационно-коммуникационных технологий [1].

Бесконтактный и быстрый способ совершения таких преступлений делает общество все более уязвимым перед новыми вызовами. При этом правоохранительные органы зачастую оказываются к ним не готовыми. Низкая выявляемость и раскрываемость киберпреступлений порождает безнаказанность и чувство вседозволенности, хотя возможности противостоять новым угрозам у правоохранителей имеются, не так давно были созданы специализированные подразделения для борьбы с рассматриваемыми преступлениями. Но существенным недостатком в системе расследования зачастую является некомпетентность сотрудников правоохранительных органов, к которым поступают сообщения о хищениях, совершенных дистанционным способом, неправомерном доступе к компьютерной информации и т. д.

Вопрос совершенствования подготовки кадров для подразделений по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений в сфере информационно-телекоммуникационных технологий красной нитью прошел в ходе январского учебно-методического сбора «Реализация образовательных программ Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя в условиях дистанта: опыт, тенденции, перспективы» 2021 года, а также в ходе сборов, заседаний и в рамках конференций в других высших учебных заведениях России.

Очень сложно повысить качество образовательного процесса по направлению противодействия преступлениям в сфере информационных технологий без соответствующей подготовки, понимания базовых основ и знания понятийного аппарата нами самими.

В идеале, для этого необходима организация курсов повышения квалификации для профессор-ско - преподавательского состава. Также следует делать упор и на самообразование. Здесь можно порекомендовать для изучения лекции и задания, которые даются в Гарвардском университете на курсе по программированию «С850», где материалы переведены на русский язык и представлены в максимально понятной и интересной форме.

Из всех имеющихся апробированных обучающих информационной безопасности платформ,

на наш взгляд, лучшей является «Codeby», на базе которой проводится дистанционное обучение.

Зачем всё это нужно? Раз мы говорим о расследовании преступлений, формировании доказательственной базы, правильном оформлении процессуальных документов не только по форме, но и по содержанию, нам следует самим четко понимать, как это делается, знать способы совершения преступлений и их механизмы, свободно отвечать на интересующие курсантов и слушателей вопросы, что будет максимально эффективным для их обучения.

В условиях существенного роста преступности в информационной сфере, несомненно, для учебного процесса давно назрела необходимость изменения рабочих программ и указание тематики, отвечающей запросам правоохранительных органов.

В содержание рабочих программ учебных дисциплин на наш взгляд необходимо внесение вопросов, связанных с расследованием преступлений в сфере информационных технологий, например, о преступлениях, связанных с дистанционным хищением денежных средств с банковских карт. Такие вопросы могут быть включены в содержание тем «Доказательства и доказывание», «Следственные действия» по учебной дисциплине УПП (УП) и др.

При рассмотрении вопросов, касающихся проведения допроса подозреваемого, обвиняемого обязательно нужно разбирать вопросы, подлежащие выяснению у допрашиваемых лиц по дистанционному хищению денежных средств. Для этого нам самим необходимо знать о способах совершаемых преступлений, понимать, как у гражданина были похищены денежные средства с банковской карты, с использованием скиммингового устройства или «ливанской петли». В зависимости от этого, в ходе допроса потерпевшего будут сформированы следующие вопросы: использовал ли гражданин для снятия денежных средств с платежной банковской карты банкоматы, расположенные вне помещений банков; были ли случаи отказа банкоматов в выдаче денежных средств; видел ли он отслоение накладки клавиатуры и обращал ли внимание на панель, расположенную в верхней клиентской части, имелись ли там накладки, трещины; имелось ли застревание карты в щели для ввода карт. Ответы на вопросы дадут понимание для дальнейшего алгоритма расследования. В этом случае, с карты, скорее всего, был изготовлен дубликат, так называемый «белый пластик».

В рамках темы «Следственные действия» следует заострять внимание на вопросах, каса-

ющихся осмотра устройств, посредством которых совершались компьютерные преступления. В ситуации, когда потерпевший говорит, что ему на электронный адрес поступило письмо с вредоносным кодом, который похищает данные, следует изъять компьютер и назначить судебно-ком-пьютерную экспертизу. Перед этим мы должны осмотреть его. Если же мы осмотрим устройство, указав всего лишь марку, серию, номер, цвет, операционную систему, браузер и наличие в нем письма (которое может быть удалено по прошествии времени самим вирусом), то этот осмотр не может являться качественным. Необходимо сразу в полном объеме отражать все имеющиеся данные, иначе потом они будут утрачены. Нам обязательно нужно получить техническую информацию об устройстве, с которого было направлено письмо. И здесь важно продемонстрировать, как это делается при изучении служебных заголовков электронных писем.

Эти вопросы, безусловно, не лежат в плоскости исключительно дисциплин уголовно-процессуального цикла. В работе по подготовке современного полицейского принимает участие большое количество кафедр и их специалистов. Требуются технические познания, и не только.

Подготовка специалистов по расследованию рассматриваемого вида преступлений невозможна только лишь силами преподавательского состава, в отрыве от практических работников из подразделений УУР, БСТМ, К, сотрудников служб безопасности финансово-кредитных учреждений, представителей от интернет-провайдеров, операторов сотовой связи. Проведение занятий с их участием позволит узнать возможности данных организаций, что необходимо для правильного

составления запросов по уголовным делам, приглашения специалистов для содействия в проведении следственных действий. Выпускник, приступая к оперативной или следственной работе, при поручении ему раскрытия, расследования преступления в области информационных технологий должен знать не только направление в поиске необходимой информации.

Случается, что молодые сотрудники не знают, как расследовать дистанционные мошенничества. Не знают, что существует кроме детализации абонентских соединений - детализация IMEI-номеров, которая в разы эффективнее первой; как правильно осматривать цифровые документы и выявлять скрытую информацию на устройстве. Ведь в этот момент он в полной мере осуществляет свои обязанности и теряется, поскольку в ВУЗе программы не предусматривали подобных тем, и они не могли этому научиться.

Эффективно противодействовать данным преступлениям мы сможем тогда, когда в числе и иных направлений, осуществляемых правоохранительными органами, научим сотрудников раскрывать и расследовать их.

Библиографический список

1. Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: https://genproc. gov.ru/smi/news/genproc/news-1880616/ (Дата обращения: 28.01.2021).

References

1. Official website of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation. URL: https://genproc. gov.ru/smi/news/genproc/news-1880616/ (Accessed: 28.01.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.